Мажорная нота что это значит

Мажор и минор — Major and minor

В западной музыке прилагательные мажор и минор могут описывать аккорд , гамму или тональность . Таким образом, композиция , движение , раздел или фраза могут упоминаться по тональности, включая то, является ли эта тональность мажорной или минорной.

СОДЕРЖАНИЕ

Интервалы

Некоторые интервалы можно назвать большими и второстепенными . Большой интервал на один полутон больше второстепенного. Слова совершенный , уменьшенный и увеличенный также используются для описания качества интервала . Только интервалы второго, третьего, шестого и седьмого (и основанные на них составные интервалы ) могут быть большими или второстепенными (или, реже, уменьшенными или увеличенными). Унисоны , четверти, квинты и октавы и их составной интервал должны быть совершенными (или, в редких случаях, уменьшаться или увеличиваться). В западной музыке минорный аккорд «звучит темнее мажорного аккорда ».

Весы и аккорды

Другое использование мажорной и минорной частей обычно относится к гаммам и аккордам, которые содержат мажорную треть или минорную треть , соответственно.

  • Крупная шкала — это шкала, в которой третья ступень шкалы ( медианта ) находится на большую треть над тонической нотой. В минорной гамме третья ступень на минорную треть выше тоники.
  • Точно так же в мажорном трезвучии или мажорном септаккорде треть находится на мажорную треть над корнем аккорда . В минорном трезвучии или минорном септаккорде третий находится на минорную треть выше основного тона.

Ключи

Отличительной чертой, которая отличает мажорные тональности от минорных, является то, является ли третья ступень мажорной или минорной. Как объясняет музыковед Роджер Камиен , «принципиальное различие состоит в том, что в минорной гамме между« 2-й и 3-й нотами »и между« 5-й и 6-й нотой » есть только полшага по сравнению с мажорными гаммами, где разница между« 3-й и 4-я нота »и между« 7-й и 8-й нотой »составляет [ полшага ]». Это изменение в третьей степени «сильно меняет» настроение музыки, и «музыка, основанная на минорных гаммах, имеет тенденцию» считаться «серьезной или меланхоличной».

Читайте также:  Открытый урок фортепиано работа над штрихами

Иногда говорят, что минорные клавиши имеют более интересный, возможно, более темный звук, чем простые мажорные гаммы. Гарри Партч считает второстепенным «неизменную способность соотношений, которые, в свою очередь, представляют собой неизменную способность человеческого уха». Минорная тональность и гамма также считаются менее оправданными, чем мажор: Пауль Хиндемит назвал это «затуманиванием» мажора, а Мориц Гауптманн назвал это «ложью мажора».

Изменения режима, которые включают в себя изменение третьего, и смесь режимов часто анализируются как незначительные изменения, если они не поддерживаются структурно, потому что основной и общий ключ и тональность остаются неизменными. Это контрастирует, например, с транспонированием . Перестановка осуществляется путем перемещения всех интервалов вверх или вниз определенный постоянный интервал, и это изменение ключа , но не режим , который требует изменения интервалов. Использование триад доступно только в режиме малого, например, использование ♭ -Старший в мажоре, является относительно декоративный хроматизм , считается , чтобы добавить цвета и ослабить чувство ключа , не полностью разрушив или потерять его.

Интонация и тюнинг

Музыкальная настройка интервалов выражается соотношением частот звуков. Простые дроби могут звучать более гармонично, чем сложные дроби; например, октава — это простое соотношение 2: 1, а квинта — это относительно простое соотношение 3: 2. В таблице ниже приведены приближения шкалы к отношениям, которые округлены для максимальной простоты.

C D E F грамм А B C
1 ​ 9 ⁄ 8 ​ 5 ⁄ 4 ​ 4 ⁄ 3 ​ 3 ⁄ 2 ​ 5 ⁄ 3 ​ 15 ⁄ 8 2

В простой интонации минорный аккорд часто (но не исключительно) настраивается в соотношении частот 10:12:15 ( play ( help · info ) ). В 12-тональной равной темперации (12-TET), которая в настоящее время является наиболее распространенной системой настройки на Западе, минорный аккорд имеет 3 полутона между основным тоном и третьим, 4 между третьим и пятым и 7 между основным и пятым. .

В 12-TET идеальная квинта (700 центов ) всего на два цента уже, чем только что настроенная идеальная квинта (3: 2, 702,0 цента), но второстепенная треть (300 центов) заметно (около 16 центов) уже. чем только второстепенная треть (6: 5, 315,6 цента). Более того, второстепенная треть (300 центов) более точно приближается к минорной трети с пределом 19 ( предел (музыка) ) (19:16 Play ( справка · информация ) , 297,5 центов, девятнадцатая гармоника ) с ошибкой примерно в два цента.

Эллис предполагает, что конфликт между математиками и физиками, с одной стороны, и практикующими музыкантами, с другой, относительно предполагаемой неполноценности минорного аккорда и гаммы по сравнению с мажорным, может быть объяснен сравнением физиками только минорных и мажорных трезвучий, в этом случае второстепенных. выходит проигравшим по сравнению с сравнением равных темперированных трезвучий музыкантами, и в этом случае минор выходит победителем, так как мажорная треть ET составляет примерно 14 центов по сравнению с только мажорной третью (5: 4, 386,3 цента), но только примерно на четыре цента уже, чем основная треть с лимитом 19 (24:19, 404,4 цента); в то время как второстепенная треть ET близко приближается к второстепенной трети 19:16, что многим нравится.

Продвинутая теория

В неоримановой теории второстепенная мода считается инверсией основной моды, перевернутой крупной шкалой, основанной на (теоретических) полутонах, а не (фактических) обертонах ( гармониках ) (см. Также: Утональность ).

Таким образом, корень минорного трезвучия считается верхним пятым, который в Соединенных Штатах называется пятым. Итак, в до минор тоника на самом деле G, а ведущий тон — A ♭ (полушаг), а не в мажоре, где основной тон — C, а ведущий тон B (полутон). Кроме того, поскольку все аккорды анализируются как имеющие тоническую , субдоминантную или доминантную функцию , например, в C, ля минор считается тонической параллелью (относительной США), Tp, использование прогрессий основных аккордов в минорном режиме в мажоре. такие как A ♭ -мажор-B ♭ -мажор-C-мажор анализируются как sP-dP-T, малая субдоминантовая параллель (см. параллельный аккорд ), малая доминантная параллель и мажорная тоника. (Гьердинген, 1990)

Источник

Мажорная нота что это значит

В предыдущей главе мы изучили мажорный лад. В примерах предыдущей статьи самая низкая нота — «до». Она является тоникой, от неё были построены все остальные ноты мажорного лада. На самом деле, для мажорного лада абсолютно неважно, какую ноту Вы возьмёте за основу (какая нота станет тоникой). Главное — сохранить правильные интервалы между ступенями (они также описаны в предыдущей главе). В качестве примера построим мажорный лад от ноты «соль».

Рисунок 1. Мажорный лад от ноты «соль»

Обратите внимание: чтобы сохранить правильные интервалы между нотами, мы были вынуждены использовать ноту фа-диез (последняя на рисунке), поскольку между ступенями VI и VII необходим интервал Большая секунда (целый тон).

Тональность

В нашем примере мы взяли за основу (тонику) ноту «соль». Можно сказать, что наш лад находится на высоте ноты «соль». Именно высоту лада и называют словом «тональность». Название тональности состоит из двух слов: тоника + лад. Тоникой у нас является нота «соль», а лад — мажор. Итак, наша тональность называется «Соль мажор». В предыдущей статье мы строили мажорный лад от ноты «до», значит мы использовали тональность «До мажор».

Для обозначения тоники в названии тональности используют буквенное обозначение. Для обозначения слова «мажор» используется либо слово «dur», либо слово «maj», либо вообще опускают обозначение мажора. Т.е. До мажор можно обозначить следующими способами: «C-dur», «C-maj» или просто «С» (если пишем только букву, то всегда должна быть только заглавная буква). Соль мажор можно обозначить аналогично: «G-dur», «G-maj» или просто «G». Напомним, что буквенным обозначением ноты «до» является «С», а ноты «соль» — «G» (это материал раздела «Нотная грамота»).

Зачем нужны различные тональности? Всё очень просто и, главное, удобно. Приведём один пример. Помним, что тональность — это высота звукоряда. Теперь допустим, что Вы хотите исполнить песню. Но Вам «не комфортно» её исполнять, т.к. Вы не достаёте голосом некоторые ноты — уж слишком они высокие. Не беда. Исполните песню в более низкой тональности — все ноты песни будут пропорционально ниже. Давайте рассмотрим в качестве примера одну и ту же мелодию в разных тональностях. Первый раз в До мажоре, второй раз в Соль мажоре:

Фрагмент «Песни Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», До мажор:

Рисунок 2. «Песня друзей» в тональности До мажор

Теперь этот же фрагмент, но в Соль мажоре:

Рисунок 3. «Песня друзей» в тональности Соль мажор

Вы видите, в Соль мажоре мелодия выше, чем в До мажоре, хотя мотив остался прежним.

Мажорные тональности

Что такое «тональность», мы уже разобрались. Мажорной тональностью назовём тот лад, между ступенями которого соблюдены интервалы мажорного лада.

Мы только что рассмотрели тональности C-dur и G-dur. Эти тональности мы строили от нот «до» и «соль». Они были тониками. Важно понимать, что тоникой мажорной тональности может выступать абсолютно любая нота: как основная, так и производная. Т.е. мы можем построить мажорный лад, например, от ступени «ре-диез». В этом случае наша тональность будет называться «Ре-диез-мажор», или по буквенной системе «D#-dur».

Виды мажорных тональностей

Вы, конечно, обратили внимание, что в тональности G-maj мы вместо ноты «фа» используем ноту «фа-диез». Т.е. эта тональность использует повышенную ступень. В зависимости от выбранной тоники, мажорные тональности могут использовать различное количество производных ступеней — как повышенных (наш случай с G-maj), так и пониженных (попробуйте сами построить мажорный лад от ноты «фа»). В зависимости от используемых знаков альтерации, мажорные тональности делятся на диезные и бемольные. Единственная мажорная тональность C-dur не использует знаков альтерации, поэтому она не относится ни к диезным, ни к бемольным.

Среди мажорных тональностей существует 7 диезных тональностей (G, D, A, E, B, F#, C#) и 7 бемольных тональностей (F, Bb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb). Знаки альтерации тональностей пишут при ключе (сразу после ключа). Мы помним, что действие знака альтерации, написанного при ключе, распространяется на всё произведение (если, конечно, тональность произведения неизменна — мы будем изучать это дальше), поэтому каждый раз писать знак диеза или бемоля нет необходимости. Это упрощает и запись мелодии, и чтение.

Родственные тональности

Тональности, которые отличаются друг от друга одним ключевым знаком, называются родственными. В наших примерах этой статьи мы использовали родственные тональности: C-dur и G-dur.

Итоги

Мы разобрались с мажорными тональностями. Это важная тема и для понимания достаточно несложная. Надеемся, что вам всё понятно.

Источник

Музыкальные лады: мажор и минор

Можно долго смотреть в словарь, но так ничего и не понять. Мы постарались объяснить сложные термины простыми словами. Сегодня разберемся в сложных понятиях, чем они отличаются друг от друга, и как определить, что к чему относится. А в конце вы узнаете, как строить тональности по специальным формулам, которые легко запомнить.

Основы

Лад – это согласованные звуки, среди них есть устойчивые и неустойчивые. Чтобы создать музыку, используют оба вида, они должны дополнять и чередоваться друг с другом.

Так из обычного звукоряда получается красивая и гармоничная мелодия, которая имеет начало и конец, развивается и приходит к своему завершению.

Устойчивые звуки не зря так называются, они выступают основой, расставляют акценты, привносят покой, вносят равновесие.

Вторые – развивают мелодию, постоянно отходят от устойчивых и обратно возвращаются к ним, создают динамику и движение. Они всегда стремятся к устойчивым, и как незавершённая мысль, находятся в движении, и только когда достигают того, к чему стремились, музыкальная мысль завершается. Все произведения заканчивают устойчивыми звуками, как бы ставят точку, это называется разрешение.

Какие звуки можно считать устойчивыми, а какие нет? В ладу семь звуков. Обычно, их представляют в виде рисунка – семь ступеней. I, II и III из них устойчивые.

Ступень I самая главная, её называют тоникой.

Виды лада

Пришло время разобраться, чем отличается мажор от минора.

Мажор – происходит от латинского «major», что означает больший. Это потому, что аккорд, на котором он строится, начинается с большой терции. Обозначается как «dur».

Минор – от латинского «minor», означающего меньший. Здесь аккорд строится на малой терции. Обозначается как «moll»

Их легко отличить на слух даже тем, кто не сильно разбирается в музыке.

Мажорный и минорный лад нужны для того, чтобы передать настроение и характер, с помощью них композитор выражает эмоции, переживания и вектора движения всего произведения. Если нужно передать радость, торжество, что-то светлое и игривое, произведение пишут в мажоре. Для того, чтобы показать скорбь, тревогу, печаль используют минор.

Но это не значит, что мажорная музыка не способна отразить тревогу и переживания, а минорная – радость, или что они не могут встретиться в одном произведении.

Например, «Цыганочка», несмотря на игривость, написана в миноре, а некоторые представители лиричного американского блюза – в мажоре.

Виды мажора и минора бывают разные, в статье мы рассматриваем натуральные виды. Они встречаются и используются чаще всего.

Также есть гармонический мажор (идет понижение шестой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени понижаются). Гармонический минор (идет повышение седьмой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени повышаются).

Как их определить? Чтобы отличить мажор это или минора, нужно внимательно слушать произведение, разница именно в окраске звучания, мелодии, настроении.

Тональность и гамма

Тональность — это определение лада, у которого есть тоника.

У всех них есть название. Оно состоит из двух частей – тоники и лада. Например, До мажор это название тональности, которая строится на тонике До.

Гамма – звуки, расположенные по порядку. Она всегда начинается с тоники и заканчивается ею. Гамма C-dur известна всем, её дают в школьной программе. Если вы вспомните её, то согласитесь, что тоникой всё начинается и заканчивается.

Но если посмотреть на другие гаммы, то можно увидеть, что появляются бемоли и диезы. Что это такое и зачем нужны?

Бемоль понижает звук на полутон.

Полутон – это самое короткое расстояние между звуками.

Представьте раскладку клавиш на фортепиано, если вы пройдетесь по ним, ни одну не пропуская, то от одной клавиши до другой, вы будете проходить расстояние в один полутон.

Как используются знаки рассмотрим на примерах.

Мажор

Есть общее правило, по которому выстраивается звукоряд, выглядит оно так: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон (2-1/2-3-1/2)

Давайте проверим это правило на гамме C-dur. Для удобства представьте перед собой фортепианную клавиатуру, можете даже нарисовать, это облегчит понимание.

До-Ре разделяет одна черная клавиша – это один тон, Ре-Ми тоже. Дальше идет Ми-Фа, между этими звуками один полутон, их ничего не разделяет. От Фа до Си три тона. Завершает звукоряд Си-До.

Всё согласно правилу. Но здесь нет знаков. Давайте попробует сделать то же самое от Фа.

Сначала выстроить звукоряд. Теперь необходимо привести то, что получилось к общему правилу.

Две первые пары складываются из Фа-Соль, Соль-Ля. Дальше, следуя правилу, идет полутон, но между Ля и Си расстояние больше, понижаем Си, для этого добавляем бемоль. Три следующих тона выглядят так: Си бемоль-До, До-Ре, Ре-Ми. Последняя пара Ми-Фа. Мы пришли к тонике.

Это правило действует от любой ноты.

Минор

Минор отличается только последовательностью построения: 1-1/2-2-1/2-2. Давайте посмотрим, как будет выглядеть C-moll.

Итак, у нас есть звуковой ряд. В начале идет один тон – До-Ре, затем полутон. Но расстояние от Ре до Ми больше, поэтому нужно понизить Ми. Получаем До-Ре-Ми бемоль. Дальше идут два полных тона. От Ми бемоль до Фа, от Фа до Соль. У нас выстраивается ряд: До-Ре-Ми бемоль-Фа-Соль. Следующий на очереди полутон, чтобы выстроить его от Соль, нужно понизить Ля. Полный тон от Ля бемоль – это Си бемоль, а от него – До. Это тоника, значит мы закончили. Получается, что в C-moll три бемоля.

Чтобы лучше запомнить строение мажорных и минорных тональностей, потренируйтесь строить их самостоятельно от разных тоник. На практике информация запоминается лучше. Главное помнить, что залог любого результата – регулярность. Сначала всё может показаться сложным и непонятным, но чем больше времени вы будете уделять практике и тренировкам, тем легче вам будет становиться.

Источник

Оцените статью