Мельник кто волны вас остановил ноты

И.Мельников Хор «Кто, волны, вас остановил»: аналитический очерк

Панфилова Виктория Валерьевна, ГБУДО г. Москвы ДШИ «Родник», 2016.
И.Мельников Хор «Кто, волны, вас остановил»: аналитический очерк
Сочинение И.Мельникова на стихи А.Пушкина «Кто, волны, вас остановил» написано для смешанного четырехголосного хора и состоит из трех строф:
Кто, волны, вас остановил, Кто оковал ваш бег могучий, Кто в пруд безмолвный и дремучий Поток мятежный обратил?
Чей жезл волшебный поразил Во мне надежду, скорбь и радость И душу бурную Дремотой лени усыпил?
Взыграйте, ветры, взройте воды, Разрушьте гибельный оплот! Где ты, гроза — символ свободы? Промчись поверх невольных вод.
В этих стихах иносказательно отразилась общеевропейская реакция, «задушившая» все революционные движения начала 20-х годов. Так, в 1823 г., когда было написано стихотворение, в результате военной интервенции была уничтожена конституция в Испании. Все это поэт изображает иносказательно, в первых двух строфах вопрошая, кто же остановил могучую стихию. Начало третьей строфы призывно (используются глаголы «взыграйте», «взройте», «разрушьте»), в завершении же стихотворения поэт призывает грозу «промчаться», однако оно более спокойно, приближенно к вопросительному началу стихотворения.
Хор написан в строфической форме. Обратимся к каждому из разделов формы подробнее.
Первая строфа (тт.1-8) представляет собой период по структуре приближенный к дроблению с замыканием (2+2+1+1+2). Многократное «вопрошание» здесь виновника «остановки» волн воплощено композитором в секвенцировании основного, вопросительного мотива (нисходящий скачок на квинту с последующим гаммообразным восхождением сперва излагается в основной тональности d-moll, затем – в F-dur) и вычленении из него отдельных возгласов (нисходящей, секвенцируемой кварты повторенной многократно в дроблении).

Читайте также:  Маму утром разбужу здравствуй мамочка скажу ноты

При этом особую силу, сконцентрированную энергию изложению придает октавно-унисонное изложение хора в начале, постепенно расширяющееся в аккордовое изложение (все это подчеркивает и ремарка «Решительно»).
Двухтактное завершение первой строфы также основано на первоначальном мотиве, однако нисходящий скачок на квинту компенсируется здесь дополнением звука до трезвучия второй ступени, что способствует особой гармоничности. Особый колорит при этом придает гармоническая окраска основного F-dur. Завершает первый период композитор почти буквальным «вздохом» (нисходящей секундой).
Иная по характеру – вторая часть (ремарка «Нежно», период из двух предложений, тт.9-16): ее фактура подвижна. Ведущую роль в первом предложении играют сопрано и басы, поочередно ведущие мелодическую линию, в то время, как средние голоса выполняют роль гармонического «фона». Мелодика здесь мягка и выразительна, преобладает поступенность движения, развивающаяся в гармонии с тонально-гармоническим движением (a-moll – d-moll).

Во втором предложении важнейшее значение приобретают переклички: сперва между тенорами и женским хором, затем – между низкими (альтами, басами) и высокими (сопрано, тенорами) голосами. Во втором предложении возвращается основная тональность сочинения (d-moll), однако часть разомкнута, завершается на доминанте с ферматой, благодаря тексту («дремотой лени усыпил…»), способствующему незавершенности момента, «замиранию».
Третью строфу текста композитор делит на два контрастных раздела, каждый из которых тесно связан с текстом (при этом он меняет здесь метр на 3/8): первый – решительный, активный, почти буквально изображающий «взыгрывание» вод (с помощью восходящих имитаций сперва у басов и альтов, затем у теноров и сопрано дважды, которые «подхватываются» всем хором с ремаркой «Бодро и решительно», динамикой f).

При этом в первых возвращается основная тональность сочинения d-moll, его основное трезвучие охватывают две первые имитации, в третьей имитации затронуто трезвучие субдоминанты, раздел разомкнут (завершается на доминанте).
Последнее двустишие торжественно-гимнично, кульминационно (медленное, хоральное изложение ff, с акцентированием каждого из звуков и широким восходящим скачком на октаву знаменует кульминацию раздела). В некоторой мере, оно приближено к маршу, несмотря на метр 3/8, важное значение здесь обретает пунктирный ритм и ферматы.

Читайте также:  Аннушка пьеса для фортепиано ноты

Завершение хора спокойно, подобно по изложению второй строфе – здесь решающее значение вновь приобретает поступенное движение, мягкость и скромная динамика (p – mp – pp).

  • melnikov
    Панфилова В.В.
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 3

Источник

Аннотация на хоровое произведение «Кто, волны, вас остановил»

История написания стихотворения и его смысл. Исследование жизни и творчества А. Пушкина и И. Мельника. Изучение тональности и ритмического рисунка хорового произведения. Анализ размера, темпа и состава частей. Рассмотрение дикции и характера звучания.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.04.2015
Размер файла 18,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Кто, волны, вас остановил

Музыка: И. Мельника

Слова: А. Пушкина

Пребывая в южной ссылке Александр Пушкин впервые увидел Черное море и был пленен его красотой. Вдали от дома поэт чувствовал себя одиноко и постоянно пребывал в угнетенном состоянии. Все попытки друзей хоть как-то развеселить Пушкина заканчивались неудачей: поэт дерзил, писал на представителей светского общества Одессы эпиграммы и постоянно конфликтовал со своим прямым начальником — графом Воронцовым.

Свои мысли и чувства Пушкин мог доверить лишь бумаге и морским волнам. Он часто приходил на побережье и наблюдал за неспешным бегом волн, которые поражали его своим бунтарским духом и свободолюбием. Шторм на море соответствовал внутренним мироощущениям поэта, который каждым своим поступком выражал протест ссылке, но при этом не мог ничего изменить. Однако в моменты затишья поэт понимал, что море не может быть его союзником, хотя и продолжал наделять его чертами живого человека. В один из таких дней, летом 1823 года, Пушкин написал стихотворение «Кто, волны, вас остановил…», в котором провел параллель между морской стихией и собственной жизнью. Он увидел самого себя как бы со стороны и понял, что не может распоряжаться собственной жизнью. Так же, как и море не может выбирать между штормом и штилем. Тем не менее, поэт вопрошает у водной стихии: «Кто в пруд безмолвный и дремучий поток мятежный обратил?». Автор понимает, что получить ответ ему не удастся, однако он прекрасно знает, кто виновен в его изгнании, и кто «душу бурную и младость дремотой лени усыпил».

Обращаясь к морю, автор призывает стихию сбросить с себя оковы чужой воли. «Взыграйте ветры, взройте воды, разрушьте гибельный оплот!», — требует поэт. Он обращается к грозе, которую считает символом свободы, с просьбой промчаться «поверх невольных вод». Однако подобная аллегория несет в себе скрытый смысл, потому что на самом деле поэт обращается к себе, пытаясь возродить тот бунтарский дух, который стал причиной южной ссылки. Пушкин убежден, что зря прожигает свою жизнь, перекладывая бумажки в графской канцелярии, когда его талант и необузданный темперамент так нужны в Москве и Санкт-Петербурге. Согласно исследованиям литературоведов, находясь в Одессе, Пушкин готовит побег в Константинополь на одном из торговых судов. Однако в последний момент отказывается от этой идеи, понимая, что эмиграция навсегда разлучит его с родиной. Поэтому единственное, что ему остается — ждать и страдать, доверяя свои мысли морской стихии.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев.

Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться в 1811 году. О роли Лицея в становлении личности Пушкина сказано очень много. Вспомним имена друзей, которых Пушкин нашел в Лицее: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг. Они навсегда остались верными и близкими Пушкину друзьями. В Лицее Пушкин начал писать стихи, в 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу».

После окончания Лицея Пушкин не возвратился в Москву, в 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он общался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» — первое крупное произведение.

За эпиграммы, вольные стихи, быстро распространявшиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку. За четыре года он переезжал в разные города: Екатеринослав, Кишинев, Одессу. Во время этой ссылки им были написаны романтические южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», а в 1823 году он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

В 1824 году Пушкин был отправлен в северную ссылку в имение родителей Михайловское, где после отъезда семьи жил с няней. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Там, в Михайловском, навещали его друзья, туда Пущин привез Пушкину «Горе от ума», находясь там, Пушкин вел переписку. Там застало его известие о восстании декабристов, в котором участвовали многие его друзья, и об их казни.

4 сентября 1826 года Николай 1 неожиданно вызвал Пушкина в Москву. Но свобода, предоставленная царем, была недолгой. Уже в 1328 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.

В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.

15 мая.1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург. В эти годы он много работал в архивах, писал произведения на исторические темы. Это «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева». Пушкин журнал «Современник», был его редактором, общался Белинским, Гоголем, с художниками.

Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден был общаться в придворных кругах. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.

Ион Мельник родился 11 октября 1935 года в Москве. С раннего детства проявил незаурядные способности к дирижированию. Стоило ему услышать звуки оркестра, как его детские ручонки начинали не просто тактировать, а петь музыку. Но война отложила занятия музыкой.

В 1943 году, по возвращению из эвакуации, Ион в семилетнем возрасте поступил в ансамбль песни и пляски ЦДДЖ, которым руководил Семён Осипович Дунаевский, брат Исаака Дунаевского. В этом ансамбле Ион был незаурядным домристом. Был концертмейстером оркестра. Ансамбль стал для будущего композитора и дирижёра настоящей музыкальной школой жизни. Постоянное общение с великим композитором, с его музыкой, сформировало у Иона его собственное музыкальное кредо.

Музыки без мелодии — не музыка! Этот девиз стал основой всего творчества Иона Мельника. Находясь в ансамбле, Ион начинает сочинять. Одновременно он учится в музыкальной школе по классу альта, семилетний курс которой он заканчивает за два года. В это время Исаак Осипович его рекомендует в Семинар молодых композиторов при Союзе Композиторов СССР. Там Ион занимается с Игорем Михайловичем Белорусцом, ассистентом Михаила Фабиановича Гнесина. Ион также брал уроки по композиции у Рейнгольда Морицевича Глиэра. В Семинаре Ион занимался по композиции у Юлиана Григорьевича Крейна. Поэтому, когда пришло время поступать учиться, не так-то просто оказалось ему выбрать куда пойти.

Ион в это время много пишет. Его дядя профессор Московской консерватории по скрипке Яков Ильич Рабинович считал, что композитор-не профессия. Профессия-музыкант. Также говорил и Исаак Осипович Дунаевский. хоровой произведение ритмический дикция

Однако, судьба распорядилась по-своему. Ион поступает в Музыкальное училище при Московской консерватории в класс композиции Григория Самойловича Фрида. К сожалению, не долгим был курс. Учёбу пришлось прервать. Иона призвали служить на Северный флот. Там он не только служил в ансамбле СФ, но и создал свой ансамбль моряков. Но главное, он вдохновлённый суровым Заполярьем, нелёгкой службой морской, создаёт песни, некоторые из которых вошли в золотой фонд ансамбля песни и пляски Северного флота. Так песня Беломорская лирическая есть на диске Доброй ночи, Москва.

После службы на флоте, Ион продолжает учёбу, а также создаёт в МО ПВО свой ансамбль песни и пляски. В 60-х годах продолжает учёбу в Ленинградской консерватории, где занимается у Сергея Михайловича Слонимского.

Знаменательным событием в его жизни стало знакомство с Театром фронтовых новелл, созданным при Измайловском парке Москвы. Там он подружился с вокальным октетом ветеранов-краснознамёнцев. Это они в 1941 в июне, на третий день войны пели в составе Краснознамённого ансамбля песню Священная война, ставшую Гимном Великой Отечественной войны.

Параллельно с октетом ветеранов-краснознамёнцев Ион создаёт в парке Сокольники духовой оркестр, с которым он проводил незабываемые вечера отдыха для людей старшего поколения. На знаменитую веранду танцев съезжалась буквально вся Москва. Эти вечера, по отзывам приходивших, продлевали им жизнь.

Творчество Иона Мельника многогранно. Он автор не только песен, но и хоровых сочинений, некоторые из них стали хрестоматийными. Как хор Кто, волны, вас остановил — единственное музыкальное сочинение на эти стихи А.С. Пушкина. Ион написал музыку к двум фильмам.

Живя в Америке, он много пишет инструментальной и оркестровой музыки.

Но, как сам Ион говорит,- «Сколько бы мы не говорили о музыке, не пытались описать её в словах, это ничего не даст. Музыку надо слушать».

Стихотворение «Кто, волны, вас остановил» делится на три четверостишья. А в музыкальном произведении четыре части. Отсюда можно предположить, что форма произведения куплетно-строфическая.

В первой части обращает внимание не на темп, а на характер исполнения — решительно.

Вторая часть начинается со слов «Чей жезл…» здесь музыка нежная, тихая.

Третья часть «Взыграйте…» снова исполняется решительно, бодро.

Четвертая часть «Где ты…» медленная и здесь кульминация всего произведения на ff. А в конце все успокаивается, и слышны только отголоски той самой грозы «Промчись поверх невольных вод», здесь динамика уходит на pp.

Часто используются интервалы примы, терции, квинты, кварты, секунды, октавы. Такие интервалы также передают эффект волны, решительности, спокойствия.

Ритмический рисунок в первой части ровной, только однажды встречается восьмая с точкой, и шестнадцатая. Во второй части он тоже ровный, на фоне долгий длительностей (целая, половинки, половинка с точкой) идет изложение тем мелкими длительностями (восьмыми). В конце второй части при постепенном замедлении заключительный аккорд выдерживается на фермате. В третей части изложение темы проходит в трехдольном размере (3/8) и заключительная — также в трехдольном размере, но в медленном темпе.

Каждая часть написано в своем темпе. Начало в умеренном темпе. При переходе ко второй части происходит его замедление. За счет долгих нот во второй части возникает ощущение замедления темпа, хотя автор этого не предусматривает. И несмотря на переход на мелкие длительности (восьмые) во второй фразе «и душу бурную и младость дремотой лени усыпил» снова звучит замедление poco rit. Третья часть изложена в трехдольном размере и мелкими длительностями (восьмые, четверти) возникает ощущение быстрого темпа. В последней части темп меняется на медленный, штрих исполнения — акцентированные ноты и ферматы на долгих длительностях, способствует еще большему замедлению темпа.

Произведение a capello написано для смешанного четырехголосного хора с элементами пятиголосья.

Кто, вол-ны, вас ос-та-на-вил, кто а-ко-вал ваш бек мо-гу-чий,

Кто в прут без-молв-ный и дре-му-чий па-ток мя-теш-ный аб-ра-тил.

Чей жезл вол-шеб-ный па-ра-зил ва мне на-деж-ду, скорпь и ра-дасть,

И ду-шу бур-ну-ю и мла-дасть дре-мо-тай ле-ни у -сы-пил…

Взы-грай-те, веет-ры, взрой-те во-ды, раз-рушь-те вы оп-лот.

Где ты, гра-за, сим-вал сва-бо-ды!

Пра-мчись па-верх не-воль-ных вод.

Содержание и характер звучания произведения требуют разнообразного дирижерского жеста — от насыщенного marcato до мягкого legato. Следует обратить внимание на тщательное исполнение многочисленных форм, агогических изменений и контрастной динамики.

Размер 3/8 (до слов «Где ты, гроза») дирижируется «на раз»; далее — по трехдольной схеме.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Историко-стилистический анализ произведений хорового дирижера П. Чеснокова. Анализ поэтического текста «За рекою, за быстрой» А. Островского. Музыкально-выразительные средства хорового произведения, диапазоны партий. Анализ дирижерских средств и приемов.

контрольная работа [28,9 K], добавлен 18.01.2011

Творческий портрет композитора Р.Г. Бойко и поэта Л.В. Васильевой. История создания произведения. Жанровая принадлежность, гармоническая «начинка» хоровой миниатюры. Тип и вид хора. Диапазоны партий. Сложности дирижирования. Вокально-хоровые трудности.

реферат [944,1 K], добавлен 21.05.2016

Музыкально-теоретический, вокально-хоровой, исполнительский анализ произведения для хорового исполнительства «Легенда». Ознакомление с историей жизни и творчества автора музыки Чайковского Петра Ильича и автора текста Плещеева Алексея Николаевича.

краткое изложение [233,5 K], добавлен 13.01.2015

Тематический анализ на хоровое произведение для смешанного хора a cappella Р. Шумана «Ночная тишина». Идея произведения, вокально-хоровой анализ, метроритмика, голосоведение. Характер певческого дыхания, звуковедение, атака звука и дирижерские трудности.

реферат [34,1 K], добавлен 09.06.2010

Шведские симфонисты первой половины ХХ-го столетия. Особенности хорового исполнительства и композиторского творчества Х. Лундвика. Вторжение новой музыки в музыкальную атмосферу Швеции в 80-е годы прошлого века. Вокально-хоровой анализ произведения.

реферат [1,8 M], добавлен 16.12.2013

Истоки кабардинской и балкарской культуры, искусство адыгов. Песня — душа кабардинского и балкарского народа. Национальный фольклор в творчестве русских и советских композиторов. Характерные особенности хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии.

дипломная работа [97,4 K], добавлен 18.02.2013

Изучение особенностей хорового произведения С. Аренского на стихи А. Пушкина «Анчар». Анализ литературного текста и музыкального языка. Анализ дирижерских исполнительских средств и приемов. Диапазоны хоровых партий. Разработка плана репетиционной работы.

курсовая работа [336,9 K], добавлен 14.04.2015

Источник

Оцените статью