Мелкая моторика упражнения фортепиано

Мелкая моторика — путь к развитию интеллекта

Автор: Шевченко Марина Евгеньевна
Место работы: МАДОУ ЦРР-д/с №49 «Березка»
Должность: педагог дополнительного образования

«Источники способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»
В.А.Сухомлинский.

Каждый ребенок по-своему талантлив, и, пожалуй, одной из главных задач в воспитании ребенка является раскрытие этого таланта. В наше время наиболее актуальными стали занятия информатикой, математикой, иностранными языками. Но не менее важен и еще один язык – это язык музыки, который не нуждается ни в каком переводе, ведь это язык чувств. Помимо того, что музыкальная деятельность всегда эмоциональна, она активизирует умственное развитие ребенка, так как при игре на музыкальном инструменте задействованы движения кисти и пальцев рук – так называемая мелкая моторика. Именно развитию мелкой моторики у детей, психологи придают особую важность, при этом связывая ее с развитием речи. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около 1/3 всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику, что является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребенка здоровой речи. Помимо речи тренировка пальцев влияет на развитие умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него умение концентрировать внимание.

Читайте также:  Ой снег снежок ноты для гармони

Активное развитие мелкой моторики происходит в процессе игры на музыкальном инструменте.

При игре на фортепиано различных упражнений, для начала это нажатие одной клавиши одним пальцем, затем постепенное усложнение задач (две клавиши берутся поочередно двумя соседними пальчиками: 2-3,3-2;1-2,2-1;4-5,5-4 и т.д.), у детей начинается развитие мелкой моторики, укрепляются мышцы кисти, предплечья, плеча. Подушечки пальчиков становятся более чувствительными. Еще одним важным положительным моментом занятий именно на фортепиано, является тот факт, что и правая и левая руки задействованы в равной степени одинаково. Т.е. обе руки развиваются одновременно. Занятие по фортепиано проходит не только в виде игры на инструменте, в нем используются и другие виды деятельности: пение, слушание, импровизация, чтение нот голосом (сольфеджирование), письмо и игры-упражнения для развития пианистического аппарата (крупной и мелкой моторики). Их масса в методиках педагогов-пианистов, но главная особенность в них, чтобы они превратились для ребенка в игру, связанную с его жизнью.

Для укрепления мышц плечевого пояса, спины и освобождения от зажатости рук я использую игры-упражнения «Здравствуй, солнышко», «Птицы, гуси..», « Пчелка», «Шалтай-болтай», «Мельница». Есть упражнения, предназначенные для укрепления свода кисти и развития гибкости кистевого сустава. Это — «Кузнечик», «Карусель», «Мячик», «Парашютик».

При переходе к игре разными пальцами, для развития автономности подъемных движений каждого пальца есть другие упражнения: «Пальчики –солдаты», «Наша дружная семья».

Для того чтобы ребенок лучше понял, что опускать пальцы на клавиатуру надо вертикально на подушечки, мы можем «поздороваться» каждым пальцем с первым поочередно, при этом сохраняя округлую форму всех пальцев. Для этой цели можно использовать игру-упражнение «Медвежонок», «Добрые зверята». Для развития координации и глубины взятия звука использую упражнение «Радуга».

Читайте также:  Весна опять вернулась моцарт ноты

Знакомство с нотной грамотой приводит к развитию логического мышления, наподобие математики. В европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число точных наук. На первом этапе, когда дети не умеют еще читать ноты, мы играем с ними в «Живые звуки».
Для ребенка 5 – 6 лет записать нотами звуковысотное соотношение – задача очень трудная, а работа по пособию дает возможность избежать трудностей письма.

Я исполняю различные попевки, голосом и на инструменте, а ребенок передвигает пуговицы – звуки в соответствии с услышанным, и получает изображение слышимого на таблице. С помощью этого пособия ребенок легче учится различать звуки по высоте. Как правило, у детей представление о звуковысотности не сформировано. На звучание попевок в высоком регистре они обычно говорят: «спела тонким голосом», а в низком – «спела грубым голосом». И здесь надо сообщить, что в музыке принято говорить не тонкие, а высокие, не грубые, а низкие звуки. Таким образом, происходит развитие мышления и слухового, зрительного восприятия. В дальнейшем чтение нот голосом (сольфеджио) – это мышление, непосредственно связанное с действием – пением или игрой на инструменте. Его опорой является слуховая чувственно-моторная и специфическая «эмоциональная» память. Чтение нот и нотная запись требует большой тренировки мысли. При этом вырабатывается умение сосредоточиться, сконцентрировать внимание — основные элементы в развитии мышления.

Для успешного исполнения какой-либо песенки или пьески, ребенок запоминает мелодию наизусть, и при этом развивается такая его способность, как память. Причем при занятиях на фортепиано задействуются сразу несколько видов памяти: слуховая, зрительная, гармоническая, двигательная (пальцевая). Чем старше ребенок становится, и чем быстрее развивается, тем сложнее ставятся задачи, произведения постепенно увеличиваются в объемах, у ребенка появляется желание играть что-то более сложное и интересное, следовательно, объем запоминаемой информации с каждым разом увеличивается. Если память тренируется с раннего возраста, то в дальнейшем для ребенка не будет составлять сложности выучивать большие стихотворения, он будет легко и надолго запоминать любую информацию.

Помимо этого игра на фортепиано развивает координацию движений не только рук, но и ног при использовании педали. При переходе игры обеими руками одновременно, ребенку вначале иногда бывает сложно следить за правильностью игры обеих рук, тем более, если нужно исполнить разные приемы звукоизвлечения. Например: в правой руке — легато, т.е связное исполнение мелодии, а в левой – стаккато (отрывистое исполнение звуков). Можно попросить ребенка сыграть правой рукой, а левой вместо него сыграть педагогу, а потом наоборот. Или попробовать правой рукой играть мелодию, а левой отстукивать все доли, а потом только сильные.

Занятия на фортепиано, а именно прослушивание музыки, желание передать характер и музыкальную выразительность, а так же содержание музыки, развивают творческое мышление и воображение. Например, для детей, которые еще не умеют играть на инструменте, используется такой вариант, когда педагог играет мелодию, и просит ребенка представить, ассоциации с каким животным она вызывает. Когда ребенок уже научится сам играть, можно попросить его изобразить на инструменте пение птиц, шаги медведя и т.д. По мере взросления ребенка, репертуар усложняется, и чаще появляются пьесы без текста. А чтобы легче понять через музыку художественный образ, мы с детьми, и конечно с их родителями, придумываем к этим пьесам слова. Еще выражаем свое отношение к музыке — в рисунке. Все это собираем в «Творческую копилку».

Слушая музыку и определяя ее характер, развивается не только мышление и воображение, но также и внимание. Ребенок концентрируется именно на звучащей мелодии, ведь для того чтобы выполнить задание он не должен отвлекаться. Так же для выполнения и других заданий, например, чтобы сыграть отрывок понравившейся мелодии ребенок должен внимательно выслушать педагога и точно повторить на инструменте нужные звуки. Если ребенок будет невнимателен, и постоянно отвлекаться на посторонние вещи, то ему вряд ли удастся воспроизвести нужную мелодию.( давайте вместе сделаем выводы, какие бы вы хотели развить качества в своем ребенке, если бы он у вас занимался на музыкальном инструменте?)

Таким образом, игра на фортепиано развивает:
 Речь,
 Память,
 Логическое и образное мышление,
 Внимание,
 Координацию движений,
 Эмоциональность (эмпатию),
 Творческое мышление и воображение,
 Слуховое и зрительное восприятие,
 Интеллект,
 Трудолюбие,
 Терпение,
 Аккуратность,
 Волю.

Занятия на музыкальном инструменте не самоцель, а в большей мере средство для развития выше перечисленных качеств, которые нужны человеку в жизни для многих видов его деятельности.

И в завершение я хочу представить вашему вниманию презентацию с пожеланиями.

Существуют различные пути для развития мелкой моторики: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика, работа с предметами (пластилин, конструктор, ножницы..), теневой и пальчиковый театр, рисование, конструирование, работа с пазлами и мозаикой.

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Источник

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

«Активизация мозговой деятельности ребенка через развитие пальцевой моторики на уроках специального фортепиано в младших классах ДМШ»

Методическое сообщение

Автор: Тимофеевская Наталья Владимировна, преподаватель по классу фортепиано, МБУДО ДМШ им. М.А. Балакирева, город Саров, Нижегородская область

Методическое сообщение на тему:

«Активизация мозговой деятельности ребенка через

развитие пальцевой моторики на уроках специального

фортепиано в младших классах ДМШ»
Работу выполнила: преподаватель по классу фортепиано МБУДО ДМШ им. М.А. Балакирева Тимофеевская Наталья Владимировна г. Саров 2014 г

Цель работы
: Привлечение внимания педагогической общественности, родителей к проблемам эмоционально-психологического развития ребенка через обобщение исторического опыта и личного поиска.
Задачи:
 активизация внимания учащихся;  эмоциональный настрой на занятия;  разминка руки перед игрой;  развитие координации;  разрядка эмоционально-психологического напряжения;  развитие свободы аппарата. В наше стремительное время, в век техники и информатики, деловой и информационной загруженности всё меньше времени остаётся на физическую и эмоциональную разгрузку. Особенно это замечают в своей работе преподаватели дополнительного образования, а также родители и сами дети. Все мы знаем, что к нам на занятия учащиеся приходят после четвёртого-шестого урока в общеобразовательной школе. Плюс на ребёнка «давит» психологический груз ещё невыученых уроков на завтра, а ещё могут быть проблемы дома, в школе, проблемы со здоровьем. Мы знаем, что в настоящее время нет конкурсного отбора по способностям в музыкальную школу. У нас, например, в контингенте школы на сегодняшний день есть дети и с церебральными заболеваниями, и глухонемые (занимаются со слуховым аппаратом), и с отклонениями в психике. Их единицы, но они есть.
В настоящее время все чаще родители и педагоги заменяют эмоционально-психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. В результате один участок мозга развивается быстрее за счет другого. К чему это приводит? Как утверждают ученые , в дальнейшем, это приводит к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере. Нам, преподавателям, сегодня нужно уметь работать с разными детьми (с разным уровнем подготовки, разыми способностями, разным уровнем культуры, воспитания, здоровья). Нас радует, что многие родители осознают значение музыкальных занятий в общем развитии ребёнка. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. В свое время В. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Маленький ребенок- гармоничное создание. Самый благоприятный период для развития ребенка- от 3 до 9 лет. Именно в этом возрасте активно развиваются память, восприятие, мышление, внимание. Есть такая наука – кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует более 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель, Гиппократ. Развивая моторику рук, мы создаем предпосылки для становления функций высшей нервной деятельности, развитие речи, тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Они задолго до открытия ученых передавали из поколения в поколение народные потешки (« Сорока-белобока», «Мальчик-спальчик», «Ладушки»). Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста (поглаживание от кончиков пальцев к запястью, отдельно каждый пальчик сгибать и разгибать, давать в руки сначала крупные и яркие предметы, затем более мелкие.) Тренировка рук и пальцев полезна в любом возрасте, т.к. мышцы восстанавливаются всегда, главное не лениться. А если тренировка рук подкрепляется игрой на каком-либо инструменте — результат удивляет. В настоящее время в США и Канаде в пансионатах для пожилых людей открываются классы для игры на фортепиано и других инструментах, что является, по утверждению ученых, профилактикой болезней Альцгеймера и Паркинсона. В свое время Гутман сказал интересную фразу: «Музыка должна лечить». Музыканты утверждают, гимнастические упражнения для пальцев помогут больше, чем долбежка на фортепиано. Они сделают пальцы сильными и независимыми, послушными нашей воли, быстрее помогут справиться с трудностями в игре, в науках, сбросят напряжение, соберут внимание, активизируют мозг. Артур Рубинштейн говорил, что делая гимнастику пальцев во время сеанса кино, он играет гораздо лучше и свободнее на фортепиано, эту мысль подтверждает и Фаина Брянская в своей работе «Фортепианная школа с играми, сказками, путешествиями и загадками». Начальный этап обучения самый ответственный и сложный, но в образной, игровой форме, развивая моторику пальцев и на клавиатуре, и при
помощи гимнастических упражнений обучение игре на фортепиано можно сделать более легким и увлекательным. Трудно переоценить важность правильной посадки за фортепиано. Вместо наставлений (не сиди слишком высоко…низко…далеко..близко, расслабь плечи, шею и т.д.). Ф. Брянская предлагает живой образ: «Верхом на пони с улыбкой» и тогда ученики любого возраста обретают свободную и удобную позу за инструментом, ощущение гармонии во всем теле: включаются мышцы спины, которые поддерживают руки, в руках же возникают легкость и естественный тонус. Освобождаются бедра, от улыбки расслабляется гортань. А если еще представить себе, что вдыхаешь нежный аромат цветка, то появится легкое дыхание через нос. Эти ощущения — свобода в области бедер и гортани, а также легкое дыхание через нос (т.е. «спинное дыхание») — очень важны на любом этапе обучения. Без них подлинный контроль над ритмом, звуком и интонацией невозможен. Чтобы разговаривать и петь на фортепиано, пальцы должны знать «кто есть кто». Этому можно научить, просто заучивая номера пальцев, в то время как игра с воздушным шариком превращает сложный процесс приспособления к инструменту в увлекательное занятие. 5 пар пальцев «смотрят» друг на друга, потом «здороваются», нажимая на шарик своими подушечками и «распевают» любимые песенки. Мягкая упругость шарика воспитывает чуткость к звуку, к глубине клавиши и, что очень важно, оставляет в мышечной памяти ощущение открытой ладони. Благодаря пропеванию слов и синхронному движению рук ученик усваивает пунктирный ритм на слух, двигательно и зрительно — пока без аналитического осознания.

Зарядка для пальцев на воздушном шарике
Познакомь свои пальчики друг с другом. Тебе в этом поможет воздушный шарик. Обними его ладошками. Пусть пальчики приветствуют друг друга, слегка нажимая своими подушечками на шарик и приговаривая: Первый пальчик к нам пришел И второй за ним вошел. Третий шариком играл, А четвертый танцевал. Патый пальчик песни пел: «Нежно шарик обниму, Каждый пальчик назову.» (Можно повторить сначала) Проверь, как твои пальчики умеют здороваться друг с другом и рассказывать это же стихотворение без шарика. (Представь, что шарик у тебя в руках). Наша главная цель — воспитать «слышащую руку» (по определению С.И. Савшинского), т.е. развить музыкальный слух в кончиках пальцев. И одна из первых задач — выработать в пальцах ребенка двигательную реакцию на ритмические блоки, повторяющиеся в разных песенках. Для этого можно предложить ему на каждый слог слегка постучать кончиками пальцев обеих рук по столу или коленкам, затем слова заменяются слогами «та» и «ти», а далее — разные ритмические блоки записываются палочками на отдельных карточках. Так постепенно в памяти и пальцах «собирается» ритмический музыкальный словарь.
Ф. Брянская не советует начинать знакомство ученика с клавиатурой с традиционного «до-ре-ми-фа-соль-ля-си». Этот метод топографически слепой, даже при игре с закрытыми глазами: дети «не видят» черные клавиши. Пытаясь найти любую белую клавишу, они начинают длинный путь от «до». Когда детские неуверенные руки попадают на плоский ландшафт белых клавиш, черные неизбежно выпадают из поля их внимания и слуха. Такой способ пораждает проблемы и в постановке руки (плоские пальцы, низкая кисть), а также фобии при освоении теории и игре с листа (боязнь знаков альтерации)и т.д. Изучение черно-белого «ландшафта» клавиатуры помогает расположить пальцы естественным образом (всем известная формула Шопена) — второй, третий, четвертый пальцы — на черных клавишах, а первый и пятый — на белых. Освоение клавиатуры с закрытыми глазами, на ощупь, создаёт мгновенную связь между слухом и кончиками пальцев. Это самое первое и оптимальное (с точки зрения результатов) упражнение для выработки навыка чтения с листа. Так воспитывается «доверие» к пальцам, а глаза освобождаются для чтения нот. Неудивительно, что великий И.С. Бах на первых же уроках учил своих детей играть с закрытыми глазами. Пальцевых упражнений для разного возраста на сегодняшний день описано очень много, также можно придумать свои, но их не стоит ставить во главу угла. Они должны быть вспомогательным элементом. Эти упражнения нужно делать между делом (с утра, на остановке, в транспорте, в начале и ближе к концу урока и т.п.). В заключение хочу привести слова Ф. Брянской, с которыми каждый согласится: «В своей практической педагогике я считаю нужным «брать на пробу» любой опыт, любой поиск. Поэтому я всегда прислушиваюсь к мнению других педагогов, работающих над созданием ,возможно, лучшего метода в занятиях с начинающими.»

Список литературы
1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой, — РМИ, М., 1996. 2. Брянская Ф. Фортепианная школа Фаины Брянской для маленьких музыкантов с играми, сказками, путешествиями и загадками, — Классика – XXI, 2008. 3. Гавришева Л., Нищева Н. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры, — Детство – пресс, С-П, 2009. 4. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью, — Композитор, С-П, 1997. 5. Калиман О. Возможности использования образовательной кинезиологии в обучении школьников, — 6. Меньших И. С музыкой растем, играем и поем: сборник песен и игр для детей дошкольного возраста, — Ростов н/Д: Феникс, 2007. 7. Сиротюк А. Коррекция развития интеллекта дошкольников, —

Источник

Оцените статью