А. Даргомыжский Собрание сочинений для фортепиано
Переложения для фортепиано сочинений русского композитора Александра Даргомыжского
А. Даргомыжский
Собрание сочинений для фортепиано
редакция, вступительная статья и примечания М.С.Пекелиса
“Государственное музыкальное издательство”, 1954г.
номер м23241г
Произведения Даргомыжского для фортепиано — наименее известная часть наследия великого русского композитора. Почти все они были изданы в первой половине XIX столетия отдельными пьесами или в альманахах и сборниках, в последующее время, как правило, не перепечатывались и потому стали большой редкостью. В крупнейших библиотеках нашей страны, в Москве и Ленинграде, имеются лишь отдельные фортепианные сочинения Даргомыжского, хранящиеся. среди уникальных изданий. Некоторые из пьес, о существовании которых известно по современной композитору периодической печати, вовсе найти невозможно даже среди библиотечных редкостей. Наконец, часть раннего фортепианного наследия Даргомыжского вообще никогда не печаталась и дошла до нас лишь частично в количестве нескольких произведений, так как архив композитора юношеских лет за отдельными исключениями не сохранился.
Состояние материалов по фортепианной музыке Даргомыжского свидетельствует не столько о пренебрежении к этим произведениям, сколько, о месте, которое занимают пьесы для, фортепиано творческом наследии композитора.
Художественный уровень фортепианных произведений Даргомыжского значительно уступает уровню его сочинений в других жанрах. Несмотря на то, что Даргомыжский сам был отличный пианист, еще в юности проявивший незаурядные исполнительские способности, удельный вес фортепианной музыки в его творчестве очень невелик. Объясняется это общим направлением творчества Даргомыжского, теми тенденциями, которые определили его художественное развитие.
Увлеченный !идеей психологического реализма, раскрытия человеческого образа в музыке через живую речевую и песенную интонацию, Даргомыжский, естественно, сосредоточил свое внимание главным образом на вокальной музыке. В опере, песне-романсе заключены были его основные творческие интересы. Лишь в шестидесятые годы Даргомыжский серьезно занялся и симфоническим творчеством, предприняв создание, как он сам писал, ряда «характеристических фантазий для оркестра». До того же инструментальная и. в. частности фортепианная музыка редко, эпизодически обращала на себя внимание композитора.
И тем не менее, хотя и. немногочисленные, стоящие на втором плане, фортепианные произведения Даргомыжского представляют несомненный интерес. В своеобразной форме в них отразился процесс развития замечательного композитора-классика, а в пьесах зрелого периода — те передовые идеи реализма и народности, которые с такой силой проявились в его вокальном творчестве.
В русской же фортепианной музыке первой половины XIX века пьесы Даргомыжского занимают свое немаловажное место, существенно расширяя наши представления о пианистической культуре того времени.
- ОРИГИНАЛЬНЫЕ ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Марш
- Контрданс
- Меланхолический вальс
- Вальс
- Казачок
- Блестящий вальс
- Вариации на тему русской песни «Винят меня в народе»
- „Мечты Эсмеральды», фантазия
- Галоп из оперы „Эсмеральда»
- Марш из оперы „Эсмеральда»
- Танцы на мотивы из оперы „Эсмеральда»:
- 1. Полька-мазурка
- 2. Мазурка
- Две новые мазурки
- «Почта», французская кадриль
- Полька
- Скерцо
- „Пылкость и хладнокровие», скерцо
- „Табакерочный вальс»
- Песня без слов
- Фантазия на мотивы из оперы: „Иван Сусанин» М. И. Глинка.
- Вальс
- а) „Ты и Вы», романс, переложенный автором для фортепиано
- б) „Ты и Вы», романс, переложенный автором для фортепиано (посмертное издание)
- Славянская тарантелла
- ПРИЛОЖЕНИЕ I Незаконченные произведения, отрывки и наброски
- Для симфонической фантазии, неоконченный фортепианный эскиз
- Фортепианные отрывки и наброски из черновой тетради
- ПРИЛОЖЕНИЕ II
- Переложения произведений Даргомыжского для фортепиано, сделанные другими авторами
- Т. Куллак. Романс „Мне грустно»
- А. Гензельт. Романс „Я все еще ею люблю»
- А. Дюбюк. Песня „Душечка девица»
- А. Дюбюк. Романс „Я сказала зачем»
- К. Лядов. Кадриль на мотивы из оперы „Русалка»
- К. Лядов. Мазурка на мотивы из оперы „Русалка»
- К. Лядов. Полька на мотивы из оперы „Русалка».
- Э. Габербир. Песня „Душечка девица»
- Ф. Лист. Тарантелла
- Примечания
Скачать ноты
Источник