Мазурка разбор по нотам

Мазурка

ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ

1-е занятие

Программное содержание. Дать детям представление о танце мазурка.

П е д а г о г. Сегодня я познакомлю вас с танцем мазуркой. Каждый танец имеет своё происхождение, свои особенности, проявляющиеся в характере музыки и в характере танцевальных движений. Например, вальс родом из Германии и Австрии, полька — чешский танец. Вальс имеет трёхдольный размер (исполняет фрагмент какою-нибудь вальса и считает до трёх), а полька — двухдольный, под неё можно считать до двух (играет фрагмент).

Вальс плавный, кружащий, а полька — отрывистая, подпрыгивающая. (Исполняет фрагменты.)

Сейчас вы услышите мазурку. Этот танец родом из Польши. Он возник как сельский, крестьянский танец, а потом распространился как бальный.

Послушайте «Мазурку» П. Чайковского из «Детского альбома». (Исполняет пьесу.) Мазурка похожа на вальс тем, что она тоже трёхдольная. Но в отличие от вальса, в котором основной акцент (ударение) приходится на счёт «раз» (играет фрагмент), в мазурке те звуки, что сильнее других, приходятся на счёт «два или «три». (Исполняет фрагмент.) Такие акценты придают танцу отчётливость, горделивость. (Играет 1-4-й такты «Мазурки» П. Чайковского, считая; играет отдельно аккомпанемент; напевает мелодию, делая на счёт «три» хлопки.)

В мелодии мазурок, в отличие от плавного, скользящего вальса, часто встречаются отрывистые, лёгкие, полётные интонации, чередующиеся с плавными. Для мазурки характерна ритмическая фигура, которая называется пунктирный ритм (прохлопывает ритмический рисунок, играет фрагмент «Мазурки» П. Чайковского). Этот ритм придаёт мазурке волевой, энергичный характер. Как грациозна, красива, изящна эта музыка! (Играет «Мазурку» П. Чайковского.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать выразительность музыкальных интонаций, форму музыкальных произведений.

Педагог исполняет «Мазурку» П. Чайковского, дети вспоминают название танца, высказываются о ею характере.

П е д а г о г. Мазурка — это польский народный танец, горделивый и изящный, с чётким ритмом, акцентами. Мазурки бывают по характеру разными, и более нежными, и грустными, и шутливыми. В пьесе П. Чайковского выражен различный характер: она звучит то горделиво, подтянуто, то нежно, легко.

Волевому, мужественному характеру (исполняет 1-4-й такты) противопоставляется мягкий, нежный, женственный (исполняет 5-8-й такты). Как звучит музыка в начале мазурки? (Играет 1-4-й такты.)

Д е т и. Громко, чётко.

П е д а г о г. Да, в движениях мазурки есть лёгкие прыжки, а у мужчин — удары каблуком о каблук, изящные и чёткие. Можно представить, что в начале мазурки изображаются галантные движения кавалеров. (Исполняет фрагмент повторно.)

А нежная и тихая мелодия изображает лёгкие движения их партнёрш. (Играет 5-8-й такты.) В средней части мазурки первенство в танце принадлежит дамам — музыка воздушная, полётная, капризная, узорчатая. (Исполняет среднюю часть.) Но вот звучит третья часть мазурки, которая повторяет первую: знакомые горделивые, волевые интонации сменяются нежными, лёгкими. (Звучит третья часть, потом вся пьеса целиком.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения одного жанра, разные по характеру.

П е д а г о г. Вы слушали «Мазурку» П. Чайковского. Давайте сравним её с другой мазуркой — композитора А. Гречанинова. (Исполняет обе пьесы.) Как отличаются эти пьесы по характеру?

Д е т и. Первая мазурка чёткая, гордая, а вторая — нежная и грустная.

П е д а г о г. Да, «Мазурка» А. Гречанинова задумчивая, печальная, мечтательная. Акценты на третью долю (на счёт «три») не слышны так отчётливо, как в пьесе П. Чайковского, они не такие яркие. Танец звучит мягче, лиричнее. В середине пьесы А. Гречанинова музыка звучит громче, становится более волевой (играет 9-12-й такты), а потом опять тихой и нежной (играет 13-16-й такты). В этой мазурке, как и в пьесе П. Чайковского, тоже встречается пунктирный ритм (играет 3-й такт, прохлопывает ритмический рисунок), который придаёт ей активный, устремлённый характер. Но в целом эта мазурка нежная и мягкая. Давайте движениями рук передадим разный характер мазурок П. Чайковского и А. Гречанинова, а потом потанцуем под музыку (исполняет обе пьесы).

На последующих занятиях можно предложить детям послушать мазурки Ф. Шопена, например, грустную, задумчивую, медленную мазурку Фа минор (оp. 63 № 2), решительную, воинственную, сельскую мазурку До мажор (оp. 24 № 2), печальную, сожалеющую — До диез минор (оp. 63 № 3).

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Гречанинов. Мазурка, mp3;
Майкапар. Вальс из альбома «Бирюльки» , mp3;
Майкапар. Полька из альбома «Бирюльки» , mp3;
Чайковский. Мазурка (три варианта исполнения) из «Детского альбома» , mp3;
Шопен. Мазурка До диез минор (оp. 63 № 3) , mp3;
Шопен. Мазурка До мажор (оp. 24 № 2) , mp3;
Шопен. Мазурка Фа минор (оp. 63 № 2) , mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект занятий, docx.

В презентации дана Мазурка П. Чайковского из «Детского альбома» в трёх вариантах:
1) в фортепианном исполнении;
2) в исполнении симфонического оркестра;
3) в вокальном исполнении (слова смотрите ниже).

Источник

Разбор по составу слова «мазурка»

Сходные по морфемному строению слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: кукушкин — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «Мазурка&raquo

Синонимы к слову «мазурка&raquo

Синонимы к слову «Мазурка&raquo

Предложения со словом «мазурка&raquo

  • Поначалу микромеханика внушала ей надежду, что в гимназии она сможет научиться чему-то стóящему, а не только составлять бальзамы и танцевать мазурку.

Цитаты из русской классики со словом «мазурка»

  • Полонезы, экосесы, мазурки, французские кадрили, русские кадрили, манимаски, ригодины или контреданцы, вальсы, англезы — сменялись одни другими.

Сочетаемость слова «мазурка&raquo

Значение слова «мазурка&raquo

МАЗУ́РКА , -и, род. мн.рок, дат.ркам, ж. 1. Национальный польский танец с трехдольным тактом, а также музыка к этому танцу. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «мазурка&raquo

МАЗУ́РКА , -и, род. мн.рок, дат.ркам, ж. 1. Национальный польский танец с трехдольным тактом, а также музыка к этому танцу.

Предложения со словом «мазурка&raquo

Поначалу микромеханика внушала ей надежду, что в гимназии она сможет научиться чему-то стóящему, а не только составлять бальзамы и танцевать мазурку.

Потом заиграла мазурка, и кое-кто из девушек решился танцевать друг с другом, но вид у них был кислый.

Мама с папой очень любили танцевать и делали это замечательно – за исполнение мазурки, венгерки они даже получали призы.

Источник

Мазурка

Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них — мазур (см. выше). Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. Куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.

Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою родину.

Мазурка Шопена всегда камерна, в отличие от его же полонезов — танцев большого масштаба, крупной формы. Композитор использует характерные черты всех видов мазурки, часто сочетая их в одном произведении. Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки («образки»), городские (блестящие) и лирические мазурки. Всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка, народные лады (в частности, фригийский и лидийский, а также венгерская гамма и мажоро-минор), субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии. Драматургия яркая, конфликтная; в одной мазурке может сочетаться несколько контрастных эпизодов.

В мазурке, написанной Александром Гречаниновым два колена, из которых первое напоминает звон колоколов, а второе — проигрыш песни «Мы с тобой два берега».

Композитор Пуни при написании музыки к балету «Конёк-горбунок» (1864 год) для своей мазурки в последнем действии использовал известную песенку «Жил-был у бабушки серенький козлик».

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Мазурка» в других словарях:

МАЗУРКА — (польск. mazur, от Mazury жители польской провинции Мазовии). 1) национально польский танец. 2) сладкое печенье. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАЗУРКА 1) национальный польский танец; 2) польское… … Словарь иностранных слов русского языка

мазурка — и, ж. mazurka, masourka, masourque <пол. mazurek. Польский народный парный танец, стремительный и одновременно лиричный по характеру, образно передающий элементы кавалерийской езды; в 19 в. распространился во многих странах Европы как… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

мазурка — Польское песочное печенье с ореховыми или фруктовыми наполнителями. Традиционная мазурка сливовая или яблочная. Но современная мазурка делается чаще из апельсинов с лимонами и считается вкуснее. Вот ее рецепт. Тесто. 200 г масла, 100 г … Кулинарный словарь

МАЗУРКА — 1. МАЗУРКА1, мазурки, жен. (польск. mazurek). 1. Польская национальная пляска Мазуров с трехдольным тактом, а также салонный танец того же характера. || Музыка, под которую пляшут или танцуют мазурку. 2. Музыкальная пьеса в такте этого танца (муз … Толковый словарь Ушакова

МАЗУРКА — 1. МАЗУРКА1, мазурки, жен. (польск. mazurek). 1. Польская национальная пляска Мазуров с трехдольным тактом, а также салонный танец того же характера. || Музыка, под которую пляшут или танцуют мазурку. 2. Музыкальная пьеса в такте этого танца (муз … Толковый словарь Ушакова

МАЗУРКА — 1. МАЗУРКА1, мазурки, жен. (польск. mazurek). 1. Польская национальная пляска Мазуров с трехдольным тактом, а также салонный танец того же характера. || Музыка, под которую пляшут или танцуют мазурку. 2. Музыкальная пьеса в такте этого танца (муз … Толковый словарь Ушакова

мазурка — полька Словарь русских синонимов. мазурка сущ., кол во синонимов: 3 • мазур (2) • полька … Словарь синонимов

МАЗУРКА — (польское mazur, буквально житель Мазовии), польский народный танец (3 дольный). В 19 в. распространен в Европе как бальный танец; также инструментальная пьеса (Ф. Шопен, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.К. Лядов, А.Н. Скрябин, К. Шимановский) … Современная энциклопедия

МАЗУРКА — (польск. mazurek от названия жителей Мазовии мазуры), польский народный танец. В 19 в. стал бальным. Музыкальный размер 3/4 и 3/8 … Большой Энциклопедический словарь

МАЗУРКА — МАЗУРКА, и, жен. Польский народный, сценический и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. | прил. мазурочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Мазурка — польский танец; впервые появился в воеводстве Мазовии;называется тоже мазуре, мазурек. Танец скорый, в трехдольном размере;мелодия имеет акцент на третьей или второй четверти, пишетсяпреимущественно в двухколенном складе. М. получила… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Источник

Мазурка разбор по нотам

Пожалуй, ни у одного танца XIX века не было такой огромной популярности, как у вальса. Но были и другие распространённые танцы, оставившие в музыкальном языке свои «знаки».

Мазурка — трёхдольный танец польского происхождения. Крестьянская мазурка — подвижный прыжковый танец с неожиданными акцентами, синкопами. Как бальный танец мазурка известна с XIX века. Бальная мазурка соединила в себе черты нескольких польских танцев: мазурки, кувяка и обéрека. Эти танцы (особенно оберек) имеют более лирический характер, что отразилось в бальной мазурке. В XIX веке и мазурка, и оберек, и куявяк продолжали существовать как народные танцы польских крестьян.

Для мазурки характерен острый, причудливый ритмический рисунок, часто с акцентом на второй доле и «раздробленной» первой четвертью. Иногда она «дробится» пунктирным ритмом, иногда восьмыми, иногда триолью. Вот несколько разных примеров:

Фактурные формулы аккомпанемента в крестьянских мазурках могут быть различными, но в творчестве композиторов часто используется формула вальса — бас и два аккорда.

Обычно, когда народные танцы становятся бальными и расходятся по разным странам, они теряют свою «национальность». Мазурка, наоборот, и в бальном варианте сохранила польский национальный колорит. Это заметно и в своеобразном «изломанном» ритме, и в необычных мелодических скачках на неустойчивые ступени, и в острой, «пряной» гармонии с многочисленными отклонениями от основного лада. В мазурке Александра Александровича Алябьева хорошо слышны эти своеобразные польские черты. Очень выразительно звучит неожиданный си-бемоль в соль мажоре, гармонизованный уменьшённым септаккордом.

Пример 139
А.А.Алябьев. МАЗУРКА


Алябьев был старшим современником Пушкина и Глинки. У Глинки тоже есть несколько мазурок. Очень необычна его Мазурка ля минор. Это очень нежная, лирическая миниатюра. Не танец, а настроение. Оригинально проявляется в этой Мазурке ладовое своеобразие. Начинается она как будто в фа мажоре и лишь в конце первого периода приходит в основную тональность. В зыбкой гармонии «мерцают» мажор и минор. Глинка не использует в аккомпанементе характерную формулу, он словно «разбрасывает» отдельные «пятна»-аккорды. Часто эти «пятна» попадают на слабую долю, образуя характерные для мазурки синкопы.

Пример 140
М.И.Глинка. МАЗУРКА ля минор

Даже по этим двум отрывкам видно, насколько разнообразен жанр мазурки и по образному содержанию, и по характеру музыки. Наиболее полно всё богатство этого жанра представлено в мазурках Шопена.

Мазурки Шопена

В годы учения в Варшавской консерватории Шопен часто и подолгу гостил в имениях своих друзей на летних каникулах. Эти имения находились в самой глубине Польши, где ещё живы были традиции крестьянских праздников с народными танцами. Шопен любил посещать эти деревенские праздники и даже пытался подыгрывать деревенским музыкантам на контрабасе. Польские деревенские оркестры состояли обычно из одной солирующей скрипки, волынок, контрабасов и ударных инструментов.

Шопен писал мазурки на протяжении всей жизни. Первые его мазурки, как и первые вальсы, появились в 1827 году, последняя написана летом 1849 года, за несколько месяцев до смерти. Все 58 мазурок Шопена написаны для фортепиано. Трудно выбрать из них две похожие друг на друга. Для каждой мазурки композитор находит свои неповторимые черты. Сам Шопен выделял в своих мазурках два типа. Мазурки одного типа он называл обрáзками («obrazka» в переводе с польского означает «картинка»). Другие мазурки он называл ёмким польским словом «жаль» («żal»), что можно примерно перевести и как «мечта», и как «грусть», и как «воспоминания». Иногда оба этих типа соединяются в одной мазурке. Большинство мазурок Шопена написано в трёхчастной форме (АБА), но есть мазурки, написанные в форме рондо.

В форме рондо написана Пятая мазурка, си-бемоль мажор. Схема её формы — АБАВА, то есть в пяти её разделах появляются три разные темы. Первая тема — рефрен (А) — написана в характере блестящего бального танца с характерным для мазурок ритмом и причудливыми скачками в мелодии.

В первом эпизоде (Б) сохраняется острый ритм мазурки, но мелодия движется плавно, без скачков; преобладает штрих legato. Музыка приобретает более нежный, лирический характер.

После этого эпизода снова звучит рефрен (А).

Следующий эпизод (В) — музыкальная картинка народного танца в исполнении деревенских музыкантов. Кажется, что эта деревенская музыка доносится издалека (нюанс рр, ремарка sotto voce — «вполголоса»). Мелодия в правой руке, изображающая деревенскую скрипку, украшена затейливыми ритическими фигурами и мордентами. Она звучит в странном ладу с увеличенной секундой ре-бемоль–ми-бекар, не похожем ни на мажор, ни на минор. Такие лады встречаются в польской народной музыке. В левой руке «гудят» однообразные квинты, похожие на фон волынок и контрабасов.

В конце внезапным forte возвращается блестящая «бальная» музыка рефрена.

Совсем другой характер у Тринадцатой мазурки. Короткое четырёхтактное вступление настраивает на тихое, печальное состояние. Тема вступления звучит в среднем голосе аккордов. Мелодия как бы застsвает на трёхзвучном мотиве си–до–ре.

С этого же мотива (си–до–ре) начинается и мелодия основного, первого раздела. Первая фраза пробует подняться вверх, но безвольно «падает». Вторая фраза — вторая «попытка взлететь» — чуть «удачнее», но в следующих фразах мелодия медленно опускается всё ниже и ниже. Гармония движется ровными пульсирующими аккордами. Фактура спокойна и однообразна, но гармонические созвучия красочны и неожиданны, они не просто аккомпанируют мелодии — они «живут» той же напряжённой «интонационной жизнью».

Эта мелодия проходит четыре раза подряд, но каждый раз варьируется, «украшается» на фоне неизменной гармонии; композитор всё глубже и глубже погружает нас в это печальное, но прекрасное состояние (то самое, непереводимое żal). Вот примеры некоторых вариантов (на верхней строчке — основной, начальный вариант, под ним — варианты повторения):

В среднем разделе — неожиданная картинка деревенского праздника. Простая, светлая мажорная мелодия на фоне «волыночных» квинт. Средний голос подражает то ли ударному инструменту, то ли топоту крестьянских башмаков.

Начинается этот раздел с «далёкого» pianissimo, но постепенно праздник «приближается» веселье доходит до fortissimo, и тут наступает драматический перелом, возвращается реприза первого раздела (мазурка написана в трёхчастной форме АБА).

В самом конце повторяются четыре такта вступления. Вся мазурка заключена в них, как в «рамку».

Источник

Читайте также:  Педаль для гитары для эффектами
Оцените статью