Механическое пианино кто написал

Механическое пианино (роман)

Библиотека современной фантастики
АСТ-Классика

Молодая гвардия
АСТ

«Механическое пианино» (англ. Player Piano ) или «Утопия 14» — первый роман Курта Воннегута. Опубликован в 1952 году. Действие романа-антиутопии происходит в недалёком будущем, в котором ручной труд почти повсеместно заменён машинным. Широкораспростанённая механизация вызывает социальные противоречия между зажиточным верхним классом — инженерами и менеджерами, — и нижним, чьи навыки были заменены машинным трудом. Книга представляет собой пример «мягкой фантастики», где основной упор делается не на технические особенности, а на социальные аспекты возможного будущего. В романе присутствуют элементы иронии и сентиментальности, которые впоследствии станут отличительной чертой прозы Воннегута.

В «Человеке без родины» Воннегут упоминает, что эта книга — о компании «Дженерал Электрик» и о городе Скенектади.

Российские издания

Впервые книга была издана на русском языке в 1967 году в рамках серии «Библиотека современной фантастики» издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия».

Название

Механическое пианино — это инструмент, который может играть музыку сам. Клавиши пианино двигаются в соответствии с рисунками на вращающемся барабане. Инструмент, играющий сам, — это метафора общества, в котором основную роль играют не люди, а машины.

Под названием «Утопия 14» вышла вторая редакция романа. Это название было дано издателем с целью повысить популярность у поклонников научной фантастики.

Механическое Пианино
(Утопия 14)
Player Piano
Автор:

Канарейка в шахте • Добро пожаловать в обезьянник • Табакерка из Багомбо • Несобранные рассказы • Армагеддон в ретроспективе • Сейчас вылетит птичка! • Пока смертные спят

Вампитеры, Фома и гранфаллоны • Вербное воскресенье: автобиографический коллаж • Судьбы хуже смерти • Дай вам Бог здоровья, доктор Кеворкян • Человек без родины

С днём рождения, Ванда Джун • Бойня номер пять • А кто я на этот раз? • Фарс • Перемещённое лицо • Харрисон Бержерон • Мать Тьма • Завтрак для чемпионов • 2081 • Колыбель для кошки • Долгая прогулка навсегда

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Механическое пианино (роман)» в других словарях:

Механическое пианино — Эта статья о музыкальном инструменте. О романе Курта Воннегута см. Механическое пианино (роман). Пневматическая пианола … Википедия

Утопия 14 (роман) — Механическое Пианино (Утопия 14) Player Piano (Utopia 14) Автор: Курт Воннегут Жанр: научная фантастика, антиутопия Язык оригинала: английский Серия: Зарубежная проза XX века … Википедия

Синяя борода (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Синяя борода (значения). Синяя борода Bluebeard Автор … Википедия

Галапагосы (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Галапагосы. Галапагосы Galápagos Автор: Курт Воннегу … Википедия

Рецидивист (роман) — Рецидивист Jailbird Автор: Курт Воннегут … Википедия

Фокус-покус (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фокус покус. Фокус покус Hocus Pocus Автор: Курт Воннегут Жанр … Википедия

1952 год в литературе — Годы в литературе XX века. 1952 год в литературе. 1896 • 1897 • 1898 • 1899 • 1900 ← XIX век 1901 • 1902 • 1903 • 1904 • 1905 • 1906 • 1907 • 1908 • 1909 • 1910 1911 • 1912 • 1913 • 1914 • 1915 • 1916 • 1917 … Википедия

Утопия 14 — Механическое Пианино (Утопия 14) Player Piano (Utopia 14) Автор: Курт Воннегут Жанр: научная фантастика, антиутопия Язык оригинала: английский Серия: Зарубежная проза XX века … Википедия

Утопия-14 — Механическое Пианино (Утопия 14) Player Piano (Utopia 14) Автор: Курт Воннегут Жанр: научная фантастика, антиутопия Язык оригинала: английский Серия: Зарубежная проза XX века … Википедия

Воннегут, Курт — Курт Воннегут Kurt Vonnegut Дата рождения: 11 ноября 1922(1922 11 11) Место рождения: Индианаполис, СШ … Википедия

Источник

Неоконченная пьеса для механического пианино. Системно о кинофильме и о чеховских судьбах

Неоконченная пьеса для механического пианино. Чеховский сюжет

С первых кадров фильма перед зрителем предстает прекрасная картина русской природы: река, буйная летняя растительность средней полосы России, на фоне которой разворачиваются события столь важные, сколь и спокойные. Генеральская усадьба времен существования крепостного права наполняется гостями: к вдове генерала по только что просохшим после долгой зимы дорогам спешат соседи. Как обычно, за показными реверансами и красивыми словесными оборотами просматривается весьма прозаичная картина.

Генеральша, в результате безудержных трат на гуляния, цыган, угощения и прочие «дворянские» радости, промотала все состояние своего покойного супруга. Как обладательнице кожно-зрительной связки векторов в состоянии «войн», ей не так уж сложно поддерживать свое положение путем получения кредитов от обожествляющих ее мужчин. Влекомые ее феромонами, они крутятся вокруг не очень молодой и капризной особы дворянского происхождения. От слуг и до высокопоставленного соседа – все очарованы ею и не скрывают своих чувств. Выбирает женщина и останавливает свое внимание на том, кто ей подходит наибольшим образом.

Наибольшим событием в усадьбе стала женитьба генеральского сына на Софье, женщине спокойной и преисполненной новых, уже витающих в России, идей равенства и женской эмансипации. Ее благие намерения разделяет и ее муж, инфантильный представитель анального вектора , он пугается резких звуков и хватается за сердце при любой насмешке.

Все было бы прекрасно, если бы не одно НО – первая любовь Софьи. Тут, в генеральской усадьбе, в глубинке, далекой от столицы, она встречает своего давнего возлюбленного, некогда студента высшего учебного заведения – Михаила Платонова, ныне школьного учителя, уже женатого и имеющего детей.

Оба бывших возлюбленных – обладатели зрительного вектора, и их внезапная встреча вызывает необычный и яркий всплеск эмоций, который они выражают… в скандале. Желая обвинить мужчину, Софья направляет против него остроты относительно его несбывшихся планов стать дипломатом или министром. Тонкая игра слов приправлена женской обидой, остается только понять – на что? Михаил же с горечью описывает ей свою далеко не перспективную жизнь. Сложившаяся ситуация вызывает затянувшуюся паузу среди гостей.

Неоконченная пьеса для механического пианино. Колесо событий скатывается в реку

С этого момента киноленты события развиваются стремительно. Знакомые уже 7 лет, Софья и Михаил ищут встречи, укрываясь в темных уголках усадьбы, чтобы наконец выяснить, почему их судьбы так нелепо разошлись, разбив все светлые мечты.

Параллельно с этим в фильме показаны и другие важные аспекты жизни русского человека той эпохи. Разрыв между социальными слоями населения превращает дворян и образованных людей в особ с завышенными возможностями, имеющими право безнаказанно распоряжаться чужими жизнями.

Например, врач, герой Никиты Михалкова, безосновательно отказывает в посещении жене обыкновенного человека, так как его ждут развлечения – сюрпризы и фейерверки. Гость-помещик, очередной кредитор обаятельной генеральши, беспрестанно заявляет о «белой кости» дворян и «чумазости» (понимай – недостойности) всех остальных, привычно разделяя мир на белое и черное и проклиная несостоятельность современных людей в сравнении с прошлым.

Отношение присутствующих к социальному положению разных сословий раскрывается, когда генеральша устраивает очередную шараду с механическим пианино, изобразив, будто на нем играет местный крепостной. У всех присутствующих это вызывает панический ужас и невообразимое потрясение: как на инструменте может играть не «белая кость»? Эта шарада стоила обморока супруге Михаила, женщине честной и любящей его до беспамятства, но, к сожалению, не взаимно.

На фоне всего этого основные герои любовной драмы – 7 лет назад влюбленные Софи и Мишель – выясняют отношения. История их любви оказалась прерванной, юная девушка уехала на 2 дня и не вернулась к своему студенту. Он долго ждал, каждый день дежуря на вокзале, но так и не дождался свою любимую.

Почему она ушла? Он спрашивает ее, но она не отвечает. Потому что не знает ответа. Бессознательное психическое, определенное той же кожно-зрительной связкой, вынудило ее упорхнуть от кавалера, чтобы он догнал ее, помчался за ней – таким женщинам свойственно так вести себя в паре с мужчиной. Но она просчиталась, анально-зрительный верный и неповоротливый Мишель не помчался за ней. И теперь она вопрошает: «Ах, ну почему же Вы меня не нашли?».

Непонимание и упущенные шансы привели к разлуке на долгие годы, но, как оказалось, не убили чувства. Софи и Мишель любят до сих пор. Но как же они воспользуются этой своей встречей?

Неоконченная пьеса для механического пианино. В чем же неоконченность?

Оба героя уже обременены брачными узами. Увидав свою супругу в объятиях бывшего возлюбленного и вмешиваясь в их беседу, сын генерала впадает в паническое состояние и хочет навсегда уехать. Вынырнувший из моря уже позабытых эмоций, Михаил вспоминает о жестокой реальности: все уже не так, как было раньше, впереди для них нет грядущих лет, и институт он бросил.

В свойственной зрительникам манере, он, привлекая внимание всех, кто не спит в эту ночь, устраивает истерику . Жизнь не та, о которой они мечтали, жизнь не сложилась, и он ничего не достиг. Сколько бы он не указывал окружающим на никчемность и бесцельность их жизни – сам он не лучше. Ему уже 35, Лермонтов, достигнув больших высот, уже 8 лет как был бы в могиле, а результат жизни Михаила – пустота…

Это осознание настолько сильно, что причиняет невероятную боль. Ему хочется уехать, скрыться и ни о чем не думать. Обязательства перед семьей и вероломство своей первой подруги определяет его поступок – он не отрекается от нынешней жизни. Он не может разорваться пополам: эмоциональная связь, вспыхнувшая с новой силой вместе с памятью об ушедшем и привычность жизни в своей семье и работе важны для него. Но как типичный представитель анального вектора – он не хочет ничего менять. Жизнь уже не начнется с нового листа, «черновик набело не перепишешь». От этой боли и бежит Михаил прямо к обрыву, дабы прекратить мучения неспособной принять такие потрясения ригидной психики. И кто же бежит за ним? Нелюбимая им супруга, верная ему до конца.

Обрыв невысокий, а река неглубока – мужчина быстро поднимается на ноги. Жена уговаривает его не сдаваться и быть сильным, а она будет рядом с ним – любым, ведь никто не любит его так, как она.

И лишь овдовевшая генеральша знала все наперед. Кожно-зрительная женщина, обеспечивающая свою жизнь связями не только с «белой костью», между честью и кредиторами выбирала кредиторов. Но это не помешало ей установить с Михаилом длительный адюльтер, ведь среди присутствующих он самый чувственный и воспитанный. Ей сложно пережить явление его бывшей любви в своих владениях, и она бесстыдно предъявляет свои права, целуя его на публике, но этим лишь быстрее толкает его на выяснение отношений с Софьей. В отличии от остальных присутствующих женщин, она в себе уверена. Успокаивая своего пасынка, она убеждает его: «Все будет по-старому. У тебя будет Софья, у меня – Миша», разделив объекты любви, как собственность.

Потрясенного и выплеснувшего наконец свои эмоции Михаила, супруга уводит прямо к генеральше и ее гостям, неспешно продвигающимся к обрыву, где их успокаивают. Отверженная Софья поглаживает руку своего собиравшегося уехать, но внезапно уснувшего инфантильного мужа.

Пьеса чувств основных героев неокончена – их мечты не реализовались, общего счастья не случилось. Как и механическое пианино, чувства все еще играют против желания, доставляя своим обладателям боль. То, о чем мечталось в юности, не стало реальностью, и что-либо изменить уже нет возможности. Не только у этих двоих, но и у остальных героев. Врач, которому скучно и «нечего ждать» от людских болезней, сосед-грубиян, делящий людей на чистых и грязных, престарелый кавалер генеральши – все они ничего не изменят в известном укладе жизни, ведущем их по кругу из собственных ошибок и лени.

Кинолента «Неоконченная пьеса для механического пианино» получила признание за рубежом Великой Страны и награды на кинофестивалях за проникновенную игру актеров и режиссуру. Особый сплав актерских талантов, с которыми работал Михалков, воплотил не только лирическую линию, но и частично показал проблему тогдашнего общества, проблему столкновения личных мотивов и общественных, через 100 лет решенных революцией.

Антон Павлович Чехов почти все свои произведения посвятил анализу внутренних мотивов человеческого поведения, озвучивая их непостижимость для окружающих. Описывая поступки и слова людей, он не раскрывает действительных мотивов их поступков. И талантливейшая экранизация его произведений лишь подчеркивает это: человек не знает, как жить и не понимает, что нужно делать, чтобы быть счастливым. Системно-векторная психология позволяет понять человека, скрытую даже от него самого жизнь его души, осознать причинно-следственные связи жизненных сценариев, чтобы пьеса жизни могла быть доиграна до полного, взаимного счастья.

Источник

Рецензии на книгу « Механическое пианино » Курт Воннегут

Прикрепляю фото внешнего вида и страниц. Хорошие книги этой серии, сделанных качественно

Качество книги хорошее. Формат удобный. Прилагаю несколько первых страниц для ознакомления.

Цитата: «Нельзя стоять одной ногой в действительности, а другой в мечтах. Иначе для судьбы будет слишком велик соблазн разорвать вас пополам, прежде чем вы решите, какой путь вам избрать»
*
Скажу честно, вторая мной прочитанная книга Воннегута меня не столь впечатлила, как «Колыбель для кошки», но всё же. Это дебютный роман автора:
*
«Механическое пианино» (англ. Player Piano) — первый роман Курта Воннегута, антиутопия. Впервые опубликован в 1952 году, второе издание вышло под названием «Утопия 14» (Utopia 14), которое дал издатель (дабы повысить популярность книги). В СССР вышел впервые в переводе на русский в 1967 г.
*
Механическое пианино — это инструмент, который может играть музыку сам. Клавиши пианино двигаются в соответствии с рисунками на вращающемся барабане. Инструмент, играющий сам, — это метафора общества, в котором основную роль играют не люди, а машины.
Действие романа происходит в недалёком будущем, где во все сферы человеческой жизни проникли машины. Роман «Механическое пианино» опубликован в 1952 году, так что, вполне возможно, что это недалёкое будущее как раз и есть начало 21 века. Действие происходит в Америке. Все работы в городах выполняются машинами, в дома простых граждан тоже огромные сложные машины, работу полиции контролируют машины. Нет, это не отвергнутый сценарий «Терминатора». Это Утопия 14.
*
Цитата: «… ни один человек не в состоянии жить без корней — корней в крохотном оазисе среди пустыни, в красной глиняной земле, на горном скате, на каменистом берегу, на городской улице. В чёрный суглинок, в болото, в песок, в камень, в асфальт или в ковёр каждый человек глубоко пускает корни для того, чтобы называть это место своим домом»
*
Никакого особого действия не наблюдается практически на протяжении всей книги, только под конец начинаются решительные действия. Впрочем, и они довольно плавные. Эту книгу нужно читать вдумчиво и неторопливо. Тут вы не найдете никаких резких и неожиданных поворотов сюжета или захватывающих дух перестрелок и погонь. Зато в книге прекрасно описаны быт и особенности жизни американцев, прекрасно передана атмосфера придуманного автором мира. Общество в буквальном смысле разделилось на две части: тех, кто живет по одну сторону реки и тех, кто живет по другую. С одной стороны люди – простые работяги, которые когда-то с радостью и удовольствием выполняли свою работу. С другой – все поголовно доктора, которые и двигают прогресс и придумывают новые и новые машины. Каждый человек после окончания школы получает свой номер, в котором указан его коэффициент интеллекта, а так же шифр, который определяет какую профессию его владелец может иметь. Считается, что машины это все безошибочно определяют. Шаг в сторону — практически расстрел.
*
Цитата: «Я самым решительным образом протестую против того, что существует какой-либо естественный или божественный закон, согласно которому машины, их производительность и организация производства должны постоянно увеличиваться в масштабах, становиться всё более мощными и сложными в мирное время, подобно тому как это было во время войны. Рост этот я склонен в настоящее время рассматривать как вопиющее беззаконие»
*
Если твой интеллект не позволяет тебе выучиться и стать доктором, то тебе дорога или в армию, которая совершенно не востребована, потому что не с кем воевать, либо в КРРахи (корпус ремонта и реконструкции). Работяги таким положением вещей недовольны, потому что некогда их, выполняющих почти всю работу в городе, заменили машинами, потому что это выгоднее для экономики. Они недовольны не потому, что им теперь не хватает денег. Нет, в этом «идеальном» обществе всё продумано. Каждый имеет всевозможные страхования жизни, бесплатное лечение и прочие столь важные для каждого гражданина вещи, каждый имеет дом, в доме имеет телевизор, плиту, стиральную машину и прочую бытовую технику.
Удалить комментарийantonioreaderКаждому даже выдается 30$ в неделю на свои какие-то личные нужды. Недовольство здесь иного плана: людям нечего делать, их лишили любимой работы, им показали, что они никому не нужны, их лишили ощущения причастности к чем-либо. Впрочем, их мнение никого не волнует.
*
Цитата: «… кто-то просто обязан быть неприспособленным, кто-то просто должен испытывать чувство неловкости для того, чтобы задуматься над тем, куда зашло человечество, куда оно идёт и почему оно идёт туда»
*
Курт Воннегут умеет в деталях описывать и передавать жизнь во всех её проявлениях. Эта книга достойна внимания и прочтения. Мне вспомнилась другая антиутопия — «О дивный новый мир» О. Хаксли (1932). Если вам нравятся такие антиутопии, в копилку вам ещё один роман! И главный герой, он занимателен, по-моему. Сам незаменимый в данной системе, он начинает её рушить. Есть тут некий казус, ирония судьбы.

Несмотря на некоторую занудность книги, ставлю 8 из 10.
И обязательно буду читать Воннегута ещё!

Источник

Читайте также:  Хуторянка ноты для фортепиано
Оцените статью
Творчество Курта Воннегута
Романы