Май музеум гитары ссср

Май музеум гитары ссср

МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи

MUSIMA Record 15

Царь царей. Вероятно, самая топовая модель электрогитары, выпускавшаяся в странах Варшавского договора.
Данный инструмент, пожалуй, единственный пример, когда не «советико» скоммуниздили что-то у западных производителей, но напротив — акулы из мира чистогана воспользовались наработками демократических лютнеров. Вот гитара RICKENBACKER 390, до боли что-то напоминающая (тот факт, что немецкий мастер Роджер РОССМАЙСЕЛЬ, бывший сыном Венцеля РОССМАЙСЕЛЯ, потерявшего в ходе послевоенной национализации свою мастерскую и отсидевшего два года за «валютные махинации», эмигрировавал в США, прибился там к фабрике Адольфа РИКЕНБАКЕРА и просто актуализировал отцовские разработки на новом месте — в расчёт брать не будем.)
Инструмент, безусловно, совершенно роскошный. Верхняя дека, усиленная изнутри двумя еловыми пружинами, изготовлена из елово-махогоно-елового сэндвича и профилирована так, что слой красного дерева образует красивое кольцо. Нижняя дека, фрезерованная точно так же, изготовлена из кленово-махогоно-кленового бутерброда. (У более поздних моделей, имеющих однослойные деки, пружины заменяет цельнокроенный с ними квазиблок). Данная модель выпускалась в трёх вариантах раскраски: натурал, двух- и трёхцветный санбёрст. Не только обе деки имеют толстенный многослойный кант, но даже кленово-буковая обечайка и эфы в форме «кошачий глаз» скрупулёзно окантованы. Антабки — классические немецкие кольца под карабины. Надёжность такого крепления ремня в данном случае вызывает некоторые сомнения: размеры корпуса впечатляют — из современных чехлов к ним походят только кофры от эстрадных 12-тиструнок. Гриф, привинченный к деке двумя винтами, также представляет собой шедевр: это переклей из 14-ти слоёв клёна и красного дерева! Понятно, что такому блоку анкер не нужен по определению. Накладка изготовлена из чёрного дерева с разметкой ромбиками из перлоида, и несёт на себе 21 лад, не считая нулевого (мензура — 640 мм). Естественно, гриф и голова (склеенная уже из 33 слоёв!) также имеют многослойный кант. Колки раздельные, 2х3, с металлическими крышечками и призматическими головками. В целом, наверное, можно сказать, что Record построен в стиле ампир.
К грифу и к обечайке крепится защитный флажок, выполненный в обычной для немцев манере — из прозрачного пластика, окрашенного с изнанки чёрной краской, с обязательным бронзовым кантом по периметру и логотипом MUSIMA. Бридж, незакреплённый на корпусе, изготовлен из эбена и имеет возможность регулировки высоты. Металлический струнодержатель-зацеп по периметру эстетично окантован фасками.
Электроника гитары типовая для MUSIMA’вских джаззовых инструментов того времени (и почему-то смутно напоминающая схему ТОНИКИ 🙂 Два звукоснимателя-сингла Simeto в металлических корпусах с регулируемыми магнитоводами, четырёхпозиционный варитон и два потенциометра. Работает это хозяйство так: первое положение («ритм») — бриджевый датчик и две регулировки громкости, второе положение («соло») — оба датчика и громкость, третье положение («банджо», куда же без него?) — бридж с обрезом НЧ и громкость, четвёртое положение («ширинг-эффект») нековый датчик с полным срезом ВЧ и громкость. (После запуска в производство «25-й серии» в 1979 году, на Record и модель 1657 устанавливались пластмассовые синглы с магнитными сердечниками, не лучшим образом повлиявшие на звук.)
Звучит Record, безусловно, благородно, хотя при такой шикарной отделке ожидается чего-то уж совсем запредельного. Но нет, это обычный очень добротный инструмент — для джазза, классического рок’н’ролла, рокабилли и прочих неэкстремальных стилей. Только это не по советским меркам, хорошая гитара, а по общемировым. По гамбургскому счёту. Настоящий взрослый инструмент.

Читайте также:  John lennon imagine аккорда для фортепиано

Данный экспонат приехал ко мне из Киева в состоянии почти идеальном, хотя произведён явно в середине 60-х (данная модель успешно производилась до 1972 года). Единственное что — инструмент заново отполирован мастером Павлом ШУПИКОМ.

Источник

Май музеум гитары ссср

МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи

Одно из самых запоминающихся изделий Борисовской фабрики по производству музыкальных инструментов и, судя по всему, дебютная белорусская модель электрической басс-гитары вообще. Начало выпуска данной басс-гитары можно ориентировочно отнести к 1973 году.
Первое, что бросается в глаза — форма корпуса: достаточно безобразная, чтобы вызывать недоумение, но недостаточно шизофреническая (в отличие, скажем, от ЭЛЬТЫ), чтобы восприниматься как Гештальт. Просто — очень небрежная, перекошенная дека, обводами напоминающая классический среднерусский самопал. Впрочем, в остальном это типичная советская фабричная электрогитара, основой которой служит щит из произвольного набора буковых и еловых брусков, который из-за характерной фанеровки шпоном красного дерева и толстенного слоя радостно сияющего полиэфира действительно выглядит МЕБЕЛЬНЫМ. Гриф из трёх кусков бука с берёзовой накладкой, украшенной зелёными (в тон пикгарда) дотами, крепится к корпусу четырьмя шурупами через металлический некплейт с выбитой ценой «160 рублей». Голова грифа не имеет наклона, поэтому помимо крышки гайки анкера (явно восходящей к чехословацким гитарам JOLANA) украшена скобообразным ретейнером. Колки — «советские бассовые стандартные».
Струнодержатель в виде гнутой пластины с отверстиями прикрыт хромированным кожухом. Бридж деревянный, незакреплённый на корпусе, с металлическим порожком и возможностью регулировки высоты струн. Ни струнодержатель, ни бридж не имеют заземления, в следствие чего при игре без опоры пальцев на звукосниматель гитара заметно фонит.
На пикгарде из зелёного «мраморного» целлулоида (контурами не сильно согласованного с формой деки) смонтированы два Львовских датчика в металлических корпусах, имеющие чудесно гармонирующие с пикгардом красные вставки. Схема гитары довольно любопытна в своей лаконичности: нижний потенциометр отвечает за общую громкость, а верхний является регулятором баланса между датчиками (аналогичное решение практиковалось на немецких басс-гитарах MUSIMA и на Ереванских КРУНК’ах). Оба потенциометра увенчаны эксклюзивными алюминиевыми ручками.
В плане эргономики басс неоднозначен: чтобы как-то скомпенсировать балансировку с упором на гриф, для игры стоя потребуется широкий замшевый ремень, но сидя можно играть с достаточным комфортом. Гриф может поразить своей толщиной и квадратностью профиля, но при этом ощущения неудобства абсолютно не вызывает — парадокс, характерный для многих белорусских инструментов. Если экстерьерные достоинства гитары несколько сомнительны, то звуковые бесспорны: из всех советских бассов этот обладает едва ли не самым лучшим голосом. Звук чёткий, артикулированный, упругий, хотя и с характерным для отечественных короткомензурных (800 мм) инструментов преобладанием СЧ в спектре. Как не смешно, данный басс вполне подходит для диско, мейнстрима и неизбежного пост-панка.

Читайте также:  Аккорда сибирские леса пилот

Настоящий экземпляр 1977 года выпуска ныне находится в одной из лучших коллекций в Казани.

Источник

Май музеум гитары ссср

МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи

Вероятно СТЕЛЛА, выпускавшаяся Ростовской фабрикой музыкальных инструментов, входившей в МПО «КАВКАЗ», c 1975 года — одна из самых удобных с точки зрения эргономики советских электрогитар: небольшая, лёгкая, аккуратная. Очень тонкая дека из стандартного мебельного щита на основе бука, покрытого чёрным полиэфирным лаком. Буковый же гриф с небольшими аккуратными ладами и накладкой, фанерованной шпоном красного дерева, крепится к корпусу тремя винтами, проходящими через спрятанный под шильдиком небольшой треугольный некплейт и ввинчивающимися в замурованную под накладкой металлическую пластину — аналогично, скажем, бассу «Кавказ». Мензура — 650 мм. Колки — стандартные Алапаевские металлические, 6х1.
Типовой для всех электрогитар НПО «КАВКАЗ» роликовый бридж с возможностью точной подстройки мензуры установлен на одном основании с сурдиной, призванной создавать эффект «банджо». Относительно вменяемое тремоло, подозрительно похожее на устанавливавшиеся на DOMINO и TEISCO, основным недостатком которого является лишь навороченная система крепления рычага, располагающая к его потере (что, впрочем, вообще характерно для советских электрогитар).
На этом, впрочем, достоинства кончаются, поскольку электрическая часть инструмента вызывает большие сомнения. Дело в том, что СТЕЛЛА — первый (и, слава Богу, единственный) образец советской стереофонической гитары. Из четырёх синглов, изготавливавшихся Тульским ПО МЕЛОДИЯ и здорово напоминающих древнеяпонские TEISCO, два ближних к грифу имеют сдвоенные катушки для съёма 1-2-3 и 4-5-6 струн соответственно. Левый блок небольших ползунков прозаически коммутирует соответствующие звукосниматели, причём сигналы с 1 и 3 датчиков идут в левый канал, а с 2 и 4 — в правый. При этом, в зависимости от положения самого верхнего левого переключателя (т.н. «стерео режимы Т и С»), 1 и 2 звукосниматели подключаются либо целиком, либо в них используется лишь одна катушка — для 4-5-6 струн в первом, и для 1-2-3 струн во втором. Верхний правый ползунок переключает режимы «стерео» и «моно», а второй и третий включают обрез НЧ, соответственно, на 1-3 и 2-4 звукоснимателях (при этом, вне зависимости от положения выключателей 3 и 4 датчиков, при включении фильтров их сигналы с зарезанными НЧ подаются каждый в свой канал). Собственно, вся идеология СТЕЛЛЫ построена на комбинировании двух пар датчиков, поскольку для каждой пары свои регуляторы тембра и громкости (соответственно, второй и третий потенциометры для пары 1-3 и четвёртый и пятый для пары 2-4). Самый верхний потенциометр регулирует стереобаланс. Естественно, столь сложная система из восьми взаимозависимых двухпозиционных переключателей и пяти регуляторов мало того, что достаточно трудна для понимания, так ещё и уснащает изначально не очень сильный сигнал обилием наводок и помех.

Настоящий экземпляр 1987 года выпуска (серийный номер 23954), списанный из неизвестного ДК города Дзержинска, не нуждался в восстановлении и лишь был с течением времени доукомплектован недостающими деталями.

Источник

Май музеум гитары ссср

МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи

Из всех социалистических гитар больше всего в СССР ценились, пожалуй, ГДРовские MUSIMA. Действительно, осенённые веками традиции тевтонских лютнеров, легендарная немецкая аккуратность, выигрышный фон в виде отечественных поленьев (и их отсутствия в 60-е) — всё это работало на легенду.
Данная гитара модели Eterna приехала ко мне из Колтушистана (где на ней успели переиграть все — от легендарных МИФОВ до ПОГРАНИЧНОЙ ЗОНЫ) в 2008 году примерно вот в таком виде, после чего мастер Алексей ЛЕБЕДЕВ восстановил её до того состояния, которое вы видите на заглавном снимке. Часть утраченных деталей я собрал на просторах нашей Необъятной, часть выточил сам. С этого экспоната, собственно, и началась моя карьера «реаниматора» древних палок.
Форма корпуса, склеенного из пяти ольховых брусков, отдалённо напоминает стратокастер и довольно удобна. Можно отдельно отметить антабки-петельки под карабины, расположенные на корпусе не настолько традиционным образом, чтобы обеспечить идеальный баланс инструмента. Гриф изготовлен из бука, имеет накладку из чёрного дерева (!), разметку ромбиками, трёхслойный порожек, перлоидный кант и стандартные одиночные ранние MUSIMA’вские колки с призматическими лопастями. Гайка анкера выведена в голову грифа и прикрыта целлулоидным лепестком. Крепится гриф к деке посредством всего двух винтов, вкрученных в футороки в пятке. Мензура инструмента — 640 мм.
Тремоло — то самое, что послужило прототипом для ставившихся на Ростовские ТОНИКИ — вариация на тему Bigsby. Бридж, дающий возможность подстраивать как мензуру, так и высоту струн, точно так же, как и ТОНИКовский радостно дребезжит роликами. Долгое время не восстановленным оставался демпфер для получения канонического для стран Варшавского договора «эффекта банджо» — просто потому, что никто не мог вспомнить, как оно было устроено. Однако в настоящее время и это несоответствие оригиналу благополучно устранено.
Смонтированная на пикгарде из крашенного с обратной стороны оргстекла, схема состоит из трёх Simeto’овских синглов в массивных металлических корпусах, двух варитонов и регуляторов громкости. В принципе, это вариация на тему всё той же распайки MUSIMA Record: четырёхпозиционный варитон (который с ручкой) позволяет выбрать одну из коммутаций бриджевого и некового датчиков («ритм», «соло», «банджо» и «ширинг»), а трёхпозиционный подключает к ним средний звукосниматель либо напрямую, либо с обрезом низких частот. В режиме «ритм» работают две громкости — это сделано для того, чтобы избежать резкого скачка выходного уровня при переключении режимов (напомню, что эти инструменты создавались в то время, когда гитарных педалей ещё не существовало).

В общем и целом, визуально и конструктивно выглядит Eterna как исключительно красивый и стильный стратоид, однако звучит это «стратообразное» совершенно иначе. То, что на ней играли панк — так это только от безысходности, настоящая епархия этой гитары — мягкие переборы, доминантсептаккорды с увеличенной секстой и изощрённые каденции, хотя и на перегрузе она чувствует себя достаточно уверенно. Да и выглядит, конечно — Божественно.

Источник

Май музеум гитары ссср

МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи

Недолго выпускавшаяся переходная модель восточногерманской гитары MUSIMA Eterna. Учитывая, что заявленная в приснопамятном каталоге 1973 года Eterna была снабжена ещё «ТОНИКАобразным» тремоло, а подобные датчики в металлических корпусах с винтами-магнитоводами в 1974 году были сняты с производства, можно с большой долей вероятности предполагать, что эта модификация выпускалась всего пару лет — пока готовился первый шаг на пути даунгрейда тевтонского Музпрома.
Во всём остальном эта гитара почти полностью повторяет свою предшественницу. Корпус, изготовленный из фанерованной ольхи и покрытый шеллачным лаком с характерным зеленоватым отливом, имеет несколько меньший скос под правую руку. Гриф из трёх кусков бука также крепится всего двумя винтами прямо сквозь корпус, но накладка выполнена уже не из эбена, а из палисандра, хотя, видит Бог, я лично не слышу никакой разницы в звуке. 21 лад плюс нулевой, маркеры — ромбики, эстетичный порожек из трёхслойного перлоида. Мензура — обычные для немецких ЭГ 640 мм. Шестигранная гайка анкера под накидной ключ-семёрку выведена в голову грифа. Стандартные MUSIMAвские колки с белыми лопастями, достаточно надёжные.
Бридж по мотивам тюн-о-матика, с роликовыми, слегка дребезжащими сёдлами, даёт возможность юстировать мензуру и выставлять высоту струн. Тремоло а-ля HAGSTROM, в дальнейшем перекочевавшее на гитары «25-й серии», позволяет работать рычагом и на повышение и на понижение строя, при этом создаётся впечатление чуть б о льшей надёжности в сравнении с массивной Bigsby-производной, ставившейся на предыдущей инкарнации модели. Антабки — классические «армейские» петли под карабины.
Схема смонтирована на целлулоидном пикгарде, окрашенном с обратной стороны чёрной краской. Электроника включает в себя три сингла в металлических корпусах, варитон, коммутирующий нековый и бриджевый датчики в четырёх комбинациях (бридж, бридж+нек, бридж с обрезом НЧ, нек с обрезом ВЧ), громкость, работающая только в первом положении, второй варитон, подключающий средний датчик либо с обрезом НЧ, либо напрямую, и общая громкость. Выход — довольно хрупкая пластмассовая джек-мама, легко заменяемая на стандартный DIN.
В общем и целом, гитара вполне соответствует определению Jazzgitarre — звук достаточно глубокий, мягкий, тембр приятный, а схема позволяет довольно легко нарулить самые разные оттенки звучания. На чистом звуке с ревером — само то. Для экстримальных стилей подходит не очень, но на лёгком перегрузе работает вполне приемлемо.

Данный экземпляр полностью восстановлен в 2010 году мастером Павлом ШУПИКОМ и ныне находится в одном из частных собраний Воронежа.

Источник

Оцените статью