Мажорный тетрахорд от ноты ре

Мажорный тетрахорд от ноты ре

Музыкальный класс запись закреплена

ЧТО ТАКОЕ ТЕТРАХОРД?

ТЕТРАХОРД — с греческого — четырёхструнник (тетра — четыре, хорд — струна) — звукоряд из четырёх музыкальных ступеней.

Любую гамму можно поделить на две равные части — два тетрахорда: нижний (I, II, III и IV ступени) и верхний (V, VI, VII и I ступени).

Например, гамма ля мажор: первый (нижний) тетрахорд — это звуки ля, си, до-диез и ре; второй (верхний) тетрахорд — ми, фа-диез, соль-диез и ля.

КАК ПЕТЬ ГАММУ ТЕТРАХОРДАМИ?

Это очень просто!)) Поём гамму как обычно, просто переносим звуки верхнего тетрахорда на октаву вниз.

Например, гамма соль мажор: соль, ля, си и до (начинаем петь в первой октаве и движемся вверх); ре, ми, фа-диез и соль (поём октавой ниже — то есть вместо того чтобы продолжать петь во второй октаве, поём в первой).

ЗАЧЕМ ДЕЛИТЬ ГАММУ НА ТЕТРАХОРДЫ?

Тут тоже всё просто! Это делается для удобства пения — высокие ноты, которые встречаются в верхнем тетрахорде гаммы переносятся вниз и становятся доступными любому голосу.

Источник

Что такое тетрахорд в музыке? Как петь гамму тетрахордом?

Тетрахорд – это греческое слово. Оно сложено из двух корней: «тетра» в переводе значит «четыре» , «хорд»«струна» . Если осмыслить эти два корня в единой связи, то получается, что тетрахорд – это четыре струны или четырёхструнный музыкальный инструмент. Знаете ли вы какие-нибудь четырёхструнные инструменты? Наверное, в ответ на этот вопрос вы вспоминаете скрипку, виолончель, кто-то вспоминает бас-гитару.

Вторую часть слова – «хорд» – можно и по-другому терминологически адаптировать. Мы можем заменить «струну» ступенью, и тогда тетрахорд для нас будет представлять собой ряд звуков из четырёх музыкальных ступеней . Это определение для тех, кто ходит на уроки сольфеджио будет более понятным, родным и актуальным. Давайте озвучим ещё раз.

Итак, тетрахорд – звукоряд из четырёх ступеней, которые идут подряд один за другим , и которые можно сыграть или спеть вверх или вниз. Приведу примеры: до, ре, ми, фа – тетрахорд, и ля, си, до, ре – тоже тетрахорд, или ля, соль, фа, ми – ещё один тетрахорд. Придумайте для закрепления ещё парочку примеров сами.

Практическое применение знаний о тетрахордах

Для чего тетрахорды были нужны древним грекам? Они складывали из них лады. Для чего тетрахорды понадобятся нам с вами? Как это ни удивительно, но понадобятся они нам для пения гамм.

Как петь гамму тетрахордом?

Любую гамму можно разделить на два тетрахорда: нижний и верхний . Нижний тетрахорд составляют первые четыре ступени гаммы – I, II, III, и IV, а верхний – оставшиеся последующие четыре ступени – V, VI, VII и I наверху (повторение тоники).

На рисунке гамма соль мажор поделена на тетрахорды. Нижний тетрахорд здесь составляют звуки соль, ля, си и до; верхний тетрахорд – ре, ми, фа-диез и соль. Сами тетрахорды обозначены квадратными скобочками:

Теперь по поводу того, как всё это дело поётся, и зачем это нужно. Дело в том, что в гаммах высоких тональностей – таких, как соль мажор или ля мажор, появляются ноты из второй октавы, которые нам петь неудобно. Это нормально – мы же не колоратурные сопраны, у большинства из нас, особенно в начале обучения музыке, небольшой диапазон.

Вот как раз в таких случаях очень выручает умение делить гамму на тетрахорды. Нижний тетрахорд мы можем спеть там, где он написан, не напрягая при этом своего голоса, а высокие звуки из верхнего тетрахорда мы просто спускаем на октаву вниз. Вот как это будет выглядеть:

Поиграйте этот пример на пианино, хотя бы на виртуальном. Правда, звучит забавно? Вот так же и надо петь гамму! Минорные гаммы тоже можно делить на тетрахорды. В качестве примера возьмём фа минор в гармоническом виде:

А теперь, давайте я вам пожелаю счастья и отпущу заниматься своими делами. Про тетрахорды вам, как начинающим сольфеджистам, то, что я рассказал здесь, знать достаточно. Приятного «музыколюбия»!

Источник

Тетрахорд — Tetrachord

В теории музыки , тетрахорд ( греческий : τετράχορδoν , Latin : tetrachordum ) представляет собой серию из четырех нот , разделенные трех интервалов . В традиционной теории музыки тетрахорд всегда охватывает интервал идеальной четверти , соотношение частот 4: 3 (около 498 центов ), но в современном использовании это означает любой четырехниточный сегмент гаммы или ряда тонов , не обязательно связанный к конкретной системе настройки.

Содержание

История

Название происходит от тетра (от греч. — « четверка чего-то») и аккорда (от греч. Chordon — «струна» или «нота»). В древнегреческой теории музыки тетрахорд означал сегмент большей и меньшей совершенной системы, ограниченный неподвижными нотами ( греч . Ἑστῶτες ); ноты между ними были подвижными ( греч . κινούμενοι ). Буквально это означает четыре струны , первоначально по отношению к подобным арфе инструментам, таким как лира или китара, с неявным пониманием того, что четыре струны производят смежные (то есть соединенные) ноты.

Современная музыкальная теория использует октаву в качестве основной единицы для определения настройки, тогда как древние греки использовали тетрахорд. Древнегреческие теоретики признали октаву фундаментальным интервалом, но считали, что она построена из двух тетрахордов и целого тона .

Теория древнегреческой музыки

Теория древнегреческой музыки различает три рода (единственное число: род ) тетрахордов. Для этих родов характерен самый большой из трех интервалов тетрахорда:

Диатонический Диатонический тетрахорд имеет характерный интервал, который меньше или равен половине общего интервала тетрахорда (или приблизительно 249 центов ). Этот характерный интервал обычно немного меньше (примерно 200 центов), превращаясь в цельный тон . Классически диатонический тетрахорд состоит из двух интервалов тона и одного полутона , например A – G – F – E. Хроматический Хроматический тетрахорд имеет характерный интервал, который больше, чем примерно половина общего интервала тетрахорда, но не такой большой, как четыре пятых интервала (примерно между 249 и 398 центами). Классически характерный интервал составляет меньшую треть (приблизительно 300 центов), а два меньших интервала равны полутонам, например A – G ♭ –F – E. Энгармонический

Какие бы ни была настройка тетрахорда, его четыре градуса названы, в порядке возрастания, hypate , parhypate , lichanos (или hypermese ), и месье , а для второго тетрахорда в построении системы, paramese , пошлый , paranete и нет . Hypate и месье , а paramese и нет являются фиксированными, и кварта друга от друга, в то время как положение parhypate и lichanos , или ТРИТЭ и paranete , является подвижным.

Поскольку три рода просто представляют собой диапазоны возможных интервалов в тетрахорде, были указаны различные оттенки ( chroai ) с определенными настройками. Как только род и оттенок тетрахорда определены, их расположение может дать три основных типа гамм, в зависимости от того, какая нота тетрахорда берется как первая нота гаммы. Сами тетрахорды остаются независимыми от производимых ими гамм, и греческие теоретики никогда не называли их в честь этих гамм.

Дорианская шкала Первая нота тетрахорда также является первой нотой гаммы: Диатонический: E – D – C – B A – G – F – E Хроматический: E – D ♭ –C – B A – G ♭ –F – E Энгармонический: E – D –C –B A – G –F –E Фригийская шкала Вторая нота тетрахорда (в порядке убывания) является первой в гамме: Диатонический: D – C – B A – G – F – E D Хроматический: D ♭ –C – B A – G ♭ –F – E D ♭ Энгармонический: D –C –B A – G –F –E D Лидийская шкала Третья нота тетрахорда (в порядке убывания) — первая в гамме: Диатонический: C – B A – G – F – E D – C Хроматический: C – B A – G ♭ –F – E D ♭ –C Энгармонический: C –B A – G –F –E D –C

Во всех случаях крайние ноты тетрахордов, E — B и A — E, остаются фиксированными, в то время как ноты между ними различаются в зависимости от рода.

Пифагорейские настройки

Вот традиционные пифагорейские строи диатонических и хроматических тетрахордов:

Вот типичный пифагорейский строй энгармонического рода, приписываемый Архиту :

Количество струн на классической лире менялось в разные эпохи и, возможно, в разных местах — четыре, семь и десять были любимыми числами. Более крупные шкалы построены из соединенных или разъединенных тетрахордов. Конъюнктивные тетрахорды разделяют ноту, в то время как дизъюнктивные тетрахорды разделены дизъюнктивным тоном 9/8 (мажорная секунда Пифагора). Чередующиеся конъюнктивные и разъединенные тетрахорды образуют шкалу, которая повторяется в октавах (как в знакомой диатонической шкале , созданной таким образом из диатонического рода), но это было не единственное расположение.

Греки анализировали роды, используя различные термины, включая диатонический, энгармонический и хроматический. Весы состоят из соединенных или разъединенных тетрахордов.

Дидимос хроматический тетрахорд 4: 3 (6: 5) 10: 9 (25:24) 16:15 (16:15) 1: 1 Играть ( помощь · информация )
Хроматический тетрахорд Эратосфена 4: 3 (6: 5) 10: 9 (19:18) 20:19 (20:19) 1: 1 Играть ( помощь · информация )
Птолемей мягкий хроматический 4: 3 (6: 5) 10: 9 (15:14) 28:27 (28:27) 1: 1 Играть ( помощь · информация )
Птолемей интенсивный хроматический 4: 3 (7: 6) 8: 7 (12:11) 22:21 (22:21) 1: 1 Играть ( помощь · информация )
Archytas enharmonic 4: 3 (5: 4) 9: 7 (36:35) 28:27 (28:27) 1: 1 Играть ( помощь · информация )

Это неполная таблица суперчастичных делений Чалмерса после Хофмана.

Вариации

Романтическая эпоха

Тетрахорды, основанные на настройке одинакового темперамента, использовались для объяснения общих гептатонических гамм . Учитывая следующий словарь тетрахордов (цифры указывают количество полутонов в последовательных интервалах тетрахорда с добавлением пяти):

Тетрахорд Полушаговая струна
Основной 2 2 1
Незначительный 2 1 2
Гармонический 1 3 1
Верхний минор 1 2 2

следующие гаммы могут быть получены путем соединения двух тетрахордов с целым шагом (2) между:

Компонентные тетрахорды Полушаговая струна Результирующий масштаб
Major + Major 2 2 1: 2: 2 2 1 Диатонический мажор
Минор + Верхний минор 2 1 2: 2: 1 2 2 Натуральный минор
Мажор + гармоника 2 2 1: 2: 1 3 1 Гармонический мажор
Минор + Гармоника 2 1 2: 2: 1 3 1 Гармонический минор
Гармоника + Гармоника 1 3 1: 2: 1 3 1 Двойная гармоническая гамма или цыганский мажор
Мажор + Верхний минор 2 2 1: 2: 1 2 2 Мелодический мажор
Минор + Майор 2 1 2: 2: 2 2 1 Мелодический минор
Верхний минор + гармоника 1 2 2: 2: 1 3 1 Неаполитанский минор

Все эти гаммы образованы двумя полностью разделенными тетрахордами: в отличие от греческой и средневековой теории, тетрахорды здесь меняются от шкалы к шкале (т. Е. Мажорный тетрахорд C – D – E – F, ре мажорный D – E –F ♯ –G, до минор C – D – E ♭ –F и др.). Теоретики древнегреческой музыки XIX века полагали, что то же самое было и в античности, и полагали, что существовали дорийские, фригийские или лидийские тетрахорды. Это заблуждение было разоблачено в диссертации Отто Гомбози (1939).

Анализ 20 века

Теоретики конца 20-го века часто используют термин «тетрахорд» для описания любого набора из четырех нот при анализе музыки различных стилей и исторических периодов. Выражение «хроматический тетрахорд» может использоваться в двух разных смыслах: для описания особого случая, состоящего из четырех нотного сегмента хроматической гаммы, или, в более исторически ориентированном контексте, для обозначения шести хроматических нот, используемых для заполнения интервал идеальной четверти, обычно встречающийся в нисходящих басовых партиях. Его также можно использовать для описания наборов из менее чем четырех нот, когда он используется в виде гаммы, чтобы охватить интервал в одну четвертую.

Атональное использование

Аллен Форте иногда использует термин тетрахорд для обозначения того, что он в другом месте называет тетрадой или просто «набором из 4 элементов» — набором любых четырех высот или классов высоты звука . В теории двенадцати тонов этот термин может иметь особое значение любых последовательных четырех нот двенадцатитонного ряда.

Незападные весы

Тетрахорды, основанные на настройке с одинаковым темпом, также использовались для приближения общих гептатонических гамм, используемых в индийской, венгерской, арабской и греческой музыке. Западные теоретики XIX и XX веков, убежденные в том, что любая гамма должна состоять из двух тетрахордов и одного тона, описали различные комбинации, которые, как предполагается, соответствовали множеству экзотических гамм. Например, следующие диатонические интервалы в один, два или три полутона, всегда в сумме пять полутонов, образуют 36 комбинаций при соединении целым шагом :

Нижние тетрахорды Верхние тетрахорды
3 1 1 3 1 1
2 2 1 2 2 1
1 3 1 1 3 1
2 1 2 2 1 2
1 2 2 1 2 2
1 1 3 1 1 3

Индийская тетрахордовая система

Говорят , что тетрахорды, разделенные полушагом , также особенно часто встречаются в индийской музыке. В этом случае нижний «тетрахорд» насчитывает шесть полутонов (тритон). Следующие элементы образуют 36 комбинаций при соединении полушагом. Эти 36 комбинаций вместе с 36 комбинациями, описанными выше, создают так называемые «72 карнатические моды».

Нижние тетрахорды Верхние тетрахорды
3 2 1 3 1 1
3 1 2 2 2 1
2 2 2 1 3 1
1 3 2 2 1 2
2 1 3 1 2 2
1 2 3 1 1 3

Персидский

Персидская музыка делит интервал на четверть иначе, чем греческая. Например, Аль-Фараби описывает четыре жанра подразделения четвертого:

  • Первый жанр, соответствующий греческой диатонике, состоит из тона, тона и полутона, как G – A – B – C.
  • Второй жанр состоит из тона, трех четвертных и трех четвертных тонов, как G – A – B –C.
  • В третьем жанре есть тон, четверть, три четверти и полутон, как G – A –B – C.
  • Четвертый жанр, соответствующий греческой хроматике, имеет полутон, полутон и полутон, как G – A ♯ –B – C.

Он продолжает четыре других возможных жанра, «разделяя тон на четверти, восьмые, трети, половину трети, четверть трети и комбинируя их различными способами». Позже он представляет возможные положения ладов на лютне, создавая десять интервалов, делящих четверть интервала между струнами:

Соотношение: 1/1 256/243 18/17 162/149 54/49 9/8 32/27 81/68 27/22 81/64 4/3
Название заметки: C C ♯ C ♯ C C D E ♭ E ♭ E E F
Центов: 0 90 99 145 168 204 294 303 355 408 498

Если учесть, что интервал четверти между струнами лютни ( уд ) соответствует тетрахорду, и что в октаве есть два тетрахорда и мажорный тон , то получится 25-тональная шкала. Более подробное описание (где османский, персидский и арабский языки пересекаются) деления шкалы — это 24 четвертных тона (см. Также арабский макам ). Следует отметить, что аль-Фараби, среди других исламских трактатов, также содержал дополнительные схемы разделения, а также давал представление о греческой системе, поскольку часто включались доктрины Аристоксена.

Композиционные формы

Тетрахорд, принципиально неполный фрагмент, является основой двух композиционных форм, построенных на повторении этого фрагмента: жалобы и ектении.

Нисходящий тетрахорд от тоники к доминанте, обычно в миноре (например, A – G – F – E ля минор), использовался с эпохи Возрождения для обозначения причитания. Хорошо известны случаи включают Ostinato бас арии Дидоны Когда я лежал в земле в Генри Перселла «s Дидона и Эней , в Crucifixus в Иоганн Себастьян Бах » Массе s си минор, BWV 232, или tollis Qui в Моцарта «с Месса до минор, KV 427 и т. Д. Этот тетрахорд, известный как lamento («жалоба», «плач»), используется до сих пор. Вариант формы, полный хроматический спуск (например, A – G ♯ –G – F ♯ –F – E ля минор), был известен как Passus duriusculus в барочном Фигурнлере .

Существует короткая свободная музыкальная форма эпохи романтизма , называемая жалобой или жалобой (фр.) Или плачем . Обычно это набор гармонических вариаций в гомофонической текстуре, где бас спускается через некоторый тетрахорд, возможно, тот, что описан в предыдущем абзаце, но обычно тот, который предполагает второстепенный режим . Этот тетрахорд, рассматриваемый как очень короткий основной бас , повторяется снова и снова на протяжении всей композиции.

Другая музыкальная форма того же периода — литания или литания (фр.), Или литания ( др.-англ. ). Это также набор гармонических вариаций в омофонической фактуре, но в отличие от плача, здесь тетрахордовый фрагмент — восходящий или нисходящий и, возможно, переупорядоченный — помещен в верхний голос в виде прелюдии к хоралу . Из-за чрезвычайной краткости темы и количества требуемых повторений, а также отсутствия привязки аккордовой прогрессии к тетрахорду в причитании, широта гармонической экскурсии в литании обычно заметна.

Источник

Читайте также:  The show must go on соло гитара
Оцените статью