Мажор это интервал лад аккорд
В музыке существует большое разнообразие ладов. На слух легко отличить русские частушки от грузинских песен, восточную музыку от западной и т.д.. Такое различие мелодий, их настроений, обусловлено используемым ладом. Наиболее широко распространены мажорный и минорный лады. В этой главе мы рассмотрим мажорный лад.
Мажорный лад
Лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называется мажорным. Сразу поясним сказанное. Трезвучие — это уже аккорд, о нём — чуть позже, а пока под трезвучием понимаем 3 звука, взятых либо одновременно, либо последовательно. Мажорное трезвучие образовывают звуки, интервалы между которыми составляют терции. Между нижним звуком и средним — большая терция (2 тона); между средним и верхним звуками — малая терция (1.5 тона). Пример мажорного трезвучия:
Рисунок 1. Мажорное трезвучие
Мажорное трезвучие, в основании которого тоника, называется тоническим трезвучием.
Мажорный лад состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд . Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад — натуральным мажором. Вообще говоря, гаммой и называют упорядоченное расположение звуков лада по высоте (от тоники до тоники). Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами. Не путайте со ступенями звукоряда — у них обозначений нет. Ниже на рисунке изображены пронумерованные ступени мажорного лада.
Рисунок 2. Ступени мажорного лада
Ступени имеют не только цифровое обозначение, но и самостоятельное называние:
Ступени I, IV и V называются главными ступенями. Остальные ступени — побочные. Вводные звуки тяготеют к тонике (стремятся к разрешению).
Ступени I, III и V являются устойчивыми, они образуют тоническое трезвучие.
Коротко о главном
Итак, мажорный лад — это лад, у которого последовательность звуков образует следующую последовательность: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Ещё раз напомним: б.2 — большая секунда, представляет собой целый тон: м.2 — малая секунда, представляет собой полутон. Последовательность звуков мажорного лада изображена на рисунке:
Рисунок 3. Интервалы натурального мажорного лада
На рисунке обозначено:
- б.2 — большая секунда (целый тон);
- м.2 — малая секунда (полутон);
- цифрой 1 указан целый тон. Возможно, так схема читается легче;
- цифрой 0.5 обозначен полутон.
Итоги
Мы познакомились с понятием «лад», подробно разобрали мажорный лад. Из всех названий ступеней чаще всего мы будем пользоваться основными, поэтому их названия и расположения нужно запомнить.
Источник
Теория музыки. Лад, тональность и интервалы
Мы продолжаем наш цикл статей по теории музыки, и сегодня речь пойдет о том, что такое лад, тональность и интервалы в музыке.
В прошлой статье мы с вами изучили нотное письмо и увидели, как в целом выглядит музыка в письменном виде, и какая нота за какой звук отвечает. Чтобы вам было проще вовлечься в данный урок, давайте вспомним с вами то, как выглядит звукоряд:
То, что вы видите на картинке выше – это гамма До мажор. О том, почему она называется именно “До мажор” речь пойдет немного позже. А сейчас мы с вами поговорим о гамме.
Гамма – это звукоряд, ступени которого находятся на расстоянии в один тон либо в полутон друг от друга. Обычно гаммы играют музыканты для разогрева и для развития моторики пальцев.
Ступени гаммы от первой и до седьмой нумеруются римскими цифрами.
Каждая ступень лада имеет свое название:
- I ступень – тоника (Т)
- II ступень – нисходящий вводный звук
- III ступень – медианта (средняя)
- IV ступень – субдоминанта (S)
- V ступень – доминанта (D)
- VI ступень – субмедианта (нижняя медианта)
- VII ступень – восходящий вводный звук
Вы наверняка понимаете, что ноты в музыке находятся в определенном соотношении между собой. Поэтому нельзя просто ударить по струнам гитары или обвалиться на клавиши фортепиано, чтобы получилась ласкающая слух мелодия. И прежде всего это самое соотношение выражается в том, что в музыке существуют звуки, которые будто бы выделяются из общей массы нот. Такие звуки называются устойчивыми и зачастую завершают мелодию.
Но и среди устойчивых звуков есть свой лидер – тоника. Она является основной опорой всей мелодии. На примере ниже вы можете послушать мелодию без тоники:
Кажется, что чего-то не хватает, правда? Хочется закончить мелодию.
И, конечно же, в противовес устойчивым звукам существуют и неустойчивые. Неустойчивые тяготеют к устойчивым звукам, стремятся соединиться с ними. И переход неустойчивого звука в устойчивый – это разрешение.
Итак, мы с вами поняли, что существует определенная закономерность, по которой строится музыка. И эта закономерность называется ладом. Лад всегда лежит в основе любой музыкальной композиции и именно он организовывает все звуки в музыке, придает мелодии характер.
Чтобы продолжить наш рассказ о ладах, нам нужно немного отвлечься и рассказать вам об интервалах.
Интервал – это одновременное или последовательное сочетание звуков. Одновременный интервал называется гармоническим, а последовательный – мелодическим. Нижний звук интервала – это его основание, а верхний – вершина. На примере левый интервал – гармонический, а правый – мелодический.
Мелодические интервалы могут быть как восходящими (то есть читаются снизу вверх), так и нисходящими (то есть наоборот). Гармонические же интервалы читаются только снизу вверх.
Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. И всего их восемь:
Но все простые интервалы также делятся. Мы же помним о том, что расстояние между соседними ступенями может равняться тону или полутону. Отсюда следует, что некоторые интервалы могут быть двух видов:
- Чистая прима – 0 тонов
- Малая секунда – 1/2 тона
- Большая секунда – 1 тон
- Малая терция – 1 и 1/2 тона
- Большая терция – 2 тона
- Чистая кварта – 2 и 1/2 тона
- Увеличенная кварта – 3 тона
- Уменьшенная квинта – 3 тона
- Чистая квинта – 3 и 1/2 тона
- Малая секста – 4 тона
- Большая секста – 3 и 1/2 тона
- Малая септима – 5 тонов
- Большая септима – 5 и 1/2 тона
- Чистая октава – 6 тонов
Не будем вас более перегружать подробностями об интервалах. Заметим только, что интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс – это сливающееся, согласное звучание. Диссонанс – это резкое, не сливающееся звучание, ну или попросту “неприятное”.
Консонирующие интервалы:
1. Весьма совершенный консонанс:
2. Совершенный консонанс:
3. Несовершенный консонанс:
- Малая терция
- Большая терция
- Малая секста
- Большая секста
К диссонирующим интервалам относятся все остальные.
Теперь вернемся к ладам. Лады бывают разными, но мы с вами разберем самые основные: мажорный и минорный.
Мажорный лад (в дословном переводе – больший лад) – это лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное (большое) трезвучие, то есть созвучие, которое состоит из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия располагаются по терциям: между нижним и средним звуками находится большая, а между средним и верхним – малая. Между верхним и нижним же образуется чистая квинта. Мажорное трезвучие, которое строится на тонике (то есть на первой ступени лада) – это тоническое трезвучие.
В таком ладу неустойчивые звуки находятся между устойчивыми. Мажорный лад состоит из семи ступеней, а последовательный звукоряд лада – это и будет гамма, о которой мы говорили выше.
В мажорном ладу интервалы между ступенями располагаются таким образом: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Минорный лад (меньший лад) – это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорное трезвучие состоит из малой терции между нижней и средней ступенью, и большой между средней и верхней.
В минорном ладу интервалы располагаются так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
На слух минорный и мажорный лады довольно легко отличить друг от друга. Если мелодия звучит весело и энергично – то это мажорный лад, ну а если вы слышите грустную и плавную мелодию – то это минорный лад.
Тональность – это высота, на которой расположена тоника лада. Название тональности соответствует названию ее лада, к примеру: До мажор, Ре минор и т.д.
Предположим, что вы решили спеть ту или иную песню, но она оказалась вам слишком низкой для вашего голоса. Поэтому нам нужно переписать мелодию в более высокой тональности. Для этого нужно переписать все ноты на нужное количество тонов выше. Но стоит учитывать, что существуют тональности, и выходить за их пределы – равносильно созданию диссонанса. Если вам интересно, как переносить мелодию из одной тональности в другую – напишите об этом в комментариях, и мы подробно разберем эту тему в следующей статье.
Тональность обозначается ключевыми знаками альтерации, которые имеют строгое правило своего появления на нотном стане. Диезы пишутся в таком порядке: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си.
Бемоли же располагаются в обратном порядке: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.
Гармонический мажор – это мажорный лад с пониженной четвертой ступенью. Он имеет своеобразное восточно-экзотическое звучание и присущ мелодиям многих азиатских народов.
Мелодический мажор – это мажорный лад, в котором понижены и четвертая, и седьмая ступени. Такой лад имеет особую певучесть и очень приятен для слуха.
Источник
Как играть мажорные аккорды на гитаре
Мажорные аккорды в звучании своём весёлые, торжественные. В буквенно-цифровой системе обозначаются лишь одной латинской буквой основного звука. Например, C – до мажор, F# – фа-диез мажор и т.д.
Мажорный аккорд в основном виде состоит из трёх звуков и строится по интервалам:
основной звук + большая терция + малая терция (или чистая квинта от основного звука)
Например, от звука до:
- до – основной звук;
- ми – (б.3) большая терция от основного звука;
- соль – (м.3) малая терция от ми (б.3), или чистая квинта от до (основного звука).
Табы и ноты с интервальной схемой C:
А можно строить и по мажорной гамме соответствующей аккорду (С – до мажору, F – фа мажору и др.). Первая, третья и пятая ступень – это звуки аккорда.
Аппликатуры в позициях
Если вы желаете изучить больше аппликатур для 6 струнной гитары по конкретному аккорду, пройдите по соответствующе ссылке (см. список). На страницах – разнообразные формы мажорных аккордов с аппликатурными сетками, фото постановки пальцев и аудио (звучание на акустической гитаре): с баррэ и без баррэ, упрощённые (лёгкие для начинающих), открытые (с открытыми струнами).
А в рамках этой статьи, далее, мы разберём мажорные аккорды на гитаре в пяти основных формах по системе CAGED. Изучим аппликатуры и научимся их находить на грифе для любого аккорда (включая и альтерированные с #(диезом) или b (бемолем) ). Плюс к этому – таблица (как шпаргалка) с сетками всех аппликатур в позициях. А ещё – разные аппликатурные связки популярных аккордовых последовательностей в мажоре.
Аккорды по системе CAGED
В основе системы – формы пяти мажорных аккордов в открытой позиции. Их обозначения в названии – «CAGED»: сетки и фото
Согласно принципу системы, любой мажорный аккорд можно взять на грифе в пяти аппликатурах, или в пяти формах открытых аккордов в позиции. То есть, например, F можно взять в аппликатуре C, A, G, E и D.
Но в позициях аккорды для гитары по CAGED уже в аппликатуре с баррэ.
Разберём на примере «перемещение». Возьмём G# (соль-диез мажор) в форме E.
Находим E: на 1-ом и 2-ом ладу с открытыми струнами. Основной звук этого аккорда ми – на 6-ой и 4-ой струне.
Теперь, чтобы взять G# в этой же форме E – в позиции находим его основной звук соль-диез на 6-ой струне. Это 4-ый лад – IV позиция. Поскольку аккорд закрытый, в позиции, то вместо нулевого лада, или порожка, из открытой формы E у нас получается баррэ указательным пальцем на 4-ладу (см. схему). Нужно прижать все струны. Остальными пальцами – аппликатуру E (как на схеме): средний – 3-я струна, 5-ый лад; мизинец – 4-ая струна, 6-ой лад; безымянный – 5-ая струна, 6-ой лад.
Этот закрытый аккорд в форме E можно «двигать» по грифу как угодно – вверх или вниз. В зависимости от того, какой аккорд вам нужен. Чтобы не запутаться, ориентируйтесь по расположению основного звука на 6-ой струне или 4-ой. Именно от основного звука выстраивается аппликатура.
Например, в форме E: G → B
Ну что ж, давайте ещё попрактикуемся в использовании системы CAGED. Выполним ещё одну задачу: к примеру, найдём для F аппликатуры всех форм. Этот же принцип вы сможете использовать и в дальнейшем для любого аккорда.
Для F аппликатура С:
В открытом С основной звук на 5-ой. Находим на этой же струне звук фа – основной звук фа мажора. И берём «лесенку» с баррэ.
A:
В форме открытого A – аппликатура с баррэ на 8-ом ладу. «Перемещаемся» с ориентиром по основному звуку на 3-ей струне.
Если вам это баррэ покажется сложным, неудобным, смотрите упрощённые аппликатуры в позиции именно для фа мажора (пройдите по соответствующей ссылке – список в начале статьи).
G:
В аппликатуре G. В 10-ой позиции (от фа на 6-ой струне, на 13-ом ладу).
Форма G с баррэ сложная. В основном используются её упрощённые варианты. Не обязательно отрабатывать её в полном виде (учиться брать). Но важно видеть, представлять её на грифе в позиции относительно конкретного звука. Этот навык необходим для построения альтернативных, более простых аппликатур на основе формы G с баррэ.
E:
Форма E. По основному звуку (тонике) – фа, 6-ая струна, 1-ый лад.
D:
В виде открытого D. В аппликатуре баррэ не требуется, но постановка пальцев расширенная. Находим по тонике аккорда на 4-ой струне – это 3-ий лад.
Таблица мажорных аккордов
Таблица для начинающих – все 12 мажорных аккордов в пяти вариантах по системе CAGED. Она поможет тем, кому пока ещё трудно отыскивать на грифе необходимые аппликатуры. А также по ней можно сверяться – после того как форма будет найдена самостоятельно. То есть, узнать, правильно ли определён, построен мажорный аккорд.
Таблицу можно распечатать – на два стандартных листа. Два файла в архиве здесь.
В сетках: 6 струн – с пальцами. Возле каждой струны обозначены цифрами: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец, T – большой. Аппликатуры указаны последовательно – по позициям на грифе (от нижней к верхней).
Базовые аккорды системы – С, A, G, E и D – в таблице указаны, начиная с открытых аппликатур на первых ладах. И эти открытые аккорды можно взять на баррэ на октаву выше. Например, E, и на 12-ом ладу. Тогда получается 6 основных форм: открытый + 5 с баррэ.
Аккордовые последовательности
А теперь, как играть мажорные аккорды на гитаре в удобных аппликатурных связках. Рассмотрим распространённые последовательности в разных мажорных тональностях.
Примечание: Используются не только основные формы с баррэ (по CAGED), но и упрощённые аппликатуры на их основе, часто используемые в аккомпанементе.
В ля мажоре: A – D – E – A
- • D и E в форме A;
- • В ля мажоре: шестую нужно прижать большим пальцем, и одновременно подушечкой этого пальца глушить 5-ую струну; ещё вариант постановки – 6-ую прижимать указательным.
В ми мажоре: E – G –A
С отрытого E переход на упрощённые его формы с баррэ.
В фа мажоре: Bb – F – C – F
Удобная аппликатура в связке с открытым С.
В соль мажоре: G – C – Am7 – D
В ми мажоре: E – C#m – A – B
Ещё вариант этой последовательности, но в си мажоре: B – G#m – E –F#
Изученные последовательности сыграйте в других тональностях. Попробуйте использовать другие аппликатуры. При этом чтобы они были удобны для левой руки и красиво звучали.
На этом завершаем занятие. Мажорные аккорды в разных аппликатурах – это сила! Изучайте, применяйте! Для своих песен, для кавер-версий, в разных аранжировках и инструментальных составах. Вдохновения и творчества!
Источник