- Майкапар Самуил Моисеевич
- Миниатюры. Оп. 33. Легкие пьесы для детей. Для Фортепиано. Тетрадь 1
- Миниатюры. Оп. 33. Легкие пьесы для детей. Для Фортепиано. Тетрадь 1
- Бирюльки. Оп. 28. Цикл пьес для детей. Для фортепиано
- Миниатюры. Оп. 33. Легкие пьесы для детей. Для Фортепиано. Тетрадь 1
- «Бирюльки» (Майкпар) — ноты для фортепиано
- Еще ноты этого композитора (исполнителя)
- Разбора цикла «Бирюльки» или уроки от Самуила Майкапара
- Майкапар баркарола ноты для фортепиано
- П.И. Чайковский. «Баркарола»: ноты для фортепиано
- «Баркарола»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
- Работа над художественным образом в пьесах С.Майкапара «Баркарола» и Э.Грига «Кобольд»
- Презентация к уроку
Майкапар Самуил Моисеевич
Известный пианист и композитор, профессор и директор Московской консерватории, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. По происхождению — караим.
Разносторонне одаренный музыкант, С. М. Майкапар, чьи сочинения известны каждому ученику музыкальной школы, автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки», его романсы и «Музыкальный слух» (Москва, 1900).
Миниатюры. Оп. 33. Легкие пьесы для детей. Для Фортепиано. Тетрадь 1
Миниатюры. Оп. 33. Легкие пьесы для детей. Для Фортепиано. Тетрадь 1
Eсли вы желаете помочь в развитии нотной билиотеки, наш адрес на Patreon / Патреон
Скачать другие произведения / части книги или многотомника.
Бирюльки. Оп. 28. Цикл пьес для детей. Для фортепиано
Миниатюры. Оп. 33. Легкие пьесы для детей. Для Фортепиано. Тетрадь 1
Все материалы представленные в нотной библиотеке проекта, включая ноты для учащихся, книги, сборники и методические пособия, предназначены исключительно для ознакомительного пользования и не могут быть использованы в коммерческих целях.
Источник
«Бирюльки» (Майкпар) — ноты для фортепиано
На этой странице вы сможете скачать ноты сборника детских пьес для фортепиано «Бирюльки».
1. В садике
2. Сиротка
3. Пастушок
4. Осенью
5. Вальс.
6. Тревожная минута
7. Полька
8. Мимолётное видение
9. Маленький командир
10. Сказочка
11. Менуэт
12. Мотылёк
13. Музыкальная шкатулочка
14. Похоронный марш
15. Колыбельная
16. Песня моряков
17. Легенда
18. Прелюдия и фугетта
19. Эхо в горах
20. Гавот
21. Весною
22. Семимильные сапоги
23. На катке
24. Облака плывут
25. Романс
26. Всадник в лесу
Еще ноты этого композитора (исполнителя)
Разбора цикла «Бирюльки» или уроки от Самуила Майкапара
Иногда Майкапара несправедливо упрекают за вторичность его музыкальной речи, отсутствие собственного стиля. Однако при условии глубокого изучения проблемы становится очевидным, что задача детской педагогики – введение в мир взрослой музыки, усвоение уже сложившихся стилей и связанных с ними фортепианных техник. С другой стороны, Майкапар, как и композиторы его окружения, – а среди них Александр Гречанинов, Сергей Танеев, – исповедовал традиционные взгляды на развитие музыкального искусства, черпая вдохновение в творчестве великих мастеров. Романтическое мировосприятие, присущее этим музыкантам, словно матрица, определяло природу их художественных образов.
В общем, самым популярным произведением Самуила Майкпара среди педагогов является фортепианный цикл «Бирюльки», ор. 28. Композитор написал его в зрелом возрасте (59!) по заказу Ленинградского издательства «Тритон» в 1925-1926 годах (см.: Вольман Б. Самуил Моисеевич Майкапар. Очерк жизни и творчества. – Л., 1963. – 72 с.).
Цикл вобрал лучшие черты стиля автора и отразил многие его творческие и педагогические постулаты.
Во-первых, Майкапар предоставил циклу четкую структуру: пьесы написаны во всех тональностях до шести знаков включительно, по квинтовому кругу. Они объединены в тетради по четыре миниатюры, причем каждая тетрадь посвящена конкретному ребенку. Эти посвящения есть в прижизненном издании «Бирюлек», а также издании 2015 года, осуществленном по инициативе внука Самуила Майкапара Александра Майкапара в серии «Антология приведений «(см.: Майкапар С. М. «Бирюльки», ор. 28. — Челябинск, 2015. — 59 с.). Кто эти так уважительно упомянутые в нотах Гарик Русинковский, Катя Тотеш, Галочка Грубер, которым выпало счастье общаться с мудрым и талантливым человеком?
Логика движения по квинтовому кругу определяет наличие контраста между соседними пьесами. Майкапар мастерски использует для этого выразительные возможности рояля, в частности его регистровые краски. Сравните, например, три пьесы из четвертой тетради: «Музыкальная шкатулка» – в очень высоком регистре, со стеклянным звуком, механическим ритмом, – красивая, но неживая игрушка, – меняется «Похоронным маршем», который звучит печально, в низком регистре, в параллельном движении голосов. После этих двух пьес появляется душевная и гармоничная «Колыбельная», как островок – посередине клавиатуры: ее безмятежность и спокойствие воспринимаются теперь ярче. Обращая внимание на расположение пьес в цикле, внук композитора, Александр Майкапар, пишет(см.: Майкапар А. Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки». – Челябинск, 2015. – С. 4-8).:
«Появление каждой последующей звучит как сюрприз, а не как диссонанс. Эта особенность опять-таки заставляет вспомнить Инвенции и Симфонии Баха, в которых каждая пьеса является одновременно и самостоятельным произведением, и звеном цепи»
Во-вторых, «Бирюльки», как и другие циклы автора, написаны для детей разного возраста, или, как говорил Майкапар, разных степеней. Причем «взросление» музыки проходит как бы в два этапа. Шаг за шагом меняется тон автора, все серьезнее становятся темы, а музыкальные краски изобретательнее.
С какой любовью Майкапар — композитор делится с младшими собратьями по искусству драгоценными «гармоничными сокровищами»! Малый вводный септаккорд, словно подарок, сияет блестящими гранями в «Легенде». В первой главе он появляется и в вертикали, и как рецитация; в репризе — это уже изысканная звукопись в высоком регистре, имитациях мотивов, и, растворяясь в вышине, звучит та самая гармония.
В-третьих, характерная черта «Бирюлек» — стилевые аллюзии, которые превращают знакомство с музыкой в увлекательную игру. Как основательно эрудированный в сфере европейской музыкальной литературы музыкант, который переиграл в детстве и юности невероятное количество камерных, оперных и фортепианных сочинений, автор тонко намекает в своих пьесах на разнообразные стили, почерки других композиторов и «вкусные» детали. Распознавать эти знаки и для взрослого музыканта является большим удовольствием. Да, точно выдержанная старинная двухчастная форма Польки отсылает нас к образцам барочных танцев. В «Легенде» альтерация неустойчивых ступеней (II# IV# VI#), «художественные» гаммы вызывают в памяти мелодии Петра Чайковского, а увеличенное трезвучие (такт 23) «пронизывает» схожестью ситуации слома событий в Первой балладе Фридерика Шопена (такт 59). В Романсе оживают ароматы пьесы Эдварда Грига «весной» и декламационные взлеты Роберта Шумана. Интеллектуальный конструктивизм музыки XX века, присущий, в частности, стилю Белы Бартока, распознается в «семимильных сапогах».
Несомненным преимуществом частей «Бирюлек», предназначенных для детей старшего возраста, является высокая духовность художественных образов, выбор понятных и интересных тем. Иногда именно тональность, ее топография определяют содержание миниатюры. Так случилось с пьесой «облака плывут». Звуки ее основной тональности b-moll почти все содержащиеся на черных клавишах, а тональности доминанты F-dur – на белых. И этот контраст «белых» и «черных» аккордов композитор превратил в настоящее противостояние образов. С одной стороны – тяжесть и потрясающая сила облаков, которые будто утюжат землю (такты 1-6); с другой – смелое тональное движение (цепь отклонений в f-moll, as-moll, a — moll, такты 7-11), руки раскинуты по всей клавиатуре, появление «белых» – светлых аккордов на белых клавишах (такты 12-15), которых преодолевают тритоны и уменьшенные трезвучия (такты 16-19). И вся эта непростая борьба разворачивается в пределах piano и pianissimo – шепотом! Складывается впечатление, что композитор говорит со слушателем эзоповым языком.
Последняя пьеса цикла – баллада «Всадник в лесу» написана в тональности es-moll, что довольно редко встречается в детской фортепианной литературе. А во «взрослой» музыке эта тональность ассоциируется с темой страдания (И.С. Бах. Прелюдия и фуга из первого тома Хорошо темперированного клавира), с невозможностью преодоления лирическим героем рока (Ф. Шопен. Полонез № 2). Еще одна ассоциация – по жанру – с балладой Франца Шуберта «Лесной царь», где история заканчивается смертью ребенка.
Иначе – у Майкапара. Его герой — бесстрашный рыцарь, преодолевающий все препятствия. Название пьесы точно указывает на два основных образа. Вот всадник стремительно мчится лесом – старым, неподвижным, с мощными, покрытыми мхом деревьями, ветвями; его очертания едва можно различить в окружающих зарослях. Характер образа определяет пунктирный ритм, мелодия построена на трезвучии, логика гармонического развития ясна. Но появляются невозмутимые аккорды. Как будто на пути всадника неожиданно встают ряды вековых деревьев. Почти в каждом такте – новые тональности: Ces, D, F, d, B, as, des, ges. Они возникают неумолимо, как непреодолимые препятствия. Хроматический сдвиг гармоний – ползучие корни, что мешают двигаться. Долго продолжается эта борьба, но всадник побеждает и исчезает вдали!
Круг важнейших тем очерчен, цикл завершен, но жизнь продолжается. Поэтому последний пассаж произведения такой стремительный и прямой, похожий на стрелу. Он направлен в будущее. Автор ставит в конце не одну точку, а три. Не случайно Самуил Майкапар завершает цикл этой пронзительной нотой преодоления времени. Отдавая должное совсем юным исполнителям и создав для них маленькие шедевры, композитор, обращаясь к более взрослым детям, говорит с ними «на равных». Он касается значимых для них тем в исповеди Фугетты, истории любви Романса, борьбе добра и зла «Облаков», победе рыцарского духа «Всадника».
Пролистав лишь некоторые страницы известного цикла фортепианных пьес «Бирюльки», мы окунулись в удивительный, чрезвычайно наполнен мир самого автора, Самуила Моисеевича Майкапара. (Полный обзор пьес цикла подан в путеводителе автора этих строк: Матлашевская Е. М. Самуил Майкапар. Цикл пьес для детей «Бирюльки», ор. 28: Путеводитель. – Снегиревка Николаевской обл., 2016. – 40 с.) За сказочными и романтичными образами мы легко узнаем настройки его души – возвышенный дух рыцарства, служения искусству.
Посвятив «Бирюльки» детской и не только аудитории, Майкапар мастерски соединил серьезность и шутку, сердечность и живописность, глубину, обобщенность. «Бирюльки» относятся к лучшим образцам детской фортепианной литературы.
Источник
Майкапар баркарола ноты для фортепиано
Автор: С. Майкапар
Год: 1962
Издательство: Советский композитор
Страниц: 50
Формат: PDF
Размер: 2,9 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «С. Майкапар. Маленькие новеллетты для фортепиано. Соч. 8». Серия «Библиотека юного пианиста».
СОДЕРЖАНИЕ:
- Токкатина
- Мелодия
- Свирель
- Маленькая сказка
- В кузнице
- Колыбельная
- Ариэтта
- Листок из альбома
- Вальс
- Ноктюрн
- Фугетта
- Танец марионеток
- Скерцино
- Маленькие вариации на русскую тему
- Итальянская серенада
- Романс
- Грустное настроение
- Русалка (маленький этюд)
Источник
П.И. Чайковский. «Баркарола»: ноты для фортепиано
На этой странице представлены ноты классического произведения П.И. Чайковского из цикла «Времена года» под названием «Баркарола» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока вы можете прослушать данное произведение и посмотреть видео с примером его исполнения на фортепиано.
Слушайте Tchaikovsky: The Seasons, Op. 37b: VI. Juin (Barcarolle) — Михаил Плетнёв на Яндекс.Музыке
«Баркарола»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Петра Ильича Чайковского для фортепиано, гитары и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.
Петр Ильич Чайковский — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний, 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы.
Источник
Работа над художественным образом в пьесах С.Майкапара «Баркарола» и Э.Грига «Кобольд»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (387 кБ)
Цель урока: подготовка произведения к концертному выступлению».
Задачи:
- раскрыть художественный образ различными музыкальными средствами;
- добиться певучего, кантиленного звучания в произведении «Баркаролла»;
- достигнуть полной технической свободы в «Кобольде»;
- преодолеть концертное волнение.
Ознакомление с творчеством композитора
Майкапар Самуил Моисеевич
Родился 18.XII.1867 в Херсоне, ум. 8.V. 1938 в Ленинграде – советский композитор, пианист, педагог, музыкальный писатель. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла). В 1885 переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где его основными педагогами были И. Вейс (фортепиано), Н. Соловьев (композиция). Параллельно занимался на юридич. факультете университета (окончил в 1890). По окончании консерватории до 1898 совершенствовался как пианист под руководством Т. Лешетицкого. С 1898 по 1901 выступал в концертах с Л. Ауэром и И. Гржимали. В 1901 основал музыкальную школу в Твери (ныне г. Калинин) и возглавлял ее до 1903. С 1903 по 1910, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии. Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской–Петроградской–Ленинградской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла из 32 сонат Бетховена (впервые в 1927). Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки».
Далее анализируем форму произведения – трёхчастная, тональность ля бемоль мажор. Проанализировать название баркаролла , барка в переводе с итальянского лодка. Какие же характерные приёмы? Размер – шесть восьмых, умеренный темп, ритм качания в левой руке. Мы представили себе картину природы, где в первой части произведения спокойное качание на волнах, а в средней части буря, а затем возвращение к спокойному характеру первой части. Какими же средствами пользуется композитор в средней части? Это прежде всего изменение в фактуре левой и правой руках. В правой руке появляются двойные ноты, а в левой бас – аккорд, ускоряется темп и динамика – форте!
Далее проработать с Вероникой отдельно каждой рукой в медленном темпе. Для того чтобы была точная аппликатура, передача штрихов. Можно привести слова К.Н.Игумного: « В разбор текста надо вложить всё своё внимание, весь опыт своей жизни».
Добиться ритмичной игры, для этого необходимо считать вслух как в классе так и дома!!Просчитать с ученицей вслух на примере какого-то фрагмента произведения.
Проанализировать технические трудности. Это прежде всего украшения и двойные ноты в средней части. Как же над этим работать? Мы с Вероникой играли трель, которая в конце произведения, как можно дольше. Я её просила играть на время. По пять минут только одну трель, добиваясь ровного, чёткого исполнения! Эта трель мелодическая и несёт художественную функцию – передаёт образ растворения, затихания, замирания природы!! Что касается двойных нот – то мы играли их отдельно каждой рукой. Ноты правой руки разложили для двух рук, слушая и выделяя верхний голос.
Работа над певучим звуком считается самой кропотливой и тяжёлой! Для извлечения красивого и объёмного звука нужно использовать естественный вес руки, иногда вес тела, а при необходимости добавлять мягкий нажим рукой! Играя кантилену , нужно мягко , но с нажимом переносить вес руки с одного пальца на другой , следя , чтобы каждый последующий звук возникал «без атаки». Очень важна педаль. Следить за тем, чтобы её не было чрезмерно много, но и сухая педаль тоже не хорошо. Здесь запаздывающая педаль. Вообще педализация помогает преодолеть ударность нашего инструмента, а также связывает те моменты, которые нельзя связать руками.
Далее Вероника исполняет произведение «Кобольд». Мы также знакомились с творчеством Э.Грига Норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Учился в Лейпцигской консерватории (1858-62), в том числе у И. Мошелеса по классу фортепьяно, у К. Рейнеке по композиции, в 1863 продолжил занятия композицией у Н. Гаде в Копенгагене. Там же познакомился с композитором Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияние на становление творческой индивидуальности Грига Совместно с Нурдроком, Э. Хорнеманом и др. участвовал в организации межскандинавского музыкального общества «Евтерпа». С 1866 жил в Кристиании (Осло), где в 70-е гг. сблизился с кругами передовой норвежской интеллигенции.
Большое значение имела дружба Грига с поэтом и драматургом Б. Бьёрнсоном, по произведениям которого Григ создал ряд музыкально-сценических сочинений (неоконченная опера «Улаф Трюгвасон», музыка к пьесе «Сигурд Юрсальфар», эскизы к опере «Арнльут Геллине», мелодраме для чтеца и оркестра «Берглиот», множество романсов и песен). В 1871 Григ основал концертно музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). С 1874 жил преимущественно в Бергене, с 1885 – в Тролльхаугене. В 80-90-е гг. достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист. В 1888 в Лейпциге состоялось знакомство Грига с П. И. Чайковским. В 1898 в Бергене Григом был учрежден 1-й фестиваль норвежской музыки (проводятся поныне). Выступал как музыкальный критик (автобиографический очерк «Мой первый успех», 1905; статья «Моцарт и его значение для современности», 1906, и др.).
Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально.
Преимущественно миниатюрист, Григ проявил себя как мастер фортепьянной («Лирические пьесы» и др. циклы) и камерно-вокальной музыки. Ярко индивидуальный стиль Грига , тонкого колориста, во многом близок музыкальному импрессионизму. Трактуя сонатную форму по-новому, как «картинное чередование образов» (Б. В. Асафьев) (струн, квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепьяно, соната для виолончели и фортепьяно, соната для фортепьяно), Григ драматизировал и симфонизировал форму вариаций («Старонорвежский романс с вариациями» для оркестра, «Баллада» для фортепьяно и др.). В ряде произведений воплотились образы народных легенд и сказаний (части из музыки к пьесе Пер Гюнт, фортепьянные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд»).
Обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов и др.).
Творчество Грига составило эпоху в развитии норвежского искусства. Традиции Грига продолжали К. Синдинг, Ю. Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г. Шельдеруп, Э. Альнес, а также современные норвежские музыканты К. Эгге, X. Северуд, Э. Твейтт и др.
Далее мы анализируем форму (трёхчастная), тональность (ми бемоль минор). Говорим о названии. Что или кто такой кобольд?? Кобольд это гном, прототип нашего домового, который очень любит пошалить. Какими средствами пользуется Григ для передачи образа гнома? Тональность носит элемент фантастики, много бемолей, темп очень быстрый, много стаккато, использование низкого регистра. В средней части появляется до мажор. Как бы поиск доброты в гноме, но это не получается , так как возвращается первая часть в ми бемоль миноре. «Кобольд» произведение техничного плана, для того чтобы оно получилось мы много играем гамм, ганоны, также мы изучили гамму терциями( до мажор).Также мы вычленяли отдельно трудные мотивы и работали над ними отдельно.
Цель у нас добиться яркой, эмоциональной, техничной игры.
Далее мы должны выучить произведение наизусть. Мы определили опорные места, с которых удобно начинать, обозначили их цифрами и учили так, чтобы Вероника могла вступить с любой цифры. А также полезно играть в обратном порядке, начиная с последней и доходя до первой цифры.
Подготовка к концертному выступлению. Чтобы преодолеть волнение необходимо как можно чаще выступать на сцене! Это может быть концерты в детских садах, общеобразовательных школах и так далее. Мы с Вероникой играли с закрытыми глазами, перед игрой приседали , чтобы сбить дыхание а также можно и танцевать или кружиться. А потом сразу за инструмент и пробовать играть произведение. Задачи заключительного этапа состоят в том, чтобы добиться:
1) умения играть произведение совершенно уверенно, убеждённо, убедительно;
2) умения играть произведение в любой обстановке, на любом инструменте, перед любым слушателем.
Список литературы:
1. Баренбойм Л.А. За полвека/Очерки. Статьи. Материалы – Л.: Советский композитор, 1989. – 368с.
2. Мдоянц А.А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. – М.: Изд. ЦМШ при МГК им.П.И.Чайковского, 2005. – 86с.
3. Седракян Л.М. Техника и исполнительские приёмы фортепианной игры: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности « Музыкальное образование». – М.: изд.ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 94с.
4. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика 21,2001. – 176с.
Источник