Мажор минор септ аккорд

Мажор, минор, септаккорды, тональность

Для обозначения аккордов используется буквенная система:

A B C D E F G H

Большая буква обозначает – мажорный аккорд.
Маленькая m рядом с большой буквой указывает на то, что аккорд – минорный:

Am Em Hm и т.д.

Септаккорды обозначаются цифрой – 7

H7 E7 G7 Am7 Em7

Существует определённая закономерность взаимодействия аккордов друг с другом,
определяемая тональностью. Каждая тональность определяет свой порядок аккордов. На первом месте главный аккорд, по которому и называется тональность, у него есть специальное название – тоника. У четвертого и пятого аккордов тоже есть свое специальное название. Субдоминанта и доминанта соответственно. Эти три аккорда называются основными аккордами в тональности.

ПЕРЕХОДИМ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ →

Источник

S o l F a theory

10. Септаккорды

Септаккордом называется 4-звучие, располагающееся по терциям. Септаккорд образуется в результате прибавления к трезвучию сверху еще одной – большой или малой – терции. В септаккорде 4 звука: прима, терция, квинта, септима (иначе основной, терцовый, квинтовый и септовый тоны).

Все септаккорды – диссонансы. Существует 7 видов септаккордов:

  • малый мажорный (б. 3 + м. 3 + м.3)
  • малый минорный (м. 3 + б. 3 + м. 3)
  • малый с уменьшенной квинтой (м. 3 + м.3 + б. 3)
  • уменьшённый (м. 3 + м.3 + м.3)
  • большой мажорный (б. 3 + м. 3 + б. 3)
  • большой минорный (м. 3 + б. 3 + б. 3)
  • большой с увеличенной квинтой (увеличенный) (б. 3 + б. 3 + м. 3)

Септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд (65), терцквартаккорд (43) и секундаккорд (2). Они возникают в результате перемещения нижнего звука на октаву вверх. В обращениях всегда есть секунда (малая или большая): в 65 вверху, в 43 посередине, в 2 внизу. В широких и смешанных расположениях три верхних голоса могут быть расположены по-другому, но в басу всегда: в 65 терция, в 43 квинта, в 2 септима. Особое место среди септаккордов занимает уменьшенный септаккорд из-за энгармонического равенства основного вида и всех его обращений.

Септаккорды в ладу

А) в натуральном мажоре и миноре встречаются 4 вида септаккордов: большой мажорный (2 шт.), малый мажорный (1 шт.), малый минорный (3 шт.), малый с уменьшенной квинтой (1 шт.). В каждом из ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях.

Б) В гармоническом мажоре и миноре есть все 7 видов септаккордов, каждый по одному разу.

В) В мелодическом мажоре и миноре 5 видов септаккордов, нет уменьшенного и большого мажорного; малых мажорных и малых с уменьшенной квинтой по 2 шт, остальных по одному.

Малый мажорный септаккорд на V ступени называется доминантовым (D7), на VII – вводный. Наиболее яркий диссоннирующий септаккорд субдоминантовой группы – II7. Все остальные септаккорды – побочные.

Разрешение

Существует два вида разрешений септаккордов: автентическое (септима идёт на ступень вниз) и плагальное (септима остаётся на месте).

А) D7: септима и квинта идут на ступень вниз, терция на ступень вверх, основной тон скачком в I ступень лада. Получается неполное T53 без квинты и с утроенной примой.

Если терцовый тон находится в одном из средних голосов и в разных октавах с басом, то может идти и в V ступень лада (т.е. квинту T53).

В неполном D7 (без квинты) удваивается прима. Это удвоение при разрешении остаётся на месте, а оставшиеся прима, терция и септима разрешаются как обычно. Получается полное T53 с удвоенной примой.

При разрешении обращений D7 основной тон остаётся на месте. Таким образом D65 и D43 идут в T53 с удвоенной примой, а D2 – в T6 с удвоенной примой.

Б) VII7. Называется малым вводным в натуральном мажоре и мелодическом миноре и уменьшенным вводным в гармоническом миноре и мажоре.

Существует два разрешения вводного септаккорда:

Прямое: прима и терция идут вверх на ступень, квинта и септима – вниз на ступень. Если терция находится выше септимы, то тоже может идти вниз на ступень. Таким образом вводный септаккорд разрешается в T53 с удвоенной терцией, 65 и 43 – в T6 с удвоенной терцией, 2 – в T64 с удвоенной терцией. Как исключение может быть удвоена квинта.

Внутрифункциональное разрешение: септима идет на ступень вниз, все остальные звуки остаются на месте. Таким образом 7 идет в D65, 65 в D43, 43 в D2, 2 в D7. Это разрешение обостряет тяготение к T.

1) В T: септима остаётся на месте (плагальное разрешение). Прима обычно идёт на ступень вверх, но в обращениях может идти как вверх, так и вниз на ступень, а также на кварту вверх, чтобы избежать нежелательного унисона с соседним голосом.

Терция в басу идёт на ступень вниз или на кварту вниз; в других голосах – на ступень вниз, редко на ступень вверх.

Квинта всегда идёт на ступень вниз, редко в крайнем голосе квинта идёт на терцию вверх в приму T53.

2) в D53: как D7 в T, это автентическое разрешение.

Г) Другие способы разрешения диатонических септаккордов:

1) Как D7 в VI53: прима и терция вверх на ступень, квинта и септима вниз на ступень (с удвоенной терцией)

2) Как D7 в III6 (с удвоенной примой)

1) Как D7 в II53 (с удвоением основного тона, бас на кварту вниз)

2) Как D7 в IV6 (с удвоением квинты).

То есть любой септаккорд может быть разрешён в любое трезвучие лада, кроме тех двух, из которых он состоит.

Д) Переход из одного септаккорда в другой: терцовое соотношение – как VII7 в D7; кварто-квинтовое – как II7 в D7; секундовое соотношение: септима остаётся на месте, остальные голоса на ступень вниз (терция должна быть выше септимы).

Источник

Мажор минор септ аккорд

Таблицу следует читать как:
септаккорд X состоит из трезвучия Y, к которому добавили терцию Z, а два крайних звука образуют септиму R (к радости, музыка не так математична).

Увеличенный септаккорд может быть только большим т.к. в музыке увеличенная септима в музыке практически не используется. А вот уменьшенный вариант не может быть большим т.к. в таком случае к трезвучию добавится уже кварта.

Есть очень простой шаблон для построения аппликатуры любого септаккорда:

  • берете мажорный или минорный аккорд, в котором тоника дублируется через октаву (любой аккорд с баррэ от 6-й или 5-й струны);
  • ноту тоники, которая дублируется на октаву выше, заменяем на септиму (сдвигаем на один лад ближе к началу грифа);
  • септаккорд готов! 🙂

В конце предыдущего видео есть разбор предложенной схемы. Попробуйте построить несколько аппликатур самостоятельно. Или разберите аппликатуры по схемам:

Источник

Виды и строение септаккордов (Урок 9)

На этом уроке мы попытаемся разобраться в четырехзвучных аккордах. Надеюсь, вы уже немного освоили игру трезвучий? Если да, то пора двигаться дальше, отрицательный ответ направляет вас прямиком в Урок №5 (закреплять материал об аккордах).

Четырехзвучными аккордами называют аккорды, состоящие их четырех звуков.

На самом деле играть аккорды из четырех звуков не сложнее, чем аккорды из трех. В этом вы скоро убедитесь сами.

Септаккорды удобнее всего играть мизин­цем, средним, указательным и большим пальцами (5-3-2-1).

Если сначала вам будет сложно сыграть четыре ноты точно, не задевая случайно соседние клавиши, не волнуйтесь. Вы точно знаете, к чему стремитесь, и потому вскоре будете попадать только на нужные клавиши. В большинстве случаев причиной таких «непопаданий» является не недостаток беглости, а страх. Да-да, именно страх сковывает ваши пальцы, не давая правильно сыграть аккорды, именно страх делает их зажатыми и неуклюжими.

Совет один – расслабьтесь и получайте наслаждение от правильной и чистой игры красивых произведений. Пусть у кого-то на это уйдет десять минут, а у кого-то десять часов, но результат превзойдет все ваши ожидания и вы сможете запросто играть любые аккорды.

Самыми распространенными аккордами, да и самыми важными, являются септаккорды. Называются они так потому, что крайние звуки его образуют септиму. Состоит септаккорд из четырех звуков, расположенных по терциям.

Существует семь видов септаккордов, но мы познакомимся лишь с некоторыми из них:

  • Большой мажорный септаккорд
  • Малый мажорный септаккорд
  • Уменьшенный септаккорд
  • Увеличенный септаккорд
  • Малый минорный септаккорд

Большой мажорный септаккорд

Многие современные пианисты играют большой мажорный септаккорд даже там, где в нотах обозначено просто мажорное трезвучие. Большой септаккорд звучит по-модернистски, поэтому он не очень подходит для песен ти­па «Маленькой елочке холодно зимой» :-). Однако в некоторых современных песнях он звучит превосходно.

Чтобы построить этот аккорд, нужно к мажорному трезвучию прибавить большую терцию (б. 3). В результате этот септаккорд представляет собой комбинацию из терций – б.3 + м.3 + б. 3 Звучание аккорда довольно резкое за счет того, что крайние его звуки образуют интервал большой септимы (крайне диссонирующего интервала).

Обозначается данный аккорд Большой латинской буквой с добавлением к ней maj7. Например: Cmaj7, Dmaj7, Fmaj7 и т.д.

Обратите внимание, что септима большого мажорного септаккорда — это нота полутоном ниже основного звука аккорда. Например, септима ак­корда Dmaj7 — до-диез, Gmaj7 — фа-диез.

Попробуйте сыграть красивую последовательность аккордов, включа­ющую большой мажорный септаккорд. Такую после­довательность, даже если она не указана в нотах, можно попробовать проиграть в любом месте, где долго выдерживается какой-либо мажорный аккорд. Возьмите на клавиатуре сначала мажорное трезвучие, а дальше добавьте к нему сверху септиму, чтобы получился большой мажорный септаккорд. И вернитесь к исходному аккорду.

Большой мажорный септаккорд не так уж часто встречается в популярных песнях. Красиво его использует И. Дунаевский в знаменитом «Мар­ше» из кинофильма «Веселые ребята» (см. первый такт песни). Пока не пытайтесь сыграть всю песню в целом, потренируйтесь чередовать аккор­ды F и Fmaj7.

Малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд)

Этот аккорд строится путем добавления к мажорному трезвучию малой терции (м. 3). Еще его называют доминантсептаккордом. Сейчас я вам добавлю немного теории о доминантсептаккорде. Не пугайтесь, это объяснение даст вам полезную информацию, которую вы сможете по достоинству оценить позже. Технические термины можно не запоминать, главное уловить суть, которая поможет вам подбирать аккомпанемент к любимым песням на слух.

Итак, каждая нота звукоряда имеет свое название, которое опи­сывает ее отношение к тонике, или к основной ноте тональности. Вторую ноту обычно называют второй ступенью, третью — медиантой, четвер­тую — субдоминантой, пятую — доминантой и т. д., как показано на иллю­страции внизу.

Римские цифры часто используют, чтобы указать на аккорды, построенные на определенных ступенях звукоряда. То есть аккорды в до мажоре можно обозначить буквами — С, G, С, F — либо обозначить цифрами I, V, I, IV, либо назвать «тоника, доми­нанта, тоника, субдоминанта». Римские цифры удобнее, поскольку позво­ляют избежать довольно неуклюжих словесных названий ступеней.

Мы уже знаем из предыдущих уроков, что главными ступенями лада являются I, IV и V ступени, соответственно и аккорды на этих ступенях будут главными – тоника, субдоминанта и доминанта. Вместо доминантового трезвучия обычно берут септаккорд, он звучит красивее и более богат в гармоническом плане звучания. Рассмотрим этот аккорд поподробнее.

Доминантсептаккорд

В звукоряде до мажор (С) доминантой будет нота соль. Поэтому доминантсептаккорд тональности С — это доминантсептаккорд, построенный от соль, или G7. Поскольку доминантсептаккорды, как и любые другие ак­корды, строятся из нот той тональности, которой они принадлежат, то ноты доминантсептаккорда от соль (G7) должны быть взяты из звукоряда до мажор. (Сейчас мы рассматриваем ноту соль именно как пятую ступень то­нальности до мажор, а не как тонику тональности соль мажор или вторую ступень тональности фа мажор).
Чтобы аккорд можно было назвать сеп­таккордом, интервал между его крайними звуками должен быть равным септиме. Вот ноты гаммы до мажор, из которых мы будем строить доми­нантсептаккорд:

Интервал септимы от доминанты соль дает нам ноту фа как верхнюю ноту аккорда

Самый простой способ найти нужные ноты доминантсептаккорда — представить себе, что верхняя его нота находится тоном ниже основного звука. Например, септимой аккорда D7 будет нота до (С); аккорда С7 — си-бемоль (В).

Еще один способ найти ноты доминантсептаккорда — сравнить его с уже знакомым вам большим мажорным септаккордом: нужно просто по­низить на полтона верхнюю ноту большого мажорного септаккорда:

Чтобы лучше усвоить эти два септаккорда, сыграйте такую последовательность: возьмите трезвучие и удвойте его основной тон октавой выше большим пальцем, вот так:

А сейчас передвиньте большой палец на полтона вниз, чтобы получил­ся большой мажорный септаккорд от до (Cmaj7), вот так:

Затем передвиньте большой палец еще на полтона вниз, чтобы полу­чился доминантсептаккорд, вот так:

Выполните такую же последовательность, начиная с трезвучия с удво­енным основным тоном, от указанных ниже семи аккордов:

  • С – Cmaj7 – С7
  • F – Fmaj7 – F7
  • В – Bmaj7 – В7
  • Eb – Ebmaj7 – Eb7
  • G – Gmaj7 – G7
  • D – Dmaj7 – D7
  • A – Amaj7 – A7

Сыграв указанные выше последовательности несколько раз, вы, воз­можно, заметили, что некоторые из них запоминаются легко, другие же с трудом. Однако нет ничего страшного в том, что иногда вам приходится остановиться и с полминуты подумать. Когда вы начнете играть выбранные вами песни, вы обнаружите, что «сложные» аккорды запомнятся лег­ко и прочно, как самые простые трезвучия. Красивое звучание мелодий ваших любимых песен необычайно улучшит вашу память.

Пожалуй, пора остановиться, чтобы у вас случайно не случилось винегрета в голове А вот немного музыкальных примеров, где используются большой и малый мажорный септаккорды:

В этих примерах обратите внимание на то, что вокальная партия написана на отдельном нотном стане, её играть не надо , только петь.

Попробуйте сыграть эти песни по-разному:

  1. Как написано, то есть мелодию вы поёте, а аккомпанемент играете как указано в тексте.
  2. Играете правой рукой мелодию, а левой аккорды которые даны над нотным станом.

Источник

Оцените статью