Материалы корпусов бас гитары

Дерево для бас гитар

Опубликовано: 2016-01-06 / Автор: Сергей Хмарук

Мы продолжаем наш «деревянный» ликбез и сегодня посвятим пост всем бас гитаристам, начинающим и не только. В одной из предыдущих статей мы уже обсуждали устройство этого инструмента, и вот пришло время немного углубиться и рассказать вам, каким бывает дерево для бас гитар.

Интересные факты

Хорошее дерево – это основа любой гитары, в том числе и баса. А знаете ли вы, что наши любимые инструменты изготавливают из самых разных пород? Подробнее об этом вы можете прочитать здесь. При их производстве используют большое количество дерева, как и широко распространенные виды, так и довольно экзотические породы, идентифицировать которые под силу только лишь профессиональному лютье. Любое дерево делится на сорта в зависимости от яркости рисунка, равномерности текстуры и цвета. Заготовки высшего сорта применяют для более дорогих и эксклюзивных инструментов.

И вот казалось бы, такой себе факт, если инструмент более или менее устраивает по удобству игры, звучанию или же каким-то другим характеристикам, то собственно какая разница из чего он изготовлен? Но давайте будем с вами реалистами. Качество применяемых материалов играет очень важную роль. А вот какую, понять не сложно. На бас-гитарах серийного производства производители иногда сильно экономят на их себестоимости путем снижения расхода используемых материалов, применяя более новые технологии и исключая из их конструкции дефицитные, высококачественные и дорогие материалы.

Читайте также:  Акустическая гитара gibson j15

Но в этой «жадности» производителя не стоит винить, потому что, не сэкономив сегодня, уже завтра он может просто на просто разориться. Почти все серийные бас гитары одной модели занимают один ценовой диапазон, но качество дерева, которое определяет реальную ценность какого-то определенного экземпляра, в каждом конкретном случае может быть различным.

По внешним признакам можно всегда определить качество накладки и дерева грифа. Самый распространенный недостаток – применение древесины низких сортов, которая годится разве что для производства ящиков. Также стоит обращать внимание, как на сучки, так и на косослой в структуре древесины (но не стоит брать в счет заведомо свилеватое дерево). Покрытие корпуса может быть как прозрачным, так и полупрозрачным, при этом под ним видна текстура древесины. Но инструменты с таким покрытием будут стоить дороже, поэтому производители всегда стараются следить за его качеством.

Дерево для бас гитар

Некоторые фирмы занимающиеся производством бас гитар иногда немного лукавят и приукрашивают характеристики древесины, из которой изготавливается выпускаемый ими инструмент. На практике, как считают некоторые музыканты, дерево не делает гитару более экзотичной, чем она есть на самом деле. Хотя есть и такие басисты, которые не уделяют этому особого значения, потому что прекрасно обходятся эквалайзером и активной электроникой.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить.

Для деки самое популярное деревцо — это, несомненно, красное дерево, ясень, зебрано, розовое дерево, а также другие известные породы. Существует большая разновидность используемых материалов и, казалось бы, что особой разницы между ними-то и нет. Но это не так. Различия есть и, причем довольно существенные.

Вот, к примеру, ясень американский, особенно болотный – по весу легче, мягче и гораздо теплее звучит, нежели ясень европейский – с тяжелой и плотной структурой. А дерево по сути-то одно и то же, но характеристики, да и ощущения абсолютно разные как по весу, так и во время игры на таком инструменте. С кленом аналогичная ситуация. Волнистый клен имеет мягкую структуру в отличие от клена с названием «птичий глаз» с более плотной древесиной.

Розовое дерево из Бразилии высоко ценится за отменные звуковые характеристики и природную красоту, поэтому так нравится многим басистам и считается самым «музыкальным». Но вот на сегодняшний день с этой древесиной дела обстоят неважно и его вырубка запрещена или частично ограничена, поэтому для производства бас-гитар чаще всего используют аналогичное сырье из Индии.

Для топов применяется свилеватая с красивой текстурой древесина с волнистым рисунком. Клен яркий тому пример. Наиболее популярные рисунки типа «burl», «quilt» и «flame», а вот наиболее редкий рисунок – «bird’s eye». Также существует и много других текстур, которые встречаются в основном на заказных инструментах чаще всего из-за сложности обработки нестандартной древесины. Чем равномернее распределен и ярче выражен рисунок на поверхности корпуса, тем соответственно дороже будет инструмент.

Из одной или нескольких (до 4-х) букв «А» обычно обозначаются декоративные качества подобного дерева. Чем больше букв «А», тем дерево красивее и дороже. Распил заготовок может осуществляться так называемым способом «bookmatch», когда на доске в раскрытом виде (как книга) текстура рисунка одной половинки зеркально отражается на другой. В таком «раскрытом» виде такие половинки склеиваются воедино по всей оси инструмента. Но еще оказывается, распил древесины также может влиять и на звучание инструмента.

Основные виды распилов

1. Тангентальный распил. Является наиболее дешевым методом получения заготовки, так как в ход идет все бревно целиком, что в свою очередь отрицательно влияет на ее качество, потому что в такую заготовку возможно попадание косослойных участков.

2. Радиальный распил. Однозначно наилучший вариант для дальнейшего изготовления корпуса гитары. Здесь в ход идет только лишь центральная часть бревна, из которой потом получается заготовка с параллельно идущими сердцевинными лучами на поперечном срезе. Данный вид распила древесины в несколько раз дороже предыдущего, что немаловажно.

Топ корпуса бывает толщиной в четверть дюйма или полдюйма и может склеиваться как пирог из нескольких слоев разной древесины (например, 10 мм клена, 15 мм ясеня, 20 мм ольхи, 10 мм клена). Помимо декоративных особенностей, он еще и значительно влияет на звучание бас-гитары. Толщина топа в целях экономии иногда уменьшается до шпона, который при помощи технологических решений наклеивается даже на не ровную поверхность корпуса. От топа шпон заметно отличается по звуковым характеристикам. Картинки с самыми разными и необычными текстурами, наносимые на корпус гитары, могут служить альтернативой декоративным качествам шпона для соответствующего ценового сегмента.

Искусственные материалы

В конструкции бас гитар помимо дерева могут использовать композитные и синтетические материалы. К ним относится углепластик, акрил, luthite и другие искусственные материалы. Несомненным достоинством таких материалов является отсутствие чувствительности к перепадам температуры и влажности воздуха, а при серийном производстве – это возможность достичь стабильного качества и легкости при создании самых необычных и причудливых форм.

У большинства басистов к таким «пластиковым» гитарам весьма предвзятое отношение, даже несмотря на то, что они могут вполне прилично и качественно звучать. Но не стоит ожидать от такой гитары то, что она будет уникальной по своему звучанию, потому что все инструменты одной конкретной модели будут абсолютно одинаковы. О дереве этого не скажешь, ведь каждое дерево по-своему уникально, даже с одного и того же ствола.

Источник

Типы корпусов бас-гитар

Опубликовано: 2016-01-09 / Автор: Сергей Хмарук

Как ни крути, а без бас-гитары рок-музыка была бы не полной. Эти инструменты, так же, как и электрогитары бывают различных форм и модификаций. В рамках данной статьи мы рассмотрим 5 самых известных и популярных типов корпусов бас-гитар, так что вы сможете иметь о них базовое представление.

Чтобы лучше познакомиться с каждым инструментом, нужно подержать его в руках и сыграть какую-нибудь мелодию, и вот тогда уже можно иметь полное представление об инструменте. Сегодня же мы ограничимся только лишь теорией и узнаем немного о легендарных бас-гитарах.

Типы корпусов бас-гитар

1. Fender Precision Bass

Разработанная в 1951 году Лео Фендером и выпускаемая по сегодняшний день Fender Precision Bass, является первой появившейся в мире цельнокорпусной бас-гитарой. Данная модель выпускаестся а различных модификациях, но в классической версии имеет сплошной корпус из ясеня либо ольхи, цельный кленовый гриф с 20 ладами, а также палисандровую накладку.

Звукосниматель здесь разделенный – сплит хамбакер «P-style» типа, а струнодержатель фиксированный. Серия «American Deluxe» имеет 3-х полосный активный эквалайзер с питанием 18 В, а «American Standard» — легкие колки Hipshot и винтажный массивный бридж. Fender Precision Bass является на сегодняшний день одной из самых продаваемых в мире бас-гитар. На этой гитаре играет Roger Waters, Sting и много других известных музыкантов.

2. Fender Jazz Bass

Не менее популярная бас-гитара, чем предыдущая. Fender Jazz Bass была разработана Лео Фендером в 60-м году и выпускается по сей день. Отличается от Precision Bass более широким воспроизводимым звуковым спектром. Эта модель, благодаря яркому звуку, среди многих басистов завоевала огромную популярность, т.к. стало возможным хорошо выделить в общем миксе звук бас-гитары.

Конструкция и материалы полностью аналогичные, как в Precision Bass, но все же есть несколько отличий. Это слегка измененная форма корпуса с ассиметрией «талии», более округлый и узкий гриф, а также два сингла – звукосниматели типа «J-style» с двумя сердечниками на каждую струну. Это дало гитаре более сильный тембр, что стало в свою очередь основой формирования звучания таких музыкальных жанров, как фьюжн, блюз, фанк, джаз, хэви-матал и др. Известные музыканты играющие на этом инструменте вам наверняка известны, это: Jaco Pastorius, Adam Clayton, Frank Bello и другие.

3. Gibson EB-3

В 1961 году бас-гитара Gibson EB-3 была введена в серийное производство и стала одной из многих гитар, эквивалентных популярной серии электрогитар Gibson SG. В сравнении с моделями бас-гитар фирмы Fender, EB-3 выделяется цельным тонким корпусом и укороченной мензурой. Гриф вклеенный и выполнен из красного дерева, более поздние модели были из клена. Стандартный цвет корпуса у Gibson EB-3 – вишнево-красный, но были также и другие отделки: черная, синяя и белая.

Эта бас-гитара имеет два звукоснимателя – большой хамбакер у грифа и мини-хамбакер возле бриджа. Электроника была выполнена из четырехпозиционного переключателя, а также регуляторов тона и громкости для каждого звукоснимателя. Струнодержатель выполнен по типу «tune-o-matic». Спустя 18 лет, после многочисленных модификации конструкции данной бас-гитары, в 1979 году ее выпуск все же прекратился, но в настоящее время фирмой Epiphone оригинальные модели Gibson EB-3 продолжают выходить в свет. На этой гитаре играли: Jack Bruce, Bill Wyman, Glenn Cornick и другие музыканты.

4. Rickenbacker 4001

Легендарная бас-гитара, выпущенная в том же году, что и Gibson EB-3, стала модификацией предыдущей модели Rickenbacker 4000, которая впервые появилась на свет в 1957 году. Особенностью конструкции 4001 модели является сквозной гриф по принципу «Neck-Through-Body», который был впервые применен на гитарах Rickenbacker. Вдоль всего инструмента проходит кленовая доска, с каждой стороны которой расположены «крылья» из того же клена, завершающие формирование корпуса.

Благодаря такой цельной конструкции достигается потрясающий сустейн, а также акустических эффект, во время звучания гитары, напоминающий рояль. Всю эту картину доволняют звукосниматели. В отличие от модели 4000, здесь установлено два пассивных (single coil) однокатушечных звукоснимателя. Из электроники имеется два регулятора тона и две крутилки громкости. Накладка грифа выполнена из палисандра, на которой расположено 20 ладов. Чаще всего Rickenbacker 4001 ассоциируется у многих с такими личностями, как Cliff Burton, Lemmy Kilmister и Roger Glover.

5. Höfner 500/1

Полуакустическая бас-гитара с электрическим усилителем, известная как «Битл Басс», была выпущена в середине 50-х годов. Благодаря этому инструменту фирма Höfner в свое время стала очень востребоанным производителем бас-гитар. Бас-гитара Höfner 500/1 славится своим глубоким звучанием, богатым тоном и отличным сустейном внтури полого корпуса. Сама дека выполнена из клена, а сверху наложен топ из ели. Гриф также изготовлен из клена с палисандровой накладкой сверху. На бас-гитаре установлены два хамбакера типа Höfner 511B.

Популярным этот иструмент стал в начале 60-х, когда один паренек зашел в магазин музыкальных инструментов и приобрел себе Höfner 500/1 Violin Bass. Немного позже, он и его рок-группа перевернули мир молодежной культуры и музыки, а бас-гитару Höfner превознес до икон. Как вы уже догадались, этим парнем был Пол Маккартни, который и по сей день продолжает использовать иструменты этого производителя. Благодаря ему Höfner до сих пор являются легкоузнаваемымми гитарами по всему миру.

P.S. Ну что ж, вот вы и познакомились немного с самыми популярными бас-гитарами и узнали, какие бывают типы корпусов у этих инструментов. Конечно, существует очень много самых разнообразных и причудливых форм бас-гитар, от стандартных до самых неординарных, поэтому перечислять все 100500 разновидностей мы здесь не будем. Сейчас очень много информации в интернете о различных моделях бас-гитар, так что вам не составит особого труда их найти. А на этом все, до скорых встреч!

Источник

Из какой древесины изготавливают бас-гитары

Древесина является самым широко используемым материалом в музыкальной промышленности. В отношении бас-гитары она играет не только эстетическую роль, ведь во многом от неё будет зависеть и звучание инструмента.

Породы дерева для производства бас-гитары

Часто бас-гитары изготовляют из не наиболее подходящих пород дерева, потому нужно внимательно разобраться в этом вопросе, ведь определить качество материала на глаз во многих случаях может только опытный специалист.

Самыми распространенными видами древесины для бас-гитары являются ясень (ash), ольха (alder), махагони (mahogany), палисандр (palisander), венге (wenge), зебрано (яebrawood), клен (maple), липа (basswood), бубинга (bubinga) и прочие. Некоторые из них используются только для изготовления корпуса инструмента, другие – исключительно для грифа или накладки, а есть и такие, которые могут справиться с обеими задачами.

Особенности изготовления грифа бас-гитары

Гриф бас-гитары обычно делается из одного куска дерева, но для достижения прочности его могут склеивать из нескольких пород. Наиболее подходящими материалами для грифа, а также его накладки считаются клен, махагони, палисандр, падук африканский, бубинга и другие.

Клен обладает упругой и крепкой структурой, что является одним из важнейших параметров при выборе древесины в данном случае. Для грифа бас-гитары также подходит махагони, так называемое красное дерево, которое по своей твердости и прочности заметно уступает клену, но зато придает инструменту теплый и плотный звук. Падук африканский имеет довольно твердую древесину и, в отличие от красного дерева, не нуждается в дополнительной доработке. Звучание его близко к звучанию клена, а качество материала напоминает палисандр.

Палисандр, или розовое дерево, обычно используется для накладки на гриф, гораздо реже из него делают корпус всей бас-гитары, поскольку эта порода дерева принадлежит к наиболее тяжелым. К тому же, это еще и очень дорогой материал, который также эффектно выглядит – темно-коричневый цвет с красными полосами. Для грифа бас-гитары прекрасно подходит бубинга, или африканский палисандр, твердое и плотное дерево с красно-коричневым оттенком. Палисандровая древесина отличается теплым звучанием.

Специфика производства деки бас-гитары

Самые распространенные виды дерева для изготовления деки бас-гитары – ясень, ольха, липа, махагони, зебрано, венге и другие.

Ясень является плотным и красивым материалом. Ему присуще такое же плотное и четкое звучание, но при этом присутствует теплота и мягкость звука. Ольха как самое универсальное сырье, в том числе для бас-гитары, имеет множество преимуществ и в яркости, насыщенности звучания, и в сравнительно небольшом весе.

Липа, прежде всего американская, придает звучанию бас-гитары красоту и певучесть. Это дерево не может похвастаться особенной привлекательностью, потому инструменты из него покрываются краской. Структура древесины махагони довольно равномерная, к тому же эта порода имеет средний вес. Бас-гитары из данного материала изготовляются для разных стилей, звучат они тепло и приятно.

Зебрано имеет очень красивый вид, но, к сожалению, также и немало весит. Венге – тоже не легкое дерево, подобное до зебрано, однако более темное – чаще всего, шоколадного цвета с черными полосами. Данная древесина часто применяется для ламинирования или шпона корпуса.

Свойства древесных пород для бас-гитары

Материал гитары исполняет такие важные функции:

  • усиливает звук;
  • придает звуку определенную окраску;
  • увеличивает продолжительность звучания (так называемый сустейн).

Дерево дереву рознь, и, как показывает опыт, две одинаковые гитары сделать практически невозможно – все равно будет разница в оттенке звучания. Причина в этом не только само сырье, а также способ его распила, методика обработки и прочие профессиональные тонкости.

Например, разные виды ясеня или клена во многом отличаются. Американский ясень значительно легче плотного европейского, потому звучит теплее и ярче. Волнистый клен обладает мягкой структурой, а так называемый «птичий глаз» – более плотной.

Хотя все зависит от стилевых и звуковых предпочтений исполнителя.

Нужно помнить, что инструменты из более плотной древесины дают более чистый и яркий звук, а у изготовленных из дерева с меньшей плотностью он получается более сочный. Кроме того, светлые породы дерева обычно звучат гораздо ярче по сравнению с темными. Надо также отдать должное текстуре инструмента: чем равномернее она распределена и чем ярче выражена, тем выше стоимость изделия.

Источник

Оцените статью