Мажорные гаммы ноты ступени

Мажорная гамма

Гамма – это последовательность звуков (звукоряд), расположенная в определенном порядке. Большую группу составляют мажорные гаммы.

Мажорная гамма состоит из семи ступеней и строится по следующим интервалам:

Таким образом, в тональности «До» мажорная гамма будет иметь следующие ноты:

Видно, что последовательность приведенных нот полностью укладывается в схему расположения интервалов, указанную выше:

До — (тон) – Ре — (тон) — Ми — (полутон) – Фа — (тон) — Соль — (тон) – Ля — (тон) – Си — (полутон) — До

Все ступени мажорной гаммы располагаются в пределах одной октавы, после чего звуки повторяются. Среди этих ступеней находятся три устойчивых звука (ступени I, III, V), на которых строится мажорное трезвучие.

В нотной записи до-мажорная гамма выглядит следующим образом:

Приведем мажорные гаммы в других тональностях. Мажорная гамма в тональности «Ре»:

Мажорная гамма в тональности «Ми»:

Мажорная гамма в тональности «Фа»:

Мажорная гамма в тональности «Соль»:

Мажорная гамма в тональности «Ля»:

Мажорная гамма в тональности «Си»:

Помимо мажорной гаммы (натурального мажора), в теории музыки существуют еще две ее разновидности, обусловленные историческим развитием музыки, в частности, ладов. Одна из этих разновидностей – гармонический мажор, отличающийся от натурального пониженной шестой ступенью:

До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си

В интервалах такая гамма будет выглядеть так:

Рассмотрим гамму гармонического мажора для других тональностей. Ре-мажор:

Гамма гармонического мажора в тональности «Ми»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Фа»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Соль»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Ля»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Си»:

Другая разновидность натурального мажора – мелодический мажор, отличающийся от натурального пониженными шестой и седьмой ступенями:

До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си-бемоль

В интервалах такая гамма будет выглядеть так:

Приведем гамму мелодического мажора для остальных тональностей. Ре-мажор:

Гамма мелодического мажора в тональности «Ми»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Фа»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Соль»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Ля»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Си»:

Применение мелодической мажорной гаммы считается весьма ограниченным, по крайней мере в классической музыке.

Секреты более быстрого обучения
12:33

Лучшие музыкальные фестивали мира
10:25

Быстрые выплаты от легального казино Вулкан для зарегистрированных клиентов
20:24

Что такое слоты и почему их выбирают чаще чем другие азартные развлечения?
16:53

Инструменты, которые поют
20:58

Полтика конфиденциальности
20:46

Онлайн тюнер
20:16

Онлайн-метроном
20:15

Нотные листы
20:14

Акции и скидки
20:13

Публичная оферта на музыкальное обучение
20:12

О музыкальной школе
19:58

Музыкальные курсы
18:39

Теория музыки для гитаристов
18:37

Основы игры на бас-гитаре
18:36

Основы гитарного аккомпанемента
18:11

Как оплатить музыкальный курс в кредит через «КупиВкредит»
17:00

Как оплатить музыкальный курс через Промсвязьбанк
17:00

Как оплатить музыкальный курс через интернет-банкинг «Альфа-Клик»
16:59

Как оплатить музыкальный курс наличными через терминалы, салоны связи, системы переводов и банкоматы
16:58

Источник

Мажорные гаммы ноты ступени

Уфа, Степана Кувыкина, 17

Мажорная гамма строится по принципу: ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА.

Для запоминания: Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон.

Гаммы строить будем на клавиатуре фортепиано, так как на ней сразу видно где тон, где полутон. Если говорить «наивно», то играя мажорную гамму на инструменте (пианино или гитару), в месте где ТОН мы перескакиваем через одну ноту, а где ПОЛУТОН играем подряд.


Между нотами “си” и “до”, и “ми” и “фа” пол тона, поэтому, при строении гамм могут возникнуть вопросы, когда встретятся эти полутона. Допустим, нужно от ноты “ми” построить тон вверх. Видим на клавиатуре, что следующая нота — это “фа”, т.е., получается между “ми” и ”фа” пол тона. Чтобы получить тон, нам нужно повысить ноту “фа” на пол тона. Для этого у нас есть чёрные клавиши. Они названий не имеют. Если нужно повысить «фа» на пол тона, то мы нажмём на чёрную клавишу между фа и соль. Если строить от ноты “фа” тон вниз, то нужно понизить ноту “ми” на пол тона ниже, и нажать на чёрную клавишу между «ре» и «ми»

Возникает вопрос: как же называть эти чёрные клавиши «НИ фа, Ни соль»?

Знаки альтерации.

Для этого в музыке придумали знаки альтерации

Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ».

В музыке альтерация – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются диезами, а пониженные – бемолями.

Знаки пишутся слева напротив ноты, либо при ключе.

Гамма с указанным выше порядком расположения (Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон) ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне.

Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
V ступень — доминанта (D),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.

ко всем терминам в музыке не надо относиться как к «заумным названиям». Музыку создают на базе чувств так и все названия несут в себе эмоции. Все эти придумывали очень давно, поэтому нам придётся выучить чуть больше 30 иностранных слов. Дальше на примерах вы во всём разберётесь.
Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями. Запомните эти три номера: I, IV и V — главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии.
Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой (квинта — это цифра 5) выше тоники (от цифры 1). Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой (на 5) ниже тоники (от 1 ступени), от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой.

Тональность.

Мажорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность». Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор и т.д.

Чтобы построить тональность Соль мажор, нам нужно взять за первую ступень ноту Соль.

Обратите внимание: чтобы сохранить правильные интервалы между нотами, мы использовать ноту фа-диез (VII ступень), поскольку между ступенями VI и VII необходим интервал Большая секунда (целый тон).

Важный момент, что если бы мы строили тональность «Ре ♭ мажор». То та же чёрная клавиша была бы уже не «фа#», а «соль ♭».

Для обозначения тоники в названии тональности используют буквенное обозначение. Для обозначения слова «мажор» используется либо слово «dur», либо слово «maj», либо вообще опускают обозначение мажора. Т.е. До мажор можно обозначить следующими способами: «C-dur», «C-maj» или просто «С» (если пишем только букву, то всегда должна быть только заглавная буква). Соль мажор можно обозначить аналогично: «G-dur», «G-maj» или просто «G». Напомним, что буквенным обозначением ноты «до» является «С», а ноты «соль» — «G» (это материал раздела «Нотная грамота»).

Зачем нужны различные тональности? Всё очень просто и, главное, удобно. Приведём один пример. Помним, что тональность — это высота звукоряда. Теперь допустим, что Вы хотите исполнить песню. Но Вам «не комфортно» её исполнять, т.к. Вы не достаёте голосом некоторые ноты — уж слишком они высокие. Не беда. Исполните песню в более низкой тональности — все ноты песни будут пропорционально ниже. Давайте рассмотрим в качестве примера одну и ту же мелодию в разных тональностях. Первый раз в До мажоре, второй раз в Соль мажоре:

Фрагмент «Песни Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», До мажор:

Теперь этот же фрагмент, но в Соль мажоре:

Самое главное это конечно то, как звучит мажорный лад. Вы должны это прочувствовать. Ведь лады в первую очередь отражают настроение. И мы начали с самого светлого лада — мажорного. Но было бы странно если бы музыка выражала радость только в «натуральном» виде — в идеальном. Всё верно. Мажоров есть несколько видов. их мы рассмотрим в следующей теме.

Проверка: Определить тональность, добавить не достающие ноты,проставить все знаки и ступени.


  1. Ответ:

C бемоль мажор


Ответ:

C мажор


Ответ:

E мажор

  • Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

    Источник

    Читайте также:  Глас 1 спаси господи ноты для
    Оцените статью