Механика от старого пианино

Устройство пианино

Из многочисленных разновидностей фортепиано, существовавших с момента возникновения этого вида струнного клавишного ударного инструмента (начало XVIII века), до наших дней дошло только две: рояль и пианино. Об устройстве рояля мы говорили в предыдущей заметке, настало время понять устройство пианино.

Рояль и пианино

Рояль можно считать прямым продолжением развития молоточкового фортепиано. В нем сохранились многие отличительные признаки характерные его предшественникам: крыловидный корпус и горизонтальное расположение струн, конструктивные особенности механики и др.

Пианино же было почти изобретено заново – на рубеже XVIII-XIX веков филадельфийским мастером Джоном Айзеком Хокинсом (Hawkins). Правда, пианино имело богатую предысторию в виде различных форм вертикальных клавиров, начиная от так называемого клавицитериума (клавесин с вертикально расположенными струнами и корпусом, XVI в.) и заканчивая разнообразными формами фортепиано конца XVIII века (т.н. «пирамидальные», «жирафовые» фортепиано и т. п.)

Главное конструктивное отличие пианино заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. И, как следствие, – малые габариты и компактность, удобство вписать инструмент в интерьер, относительно дешевое производство и, соответственно, умеренная стоимость. Одним словом, само название инструмента говорит за себя: «пианино» с итальянского pianino – как уменьшительная форма от piano[forte]. Лайт версия фортепиано.

Устройство пианино будем рассматривать по шести главным составляющим: Клавишный механизм, Резонансная дека, Стальные струны, Чугунная рама, Деревянный корпус и Педали.

Клавишный механизм

Клавишный механизм пианино состоит из собственно клавиш (как правило, их 88, хотя может быть и 85), молоточков, демпферов и системы передаточных рычагов – так называемой фортепианной механики. Как и в рояле механика пианино занимает ключевое значение в устройстве инструмента, делая из него форте-пиано, т.е. инструмент способный передавать различные динамические оттенки, плавно переходить от forte к piano и обратно.

При этом конструкция механики по своей сложности (обилию деталей, частей и различных используемых материалов) может лишь немногим уступать рояльной. Так, к примеру, в нажатии клавиши пианино принимает участие коло 70 деталей, при этом в общей сложности в механике пианино можно насчитать до 6000 частей.

Современная механика пианино была разработана лондонским мастером Робертом Уорнумом (Wornum), получившим патент в 1842 году, этот год можно считать моментом рождения современного пианино.

Все особенности механики пианино, как и следовало того ожидать, связаны с вертикальным ее расположением. При этом, так же как и в рояле, в ней присутствуют все основные элементы первого молоточкового фортепиано работы легендарного итальянского мастера Бартоломео Кристофори, создателя знаменитого Gravecembalo col piano e forte.

Особенностью механики пианино помимо всего прочего стало использование специальных оттягивающих ленточек (бентиков), обеспечивающих с одной стороны связь фигуры и шпиллера, с другой – правильную репетицию молотка; а также устройство системы демпферов.

Ниже приводится подробное описание работы механики пианино.

При нажатии на клавишу ее задняя часть поднимает фигуру молоточкового механизма (1) вверх вместе с подвижно закрепленным на ней шпиллером (2). Шпиллер передает движение еще выше – на шультер (3), в результате чего молоточек (4) начинает движение в сторону струн.

Непосредственно перед самым моментом удара молоточка по струнам передача силы удара с клавиши через фигуру и шпиллер на шультер прерывается. Это происходит благодаря короткому плечу шпиллера (5), заставляющему шпиллер (2) отклониться и выйти из-под шультера (3), в то время как клавиша, на которую мы нажали, продолжает движение вниз.

Ударив по струнам, молоточек отскакивает назад и где-то после трети обратного пути он подхватывается фенгером (7) за контрфенгер (6) расположенный на шультере. Этому движению назад способствует предварительно натянутая пружина шультера (8). Бентик (9) соединяет шлейф бентика (10) с контрфенгером (6).

Репетиционные возможности механики пианино отличаются от таковых в рояльной механике, помимо всего прочего тем, что клавишу пианино нужно полностью отпустить, прежде чем можно будет осуществить следующий удар. Именно поэтому пианисты предпочитают играть на рояле, механика которого оснащена механизмом двойной репетиции. Правда, в наше время был создан ряд новых конструкций, в которых почти все пружины механики пианино заменяются магнитами. В результате чего удалось получить выразительное туше и хорошую репетицию, существенно приблизив тем самым игру на пианино к роялю, у некоторых производителей такая механика пианино прямо называется рояльной.

Демпфирующий механизм располагается под молоточками перед струнами. Пружина демпфергальтера (11) обеспечивает достаточное давление прижима, чтобы заглушить звучание струн. На верхнем конце демпфергальтера располагается демпферная колодочка (12). Сила удара по клавише передается через фигуру (1) и демпферную ложку (13) на нижний конец демпфергальтера, в результате чего демпферная колодочка отходит назад, позволяя струнам резонировать.

Описанная система демпферов, так называемая нижнедемпферная, была изобретена уже в первой половине XIX века. Сегодня она используется во всех механиках пианино. Ранняя форма системы демпферов, которая правда применялась вплоть до 20-х годов XX века, имела название верхнедемпферная. В этой системе демпферная колодочка располагалась над молоточком в верхней точке струнного хора, и как следствие система отличалась весьма посредственным глушением, что особенно заметно при игре стаккато.

Вот видео, на котором наглядно показано, как работает механика пианино:

Резонансная дека

Резонансная дека обеспечивает силу и богатство звучания пианино. Представляет она собой деревянный щит, который располагается под струнами инструмента, внутри его корпуса, приклеенный к футору. Дека пианино изготавливается из ели (бывают, правда, исключения). Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели в прямоугольный щит, толщина которого около 1 см.

Для того, чтобы обеспечить сопротивляемость натяжению струн (в пианино оно достигает 16 тонн), а также для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, последней придают куполообразность с обращением в сторону струн, за счет приклеивания специальных ребер жесткости «рипок», которые застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы придать деке необходимую форму, и сужаются к концам, чтобы придать ей эластичность.

Еще к деке приклеивается «штег» – подставка для струн, посредством которой колебание от последних передается уже самой деке. Особенность басового штега пианино, как и малых роялей, заключается в наличии так называемого мостика штега, за счет которого удается значительно выше перенести точку соприкосновения штега с декой от края последней (невыгодного в плане резонанса места). Сам штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной.

Стальные струны

Источником звука в пианино являются стальные струны. Совокупность струн каждого отдельного тона принято называть «струнным хором», при этом в пианино вверх по диапазону, как правило от нот e-es (в малогабаритных может быть от gis) хор состоит из трех струн, в нижнем регистре – по две, а самые низкие ноты имеют в хоре всего лишь по одной струне. Современная стальная проволока обладает очень высоким качеством по всем параметрам: прочность, чистота поверхности, упругость и однородность.

Чтобы не делать струны для низких звуков чрезмерно длинными, используют так называемые витые струны – на тонкую основную струну (керн) навивают мягкую медную проволоку. В результате чего достигается толщина необходимая для получения низких звуков, при этом сохраняется необходимая эластичность струн.

В общей сложности струнная одежда пианино будет насчитывать около 2.5 кг стальной и 3 кг медной проволоки.

Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на настроечном колке (вирбеле), другим – на рамном штифте. Рабочий участок струны ограничиваются с одной стороны струнным порожком (клангштабиком) с прижимным каподастром или аграфом, с другой – штегом.

С середины XIX века, для более рационального использования пространства внутри инструмента, а также для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы, струны стали протягивать крест-накрест друг над другом. В рояле это нововведение стало применяться с середины XIX века, в пианино же перекрестная система стала использоваться только спустя многие десятилетия позже, поскольку ее применение на первых порах серьезно ухудшало акустические свойства инструмента.

Чугунная рама

Чугунная рама – одна из важных составных частей пианино. Ее основная функция заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в пианино может превышать 16 тонн.

Первоначально эту роль своеобразного остова инструмента выполнял футор, но постепенно рама все больше и больше стала принимать на себя силу натяжения струн. Первое время чугунная рама была упорной, без верхней обвязки, доходила только до вирбельбанка. С 1930 года появились конструкции так называемых «панцирных» рам для пианино, позволяющих вовсе отказаться от футора, за счет чего удалось существенно уменьшить глубину инструмента.

Вес чугунной рамы пианино может достигать 80 кг.

Деревянный корпус

Деревянный корпус пианино вмещает в себя все перечисленные до этого компоненты. Состоит он из футора с приклеенными к нему сторонками и цокольным полом, и всех съемных деталей.

Футор представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, включает в себя балки и шпрейцы футора (массивные распорки), постель деки (кромка футора для приклеивания деки). Служит местом крепления деки и чугунной рамы. Как правило, футор пианино изготавливается из сосны, постель деки из бука или граба.

Помимо прочих важных компонентов пианино, расположенных в его корпусе, здесь же к футору приклеивается и так называемая колковая доска (вирбельбанк), с просверленными в нем отверстиями и вбитыми в них настроечными колками (вирбелями), поворачиванием которых производят настройку инструмента. Современный вирбельбанк склеен минимум из трех или пяти слоев твердой древесины.

Поскольку фортепиано является в некотором смысле и предметом интерьера, наружная отделка корпуса пианино, его оформление часто несут на себе элементы дизайна и воплощение смелых художественных замыслов. Такой подход существовал всегда, хотя с середины XIX века и особенно в XX веке инструменты стали приобретать более скромную и строгую внешность. На сегодняшний день некоторые фирмы могут изготовить корпус инструмента по эскизам самого покупателя.

Педали

Педали пианино представляют собой устройства рычажного типа, управление которыми осуществляется ногами. Первым, кто был упомянут в связи с изобретением педалей фортепиано, был Адам Бейер из Лондона, который в 1781 году получил патент на педаль «форте» (правая педаль).

Современное пианино в большинстве своем имеет две или три педали.

Правая педаль отодвигает весь комплект демпферов от струн, так что после отпускания нажатых клавиш соответствующие струны продолжают звучать, при этом все остальные неприглушённые струны начинают резонировать, что делает звучание более полным. Поэтому правую педаль не совсем верно еще называют педалью «форте».

Левая педаль сдвигает молоточки к струнам примерно на одну треть или половину их хода, сокращая между ними расстояние. Таким образом уменьшается сила удара молоточков по струнам и облегчается игра пианиссимо. В отличие от рояля, использование левой педали на пианино не влияет на тембр.

Средняя педаль может иметь разные функции. В большинстве случаев она управляет модератором, но также это может быть и педаль «состенуто», хотя подобная функция в пианино встречается достаточно редко.

Модератор представляет собой полоску мягкого войлока, вдвигаемого между молотками и струнами, за счет чего происходит существенное глушение звука, которое может пригодиться, например, во время упражнений. Педаль «состенуто» служит для фиксации в приподнятом состоянии той части демпферов, которая уже была приподнята к моменту нажатия педали.

В некоторых пианино с верхнедемпферной системой можно было с помощью педали сдвигать в сторону всю механику (кроме демпферов), в результате чего молоточки ударяли не по всем струнам хора, как это происходит в современном рояле.

Раньше нередко в пианино использовался так называемый клавесинный эффект, также управляемый педалью. При нажатии педали короткие полоски фильца с укрепленными на их концах латунными скобками помещались между струнами и молоточками.

Схема устройства пианино

1. Механика
2. Резонансная дека
3. Стальные струны
4. Чугунная рама
5. Боковая стенка
6. Шпрейцы футора
7. Педали
8. Штег дискантовый
9. Штег басовый с мостиком
10. Рамные штифты
11. Рипки
12. Клангштабик с прижимным каподастром
13. Вирбельбанк (на рисунке находится за панцирной рамой)
14. Ролик или опорная колодка
15. Клавиатурный клап
16. Консоль
17. Крышка
18. Клавиатура
19. Вирбели

Источник

Старое пианино

Старое пианино, равно как и рояль, всегда вызывает множество дискуссий относительно его плюсов, минусов и иных моментов. Давайте немного разберемся в этом вопросе.

Итак, если старое пианино является нашим отечественным, то брать его не стоит никогда. «Жигули» старые делались чуть лучше, чем новые, но все равно ездить хорошо не умели. А теперь они еще и пенсионного возраста.

С импортными инструментами ситуация несколько иная и немного более сложная. Какое старое пианино имеется в виду? 70-х годов XX века? Многие логично подозревают, что это пианино старое, сравнивая его возраст с возрастом все того же автомобиля, к примеру. Но, тем не менее, это не старое пианино, в том понимании, о котором идет речь. Правда, и не новое. Данные инструменты считаются современными, как бы скептически к этому ни относились некоторые люди. Их современность заключается в том, что при их изготовлении использованы все конструктивные разработки, которые используются и по сей день. А так как срок службы пианино или рояля при нормальной эксплуатации и должном обслуживании десятилетия и десятилетия, то фортепиано, которому сорок-пятьдесят лет, совсем еще не старое. И если оно в приличном рабочем состоянии, то послужить может не хуже нового, а порой и лучше, учитывая тот момент, что раньше все сборки были родными, а не китайскими, малайзийскими и т. д.

Теперь заглянем чуть глубже в историю фортепианного производства. Рассмотрим довоенный период. Вот здесь уже речь идет о действительно старых инструментах. Они изготовлены несколько иначе. Кстати, гораздо более качественно, так как в те времена такого массово-машинного производства практически не существовало, и каждый инструмент можно спокойно охарактеризовать как «ручная сборка». Именно поэтому эти пианино и рояли снискали мировую славу, например немецкие пианино, как инструменты с богатейшим звуком и крайне долговечные в эксплуатации. Заслуженно снискали, нужно признать.

Старые пианино – период достаточно длительный. И здесь нам придется разобраться подробнее с понятием «старая система механики»

Механика пианино подразделяется на два типа: старая и новая. Эти понятия условные, так как переход на новую систему происходил постепенно на рубеже XIX и XX веков. Не будем вдаваться в профессиональную терминологию, отметим только один момент, по которому можно определить, какая система механики в конкретном инструменте. Старая – верхнедемпферная (так называемая система глушения струн), новая – нижнедемпферная. Последняя обладает гораздо большими техническими возможностями, полностью вытеснив инструменты со старой системой механики. Поэтому не стоит связываться с верхнедемпферной системой, даже если это пианино принадлежит к числу мировых брендов.

Установить, какая в конкретном случае система, достаточно не сложно и часто удается это сделать без помощи специалиста. Поднимите самую верхнюю крышку пианино (напомним, что речь идет именно о пианино, а не о рояле, где также не рассматриваются варианты механики, кроме двухрепетиционной) и присмотритесь к молоточкам, которые ударяют по струнам при нажатии клавиш. Если весь их ряд вы видите без труда то, скорее всего, у вас современная система механики, то есть нижнедемпферная, что уже очень хорошо. Если же ряд молотков расположен немного внутри, а сверху присутствует еще некая надстройка, то это уже старая система, и такой инструмент лучше не рассматривать.

Здесь мы видим открытый ряд молоточков, то есть это современная система механики.

А вот в этом случае как раз наоборот. Ряд молотков расположен под дополнительной конструкцией, которая и является верхним демпфером (системой глушения струн).

От таких инструментов лучше сразу отказываться.

Итак, если система механики установлена и есть желание приобрести старый инструмент, то следует учесть следующие моменты:

Плюсы

  • Как правило, всегда богатое звучание.
  • Превосходное качество сборки и используемых материалов.
  • Очень удобен в ремонте, как в капитальном, так и в частичном.

Минусы

  • Всегда требует серьезной реставрации.

Заявления типа: «Пианино прекрасно сохранилось, его нужно только настроить» – беспочвенны. Пианист сядет, и все посыплется. Законы физики: усталость металла и высыхание дерева — никто не отменял. А серьезная реставрация — это дорого, и далеко не всегда ее сделают достойно даже те, кто обладает вроде бы приличным именем среди мастеров. Именно поэтому старое пианино известной марки без реставрации можно купить за сущие копейки, а отреставрированный инструмент всегда стоит сотни тысяч рублей.

Инструмент после реставрации не всегда можно настроить без плачевных последствий в современный камертон.

Не вдаваясь в профессиональные дебри, скажем, что старые инструменты звучали чуть «ниже», соответственно, давление струн на раму хоть и исчислялось так же тоннами, тем не менее давалось меньше. Возможен обрыв струн как минимум, и трещина в раме в качестве более неприятного сюрприза.

Почти всегда старые инструменты обладают слишком мягкой клавиатурой, что, возможно, кому-то и нравится при обычном музицировании, но при обучении это однозначно минус. Ребенок, занимающийся на современной, плотной, упругой клавиатуре, при прочих равных, всегда технически опередит другого, кто занимается на чрезмерно мягкой, «ватной» клавиатуре.

Нет гарантий, что после реставрации вернется то богатое звучание инструмента, которым он обладал изначально. Это может быть по вине плохих специалистов, не умеющих восстанавливать резонанс деки, либо в силу ее чрезмерной поврежденности и деформации (последнее реже).

Кто делал ремонт?

Этот момент может быть как плюсом, так и минусом. Причем далеко не всегда известный в фортепианных кругах мастер, с кучей всевозможных бумажек и удостоверений, является достойным специалистом в этой области. И наоборот, можно встретить малоизвестного специалиста, человека более чем скромного, десятилетиями занимающегося сложнейшими реставрациями. У такого мастера зачастую нет ни единой пафосной бумажки, но после его реставрации инструменту придается новая жизнь с таким же богатым звуком и очень высокой степенью технической надежности.

В этом случае речь идет о внутренней реставрации. О внешней речь пойдет в другой статье.

Итак, подведем итоги:

Если соблюдены все плюсы и исключены минусы, то старое пианино, равно как и старый рояль, — это произведение искусства! Новые, как правило, это уже не то. Хотите вы того или нет, но это факт! Понятий «недорогое пианино», «некачественное», «не родная сборка», «массовый производственный поток» в те времена в природе не существовало. Каждый инструмент был воплощением высшего мастерства специалистов фортепианного производства.

Прекрасно отреставрированный инструмент всемирно известной фирмы, всегда будет служить вам долгие и долгие десятилетия, радовать богатством звука, а с технической стороны превзойдет многие, если не почти все, новые!

Старое пианино или старый рояль – это не автомобиль. Он сродни скрипке, где старинный инструмент известного мастера – это всегда дорого!

Источник

Оцените статью