Мазурка гречанинов ноты для фортепиано с названиями нот

П.И. Чайковский. «Мазурка из “Детского альбома”»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты пьесы П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом» под названием «Мазурка» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем прослушать данное произведение и посмотреть видео с примером его исполнения на фортепиано.

«Мазурка из “Детского альбома”»: скачать бесплатно ноты для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Петра Ильича Чайковского для фортепиано, гитары и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

Петр Ильич Чайковский — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний, 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы.

Источник

Книга: Гречанинов А. Т. «Мазурка»

Издательство: «Директ-Медиа» (2017)

Гречанинов А. Т.

Александр Тихонович Гречани́нов (13 (25) октября 1864, Калуга — 3 января 1956, Нью-Йорк) — русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. В стилистическом отношении – поздний продолжатель национальной почвенной эстетики «Могучей кучки».

Содержание

Краткая биография

Александр Гречанинов родился в Калуге, в купеческой семье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своей автобиографии, написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару. Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», была ектения.

( Александр Гречанинов, «Моя жизнь»)

В этой короткой начальной фразе из воспоминаний композитора в концентрированном виде заложена почти вся его будущая творческая жизнь. Только будучи уже молодым человеком семнадцати лет, в 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где проучился ещё девять лет. По классу фортепиано – у Николая Кашкина, по классу контрапункта – сначала у Лароша и Губерта, а затем – у Сергея Танеева, который, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя и известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека во время празднования 90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли «композитором знаменитой Колыбельной».

В 1890 году Гречанинов закончил педагогические курсы московской консерватории по классу Василия Сафонова, тогдашнего директора – и для продолжения обучения композиции – переехал в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения была значительно более развита. Он поступил в класс Римского-Корсакова, тогда наиболее влиятельного и авторитетного композитора и педагога. За три года учения у Гречанинова сложились ровные и доброжелательные отношения со своим профессором, но тёплого человеческого контакта не получилось и в число «любимых учеников» он также никогда не входил. Испытывая искреннее восхищение перед своим учителем, Гречанинов обижался на него за постоянную «холодность и дистанцию» и до конца жизни сожалел о несостоявшейся дружбе с маститым профессором. Пожалуй, это в конечном счёте и явилось одной из причин возвращения в Москву. Закончив в 1893 году Петербургскую Консерваторию по классу композиции Римского-Корсакова экзаменационной кантатой «Самсон», Гречанинов спустя ещё два года вернулся в Москву, где преподавал в музыкальной школе сестёр Гнесиных, а позднее руководил детским хором в частной школе Т.Л.Беркман.

Как один из верных учеников Римского-Корсакова и последователей традиционной русской школы (так называемой «Могучей кучки»), Гречанинов был замечен кружком лесопромышленника и мецената Беляева. Первые его опусы («Пять романсов» и струнный квартет g-dur) выходят в Лейпцигском издательстве Беляева, а квартет в 1894 году отмечается премией петербургского общества камерной музыки (тоже беляевского). В ранних сочинениях Гречанинова без труда обнаруживается влияние его учителя, Римского-Корсакова и Чайковского, сочинениями которого он был сильно увлечён с детства. Впрочем, в консерваторских кругах его недолюбливали. Профессора Московской консерватории сходились на том, что он не просто не слишком талантлив и «туговат» в музыке, но ещё у него и нет «никакого своего слова». Это отношение усугублялось также и свойствами характера: Гречанинов за себя стоял жёстко и неумолимо и постоянно вступал в споры в профессорами, чем всех раздражал. [1]

Самыми ортодоксально «кучкистскими» из произведений Гречанинова можно назвать первые две его симфонии и оперу «Добрыня Никитич», написанную примерно за шесть лет (1896-1902). Кроме главной былинной темы сюжета и стилистического склада этой оперы, типично почвенной и национальной, во время её написания Гречанинов активно занимался сбором песенного этнографического материала и советовался с наиболее влиятельными участниками «Могучей кучки». В результате опера получилась совершенно в русле балакиревской идеологии.

( Александр Гречанинов, «Моя жизнь»)

В результате опера встретила благосклонный приём у Римского-Корсакова, который похвалил добротную работу и написал Гречанинову, что «радуется на оперу и считает её хорошим вкладом в русскую оперную музыку». Поставленная в 1903 году, в Большом Театре, опера была встречена спокойно и не имела большого резонанса из-за своей слишком явной традиционности. По общему мнению, она опоздала появиться на сцене — лет на тридцать.

И он и достиг этого, он стал действительно одним из наиболее популярных и распространённых, любимых композиторов для среднего уровня музыкального понимания. Он писал удобно для голосов (певицы и певцы были в восторге). Он писал для хора. Это область, в которой в России вообще мало было сделано, тут был спрос вообще на композиции для вокального ансамбля. Он писал духовную музыку, в области которой русская музыка вообще не была очень продуктивна, наконец, он писал для детского мира, для которого вообще почти ничего не было сделано.

В итоге его популярность стала очень велика, и именно не среди музыкантов-профессионалов, не среди открывавших новые горизонты, а среди широких масс музыкальных людей, любящих музыку несложную, понятную и приятную, но не пошлую. Его популярность конкурировала с популярностью Чайковского, и многие певцы находили даже, что Гречанинов выше и «удобнее Чайковского», в чём была безусловно доля истины.

Интересуясь более всего народной песней и сопутствующим этнографическим материалом, Гречанинов собрал и обработал большое количество народных песен, в частности, русских, белорусских, татарских, башкирских и прочих. Долгие годы активно участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, а с 1903 года – стал заместителем её председателя. С 1910 года начал выступать в концертах, в основном аккомпанируя певцам, исполнявшим его собственные песни и романсы. [2] Однако, не вся творческая биография Гречанинова проходила одинаково гладко. Так, например, скандальную известность приобрела его вторая опера «Сестра Беатриса» (на сюжет Мориса Метерлинка), поставленная в 1912 в частной опере Зимина. Вскоре после успешной премьеры спектакль был осуждён и запрещён к исполнению духовной цензурой за неканоническое освещение библейских сюжетов. Формальным поводом запрета послужило — появление на сцене поющей пресвятой Девы Марии. Обратившись к творчеству Метерлинка, Гречанинов одновременно попытался хотя бы немного «модернизировать» и свой музыкальный язык, и образный строй, чтобы не выглядеть посреди эпохи всеобщего «декаданса» последним махровым ретроградом.

Среди московских музыкантов начала ХХ века Гречанинов занимал место умеренного традиционалиста, причём умеренность эта скорее была связана с природной общительностью и незлобивостью его характера, чем с настоящим стилем его музыки, которая на деле была значительно более ретроградна, чем её автор. Личное своё упорство или «упрямство», Гречанинов никогда не переносил на убеждения других музыкантов и тем более, композиторов, когда дело не касалось его самого или его творчества. Проще говоря, он был совершенно не агрессивен. Однако, вполне точная позиция и стилистические пристрастия Гречанинова среди противоборствующих музыкальных группировок ни у кого не вызывали особых сомнений, они были вполне определёнными и точными: [3]

Тем не менее, прохладное отношение к творчеству Скрябина и практически полное отсутствие личного контакта не помешало Гречанинову, как человеку глубоко православному, активно участвовать в панихиде и похоронах после скоропостижной кончины Скрябина весной 1915 года. [4]

Февральскую революцию Гречанинов принял с восторгом, характерным для большей части русской интеллигенции. Пожалуй, невозможно сказать об этом предмете ярче и нагляднее, чем это он сделал сам, спустя пятнадцать лет после описываемых событий:

( Гречанинов А.Т. «Моя жизнь». Нью-Йорк, 1954).

После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами. Однако, с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее и тяжелее среди беспорядочной и разрушенной революцией и гражданской войной республики.

— Россия — моя мать. Она теперь тяжко больна. Как могу я оставить в этот момент свою мать! Я никогда не оставлю её.

Через неделю я узнал, что он выехал за границу, начав хлопоты больше двух месяцев назад».

В 1925 году, будучи уже шестидесятилетним человеком, Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй эмигрировал в Европу. Там, более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в 1939 году – переехал в Нью-Йорк.

Подобно многим другим композиторам, эмигрировавшим из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и христианская направленность большей части его творчества. [5]

( Виктор Екимовский, «Автомонография»)

В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь», опубликованную в Париже, а спустя 20 лет – в Нью-Йорке (в переводе на английский язык).

Похоронен: Свято-Владимирское православное кладбище в Джексоне (Кассвилл), Нью-Джерси (США).

Музыкальный архив

Руке Александра Гречанинова принадлежат всего 59 опубликованных опусов, а также 8 сочинений без присвоенных им при публикации номеров и ещё 6 сочинений не изданных. Однако, трудно утверждать, что этот список — полный. В творческом наследии Гречанинова преобладает вокальная и хоровая музыка. Его стиль большей частью – гомофонный, лишённый сложной фактуры и контрапунктов. Он написал более ста романсов, десятки циклов хоров a cappella. Особенно можно отметить сборники и циклы его детских песен, по материалу и интонации чрезвычайно близких к народным, например, цикл из шести песен «Ай дуду» (1903 года), сборник из двадцати русских народных песен «Петушок» (1906 года) и цикл «Снежинки» (десять песен 1907 года). В этой части творчества Гречанинова нередко называют прямым продолжателем лядовских методов и традиций. Среди наиболее известных светских хоровых сочинений Гречанинова можно назвать «Траурный гимн», «Матушка Русь» (на стихи Некрасова) и хор «Памяти павших за свободу».

Немалое место среди произведений Гречанинова занимают также театральные произведения: оперы «Добрыня Никитич» (поставлена в Москве, в Большом Театре в 1903 году), «Сестра Беатриса» на сюжет Метерлинка (Москва, театр Зимина, 1912 год) и «Женитьба» (по Гоголю, поставлена в Париже, 1950). Последнюю оперу композитор написал, когда ему было уже за восемьдесят лет.

Гречанинов написал также несколько детских опер: «Ёлочкин сон» (1911), «Теремок» (1921), музыку к драматическим спектаклям А.К.Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (Москва, 1898) и «Смерть Иоанна Грозного» (1899), а также – к «Снегурочке» А.Н.Островского (1900). За всю жизнь Гречанинов написал 5 симфоний (1894-1937), «Элегию» памяти Чайковского, оставшуюся неизданной (1897), несколько других оркестровых сочинений, среди которых наиболее известна «Демественная литургия» для струнного оркестра, 4 квартета, ряд фортепианных пьес, а также выполнил множество обработок народных песен для камерного и хорового музицирования.

( Леонид Сабанеев, «Александр Тихонович Гречанинов — к 100-летию его рождения»)

Наибольшей известностью и в настоящее время пользуются духовные хоры Гречанинова, в которых он стремился совместить старинный стиль (знаменного) хорового пения с народной песенностью, (включая прямые фольклорные заимствования) и профессиональной академической культурой. Многие из гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику, особенно известна его восьмиголосная обработка «Волной морскою» и «Верую» собственного сочинения. Кроме того, Гречанинову принадлежат регулярно исполняемые две полные литургии, («Святого Иоанна Златоуста» 1897 года и «Всенощное бдение» 1902 года), а также «Страстная седьмица» и множество отдельных хоровых номеров, к числу самых известных из них принадлежит, пожалуй, короткая молитва «Достойно есть». [6]

Особого упоминания заслуживает тот факт, что в парижский период своей эмиграции Гречанинов, будучи уже очень пожилым человеком, сочинил несколько католических месс и мотетов, а во время нью-йоркской жизни – также и протестантские хоры с текстами на английском языке.

Источники

  1. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. — М.: Классика-XXI, 2005. — С. 86.
  2. под редакцией Г.В.Келдыша Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 149.
  3. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Скрябине. — Москва: Музыкальный сектор государственного издательства, 1924. — С. 75.
  4. Леонид Сабанеев. Воспоминания о России. «О Гречанинове».
  5. Екимовский Виктор Автомонография. — М.: Композитор, 1997. — С. 353.
  6. А.Гречанинов «Достойно есть». mp3.

Ссылки

Другие книги схожей тематики:

Гречанинов Александр Тихонович

Александр Гречанинов. Почтовая карточка (1900 годы)
Дата рождения
Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
А. Лядов Мазурка, ор. 38 А. Лядов, Мазурка, ор. 38, Ноты, Для фортепиано Тип издания: Ноты Инструменты: фортепиано Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1895 года — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее. 1895 459 бумажная книга
А. Лядов Мазурка, ор. 38 А. Лядов, Мазурка, ор. 38, Ноты, Для фортепиано Тип издания: Ноты Инструменты: фортепиано Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1895 года. В — @Музбука, @ @ @ @ Подробнее. 387 бумажная книга
Г. Форе Мазурка, Op. 32 Репринтное нотное издание «Mazurka, Op. 32» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные запатентованные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее. 1875 239 бумажная книга
А. Дворжак Мазурка, Op. 49 Репринтное нотное издание «Mazurek, Op. 49» . Жанры: Mazurkas; Dances; For violin, orchestra; Scores featuring the violin; Scores featuring the orchestra; For orchestra with soloists; For violin… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее. 1879 322 бумажная книга
С. Ляпунов Мазурка No. 8, Op. 36 Репринтное нотное издание Lyapunov, Sergey «Mazurka No. 8, Op. 36» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее. 1909 459 бумажная книга
С. Ляпунов Мазурка No. 7, Op. 31 Репринтное нотное издание Lyapunov, Sergey «Mazurka No. 7, Op. 31» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее. 2012 242 бумажная книга
С. Ляпунов Мазурка No. 6, Op. 24 Репринтное нотное издание Lyapunov, Sergey «Mazurka No. 6, Op. 24» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее. 2012 459 бумажная книга
С. Ляпунов Мазурка No. 5, Op. 21 Репринтное нотное издание Lyapunov, Sergey «Mazurka No. 5, Op. 21» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее. 1904 244 бумажная книга
С. Ляпунов Мазурка No. 4, Op. 19 Репринтное нотное издание Lyapunov, Sergey «Mazurka No. 4, Op. 19» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее. 2012 242 бумажная книга
С. Ляпунов Мазурка No. 3, Op. 17 Репринтное нотное издание Lyapunov, Sergey «Mazurka No. 3, Op. 17» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее. 2012 459 бумажная книга
С. Ляпунов Мазурка No. 2, Op. 9/2 Репринтное нотное издание Lyapunov, Sergey «Mazurka No. 2, Op. 9/2» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее. 1899 241 бумажная книга
С. Ляпунов Мазурка No. 1, Op. 9/1 Репринтное нотное издание Lyapunov, Sergey «Mazurka No. 1, Op. 9/1» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее. 2012 459 бумажная книга
А. Глазунов Мазурка, Op. 18 Репринтное нотное издание Glazunov, Aleksandr «Mazurka, Op. 18» . Жанры: Mazurkas; Dances; For orchestra; Scores featuring the orchestra. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее. 1888 478 бумажная книга
М. Балакирев Мазурка No. 7 Репринтное нотное издание Balakirev, Mily «Mazurka No. 7» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее. 1906 242 бумажная книга
М. Балакирев Мазурка No. 6 Репринтное нотное издание Balakirev, Mily «Mazurka No. 6» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее. 1902 242 бумажная книга

Другие книги по запросу «Мазурка» >>

См. также в других словарях:

МАЗУРКА — (польск. mazur, от Mazury жители польской провинции Мазовии). 1) национально польский танец. 2) сладкое печенье. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАЗУРКА 1) национальный польский танец; 2) польское… … Словарь иностранных слов русского языка

мазурка — и, ж. mazurka, masourka, masourque <пол. mazurek. Польский народный парный танец, стремительный и одновременно лиричный по характеру, образно передающий элементы кавалерийской езды; в 19 в. распространился во многих странах Европы как… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

мазурка — Польское песочное печенье с ореховыми или фруктовыми наполнителями. Традиционная мазурка сливовая или яблочная. Но современная мазурка делается чаще из апельсинов с лимонами и считается вкуснее. Вот ее рецепт. Тесто. 200 г масла, 100 г … Кулинарный словарь

МАЗУРКА — 1. МАЗУРКА1, мазурки, жен. (польск. mazurek). 1. Польская национальная пляска Мазуров с трехдольным тактом, а также салонный танец того же характера. || Музыка, под которую пляшут или танцуют мазурку. 2. Музыкальная пьеса в такте этого танца (муз … Толковый словарь Ушакова

МАЗУРКА — 1. МАЗУРКА1, мазурки, жен. (польск. mazurek). 1. Польская национальная пляска Мазуров с трехдольным тактом, а также салонный танец того же характера. || Музыка, под которую пляшут или танцуют мазурку. 2. Музыкальная пьеса в такте этого танца (муз … Толковый словарь Ушакова

МАЗУРКА — 1. МАЗУРКА1, мазурки, жен. (польск. mazurek). 1. Польская национальная пляска Мазуров с трехдольным тактом, а также салонный танец того же характера. || Музыка, под которую пляшут или танцуют мазурку. 2. Музыкальная пьеса в такте этого танца (муз … Толковый словарь Ушакова

мазурка — полька Словарь русских синонимов. мазурка сущ., кол во синонимов: 3 • мазур (2) • полька … Словарь синонимов

МАЗУРКА — (польское mazur, буквально житель Мазовии), польский народный танец (3 дольный). В 19 в. распространен в Европе как бальный танец; также инструментальная пьеса (Ф. Шопен, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.К. Лядов, А.Н. Скрябин, К. Шимановский) … Современная энциклопедия

МАЗУРКА — (польск. mazurek от названия жителей Мазовии мазуры), польский народный танец. В 19 в. стал бальным. Музыкальный размер 3/4 и 3/8 … Большой Энциклопедический словарь

МАЗУРКА — МАЗУРКА, и, жен. Польский народный, сценический и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. | прил. мазурочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Мазурка — польский танец; впервые появился в воеводстве Мазовии;называется тоже мазуре, мазурек. Танец скорый, в трехдольном размере;мелодия имеет акцент на третьей или второй четверти, пишетсяпреимущественно в двухколенном складе. М. получила… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Источник

Читайте также:  Ноты для пианино известных композиторов
Оцените статью