Майкапар ноты для скрипки

Содержание
  1. Майкапар Самуил Моисеевич
  2. Мои ноты для скрипки
  3. Все записи Записи сообщества Поиск Катя Гундарева запись закреплена Яков Бурцев запись закреплена Анастасия Городнина запись закреплена Мои ноты для скрипки запись закреплена История одного шедевра «Скрипач», Марк Захарович Шагал 1913г. Размер: 188×158 см. Городской музей Стеделек, Амстердам #Story_expressionism В укладе евреев скрипач всегда был важен: ни рождение, ни похороны, ни свадьба, не обходились без музыканта. Так скрипач стал символом всей человеческой жизни. На этой картине есть почти все поры года: на переднем плане – желтая осень, переходящая в весну. Задний план – зима. Показать полностью. И скрипач тоже как бы состоит из разных областей, определяющими его принадлежность к определенному народу. В целом, вся картина перенасыщена цветом, передающим энергию художника. А знаете, почему скрипач играет на крыше? Живописец невозмутимо утверждал, что это отнюдь не аллегория, а реальность. Мол, у него был дядя, который, когда «ел компот», забирался на крышу, дабы его никто не мог побеспокоить. Главный герой картины выделяется не только своим размером, но и цветовым решением – зелёное лицо, тёмно-синие волосы и борода, яркая жёлто-красная скрипка в руках. Искусствоведы трактуют зелёного скрипача как символ перерождения человека через искусство. В начале своей творческой карьеры художник был настолько беден, что его знаменитая работа «Скрипач» была написана на обычной скатерти. В то время, живя в Париже, Шагал был еврейским иммигрантом. У него было так мало денег, что покупал холсты для своих работ на блошиных рынках, писал на любом, который удалось добыть. Иногда в ход шли даже простыни, ночные рубашки и скатерти. Хорошенько присмотревшись, можно увидеть клетчатый рисунок скатерти, особенно в тех частях картины, где слой краски наиболее тонкий. К слову, это открытие было сделано исследователями, которые пять лет изучали большую коллекцию работ Шагала в Амстердамском музее. Источник С.Майкапар — Ноты Произведения композитора Самуила Майкапара С.Майкапар Бирюльки маленькие пьесы для фортепиано 1 и 2 части Азербайджанское Государственное музыкальное издательство, 1962г. 1. В садике 2. Сиротка 3. Пастушок 4. Осенью 5. Вальс. 6. Тревожная минута 7. Полька 8. Мимолётное видение 9. Маленький командир 10. Сказочка 11. Менуэт 12. Мотылёк 13. Музыкальная шкатулочка 14. Похоронный марш 15. Колыбельная 16. Песня моряков 17. Легенда 18. Прелюдия и фугетта 19. Эхо в горах 20. Гавот 21. Весною 22. Семимильные сапоги 23. На катке 24. Облака плывут 25. Романс 26. Всадник в лесу Смотреть, слушать на Ютубе Скачать ноты Педагогический репертуар детской музыкальной школы С.Майкапар Соч.28 Бирюльки (Избранные) маленькие пьесы для фортепиано «МУЗГИЗ», 1961г. номер 22562 См. сборник выше. Билиотека юного пианиста III — VI классы детской музыкальной школы С.Майкапар Соч.8 Маленькие новелетты для фортепиано «Советский композитор», 1962г. номер с2312к 1. Токкатина 2. Мелодия 3. Свирель 4. Маленькая сказка 5. В кузнице 6. Колыбельная 7. Ариэтта 8. Листок из альбома 9. Вальс 10. Ноктюрн 11. Фугетта 12. Танец марионеток 13. Скерцино 14. Маленькие вариации на русскую тему 15. Итальянская серенада 16. Романс 17. Грустное настроение 18. Русалка. Маленький этюд Скачать ноты Билиотека юного пианиста III — VI классы детской музыкальной школы С.Майкапар Соч.33 Миниатюры для фортепиано «Советский композитор», 1963г. номер с3449к 1. Вальс 2. «Раздумье» 3. Гавот 4. «У моря ночью» (этюд) 5. Мазурка 6. Тарантелла 7. «Дальняя дорога» 8. «Бабочка» (этюд) 9. «Призывная песня» 10. «В тумане» 11. «Дружная работа» 12. «Росинки» 13. «Тихое утро» 14. «Страшный рассказ» 15. «Конница идет» 16. Маленькая прелюдия 17. Песенка 18. «Бурный поток» (этюд) 19. «Звездная ночь» 20. «Рассказ моряка» (баллада) 21. «Эолова арфа» (этюд) 22. Элегия 23. «Веселая игра» 24. «Драматический отрывок» Смотреть, слушать на Ютубе Скачать ноты Op.33 Спасибо Александру за сборник! КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ МАЙКАПАР Самуил Моисеевич (18. XII. 1867, Херсон — 8. V. 1938, Ленинград)—советский композитор и педагог. Окончил Петербургскую консерваторию по фортепиано у В. Чези и по композиции у Н. Соловьева. Среди его произведений: инструментальные и фортепианные пьесы для детей и юношества; романсы; книги о музыке. Предлагаемые пьесы взяты из сборников «Миниатюры», соч. 33, и «Бирюльки», соч. 26. Источник Самуил Майкапар Имя композитора Самуила Моисеевича Майкапара известно каждому ценителю музыки, который хотя бы некоторое время учился в музыкальной школе Музыкант родился в Херсоне 1867 года. И хотя его память не сохранила воспоминаний об этом городе, именно здесь его душа коснулась мира. Потом было детство в Таганроге, юность и годы учебы в Петербурге, «стажировка» в Теодора Лешетицкого в Вене, короткий период жизни в Москве, что сопровождалось концертными командировками в Германию, и опять – Петербург, работа в течение 20 лет в консерватории в должности преподавателя по классу фортепиано, профессора. Самуил Майкапар – мастер детской фортепианной миниатюры. Он обратился к этому жанру еще в начале педагогической деятельности, испытывая нехватку качественного учебного репертуара. Его пьесы – образные, максимально приспособлены для детских рук, невероятно разнообразные по тематике; музыкальные портреты – яркие, будто герои любимых книг и мультфильмов. Источник Майкапар А. Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки» Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки» Цикл фортепианных пьес для детей Самуила Майкапара «Бирюльки» принадлежит к числу классических произведений педагогического репертуара и стоит в одном ряду с такими сборниками, как «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (1725) И. С. Баха, «Детский альбом» П.. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана. Хотя имя Самуила Майкапара широко известно, мало кто знает о его жизни. Родился он в Херсоне в 1867 г. Детские годы С. Майкапара прошли в Таганроге — он учился в той же гимназии, которую окончил Л. Чехов (Майкапару тогда было 10 лет). С. Майкапар поступил в Петербургский университет на юридический факультет (который окончил в 1891 г.) и одновременно — в Петербургскую консерваторию, где учился по двум специальностям — композиции и фортепиано. По окончании консерватории по совету Антона Рубинштейна С. Майкапар едет в Вену совершенствоваться у знаменитого пианиста профессора Теодора Лешетицкого. В Вене он пишет и издает ряд своих произведений. С 1898 по 1901 г. композитор живет в Москве, активно участвует в работе Научно-музыкального кружка, которым руководил С. И. Танеев. В это время выходит научный труд С. Майкапара «Музыкальный слух» (1900). Некоторое время С. Майкапар преподает в Твери, где его стараниями была открыта детская музыкальная школа. Знаменитые «Новелетты» (соч. 8) для детей были написаны именно здесь. С 1903 по 1910 г. С. Майкапар живет в Германии. Он много концертирует, сочиняет, занимается научной деятельностью. Среди его друзей Артур Шнабель. Марк Гамбург, Осип Габрилович; в доме Майкапара в Берлине бывали А. Гречанинов, Н. Метнер, Н. Цимбалист. Письма и автографы многих из них хранятся в нашем семейном архиве. Получив от А. Глазунова приглашение преподавать в Петербургской консерватории, С. Майкапар в 1910 г. начал в ней свою педагогическую деятельность. Через пять лет он становится профессором по классу фортепиано. 20-е годы были ознаменованы ломкой многих педагогических принципов консерватории. Сопротивление радикальным реформам создало С. Майкапару репутацию консерватора. Однако нужно представлять себе социальную и идеологическую подоплеку преобразований 20-х годов, чтобы понять, что за этим консерватизмом стояли боль и радение о высоком профессионализме. И 1925 г. С. Майкапар предпринял уникальное по тем временам исполнение всего цикла из 32-х фортепианных сонат Бетховена, а в 1927 г. к 100-летию со дня смерти композитора он выпустил небольшую по объему, но очень глубокую но содержанию книгу «Значение творчества Бетховена для нашей современности». В 1930 г. С. Майкапар уходит из консерватории и целиком посвящает себя творческой работе — композиции, исполнительству, научным трудам. В начале 1938 г. он подготовил к изданию свою книгу воспоминании «Годы учения». К сожалению, она вышла уже после его смерти. Умер С. Майкапар 8 мая 1938 г. Он похоронен в Санкт-Петербурге на «Литературных мостках» Волкова кладбища. Созданный в 1925—1926 гг. цикл «Бирюльки» вот уже почти семьдесят лот пользуется неизменной любовью как юных музыкантов, так и педагогов. Пьесы сборника отличает все то, что отличает истинные шедевры — независимо от того, монументальное это произведение или миниатюра,— вдохновение, идеальная стройность формы, совершенная отделка деталей. Сейчас мало кто знает, что такое бирюльки. Однако в свое время это была очень популярная у детворы игра. В словаре В. Даля читаем: «Игра: горсть нарезанных соломинок, или резных бирюлек разного вида, кладется ворошком на стол; играющие вытаскивают, чередуясь, по одной, не встряхивая вороха». В детской фортепианной литературе у «Бирюлек» С. Майкапара был предшественник — фортепианный цикл из 14 миниатюр под таким же названием А. Лядова (соч. 2, 1876 г.). Однако любовь и репутацию классического произведения приобрел все же именно цикл С. Майкапара. К сожалению, «Бирюльки» С. Майкапара постигла обычная участь популярного произведения: они переиздавались множество раз как в нашей стране (едва ли не ежегодно), так и за рубежом — в США, Польше, Германии, Англии, Австрии, Чехии и Словакии, в других странах. При этом авторские исполнительские и методические указания — аппликатура, фразировка, педализация — приводились в искаженном виде. Каждый редактор считал возможным заменять детальные авторские исполнительские указания своими, вносить дополнения к ним при том, что автограф, хранящийся в нашем семейном архиве, никому из них не был известен, а прижизненные издания уже давно стали библиографической редкостью. В настоящем издании восстановлен уртекст, то есть авторский текст, на основе чистового автографа и прижизненного издания, на титуле которых имеется специальное указание: «С аппликатурой и педализацией автора». Знакомство с черновиками «Бирюлек» необычайно интересно. Они красноречиво свидетельствуют о том, как рождался и созревал цикл. Мы убеждаемся, что предметом заботы композитора было все — от расстановки исполнительских указаний до внешнего вида издания (прижизненные издания «Бирюлек» выходили, как это и было задумано автором, в шести отдельных тетрадях, при едином их художественном оформлении). Понимая, сколь важна для маленьких музыкантов образность, С. Майкапар очень серьезно относился к поиску возможно более ярких названий для пьес. Не всегда это были первые, приходившие па ум. Так, в первоначальном варианте «Тревожная минута» называлась «Беспокойство», «Мотылек» — «Эльф», «Легенда» — «Грезы (легенда)», «Весною» — «Малютка», вместо «Гавота» поначалу была задумана пьеса «Лунный свет», хотя музыка этих пьес не дает оснований для такой аллюзии. Одни пьесы появились, как свидетельствуют черновики, сразу в законченном виде, другие же подверглись доработке и переработке. Так, не сразу появился «Маленький командир»: сначала родилась «Непрерывная работа». Она и явилась мелодическим зерном для «Маленького командира». Миниатюра в фа миноре — теперь это «Семимильные сапоги» — но первоначальному замыслу имела совершенно другую музыкальную идею. Любопытна сокращенная запись многих пьес в черновиках: вместо полностью выписанных повторений некоторых эпизодов композитор употребляет знаки репризы. При этом потный текст сокращается порой вдвое, а то и больше. На это стоит обратить внимание ученика, поскольку такой способ очень упрощает выучивание произведения наизусть: легче запомнить, где какие повторения, чем учить весь текст как новый материал. Благодаря привычке С. Майкапара датировать свои записи, мы имеем четкую хронологию создания этого цикла. На чистовом автографе первых двух тетрадей указано: «Написаны 25, 26, 27 июня. Закончены к печати 3-го июля 1925 года». Работа над циклом шла последовательно — пьесы сочинялись в том (очевидно, уже имевшемся в уме) порядке, в котором они теперь известны. «Маленький командир», «Сказочка», «Менуэт» были написаны 1 августа в Евпатории, следующие пьесы — осенью и зимой в Ленинграде. Последняя дата — в пьесе «На катке» — 3 марта 1926 г. Очевидно, вскоре после этого были написаны и самые последние пьесы сборника (они не датированы). «Бирюльки» С. Майкапара заняли особое место в фортепианно-педагогическом репертуаре не только благодаря замечательным художественным особенностям пьес сборника, но и в силу их больших методических достоинств. Сборник этот интересно сопоставить с циклами И. С. Баха. Как и «Хорошо темперированный клавир» Баха, «Бирюльки» дают пьесы во всех 24-х тональностях. Однако конструктивный принцип построения «Бирюлек» несколько иной. Если в «Хорошо темперированном клавире» новая тональность появляется в результате движения от пьесы к пьесе по хроматической гамме, и таким образом легкие и трудные тональности чередуются, то в «Бирюльках» тональный план всего цикла иной. С. Майкапар предусмотрел несколько уровней членения цикла. Во-первых, весь цикл делится на три серии, во-вторых, как уже говорилось, на шесть тетрадей. К сожалению, деление на серии в современных изданиях «Бирюлек» игнорируется редакторами. Итак, I серия (тетради 1 и 2) дает пьесы начиная с тональностей с тремя диезами; во II серии (тетради 3 и 4) — то же движение от тональностей без ключевых знаков к тональностям на сей раз с тремя бемолями, и, наконец, III серия (тетради 5 и 6) охватывает пьесы в тональностях с 4, 5, 6 знаками. Причем в последней паре пьес миниатюре в тональности Фа-диез мажор (№25) соответствует пьеса в ми-бемоль миноре (№26) как тональности, энгармонически равной ре-диез минору, то есть параллельной Фа-диез мажору. Это решение композитора опять-таки напоминает баховский прием в I томе «Хорошо темперированного клавира», где за Прелюдией ми-бемоль минор следует фуга в энгармоническом равном ему ре-диез миноре. Источник
  4. С.Майкапар — Ноты
  5. Самуил Майкапар
  6. Майкапар А. Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки»
Читайте также:  Какую покупать гитару для начинающего

Майкапар Самуил Моисеевич

Известный пианист и композитор, профессор и директор Московской консерватории, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. По происхождению — караим.

Разносторонне одаренный музыкант, С. М. Майкапар, чьи сочинения известны каждому ученику музыкальной школы, автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки», его романсы и «Музыкальный слух» (Москва, 1900).

Вскоре после рождения семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог. Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла).

В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где его основными педагогами были И. Вейс (фортепиано), Н. Соловьёв (композиция). Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году).

Показать полностью Свернуть

По окончании консерватории в 1893 году (ученик Чези), до 1898 года совершенствовался как пианист под руководством Т.Лешетицкого, концертировал в Берлине, Лейпциге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах.

С 1898 по 1901 гг. выступал в концертах с Л. Ауэром и И. Гржимали. В 1901 основал музыкальную школу в Твери. С 1903 по 1910, живая преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии.

Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. И. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат Бетховена (впервые в 1927 году).

Источник

Мои ноты для скрипки

Мои ноты для скрипки запись закреплена

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Катя Гундарева запись закреплена
Яков Бурцев запись закреплена

Анастасия Городнина запись закреплена

Мои ноты для скрипки запись закреплена
История одного шедевра

«Скрипач», Марк Захарович Шагал

1913г. Размер: 188×158 см. Городской музей Стеделек, Амстердам #Story_expressionism

В укладе евреев скрипач всегда был важен: ни рождение, ни похороны, ни свадьба, не обходились без музыканта. Так скрипач стал символом всей человеческой жизни. На этой картине есть почти все поры года: на переднем плане – желтая осень, переходящая в весну. Задний план – зима.
Показать полностью.

И скрипач тоже как бы состоит из разных областей, определяющими его принадлежность к определенному народу. В целом, вся картина перенасыщена цветом, передающим энергию художника. А знаете, почему скрипач играет на крыше? Живописец невозмутимо утверждал, что это отнюдь не аллегория, а реальность. Мол, у него был дядя, который, когда «ел компот», забирался на крышу, дабы его никто не мог побеспокоить.

Главный герой картины выделяется не только своим размером, но и цветовым решением – зелёное лицо, тёмно-синие волосы и борода, яркая жёлто-красная скрипка в руках. Искусствоведы трактуют зелёного скрипача как символ перерождения человека через искусство.

В начале своей творческой карьеры художник был настолько беден, что его знаменитая работа «Скрипач» была написана на обычной скатерти. В то время, живя в Париже, Шагал был еврейским иммигрантом. У него было так мало денег, что покупал холсты для своих работ на блошиных рынках, писал на любом, который удалось добыть. Иногда в ход шли даже простыни, ночные рубашки и скатерти. Хорошенько присмотревшись, можно увидеть клетчатый рисунок скатерти, особенно в тех частях картины, где слой краски наиболее тонкий. К слову, это открытие было сделано исследователями, которые пять лет изучали большую коллекцию работ Шагала в Амстердамском музее.

Источник

С.Майкапар — Ноты

Произведения композитора Самуила Майкапара


С.Майкапар
Бирюльки
маленькие пьесы для фортепиано 1 и 2 части
Азербайджанское Государственное музыкальное издательство, 1962г.

1. В садике
2. Сиротка
3. Пастушок
4. Осенью
5. Вальс.
6. Тревожная минута
7. Полька
8. Мимолётное видение
9. Маленький командир
10. Сказочка
11. Менуэт
12. Мотылёк
13. Музыкальная шкатулочка
14. Похоронный марш
15. Колыбельная
16. Песня моряков
17. Легенда
18. Прелюдия и фугетта
19. Эхо в горах
20. Гавот
21. Весною
22. Семимильные сапоги
23. На катке
24. Облака плывут
25. Романс
26. Всадник в лесу

Смотреть, слушать на Ютубе

Скачать ноты


Педагогический репертуар детской музыкальной школы
С.Майкапар Соч.28
Бирюльки
(Избранные)
маленькие пьесы для фортепиано
«МУЗГИЗ», 1961г.
номер 22562

См. сборник выше.


Билиотека юного пианиста
III — VI классы детской музыкальной школы
С.Майкапар Соч.8
Маленькие новелетты
для фортепиано
«Советский композитор», 1962г.
номер с2312к

1. Токкатина
2. Мелодия
3. Свирель
4. Маленькая сказка
5. В кузнице
6. Колыбельная
7. Ариэтта
8. Листок из альбома
9. Вальс
10. Ноктюрн
11. Фугетта
12. Танец марионеток
13. Скерцино
14. Маленькие вариации на русскую тему
15. Итальянская серенада
16. Романс
17. Грустное настроение
18. Русалка. Маленький этюд

Скачать ноты


Билиотека юного пианиста
III — VI классы детской музыкальной школы
С.Майкапар Соч.33
Миниатюры
для фортепиано
«Советский композитор», 1963г.
номер с3449к

1. Вальс
2. «Раздумье»
3. Гавот
4. «У моря ночью» (этюд)
5. Мазурка
6. Тарантелла
7. «Дальняя дорога»
8. «Бабочка» (этюд)
9. «Призывная песня»
10. «В тумане»
11. «Дружная работа»
12. «Росинки»
13. «Тихое утро»
14. «Страшный рассказ»
15. «Конница идет»
16. Маленькая прелюдия
17. Песенка
18. «Бурный поток» (этюд)
19. «Звездная ночь»
20. «Рассказ моряка» (баллада)
21. «Эолова арфа» (этюд)
22. Элегия
23. «Веселая игра»
24. «Драматический отрывок»

Смотреть, слушать на Ютубе

Скачать ноты Op.33

Спасибо Александру за сборник!

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ

МАЙКАПАР Самуил Моисеевич (18. XII. 1867, Херсон — 8. V. 1938, Ленинград)—советский композитор и педагог. Окончил Петербургскую консерваторию по фортепиано у В. Чези и по композиции у Н. Соловьева. Среди его произведений: инструментальные и фортепианные пьесы для детей и юношества; романсы; книги о музыке.
Предлагаемые пьесы взяты из сборников «Миниатюры», соч. 33, и «Бирюльки», соч. 26.

Источник

Самуил Майкапар

Имя композитора Самуила Моисеевича Майкапара известно каждому ценителю музыки, который хотя бы некоторое время учился в музыкальной школе

Музыкант родился в Херсоне 1867 года. И хотя его память не сохранила воспоминаний об этом городе, именно здесь его душа коснулась мира. Потом было детство в Таганроге, юность и годы учебы в Петербурге, «стажировка» в Теодора Лешетицкого в Вене, короткий период жизни в Москве, что сопровождалось концертными командировками в Германию, и опять – Петербург, работа в течение 20 лет в консерватории в должности преподавателя по классу фортепиано, профессора.

Самуил Майкапар – мастер детской фортепианной миниатюры. Он обратился к этому жанру еще в начале педагогической деятельности, испытывая нехватку качественного учебного репертуара. Его пьесы – образные, максимально приспособлены для детских рук, невероятно разнообразные по тематике; музыкальные портреты – яркие, будто герои любимых книг и мультфильмов.

Источник

Майкапар А. Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки»

Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки»

Цикл фортепианных пьес для детей Самуила Майкапара «Бирюльки» принадлежит к числу классических произведений педагогического репертуара и стоит в одном ряду с такими сборниками, как «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (1725) И. С. Баха, «Детский альбом» П.. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана.

Хотя имя Самуила Майкапара широко известно, мало кто знает о его жизни. Родился он в Херсоне в 1867 г. Детские годы С. Майкапара прошли в Таганроге — он учился в той же гимназии, которую окончил Л. Чехов (Майкапару тогда было 10 лет). С. Майкапар поступил в Петербургский университет на юридический факультет (который окончил в 1891 г.) и одновременно — в Петербургскую консерваторию, где учился по двум специальностям — композиции и фортепиано. По окончании консерватории по совету Антона Рубинштейна С. Майкапар едет в Вену совершенствоваться у знаменитого пианиста профессора Теодора Лешетицкого. В Вене он пишет и издает ряд своих произведений. С 1898 по 1901 г. композитор живет в Москве, активно участвует в работе Научно-музыкального кружка, которым руководил С. И. Танеев. В это время выходит научный труд С. Майкапара «Музыкальный слух» (1900). Некоторое время С. Майкапар преподает в Твери, где его стараниями была открыта детская музыкальная школа. Знаменитые «Новелетты» (соч. 8) для детей были написаны именно здесь. С 1903 по 1910 г. С. Майкапар живет в Германии. Он много концертирует, сочиняет, занимается научной деятельностью. Среди его друзей Артур Шнабель. Марк Гамбург, Осип Габрилович; в доме Майкапара в Берлине бывали А. Гречанинов, Н. Метнер, Н. Цимбалист. Письма и автографы многих из них хранятся в нашем семейном архиве.

Получив от А. Глазунова приглашение преподавать в Петербургской консерватории, С. Майкапар в 1910 г. начал в ней свою педагогическую деятельность. Через пять лет он становится профессором по классу фортепиано. 20-е годы были ознаменованы ломкой многих педагогических принципов консерватории. Сопротивление радикальным реформам создало С. Майкапару репутацию консерватора. Однако нужно представлять себе социальную и идеологическую подоплеку преобразований 20-х годов, чтобы понять, что за этим консерватизмом стояли боль и радение о высоком профессионализме.

И 1925 г. С. Майкапар предпринял уникальное по тем временам исполнение всего цикла из 32-х фортепианных сонат Бетховена, а в 1927 г. к 100-летию со дня смерти композитора он выпустил небольшую по объему, но очень глубокую но содержанию книгу «Значение творчества Бетховена для нашей современности».

В 1930 г. С. Майкапар уходит из консерватории и целиком посвящает себя творческой работе — композиции, исполнительству, научным трудам. В начале 1938 г. он подготовил к изданию свою книгу воспоминании «Годы учения». К сожалению, она вышла уже после его смерти. Умер С. Майкапар 8 мая 1938 г. Он похоронен в Санкт-Петербурге на «Литературных мостках» Волкова кладбища.

Созданный в 1925—1926 гг. цикл «Бирюльки» вот уже почти семьдесят лот пользуется неизменной любовью как юных музыкантов, так и педагогов. Пьесы сборника отличает все то, что отличает истинные шедевры — независимо от того, монументальное это произведение или миниатюра,— вдохновение, идеальная стройность формы, совершенная отделка деталей.

Сейчас мало кто знает, что такое бирюльки. Однако в свое время это была очень популярная у детворы игра. В словаре В. Даля читаем: «Игра: горсть нарезанных соломинок, или резных бирюлек разного вида, кладется ворошком на стол; играющие вытаскивают, чередуясь, по одной, не встряхивая вороха».

В детской фортепианной литературе у «Бирюлек» С. Майкапара был предшественник — фортепианный цикл из 14 миниатюр под таким же названием А. Лядова (соч. 2, 1876 г.). Однако любовь и репутацию классического произведения приобрел все же именно цикл С. Майкапара.

К сожалению, «Бирюльки» С. Майкапара постигла обычная участь популярного произведения: они переиздавались множество раз как в нашей стране (едва ли не ежегодно), так и за рубежом — в США, Польше, Германии, Англии, Австрии, Чехии и Словакии, в других странах. При этом авторские исполнительские и методические указания — аппликатура, фразировка, педализация — приводились в искаженном виде. Каждый редактор считал возможным заменять детальные авторские исполнительские указания своими, вносить дополнения к ним при том, что автограф, хранящийся в нашем семейном архиве, никому из них не был известен, а прижизненные издания уже давно стали библиографической редкостью. В настоящем издании восстановлен уртекст, то есть авторский текст, на основе чистового автографа и прижизненного издания, на титуле которых имеется специальное указание: «С аппликатурой и педализацией автора».

Знакомство с черновиками «Бирюлек» необычайно интересно. Они красноречиво свидетельствуют о том, как рождался и созревал цикл. Мы убеждаемся, что предметом заботы композитора было все — от расстановки исполнительских указаний до внешнего вида издания (прижизненные издания «Бирюлек» выходили, как это и было задумано автором, в шести отдельных тетрадях, при едином их художественном оформлении).

Понимая, сколь важна для маленьких музыкантов образность, С. Майкапар очень серьезно относился к поиску возможно более ярких названий для пьес. Не всегда это были первые, приходившие па ум. Так, в первоначальном варианте «Тревожная минута» называлась «Беспокойство», «Мотылек» — «Эльф», «Легенда» — «Грезы (легенда)», «Весною» — «Малютка», вместо «Гавота» поначалу была задумана пьеса «Лунный свет», хотя музыка этих пьес не дает оснований для такой аллюзии.

Одни пьесы появились, как свидетельствуют черновики, сразу в законченном виде, другие же подверглись доработке и переработке. Так, не сразу появился «Маленький командир»: сначала родилась «Непрерывная работа». Она и явилась мелодическим зерном для «Маленького командира». Миниатюра в фа миноре — теперь это «Семимильные сапоги» — но первоначальному замыслу имела совершенно другую музыкальную идею.

Любопытна сокращенная запись многих пьес в черновиках: вместо полностью выписанных повторений некоторых эпизодов композитор употребляет знаки репризы. При этом потный текст сокращается порой вдвое, а то и больше. На это стоит обратить внимание ученика, поскольку такой способ очень упрощает выучивание произведения наизусть: легче запомнить, где какие повторения, чем учить весь текст как новый материал.

Благодаря привычке С. Майкапара датировать свои записи, мы имеем четкую хронологию создания этого цикла. На чистовом автографе первых двух тетрадей указано: «Написаны 25, 26, 27 июня. Закончены к печати 3-го июля 1925 года». Работа над циклом шла последовательно — пьесы сочинялись в том (очевидно, уже имевшемся в уме) порядке, в котором они теперь известны. «Маленький командир», «Сказочка», «Менуэт» были написаны 1 августа в Евпатории, следующие пьесы — осенью и зимой в Ленинграде. Последняя дата — в пьесе «На катке» — 3 марта 1926 г. Очевидно, вскоре после этого были написаны и самые последние пьесы сборника (они не датированы).

«Бирюльки» С. Майкапара заняли особое место в фортепианно-педагогическом репертуаре не только благодаря замечательным художественным особенностям пьес сборника, но и в силу их больших методических достоинств. Сборник этот интересно сопоставить с циклами И. С. Баха. Как и «Хорошо темперированный клавир» Баха, «Бирюльки» дают пьесы во всех 24-х тональностях. Однако конструктивный принцип построения «Бирюлек» несколько иной. Если в «Хорошо темперированном клавире» новая тональность появляется в результате движения от пьесы к пьесе по хроматической гамме, и таким образом легкие и трудные тональности чередуются, то в «Бирюльках» тональный план всего цикла иной. С. Майкапар предусмотрел несколько уровней членения цикла. Во-первых, весь цикл делится на три серии, во-вторых, как уже говорилось, на шесть тетрадей. К сожалению, деление на серии в современных изданиях «Бирюлек» игнорируется редакторами. Итак, I серия (тетради 1 и 2) дает пьесы начиная с тональностей с тремя диезами; во II серии (тетради 3 и 4) — то же движение от тональностей без ключевых знаков к тональностям на сей раз с тремя бемолями, и, наконец, III серия (тетради 5 и 6) охватывает пьесы в тональностях с 4, 5, 6 знаками. Причем в последней паре пьес миниатюре в тональности Фа-диез мажор (№25) соответствует пьеса в ми-бемоль миноре (№26) как тональности, энгармонически равной ре-диез минору, то есть параллельной Фа-диез мажору. Это решение композитора опять-таки напоминает баховский прием в I томе «Хорошо темперированного клавира», где за Прелюдией ми-бемоль минор следует фуга в энгармоническом равном ему ре-диез миноре.

Источник

Оцените статью