- Выбор медиатора
- Материал изготовления
- Форма
- Толщина
- Bobby Vega — об игре медиатором на басу (часть 2)
- 10 лучших медиаторов: краткий гид о том, как выбрать медиатор для баса, акустики и электро гитары
- Dunlop Tortex Standard
- D’Addario DuraGrip
- Fender 551 Shape Classic Celluloid
- Dunlop Nylon Jazz III
- Dava Control Picks
- Gravity Picks
- Dunlop Nylon Standard
- Ernie Ball Prodigy Picks
- Graph Tech TUSQ Picks
- Dunlop Tortex Flow
- Похожие статьи
Выбор медиатора
Далеко не все знают о том, что свой сегодняшний вид гитарные медиаторы (плектры) приобрели еще на заре ХХ столетия. Изначально они изготовлялись либо из кости, либо из панциря черепахи, что сказывалось на их дороговизне и не слишком широком распространении. Впрочем, все кардинально поменялось в 1922 г. – именно тогда американской фирмой «D Andrea» было налажено массовое производство профессиональных плектров из сравнительно недорогого целлулоида. Музыканты всего мира по достоинству оценили предложенную новинку, взамен плектрам, изготовлявшимся из натуральных материалов. Во-первых, новые изделия стало особенно удобно использовать при скоростной игре. Во-вторых, сама гитара при этом зазвучала ярче и выразительнее. В-третьих, новшество послужило толчком для изобретения новых техник гитарной игры (как пример: техника свипового звукоизвлечения). Все эти преимущества были настолько очевидны, что спустя достаточно короткое время медиатор стал восприниматься в качестве неотъемлемого атрибута для любого гитариста.
Что представляет собой это удивительное приспособление для игры на гитаре, сегодня знают все, включая людей далеких от музыки. Это небольшого размера пластинка: плоская, тонкая, с вытянутым и немного заостренным кончиком. Для стороннего глаза она выглядит чрезвычайно просто, однако таит в себе очень важные свойства, в которых должен разбираться музыкант, чтобы уметь выбрать плектр, идеально подходящий именно ему, с учетом всех индивидуальных особенностей гитарной игры. На какие же характеристики плектров следует обращать основное внимание?
Материал изготовления
Зная материал плектра, опытный музыкант может сразу оценить удобство и долговечность такого изделия. Кроме того, материал будет оказывать влияние непосредственно на звучание музыкального инструмента. Давайте рассмотрим самые основные из них.
Пластик . Сразу отметим, что на сегодняшнем рынке музыкальных товаров наиболее широко представлены медиаторы, выполненные из пластика. Это связано с их доступной ценой при соответствии всем основным требованиям, предъявляемым к данным изделиям. Их главный недочет – хрупкость. Быстрый износ и поломка пластмассовых плектров вынудят музыканта чаще производить их смену.
Целлулоид . Особый вид пластика, именно с него начался первый массовый выпуск медиаторов. В сравнении с обычной пластмассой целлулоид выгодно выделяется более высокой прочностью. Однако сложные технологические условия производства отражаются на дороговизне готовых изделий. Некоторые гитаристы отдают предпочтение целлулоидным плектрам за так называемую «винтажность» звучания.
Лексан . Кто не знаком с этим материалом, просто представьте себе стекло, которое он имитирует по внешнему виду и звучанию. Лексановые медиаторы отличаются твердостью, практически не гнутся, но достаточно быстро стачиваются.
Нейлон . Материал обладает мягкостью и эластичностью, лучше всего подходит для изготовления тонких плектров. Минус, как и у пластика, заключается в подверженности быстрому износу.
«Фирменные» материалы . К этой условной группе мы отнесем изделия из материалов, запатентованных отдельными фирмами (к примеру, права на использование разновидностей пластика «Tortex» и «Ultex» принадлежат одной из крупнейших в мире химических компании «Дюпон»). Обе модификации прочнее обычного пластика, плюс к этому имеют еще ряд дополнительных отличий. «Tortex» по особенности своей поверхности чем-то схож с панцирем черепахи, а «Ultex» – безукоризненно гладкий и глянцевый материал. Интересный нюанс! После того, как они снискали себе признание, остальные производители также прибегли к выпуску плектров из этих материалов, лишь изменив их имя. «D’Addario», по сути, изготовляет тот же «Tortex», но под названием «Cortex», а фирма «Clayton» занимается производством медиаторов «Ultex», дав своей серии название «Ultem». Еще один популярный «фирменный» материал «Delrin» (или «Acetal») представляет собой высокопрочный полиформальдегид. Их «изюминка» – характерный четкий, щелкающий звук при контакте плектра с гитарными струнами.
Кость . Не будем ходить вокруг да около и скажем прямо: костяные медиаторы принято считать плектрами экстра-класса. Это совершенно негнущиеся изделия, отличающиеся повышенными прочностными характеристиками. Отсюда и объяснение высокого ценового диапазона.
Металл . Плектры из металла являются самыми прочными и звонкими. Однако многих гитаристов отпугивает то обстоятельство, что по их вине струны изнашиваются значительно быстрее, чем при использовании плектров из альтернативных материалов. Еще один малоприятный момент – не исключен риск поцарапать саму гитару.
Форма
С формой вашего плектра будет связано удобство хвата, точность и контроль исполнения. Ниже приведем самые востребованные на сегодняшний день их разновидности:
Классическая («Standard») . Собственно, это хорошо всем знакомый вытянутый треугольник (2,5 х 1,5 см), углы которого плавно закруглены.
Джазовая («Jazz») . Размеры данного плектра чуть меньше, чем у классик-варианта. С одной стороны имеет закругление, с другой – кончик с заострением. С таким медиатором гитаристу легче добиться точности звукоизвлечения. Подходящий вариант для использования на электрогитаре, и не только.
Капля («Teardrop») . Как подсказывает название, по своей плавной вытянутости имеет сходство с каплей. Подобно джаз-варианту, отличается удлинением кончика, что позволяет добиться большей точности исполнения, а на его противоположной стороне предусмотрено закругление для удобства хвата.
Равносторонний треугольник («Equilateral-Triangle») . И вновь форма с «говорящим» названием. Все стороны плектра такой формы являются рабочими. Это удобно в том плане, что гитаристу не приходится осекаться и перепроверять, правильно ли он взял плектр.
Акулий плавник («Shark sfin») . Универсальная форма, позволяющая использовать при игре обе стороны плектра по вашему усмотрению – закругленную или ребристую. Второй вариант удачно подходит для извлечения преднамеренно резких, скрежещущих звуков.
Коготь («Finger and Thumb Picks») . Плектры такой формы принципиально отличаются от других вариантов. В данном случае плектр не зажимается между пальцами, а теряет привычную форму пластинки и надевается на сам палец, как бы имитируя отличный по своей цепкости коготь хищника. Плектры такой специфической формы нередко применяются для тех или иных техник исполнения на акустической гитаре.
Толщина
В зависимости от толщины плектра будет меняться скорость, тембр и громкость звучания. Классификация по толщине предельно проста: тонкие, средние, толстые, а также очень толстые плектры. Итак, пойдем по порядку:
Тонкие (в пределах 0,38 — 0,65 мм). Достойный вариант для использования на ритм-гитаре. Свободно гнущиеся тонкие плектры отличаются мягкостью звука и отвечают всем требованиям скоростной игры. Однако от них не стоит ожидать больше басов и среднечастотных звуков, чем они могут дать де-факто.
Средние (в пределах 0,65 — 0,84 мм). Плектры средней толщины с полной уверенностью можно отнести к наиболее востребованным. Вы получите звучание плотнее, чем у тонких медиаторов, и хорошее сочетание гибкости и жесткости – так что подобный вариант подойдет как для игры ритм-партий, так и для аккомпанирования на акустике.
Толстые (в пределах 0,84 — 1,2 мм). С толстыми медиаторами вы добьетесь более громкого и чистого звучания вашего инструмента. Превосходный вариант для соло-партий. К сведению: самые тонкие и самые толстые гитарные медиаторы выпустила компания «V-Pick».
Очень толстые (в пределах 1,2 – 3 мм). Звучание еще чище и значительно жестче. Применяются в разных музыкальных жанрах, но с наибольшим успехом в джазе и «агрессивных» тяжелых стилях.
Толщину принято указывать на лицевой стороне плектров. Это может быть более понятное для новичков цифровое обозначение (мм), либо – буквенное:
— «T», «Thin», «L», «Light», «Ex Lite», «Extra Light» — встретив маркировку из приведенного ряда, знайте, что имеете дело с тонкими плектрами;
— «M», «Medium» — обозначения средних плектров;
— «H», «Heavy» — обозначения толстых плектров;
— «XH», «ExtraHeavy» — соответственно, очень толстых плектров.
Что следовало бы еще подчеркнуть. Главные характеристики, на которые вам придется обращать внимание в момент покупки медиатора, это, как мы уже обсудили, материал изготовления, а также форма и толщина. Кроме этого, плектры могут отличаться по степени гладкости / шероховатости поверхности и дизайну. Различия в размерах, как правило, не столь существенны. Если для вас важен бренд, то из самых известных мировых фирм-производителей плектров можно выделить такие компании, как «D Addario», «Alice», «Planet Waves Jim Dunlop», «Clayton», «Gibson», «Fender». Также следует сделать одну очень важную и своевременную оговорку. Разумеется, мы надеемся, что все данные нами рекомендации принесут вам пользу, но учитывайте и собственные индивидуальные предпочтения. Жестких правил нет. Если вам больше нравится использовать толстый плектр на акустической гитаре или тонкий на электро – используйте! Пробуйте разные медиаторы (это могут быть различные серии, формы, размеры, толщина, материал), сравнивайте их возможности, ищите свое фирменное звучание. Помните: там, где начинается настоящее творчество – стираются любые границы.
Источник
Bobby Vega — об игре медиатором на басу (часть 2)
В первой части статьи для журнала BassPlayer.com Bobby Vega рассказал о том, как он пришел к игре медиатором на бас гитаре. В этой части он расскажет о выборе медиатора, его влиянии на звук и поделится своими секретами контроля звука.
Умение круто играть медиатором не приходит мгновенно. Как и во всем вы должны будете хорошо потрудиться, чтоб добиться существенного результата. Для опыта не существует заменителей!
Сперва отправляйтесь в музыкальный магазин и пощупайте разные виды медиаторов. Каждый фактор, такой как форма, материал, толщина дают медиатору уникальный окрас звучания. Обратите внимание на ощущения, когда будете брать медиатор в руку. Они не очень дорогие, поэтому купите штук пять или шесть и в спокойной обстановке выберите для себя лучший из них.
Обратите внимание на разные размеры. Некоторым нравятся тонкие медиаторы, но при игре такими в моем звуке появляется много щелчков. Толстые медиаторы имеют более темное, густое звучание. Мой личный выбор — средние медиаторы 0.73 Dunlop Tortex. Пробуйте все и вы поймете когда найдете правильное звучание.
Во время игры, как показано на рисунке 1, я разворачиваю медиатор в руке и использую только его толстую сторону, которая звучит лучше, лучше ощущается в руке и позволяет мне контролировать «количество медиатора» в звуке. Со временем, я также научился глушить струны ребром ладони правой руки. Если держать медиатор параллельно струне при ударе получится чистый звук. Если же держать его под углом к струне, то в звуке появится характерный скребок по струне.
Рисунок 1. Как держать медиатор
Медиаторы с закругленными краями соскальзывают со струны, а не «царапают» ее, что дает совершенно другое звучание. Удар вниз звучит не также как удар вверх. Играя постоянно вниз (downstroke) вы привнесете в песню роковое звучание, вибрацию. А играя переменным штрихом вверх-вниз вы получите ощущение движения.
Вы можете играть медиатором практически все тоже самое, что играете пальцами или слэпом, но медиатор даст совершенно другие ощущения и звук. Вы сможете варьировать звук просто изменяя место удара по струне. Играя толстым медиатором, можно добавлять в звук больше верхов просто изменяя угол удара. Тем не менее, какой бы медиатор вы не выбрали и какой бы стороной вы его не держала, не зажимайте его слишком крепко. Это может стать причиной спазма мышц или травмы запястья. Если почувствовали неприятные ощущения, остановите занятие.
Согласитесь, если вы не играете на басу медиатором, вы точно не умрете, но вам будет недоступно огромное количество музыки. Игра медиатором дает вам множество вариантов звучания, и эти варианты весьма хороши! Так что, надеюсь медиатор поможет вам услышать и сыграть новую музыку, так же, как он помог в этом мне. Развлекайтесь, и да прибудет с вами грув!
Источник
10 лучших медиаторов: краткий гид о том, как выбрать медиатор для баса, акустики и электро гитары
Бывает, что гитаристы упускают из виду или недооценивают важность подбора нужного медиатора для своей гитары. Однако эта маленькая деталь может удивительным образом повлиять на стиль игры и звучание в целом.
Есть три основных фактора, которые следует учитывать при выборе нового медиатора. Прежде всего подумайте, какая форма вам нужна. Это влияет на площадь поверхности медиатора и, следовательно, на удобство перехода между струнами.
Любителям акустики скорее всего подойдет медиатор большего размера, в то время как джазовые музыканты и любители металла предпочитают небольшие, заостренные формы.
Во-вторых, стоит обратить внимание на толщину; более тонкие медиаторы лучше подходят для ритм-игры, в то время как альтернативные и басовые композиции могут лучше звучать с моделями потолще.
И наконец, уделите внимание материалу, который влияет на сцепление со струнами и звук. Нейлоновые и целлулоидные медиаторы дают более теплый и глубокий звук, а Tortex и акриловые медиаторы делают его более ярким и резким.
Учитывая все эти параметры, давайте посмотрим на 10 самых актуальных медиаторов на сегодняшний день.
Dunlop Tortex Standard
Первоначально эти медиаторы были задуманы как замена для tortoiseshell (классическая модель пятнистой расцветки) — отсюда и появился дизайн черепахи. Модель Tortex была выпущена еще в 1981 году, но благодаря их долговечности, гибкости и яркому дизайну они остаются стандартом в своей отрасли по сей день. Система цветового кодирования Dunlop позволяет легко найти замену для вашего медиатора, который варьируется от 0.50 мм (красный) до 1,14 мм (фиолетовый).
D’Addario DuraGrip
Одна из ведущих компаний по производству струн и аксессуаров D’Addario может похвастаться своими медиаторами DuraGrip, которые выполнены из прочного материала duralin. К ним стоит присмотреться из-за их долговечности и размеров (вы можете выбрать удобный для вас из 7 различных вариантов). Медиаторы доступны в формах Wide, Jazz, Sharp и Standard.
Fender 551 Shape Classic Celluloid
Компания Fender предлагает удивительно широкий выбор медиаторов разных размеров, форм и толщины, и в большинстве моделей использует целлулоид. Этот материал обеспечивает более теплый звук, чем у многих других производителей. Модель 551 напоминает традиционный медиатор 451, однако имеет более широкую форму и острый наконечник.
Dunlop Nylon Jazz III
Это вариант будет идеальным решением для джазистов. Секрет успеха этой классической модели прост: маленький профиль, литой край и острый наконечник. Доступны в двух вариантах: Red Nylon для мягкого звука и Black Stiffo для ярких и выраженных нот.
Dava Control Picks
Гитаристам обычно приходится выбирать между более легкими медиаторами для наигрывания мелодий и более тяжелыми вариантами для соло импровизации, но с Dava этого делать не придется — в зависимости от того, где вы держите медиатор, Control Picks выполняют нужную функцию. Также есть выбор из трех материалов: Delrin, Nylon и Gels.
Gravity Picks
Благодаря своей акриловой конструкции Gravity Picks значительно отличаются по звуку и ощущениям от других медиаторов на рынке, так как обеспечивают улучшенное сцепление с пальцами и придают ощущение “скольжения” по струнам. В продаже доступны тысячи вариантов, и вы также можете легко заказать для себя индивидуальный вариант. Размеры варьируются от 1,5 мм до 3,0 мм.
Dunlop Nylon Standard
Эта модель от Dunlop идеально подойдет к вашей акустике. Если вам нужен медиатор намного легче стандартного, присмотритесь к Dunlop Nylon: вы можете подобрать себе любой вариант начиная от 0,38 мм и 0,46 мм, и вплоть до 1,0 мм. Это самый идеальный вариант для игры на акустике.
Ernie Ball Prodigy Picks
Компания Ernie Ball позиционирует эти медиаторы как «высокопроизводительные», и это легко понять: Prodigy Picks, изготовленные из материала Delrin для улучшенного сцепления, и могут похвастаться обработанным скошенным краем и острым наконечником, помогая быстро играть, уменьшая сопротивление и улучшая артикуляцию и контроль. Они идеально подойдут для шредеров и металлистов. Доступны в размерах 1,5 мм и 2,0 мм, в стандартном и мини-форматах.
Graph Tech TUSQ Picks
Вы, наверное, слышали о TUSQ — это искусственный заменитель слоновой кости, который используется во многих порожках и мостах. Компания Graph Tech также создала медиаторы из материала с уникальной особенностью. Существует три разных «звучания» TUSQ Pick (яркий, теплый и глубокий) трех разных размеров (капля, стандартный и двухугольный), каждый из которых влияет на звук. Они невероятно удобны и износостойки, и станут незаменимым аксессуаром на выступлениях.
Dunlop Tortex Flow
Dunlop Tortex Flow это новый взгляд на старую классику серии Тортекс. Острые края и широкий угол обеспечивают скользящее движение по струнам, что полюбилось известным шреддерам Энди Джеймсу и Джону Петруччи. Они доступны в размерах от 0,50 мм до 1,5 мм.
Alex 24 июня 2019 в 10:34
Рейтинг: 4 / 5
Похожие статьи
1″ :pagination=»pagination» :callback=»loadData» :options=»paginationOptions»>
Источник