- Фортепианные сонаты Бетховена
- Пьесы для фортепиано/ Подборка
- РЕкомендуем:
- Пьесы для фортепиано/ Подборка: 2 комментария
- 10 проникновенных фортепианных сонат
- Доменико Скарлатти: Соната Ми мажор, L23
- Йозеф Гайдн: Соната C-dur Hob.XVI:50
- Вольфганг Амадей Моцарт: Соната № 11 Ля мажор, K 331(«Турецкий марш»)
- Людвиг Ван Бетховен: Соната для фортепиано № 23 (Аппассионата)
- Франц Шуберт: Соната для фортепиано №20 Ля мажор, D 959
- Фредерик Шопен: Соната для фортепиано № 2 Си-бемоль минор
- Ференц Лист: Соната Си-минор
- Иоганнес Брамс: Соната для фортепиано №3 Фа минор
- Александр Скрябин: Соната № 9 («Черная месса»)
- Сергей Прокофьев: Соната №7 Си-бемоль мажор
Фортепианные сонаты Бетховена
Бетховен никогда не мыслил свои 32 сонаты для фортепиано как единый цикл. Однако в нашем восприятии их внутренняя целостность неоспорима. Играя и слушая сонаты, мы проходим вместе с мастером долгий путь от юношеских попыток “штурмовать небеса” (выражение самого Бетховена) до мистического слияния с Богом и Космосом в заключительной части последней сонаты.
Даже для Гайдна и Моцарта жанр фортепианной сонаты не значил столь много и не превращался ни в творческую лабораторию, ни в своеобразный дневник сокровенных впечатлений и переживаний. Уникальность бетховенских сонат объясняется отчасти и тем, что, стремясь уравнять этот прежде сугубо камерный жанр с симфонией, концертом и даже музыкальной драмой, композитор почти никогда не исполнял их в открытых концертах. Фортепианные сонаты оставались для него жанром глубоко личным, обращенным не к абстрактному человечеству, а к воображаемому кругу друзей и единомышленников. Впрочем, каждый из нас вправе войти в этот круг, привнеся в восприятие бетховенских сонат что-то новое и неповторимое.
32 сонаты охватывают почти весь творческий путь мастера. Над тремя первыми сонатами (opus 2), посвященными Йозефу Гайдну, он начал работать в 1793 году, вскоре после переезда из Бонна в Вену, а две последние завершил в 1822. И если в сонатах opus 2 использованы некоторые темы из совсем ранних сочинений (трех квартетов 1785 года), то поздние имеют точки соприкосновения с Торжественной мессой (1823), которую Бетховен считал своим величайшим творением.
Первая группа сонат (№№ 1-11), созданная между 1793 и 1800 годами, чрезвычайно разнородна. Лидируют здесь “большие сонаты” (так обозначал их сам композитор), по размерам не уступающие симфониям, а по трудности превосходящие едва ли не всё, написанное тогда для фортепиано. Таковы четырехчастные циклы opus 2 (№№ 1-3), opus 7 (№ 4), opus 10 № 3 (№7), opus 22 (№11). Бетховен, завоевавший в 1790-х годах лавры лучшего пианиста Вены, заявлял о себе как о единственно достойном наследнике умершего Моцарта и стареющего Гайдна. Отсюда – дерзновенно-полемический и в то же время жизнеутверждающий дух большинства ранних сонат, мужественная виртуозность которых явно выходила за рамки возможностей тогдашних венских фортепиано с их ясным, но не сильным звуком. Впрочем, в ранних сонатах Бетховена изумляет также глубина и проникновенность медленных частей. “Уже на 28-м году жизни я был вынужден стать философом”, — сетовал позднее Бетховен, вспоминая, как начиналась его глухота, поначалу незаметная для окружающих, но окрашивавщая в трагические тона мировосприятие художника. Авторское название единственной программной сонаты этих лет (“Патетической”, № 8), говорит само за себя.
В то же время Бетховен создавал изящные миниатюры (две легкие сонаты opus 49, №№ 19 и 20), рассчитанные на девичье или дамское исполнение. Родственны им, хотя далеко не так просты, и прелестная соната № 6 (opus 10 № 2), и излучающие весеннюю свежесть сонаты №№ 9 и 10 (opus 14). В дальнейшем эта линия продолжалась в сонатах № 24 (орus 78) и № 25 (opus 79), написанных в 1809 году.
После воинствующе образцовой сонаты № 11 Бетховен заявил: “Я недоволен своими прежними работами, хочу встать на новый путь”. В сонатах 1801-1802 годов (№№ 12-18) это намерение было блистательно реализовано. Идею сонаты-симфонии сменила идея сонаты-фантазии. Две сонаты opus 27 (№№ 13 и 14) прямо обозначены “quasi una fantasia”. Однако это обозначение можно было бы предпослать и другим сонатам данного периода. Бетховен словно пытается доказать, что соната – это скорее оригинальная концепция, нежели застывшая форма, и вполне возможен цикл, открывающийся вариациями и включающий вместо традиционной медленной части строгий “Траурный марш на смерть героя” (№ 12) — или, наоборот, цикл сонаты № 14, в начале которого звучит пронзительно-исповедальное Adagio, вызвавшее у поэта-романтика Людвига Рельштаба образ ночного озера, осиянного лунным светом (отсюда – неавторское название “Лунная соната”). Совершенно лишенная драматизма соната № 13 ничуть не менее экспериментальна: это дивертисмент почти калейдоскопически меняющихся образов. Зато соната № 17 с ее трагическими монологами, диалогами и говорящими без слов речитативами близка к опере или драме. Если верить свидетельству Антона Шиндлера, Бетховен связывал содержание этой сонаты (равно как и “Аппассионаты”) с “Бурей” Шекспира, однако отказывался давать какие-либо пояснения.
Даже более традиционные сонаты этого периода необычны. Так, четырехчастная соната № 15 уже не претендует на родство с симфонией и выдержана скорее в нежных акварельных тонах (не случайно за ней закрепилось название “Пасторальная”). Бетховен очень ценил эту сонату и, по свидетельству его ученика Фердинанда Риса, особенно охотно играл сдержанно-меланхолическое Andante.
Другая четырехчастная соната, № 18, имеет уникальный цикл, в котором нет медленной части, но есть и скерцо, и менуэт. Подобное решение Бетховен повторил позднее в своей Восьмой симфонии (1813).
Кульминационным периодом творчества Бетховена считаются 1802-1812 годы, и немногочисленные сонаты этих лет также принадлежат к вершинным достижениям мастера. Такова, например, создававшаяся в 1803-1804 годах, параллельно с Героической симфонией, соната № 21 (opus 53), которую иногда называют “Авророй” (по имени богини утренней зари). Любопытно, что первоначально между первой частью и финалом помещалось прекрасное, но чрезвычайно протяженное Andante, которое Бетховен по зрелому размышлению издал в качестве отдельной пьесы (Andante favori — то есть “Любимое Andante”, WoO 57). Композитор заменил его кратким сумрачным интермеццо, соединяющим яркие “дневные” образы первой части с постепенно высветляющимися красками финала.
Полная противоположность этой лучезарной сонате – написанная в 1804-1805 годах соната № 23 (opus 57), получившая от издателей название “Аппассионата”. Это сочинение огромной трагической силы, в котором важную роль играет использованный затем в Пятой симфонии стучащий “мотив судьбы”.
Соната № 26 (opus 81-a), созданная в 1809 году – единственная из 32, имеющая подробную авторскую программу. Три ее части озаглавлены “Прощание – Разлука – Возвращение” и выглядят как автобиографический роман, повествующий о расставании, тоске и новом свидании влюбленных. Однако, согласно авторской ремарке, соната была написана “на отъезд его императорского высочества эрцгерцога Рудольфа” — ученика и мецената Бетховена, который 4 мая 1809 года был вынужден вместе с императорской семьей спешно эвакуироваться из Вены: город был обречен на осаду, обстрел и оккупацию войсками Наполеона. Помимо эрцгерцога, из Вены тогда уехали почти все близкие друзья и подруги Бетховена. Возможно, среди них была и истинная героиня этого романа в звуках.
Почти романтический характер носит и написанная в 1814 году двухчастная соната opus 90 (№ 27), посвященная графу Морицу Лихновскому, который имел смелость полюбить оперную певицу и вступить с нею в неравный брак. Согласно Шиндлеру, Бетховен определял характер смятенной первой части как “борьбу между сердцем и рассудком”, а ласковую, почти шубертовскую музыку второй сравнивал с “беседой влюбленных”.
Пять последних сонат (№№ 28-32) относятся к позднему периоду творчества Бетховена, отмеченному загадочностью содержания, необычностью форм и предельной сложностью музыкального языка. Эти очень разные сонаты объединяет еще и то, что почти все они, кроме № 28 (opus 101), написанной в 1816 году, сочинялись в расчете на виртуозные и выразительные возможности фортепиано нового типа – шестиоктавного концертного рояля английской фирмы “Бродвуд”, полученного Бетховеном в подарок от этой фирмы в 1818 году. Богатый звуковой потенциал этого инструмента наиболее полно раскрылся в грандиозной сонате opus 106 (№ 29), которую Ханс фон Бюлов сравнивал с Героической симфонией. Почему-то именно за ней закрепилось название Hammerklavier (“Соната для молоточкового фортепиано”), хотя это обозначение стоит на титульных листах всех поздних сонат.
В большинстве из них обретает новое дыхание идея сонаты-фантазии со свободно устроенным циклом и прихотливым чередованием тем. Это вызывает ассоциации с музыкой романтиков (то и дело слышится Шуман, Шопен, Вагнер, Брамс, и даже Прокофьев и Скрябин). Но Бетховен остается верен себе: его формы всегда безупречно выстроены, а концепции отражают свойственное ему позитивное мировосприятие. Распространившиеся в 1820-х годы романтические идеи разочарованности, неприкаянности и разлада с окружающим миром остались ему чужды, хотя их отзвуки можно услышать в музыке скорбного Adagio из Сонаты № 29 и страдальческого Arioso dolente из Сонаты № 31. И все же, невзирая на пережитые трагедии и катастрофы, идеалы добра и света остаются для Бетховена незыблемыми, а разум и воля помогают духу восторжествовать над страданиями и земной суетой. “Иисус и Сократ служили мне образцами”, — писал Бетховен в 1820 году. “Герой” поздних сонат – уже не победоносный воитель, а скорее творец и философ, оружие которого – всепроникающая интуиция и всеобъемлющая мысль. Недаром две из сонат (№№ 29 и 31) завершаются фугами, демонстрирующими мощь созидающего интеллекта, а другие две (№№ 30 и 32) – созерцательными вариациями, представляющими собой как бы модель мироздания в миниатюре.
Великая пианистка Мария Вениаминовна Юдина называла 32 сонаты Бетховена “Новым заветом” фортепианной музыки (“Ветхим заветом” был для нее “Хорошо темперированный клавир” Баха). Действительно, они смотрят далеко в будущее, вовсе не отрицая породивший их XVIII век. И потому каждое новое исполнение этого гигантского цикла становится событием современной культуры.
(Лариса Кириллина. Текст буклета к циклу концертов Т.А.Алиханова (Московская консерватория, 2004))
Источник
Пьесы для фортепиано/ Подборка
На данной страничке предлагаю вам познакомиться с нотной подборкой, с которой со мной любезно поделился Максим — гость нашего сайта. За что я ему очень благодарна. Максим является составителем и редактором всех трёх сборников. Качество сканированных нот просто отличное! Музыкальный материал состоит из популярных произведений, как для фортепиано соло, так и переложений для фортепиано произведений для различных составов. Произведения в сборниках — известные классические и популярные произведения из кинофильмов и спектаклей. К каждому произведению была найдена аудиозапись с фортепианным исполнением. Если не было фортепианного варианта, Максим находил другой вариант, к примеру, оркестровый. В общем, изучайте содержание, и, если вас что-то заинтересует, переходите по ссылке и скачивайте! Материалы предоставлены абсолютно бесплатно!
Пьесы для фортепиано. Часть 1
Общая ссылка на все аудиофайлы: Часть I
СОДЕРЖАНИЕ и ссылки на аудиофайлы (часть 1):
Пьесы для фортепиано. Часть 2
Общая ссылка на все аудиофайлы: Часть II
СОДЕРЖАНИЕ и ссылки на аудиофайлы (часть 2):
Пьесы для фортепиано. Часть 3
Общая ссылка на все аудиофайлы: Часть III
СОДЕРЖАНИЕ и ссылки на аудиофайлы:
РЕкомендуем:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пьесы для фортепиано/ Подборка: 2 комментария
Спасибо большое! Всё исправила!
Во втором списке ссылки под номерами 61, 62, 63 ведут на один и тот же звуковой файл (номер 61, Итальянская полька).
То же самое в номерах 72, 73.
Источник
10 проникновенных фортепианных сонат
Фортепиано — один из лучших когда-либо созданных инструментов. И несмотря на продолжение развития музыкальных форм и жанров, классика остается неподвластна времени и всё так же завораживает нас столетия спустя. Мы приготовили для Вас подборку из 10 лучших классических фортепианных сонат. Приятного прослушивания!
Доменико Скарлатти: Соната Ми мажор, L23
Эта композиция относится к более раннему периоду, когда сонатная форма ещё не выкристаллизовалась. Среди произведений Скарлатти более пятисот сонат. Это удивительные музыкальные произведения эпохи итальянского барокко с нотками Испании, так как многие из своих произведений композитор написал живя в Мадриде.
Играет В. Горовиц
Йозеф Гайдн: Соната C-dur Hob.XVI:50
Без Йозефа Гайдна история фортепианной сонаты выглядела бы совсем по-другому. Он написал около шестидесяти сонат. Благодаря ему соната стала сбалансированней и приобрела более знакомый нам вид, который был ещё более усовершенствован Моцартом и Бетховеном. Сонаты Гайдна — с долей юмора, игривые и драматичные не так часто можно услышать, как сонаты его младших коллег, но без сомнения, они заслуживают большего внимания.
Играет Ben Schoeman
Вольфганг Амадей Моцарт: Соната № 11 Ля мажор, K 331(«Турецкий марш»)
Моцарт написал 18 фортепианных сонат, из которых эта наиболее хорошо известна. Последняя часть — «Турецкий марш», особенно узнаваема в мире музыки. Эта соната имитирует турецких янычар, музыка которых была очень популярна в то время. Видео представляет первую часть сонаты.
Играет Мицуко Утида
Людвиг Ван Бетховен: Соната для фортепиано № 23 (Аппассионата)
Каждая из сонат Бетховена заслуживает места в подобном списке и выбрать одну весьма сложно. Аппассионата — это один из величайших шедевров западной музыки. Бетховен также считал, что это лучшее его произведение. Задумчивый унисон и внезапные взрывные аккорды не теряют своей силы и двести лет спустя.
Играет Даниэль Баренбойм
Франц Шуберт: Соната для фортепиано №20 Ля мажор, D 959
Фортепианные сонаты Шуберта не получили даже доли того внимания, которое досталось сонатам Бетховена. В течение долгого времени сонаты Шуберта считались менее ценными, чем его другие произведения. Но в 20-м веке их великолепие было признано. Особенно три последние сонаты, написанные всего за несколько месяцев до смерти композитора.
Играет Альфред Брендель
Фредерик Шопен: Соната для фортепиано № 2 Си-бемоль минор
Шопен написал всего три сонаты, которые наряду с более короткими его произведениями, не заслужили должного внимания. Наиболее известное среди сонатных произведений Шопена именно соната № 2, третья часть которой очень часто использовалась при различных знаменательных, грустных событиях и известна миру как «Похоронный марш».
Играет Артуро Бенедетти Микеланджели
Ференц Лист: Соната Си-минор
Единственная соната композитора, но именно она считается лучшим его произведением. Интерпретации внутреннего смысла этого интенсивно драматического произведения многочисленны и разнообразны. Одна теория гласит, что соната была вдохновлена легендой о Фаусте. Другая теория называет сонату иллюстрацией библейского писания.
Играет Марта Аргерих
Иоганнес Брамс: Соната для фортепиано №3 Фа минор
Брамс — это еще один из тех композиторов-романтиков, который известен не своими сонатами, но несколько шедевров подобного рода можно отыскать в его наследии. В случае Брамса, свои три большие сонаты он написал в юношеские годы. Соната №3 — это сочетание свободного романтического духа и строгой классической музыкальной архитектуры.
Играет Клаудио Аррау
Александр Скрябин: Соната № 9 («Черная месса»)
Российский композитор Александр Скрябин начал как Шопен, в роли романтического композитора, но в итоге переродился в почти атонального композитора со странным, мистическим мировоззрением, что повлияло на его работу и наполнило его музыку очень своеобразной атмосферой. Соната «Черная месса» очень любима многими пианистами, так как она всегда впечатляет слушателя.
Играет Евгений Судьбин
Сергей Прокофьев: Соната №7 Си-бемоль мажор
Прокофьев считается одним из величайших композиторов двадцатого века. Соната №7 написана для соло фортепиано. Это вторая из трех так называемых «военных сонат». Эти сонаты наполнены сарказмом, лиризмом, откровенной жестокостью. Так композитор смог выразить свое истинное отношение к войне.
Играет Григорий Соколов
Источник