Майкапар мотылек ноты для фортепиано

С.Майкапар — Ноты

Произведения композитора Самуила Майкапара


С.Майкапар
Бирюльки
маленькие пьесы для фортепиано 1 и 2 части
Азербайджанское Государственное музыкальное издательство, 1962г.

1. В садике
2. Сиротка
3. Пастушок
4. Осенью
5. Вальс.
6. Тревожная минута
7. Полька
8. Мимолётное видение
9. Маленький командир
10. Сказочка
11. Менуэт
12. Мотылёк
13. Музыкальная шкатулочка
14. Похоронный марш
15. Колыбельная
16. Песня моряков
17. Легенда
18. Прелюдия и фугетта
19. Эхо в горах
20. Гавот
21. Весною
22. Семимильные сапоги
23. На катке
24. Облака плывут
25. Романс
26. Всадник в лесу

Смотреть, слушать на Ютубе

Скачать ноты


Педагогический репертуар детской музыкальной школы
С.Майкапар Соч.28
Бирюльки
(Избранные)
маленькие пьесы для фортепиано
«МУЗГИЗ», 1961г.
номер 22562

См. сборник выше.


Билиотека юного пианиста
III — VI классы детской музыкальной школы
С.Майкапар Соч.8
Маленькие новелетты
для фортепиано
«Советский композитор», 1962г.
номер с2312к

1. Токкатина
2. Мелодия
3. Свирель
4. Маленькая сказка
5. В кузнице
6. Колыбельная
7. Ариэтта
8. Листок из альбома
9. Вальс
10. Ноктюрн
11. Фугетта
12. Танец марионеток
13. Скерцино
14. Маленькие вариации на русскую тему
15. Итальянская серенада
16. Романс
17. Грустное настроение
18. Русалка. Маленький этюд

Скачать ноты


Билиотека юного пианиста
III — VI классы детской музыкальной школы
С.Майкапар Соч.33
Миниатюры
для фортепиано
«Советский композитор», 1963г.
номер с3449к

1. Вальс
2. «Раздумье»
3. Гавот
4. «У моря ночью» (этюд)
5. Мазурка
6. Тарантелла
7. «Дальняя дорога»
8. «Бабочка» (этюд)
9. «Призывная песня»
10. «В тумане»
11. «Дружная работа»
12. «Росинки»
13. «Тихое утро»
14. «Страшный рассказ»
15. «Конница идет»
16. Маленькая прелюдия
17. Песенка
18. «Бурный поток» (этюд)
19. «Звездная ночь»
20. «Рассказ моряка» (баллада)
21. «Эолова арфа» (этюд)
22. Элегия
23. «Веселая игра»
24. «Драматический отрывок»

Смотреть, слушать на Ютубе

Скачать ноты Op.33

Спасибо Александру за сборник!

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ

МАЙКАПАР Самуил Моисеевич (18. XII. 1867, Херсон — 8. V. 1938, Ленинград)—советский композитор и педагог. Окончил Петербургскую консерваторию по фортепиано у В. Чези и по композиции у Н. Соловьева. Среди его произведений: инструментальные и фортепианные пьесы для детей и юношества; романсы; книги о музыке.
Предлагаемые пьесы взяты из сборников «Миниатюры», соч. 33, и «Бирюльки», соч. 26.

Источник

Майкапар мотылек ноты для фортепиано

Автор: С. Майкапар
Год: 1962
Издательство: Советский композитор
Страниц: 50
Формат: PDF
Размер: 2,9 МВ
Язык: русский

Вашему вниманию предлагается нотное издание: «С. Майкапар. Маленькие новеллетты для фортепиано. Соч. 8». Серия «Библиотека юного пианиста».

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Токкатина
  • Мелодия
  • Свирель
  • Маленькая сказка
  • В кузнице
  • Колыбельная
  • Ариэтта
  • Листок из альбома
  • Вальс
  • Ноктюрн
  • Фугетта
  • Танец марионеток
  • Скерцино
  • Маленькие вариации на русскую тему
  • Итальянская серенада
  • Романс
  • Грустное настроение
  • Русалка (маленький этюд)

Источник

Музыка рассказывает о животных и птицах: Мотылёк

МУЗЫКА РАССКАЗЫВАЕТ О ЖИВОТНЫХ И ПТИЦАХ

Самуил Майкапар. Мотылёк
Самуил Майкапар. Росинки
Антон Аренский. Расскажи, мотылёк
Эдвард Григ. Бабочка

1-е занятие

Программное содержание. Рассказать детям о композиторе С. Майкапаре. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку изобразительного характера — весёлую, беззаботную, игривую.

П е д а г о г. Вспомните замечательную пьесу Самуила Моисеевича Майкапара «Росинки» (исполняет ее). Как поэтично композитор изображает волшебную, чудесную картину природы — сверкающие росинки. С. Майкапар умел очень тонко передать в музыке настроение человека, какое-либо явление природы. С. Майкапар был одним из первых композиторов, кто посвятил почти все своё творчество детям. Ребята, которые учатся играть на фортепиано, с удовольствием исполняют его пьесы.

Они очень увлекательны, выразительны, красивы. Композитор удивительно похоже передаёт в музыке различные картинки из детской жизни — игры, забавы, приключения. Послушайте ещё одну пьесу С. Майкапара «Мотылёк».

Вы много раз видели на лугу, на лесной поляне маленьких нежных, юрких бабочек – мотыльков, которые легко порхают над цветами. Послушайте, как музыка расскажет вам о мотыльке, какой он (исполняет пьесу).

Д е т и. Весёлый, нежный, лёгкий, маленький.

П е д а г о г. Правильно, музыка звучит легко, весело, игриво, беззаботно, нежно, полётно. А почему пьеса называется «Мотылёк», а не «Бабочка»?

Д е т и. Бабочка летает более плавно, а мотылёк — быстро. Он маленький, подвижный, юркий.

П е д а г о г. Правильно, движения мотылька мелкие, частые, у него совсем маленькие, тонкие крылышки, он суетливый, подвижный, робкий. И музыка рассказывает нам об этом (исполняет фрагмент).

Она звучит быстро, высоко, тихо, нежно, то отрывисто, то плавно. Но плавные движения очень короткие, они прерываются порывистыми. Это создаёт трепетный, оживлённый, робкий характер (исполняет первую часть пьесы).

Мотылёк беззащитен, всего боится. Он может спрятаться, стать незаметным, притаившись на цветке или травинке, сложив или расправив свои нежные прозрачные крылышки, похожие на цветок (исполняет окончание средней части), или, быстро вспорхнув, улететь (исполняет конец пьесы). Послушайте пьесу ещё раз (исполняет ее целиком).

2-е занятие

Программное содержание. Различать смену характера средней части. Определять выразительное значение смены темпа, динамики, регистра. Передавать музыкальный образ в рисунке.

П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали пьесу С. Майкапара «Мотылёк». Прислушайтесь: меняется ли на протяжении пьесы характер музыки, как она звучит в начале, в середине, в конце? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. В начале и в конце музыка повторяется. Она тихая, весёлая, игривая, лёгкая, а в середине музыка звучит немножко по-другому — громче, пугливее, беспокойнее.

П е д а г о г. Правильно, в начале музыка беззаботная, радостная, мотылёк легко, высоко кружится над лугом (исполняет первую часть). Но вот он начал снижаться. Музыка усиливается, звучит все ниже (исполняет фрагмент средней части). Наверное, мотылёк присмотрел самый красивый цветок и спускается, чтобы посидеть на нем. Но делает это робко, неуверенно, его прозрачные крылышки трепещут, дрожат (исполняет фрагмент повторно). Музыка взволнованная, трепетная, испуганная, беспокойная, суетливая, робкая. Вот он присел и замер (исполняет конец средней части), потом беспечно, игриво полетел, но вдруг чего-то испугался — музыка замедляется, звучит растерянно (исполняет начало третьей части), встрепенулся, вспорхнул и стремительно улетел (исполняет окончание пьесы). Какой инструмент можно использовать вместе с фортепиано, чтобы подчеркнуть весёлый, беззаботный, но в то же время робкий, испуганный характер музыки?

Д е т и. Колокольчик.

П е д а г о г. Мы возьмём только один колокольчик, чтобы он звенел очень тихо, нежно (даёт колокольчик ребёнку, исполняет вместе с ним пьесу). Попробуйте дома нарисовать мотылька таким, как о нем рассказала музыка.

Программное содержание. Воспитывать любовь к родной природе. Сравнивать пьесы, близкие по характеру, опираясь на различение средств музыкальной выразительности.

П е д а г о г. Дети, какие замечательные рисунки вы нарисовали: красочные поляны, пестрящие разноцветными цветами, луга, а над ними кружатся или сидят на цветах и травинках мотыльки — маленькие, светлые, нежные, как музыка, которую вы слушали (исполняет пьесу). Давайте сравним две пьесы композитора С. Майкапара «Мотылёк» и «Росинки». Что в них общего? (Исполняет их.)

Д е т и. Обе звучат высоко, тихо.

П е д а г о г. Обе пьесы о природе, о ее красоте. Обе звучат нежно, светло, прозрачно. А чем они отличаются? (Исполняет пьесы повторно.)

Д е т и. В «Росинках» музыка отрывистая, звонкая, звучит без остановок, все время одинаково — росинки переливаются, сверкают, как бы звенят. А в «Мотыльке» музыка звучит то отрывисто, то плавно, то замирает совсем. Мотылёк то покружится, то остановится, то присядет на цветок, а потом испугался, вспорхнул и улетел. В середине пьесы мотылёк как бы приближается, опускается на цветок. Музыка звучит все ниже. Он боится, его крылышки дрожат, музыка пугливая, робкая.

П е д а г о г. Правильно, в пьесе «Мотылёк» меняется темп. Есть замедления, остановки (исполняет фрагмент), звуки и отрывистые,- робкие, и плавные, скользящие, передающие мелкие движения крылышек мотылька, а в «Росинках» музыка звучит все время волшебно, нежно (исполняет фрагмент).

Обе пьесы очень ярко изображают то, о чем в них рассказывается. Мы как будто видим и сверкающие, чудесные росинки, и весёлого, но пугливого мотылька. В обеих пьесах замечательно передаётся настроение: в одной — восторженное, в другой — игривое, робкое. В музыке нет слов, но она звучит так выразительно и ярко, что они и не нужны. Следует только прислушаться к звукам и почувствовать, как прекрасна музыка, как выразительно рассказывает она о красоте природы, о слабом, беззащитном, нежном мотыльке или о сверкающих росинках (исполняет обе пьесы).

4-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения с похожими названиями.

П е д а г о г. Вы слушали пьесу С. Майкапара «Мотылёк». Какая она по характеру? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Лёгкая, порхающая, игривая.

П е д а г о г. Да, а сейчас я спою вам песню о мотыльке, которую сочинил русский композитор Антон Степанович Аренский. Она называется «Расскажи, мотылёк». Как музыка рассказывает о мотыльке? (Исполняет песню.)

Д е т и. Музыка ласковая.

П е д а г о г. Песня о мотыльке написана с любовью, нежностью. Она ласковая, приветливая. Прислушайтесь к музыке и словам песни. В первой ее части музыка спокойная, нежная: мотылька ласково расспрашивают о том, как он живёт. (Поёт начало песни.)

Во второй части песни мотылёк рассказывает о себе. Музыка сначала звучит спокойно и напевно: «Я живу средь лугов» (исполняет фрагмент). Но потом, когда мотылёк говорит о том, что жизнь его совсем короткая, что живёт он всего один день, музыка становится грустной, печальной, жалобной (исполняет фрагмент).

В конце песни мотылёк просит не обижать его, не трогать. Музыка, как и в начале песни, становится ласковой, доброй, нежной. (На последующих занятиях дети могут петь эту песню: начало все вместе, а ответ мотылька — один ребёнок-солист.)

А сейчас послушайте пьесу композитора Э. Грига «Бабочка». Музыка изображает полет очень красивой бабочки. Она то сложит, то развернёт свои чудесные крылышки. Летает она быстро, изящно порхая и кружась. Музыка полётная, капризная, неуловимая, очень красивая! (Звучит запись.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация: 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Майкапар. Мотылёк, mp3;
Майкапар. Росинки, mp3;
Аренский. Расскажи, мотылёк (в исп. Александры и Иoaннa Hикитиныx), mp3;
Григ. Бабочка, mp3;
3. Аренский. Расскажи, мотылёк (в исп. Александры и Иoaннa Hикитиныx) — видео-ролик (можно просмотреть онлайн чуть ниже), avi;
4. Сопровождающая статья — конспект занятия, docx;
5. Ноты представленных произведений для исполнения педагогом (фортепиано), jpg.

Источник

«Бирюльки» (Майкпар) — ноты для фортепиано

На этой странице вы сможете скачать ноты сборника детских пьес для фортепиано «Бирюльки».

1. В садике
2. Сиротка
3. Пастушок
4. Осенью
5. Вальс.
6. Тревожная минута
7. Полька
8. Мимолётное видение
9. Маленький командир
10. Сказочка
11. Менуэт
12. Мотылёк
13. Музыкальная шкатулочка
14. Похоронный марш
15. Колыбельная
16. Песня моряков
17. Легенда
18. Прелюдия и фугетта
19. Эхо в горах
20. Гавот
21. Весною
22. Семимильные сапоги
23. На катке
24. Облака плывут
25. Романс
26. Всадник в лесу

Еще ноты этого композитора (исполнителя)

Разбора цикла «Бирюльки» или уроки от Самуила Майкапара

Иногда Майкапара несправедливо упрекают за вторичность его музыкальной речи, отсутствие собственного стиля. Однако при условии глубокого изучения проблемы становится очевидным, что задача детской педагогики – введение в мир взрослой музыки, усвоение уже сложившихся стилей и связанных с ними фортепианных техник. С другой стороны, Майкапар, как и композиторы его окружения, – а среди них Александр Гречанинов, Сергей Танеев, – исповедовал традиционные взгляды на развитие музыкального искусства, черпая вдохновение в творчестве великих мастеров. Романтическое мировосприятие, присущее этим музыкантам, словно матрица, определяло природу их художественных образов.

В общем, самым популярным произведением Самуила Майкпара среди педагогов является фортепианный цикл «Бирюльки», ор. 28. Композитор написал его в зрелом возрасте (59!) по заказу Ленинградского издательства «Тритон» в 1925-1926 годах (см.: Вольман Б. Самуил Моисеевич Майкапар. Очерк жизни и творчества. – Л., 1963. – 72 с.).

Цикл вобрал лучшие черты стиля автора и отразил многие его творческие и педагогические постулаты.

Во-первых, Майкапар предоставил циклу четкую структуру: пьесы написаны во всех тональностях до шести знаков включительно, по квинтовому кругу. Они объединены в тетради по четыре миниатюры, причем каждая тетрадь посвящена конкретному ребенку. Эти посвящения есть в прижизненном издании «Бирюлек», а также издании 2015 года, осуществленном по инициативе внука Самуила Майкапара Александра Майкапара в серии «Антология приведений «(см.: Майкапар С. М. «Бирюльки», ор. 28. — Челябинск, 2015. — 59 с.). Кто эти так уважительно упомянутые в нотах Гарик Русинковский, Катя Тотеш, Галочка Грубер, которым выпало счастье общаться с мудрым и талантливым человеком?

Логика движения по квинтовому кругу определяет наличие контраста между соседними пьесами. Майкапар мастерски использует для этого выразительные возможности рояля, в частности его регистровые краски. Сравните, например, три пьесы из четвертой тетради: «Музыкальная шкатулка» – в очень высоком регистре, со стеклянным звуком, механическим ритмом, – красивая, но неживая игрушка, – меняется «Похоронным маршем», который звучит печально, в низком регистре, в параллельном движении голосов. После этих двух пьес появляется душевная и гармоничная «Колыбельная», как островок – посередине клавиатуры: ее безмятежность и спокойствие воспринимаются теперь ярче. Обращая внимание на расположение пьес в цикле, внук композитора, Александр Майкапар, пишет(см.: Майкапар А. Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки». – Челябинск, 2015. – С. 4-8).:

«Появление каждой последующей звучит как сюрприз, а не как диссонанс. Эта особенность опять-таки заставляет вспомнить Инвенции и Симфонии Баха, в которых каждая пьеса является одновременно и самостоятельным произведением, и звеном цепи»

Во-вторых, «Бирюльки», как и другие циклы автора, написаны для детей разного возраста, или, как говорил Майкапар, разных степеней. Причем «взросление» музыки проходит как бы в два этапа. Шаг за шагом меняется тон автора, все серьезнее становятся темы, а музыкальные краски изобретательнее.

С какой любовью Майкапар — композитор делится с младшими собратьями по искусству драгоценными «гармоничными сокровищами»! Малый вводный септаккорд, словно подарок, сияет блестящими гранями в «Легенде». В первой главе он появляется и в вертикали, и как рецитация; в репризе — это уже изысканная звукопись в высоком регистре, имитациях мотивов, и, растворяясь в вышине, звучит та самая гармония.

В-третьих, характерная черта «Бирюлек» — стилевые аллюзии, которые превращают знакомство с музыкой в увлекательную игру. Как основательно эрудированный в сфере европейской музыкальной литературы музыкант, который переиграл в детстве и юности невероятное количество камерных, оперных и фортепианных сочинений, автор тонко намекает в своих пьесах на разнообразные стили, почерки других композиторов и «вкусные» детали. Распознавать эти знаки и для взрослого музыканта является большим удовольствием. Да, точно выдержанная старинная двухчастная форма Польки отсылает нас к образцам барочных танцев. В «Легенде» альтерация неустойчивых ступеней (II# IV# VI#), «художественные» гаммы вызывают в памяти мелодии Петра Чайковского, а увеличенное трезвучие (такт 23) «пронизывает» схожестью ситуации слома событий в Первой балладе Фридерика Шопена (такт 59). В Романсе оживают ароматы пьесы Эдварда Грига «весной» и декламационные взлеты Роберта Шумана. Интеллектуальный конструктивизм музыки XX века, присущий, в частности, стилю Белы Бартока, распознается в «семимильных сапогах».

Несомненным преимуществом частей «Бирюлек», предназначенных для детей старшего возраста, является высокая духовность художественных образов, выбор понятных и интересных тем. Иногда именно тональность, ее топография определяют содержание миниатюры. Так случилось с пьесой «облака плывут». Звуки ее основной тональности b-moll почти все содержащиеся на черных клавишах, а тональности доминанты F-dur – на белых. И этот контраст «белых» и «черных» аккордов композитор превратил в настоящее противостояние образов. С одной стороны – тяжесть и потрясающая сила облаков, которые будто утюжат землю (такты 1-6); с другой – смелое тональное движение (цепь отклонений в f-moll, as-moll, a — moll, такты 7-11), руки раскинуты по всей клавиатуре, появление «белых» – светлых аккордов на белых клавишах (такты 12-15), которых преодолевают тритоны и уменьшенные трезвучия (такты 16-19). И вся эта непростая борьба разворачивается в пределах piano и pianissimo – шепотом! Складывается впечатление, что композитор говорит со слушателем эзоповым языком.

Последняя пьеса цикла – баллада «Всадник в лесу» написана в тональности es-moll, что довольно редко встречается в детской фортепианной литературе. А во «взрослой» музыке эта тональность ассоциируется с темой страдания (И.С. Бах. Прелюдия и фуга из первого тома Хорошо темперированного клавира), с невозможностью преодоления лирическим героем рока (Ф. Шопен. Полонез № 2). Еще одна ассоциация – по жанру – с балладой Франца Шуберта «Лесной царь», где история заканчивается смертью ребенка.

Иначе – у Майкапара. Его герой — бесстрашный рыцарь, преодолевающий все препятствия. Название пьесы точно указывает на два основных образа. Вот всадник стремительно мчится лесом – старым, неподвижным, с мощными, покрытыми мхом деревьями, ветвями; его очертания едва можно различить в окружающих зарослях. Характер образа определяет пунктирный ритм, мелодия построена на трезвучии, логика гармонического развития ясна. Но появляются невозмутимые аккорды. Как будто на пути всадника неожиданно встают ряды вековых деревьев. Почти в каждом такте – новые тональности: Ces, D, F, d, B, as, des, ges. Они возникают неумолимо, как непреодолимые препятствия. Хроматический сдвиг гармоний – ползучие корни, что мешают двигаться. Долго продолжается эта борьба, но всадник побеждает и исчезает вдали!

Круг важнейших тем очерчен, цикл завершен, но жизнь продолжается. Поэтому последний пассаж произведения такой стремительный и прямой, похожий на стрелу. Он направлен в будущее. Автор ставит в конце не одну точку, а три. Не случайно Самуил Майкапар завершает цикл этой пронзительной нотой преодоления времени. Отдавая должное совсем юным исполнителям и создав для них маленькие шедевры, композитор, обращаясь к более взрослым детям, говорит с ними «на равных». Он касается значимых для них тем в исповеди Фугетты, истории любви Романса, борьбе добра и зла «Облаков», победе рыцарского духа «Всадника».

Пролистав лишь некоторые страницы известного цикла фортепианных пьес «Бирюльки», мы окунулись в удивительный, чрезвычайно наполнен мир самого автора, Самуила Моисеевича Майкапара. (Полный обзор пьес цикла подан в путеводителе автора этих строк: Матлашевская Е. М. Самуил Майкапар. Цикл пьес для детей «Бирюльки», ор. 28: Путеводитель. – Снегиревка Николаевской обл., 2016. – 40 с.) За сказочными и романтичными образами мы легко узнаем настройки его души – возвышенный дух рыцарства, служения искусству.

Посвятив «Бирюльки» детской и не только аудитории, Майкапар мастерски соединил серьезность и шутку, сердечность и живописность, глубину, обобщенность. «Бирюльки» относятся к лучшим образцам детской фортепианной литературы.

Источник

Читайте также:  Как провезти гитару самолетом
Оцените статью