Майкапар сборник бирюльки ноты

«Бирюльки» (Майкпар) — ноты для фортепиано

На этой странице вы сможете скачать ноты сборника детских пьес для фортепиано «Бирюльки».

1. В садике
2. Сиротка
3. Пастушок
4. Осенью
5. Вальс.
6. Тревожная минута
7. Полька
8. Мимолётное видение
9. Маленький командир
10. Сказочка
11. Менуэт
12. Мотылёк
13. Музыкальная шкатулочка
14. Похоронный марш
15. Колыбельная
16. Песня моряков
17. Легенда
18. Прелюдия и фугетта
19. Эхо в горах
20. Гавот
21. Весною
22. Семимильные сапоги
23. На катке
24. Облака плывут
25. Романс
26. Всадник в лесу

Еще ноты этого композитора (исполнителя)

Разбора цикла «Бирюльки» или уроки от Самуила Майкапара

Иногда Майкапара несправедливо упрекают за вторичность его музыкальной речи, отсутствие собственного стиля. Однако при условии глубокого изучения проблемы становится очевидным, что задача детской педагогики – введение в мир взрослой музыки, усвоение уже сложившихся стилей и связанных с ними фортепианных техник. С другой стороны, Майкапар, как и композиторы его окружения, – а среди них Александр Гречанинов, Сергей Танеев, – исповедовал традиционные взгляды на развитие музыкального искусства, черпая вдохновение в творчестве великих мастеров. Романтическое мировосприятие, присущее этим музыкантам, словно матрица, определяло природу их художественных образов.

Читайте также:  Город которого нет ноты для фортепиано аккомпанемент

В общем, самым популярным произведением Самуила Майкпара среди педагогов является фортепианный цикл «Бирюльки», ор. 28. Композитор написал его в зрелом возрасте (59!) по заказу Ленинградского издательства «Тритон» в 1925-1926 годах (см.: Вольман Б. Самуил Моисеевич Майкапар. Очерк жизни и творчества. – Л., 1963. – 72 с.).

Цикл вобрал лучшие черты стиля автора и отразил многие его творческие и педагогические постулаты.

Во-первых, Майкапар предоставил циклу четкую структуру: пьесы написаны во всех тональностях до шести знаков включительно, по квинтовому кругу. Они объединены в тетради по четыре миниатюры, причем каждая тетрадь посвящена конкретному ребенку. Эти посвящения есть в прижизненном издании «Бирюлек», а также издании 2015 года, осуществленном по инициативе внука Самуила Майкапара Александра Майкапара в серии «Антология приведений «(см.: Майкапар С. М. «Бирюльки», ор. 28. — Челябинск, 2015. — 59 с.). Кто эти так уважительно упомянутые в нотах Гарик Русинковский, Катя Тотеш, Галочка Грубер, которым выпало счастье общаться с мудрым и талантливым человеком?

Логика движения по квинтовому кругу определяет наличие контраста между соседними пьесами. Майкапар мастерски использует для этого выразительные возможности рояля, в частности его регистровые краски. Сравните, например, три пьесы из четвертой тетради: «Музыкальная шкатулка» – в очень высоком регистре, со стеклянным звуком, механическим ритмом, – красивая, но неживая игрушка, – меняется «Похоронным маршем», который звучит печально, в низком регистре, в параллельном движении голосов. После этих двух пьес появляется душевная и гармоничная «Колыбельная», как островок – посередине клавиатуры: ее безмятежность и спокойствие воспринимаются теперь ярче. Обращая внимание на расположение пьес в цикле, внук композитора, Александр Майкапар, пишет(см.: Майкапар А. Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки». – Челябинск, 2015. – С. 4-8).:

«Появление каждой последующей звучит как сюрприз, а не как диссонанс. Эта особенность опять-таки заставляет вспомнить Инвенции и Симфонии Баха, в которых каждая пьеса является одновременно и самостоятельным произведением, и звеном цепи»

Во-вторых, «Бирюльки», как и другие циклы автора, написаны для детей разного возраста, или, как говорил Майкапар, разных степеней. Причем «взросление» музыки проходит как бы в два этапа. Шаг за шагом меняется тон автора, все серьезнее становятся темы, а музыкальные краски изобретательнее.

С какой любовью Майкапар — композитор делится с младшими собратьями по искусству драгоценными «гармоничными сокровищами»! Малый вводный септаккорд, словно подарок, сияет блестящими гранями в «Легенде». В первой главе он появляется и в вертикали, и как рецитация; в репризе — это уже изысканная звукопись в высоком регистре, имитациях мотивов, и, растворяясь в вышине, звучит та самая гармония.

В-третьих, характерная черта «Бирюлек» — стилевые аллюзии, которые превращают знакомство с музыкой в увлекательную игру. Как основательно эрудированный в сфере европейской музыкальной литературы музыкант, который переиграл в детстве и юности невероятное количество камерных, оперных и фортепианных сочинений, автор тонко намекает в своих пьесах на разнообразные стили, почерки других композиторов и «вкусные» детали. Распознавать эти знаки и для взрослого музыканта является большим удовольствием. Да, точно выдержанная старинная двухчастная форма Польки отсылает нас к образцам барочных танцев. В «Легенде» альтерация неустойчивых ступеней (II# IV# VI#), «художественные» гаммы вызывают в памяти мелодии Петра Чайковского, а увеличенное трезвучие (такт 23) «пронизывает» схожестью ситуации слома событий в Первой балладе Фридерика Шопена (такт 59). В Романсе оживают ароматы пьесы Эдварда Грига «весной» и декламационные взлеты Роберта Шумана. Интеллектуальный конструктивизм музыки XX века, присущий, в частности, стилю Белы Бартока, распознается в «семимильных сапогах».

Несомненным преимуществом частей «Бирюлек», предназначенных для детей старшего возраста, является высокая духовность художественных образов, выбор понятных и интересных тем. Иногда именно тональность, ее топография определяют содержание миниатюры. Так случилось с пьесой «облака плывут». Звуки ее основной тональности b-moll почти все содержащиеся на черных клавишах, а тональности доминанты F-dur – на белых. И этот контраст «белых» и «черных» аккордов композитор превратил в настоящее противостояние образов. С одной стороны – тяжесть и потрясающая сила облаков, которые будто утюжат землю (такты 1-6); с другой – смелое тональное движение (цепь отклонений в f-moll, as-moll, a — moll, такты 7-11), руки раскинуты по всей клавиатуре, появление «белых» – светлых аккордов на белых клавишах (такты 12-15), которых преодолевают тритоны и уменьшенные трезвучия (такты 16-19). И вся эта непростая борьба разворачивается в пределах piano и pianissimo – шепотом! Складывается впечатление, что композитор говорит со слушателем эзоповым языком.

Последняя пьеса цикла – баллада «Всадник в лесу» написана в тональности es-moll, что довольно редко встречается в детской фортепианной литературе. А во «взрослой» музыке эта тональность ассоциируется с темой страдания (И.С. Бах. Прелюдия и фуга из первого тома Хорошо темперированного клавира), с невозможностью преодоления лирическим героем рока (Ф. Шопен. Полонез № 2). Еще одна ассоциация – по жанру – с балладой Франца Шуберта «Лесной царь», где история заканчивается смертью ребенка.

Иначе – у Майкапара. Его герой — бесстрашный рыцарь, преодолевающий все препятствия. Название пьесы точно указывает на два основных образа. Вот всадник стремительно мчится лесом – старым, неподвижным, с мощными, покрытыми мхом деревьями, ветвями; его очертания едва можно различить в окружающих зарослях. Характер образа определяет пунктирный ритм, мелодия построена на трезвучии, логика гармонического развития ясна. Но появляются невозмутимые аккорды. Как будто на пути всадника неожиданно встают ряды вековых деревьев. Почти в каждом такте – новые тональности: Ces, D, F, d, B, as, des, ges. Они возникают неумолимо, как непреодолимые препятствия. Хроматический сдвиг гармоний – ползучие корни, что мешают двигаться. Долго продолжается эта борьба, но всадник побеждает и исчезает вдали!

Круг важнейших тем очерчен, цикл завершен, но жизнь продолжается. Поэтому последний пассаж произведения такой стремительный и прямой, похожий на стрелу. Он направлен в будущее. Автор ставит в конце не одну точку, а три. Не случайно Самуил Майкапар завершает цикл этой пронзительной нотой преодоления времени. Отдавая должное совсем юным исполнителям и создав для них маленькие шедевры, композитор, обращаясь к более взрослым детям, говорит с ними «на равных». Он касается значимых для них тем в исповеди Фугетты, истории любви Романса, борьбе добра и зла «Облаков», победе рыцарского духа «Всадника».

Пролистав лишь некоторые страницы известного цикла фортепианных пьес «Бирюльки», мы окунулись в удивительный, чрезвычайно наполнен мир самого автора, Самуила Моисеевича Майкапара. (Полный обзор пьес цикла подан в путеводителе автора этих строк: Матлашевская Е. М. Самуил Майкапар. Цикл пьес для детей «Бирюльки», ор. 28: Путеводитель. – Снегиревка Николаевской обл., 2016. – 40 с.) За сказочными и романтичными образами мы легко узнаем настройки его души – возвышенный дух рыцарства, служения искусству.

Посвятив «Бирюльки» детской и не только аудитории, Майкапар мастерски соединил серьезность и шутку, сердечность и живописность, глубину, обобщенность. «Бирюльки» относятся к лучшим образцам детской фортепианной литературы.

Источник

Майкапар Самуил Моисеевич

Известный пианист и композитор, профессор и директор Московской консерватории, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. По происхождению — караим.

Разносторонне одаренный музыкант, С. М. Майкапар, чьи сочинения известны каждому ученику музыкальной школы, автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки», его романсы и «Музыкальный слух» (Москва, 1900).

Бирюльки. Оп. 28. Цикл пьес для детей. Для фортепиано

Бирюльки. Оп. 28. Цикл пьес для детей. Для фортепиано

Eсли вы желаете помочь в развитии нотной билиотеки, наш адрес на Patreon / Патреон

Скачать другие произведения / части книги или многотомника.

Бирюльки. Оп. 28. Цикл пьес для детей. Для фортепиано

Миниатюры. Оп. 33. Легкие пьесы для детей. Для Фортепиано. Тетрадь 1

Все материалы представленные в нотной библиотеке проекта, включая ноты для учащихся, книги, сборники и методические пособия, предназначены исключительно для ознакомительного пользования и не могут быть использованы в коммерческих целях.

Источник

Майкапар Самуил Моисеевич

Известный пианист и композитор, профессор и директор Московской консерватории, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. По происхождению — караим.

Разносторонне одаренный музыкант, С. М. Майкапар, чьи сочинения известны каждому ученику музыкальной школы, автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки», его романсы и «Музыкальный слух» (Москва, 1900).

Миниатюры. Оп. 33. Легкие пьесы для детей. Для Фортепиано. Тетрадь 1

Миниатюры. Оп. 33. Легкие пьесы для детей. Для Фортепиано. Тетрадь 1

Eсли вы желаете помочь в развитии нотной билиотеки, наш адрес на Patreon / Патреон

Скачать другие произведения / части книги или многотомника.

Бирюльки. Оп. 28. Цикл пьес для детей. Для фортепиано

Миниатюры. Оп. 33. Легкие пьесы для детей. Для Фортепиано. Тетрадь 1

Все материалы представленные в нотной библиотеке проекта, включая ноты для учащихся, книги, сборники и методические пособия, предназначены исключительно для ознакомительного пользования и не могут быть использованы в коммерческих целях.

Источник

Самуил Моисеевич Майкапар. Бирюльки. Ноты

Артикул: 27792
Формат(мм): 210*5*297
Количество страниц: 56
Год издания: 2017
ISBN: 978-5-3590-1095-5
Количество в упаковке: 30
Издательство: Белый город
Все книги этого издательства

Тип обложки: мягкая
Бумага: цветная
Вес, гр: 209

[Товар временно отсутствует в продаже]

В старину на Руси играли в Бирюльки. Такая забава не только развлекала ребятишек, но и развивала в них сосредоточенность и старательность. Сборник нот «Бирюльки» состоит из маленьких пьесок, напоминающих эту любопытную игру. Их автор — известный пианист и композитор, наделенный разносторонним талантом, создавал эти пьески для занятий с детьми. В них он воплощал яркие и красочные образы, помогающие сделать обучение музыкальной грамоте интересным и занимательным. Кроме нот, книжка содержит репродукции картин известных художников. Это дает ребенку дополнительную возможность познакомиться с произведениями изобразительного искусства.

Дополнительная информация о книге

Содержание

В садике
Сиротка
Пастушок
Осень
Вальс
Тревожная минутка
Полька
Мимолётное видение (Скерцино)
Маленький командир
Сказочка
Менуэт
Мотылёк
Музыкальная шкатулочка
Похоронный марш
Колыбельная
Песнь моряков (Канон)
Легенда
Прелюдия и фугетта
Эхо в горах
Гавот
Весною
Семимильные сапоги
На катке (Токкатина)
Облака плывут
Всадник в лесу (Баллада)

Источник

САМУИЛ МАЙКАПАР — ДЕТЯМ: ЦИКЛ «БИРЮЛЬКИ»

«Бирюльки» Самуила Майкапара словно маленькие бусинки разбросаны по всевозможным хрестоматиям для начинающих пианистов.

Наверное, многие встречались с этими пьесками, когда обучались игре на фортепиано. Легкие миниатюры с яркими названиями захватывают воображение малышей, но мало кто задумывается, играя «Бирюльки», о самом композиторе. Детей живо интересуют имена Баха, Чайковского, о них педагоги увлеченно рассказывают на уроках, в то время как «композитор Майкапар» так и остается в головах учеников только «знакомой фамилией», написанной рядом с названием когда-то исполняемой пьески.

Предлагаем вам познакомиться поближе с Самуилом Майкапаром и его циклом для детей.

Майкапар родился в 1867 г. Как и многие композиторы в то время, он получает два образования. Майкапар заканчивает юридический факультет Санкт-Петербургского университета и Петербургскую консерваторию (сразу как композитор и пианист).

Исполнительская карьера Майкапара продолжилась в Вене, где он проходил стажировку у знаменитого пианиста Т. Лешетицкого. Творческая деятельность Майкапара поражает своей многоплановостью: пройдя «годы учения», он заявляет о себе как о думающем и ярком исполнителе (высоким достижением стал цикл из 7 концертов, в которых Майкапар-пианист исполнил все 32 сонаты Бетховена).

Открытия, которые Майкапар делал в ходе исполнительской карьеры, он систематизирует и передает своим ученикам: в 1910 г. композитор начинает преподавать в своей родной консерватории, параллельно он пишет методические и научные труды, обращенные к исполнителям, педагогам и ученикам ( «Музыкальный слух», «Значение творчества Бетховена для нашей современности», «Как работать на рояле», «Годы учения» (автобиографическая книга) и др.)

Обращается к молодым музыкантам Майкапар и с помощью своей музыки. В разные годы он сочиняет циклы и сюиты для начинающих пианистов: «18 маленьких новеллет для фортепиано», «Театр марионеток», «6 колыбельных сказочек», Соната для юношества, «Первые шаги» (для фортепиано в 4 руки) и др.

Однако самым знаменитым опусом Майкапара стали «Бирюльки» (1925-26 гг.). Цикл состоит из 26 пьес (6 тетрадей). Так как обыкновенно пьески эти встречаются разрозненно в сборниках и хрестоматиях, педагогам сложно подметить общую идею цикла: а она заключается в том, что в «Бирюльках» композитор продемонстрировал все 24 тональности. (В тональностях без знаков написаны сразу 4 номера, отсюда небольшое несоответствие: 24 тональности, но в цикле 26 пьес).

«Бирюльки» С. Майкапара – уникальный цикл пьес для детей: он знакомит юных пианистов со всеми тональностями, как и «Хорошо темперированный клавир» Баха, но при этом говорит с ними на романтическом музыкальном языке. «Бирюльки» вводят юного пианиста в мир Мендельсона, Шумана, Чайковского, Грига… Романтическая музыка не имеет другого такого цикла пьес во всех тональностях для начинающих», — отмечает А. Майкапар, музыковед, внук композитора С. Майкапара.

(С. Майкапар. Бирюльки. Цикл пьес для детей. Издательство: MPI. 2005 г. С. 8.)

Кроме разнообразия тональных красок в цикле можно встретить самые различные типы фактуры и связанные с ними всевозможные исполнительские задачи (подголосочная полифония, мелкая пальцевая техника, скачки, аккорды и т.д.).

Майкапар большое внимание уделял нахождению образа, который будет понятен и доступен маленькому слушателю и исполнителю, также тщательно композитор подбирал названия к каждому номеру. Все пьесы лаконичны и детально продуманы: веселый и простой наигрыш звучит в миниатюре «Пастушок», большие скачки, охватывающие всю клавиатуру, передают размашистую походку скорохода в пьесе «Семимильные сапоги», опора на русскую народную песенность слышна в «Сказочке», которую будто рассказывает вам старая бабушка.



Источник

Оцените статью