Медный всадник балет ноты
ближайший сподвижник и фаворит Петра I
крёстный сын императора, больше известен как «арап» Петра Великого
девушка, по заведённому порядку выбираемая хозяином дома, в котором проходит ассамблея
персонажи балаганного театра
Краткое содержание
На фоне пустынного берега Невы вырисовывается царственный образ Петра I. Он погрузился в раздумье о будущем государства Российского и мечтает о строительстве города, имеющего важное значение для всей страны.
1824 год, столица России. В ясный осенний день на центральной площади Санкт-Петербурга около горделиво возвысившегося монумента Петру I прогуливается народ. Его внимание привлекает бродячий театр кукол, а также актёры балаганного театра — Коломбина и Арлекин. На площади около памятника появляется Евгений, здесь он должен встретиться со своей возлюбленной Парашей. Девушка приходит, и счастливый молодой человек радостно устремляется к ней навстречу. Однако скоро начинает смеркаться, и величественный монумент Петра Великого пугает Парашу. Юноша успокаивает её и эмоционально начинает рассказывать о Петре…
Гавань в Санкт-Петербурге. На адмиралтейскую судоверфь, где идёт подготовка к спуску на воду вновь построенного корабля, в сопровождении Меньшикова прибывает Пётр I. Их встречает крестник царя Ибрагим Ганнибал. К пирсу пришвартовывается иноземный корабль, с которого на берег сходят иностранные гости. Они восхищаются строящимся городом и изумляются, насколько быстро и добротно русские пополняют свой флот. Пётр рубит канат, и корабль отправляется в море. Все ликуют.
Царь со своей свитой отправляется на ассамблею. Ибрагим Ганнибал на балу танцует с «Царицей бала». В зал входит Пётр I, он приказывает принести глобус и объясняет гостям свои планы по освоению морских просторов, а затем принимает верительные грамоты от послов разных государств. Вновь начинаются танцы, а далее гостям в качестве развлечения предлагается поиграть в жмурки: каждый мужчина с закрытыми глазами должен выбрать себе даму. Без партнёрши остаётся английский посол, который как проигравший выпивает большой кубок вина и, захмелев, падает под смех всех присутствующих. Бал окончен. Гости разошлись, но Пётр вновь в раздумьях. Он повелевает Меньшикову принести план строений города и в своих мечтах рисует облик будущей столицы России.
На этом рассказ Евгения заканчивается, и молодые люди прощаются.
На окраине Санкт-Петербурга, в небольшом домике на берегу залива вместе с матерью живёт возлюбленная Евгения. На лужайке собираются подружки, они затевают хоровод, к ним присоединяется Параша. Мать девушки, наблюдавшая за танцем, вспоминает, как в пору её молодости умели веселиться и плясать. Матушка уходит в дом, а девушки, услышав рассказ Параши о любимом молодом человеке, уговорили её погадать. Однако карты предсказали девушке беду, и подружки, чтобы отвлечь Парашу от грустных мыслей, хотят развеселить её танцем. Появляется Евгений, он старается быть незамеченным. Увидев молодого человека, смутившись, девушки убегают, а Евгений и Параша остаются одни. Охваченные нежным чувством они признаются друг другу в любви. Девушки возвращаются и поздравляют молодых людей с помолвкой. Вдруг со стороны залива подул пронзительный ветер, Евгений спешит попрощаться с Парашей.
Евгений в своей комнате. Он нежно вспоминает о свидании с возлюбленной, как вдруг пушечные выстрелы предупреждают о наводнении. Беспокоясь о Параше, Евгений выбегает на улицу.
Напуганные горожане столпились на набережной, наблюдая, как стремительно прибывает вода. Люди в страхе разбегаются. На опустевшей набережной появляется Евгений. Молодой человек с ужасом смотрит, как стихия сметает всё на своём пути: погибают люди, рушатся дома. Завидев случайную лодку, Евгений не раздумывая, бросается в пучину, в надежде, что рыбаки помогут ему встретиться с невестой.
Буря наконец-то утихает и Евгений добирается до того места где со своей матушкой жила Параша. Но старого домика нет, только сиротливо стоит сломанное дерево. Юноша потрясён настолько, что едва начинает воспринимать увиденное. Рассудок молодого человека не выдерживает, и у него начинаются галлюцинации. Устав гоняться за видениями, Евгений в изнеможении падает на землю.
На Сенатской площади вновь многолюдно. Возле памятника Петру I бродит безумный Евгений. Прохожие смотрят на него с сожалением. Сознание молодого человека на некоторое время проясняется и он узнаёт то место, где недавно встречался и был счастлив с Парашей. Посмотрев на монумент, Евгений грозит ему, так как видит в нём причину всех своих несчастий. Воспалённому воображению юноши видится, что памятник ожил и хочет его затоптать. Евгений падает мёртвым, сил бороться у него больше нет.
Величественный город, о котором мечтал Пётр I построен, он живёт и процветает.
Продолжительность спектакля
Фото:
Интересные факты
Петербуржцы очень любят балет «Медный всадник» — произведение, воспевающее их прекрасный город. Спектакль пользуется большой популярностью не только у зрителей, но и у исполнителей. Ведущие солисты знаменитого Кировского театра с удовольствием выходят на сцену в этом балете даже в незначительных ролях.
В самом конце спектакля, в эпилоге, Р. Глиэр вставил музыкальный номер, восхваляющий Великий город и символично назвал его гимном. Это произведение действительно впоследствии воспринималось как визитная карточка Ленинграда. В 2003 году поэт Олег Чупров сочинил слова к этой музыке, а композитор Григорий Корчмар внёс редакционные изменения в музыку Глиэра. Такая версия произведения впоследствии была утверждена официальным государственным символом — гимном города Санкт-Петербурга.
У русских людей есть такая поговорка: «Медленно запрягают, но быстро ездят». Это выражение как нельзя лучше подходит к балету «Медный всадник». История его создания растянулась на десятилетие, а вот постановку спектакля удалось осуществить в невероятно короткий срок: всего за три месяца.
Сюжетная линия первого акта балета « Медный всадник» петербургской и московской постановки существенно отличаются друг от друга. По версии Большого театра картина с петровским временем следует сразу после пролога, а в редакции Кировского театра она отделена от вступления.
История создания
Путь, который пришлось пройти балету «Медный всадник» от первой записанной ноты и до постановки на сцене, был очень трудным и длинным. Обратиться к творчеству А.С. Пушкина и написать балет по его потрясающей поэме Рейнгольд Морицевич начал подумывать еше в конце 30-х годов. Это произведение великого поэта очень нравилось Глиэру. Он не только несколько раз внимательно перечитывал произведение, стремясь вникнуть и понять мелодизм пушкинской рифмы, но также с удовольствием познакомился с работами исследователей творчества Александра Сергеевича. Идея была настолько увлекательна, что композитор начал создавать эскизы будущего произведения, в которых воплощал музыкальные образы поэмы, не дождавшись создания либретто. Сценарный план спектакля появился лишь в 1941 году. Его автором был А.Ф. Аболимов, впоследствии известный балетный сценарист и театровед. Он предоставил свои наработки в балетную труппу Кировского театра 18 июня, за три дня до начала Великой Отечественной войны. Сценарий был одобрен, но наступившие для страны времена тяжелейших испытаний нарушили все творческие планы.
Находясь в эвакуации и непрерывно работая над созданием других своих шедевров, например, «Концертом для голоса с оркестром» — произведением, вошедшим в золотой фонд мировой музыкальной литературы, Глиэр ни на минуту не забывал о «Медном всаднике», однако возобновить сочинение балета он смог лишь в 1944 году. Несмотря на то, что у композитора всё ещё не было детального либретто, он занялся пересмотром всех основных музыкальных тем, но далее из-за отсутствия сценарной разработки произведение пришлось вновь убрать в папку. Дело продвинулось лишь в 1946 году, когда Глиэр официально получил заказ от руководства Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова на сочинение музыки к балету, а вместе с ним и окончательный вариант либретто, который весьма удивил композитора. Аболимов ощутимо расширил сюжетную линию и помимо героев из «Медного всадника» добавил персонажей, позаимствовав их в других пушкинских произведениях. Глиэру очень хотелось побыстрее приступить к работе и целиком окунуться в мир образов великого поэта, но из своего предыдущего опыта он знал, что для того, чтобы продолжить сочинение балета нужен детально разработанный композиционный план спектакля. В качестве балетмейстера-постановщика был приглашён выдающийся хореограф Ростислав Захаров, который в течение года досконально работал над описанием балета. Тщательная проработка каждого номера очень облегчила композитору работу над произведением, основательно начавшуюся лишь осенью 1947 года. Партитура с потрясающей по красоте музыкой балета «Медный всадник» была закончена 1948 году, и Захаров незамедлительно приступил к постановке спектакля.
Постановки
В 1949 году в Советском Союзе готовились широко отметить 150- летний юбилей со дня рождения А.С. Пушкина. Кировский театр к этому празднику планировал горожанам сделать свой подарок: новый балет Р. Глиэра по мотивам бесценного творения поэта — поэме «Медный всадник». Над постановкой спектакля работали: балетмейстер Р. Захаров, художник М. Бобышов и дирижёр Е. Дубовской. Главные партии исполняли ведущие артисты театра — К. Сергеев и Н. Дудинская. Первый показ балета, назначенный на 14 марта, прошёл с ошеломляющим успехом.
После триумфальной премьеры в Ленинграде спектакль в срочном порядке решили поставить в Москве на сцене Большого театра. Через три месяца москвичи тоже смогли увидеть великолепный балет. Здесь главные партии танцевали М. Габович и Г. Уланова.
Далее «Медный всадник» успешно ставился не только в нашей стране, но и за рубежом. Львов, Саратов, Новосибирск, Казань, Ташкент, Бухарест – это малый перечень городов, чья публика увидела замечательный спектакль.
Петербуржцы очень любят этот балет, поэтому последняя постановка спектакля была осуществлена вновь в городе на Неве, а премьерный показ состоялась 31 марта 2016 года. Хореограф – Ю. Смекалов, художник-постановщик — А. Севбо, художник по костюмам — Т. Ногинова, дирижёр — В. Карклин. На главных ролях В. Шкляров и В. Терешкина.
Балет «Медный всадник», по значимости идейного содержания и убедительности раскрытия философской и исторической тем, в мировой балетной хореографии не имеет себе равных. Важную роль в спектакле сыграла пушкинская первооснова, то есть сама поэма «Медный всадник», и, несомненно, музыка Рейнгольда Глиэра – выдающегося маэстро, который в совершенстве владея композиторской техникой, создал такие яркие образы, что в полной мере сумел раскрыть глубокий философский смысл произведения великого поэта. Билеты на балеты
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Рейнгольд Глиэр «Медный всадник»
Источник
Р.Глиэр — Ноты для фортепиано
Пьесы, этюды (композиторы)
Монографические «Альбомы фортепьянных пьес» Библиотеки юного пианиста посвящены творчеству виднейших советских композиторов, пишущих для детей.
Кроме отредактированного нотного материала, все «Альбомы» содержат биографию композитора и методические замечания для педагогов, помещаемые в конце сборника.
Настоящий сборник включает в себя избранные фортепьянные сочинении Р. М. Глиэра для детей и юношества.
В конце «Альбома» помешены отрывки из опер и балетов композитора в четырехручном переложении для одного фортепьяно и в восьмиручном переложении для двух фортепьяно.
Все переложения публикуются впервые.
Л. Ройзман, В. Натансон
Библиотека юного пианиста
под редакцией Л.И. Ройзмана и В.А. Натансона
Р.М. Глиэр
Альбом фортепианных пьес
“Советский композитор”, 1961г.
номер с490к
P. M. ГЛИЭР
Один из старейших советских композиторов Рейнгольд Морицович Глиэр прожил долгую и славную жизнь.
Он родился II января 1875 года в Киеве в семье мастера музыкальных духовых инструментов. Отец будущего композитора обладал музыкальными способностями, имел прекрасный слух; он умел играть на нескольких музыкальных инструментах, например, на флейте, кларнете, валторне. Свою любовь к музыке отец передал детям: брат Рейнгольда Морицовича хорошо играл на виолончели, сестра была пианисткой.
Музыка постоянно звучала в доме Глиэров; их соседями по квартире были также музыканты, преподаватели и студенты городского музыкального училища. Они много и охотно помогали мальчику в его занятиях музыкой. Он научился играть на фортепьяно, но особенной любовью пользовалась у него скрипка. Известный киевский скрипач А. Вейнберг был доволен успехами своего ученика; в тринадцать лет юный музыкант стал играть в любительском квартете, регулярно исполнявшем классическую квартетную литературу. Так вошли в сознание мальчика и запечатлелись на всю жизнь лучшие страницы из камерных сочинений Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вскоре он пробует сам сочинять музыку; родители Рейнгольда Морицовича не смотрели серьезно на эти занятия, хотя и не препятствовали им.
Не было забыто и общее образование: с 10-ти лет мальчик обучался в гимназии и не прерывал этих занятий, поступив в 1891 году в Киевское музыкальное училище по классу скрипки. Кроме игры на этом инструменте, Глиэр изучал в училище теорию композиции. Юноша мечтал о поступлении в Московскую Консерваторию, в которой были собраны крупные музыкально-педагогические силы.
Концерты П. И. Чайковского в Киеве осенью 1893 года произвели на Глиэра колоссальное впечатление и укрепили его в принятом решении. И вот с 1894 года Глиэр — студент Московской Консерватории по двум специальностям — скрипке и сочинению. Его учителями становятся такие замечательные русские музыканты, как С. И. Танеев, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов.
Быстро проходят годы напряженной творческой работы.
После окончания Консерватории (1900 год) Глиэр начинает свою разнообразную плодотворную деятельность композитора, педагога, дирижера, музыканта-общественника.
В начале XX столетия Р. М. Глиэр был уже зрелым композитором, автором ряда камерно-инструментальных и симфонических произведений. Его квартеты, секстеты, симфонии, особенно третья симфония — былина «Илья-Муромец» (1911 год) проникнуты интонациями русской народной песни, наделены ярко выраженным национальным колоритом. Личное знакомство с композиторами Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым, А. К. Глазуновым обогатило творческую жизнь молодого Глиэра и дало твердое направление развитию его композиторского таланта.
Много и удачно сочиняет Глиэр в области вокальной лирики и фортепьянной миниатюры.
В эти же годы начинается и педагогическая деятельность Р. М. Глиэра. Подобно большинству передовых русских музыкантов, Глиэр глубоко проникся идеей служения народу, идеей пропаганды музыкального искусства среди широких масс трудящихся. Сначала Глиэр преподает в музыкальной школе Гнесиных в Москве, а в 1913 году возвращается в свой родной Киев в качестве профессора по оркестровому классу и классу композиции; годом позже его избирают директором Киевской Консерватории.
Необходимо упомянуть еще об одной стороне многообразного таланта Р. М. Глиэра — о его даровании дирижера.
До Великой Октябрьской социалистической революции Глиэр овладел этим сложным искусством (под руководством известного дирижера Оскара Фрида) и заслужил известность своими выступлениями в Москве, Баку, Тифлисе и других городах. В репертуаре Глиэра-дирижера наряду с сочинениями классических и современных композиторов находились и собственные симфонические произведения, первым исполнителем которых, обычно, являлся сам автор.
Великая Октябрьская революция открыла неограниченные возможности проявлению творческой энергии людей науки и искусства. Р. М. Глиэр с первых дней. Советской власти горячо, участвует в строительстве нового социалистического государства.
С 1920 года композитор переезжает в Москву, где становится профессором Московской Консерватории по классу композиции. Здесь же в Москве в начале двадцатых годов начинается и музыкально-общественная деятельность Р. М. Глиэра. Он часто дирижирует концертами в рабочих клубах, много гастролирует по стране. Это постоянное общение с простыми людьми нашей страны было насущной потребностью Глиэра: вплоть до последних месяцев жизни (умер он в 1956 году) маститый композитор выступал в разных городах страны, в Домах культуры фабрик, заводов и колхозов, в учебных заведениях, в частях Советской Армии.
Р. М. Глиэр живо интересовался народным искусством национальных республик; плодом изучения музыкального творчества народов Азербайджана и Средней Азии явились оперы «Шах-Сенэм», «Лейли и Меджнун» и «Гюльсара» (две последние написаны совместно с Т. Салыковым).
Большое место в творчестве Р. М. Глиэра занимают балеты. Им написано шесть балетов, из которых наибольшей известностью заслуженно пользуются «Красный цветок» и «Медный всадник».
Р. М. Глиэр является учителем целого ряда значительных композиторов советской страны. Среди его учеников мы встречаем имена классиков советской музыки С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского, учившихся у Ренгольда Морицовича в ранние годы; из его класса вышли украинские композиторы Л. Н. Ревуцкий и Б. Я. Лятошинский, композиторы Н. П. Иванов-Радкевич, А. А. Давиденко, Б. А. Александров, Н. П. Раков и многие другие.
Почти все фортепьянные сочинения Глиэра написаны в педагогических целях и предназначены для детей и юношества. Можно сказать, что вместе с С.М. Майкапаром, А. Ф. Гедике и Е. Ф. Гнесиной Р. М. Глиэр явился создателем советской фортепьянной педагогической литературы. Начав сочинять пьесы для детей задолго до Великой Октябрьской революции, Глиэр продолжал работать над обогащением детского репертуара до самых последних дней жизни. Его две пьесы, соч. 99, написанные незадолго до кончины (одна из них помешена в настоящем сборнике), явились последним даром композитора юным советским пианистам.
Фортепьянные пьесы Глиэра чрезвычайно популярны среди учащихся; они напевны, мелодичны, разнообразны по тематике.
На этих сочинениях дети воспитывают свой музыкальный вкус, приобретают необходимые навыки. Искренность и благородство стиля придают музыке Рейнгольда Морицовича Глиэра неувядаемую свежесть и привлекательность.
Л. Ройзман В. Натансон
- 1. Мазурка, соч. 43, № 3
- 2. Ариэтта, соч. 43,№ 7
- 3. Колыбельная, соч. 31,№ 3.
- 4. Русская песня, соч. 34,№ 15
- 5. Вечер, соч. 43,№ 5.
- 6. Утро, соч. 43,№ 4
- 7. Арлекин, соч. 34, Л» 8
- 8. Листок из альбома, соч. 31
- 9. Прелюдия, соч. 43, № I.
- 10. Романс, соч. 31, № 7.
- 11. Маленькая поэма, соч. 34,№ 1
- 12. Пастораль, соч. 34, № 22.
- 13. Кроле менуэта, соч. 34, № 20
- 14. Этюд, соч. 31,№ 8
- 15. Колокольчики, соч. 34,N? 6
- 16. Прелюдия, соч. 26,№ I
- 17. Эскиз, соч. 47, № I
- 18. Эскиз, соч. 47. № 2
- 19. Мелодия, соч. 34, № 13. 21). Прелюдия, соч. 16, № 1
- 21. Экспромт для одной левой руки, соч. 99, № I
- Ансамбли
- Для одного фортепьяно и 4 руки
- 1. Вариации Хай-Хоа из балета «Красный цветок». Переложение С. Стемпневского
- 2. Танец на площади из балета ««Медный всадник». Переложение С. Стемпневского
- Для двух фортепьяно в 8 рук
- 3. Танец мальчиков из оперы «Шах-Сенэм». Переложение М. Ройтерштейна.
- Для одного фортепьяно и 4 руки
- Методические примечания.
Скачать ноты
Источник