Механизм пианино не возвращается

Содержание
  1. Механизм пианино не возвращается
  2. Наше пианино. Ремонтируем, регулируем, настраиваем сами.
  3. Лента статей RSS:
  4. Поиск статей:
  5. КОНСТРУКЦИЯ
  6. Заинтересовались?
  7. Тема: Советы, как исправить самостоятельно некоторые дефекты пианино
  8. Советы, как исправить самостоятельно некоторые дефекты пианино
  9. Следующий пользователь сказал cпасибо Maximillyan за это полезное сообщение:
  10. Как самостоятельно вклеить молоточек пианино. maxim_tuner онлайн
  11. Следующий пользователь сказал cпасибо Maximillyan за это полезное сообщение:
  12. Ремонт объеденного мышами фетра модератора пианино
  13. Следующий пользователь сказал cпасибо Maximillyan за это полезное сообщение:
  14. Пианино «Кузбасс» в Доме инвалидов по зрению в Челябинске. Илья смог начать восстанавливать пианино.
  15. Следующий пользователь сказал cпасибо Maximillyan за это полезное сообщение:
  16. Болтается молоточек. Что делать?
  17. Следующий пользователь сказал cпасибо Maximillyan за это полезное сообщение:
  18. Порванная струна. Как это исправить самостоятельно (фильма)

Механизм пианино не возвращается

Давайте начнём хотя бы с того, какой у Вас инструмент-рояль или пианино (склоняюсь ко второму варианту).

Если это пианино-думаю не будет ничего сложного в том, чтобы пошевелить пальцами кинематику, тем самым выяснить, какой узел заедает. Возможно, что сам молоточек задевает за другой (соседний).

Может, соскочил маленький ремешочек на лицевой стороне кинематики. Чтобы это выяснить, напрягаем зрение.

Если это рояль, то карандашом (аккуратненько) вгоняем упрямый молоточек обратно, внизу корпуса под клавиатурой выкручиваем два винта с обеих сторон и осторожно вытаскиваем клавишно-молоточковый механизм. Поскольку большинство сочленений будут как на ладони, также шевелим пальцами узлы и выясняем проблемное местонахождение. Если после этого совсем не понятно, какой винтик крутить, фоткаем этот геморройчик и выкладываем фотку сюда.

Это про пианино
(С роялем многое подобно.)
В подобном случае, когда быстро невозможно раздобыть необходимую деталь, можно воспользоваться подобной, вынув её с края механики. Пружинку (если она не приклеена к фигуре) вполне можно перекинуть с крайней дискантовой ноты. Это выход из положения, когда форс-мажор и нет времени. :solution:
К сожалению не всегда можно воспользоваться этим способом полноценно или вообще, т.к. некоторые однотипные детали механики имеют разную конструкцию и форму (молотки, фигуры, клавиши. )
Западание клавишей бывает по могим причинам. По частоте выявления примерно так:

Читайте также:  Самая легкая акустическая гитара

1) Забухла ось вращения фигуры или молотка.
2) Сломалась или потерялась пружинка у шпиллера.
3) Сломалась, отстегнулась от петельки капсюля пружинка молотка, порвалась петелька на молоточном капсюле.
4)Сломался молоточный или фигурный капсюль, что ведёт к перекосу деталей и затиранию их друг о друга.
5) Клавиш затирает передней частью о замочный брусок или сбоку трётся о соседний клавиш.
6) В механику попал сор: монеты, кнопки, спички. (надо искать где)
7) Клавиш туго ходит в направляющих штифтах. Это забухание, сор, деформация клавиши или изменение положения направляющего штифта (обычно переднего).
8) Молоток застревает об неотрегулированный модератор.

Источник

Наше пианино. Ремонтируем, регулируем, настраиваем сами.

Лента статей RSS:

Поиск статей:

Автор: А. Хохряков

Название: Наше пианино. Ремонтируем, регулируем, настраиваем сами.

Несколько лет назад мне и в голову не могло прийти, что когда-нибудь я буду настраивать пианино и даже рояли. Как и большинство немузыкантов, да и музыкантов тоже, я считал, что настройщик – это чародей, колдующий над роялем. Такой колоритный старичок с седой шевелюрой и маленьким чемоданчиком в руках. Открывает крышку, нажимает клавиши, внимательно вслушивается, крутит что-то своим никелированным ключом… Нам, кому медведь на ухо наступил, этого не понять.

Моя жена – пианистка – много лет играла на всевозможных разбитых пианино и роялях и, как многие, считала это неизбежным злом. Если все играет и ничего не западает – уже счастье. Но однажды поселковой музыкальной школе, в которой она работает, посчастливилось: приехал настоящий мастер и привел инструменты в идеальное состояние. Приезжать издалека регулярно он не обещал, зато предложил научить этому ремеслу меня. Идея эта поначалу показалась мне фантастической, но зато так понравилась жене, что деваться было некуда…

Восемь часов, проведенных рядом с моим наставником, научили меня многому. За эти часы он привел в порядок один-единственный инструмент, причем большая часть времени была затрачена вовсе не на настройку, а на регулировку — операцию, о необходимости которой я до этого и не подозревал.

Сразу после этого я взялся за наше домашнее пианино, изрядно потрепанное за годы учебы жены в ДМШ, училище и консерватории. Имея всего восемь часов «ученического стажа», я не знал и четверти того, что знаю теперь, а умел еще меньше. Тем не менее, когда я закончил работу, жена ахнула: «Какой у нас, оказывается, хороший инструмент! А я-то думала, что его только могила исправит!»

Моей жене повезло: мне встретился настоящий специалист, который к тому же не таил своих секретов; кроме того, удалось прочитать кое-что из литературы для начинающих. А скольким ее коллегам в провинциальных музыкальных школах (да и не только в провинциальных, как выяснилось!) приходится всю жизнь мириться с западающими клавишами, неровной клавиатурой, не говоря уж о строе… Игра на таких инструментах – не игра, а мучение для учеников. Учение становится не просто бесполезным, но и вредным. А о том, что регулировкой и интонировкой можно преобразить звучание инструмента, сделать инструмент более удобным для Ваших рук подобно тому, как портной подгоняет по размеру готовое платье, – об этом многие и не подозревают…

Пианино – не только музыкальный инструмент, но и тонкий механизм, требующий заботы. Большую часть работ по его ремонту и регулировке не хуже, а часто даже лучше настройщика-музыканта, проделает обыкновенный мужчина с руками, который умеет ремонтировать автомобиль, швейную машинку или хотя бы кофемолку, но не решается залезть внутрь пианино, ссылаясь почему-то на свой слух. Для него и написана эта книжка. Строго говоря, мой предполагаемый читатель – это я сам семь лет назад. Насколько я знаю, вся популярная литература по настройке адресована пианистам (на деле выходит, что пианисткам); оригинальность моей затеи – в том, что я обращаюсь к мужьям пианисток.

Надеюсь, сведения, изложенные здесь, помогут Вам довести до ума Ваш домашний инструмент и содержать его в порядке. Разумеется, в небольшой книжке не изложить всего, да и необходимости такой нет. Если Вы всерьез свяжетесь с профессией настройщика, придется искать дополнительную литературу, перенимать опыт у коллег, до многого доходить самостоятельно методом проб и ошибок. Но для большинства читателей, думаю, этих рекомендаций достаточно. Я сознательно опускаю некоторые подробности устройства пианино, описываю все действия по возможности лаконично, чтобы не утомлять умелого и сообразительного читателя.

Но эта книжка пригодится и тому, кто вообще не собирается заниматься настройкой и регулировкой, а хочет только разобраться в недостатках и достоинствах своего инструмента, вразумительно высказать свои пожелания настройщику, проверить качество его работы, наконец, научиться выбирать инструмент при покупке.

Специалисты наверняка найдут в моей работе массу недостатков. Но, во-первых, я пишу для начинающих, поэтому часть своих познаний просто скрываю – не от жадности, а оттого, что на первых порах избыток сведений только помешает работе. А во-вторых, даже среди авторов серьезных работ существуют значительные расхождения во взглядах. (В обиходе это обычно проявляется в том, что каждый мастер – и не только в этой области – обычно резко критикует деятельность всех остальных…) Наконец, в-третьих, это первый мой литературный опыт.

КОНСТРУКЦИЯ

Рассмотрим пианино не как музыкальный инструмент, а как механизм. Основа его — рама из деревянных брусков, футор (от немецкого Futter — дверная коробка). (Фортепиано изобрели немцы, поэтому большинство терминов — немецкого происхождения). Вы увидите его, взглянув на пианино сзади. Сверху вирбельбанк (Wirbelbank — колковая доска), который склеен из нескольких слоев буковой древесины. (См. рис.1) По всей доске насверлены отверстия для колков (вирбелей), к которым крепятся струны. К футору приклеен деревянный щит — дека (Decke — покрышка, дека). Дека передает колебания струны окружающему воздуху. Как и у скрипки и гитары, от качества деки во многом зависит тембр инструмента. Дека склеена из еловых дощечек, подобранных по акустическим свойствам. С обратной стороны перпендикулярно дощечкам приклеены брусочки — рипки (Rippe — ребро). Они помогают звуковым волнам распространяться поперек годовых слоев дощечек деки, а также придают деке дополнительную прочность.

Два штега (Steg — мостик, сходни) играют ту же роль, что и нижний порожек у гитары или подставка скрипки — передают деке колебания струны. Один из них, большой (проходит через всю деку) — теноровый, другой (внизу) — басовый. Он приклеен не непосредственно к деке, а через дощечку — мостик.

Суммарное натяжение всех струн — более 10 тонн. Принимает его на себя чугунная рама. С ней Вы хорошо познакомились, поднимая пианино по лестнице.

Струны подразделяются на три группы – три регистра: басовый, теноровый и дискантовый.

К футору приклеены боковые стенки, к которым крепится стол для клавиатуры и механики — штульрама. Боковые стенки у многих инструментов состоят из двух частей: к большой основной прикреплена небольшая, выступающая вперед. Как она называется официально – не знаю. Да простят меня знатоки, в дальнейшем я буду именовать ее «мордой». Внизу к стенкам прикреплен цокольный пол.

На штульраме лежит клавиатурная рамка. Она состоит из трех брусков — переднего, среднего и заднего. В средний брусок вбито два ряда круглых штифтов, на которых лежат клавиши. Чтобы клавиши не стучали, на штифты надеты суконные шайбы — флейки. Овальные штифты, вбитые в передний брусок, служат направляющими для клавиш. Шайбы из толстого сукна — друкшайбы — смягчают удары о брусок. Их толщина определяет ход переднего конца клавиши — глубину клавиатуры. На задний брусок по всей его длине наклеена мягкая полоска — польстер. (Polster – подушка.)

Над клавиатурой — церлейстик. Это планка, оклеенная снизу сукном, не позволяющая клавишам при игре подскакивать слишком высоко. В середине штульрамы ввернут шуруп, чтобы церлейстик не прогибался и не ложился на клавиши. Перед клавишами – клавиатурный брусок, который крепится к штульраме несколькими шурупами.

Справа и слева от клавиатуры два бруска — бакенклетцы. Крышка, которую Вы откидываете, садясь за инструмент, носит неожиданное название — клавиатурный клапан. Две передние стенки пианино называются филенки (верхняя и нижняя).

Клавиша имеет два отверстия. Одно (посередине) для круглого штифта – сквозное, сверху прикрыто буковой дощечкой с прямоугольной прорезью, выклеенной сукном. Это клавиатурный капсюль. Другое (в передней части клавиши) для овального штифта – глухое, также выклеено сукном. Это передний клавиатурный капсюль. В задний конец клавиши вбит отрезок проволоки с резьбой, на которую надет цилиндрик — пилот. Он передает усилие от клавиши к механике.

Вся механика крепится к буковой доске — гаммербанку (Hammerbank — молоточковая доска). К гаммербанку прикреплено три набора узлов: молоточный, фигурный и демпферный. (См. рис. 5)

Молоточный узел. Основание (шультер) — деревянный брусочек. Снизу вырез для прикрепления капсюля. Капсюль — П-образная деталь с отверстиями в ножках П. Отверстия выклеены сукном. В них вставлена латунная проволока — штифт. Средней частью она плотно сидит в шультере, а в суконных выклейках свободно поворачивается. Такой своеобразный суконный подшипник, как ни удивительно, работает, не изнашиваясь, десятилетиями. Молотковый капсюль имеет петельку из тоненького шнурка, за которую зацеплена пружинка, помогающая молотку вернуться в исходное состояние после удара по клавише. Сверху к шультеру прикреплен молоток на ножке (ножка молотка — гаммерштиль). Сзади еще одна деталь — контрфенгер с прикрепленной к нему тесьмой — бентиком. О назначении их расскажу чуть позже. Молотки лежат на молоточном бруске — рулейстике. Он состоит из двух планок — подвижной и неподвижной. Подвижная планка приближает все молотки к струнам при нажатии левой педали. К подвижной планке приклеена полоска мягкого сукна — молоточный польстер.

Фигурный узел передает усилие от клавиши к молоточному узлу. Основание может свободно поворачиваться на капсюле, прикрепленном к гаммербанку. В средней части основания, тоже на капсюле, держится L-образная деталь — шпиллер. Снизу его подталкивает спиральная пружина, прижимая к оклеенному кожей вырезу на шультере. На ближнем к нам конце основания фигурного узла расположен фенгер — толстая мягкая подушечка на деревянном брусочке, прикрепленном к основанию толстой проволокой. Когда молоток отскакивает от струны после удара, его контрфенгер (см. выше) улавливается фенгером. Рядом с фенгером — проволочный крючок, на который надевается бентик. На ближнем к струнам конце к основанию прикреплена ложечка для взаимодействия фигурного узла с демпферным.

Нижний конец шпиллера (пятка) расположен под деревянной планкой, на которой укреплены деревянные цилиндрики с суконными кружочками снизу — ауслезерные пупки (название, похоже, вполне официальное; во всяком случае, все настройщики называют эту деталь именно так). Ausleser — сортировщик, пупка — слово, по-видимому, исконно русское.

Демпферный узел довольно прост. Нижнюю часть основания (демпфергальтера), оклеенную сукном, толкает ложечка (или штанга правой педали). Верхняя, соответственно, отходит от струн вместе с демпферной головкой, закрепленной на основании при помощи проволоки. При отпущенной клавише головку к струнам прижимает пружина. Одним концом она держится в капсюле, другим — упирается в углубление в основании, выклеенное сукном.

Гаммербанк устанавливается в пианино при помощи двух-трех стоек. В нижней части стойка имеет углубление, которое садится на болт, ввернутый в закрепленный на штульраме брусочек из твердого дерева. Сверху стойка своим ушком крепится к болту, ввернутому в футор.

ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ГЛАВА

Теперь, когда Вы прочли нудное описание и изучили терминологию, внимание!

Рассмотрим детали механики в движении и взаимодействии.

Момент первый: нажимаем клавишу. Пилот толкает фигуру, она поднимается, поворачиваясь на своем капсюле, и шпиллер толкает молоток к струне. Ложечка давит на основание демпферного узла, и демпфер отходит от струны. Когда молоток находится в нескольких миллиметрах от струны, нижний конец шпиллера упирается в пупку. Шпиллер выворачивается из-под шультера, и остаток пути до струны молоток пролетает по инерции (иначе он бы уперся в струну и своим телом заглушил бы едва успевший начаться звук). Ударившись о струну, молоток отскакивает от нее и тормозится фенгером. Наслаждаемся божественным звуком.

Момент второй: отпускаем клавишу. Клавиша падает на польстер, фигурный узел падает вслед за ней, ложечка отходит от демпфергальтера, пружинка прижимает демпфер к струне, звук прекращается. Фенгер освобождает молоток, а бентик, натянувшись, тянет его в исходное положение. Спиральная пружина толкает шпиллер, и он занимает свое место под вырезом шультера.

Второй момент, как ни странно, не менее важен, чем первый: если из-за неверной регулировки механизм возвращается в исходное положение не спеша, играть в быстром темпе невозможно, а в криминальных случаях играть невозможно в принципе.

Заинтересовались?

Для получения подробной информации обратитесь к нам удобным для Вас способом:

Источник

Тема: Советы, как исправить самостоятельно некоторые дефекты пианино

Опции темы
Отображение

Советы, как исправить самостоятельно некоторые дефекты пианино

https://www.youtube.com/watch?v=9ssJchK-AoY
Вклеивание отвалившихся боковых панелей пианино «Рониш»
Иногда на практике встречаются пианино, у которых отваливается боковая панель. maxim_tuner первоначально рассверливает по 2 отверстия каждой из панелей, затем проливает жидкий ПВА между отвалившейся панелью и вербильбанком/ резонансной доской. Когда убеждается, что клей начал «браться», вкручивает 70мм саморезы для большей жёсткости всей конструкции. Сверлить отверстия необходимо только в самой панели. Расстояние в вербильбанке нужно оставить непросверленным. Подобную операцию может сделать любой мужчина, посмотрев предварительно видео.

https://www.youtube.com/watch?v=r2oWVlbcM70
Скрипящие клавиши пианино «Беларусь»
maxim_tuner в онлайн режиме демонстрирует, как можно самостоятельно устранить поскрипывание клавиш. Он демонстрирует эту операцию при помощи отвёртки, однако в некоторых случаях можно использовать очень тонкие щипцы или плоскогубцы. При этом нужно аккуратно пропускать одну из губок в отверстие, предварительно снятой со штифта клавиши и с небольшим усилием прижимать внешней губкой плоскогубцев. Соблюдайте осторожность и деликатность при нажатии, чтобы не треснула деревянная часть окошка клавиши. Задача состоит в том, чтобы «взбодрить» внутренне сукно.

Soviet piano «Belarus» for a long time was in an unheated room. As a result, some keys emit a little squeak when it’s down. maxim_tuner online mode shows and explains how to use a screwdriver to get rid of a squeak. Everyone can make it’s act .

https://www.youtube.com/watch?v=UqgSK4TZ6W0
Клинит клавишу
В некоторых случаях попадание мелких предметов между клавиш может стать причиной их неработоспособности. Расклинивание может постепенно уйти, если этот предмет упадёт в зазор. Однако это происходит не всегда, и maxim_tuner в онлайн режиме удаляет кусочек стержня от карандаша.
Гарнировка от maxim_tuner
Простой метод гарнировки (вставка полихлорвиниловых втулок для молоточка пианино, вместо сработанного сукна в капсюль). Установить и вклеить сработанное сукно в механиках пианино – сложная и требующая опыта операция. Мой многолетний опыт позволяет с уверенностью заявить, что использую кембрик от простого полихлорвинилового провода, Вы можете решить эту проблему. Несложно подобрать такой электрический 3мм провод, с заранее удалённой «начинкой» меди или алюминия, вставить его в отверстие капсюля вместо сработанного сукна. Работать такая новая втулка будет вечно. Технические характеристики кембрика лучше, чем обычного сукна.
maxim_tuner performs repair hammer piano online. He says in Russian about whole procedure for replacing the cloth’s pads to the new sleeve on the basis of PVC. Any layman can make it’s operation.
https://www.youtube.com/watch?v=gzIldNAnbY8

Следующий пользователь сказал cпасибо Maximillyan за это полезное сообщение:

Как самостоятельно вклеить молоточек пианино. maxim_tuner онлайн

Очень часто молоточки фортепиано, особенно после транспортировки, отваливаются. Но бывают случаи, когда звук при ударе молоточка по струне становится похож на цоканье копыта лошади по брусчатке. Это верный признак, что клей раскрошился и молоточек отклеился. maxim_tuner демонстрирует, как самостоятельно, любой мужчина-мирянин может исправить этот дефект.
«Traditional medicine from maxim_tuner»
max demonstrates how to glueing the hammer piano with PVA. The old piano’s hammers had lost adhesive properties. Maxim dismantles hammer’s head off. Glueing the hammer piano with a stick. Between the head and space the stick to put a little piece of toilet paper. The last step is the bonding and final fixation.

Следующий пользователь сказал cпасибо Maximillyan за это полезное сообщение:

Ремонт объеденного мышами фетра модератора пианино

Иногда фетр срабатывается или съеден молью или грызунами. Я показываю, как исправить ситуацию.

Следующий пользователь сказал cпасибо Maximillyan за это полезное сообщение:

Пианино «Кузбасс» в Доме инвалидов по зрению в Челябинске. Илья смог начать восстанавливать пианино.

Следующий пользователь сказал cпасибо Maximillyan за это полезное сообщение:

Болтается молоточек. Что делать?

Очень часто владельцы чешских и ГДРовских пианино сталкиваются с излишним люфтом молоточков, которые меняют свою траекторию удара. Основных причин две:
1. Очень сильно ослаб фиксирующий шуруп молоточка в вирбельбанке. Это решается очень просто. Нужно подкрутить его, чтобы по жёстче закрепить молоточек в его посадочном месте. Главное продеть отвёртку внутрь, подсветить фонариком головку шурупа и довернуть его.
2. Если Вы закрутили молоточек, а он всё одно шатается из стороны в сторону, то здесь, скорее всего вышел из своего стандартного положения фиксирующий штифт из одной из втулок капсюля. Порой это даже можно увидеть, как он появляется за гранью капсюля молоточка. Как исправить? Смотрите фильму:

Следующий пользователь сказал cпасибо Maximillyan за это полезное сообщение:

Порванная струна. Как это исправить самостоятельно (фильма)

Порванная струна в пианино всегда трагедия, как для хозяина, так и для настройщика. Самое печально, что найти теперь от советского пианино такую струну не просто. Но в некоторіх случаях это можно исправить самостоятельно, если есть настроечный ключ и настойчивое желание повторить то, что предлагает Максим. Очень трудно проделать эту операцию одному, если речь идёт о первой октаве, так как над этими струнами сверху располагаются басовые, очень трудно расположить её точно по заданным траекториям и затем зафиксировать. Желательно, чтобы был напарник, предпочтительней мужчина, полагаю.
Если есть возможность это сделать, то можно даже установить «старую» родную струну, как это демонстрируется в этой фильме.
Приятного и полезного просмотра.
С уважением, Максим

если у Вас есть возможность вытащить механику из импортного пианино, то можно и нужно, используя отвёртку с тонким жалом, закрепить разболтавшийся, дающий значительные люфты молоточек. Можно проверить хорошо ли закреплены фигурки и, также подкрутить их. Это может сделать любой мужчина, который находиться теперь с Вами (муж, сын, друг семьи и т.д). Проделав подобную операцию и, убедившись, что ВСЕ молоточки теперь закреплены и имеют необходимую траекторию удара по струне, Вы ощутите «новое туше» своего пианино.
Приятного и полезного просмотра.
С уважением, Максим

Ремонт басового штега пианино «Аккорд».Кирилл сделал ВСЁ сам. Консультации от Максима

Переписка Кирилла с Максимом по поводу ремонта басового штега

Понедельник, 23 февраля 2015
Кирилл, смотрите телеканал «TheMaximillyan» YouTube, тут Вы найдёте очень много интересного для себя. В том числе и подробную инструкцию, как изготовить Т-бар ключ для настройки пианино. То, что касается «Аккорда» это очень хороший инструмент, для меня так самый лучший среди советских. Если я Вас правильно понял, так это у Вас отклеился басовый штег( нижний порожек). Можно это исправить, делайте фильм, выкладывайте на Ю-тубе, будем делать ремонт

10 марта, 15:55
Maxim, вы были абсолютно правы, действительно, отклеился басовый штег. На счёт ключа, в Калуге изготовить ключ средствами завода или другого предприятия, связанного с металлообработкой, довольна-таки недешёвое мероприятие (конечно если нет знакомых в этой области). Но кто ищет, тот находит. В результате, нашёл одну компанию, в которой подсказали интересное решение (см. фото). В итоге: 1500 руб. за работу + 350 руб. за вороток с насадкой (покупается в любом авто магазине или магазине инструментов ) вместо 8000 руб. за изготовление ключа с нуля https://youtu.be/QdAuo3f0tX0

Вторник, 10 марта 2015, 16:22
Очень рад, Кирилл, что Вам удалось сделать подобный Т-бар, несколько дороговато, но надёжно и грамотно. Сделаю даже фильму «Т-бар от Кирилла». То, что касается штега. Очень польщён, что не наблюдая предмета, только благодаря Вашим пояснениям, сумел поставить грамотный диагноз. Теперь нужно «лечить» его. Чтобы дать Вам развёрнутый план реставрационных работ, пожалуйста, сделайте несколько фото с разных углов, подсвечивайте фонариком, я должен понять степень расклейки штега, тогда буду консультировать, как и что.
Пишите, с уважением, Максим

11 марта, 10:45
Тантрический ремонт, Кашпировский тихо стоит в сторонке и комплексует 🙂 Почему же, очень даже можно попробовать. В такие моменты начинаешь чувствовать всю прелесть всемирной паутины.
Здравствуйте, Максим! Добрался до проблемного места, ослабил струны (ключ оказался вполне работоспособным), извлёк штег, он абсолютно не держался. Оказалось и ему помощь не помешает. Трещину в штеге думаю укрепить коктейлем из ПВА и древесных опилок, а сам штег приклеить и посадить на шурупы или винты с шайбами к мосту (если я правильно называю деталь, к которой непосредственно крепится штег). На винты крепить будет проблематично, т.к. зазор между мостом и декой только с одной стороны, да и подлезать туда проблематично и гайка я думаю со временем открутится.
С нетерпением жду Вашего ответа и рекомендаций, и ОГРОМНОЕ спасибо за помощь.

11 марта, 19:59
Всё очень даже понятно, Кирилл. Я имел несколько ремонтов подобных 2х составных штегов и они до сих пор хорошо работают. Причём по всей вероятности басовые штеги в этих пианино с самого начала были отклеены и, хозяева имели неожиданно «новое приятное звучание», но это всё лирика.
Как бы я советовал поступить:
1. Зачистить мелкой шкуркой внутреннюю стенку штега, хотя похоже остатков клея там не наблюдается
2. По поводу ПВА, я только его и рекомендовал бы для подобного ремонта, желательно Обнинский, но впрочем пойдёт любой, сейчас делают хороший. Единственное требование, чтобы консистенция была подобно зубной пасте, не жидкая. Думаю 2/3 клея и 1/3 дубовых мелких опилок, было бы идеально, я использовал опилки ясеня, также жёсткая древесина, только как следует просеить, чтобы получилась однородная масса.
3. Вставляем верхние штифты обратно в свои посадочные места, предварительно обмакнув их в наш раствор. Предварительно, изловчитесь и набейте в растрескавшуюся часть штега побольше клея, пусть потом вылазит наружу, не страшно. Далее, 3-4 струбцины и стянуть, чтобы, аж штифты попытались вылезти снова, но не беда, стягивайте струбцины и чуть подбивайте их внутрь. Как и положено пусть сутки сохнет.
4. Я против всяких там шпонок и пр. винтов. Дело в том, что на Вашем штеге просто не долито клея было с завода. Поэтому, было бы логично, сделать просто, как должно было бы быть. Вклеиный штег встанет мёртво, так как будет испытывать значительную нагрузку от струн, которые Вы должны будете сразу же натянуть, примерно, как они были настроены. Ещё одна тонкость, одна бОльшая часть штега, которая теперь всё ещё в пианино, быть может также не полностью вклеена к деке, поэтому нужно её проинспектировать и пролить жидкий клей между внутренней стенкой и декой и прижать. Взять какую-нибудь палку и расклинить. Как выявить зазор? Попробуйте сунуть обычный лист бумаги.
5. Теперь, когда штег готов, хорошо просох, штифты стоят мёртво, густо промажьте массой клея с опилками внутреннюю стенку штега и то место, где он отвалился от деки. Намазанный штег не прикладывайте 3 минуты.
6. Теперь самое главное, разогнать каждую струну по 2 её штифтам. Думаю, нужен буден напарник, желательно мужчина. Напарник держит внизу и давит на штег, Вы справа налево, я имею ввиду струны начинаете натягивать струны, самое главное не порвать? Ведите ключ плавно. Частично вылившийся клей вниз, можно удалить сразу. Если протекает, значит хорошо, проклеивается.
7. После того, как проделаете всё это, включайте фэн на самый малый режим и водите вправо-влево минут по 5, раза 3
8. Если есть возможность, установите распорки к штегу. Сутки, я думаю, будет достаточно.
Быть может, будут некоторые изменения в процессе работы, я допускаю, но в целом я бы очень советовал делать именно так. Удачи!
С уважением, Максим
12 марта, 8:55

Да, Кирилл, дерзайте, всё должно получиться, я очень на это надеюсь. Вчера забыл сказать ещё одну вещь, на всякий пожарный случай, если всё же не будет хватать давления при склеивании штега к деке, нужно с обратной стороны пианино найти это положение и отметить его на задней стенке деки. Для чего это нужно? Если что, тогда попробовать в момент склеивания пустить здесь пару тонких саморезов, для надёжности. Только очень трудно наверное будет найти такие, чтобы были длинные и схватились со штегом не более 2-3 витков резьбы. Если ввернуть с большой силой и поглубже, штег может лопнуть. Ну, это я для подстраховки поясняю. У меня, слава Богу, подобных вариантов провала никогда не было. Будьте предельно аккуратны в своих действиях. Лучше всё же делать, как я писал ранее. Когда уже натянете струны и отцентруете штег, вставьте 2-3 распорки из деревянных толстых палок-чурок, упрев их во что-то массивное, я использовал стену, расположив открытое пианино на расстоянии меньше метра, сделав распорки из черенков для лопат . Быть может Вы придумаете что-то другое. Желательно делать, если это будет возможным, снимки, для будущей фильмы «Оторвавшейся штег. Кирилл сделал это.» Но это лишь пожелание, я прекрасно понимаю, что всё это будет сделать не просто, но возможно. Главное, больше думать о предмете, а уж потом принимать то или иное решение и, воплощать в практическую составляющую процесса, если возникнут трудности и пр., обращайтесь, чем смогу, помогу, жаль только советом.
Удачи, жду с нетерпением положительного эффекта нашей переписки. Ещё обратил внимание, что струны(басовые) имеют налёт ржавчины, похоже ни один год пианино находилось в неотапливаемом помещении. Когда Вы сейчас будете вынимать механику и всё делать, то протрите их х/б тряпкой смоченный в водке, лучше использовать самогон или денатурат. Это нужно для того, чтобы попробовать остановить процесс окисления и убрать ржавчину, чтобы струна при уже статичной установки на нужный тон не давала не нужный обертоны в своём звучании. Но это также, лишь пожелание.
С уважением, Максим

11 марта, 22:22
Спасибо, Максим, за шикарный развернутый ответ. Постараюсь следовать инструкции и надеюсь на лучший результат.
Всего наилучшего.

19 марта, 10:40
Здравствуйте, Максим!

И сразу к сути. Демонтировав вторую часть штега, что стоило не мало усилий (один из шурупов был перекрыт балкой с тыльной стороны деки), обнаружил, что сопрягаемые поверхности неровные, если прижать одну из сторон, то на другой образовывался зазор до 2 мм. Но немного клея и нежные объятия струбцин сделали своё дело, штыри тоже держатся нормально.
При монтаже на деку «штег в сборе» я всё-таки решил стянуть болтами, чтобы конструкция не развалилась при склейке. Прижимать струнами не стал, т.к. с одной из сторон большой рычаг, могло перекосить. Вариант с деревянными распорками тоже пришлось отмести, в виду особенностей расположения инструмента. Других альтернатив в голову не пришло. Конечно результат не comme il faut, но вроде надёжно.
По поводу ржавчины на струнах, пробовал и водку (не понравилась :)) и растворитель ржавчины, и преобразователь ржавчины, ни что в должной степени не помогло, хотя для предотвращения дальнейшего распространения ржавчины один их этих вариантов может оказаться действенным. До этого снимал толстый слой ржавчины щёткой по металлу, эффективная вещь.
К сожалению не обошлось без потерь, -1 струна (хорошо, что вторая из хора осталась). Но думаю можно её перевернуть и по колдовать немножко, должно получиться.
И вот, кучу дров уже смело можно назвать инструментом, фортепьяно начало звучать.

В итоге, проведённые мероприятия:
— отремонтирован штег
— отремонтированы и заменены элементы механики
— клавиатурный польстер сделал из сложенных строп и верхнего демпфирующего слоя из ватина (ветошь)
— заменены накладки на сожжённых клавишах (оттенок не тот, но выбирать не приходилось)
— немного выровнены уровни клавиш
— акриловой краской нанесён орнамент, вместо старого пластикового, который в основном отсутствовал
— произведена предварительная настройка (по тюнеру и собственным ощущениям)

Результат не может не радовать. Отдельная благодарность Вам, Максим, за дистанционный, но от этого не менее значительный, вклад в дело.

19 марта, 11:42
Доброго дня, Кирилл. Брависсимо! Если честно я не ожидал такого профессионального подхода в подобном ремонте. Только что открыл все фотографии и проанализировал всё, здорово! Очень правильно, что обнаружив этот зазор сумели понять и демонтировать из под балки 2 часть штега. А, как классно получилось установить на шпильки сам штег, да ещё в потай. Профессиональная работа, нечего не скажешь! Как прекрасно выглядит залитые и чётко установленные штифты, а главное с нужным углом. Если честно, ни я должен был Вам давать советы, а Вы мне, я это говорю искренне.
Не беда, что оборвали до или си в малой, что ж бывает. Убеждён, что сможете установить, если обмотка будет хватать до не рабочей части. (пришлите фото) Очень рад, что удалось настроить. Не знаю будет ли возможность снять небольшое видео. Интересно будет услышать как звучит эта басовая часть. Если сделаете подобный фильм — это будет просто фантастика. Но нужно сначала показать отремонтированный штег, а потом нажимать клавиши или сыграть небольшую пьесу. Ну это лишь моё пожелание. Сегодня у меня выходной, буду делать клип про Вашу замечательную работу, пусть другие, также не опускают руки и пытаются делать.
Я могу опубликовать ВСЁ нашу переписку, чтобы обывателю было понятно о чём идёт речь?
Спрашивайте любые вопросы, по мере собственной компетенции, обязуюсь ответить
С глубоким уважением и восхищением, искренне Ваш, Максим из Уральска

21 марта,1:17
Здравствуйте, Максим!

Надеюсь запись передаст звучание басового регистра. Наиграл одну мелодию, не судите строго, это мой первый серьёзный опыт с фортепьяно. До этого, если и подходил к инструменту, то только побаловаться. Искренне надеюсь, что подобный контент побудит кого-нибудь на то, чтобы вдохнуть новую жизнь в другие инструменты, потрёпанные людьми и временем.

21 марта,8:59
Спасибо, Кирилл. Просто супер фильма у Вас получилась, то что нужно. Талантливый человек — талантлив во всём, я полагаю. И, исполнение даже очень прекрасно и слышно, что дефектов шуршания или чего-либо лишнего нет, в басу, он звучит, как задумано на фабрике, значит Вы справились со своей задачей — вернули пианино в строй. Тембр не сказать, чтобы уж очень, но я думаю, что он придёт постепенно, полагаю очень долго на нём не играли. Я уже сделал фильм, но этот я размещу, как вторую часть, потому, что ЗВУК для нашей фильмы — это самое главное, вещ.док так сказать. У меня только один вопрос, сейчас строй где-то между G и G#, я прав. Так вот строй есть, хотя необходима некоторая коррекция в хорах. Я бы очень советовал НЕ поднимать до А=440. Во-первых можно порвать струну и будет не долговременно держать строй. Фильм будут смотреть — это я Вам обещаю, полезная вещь нужна всем. Пусть люди пытаются и сделают лучше, главное, что отвалившийся штег — это ни приговор для нашего пианино. Подстройте только хора. В целом очень классная работа. Я, как только сделаю статью на сайте, обязательно вышлю ссылку.
С уважением, Максим

21 марта,14:27
Здравствуйте, Максим!
Как я и говорил была произведена лишь предварительная настройка, где-то на ¼-½ тона ниже стандарта (большинство струн находилось именно в этом диапазоне). Обязательно выправлю хора, разумеется поднимать общий строй пока не буду, мало ли что.
На счёт переписки, смело публикуйте, где посчитаете нужным, наверняка кому-нибудь да пригодится.
До новых встречь на виртуальных просторах!
21 марта,19:25

Источник

Оцените статью