Мажорные трезвучия от всех белых нот
Трезвучие — это созвучие, состоящее из трех звуков, расположенных, как правило, по терциям. Трезвучие лежит в основе большинства аккордов.
Существует четыре типа трезвучий, которые образуются путем комбинации большой и малой терции:
Звуки трезвучия имеют свои названия. Первый звук — основной тон (также прима, тоника), от которого строится трезвучие. Второй — терцовый тон, который относительно основного тона расположен на терцию выше. Тредий — квинтовый тон, который относительно основного тона расположен на квинту выше.
Мажорное трезвучие обозначается буквой латинского алфавита, указывающей на ноту, от которой построено трезвучие (основной тон, тоника) — C, C#, D, E, E и т.д. Для того чтобы обозначить мажорное трезвучие, не привязанное к определенной ноте, используют заглавную латинскую букву M. Все остальные трезвучия (а также аккорды, септаккорды, доменантсептаккорды и т.д.) обозначают путем добавления к обозначению ноты, от которой построено трезвучие, специальные буквы, цифры или символы. Для обозначения минорного трезвучия используют строчную латинскую букву m — Cm, C#m, Dm, Em, Em и т.д. Для обозначения увеличенного трезвучия добавляют символ «+» (или +5) — C+, C#+, D+, E+, E+ и т.д. Для обозначения уменьшенного — сокращение dim (от англ. diminish — уменьшать) — Cdim, C#dim, Ddim, Edim, Edim и т.д.
Сведем в таблицу все трезвучия с их характерными строениями и различными вариантами буквенно-цифрового обозначения:
Вот как трезвучия выглядят в аппликатуре на одной струне:
На рисунке выше синим цветом () обозначена первая ступень (тоника) мажорного трезвучия, красным () — минорного трезвучия, зеленым () — увеличенного и уменьшенного трезвучий. Серым цветом () — терцовый и квинтовый тона (третья и пятая ступени соответственно), а так же показана взаимосвязь с натуральным мажорным ладом, от которого трезвучия получили свои ступеневые формулы.
Для примера, посмотрите, как расположены ноты всех трезвучий, построенных от ноты C-до на второй струне:
На практике чаще трезвучия строят на трех струнах, т.е. одна ступень — одна струна. Ниже приведены аппликатуры всех 4-х типов трезвучий с тоникой на 6-ой, 5-ой, 4-ой и 3-ей струнах:
Мажорное трезвучие: |
Минорное трезвучие: |
Увеличенное трезвучие: |
Уменьшенное трезвучие: |
Как видно из этих схем, Вам надо запомнить всего четыре аппликатуры по одной для каждого типа трезвучия. При игре на низких струнах, когда ни одна из ступеней не попадает на 2-ю и 1-ую струны, они применяются без изменения. Когда попадают на 2-ую или 2-ую и 1-ю — необходимо просто учитывать полутоновое смещение на этих струнах:
Также запомните аппликатуры трезвучий со ступенями на двух струнах:
Еще один важный момент, который стоит отметить, — это типы трезвучий, которые можно построить от каждой ступени натурального мажорного лада. На следующей схеме это показано наглядно (если от ступени строится мажорное трезвучие, она отмечена синим , если минорное — красным , уменьшенное — зеленым ):
Упрощенно для натурального мажора запишем так:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
M | m | m | M | M | m | m-5 |
Таким образом, мы получили схему натурального мажорного лада (и, соответственно, параллельного ему натурального минорного) из которой видно, какие ступени в ладу «минорные», а какие «мажорные» (седьмая ступень в мажоре и она же вторая в миноре исключение, как показано выше, от нее строится уменьшенное трезвучие).
Помнить эту схему важно, так как она определяет не только типы трезвучий, которые можно построить от той или иной ступени натурального мажора, но и аккорды, септаккорды, пентатоники, диатонические лады.
Ниже приведена подобная схема для наиболее распространенных условно-диатонических ладов (зеленым цветом отмечены ступени, от которых строится либо уменьшенное, либо увеличенное трезвучие):
В разделе Аккорды мы подробно распишем все трезвучия, а значит и аккорды, которые можно пострить на ступенях этих ладов.
Если от определенной ступени условно-диатонического лада можно построить два разных типа трезвучий, то предпочтение отдается, в первую очередь, мажорным и минорным. Если от ступени строится уменьшенное и увеличенное трезвучие, предпочтение отдается уменьшенному. У гармонического мажора от третей ступени строится как мажорное, так и минорное трезвучие.
Трезвучие можно расположить таким образом, при котором нижним звуком становится не первая ступень (она же тоника), а вторая или третья. Такое расположения звуков в трезвучии называют обращением трезвучия. В следующем примере трезвучие до-мажор — С и ля-мажор — А:
Из рисунка ниже видна аппликатурная взаимосвязь трезвучия и обращений трезвучия на грифе гитары: построение аппликатуры обращения — это перенос 3-ей либо 3-ей и 5-ой ступеней на октаву ниже по сравнению с основным трезвучием. Вы можете запомнить аппликатуры для всех типов обращений, а можете держать в голове схему их построения от основных трезвучий: просто помните, что ступени 3 и 5 «вертятся» вокруг 1-ой и о полутоновом смещении на 1-ой и 2-ой струнах.
Приведем аппликатуры обращений для всех типов трезвучий:
Как видно из рисунка, аппликатуры трезвучий (и обращений), построенных от 5-ой, и 6-ой струн, одинаковы.
А теперь посмотрим, как выглядят обращения трезвучий на 6-и струнах:
Мажорное трезвучие: |
Минорное трезвучие: |
Увеличенное трезвучие: |
Уменьшенное трезвучие: |
Играть трезвучия по выше приведенным схемам не всегда удобно с точки зрения аппликатуры. На практике часто используют смещенные схемы. Один из приемов — это игра в рамках октавной позиции. Рассмотрим, как можно заполнить обращениями трезвучий каждую октавную позицию.
Октавная позиция Ep:
Ep | |
Октавная позиция Dp:
Dp | |
Октавная позиция Cp:
Cp | |
Октавная позиция Ap:
Ap | |
Октавная позиция Gp:
Gp | |
Кроме того, смещать аппликатуры можно и не задерживаясь в рамках одной октавной позиции. Один из примеров мажорного трезвучия:
Играйте арпеджио трезвучий — это отличное упражнение для развития слуха. А некоторые упражнения Вы найдете в разделе Упражнения — Игра гамм трезвучиями.
Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:
Номер WebMoney wmr: R691549532957
Источник