Мажорные трезвучия с обращениями ноты для

Мажорные трезвучия с обращениями ноты для

Сайт для учеников Е. А. Климина . и не только

Обращения трезвучия – это аккорды, состоящие из нот с теми же названиями, что у исходного трезвучия, но но в басу у которых находится не основной тон, а терцовый или квинтовый.

Это определение кажется сложным, но всё окажется гораздо проще, если обратиться к примерам. Возьмем мажорное трезвучие, построенное от ноты Ре.

Перенесём основной тон на октаву выше. Он окажется сверху, а внизу будет терцовый. При этом названия нот останутся те же самые. Так строится первое обращение трезвучия, которое называется секстаккорд .

Третье обращение трезвучия называется квартсекстаккорд . Оно образуется, если переместить ноты трезвучия таким образом, чтобы внизу оказался квинтовый тон.

И так:

— У трезвучия внизу основной тон. Трезвучие обозначается с помощью маленьких букв 5 и 3 (Б 53 , М 53 , Ум 53 и Ув 53 ). В простейшем виде оно состоит из двух терций.

— У секстаккорда внизу терцовый тон. Секстаккорд обозначается маленькой цифрой 6 (Б 6 , М 6 , Ум 6 и Ув 6 ). В простейшем виде внизу у него терция, а наверху – кварта.

— У квартсекстаккорда в басу квинтовый тон. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 6 и 4 (Б 64 , М 64 , Ум 64 , Ув 64 ). В простейшем виде и него внизу кварта, а наверху – терция.

С обращениями трезвучия хорошо знакомы те, кто играет на музыкальном инструменте обычные упражнения: арпеджио и аккорды.

​ ​ Упражнения из «Школы игры на фортепиано» под редакцией А. Николаева. После гаммы идут аккорды, которые представляют собой не что иное, как тоническое трезвучие с обращениями.

Отличить трезвучие и его обращения друг от друга на слух – непростая задача. Чтобы более успешно делать это, попробуйте найти подобрать свой мысленный образ для каждого из аккордов. К примеру, это могут быть дом, растущее рядом дерево и воздушный шар в небе над ними.

Квартсекстаккорд создает ощущение полета. Он парит в

небе, как воздушный шар.

Секстаккорд – стройный, как дерево. Он тянется вверх,

Трезвучие – спокойное и надежное, как дом.

Если эти сравнения Вам не помогают, придумайте свои.

Примеры звучания мажорного и минорного трезвучий с их обращениями также можно послушать здесь.

Это нужно знать твердо

Первое, что нужно выучить по данной теме, это ступени, на которых строятся обращения главных трезвучий:

— Тоническое трезвучие T 53 строится на первой ступени;

— Тонический секстаккорд T 6 – на третьей;

— Тонический квартсекстаккорд T 64 – на пятой;

— Субдоминантовое трезвучие S 53 строится на четвертой ступени;

— Субдоминантовый секстаккорд S 6 – на шестой;

— Субдоминантовый квартсекстаккорд S 64 – на первой;

— Доминантовое трезвучие D 53 строится на пятой ступени;

— Доминантовый секстаккорд D 6 – на седьмой;

— Доминантовый квартсекстаккорд D 64 – на второй.

​ ​ Расположение главных трезвучий и их обращений на ступенях мажора и минора.

Во вторых, необходимо знать строение трезвучия и его обращений (из каких интервалов они состоят). В первую очередь это касается мажорных и минорных аккордов. Что касается обращений уменьшенного и увеличенного трезвучий, то их строение должны знать старшеклассники .

​ ​ Схема строения трезвучий с обращениями.

Для старшеклассников и родителей

Выше трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд рассматривались в своем простейшем виде. Однако, существует и много других вариантов построения этих аккордов. Один и тот же аккордовый тон может браться одновременно в разных октавах, тоны могут чередоваться в различном порядке.

​ ​ Варианты мажорных секстаккордов от ноты Фа-диез. Все они представляют собой различные комбинации трех тонов: Ре, Фа-диез и Ля. При этом, внизу всегда звук Фа-диез (терцовый тон).

Строить такие аккорды учатся студенты музыкальных училищ с курсе гармонии. При это важно соблюдать следующие принципы:

— В состав аккорда входят звуки только с теми названиями, которые присутствуют и в простейшем виде

— В басу у трезвучия – основной тон, в басу у секстаккорда – терцовый тон, в басу у квартсекстаккорда – квинтовый тон.

© Евгений Климин 2014-2016. Все права защищены. Разрешено копирование единичных экземпляров в учебных целях. При цитировании ссылка на источник обязательна. Размещение материалов сайта на других ресурсах и использование их в коммерческих целях без разрешения автора запрещено.

Источник

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

Трезвучие — это созвучие, состоящее из трех звуков, расположенных, как правило, по терциям. Трезвучие лежит в основе большинства аккордов.

Существует четыре типа трезвучий, которые образуются путем комбинации большой и малой терции:

МАЖОРНОЕ ТРЕЗВУЧИЕ Б.3+М.3
МИНОРНОЕ ТРЕЗВУЧИЕ М.3+Б.3 135
УВЕЛИЧЕННОЕ ТРЕЗВУЧИЕ Б.3+Б.3
УМЕНЬШЕННОЕ ТРЕЗВУЧИЕ М.3+М.3 135

Звуки трезвучия имеют свои названия. Первый звук — основной тон (также прима, тоника), от которого строится трезвучие. Второй — терцовый тон, который относительно основного тона расположен на терцию выше. Тредий — квинтовый тон, который относительно основного тона расположен на квинту выше.

Мажорное трезвучие обозначается буквой латинского алфавита, указывающей на ноту, от которой построено трезвучие (основной тон, тоника) — C, C#, D, E, E и т.д.

Для того чтобы обозначить мажорное трезвучие, не привязанное к определенной ноте, используют заглавную латинскую букву M. Все остальные трезвучия (а также аккорды, септаккорды, доменантсептаккорды и т.д.

) обозначают путем добавления к обозначению ноты, от которой построено трезвучие, специальные буквы, цифры или символы. Для обозначения минорного трезвучия используют строчную латинскую букву m — Cm, C#m, Dm, Em, Em и т.д.

Для обозначения увеличенного трезвучия добавляют символ «+» (или +5) — C+, C#+, D+, E+, E+ и т.д. Для обозначения уменьшенного — сокращение dim (от англ. diminish — уменьшать) — Cdim, C#dim, Ddim, Edim, Edim и т.д.

Сведем в таблицу все трезвучия с их характерными строениями и различными вариантами буквенно-цифрового обозначения:

Название трезвучия Комбинация интервалов Ступеневая формула Буквенно-цифровое обозначение
Мажорное Б.3+М.3 135 только нота, от которой строится трезвучие
Минорное М.3+Б.3 135 m
Увеличенное Б.3+Б.3 13#5 #5++5 aug
Уменьшенное М.3+М.3 135 -5m-5dim

Вот как трезвучия выглядят в аппликатуре на одной струне:

На рисунке выше синим цветом () обозначена первая ступень (тоника) мажорного трезвучия, красным () — минорного трезвучия, зеленым () — увеличенного и уменьшенного трезвучий. Серым цветом () — терцовый и квинтовый тона (третья и пятая ступени соответственно), а так же показана взаимосвязь с натуральным мажорным ладом, от которого трезвучия получили свои ступеневые формулы.

Для примера, посмотрите, как расположены ноты всех трезвучий, построенных от ноты C-до на второй струне:

На практике чаще трезвучия строят на трех струнах, т.е. одна ступень — одна струна. Ниже приведены аппликатуры всех 4-х типов трезвучий с тоникой на 6-ой, 5-ой, 4-ой и 3-ей струнах:

Мажорное трезвучие:
Минорное трезвучие:
Увеличенное трезвучие:
Уменьшенное трезвучие:

Как видно из этих схем, Вам надо запомнить всего четыре аппликатуры по одной для каждого типа трезвучия. При игре на низких струнах, когда ни одна из ступеней не попадает на 2-ю и 1-ую струны, они применяются без изменения. Когда попадают на 2-ую или 2-ую и 1-ю — необходимо просто учитывать полутоновое смещение на этих струнах:

Минорное трезвучие:
Увеличенное трезвучие: Уменьшенное трезвучие:

Также запомните аппликатуры трезвучий со ступенями на двух струнах:

Мажорное трезвучие:
Минорное трезвучие:
Увеличенное трезвучие:
Уменьшенное трезвучие:
  • Еще один важный момент, который стоит отметить, — это типы трезвучий, которые можно построить от каждой ступени натурального мажорного лада. На следующей схеме это показано наглядно (если от ступени строится мажорное трезвучие, она отмечена синим , если минорное — красным , уменьшенное — зеленым ):
  • Упрощенно для натурального мажора запишем так:
1 2 3 4 5 6 7
M m m M M m m-5

Таким образом, мы получили схему натурального мажорного лада (и, соответственно, параллельного ему натурального минорного) из которой видно, какие ступени в ладу «минорные», а какие «мажорные» (седьмая ступень в мажоре и она же вторая в миноре исключение, как показано выше, от нее строится уменьшенное трезвучие).

  1. Помнить эту схему важно, так как она определяет не только типы трезвучий, которые можно построить от той или иной ступени натурального мажора, но и аккорды, септаккорды, пентатоники, диатонические лады.
  2. Ниже приведена подобная схема для наиболее распространенных условно-диатонических ладов (зеленым цветом отмечены ступени, от которых строится либо уменьшенное, либо увеличенное трезвучие):
  3. В разделе Аккорды мы подробно распишем все трезвучия, а значит и аккорды, которые можно пострить на ступенях этих ладов.

Если от определенной ступени условно-диатонического лада можно построить два разных типа трезвучий, то предпочтение отдается, в первую очередь, мажорным и минорным. Если от ступени строится уменьшенное и увеличенное трезвучие, предпочтение отдается уменьшенному. У гармонического мажора от третей ступени строится как мажорное, так и минорное трезвучие.

Трезвучие можно расположить таким образом, при котором нижним звуком становится не первая ступень (она же тоника), а вторая или третья. Такое расположения звуков в трезвучии называют обращением трезвучия. В следующем примере трезвучие до-мажор — С и ля-мажор — А:

Из рисунка ниже видна аппликатурная взаимосвязь трезвучия и обращений трезвучия на грифе гитары: построение аппликатуры обращения — это перенос 3-ей либо 3-ей и 5-ой ступеней на октаву ниже по сравнению с основным трезвучием.

Вы можете запомнить аппликатуры для всех типов обращений, а можете держать в голове схему их построения от основных трезвучий: просто помните, что ступени 3 и 5 «вертятся» вокруг 1-ой и о полутоновом смещении на 1-ой и 2-ой струнах.

Обращения мажорного трезвучия:
Обращения минорного трезвучия:
Обращения уменьшенного трезвучия:
Обращения увеличенного трезвучия:
  • Приведем аппликатуры обращений для всех типов трезвучий:
  • Как видно из рисунка, аппликатуры трезвучий (и обращений), построенных от 5-ой, и 6-ой струн, одинаковы.
  • А теперь посмотрим, как выглядят обращения трезвучий на 6-и струнах:
Мажорное трезвучие:
Минорное трезвучие:
Увеличенное трезвучие:
Уменьшенное трезвучие:

Играть трезвучия по выше приведенным схемам не всегда удобно с точки зрения аппликатуры. На практике часто используют смещенные схемы. Один из приемов — это игра в рамках октавной позиции. Рассмотрим, как можно заполнить обращениями трезвучий каждую октавную позицию.

Октавная позиция Ep:

Октавная позиция Dp:

Октавная позиция Cp:

Октавная позиция Ap:

Октавная позиция Gp:

Кроме того, смещать аппликатуры можно и не задерживаясь в рамках одной октавной позиции. Один из примеров мажорного трезвучия:

Играйте арпеджио трезвучий — это отличное упражнение для развития слуха. А некоторые упражнения Вы найдете в разделе Упражнения — Игра гамм трезвучиями.

Строим мажорные и минорные трезвучия на пианино

Как показывает опыт, для многих начинающих пианистов особую сложность представляет построение каких-либо аккордов, основные из которых – трезвучия. А ведь именно на трезвучиях строится аккомпанемент к любой композиции. Вот и расскажу я вам как строить минорные и мажорные трезвучия

Но сначала про интервалы

Есть такое понятие – интервал, буквально означающее «расстояние» или «промежуток». Ну да, вспомните на автобусных остановках «Интервал движения 5 минут».

Вот в музыке под словом «интервал» тоже подразумевается расстояние от одного звука до другого. Простых интервалов – 8.

Я не буду сейчас затрагивать все и углубляться в дебри теории музыки, а расскажу только про те, которые нам нужны для построения наших трезвучий.

Итак, нам нужны терции, интервал, включающий в себя три ступени. А если сказать проще – терция – это нотка через одну. Помните звукоряд?

до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до…… и т. д.

Так вот, чтобы построить терцию от любой ноты, надо «прыгнуть» через одну. К примеру, берем ноту «до», терция от нее будет «до – ми», или «до – ля», если строим интервал вниз. От любой другой ноты – «ре-фа», «ми – соль», «фа-ля» и т. д. В нотах это выглядит так:

Так выглядят терции на белых клавишах в скрипичном и басовом ключах

Пока просто, не так ли? Но вот в чем оказия – есть еще черные клавиши, и они тоже участвуют в построении интервалов и аккордов. Называются диезами или бемолями. Ниже две терции от ноты «до»

Большая терция от ноты ДО Малая терция от ноты ДО

Обратите внимание – оба интервала называются терциями, потому что оба содержат три ступени (до, ре, ми или ноты через одну – до-ми), а различаются они только знаком. Большая терция – «до-ми», а малая – «до-ми бемоль».

Поиграйте их на пианино, послушайте и попытайтесь найти отличия в звучании. А чтобы отличить визуально, посчитайте внутри клавиши – и черные и белые. Внутри большой терции вмещаются три клавиши. Не верите? На рисунок посмотрите внимательно.

А внутри малой терции – две.

Для примера дам вам еще пару терций.

Малая терция от МИ вверх Большая терция от МИ вверх

Вот и все отличие большой и малой терции. В музыкальных школах учат считать полутона – большая терция содержит 2 тона, а малая – полтора. Как показывает многолетний опыт, куда проще посчитать клавиши внутри и определить, какая эта терция.

Итак, чтобы построить терцию, надо:

  • найти ноты через одну;
  • посчитать внутри клавиши и определить, какая терция у нас получилась;
  • если получилась не та, то исправляем ее – или расширяем, переползая на соседнюю клавишу выше, или сужаем, соответственно, переползаем на клавишу ниже.

Когда вы научитесь строить терции, вам не составит труда построить любое трезвучие. Почему? А потому, что трезвучие состоит из двух терций.

Строим мажорное трезвучие

Мажорное трезвучие строится по формуле – сначала большая терция, а затем – малая.

Мажорное трезвучие от ноты ДО

Для примера возьмем трезвучие от ноты до и начинаем его изучать. Сначала от до построили терцию «До-ми», посчитали внутри клавиши, их три (до диез, ре, ре диез), значит терция большая.

Но «до-ми» – еще не трезвучие, теперь надо от ми построить малую терцию – «ми-соль». Посчитали внутри клавиши – их две (фа, фа диез).

То есть, трезвучие которое мы построили от ноты «до» является мажорным, потому что сначала была большая терция, а потом – малая.

Строим минорное трезвучие

Допустим нам надо построить от той же «до» минорное трезвучие. Чтобы вы долго не мучились, скажу сразу – крайние ноты трогать не будем, то есть «до» и «соль» оставляем на месте. А вот ноту «ми» надо изменить. Это будет выглядеть так.

Минорное трезвучие от ноты ДО

Давайте проанализируем. До – ми бемоль – терция малая, потому что внутри вмещаются две клавиши (до диез, ре). А ми бемоль – соль – терция большая, потому что внутри три клавиши (ми, фа, фа диез).

Поиграйте оба трезвучия – и мажорное и минорное, чтобы вы умели их отличать на слух. Ну а в видео уроке я расскажу то, что вы сейчас прочитали – как строить большие и малые терции и мажорные и минорные трезвучия. Ведь это – основа любого аккомпанемента.

(6

Обр трезвуч

Обращения трезвучия – это аккорды, состоящие из нот с теми же названиями, что у исходного трезвучия, но но в басу у которых находится не основной тон, а терцовый или квинтовый.

Это определение кажется сложным, но всё окажется гораздо проще, если обратиться к примерам. Возьмем мажорное трезвучие, построенное от ноты Ре.

Перенесём основной тон на октаву выше. Он окажется сверху, а внизу будет терцовый. При этом названия нот останутся те же самые. Так строится первое обращение трезвучия, которое называется секстаккорд.

Третье обращение трезвучия называется квартсекстаккорд. Оно образуется, если переместить ноты трезвучия таким образом, чтобы внизу оказался квинтовый тон.

— У трезвучия внизу основной тон. Трезвучие обозначается с помощью маленьких букв 5 и 3 (Б53, М53, Ум53 и Ув53). В простейшем виде оно состоит из двух терций.

— У секстаккорда внизу терцовый тон. Секстаккорд обозначается маленькой цифрой 6 (Б6, М6, Ум6 и Ув6). В простейшем виде внизу у него терция, а наверху – кварта.

— У квартсекстаккорда в басу квинтовый тон. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 6 и 4 (Б64, М64, Ум64, Ув64). В простейшем виде и него внизу кварта, а наверху – терция.

С обращениями трезвучия хорошо знакомы те, кто играет на музыкальном инструменте обычные упражнения: арпеджио и аккорды.

​​Упражнения из «Школы игры на фортепиано» под редакцией А. Николаева. После гаммы идут аккорды, которые представляют собой не что иное, как тоническое трезвучие с обращениями.

Отличить трезвучие и его обращения друг от друга на слух – непростая задача. Чтобы более успешно делать это, попробуйте найти подобрать свой мысленный образ для каждого из аккордов. К примеру, это могут быть дом, растущее рядом дерево и воздушный шар в небе над ними.

  • Квартсекстаккорд создает ощущение полета. Он парит в
  • небе, как воздушный шар.
  • Секстаккорд – стройный, как дерево. Он тянется вверх,
  • к небу.
  • Трезвучие – спокойное и надежное, как дом.
  • Если эти сравнения Вам не помогают, придумайте свои.
  • Примеры звучания мажорного и минорного трезвучий с их обращениями также можно послушать здесь.
  • Это нужно знать твердо
  • Первое, что нужно выучить по данной теме, это ступени, на которых строятся обращения главных трезвучий:
  • — Тоническое трезвучие T53 строится на первой ступени;
  • — Тонический секстаккорд T6 – на третьей;
  • — Тонический квартсекстаккорд T64 – на пятой;
  • — Субдоминантовое трезвучие S53 строится на четвертой ступени;
  • — Субдоминантовый секстаккорд S6 – на шестой;
  • — Субдоминантовый квартсекстаккорд S64 – на первой;
  • — Доминантовое трезвучие D53 строится на пятой ступени;
  • — Доминантовый секстаккорд D6 – на седьмой;
  • — Доминантовый квартсекстаккорд D64 – на второй.
  • ​​Расположение главных трезвучий и их обращений на ступенях мажора и минора.

Во вторых, необходимо знать строение трезвучия и его обращений (из каких интервалов они состоят). В первую очередь это касается мажорных и минорных аккордов. Что касается обращений уменьшенного и увеличенного трезвучий, то их строение должны знать старшеклассники.

​​Схема строения трезвучий с обращениями.

Для старшеклассников и родителей

Выше трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд рассматривались в своем простейшем виде. Однако, существует и много других вариантов построения этих аккордов. Один и тот же аккордовый тон может браться одновременно в разных октавах, тоны могут чередоваться в различном порядке.

​​Варианты мажорных секстаккордов от ноты Фа-диез. Все они представляют собой различные комбинации трех тонов: Ре, Фа-диез и Ля. При этом, внизу всегда звук Фа-диез (терцовый тон).

  1. Строить такие аккорды учатся студенты музыкальных училищ с курсе гармонии. При это важно соблюдать следующие принципы:
  2. — В состав аккорда входят звуки только с теми названиями, которые присутствуют и в простейшем виде
  3. — В басу у трезвучия – основной тон, в басу у секстаккорда – терцовый тон, в басу у квартсекстаккорда – квинтовый тон.

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами, Музыкальный класс

Итак, сегодня мы будем разбираться, как построить трезвучие на нотной бумаге или за инструментом. Но для начала, немножко повторим, что такое есть это самое трезвучие в музыке? С детства, со времён учёбы в музыкальной школе мне запомнился такой стих: «Трёх звуков некое созвучие и есть прекрасное трезвучие».

В любом учебнике сольфеджио или гармонии объяснение музыкального термина «трезвучие» будет следующим: аккорд, который состоит из трёх звуков, расположенных по терциям. Но чтобы полностью разобраться в этом определении, надо знать, что такое аккорд и терция.

Аккордом называется согласие нескольких музыкальных звуков (не меньше трёх), а терция – это такой интервал (то есть расстояние) между этими самыми звуками, равное трём ступенькам («терция» с латинского языка переводится как «три»). И всё-таки, ключевым моментом в определении слова «трезвучие» является слово «три» – именно три (не два и не четыре) звука, расположенных определённым образом (на расстоянии трёх ступеней). Так что прошу это запомнить!

Человеку, который занимается музыкой профессионально, не составит труда построить трезвучие в считанные доли секунд.

Но нельзя забывать, что есть музыканты-любители или те, кому просто лень читать бесконечные тексты о музыкальной теории. Поэтому включаем логику: «тре» — три, «звучие» — звук, звучание.

Дальше надо выстроить звуки по терциям. Ничего страшного, если поначалу это слово наводит страх, и, кажется, что ничего не получится.

Рассмотрим вариант построения на фортепиано на белых клавишах (черные клавиши пока не замечаем). Нажимаем любую белую клавишу, затем отсчитываем от неё «один-два-три» вверх или вниз, – и, таким образом, находи вторую ноту этого аккорда из трёх, и от любой из этих двух точно так же находим третью ноту (считаем – раз, два, три и всё). Смотрите, как это будет выглядеть на клавиатуре:

Видите, мы отметили (то есть нажали) три белые клавиши, они располагаются через одну.

Легко запомнить, правда? Легко сыграть от любой ноты и легко сразу увидеть на клавиатуре – три ноты через одну клавишу одна от другой! Если посчитать эти клавиши по порядку, то окажется, что каждая более высокая или более низкая нота являются третьей по своему порядковому номеру по отношению к соседней – это есть принцип расположения по терциям. А всего этот аккорд охватывает пять клавиш, из которых мы нажали 1-ю, 3-ю и 5-ю. Вот так!

На данном этапе неважно звучание аккорда, главное, что вам удалось преодолеть трудность, и вопроса, как построить трезвучие, возникать больше не будет. Вы его уже построили! Другое дело, что за трезвучие у вас получилось – ведь они разные бывают (их четыре вида).

Строить трезвучия, сразу записывая их нотами, не сложнее, чем на фортепиано. Тут вообще всё до смешного просто – нужно просто нарисовать на нотном стане… снеговика! Вот такого:

Это и есть трезвучие! Представляете? Вот такой вот ровненький «снеговик» из нот.

Нот в каждом «снеговике» – три и они как расположены? Или все три на линейках, или все три между линейками – соприкасаются друг с другом.

Точно также – легко запомнить, легко построить и легко узнать, если увидите нечто подобное в нотах. Плюс к тому же, уже и знаете, как это играется – три ноты через одну клавишу.

Хочешь, не хочешь, а здесь надо прибегнуть к музыкальной терминологии. Кто не разбирается, необходимо будет почитать специальную литературу, и попытаться усвоить азы. Начать можно даже хотя бы с учебника по нотной грамоте, который бесплатно отдаётся каждому желающему в подарок от нашего сайта – достаточно оставить свои данные в формочке наверху страницы, и мы сами пришлём вам этот подарок!

Итак, виды трезвучий – разберёмся и с этим! Трезвучия бывают четырех типов: большое, малое, увеличенное и уменьшённое. Большое трезвучие нередко называют мажорным трезвучием, ну а малое, соответственно, минорным. Кстати, эти мажорные и минорные трезвучия в виде подсказок для фортепиано у нас собраны в одном месте – это здесь. Посмотрите, вдруг пригодится.

Эти четыре вида различаются, конечно же, не только лишь одними названиями. Всё дело тут в терциях, которые составляют эти трезвучия. Терции бывают большими и малыми. Нет-нет, и в большой терции и в малой равное количество ступеней – три штучки.

Различаются они не количеством охватываемых ступенек, а количеством тонов. А это что ещё такое? – спросите вы.

Тоны и полутоны – это тоже единица измерения расстояния между звуками, но только более точная, чем ступени (с учётом чёрных клавиш, которые раннее мы договорились не принимать во внимание).

Так вот, в большой терции – два тона, а в малой всего полтора. Давайте снова обратимся к клавишам фортепиано: есть клавиши чёрные, есть белые – вы видите два ряда.

Если эти два ряда соединить в один и играть пальчиками все клавиши подряд (и чёрные, и белые), то между каждой соседней клавишей будет расстояние, равное половине тона или полутона.

Значит, два таких расстояния – это два полутона, половина плюс половина равно целое. Два полутона – это один тон.

Теперь внимание! В терции малой у нас полтора тона – то есть три полутона, чтобы получить три полутона, нам нужно переместиться по клавиатуре подряд на четыре клавиши (например, с до на ми-бемоль). В терции большой тонов уже два, соответственно, шагать нужно не на четыре, а на пять клавиш (например, от ноты до на ноту ми чистую).

Так вот, из этих двух терций комбинируются четыре вида трезвучий. В большом или мажорном трезвучии сначала идёт большая терция, а затем малая. В малом или минорном трезвучии – всё наоборот: сначала малая, потом большая. В увеличенном трезвучии – обе терции большие, а в уменьшённом, легко догадаться, – обе малые.

Ну вот, собственно, и всё! Вы теперь, наверное, лучше меня знаете, как построить трезвучие. Скорость постройки будет зависеть от вашей тренировки. Опытные музыканты – даже по этому поводу не парятся, они представляют любое трезвучие мгновенно, начинающие музыканты – иногда чего-то химичат, но это нормально! Удачи всем!

Источник

Читайте также:  Андрюха с севера гитара кому за 50
Оцените статью