П.И. Чайковский. «Мазурка из “Детского альбома”»: ноты для фортепиано
На этой странице представлены ноты пьесы П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом» под названием «Мазурка» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем прослушать данное произведение и посмотреть видео с примером его исполнения на фортепиано.
«Мазурка из “Детского альбома”»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Петра Ильича Чайковского для фортепиано, гитары и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.
Петр Ильич Чайковский — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний, 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы.
Источник
Книга: Гречанинов А. Т. «Мазурка»
Издательство: «Директ-Медиа» (2017)
Гречанинов А. Т.
Гречанинов Александр Тихонович
Александр Гречанинов. Почтовая карточка (1900 годы)
Дата рождения
Александр Тихонович Гречани́нов (13 (25) октября 1864, Калуга — 3 января 1956, Нью-Йорк) — русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. В стилистическом отношении – поздний продолжатель национальной почвенной эстетики «Могучей кучки».
Содержание
Краткая биография
Александр Гречанинов родился в Калуге, в купеческой семье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своей автобиографии, написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару. Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», была ектения.
— ( Александр Гречанинов, «Моя жизнь»)
В этой короткой начальной фразе из воспоминаний композитора в концентрированном виде заложена почти вся его будущая творческая жизнь. Только будучи уже молодым человеком семнадцати лет, в 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где проучился ещё девять лет. По классу фортепиано – у Николая Кашкина, по классу контрапункта – сначала у Лароша и Губерта, а затем – у Сергея Танеева, который, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя и известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека во время празднования 90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли «композитором знаменитой Колыбельной».
В 1890 году Гречанинов закончил педагогические курсы московской консерватории по классу Василия Сафонова, тогдашнего директора – и для продолжения обучения композиции – переехал в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения была значительно более развита. Он поступил в класс Римского-Корсакова, тогда наиболее влиятельного и авторитетного композитора и педагога. За три года учения у Гречанинова сложились ровные и доброжелательные отношения со своим профессором, но тёплого человеческого контакта не получилось и в число «любимых учеников» он также никогда не входил. Испытывая искреннее восхищение перед своим учителем, Гречанинов обижался на него за постоянную «холодность и дистанцию» и до конца жизни сожалел о несостоявшейся дружбе с маститым профессором. Пожалуй, это в конечном счёте и явилось одной из причин возвращения в Москву. Закончив в 1893 году Петербургскую Консерваторию по классу композиции Римского-Корсакова экзаменационной кантатой «Самсон», Гречанинов спустя ещё два года вернулся в Москву, где преподавал в музыкальной школе сестёр Гнесиных, а позднее руководил детским хором в частной школе Т.Л.Беркман.
Как один из верных учеников Римского-Корсакова и последователей традиционной русской школы (так называемой «Могучей кучки»), Гречанинов был замечен кружком лесопромышленника и мецената Беляева. Первые его опусы («Пять романсов» и струнный квартет g-dur) выходят в Лейпцигском издательстве Беляева, а квартет в 1894 году отмечается премией петербургского общества камерной музыки (тоже беляевского). В ранних сочинениях Гречанинова без труда обнаруживается влияние его учителя, Римского-Корсакова и Чайковского, сочинениями которого он был сильно увлечён с детства. Впрочем, в консерваторских кругах его недолюбливали. Профессора Московской консерватории сходились на том, что он не просто не слишком талантлив и «туговат» в музыке, но ещё у него и нет «никакого своего слова». Это отношение усугублялось также и свойствами характера: Гречанинов за себя стоял жёстко и неумолимо и постоянно вступал в споры в профессорами, чем всех раздражал. [1]
Самыми ортодоксально «кучкистскими» из произведений Гречанинова можно назвать первые две его симфонии и оперу «Добрыня Никитич», написанную примерно за шесть лет (1896-1902). Кроме главной былинной темы сюжета и стилистического склада этой оперы, типично почвенной и национальной, во время её написания Гречанинов активно занимался сбором песенного этнографического материала и советовался с наиболее влиятельными участниками «Могучей кучки». В результате опера получилась совершенно в русле балакиревской идеологии.
— ( Александр Гречанинов, «Моя жизнь»)
В результате опера встретила благосклонный приём у Римского-Корсакова, который похвалил добротную работу и написал Гречанинову, что «радуется на оперу и считает её хорошим вкладом в русскую оперную музыку». Поставленная в 1903 году, в Большом Театре, опера была встречена спокойно и не имела большого резонанса из-за своей слишком явной традиционности. По общему мнению, она опоздала появиться на сцене — лет на тридцать.
И он и достиг этого, он стал действительно одним из наиболее популярных и распространённых, любимых композиторов для среднего уровня музыкального понимания. Он писал удобно для голосов (певицы и певцы были в восторге). Он писал для хора. Это область, в которой в России вообще мало было сделано, тут был спрос вообще на композиции для вокального ансамбля. Он писал духовную музыку, в области которой русская музыка вообще не была очень продуктивна, наконец, он писал для детского мира, для которого вообще почти ничего не было сделано.
В итоге его популярность стала очень велика, и именно не среди музыкантов-профессионалов, не среди открывавших новые горизонты, а среди широких масс музыкальных людей, любящих музыку несложную, понятную и приятную, но не пошлую. Его популярность конкурировала с популярностью Чайковского, и многие певцы находили даже, что Гречанинов выше и «удобнее Чайковского», в чём была безусловно доля истины.
Интересуясь более всего народной песней и сопутствующим этнографическим материалом, Гречанинов собрал и обработал большое количество народных песен, в частности, русских, белорусских, татарских, башкирских и прочих. Долгие годы активно участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, а с 1903 года – стал заместителем её председателя. С 1910 года начал выступать в концертах, в основном аккомпанируя певцам, исполнявшим его собственные песни и романсы. [2] Однако, не вся творческая биография Гречанинова проходила одинаково гладко. Так, например, скандальную известность приобрела его вторая опера «Сестра Беатриса» (на сюжет Мориса Метерлинка), поставленная в 1912 в частной опере Зимина. Вскоре после успешной премьеры спектакль был осуждён и запрещён к исполнению духовной цензурой за неканоническое освещение библейских сюжетов. Формальным поводом запрета послужило — появление на сцене поющей пресвятой Девы Марии. Обратившись к творчеству Метерлинка, Гречанинов одновременно попытался хотя бы немного «модернизировать» и свой музыкальный язык, и образный строй, чтобы не выглядеть посреди эпохи всеобщего «декаданса» последним махровым ретроградом.
Среди московских музыкантов начала ХХ века Гречанинов занимал место умеренного традиционалиста, причём умеренность эта скорее была связана с природной общительностью и незлобивостью его характера, чем с настоящим стилем его музыки, которая на деле была значительно более ретроградна, чем её автор. Личное своё упорство или «упрямство», Гречанинов никогда не переносил на убеждения других музыкантов и тем более, композиторов, когда дело не касалось его самого или его творчества. Проще говоря, он был совершенно не агрессивен. Однако, вполне точная позиция и стилистические пристрастия Гречанинова среди противоборствующих музыкальных группировок ни у кого не вызывали особых сомнений, они были вполне определёнными и точными: [3]
Тем не менее, прохладное отношение к творчеству Скрябина и практически полное отсутствие личного контакта не помешало Гречанинову, как человеку глубоко православному, активно участвовать в панихиде и похоронах после скоропостижной кончины Скрябина весной 1915 года. [4]
Февральскую революцию Гречанинов принял с восторгом, характерным для большей части русской интеллигенции. Пожалуй, невозможно сказать об этом предмете ярче и нагляднее, чем это он сделал сам, спустя пятнадцать лет после описываемых событий:
— ( Гречанинов А.Т. «Моя жизнь». Нью-Йорк, 1954).
После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами. Однако, с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее и тяжелее среди беспорядочной и разрушенной революцией и гражданской войной республики.
— Россия — моя мать. Она теперь тяжко больна. Как могу я оставить в этот момент свою мать! Я никогда не оставлю её.
Через неделю я узнал, что он выехал за границу, начав хлопоты больше двух месяцев назад».
В 1925 году, будучи уже шестидесятилетним человеком, Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй эмигрировал в Европу. Там, более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в 1939 году – переехал в Нью-Йорк.
Подобно многим другим композиторам, эмигрировавшим из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и христианская направленность большей части его творчества. [5]
— ( Виктор Екимовский, «Автомонография»)
В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь», опубликованную в Париже, а спустя 20 лет – в Нью-Йорке (в переводе на английский язык).
Похоронен: Свято-Владимирское православное кладбище в Джексоне (Кассвилл), Нью-Джерси (США).
Музыкальный архив
Руке Александра Гречанинова принадлежат всего 59 опубликованных опусов, а также 8 сочинений без присвоенных им при публикации номеров и ещё 6 сочинений не изданных. Однако, трудно утверждать, что этот список — полный. В творческом наследии Гречанинова преобладает вокальная и хоровая музыка. Его стиль большей частью – гомофонный, лишённый сложной фактуры и контрапунктов. Он написал более ста романсов, десятки циклов хоров a cappella. Особенно можно отметить сборники и циклы его детских песен, по материалу и интонации чрезвычайно близких к народным, например, цикл из шести песен «Ай дуду» (1903 года), сборник из двадцати русских народных песен «Петушок» (1906 года) и цикл «Снежинки» (десять песен 1907 года). В этой части творчества Гречанинова нередко называют прямым продолжателем лядовских методов и традиций. Среди наиболее известных светских хоровых сочинений Гречанинова можно назвать «Траурный гимн», «Матушка Русь» (на стихи Некрасова) и хор «Памяти павших за свободу».
Немалое место среди произведений Гречанинова занимают также театральные произведения: оперы «Добрыня Никитич» (поставлена в Москве, в Большом Театре в 1903 году), «Сестра Беатриса» на сюжет Метерлинка (Москва, театр Зимина, 1912 год) и «Женитьба» (по Гоголю, поставлена в Париже, 1950). Последнюю оперу композитор написал, когда ему было уже за восемьдесят лет.
Гречанинов написал также несколько детских опер: «Ёлочкин сон» (1911), «Теремок» (1921), музыку к драматическим спектаклям А.К.Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (Москва, 1898) и «Смерть Иоанна Грозного» (1899), а также – к «Снегурочке» А.Н.Островского (1900). За всю жизнь Гречанинов написал 5 симфоний (1894-1937), «Элегию» памяти Чайковского, оставшуюся неизданной (1897), несколько других оркестровых сочинений, среди которых наиболее известна «Демественная литургия» для струнного оркестра, 4 квартета, ряд фортепианных пьес, а также выполнил множество обработок народных песен для камерного и хорового музицирования.
— ( Леонид Сабанеев, «Александр Тихонович Гречанинов — к 100-летию его рождения»)
Наибольшей известностью и в настоящее время пользуются духовные хоры Гречанинова, в которых он стремился совместить старинный стиль (знаменного) хорового пения с народной песенностью, (включая прямые фольклорные заимствования) и профессиональной академической культурой. Многие из гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику, особенно известна его восьмиголосная обработка «Волной морскою» и «Верую» собственного сочинения. Кроме того, Гречанинову принадлежат регулярно исполняемые две полные литургии, («Святого Иоанна Златоуста» 1897 года и «Всенощное бдение» 1902 года), а также «Страстная седьмица» и множество отдельных хоровых номеров, к числу самых известных из них принадлежит, пожалуй, короткая молитва «Достойно есть». [6]
Особого упоминания заслуживает тот факт, что в парижский период своей эмиграции Гречанинов, будучи уже очень пожилым человеком, сочинил несколько католических месс и мотетов, а во время нью-йоркской жизни – также и протестантские хоры с текстами на английском языке.
Источники
↑Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. — М.: Классика-XXI, 2005. — С. 86.
↑под редакцией Г.В.Келдыша Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 149.
↑Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Скрябине. — Москва: Музыкальный сектор государственного издательства, 1924. — С. 75.
↑Леонид Сабанеев. Воспоминания о России. «О Гречанинове».
↑Екимовский Виктор Автомонография. — М.: Композитор, 1997. — С. 353.
↑А.Гречанинов «Достойно есть». mp3.
Ссылки
Другие книги схожей тематики:
Автор
Книга
Описание
Год
Цена
Тип книги
А. Лядов
Мазурка, ор. 38
А. Лядов, Мазурка, ор. 38, Ноты, Для фортепиано Тип издания: Ноты Инструменты: фортепиано Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1895 года — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее.
1895
459
бумажная книга
А. Лядов
Мазурка, ор. 38
А. Лядов, Мазурка, ор. 38, Ноты, Для фортепиано Тип издания: Ноты Инструменты: фортепиано Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1895 года. В — @Музбука, @ @ @ @ Подробнее.
387
бумажная книга
Г. Форе
Мазурка, Op. 32
Репринтное нотное издание «Mazurka, Op. 32» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные запатентованные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее.
1875
239
бумажная книга
А. Дворжак
Мазурка, Op. 49
Репринтное нотное издание «Mazurek, Op. 49» . Жанры: Mazurkas; Dances; For violin, orchestra; Scores featuring the violin; Scores featuring the orchestra; For orchestra with soloists; For violin… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее.
1879
322
бумажная книга
С. Ляпунов
Мазурка No. 8, Op. 36
Репринтное нотное издание Lyapunov, Sergey «Mazurka No. 8, Op. 36» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее.
1909
459
бумажная книга
С. Ляпунов
Мазурка No. 7, Op. 31
Репринтное нотное издание Lyapunov, Sergey «Mazurka No. 7, Op. 31» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее.
2012
242
бумажная книга
С. Ляпунов
Мазурка No. 6, Op. 24
Репринтное нотное издание Lyapunov, Sergey «Mazurka No. 6, Op. 24» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее.
2012
459
бумажная книга
С. Ляпунов
Мазурка No. 5, Op. 21
Репринтное нотное издание Lyapunov, Sergey «Mazurka No. 5, Op. 21» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее.
1904
244
бумажная книга
С. Ляпунов
Мазурка No. 4, Op. 19
Репринтное нотное издание Lyapunov, Sergey «Mazurka No. 4, Op. 19» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее.
2012
242
бумажная книга
С. Ляпунов
Мазурка No. 3, Op. 17
Репринтное нотное издание Lyapunov, Sergey «Mazurka No. 3, Op. 17» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее.
2012
459
бумажная книга
С. Ляпунов
Мазурка No. 2, Op. 9/2
Репринтное нотное издание Lyapunov, Sergey «Mazurka No. 2, Op. 9/2» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее.
1899
241
бумажная книга
С. Ляпунов
Мазурка No. 1, Op. 9/1
Репринтное нотное издание Lyapunov, Sergey «Mazurka No. 1, Op. 9/1» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее.
2012
459
бумажная книга
А. Глазунов
Мазурка, Op. 18
Репринтное нотное издание Glazunov, Aleksandr «Mazurka, Op. 18» . Жанры: Mazurkas; Dances; For orchestra; Scores featuring the orchestra. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее.
1888
478
бумажная книга
М. Балакирев
Мазурка No. 7
Репринтное нотное издание Balakirev, Mily «Mazurka No. 7» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее.
1906
242
бумажная книга
М. Балакирев
Мазурка No. 6
Репринтное нотное издание Balakirev, Mily «Mazurka No. 6» . Жанры: Mazurkas; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… — @Музбука, @ @ — @ @ Подробнее.
1902
242
бумажная книга
Другие книги по запросу «Мазурка» >>
См. также в других словарях:
МАЗУРКА — (польск. mazur, от Mazury жители польской провинции Мазовии). 1) национально польский танец. 2) сладкое печенье. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАЗУРКА 1) национальный польский танец; 2) польское… … Словарь иностранных слов русского языка
мазурка — и, ж. mazurka, masourka, masourque <пол. mazurek. Польский народный парный танец, стремительный и одновременно лиричный по характеру, образно передающий элементы кавалерийской езды; в 19 в. распространился во многих странах Европы как… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
мазурка — Польское песочное печенье с ореховыми или фруктовыми наполнителями. Традиционная мазурка сливовая или яблочная. Но современная мазурка делается чаще из апельсинов с лимонами и считается вкуснее. Вот ее рецепт. Тесто. 200 г масла, 100 г … Кулинарный словарь
МАЗУРКА — 1. МАЗУРКА1, мазурки, жен. (польск. mazurek). 1. Польская национальная пляска Мазуров с трехдольным тактом, а также салонный танец того же характера. || Музыка, под которую пляшут или танцуют мазурку. 2. Музыкальная пьеса в такте этого танца (муз … Толковый словарь Ушакова
МАЗУРКА — 1. МАЗУРКА1, мазурки, жен. (польск. mazurek). 1. Польская национальная пляска Мазуров с трехдольным тактом, а также салонный танец того же характера. || Музыка, под которую пляшут или танцуют мазурку. 2. Музыкальная пьеса в такте этого танца (муз … Толковый словарь Ушакова
МАЗУРКА — 1. МАЗУРКА1, мазурки, жен. (польск. mazurek). 1. Польская национальная пляска Мазуров с трехдольным тактом, а также салонный танец того же характера. || Музыка, под которую пляшут или танцуют мазурку. 2. Музыкальная пьеса в такте этого танца (муз … Толковый словарь Ушакова
мазурка — полька Словарь русских синонимов. мазурка сущ., кол во синонимов: 3 • мазур (2) • полька … Словарь синонимов
МАЗУРКА — (польское mazur, буквально житель Мазовии), польский народный танец (3 дольный). В 19 в. распространен в Европе как бальный танец; также инструментальная пьеса (Ф. Шопен, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.К. Лядов, А.Н. Скрябин, К. Шимановский) … Современная энциклопедия
МАЗУРКА — (польск. mazurek от названия жителей Мазовии мазуры), польский народный танец. В 19 в. стал бальным. Музыкальный размер 3/4 и 3/8 … Большой Энциклопедический словарь
МАЗУРКА — МАЗУРКА, и, жен. Польский народный, сценический и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. | прил. мазурочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Мазурка — польский танец; впервые появился в воеводстве Мазовии;называется тоже мазуре, мазурек. Танец скорый, в трехдольном размере;мелодия имеет акцент на третьей или второй четверти, пишетсяпреимущественно в двухколенном складе. М. получила… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона