Майкапар прелюдия ми минор ноты

Самуил Моисеевич Майкапар — Педальные прелюдии

Самуи́л Моисе́евич Майкапа́р (18 декабря 1867, Херсон — 8 мая 1938, Ленинград) — известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. Дед Александра Майкапара. По происхождению — караим.

Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки», его романсы и «Музыкальный слух» (Москва, 1900).
Вскоре после рождения семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог. Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла).

В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва. Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году).

По окончании консерватории в 1893 году до 1898 года совершенствовался как пианист под руководством Теодора Лешетицкого, концертировал в Берлине, Лейпциге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах.

С 1898 по 1901 год выступал в концертах с Леопольдом Ауэром и Иваном Гржимали. В 1901 основал музыкальную школу в Твери. С 1903 по 1910, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии.

Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. И. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат Бетховена (впервые в 1927 году).

Читайте также:  Босса дорадо ноты для баяна

Источник

С.Майкапар — Ноты

Произведения композитора Самуила Майкапара


С.Майкапар
Бирюльки
маленькие пьесы для фортепиано 1 и 2 части
Азербайджанское Государственное музыкальное издательство, 1962г.

1. В садике
2. Сиротка
3. Пастушок
4. Осенью
5. Вальс.
6. Тревожная минута
7. Полька
8. Мимолётное видение
9. Маленький командир
10. Сказочка
11. Менуэт
12. Мотылёк
13. Музыкальная шкатулочка
14. Похоронный марш
15. Колыбельная
16. Песня моряков
17. Легенда
18. Прелюдия и фугетта
19. Эхо в горах
20. Гавот
21. Весною
22. Семимильные сапоги
23. На катке
24. Облака плывут
25. Романс
26. Всадник в лесу

Смотреть, слушать на Ютубе

Скачать ноты


Педагогический репертуар детской музыкальной школы
С.Майкапар Соч.28
Бирюльки
(Избранные)
маленькие пьесы для фортепиано
«МУЗГИЗ», 1961г.
номер 22562

См. сборник выше.


Билиотека юного пианиста
III — VI классы детской музыкальной школы
С.Майкапар Соч.8
Маленькие новелетты
для фортепиано
«Советский композитор», 1962г.
номер с2312к

1. Токкатина
2. Мелодия
3. Свирель
4. Маленькая сказка
5. В кузнице
6. Колыбельная
7. Ариэтта
8. Листок из альбома
9. Вальс
10. Ноктюрн
11. Фугетта
12. Танец марионеток
13. Скерцино
14. Маленькие вариации на русскую тему
15. Итальянская серенада
16. Романс
17. Грустное настроение
18. Русалка. Маленький этюд

Скачать ноты


Билиотека юного пианиста
III — VI классы детской музыкальной школы
С.Майкапар Соч.33
Миниатюры
для фортепиано
«Советский композитор», 1963г.
номер с3449к

1. Вальс
2. «Раздумье»
3. Гавот
4. «У моря ночью» (этюд)
5. Мазурка
6. Тарантелла
7. «Дальняя дорога»
8. «Бабочка» (этюд)
9. «Призывная песня»
10. «В тумане»
11. «Дружная работа»
12. «Росинки»
13. «Тихое утро»
14. «Страшный рассказ»
15. «Конница идет»
16. Маленькая прелюдия
17. Песенка
18. «Бурный поток» (этюд)
19. «Звездная ночь»
20. «Рассказ моряка» (баллада)
21. «Эолова арфа» (этюд)
22. Элегия
23. «Веселая игра»
24. «Драматический отрывок»

Смотреть, слушать на Ютубе

Скачать ноты Op.33

Спасибо Александру за сборник!

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ

МАЙКАПАР Самуил Моисеевич (18. XII. 1867, Херсон — 8. V. 1938, Ленинград)—советский композитор и педагог. Окончил Петербургскую консерваторию по фортепиано у В. Чези и по композиции у Н. Соловьева. Среди его произведений: инструментальные и фортепианные пьесы для детей и юношества; романсы; книги о музыке.
Предлагаемые пьесы взяты из сборников «Миниатюры», соч. 33, и «Бирюльки», соч. 26.

Источник

Полифонические пьесы для детских музыкальных школ


Фортепианная музыка для ДМШ
младшие классы
Полифонические пьесы
Выпуск 1
составление и педагогическая редакция Л.Ройзмана
«Советский композитор», 1975г.
номер с3424к

Практика последних лет убедительно показала, что умелое сочетание образцов классической полифонии с произведениями современных композиторов того же жанра дает наилучшие результаты в процессе воспитания молодых пианистов. Если через Баха, Глинку и других классиков можно прийти к постижению современного полифонического стиля, то нельзя забывать, что и постижение сложности современного музыкального полифонического языка способствует более свободному и глубокому овладению полифоническим наследием классиков.

В настоящем издании, предназначенном для младших классов детских музыкальных школ, публикуются полифонические пьесы И.-С. Баха, М. Глинки и советских композиторов (сюда вошли оба цикла маленьких прелюдий первой части, в новой редакции, известного сборника И.-С. Баха «Маленькие прелюдии и фуги»). Пьесы советских композиторов расположены, примерно, в порядке возрастающей трудности. Баховские прелюдии сохраняют традиционный порядок; каждый педагог сумеет, в зависимости от способностей и подвинутости ученика, выбрать ту или иную подходящую пьесу. Рекомендуется проходить параллельно пьесу из современного репертуара, и какую-либо из прелюдий И.-С Баха.
Л. Ройзман

1. Родина. Русская народная песня. Обработка А. Флярковского
2. Ах вы, сени. Русская народная песня. Обработка С. Ляховицкой
3. У ворот, ворот, ворот. Русская народная песня. Обработка С. Ляховицкой
4. Б. Антюфеев. Вечер
5. Украинская народная песня. Обработка С. Шевченко.
6. Е.Яхнина. Пастушок играет
7. А.Гольденвейзер. Соч. 15 №2. Песенка
8. Д. Кабалевский. Соч. 39 № 16. Грустный рассказ.
9. Т. Шаверзашвили. Спор
10. Э. Захаров. Канон
11. Е. Голубев. Вечер в деревне
12. Д. Львов-Компанеец. Былина
13. А. Гольденвейзер. Соч. 11 № 13. Канон
14. С. Павлюченко. Фугетта
15. П. Пичугин. Фугетта
16. Е. Гнесина. Две плаксы
17. И. Соколова. Маленький канон
18. Д. Благой. Спор упрямцев
19. М. Зив. Канон-гавот
20. Л. Шульгин. Муха-цокотуха. Полифонический этюд.
21. С. Майкапар. Канон
22. С. Разорёнов. Фугетта
23. М. Скорульский. Соч. 30. фуга.
24. Г. Фрид. Соч. 39 № 9. Ивушка
25. Ч. Нурымов. Фугетта.
26. Б. Страннолюбский. Каноническая пьеса
27. Р. Леденев. Канон
28. Кума. Русская народная песня. Обработка Ан. Александрова
29. Ой, из-за горы каменной. Украинская народная песня. Обработка Н. Леонтовича
30. М. Глинка. Двухголосная фуга
31. И.-С. Бах. Двенадцать маленьких прелюдий для начинающих
32. И.-С. Бах. Шесть маленьких прелюдий для начинающих.

Скачать ноты

Источник

«Бирюльки» (Майкпар) — ноты для фортепиано

На этой странице вы сможете скачать ноты сборника детских пьес для фортепиано «Бирюльки».

1. В садике
2. Сиротка
3. Пастушок
4. Осенью
5. Вальс.
6. Тревожная минута
7. Полька
8. Мимолётное видение
9. Маленький командир
10. Сказочка
11. Менуэт
12. Мотылёк
13. Музыкальная шкатулочка
14. Похоронный марш
15. Колыбельная
16. Песня моряков
17. Легенда
18. Прелюдия и фугетта
19. Эхо в горах
20. Гавот
21. Весною
22. Семимильные сапоги
23. На катке
24. Облака плывут
25. Романс
26. Всадник в лесу

Еще ноты этого композитора (исполнителя)

Разбора цикла «Бирюльки» или уроки от Самуила Майкапара

Иногда Майкапара несправедливо упрекают за вторичность его музыкальной речи, отсутствие собственного стиля. Однако при условии глубокого изучения проблемы становится очевидным, что задача детской педагогики – введение в мир взрослой музыки, усвоение уже сложившихся стилей и связанных с ними фортепианных техник. С другой стороны, Майкапар, как и композиторы его окружения, – а среди них Александр Гречанинов, Сергей Танеев, – исповедовал традиционные взгляды на развитие музыкального искусства, черпая вдохновение в творчестве великих мастеров. Романтическое мировосприятие, присущее этим музыкантам, словно матрица, определяло природу их художественных образов.

В общем, самым популярным произведением Самуила Майкпара среди педагогов является фортепианный цикл «Бирюльки», ор. 28. Композитор написал его в зрелом возрасте (59!) по заказу Ленинградского издательства «Тритон» в 1925-1926 годах (см.: Вольман Б. Самуил Моисеевич Майкапар. Очерк жизни и творчества. – Л., 1963. – 72 с.).

Цикл вобрал лучшие черты стиля автора и отразил многие его творческие и педагогические постулаты.

Во-первых, Майкапар предоставил циклу четкую структуру: пьесы написаны во всех тональностях до шести знаков включительно, по квинтовому кругу. Они объединены в тетради по четыре миниатюры, причем каждая тетрадь посвящена конкретному ребенку. Эти посвящения есть в прижизненном издании «Бирюлек», а также издании 2015 года, осуществленном по инициативе внука Самуила Майкапара Александра Майкапара в серии «Антология приведений «(см.: Майкапар С. М. «Бирюльки», ор. 28. — Челябинск, 2015. — 59 с.). Кто эти так уважительно упомянутые в нотах Гарик Русинковский, Катя Тотеш, Галочка Грубер, которым выпало счастье общаться с мудрым и талантливым человеком?

Логика движения по квинтовому кругу определяет наличие контраста между соседними пьесами. Майкапар мастерски использует для этого выразительные возможности рояля, в частности его регистровые краски. Сравните, например, три пьесы из четвертой тетради: «Музыкальная шкатулка» – в очень высоком регистре, со стеклянным звуком, механическим ритмом, – красивая, но неживая игрушка, – меняется «Похоронным маршем», который звучит печально, в низком регистре, в параллельном движении голосов. После этих двух пьес появляется душевная и гармоничная «Колыбельная», как островок – посередине клавиатуры: ее безмятежность и спокойствие воспринимаются теперь ярче. Обращая внимание на расположение пьес в цикле, внук композитора, Александр Майкапар, пишет(см.: Майкапар А. Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки». – Челябинск, 2015. – С. 4-8).:

«Появление каждой последующей звучит как сюрприз, а не как диссонанс. Эта особенность опять-таки заставляет вспомнить Инвенции и Симфонии Баха, в которых каждая пьеса является одновременно и самостоятельным произведением, и звеном цепи»

Во-вторых, «Бирюльки», как и другие циклы автора, написаны для детей разного возраста, или, как говорил Майкапар, разных степеней. Причем «взросление» музыки проходит как бы в два этапа. Шаг за шагом меняется тон автора, все серьезнее становятся темы, а музыкальные краски изобретательнее.

С какой любовью Майкапар — композитор делится с младшими собратьями по искусству драгоценными «гармоничными сокровищами»! Малый вводный септаккорд, словно подарок, сияет блестящими гранями в «Легенде». В первой главе он появляется и в вертикали, и как рецитация; в репризе — это уже изысканная звукопись в высоком регистре, имитациях мотивов, и, растворяясь в вышине, звучит та самая гармония.

В-третьих, характерная черта «Бирюлек» — стилевые аллюзии, которые превращают знакомство с музыкой в увлекательную игру. Как основательно эрудированный в сфере европейской музыкальной литературы музыкант, который переиграл в детстве и юности невероятное количество камерных, оперных и фортепианных сочинений, автор тонко намекает в своих пьесах на разнообразные стили, почерки других композиторов и «вкусные» детали. Распознавать эти знаки и для взрослого музыканта является большим удовольствием. Да, точно выдержанная старинная двухчастная форма Польки отсылает нас к образцам барочных танцев. В «Легенде» альтерация неустойчивых ступеней (II# IV# VI#), «художественные» гаммы вызывают в памяти мелодии Петра Чайковского, а увеличенное трезвучие (такт 23) «пронизывает» схожестью ситуации слома событий в Первой балладе Фридерика Шопена (такт 59). В Романсе оживают ароматы пьесы Эдварда Грига «весной» и декламационные взлеты Роберта Шумана. Интеллектуальный конструктивизм музыки XX века, присущий, в частности, стилю Белы Бартока, распознается в «семимильных сапогах».

Несомненным преимуществом частей «Бирюлек», предназначенных для детей старшего возраста, является высокая духовность художественных образов, выбор понятных и интересных тем. Иногда именно тональность, ее топография определяют содержание миниатюры. Так случилось с пьесой «облака плывут». Звуки ее основной тональности b-moll почти все содержащиеся на черных клавишах, а тональности доминанты F-dur – на белых. И этот контраст «белых» и «черных» аккордов композитор превратил в настоящее противостояние образов. С одной стороны – тяжесть и потрясающая сила облаков, которые будто утюжат землю (такты 1-6); с другой – смелое тональное движение (цепь отклонений в f-moll, as-moll, a — moll, такты 7-11), руки раскинуты по всей клавиатуре, появление «белых» – светлых аккордов на белых клавишах (такты 12-15), которых преодолевают тритоны и уменьшенные трезвучия (такты 16-19). И вся эта непростая борьба разворачивается в пределах piano и pianissimo – шепотом! Складывается впечатление, что композитор говорит со слушателем эзоповым языком.

Последняя пьеса цикла – баллада «Всадник в лесу» написана в тональности es-moll, что довольно редко встречается в детской фортепианной литературе. А во «взрослой» музыке эта тональность ассоциируется с темой страдания (И.С. Бах. Прелюдия и фуга из первого тома Хорошо темперированного клавира), с невозможностью преодоления лирическим героем рока (Ф. Шопен. Полонез № 2). Еще одна ассоциация – по жанру – с балладой Франца Шуберта «Лесной царь», где история заканчивается смертью ребенка.

Иначе – у Майкапара. Его герой — бесстрашный рыцарь, преодолевающий все препятствия. Название пьесы точно указывает на два основных образа. Вот всадник стремительно мчится лесом – старым, неподвижным, с мощными, покрытыми мхом деревьями, ветвями; его очертания едва можно различить в окружающих зарослях. Характер образа определяет пунктирный ритм, мелодия построена на трезвучии, логика гармонического развития ясна. Но появляются невозмутимые аккорды. Как будто на пути всадника неожиданно встают ряды вековых деревьев. Почти в каждом такте – новые тональности: Ces, D, F, d, B, as, des, ges. Они возникают неумолимо, как непреодолимые препятствия. Хроматический сдвиг гармоний – ползучие корни, что мешают двигаться. Долго продолжается эта борьба, но всадник побеждает и исчезает вдали!

Круг важнейших тем очерчен, цикл завершен, но жизнь продолжается. Поэтому последний пассаж произведения такой стремительный и прямой, похожий на стрелу. Он направлен в будущее. Автор ставит в конце не одну точку, а три. Не случайно Самуил Майкапар завершает цикл этой пронзительной нотой преодоления времени. Отдавая должное совсем юным исполнителям и создав для них маленькие шедевры, композитор, обращаясь к более взрослым детям, говорит с ними «на равных». Он касается значимых для них тем в исповеди Фугетты, истории любви Романса, борьбе добра и зла «Облаков», победе рыцарского духа «Всадника».

Пролистав лишь некоторые страницы известного цикла фортепианных пьес «Бирюльки», мы окунулись в удивительный, чрезвычайно наполнен мир самого автора, Самуила Моисеевича Майкапара. (Полный обзор пьес цикла подан в путеводителе автора этих строк: Матлашевская Е. М. Самуил Майкапар. Цикл пьес для детей «Бирюльки», ор. 28: Путеводитель. – Снегиревка Николаевской обл., 2016. – 40 с.) За сказочными и романтичными образами мы легко узнаем настройки его души – возвышенный дух рыцарства, служения искусству.

Посвятив «Бирюльки» детской и не только аудитории, Майкапар мастерски соединил серьезность и шутку, сердечность и живописность, глубину, обобщенность. «Бирюльки» относятся к лучшим образцам детской фортепианной литературы.

Источник

Оцените статью