Мажорная пентатоника для фортепиано
Помимо семиступенных звуковых рядов, довольно широко распространены пятиступенные ряды. О них и пойдёт речь в данной статье.
Пентатоника
Пентатоникой называют лад, состоящий из 5 нот, находящихся в пределах одной октавы. Существует 4 вида пентатоник:
- Бесполутоновая пентатоника. Это основной вид и, если не оговорено иное, то имеется ввиду именно этот вид пентатоник. Звуки этого вида пентатоники могут быть расположены по чистым квинтам. Между соседними ступенями данного звукоряда возможны только 2 вида интервалов: большая секунда и малая терция. В связи с отсутствием малых секунд, пентатоника не содержит сильных ладовых тяготений, в результате чего отсутствует тональный центр лада — функции главного тона может выполнить любая нота пентатоники. Бесполутоновая пентатоника сильно распространена в народной музыке стран бывшего СССР, в рок-поп-блюз музыке европейских стран.
- Полутоновая пентатоника. Данный вид распространён среди стран Востока. Вот пример полутоновой пентатоники: e-f-g-g#-a#. Интервалы e-f и g-g# представляют собой малые секунды (полутоны). Или другой пример: h-c-e-f-g. Интервалы h-c и e-f являются малыми секундами (полутонами).
- Смешанная пентатоника. В этой пентатонике объединены свойства предыдущих двух пентатоник.
- Темперированная пентатоника. Представляет собой индонезийский звукоряд слендро, в котором нет ни тонов, ни полутонов.
Далее речь идёт о бесполутоновой пентатонике.
На клавиатуре фортепиано чёрные клавиши в любом порядке (слева направо, либо справа налево) в пределах одной октавы образуют звукоряд пентатоники. Исходя из этого видно, что пентатоника содержит следующие интервалы:
- Вариант1. Одна малая терция и три больших секунды (забегая вперёд: напоминает мажор).
- Вариант 2. Две малые терции и две большие секунды (забегая вперёд: напоминает минор).
Повторимся, что рассматриваемый звукоряд не содержит малых секунд, что исключает ярко выраженные тяготения неустойчивых звуков. Также пентатоника не содержит тритона.
Довольно широко распространены следующие два вида пентатоник:
Мажорная пентатоника
Честно говоря, «мажорная пентатоника» — определение неверное. Поэтому уточним: имеется в виду пентатоника, которая на I ступени содержит мажорное трезвучие, состоящие из звуков пентатоники. Поэтому она напоминает мажор. В сравнении с натуральным мажором, в данном виде пентатоники отсутствуют IV и VII ступени:
Рисунок 1. Мажорная пентатоника
Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: б.2, б.2, м.3, б.2.
Минорная пентатоника
Так же, как и в случае с мажорной, речь идёт о пентатонике, содержащей на I ступени теперь уже минорное трезвучие. В сравнении с натуральным минором отсутствуют II и VI ступени:
Рисунок 2. Минорная пентатоника
Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: м.3, б2, б.2, м.3.
Флэшка
В заключении статьи предлагаем вам программу (ваш браузер должен поддерживать flash). Двигайте курсор мышки над клавишами фортепиано и вы увидите мажорную (красным цветом) и минорную (синим цветом) пентатоники, построенные от выбранной вами ноты:
Итоги
Вы познакомились с пентатоникой. Звукоряд этого типа очень широко распространён в современной рок-поп-блюз музыке.
Источник
Пентатоника
Сама по себе пентатоника представляет собой мелодичный ряд, состоящий из пяти звуков (это исходит даже и из названия).
К примеру в мажорная пентатоника (составляется из 1 2 3 5 6 ступени гаммы) строится по принципу: ТОН-ТОН-1.5 ТОНА-ТОН-1.5ТОНА, а минорная ( состоит из 1 3 4 5 7 ступени) строится по принципу 1.5ТОНА-ТОН-ТОН-1.5ТОНА-ТОН
Минорная пентатоника от До имеет ноты — До, Ре#, Фа, Соль, Ля#, До
Мажорная пентатоника от До имеет ноты- До, Ре, Ми, Соль, Ля, До
Последний звук ДО — имеет отношение к началу следущей пентатоники, по сути нас интересуют только первые пять нот.
Очень часто в рок-музыке для гитарных соло использовует минорная пентатоника. Приведем её аппликатуры:
Кружочками указаны места зажатия пальцами левой руки. Эти аппликатуры приведены для пентатоники До мажор, следовательно если вы хотите сыграть любую другую пентатонику — нужно всего лишь сдвинуть эти кружочки на нужный лад. Разберем среднюю (вторую) картинку. Посмотрите на расположение нот на грифе. До начинается на 8-м ладу шестой струны, далее 6 лад пятая струна — Ре_диез, на 8-м ладу пятой струны Фа, на 5-м ладу 4-ой струны Соль, на 8-м ладу 4-ой струны Ля#.
Синими кружочками начинается вторая пентатоника, но уже на «тонких» струнах.
Так вот, если мы захотим сыграть пентатонику от ноты РЕ, то необходимо всего лишь этот рисунок играть начиная с 10-ого лада (то есть сдвинуть кружочки на два лада правее).
Источник
Импровизация. Пять боксов пентатоники
Импровизация это наверно самая крутая вещь для музыканта. Ведь ни для кого не секрет, что просто так брать и на ходу сочинять красивую музыку это очень сложно. И учиться этому нужно очень долго сквозь кровь, пот и слезы. Но с чего же начать? Есть ли какая-то отправная точка в этом нелегком деле для нас гитаристов-самоучек? Спешу вас обрадовать, оказывается есть! И имя ей пентатоника. Мы ранее уже говорили о ладах и тональностях в музыке, где вскользь упоминали пентатоническую гамму. Что ж, начинаем.
Пентатоника
Петатоническая гамма это отличный инструмент для импровизации. Особенность ее в том, что состоит она всего из пяти нот и подходит практически для любой гармонии. Аппликатура на гитаре также особой сложностью не отличается.
Соло и мелодии на основе пентатоники могут использоваться в разнообразных музыкальных жанрах. Наибольшее распространение она получила в таких стилях как блюз, рок и метал. Даже есть гитаристы, которые играют свои соло в основном только в пентатонике. Например, всем известный Зак Вайлд (на фото).
Пентатоника — это лад, состоящий из пяти ступеней. Фактически бывает мажорной и минорной. В основе мажорной лежит мажорное трезвучие, а в основе минорной — минорное (спасибо, кэп). Пентатонику можно получить, если из натурального минора исключить вторую и шестую ступени, а из натурального мажора четвертую и седьмую. Пентатоника не содержит полутоновых интервалов.
Формула минорной пентатоники
1.5 тона, 1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон
Формула мажорной пентатоники
1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон, 1.5 тона
Говоря простыми словами, пентатоника содержит в себе самые основные ступени мажорных или минорных ладов. Поэтому она не имеет ярко выраженного звучания какого-либо лада. Но, если мы добавим в нее характерные ноты какого-либо диатонического лада, то по сути она в него и превращается. То есть пентатоника это как бы фундамент или основа. Чтобы это понять, давайте посмотрим на ее аппликатуру. На грифе можно выделить 5 позиций или боксов.
И все позиции на грифе сразу. Аппликатура Ми-минорной пентатоники (Em pentatonic)
Теперь давайте сравним аппликатуру минорной пенты с аппликатурой натурального минора. Красными квадратами обозначены вторая и шестая ступени.
То же самое будет происходить и с другими минорными ладами — фригийским и дорийским.
А вот аппликатура соль-мажорной пентатоники (G pentatonic). Посмотрите внимательно, ничего не напоминает? Подсказка: смотреть на 12-15 лады.
Да, все верно, на 12 ладу аппликатура Ми-минорной пенты. Таким образом, мы вывели закономерность: аппликатура мажорной пентатоники такая же как и у минорной, для ноты на 1.5 тона ниже нашей. То есть берем минорную пенту на 3 лада левее.
Здесь также все работает с натуральными ладами. Если к мажорной пенте добавить характерные ступени какого-либо мажорного лада, то мы получим его аппликатуру. Одинаково справедливо для лидийского и миксолидийского ладов.
Добавив ступени натурального мажора в соль-мажорную пентатонику мы получили аппликатуру натурального соль-мажора. И кажется кое-что еще. Да, точно, если взять за тонику ноту Ми, то здесь красуется и Ми-минор, параллельный минор для Соль-мажора. То есть, правило переноса на 3 лада влево работает и для натуральных ладов!
Пользуясь этими нехитрыми правилами и закономерностями, можно прийти к выводу, что запомнить, по сути, необходимо всего лишь одну основную аппликатуру. И в зависимости от ситуации использовать ее либо в качестве минора, либо в качестве мажора. То есть просто перемещать ее мысленно по грифу. Ах да, ну и также придется запомнить характерные ноты натуральных ладов. Благо их немного, всего одна-две.
Источник
Пентатоника.
Пентатоника — звукоряд, состоящий из 5 нот, вместо привычных нам 7.
whiskas (Saturday, 02 January 2021 18:51)
А о диатонике доходчиво расскажите пожалуйста.
Александр (Saturday, 07 December 2019 14:18)
Многие гитаристы=самопальщики на ютубе предлагают для импровизации играть пентатонику. Действительно, в ней проще импровизировать. Практически, как не играй, все в лад будет.
Мой товарищ из США, у него потрясающий абсолютный слух, мы вместе учились в музыкальной школе по классу гитары, назвал пентатонику китайской музыкой. В США он играл в чикагском джазовом оркестре, но, потом перешел работать инженером. Сказал, что инженером он намного больше зарабатывает.
Источник
Пентатоника в составе натуральных ладов
Один из лучших гитаристов современности Р. Фрипп утверждает, что для освоения одной гаммы необходимо 5-6 лет занятий. Многие же думают что, чем больше гамм они знают, тем лучше.
Для описания этого явления есть хорошее выражение “нахвататься вершков”. Вместо того чтобы расширять свои знания и углублять понимание уже известного, многие перескакивают с одного на другое, не осваивая в итоге ничего.
Каково ваше знание пентатоники и ее выразительных возможностей?
Проникали Вы вглубь этого лада, с целью найти новые и неожиданные грани это простой, но фундаментальной формулы?
Пентатоника является наиболее легким и популярным для освоения ладом, который встречается во всех стилях музыки. На то есть множество причин, но главная, скорее всего в нейтральном звучании и “пентатонического” звучания. Как известно, Майлз Дэвис интенсивно использовал пентатонику в своих импровизациях даже там, где обычно это кажется не приемлемым.
Однако у пентатоники наряду с преимуществами есть один большой недостаток – ее звучание быстро приедается и очень сложно придумать что-либо не обычное в рамках одного лада.
Стандартными способами разнообразить звучание пентатоники является добавление блюзовой ступени 5b, а также использование тоникальных пентатоник для каждого нового аккорда (в отличие от блюзовой традиции использовать одну пентатонику на все аккорды последовательности). О том, как извлечь максимум пользу, используя обращения пентатоники, я уже говорил здесь.
Однако кроме обращения пентатоники существует еще один замечательный способ, помогающий расширить выразительные возможности пентатоники и создавать самые необычные звучания, используя всего лишь пять нот – вычленение пентатоники из натуральных ладов.
Для начала возьмем три наиболее распространённых лада:
Дорийский – используется при обыгрывании минорных аккордов (m7)
2. Лидийский — используется для обыгрывания мажорных аккордов (maj7)
3. Миксолидийский — используется для обыгрывания септаккордов (7)
Сначала запомните связь аккорда с ладом. Теперь попробуем найти пентатоники внутри каждого из этих ладов. Напоминаю,что пентатоника это ангемитонный звукоряд т.е. лад в котором отсутствуют малые секунды.
Поскольку существует всего пять возможных видов расположения звуков в пентатонике, то наша цель найти варианты этих обращений в выбранном ладу.
Используем простой принцип от каждой ноты пробуем все возможные варианты, если от ноты нельзя построить большую секунду, то вариант будет только один — начать с малой терции.
Начнем с дорийского лада:
Получим такие варианты
Если обобщить полученные результаты то получится, что каждой ступени пентатоники соответствует своя пентатоника (по аналогии с гармонизацией гаммы аккордами)
1 ступень минорная пентатоника
2 ступень минорная
3 ступень мажорная
4 ступень мажорная
5 ступень минорная
6 ступень минорная с пониженной 5 (без 5)
7 ступень мажорная
Таким образом мы получаем 7 пентатоник для обыгрывания одного аккорда.
Можно использовать любую, что открывает новые возможности при обыгрывании аккордов
Используем этот принцип для лидийского лада:
Получаем следующие пентатоники:
1 — мажорная
2 — мажорная
3 — минорная
4 — минорная 5b
5 — мажорная
6 — минорная
7 — минорная
Любая из этих пентатоник будет соответствовать аккорду Сmaj (включая любые надстройки)
Этот принцип очень хорош для импровизации, поскольку позволяет создавать пентатоническое модальное звучание не задумываясь. Например, Вы можете запомнить, что при обыгрывании мажора можно использовать пентатонику расположенную на полтона ниже основного тона. Теперь Вам остается только играть B минорную пентатонику на C мажор.
Миксолидийский
Как видите пентатоника представляет огромное количество возможностей.
Также не забывайте, что вычленять из ладов можно и альтерированные пентатоники, а также любые другие пяти ступенные звукоряды не являющиеся пентатоникой по определению (как например, обозначенная выше пентатоника с 5b) Проделайте тоже самое для всех остальных натуральных ладов (фригийский, локрийский, ионийский, эолийский).
Поскольку в каждом ладу мы будем получать по 7 пентатоник, то в итоге у Вас получиться 49 вариантов (7*7).
Конечно многие пентатоники будут повторяться, поскольку их количество ограничено, однако соответствовать они будут разным аккордам.
Источник