Мелодическое расположение аккорда это

Мелодическое положение аккордов

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы узнаем какое бывает мелодическое положение у трезвучий и септаккордов.

Мы ранее писали про то, что нота находящаяся в басу у аккорда определяет что это за аккорд, основного вида или обращение. А как насчёт нот, которые находятся вверху?

Понятное дело вверху у нас тоже могут находится те самые терцовый, квинтовый или септимовый тона. Они определяют на самом деле мелодическое положение аккорда.

Возьмём например трезвучие Фа мажор (F).

рис. 1

Как видите мы можем взять его по-разному. У нас может быть вверху октавный тон, терцовый и квинтовый. В зависимости от этого наше трезвучие может быть в положении октавы, терции или квинты.

Кроме того, мы можем взять и септаккорд и вверху у нас появится ещё и септимовый тон.

рис. 2

Это будет означать, что септаккорд находится в положении септимы.

Источник

Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий

Расположение и мелодическое положение трезвучий. Удвоения в трезвучиях.

Расположение аккордов в 4-х-голосном изложении определяется интервалами между соседними верхними голосами (S., A., T.), расстояние между басом и тенором при этом не учитывается, (бас может быть удалён от тенора на расстояние от унисона до двух октав, иногда – больше).

В тесном расположении верхние голоса расположены подряд по ближайшим тонам аккорда, при этом в трезвучии между соседними верхними голосами образуются интервалы терции и кварты, а расстояние между S. и T. меньше октавы.

В широком расположении верхние голоса расположены с пропуском очередного тона аккорда, при этом в трезвучии между соседними верхними голосами образуются интервалы квинты и сексты, а расстояние между S. и T. больше октавы.

Мелодическое положение аккордов определяется тоном аккорда, который находится в верхнем голосе (в S., в мелодии). Трезвучие может быть изложено в 3-х мелодических положениях: основного тона (примы), терцового тона (терции) и квинтового тона (квинты). [В септаккордах возникает возможность мелодического положения септимы].

Удвоения в трезвучиях. В трезвучиях обычно удваивается основной тон. В некоторых аккордовых соединениях необходимо удвоение терцового тона трезвучия, например, при разрешении V53 и V7 в VI (прерванный оборот) и при разрешении VII7 в Т.

Иногда трезвучие используют в неполном виде. В неполных трезвучиях пропускается квинта или терция. Например, при разрешении полного V7 в неполное Т53 с утроенным основным тоном пропускается квинтовый тон.

[При ненормативных удвоениях и пропусках тонов в трезвучиях может получиться смешанное расположение– между соседними верхними голосами чередуются интервалы тесного и широкого расположений].

Интервальное соотношение трезвучий. Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий. Типы голосоведения.

Типы голосоведения.

По характеру мелодического движения в одном голосе различают голосоведение:

плавноеи со скачками (скачковое)

При плавном голосоведении каждый голос движется плавно – остаётся на месте или движется на секунду или терцию (т.е., на интервал не шире терции).

При голосоведении со скачками голос совершает скачки, т.е. движется на кварту и шире (т.е. на интервал шире терции).

[Нужно избегать движения голоса на ув. интервал – ув. интервалы надо заменять на ум., например, ув.2 на ум.7, ув.4 на ум.5. Нельзя использовать в басу интервалы септимы и ноны, образованные движением по квартам или квинтам в одном направлении (2 кварты = септима, 2 квинты = нона). Скачки в верхних голосах желательно компенсировать противоположным плавным движением].

По соотношению направления движения в любой паре голосов 4-х-голосного сложения различают 4 типа голосоведения:

противоположное – 2 голоса движутся в противоположные стороны: ↑↓ или ↓↑;

косвенное – один голос остаётся на месте, а другой движется ↑ или ↓;

прямое – 2 голоса движутся в одну сторону: ↑↑ или ↓↓;

параллельное (разновидность прямого) – оба голоса движутся в одну сторону на один интервал, при этом образуется движение параллельными интервалами.

В строгом 4-х-голосии запрещается движение параллельными ч.1, ч.8 и ч.5.

[в 4-х-голосном сложении образуется 6 пар голосов:

– 3 пары соседних голосов – S и А, А и T, T и В;

– 2 пары через голос – S и T, А и В;

– 1 пара крайних голосов – S и В]

Интервальное соотношение трезвучий определяется интервалом (расстоянием) между основными тонами трезвучий. Различают 3 типа интервальных соотношений трезвучий:

1. кварто-квинтовое – между основными тонами интервал кварты или квинты, например, I–V, V–I, I–IV, IV–I, II–V; трезвучия в кварто-квинтовом соотношении имеют 1 общий тон;

2. секундовое – между основными тонами интервал секунды или септимы, например, IV–V, V–VI, VII–I; трезвучия в секундовом соотношении не имеют общих тонов;

3. терцовое – между основными тонами интервал терции или сексты, например, I–III, I–VI, II–IV; трезвучия в терцовом соотношении имеют 2 общих тона.

Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий.

Различают 2 типа соединений аккордов: гармоническоеи мелодическое.

Гармоническое соединение– это соединение аккордов, при котором общий тон (тоны) остаётся на месте в том же голосе (голосах). Гармоническое соединение возможно при соединении трезвучий в терцовом соотношении (2 общих тона) и трезвучий в кварто-квинтовом соотношении (1 общий тон). Общий тон (тоны) остаётся на месте в том же голосе (голосах), остальные голоса переходят плавно в ближайшие тоны следующего аккорда, при этом расположение сохраняется.

Мелодическое соединение аккордов – это соединение аккордов без общего тона. Мелодическое соединение обязательно возникает при соединении трезвучий в секундовом соотношении (нет общих тонов), а также возможно при соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении. При соединении трезвучий в секундовом соотношении (например, IV→V) бас идёт на секунду ↑, остальные голоса плавно ↓ (противоположно басу) в ближайшие тоны следующего аккорда, (расположение сохраняется). При мелодическом соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении, если бас движется на ч.4 – остальные голоса нужно вести противоположно басу плавно в ближайшие тоны следующего аккорда, если бас движется на ч.5 – остальные голоса нужно вести в одну сторону с басом (расположение сохраняется). Предпочтительнее противоположное движение голосов, поэтому при мелодическом соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении по возможности лучше вести бас на ч.4, а не на ч.5.

Общее правило мелодического соединения – если бас идёт на меньший интервал (из двух возможных, например, на ч.4 вместо ч.5), то остальные голоса движутся плавно противоположно движению баса.

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

мелодическое положение аккорда

Трезвучия в четырехголосии

Базовый курс гармонии. Содержание
В четырехголосии трезвучия употребляются с удвоением одного из звуков. Чаще всего удваивается основной тон аккорда (прима).

В зависимости от того, какой тон аккорда находится в верхнем голосе, различают три мелодических положения трезвучия: положение примы, терции и квинты.

Расположение аккордов в фактуре бывает тесным, широким и смешанным.

Традиционно трезвучия имеют два основных расположения: тесное и широкое (лишь в особых случаях используется смешанное расположение трезвучий). Для более низкого регистра предпочтительнее тесное расположение аккорда, для более высокого – широкое.

При тесном расположении три верхних голоса находятся на соседних тонах аккорда, образуя терции и кварты. При широком – через аккордовый тон, образуя сексты и квинты:

Интервал между басом и тенором не влияет на расположение аккорда. Он может быть примой (унисоном) при широком и квинтдецимой при тесном расположении.

Как и любой другой аккорд, трезвучие может перемещаться в фактуре.

Мясоедов А. Учебник гармонии. – М.,1980. С. 15.

Источник

Начальная гармония. Гармония. Правила соединения голосов. Четырехголосный склад.

В музыкальной практике мы встречаемся с бесконечным разнообразием приемов и форм изложения гармонии.В учебном же процессе для наиболее удобного изучения основных закономерностей гармонии, правил голосоведения принято строгое четырехголосие, заимствованное ,главным образом ,из практики хорового пения.

Четвертый голос в трезвучиях возникает от удвоения основного тона,то есть звука, который находится в нижнем голосе.Голоса трезвучий записываются на двух нотоносцах , два голоса — в скрипичном ключе и два голоса в басовом:

Каждый голос аккорда имеет определенное название,как в партитуре для смешанного четырехголосного хора.
Верхний голос аккорда записывается в скрипичном ключе и называется сопрано,поскольку в верхнем голосе муз-произведения обычно помещается основная мелодия, этот голос часто так и называют-мелодия.

Второй голос записывается так же в скрипичном ключе и носит название-альт.Третий голос-тенор -записывается в басовом ключе.Четвертый(нижний)голос тоже записывается в басовом ключе и называется басом:

Мелодическое положение трезвучия.

Трезвучие может находиться в одном из трех положений: основного тона, терцевого и квинтового:

Тесное и широкое расположения аккордов.

Тесным называется такое расположение трезвучия, при котором сопрано ,альт и тенор следуют подряд по смежным звукам аккорда и между каждой парой соседних голосов/сопрано-альт,альт-тенор/ возникают интервалы не более терции и кварты:

Широким называется такое расположение трезвучий ,при котором сопрано, альт и тенор следуют через один аккордовый звук и между каждой парой соседних голосов/ сопрано-альт, альт-тенор/возникают интервалы квинты и сексты:

Анализ гармонии с точки зрения буквенных обозначений аккордов гитары:

Как мы уже говорили ,в партиях гитары буквами обозначаются основной тон аккорда. Поэтому при
записи аккорда необходимо определить основной тон, то есть звук, от которого аккорд можно расположить по терциям:

Как нам уже известно,тоникой является трезвучие,
построенное на первой ступени лада.

В эстрадной музыке чаще всего употребляется тоника с секстой: в состав тонического трезвучия вводится шестая ступень лада:

В тонике с секстой в миноре шестая ступень повышенна:
Тоника с секстой в разных обращениях:

Источник

m_ludenhoff

Martin Ludenhoff

Перед начинающими обучаться игре на гитаре часто стоит задача освоения и запоминания аппликатурных форм и буквенно-цифровых обозначений различных аккордов. Это нужно для аккомпанемента, сочинительства, да и просто для более осознанного исполнения музыки по нотам, по слуху или «с рук». Кроме того, полезно знать некоторые термины, чтобы не «спотыкаться» о них при чтении различной литературы, особенно, если эти термины употреблены не совсем точно или не совсем уместно, что иногда встречается. Существует множество различных пособий, «таблиц аккордов» и т.п., касающихся этого вопроса. Как правило, попадаются громоздкие по объёму и потому трудные для запоминания таблицы или наборы примеров без систематического объяснения сути вопроса, т.е. строения аккордов. Не лучше ли самому научиться составлять такие таблицы аккордов? Ведь достаточно понять один раз, чтобы запомнить навсегда. Для того, чтобы освоить предлагаемый ниже материал, нужно лишь одно условие — необходимо немного знать нотную грамоту. Материал преподнесён очень сжато — читайте, не торопясь. По сути, это конспект традиционных учебников элементарной теории музыки (и немножко — учебников гармонии), сделанный по принципу «ничего лишнего», т.е. в основном только о строении аккордов.

Соотношение двух звуков по высоте называется интервалом. Единицей измерения интервала является тон. Один лад на грифе гитары равен 0,5 тона. Например, звук, взятый на пятом ладу первой струны, на один тон ниже звука, взятого на седьмом ладу той же струны. Названия интервалов и их величины:

прима 0 тонов
малая секунда 0,5 тона
большая секунда 1 тон
малая терция 1,5 тона
большая терция 2 тона
чистая кварта 2,5 тона
тритон 3 тона
чистая квинта 3,5 тона (малая терция + большая терция)
малая секста 4 тона
большая секста 4,5 тона
малая септима 5 тонов
большая септима 5,5 тонов
чистая октава 6 тонов
нона октава + секунда
децима октава + терция
ундецима октава + кварта
дуодецима октава + квинта
терцдецима октава + секста

Составные интервалы (больше октавы) могут называться «большими», «малыми» или «чистыми», в зависимости от тех простых интервалов, которые прибавляются к октаве для их получения.

Слова «уменьшенный» и «увеличенный», которые прибавляются к названию интервала, означают уменьшение или увеличение этого интервала на 0,5 тона. Например, «уменьшенная квинта» равна «увеличенной кварте» и тритону и равна 3 тонам. Если интервал бывает «большой» и «малый», а не просто «чистый», то «уменьшается» малый интервал, а «увеличивается» большой. Например, «увеличенная секунда» равна 1,5 тона, а «уменьшенная секунда» равна 0 тонов.

Важным является осмысленное правописание интервалов. Например, если мы говорим о малой терции от ноты «до», то обязательно записывается нота «ми-бемоль», но никак не «ре-диез», поскольку последняя является увеличенной секундой от «до». Несмотря на то, что увеличенная секунда равна малой терции, хаотичная запись может существенно осложнить восприятие нот. При отсчитывании интервала следует перебирать названия нот строго по порядку, приписывая знак альтерации уже после того, как название ноты определено. Таким образом, терцией (не важно, какой) от «до» всегда является «ми», т.к. терция — это «третья». До нужной величины (в данном случае — малой терции) мы «подгоняем» нашу терцию бемолем.

Обращением интервала является интервал, полученный при переносе на октаву какого-либо из звуков первоначального интервала, когда звуки «меняются местами» по высоте, сохраняя свои названия (для обращения составных интервалов перенос осуществляется на две октавы). Простые (не составные) интервалы, являющиеся обращениями друг друга, в сумме составляют октаву, поэтому, если первый интервал является обращением второго, то второй обязательно является обращением первого (взаимообратимость интервалов). Список пар взаимообратимых простых интервалов:

  • секунда — септима
  • терция — секста
  • кварта — квинта

Интервалы делятся на консонансы (более мягкие на слух) и диссонансы (более резкие). Совершенными консонансами являются прима, октава, квинта и кварта. Несовершенными консонансами являются большие и малые терции и сексты. Остальные интервалы — диссонансы.

Равенство интервалов по их величине при различных названиях называется энгармонизмом интервалов. Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.

Аккордом в принципе можно назвать любое созвучие, но наибольшее распространение имеют аккорды, состоящие из трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям путём октавных переносов (о таких аккордах и пойдёт речь дальше). Например, «ля-до-ми» или «до-ми-ля». Естественно, аккорды могут содержать октавные удвоения, которые «не считаются». Например, вышеприведённый аккорд может содержать несколько «ля» в разных октавах (скажем, «ля-до-ми-ля»), но его суть от этого не изменится (как и от октавных перестановок звуков).

Аккорд получает своё название от своего самого нижнего звука после расположения этих звуков по терциям. Например, аккорд «до-ля-ми» называется «ля». Звуки аккорда имеют свои названия по интервалам от нижнего звука, который называется основным тоном аккорда. Следующий по высоте за основным тоном звук называется терцовым тоном или терцией аккорда, за ним идут квинтовый тон или квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима. Например, аккорд «ми-ля-до-ми» взят с удвоенной квинтой. Некоторые звуки в аккорде могут быть, наоборот, пропущены. Например, аккорд «до-ля-до» взят с пропущенной квинтой.

Аккорды классифицируются в зависимости от количества звуков, из которых они состоят:

  • 3 — трезвучие
  • 4 — септаккорд
  • 5 — нонаккорд
  • 6 — ундецимаккорд
  • 7 — терцдецимаккорд

Поскольку терции бывают двух видов (большая или малая), трезвучия бывают четырёх видов:

  • мажорное трезвучие = большая терция + малая терция
  • минорное трезвучие = малая терция + большая терция
  • уменьшенное трезвучие = малая терция + малая терция
  • увеличенное трезвучие = большая терция + большая терция

Примечание: чтобы превратить минорное трезвучие в мажорное, достаточно повысить в нём терцовый тон на полтона.

Ещё одно примечание: уменьшенное и увеличенное трезвучия используются довольно редко.

Септаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к трезвучиям. К каждому из четырёх видов трезвучий можно надстроить большую или малую терцию. Однако, септаккордов существует только семь, а не восемь видов, поскольку при надстраивании большой терции к увеличенному трезвучию получится звук, октавно удваивающий по звучанию основной тон этого трезвучия.

  • малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) — мажорное трезвучие + малая терция
  • большой мажорный септаккорд — мажорное трезвучие + большая терция
  • малый минорный септаккорд — минорное трезвучие + малая терция
  • большой минорный септаккорд — минорное трезвучие + большая терция
  • уменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + малая терция
  • полууменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + большая терция
  • увеличенный септаккорд — увеличенное трезвучие + малая терция

Примечание: большой минорный и увеличенный септаккорды используются крайне редко.

Нонаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к септаккордам. Свои названия имеют только два наиболее распространённых нонаккорда:

  • малый нонаккорд — доминантсептаккорд + малая терция
  • большой нонаккорд — доминантсептаккорд + большая терция

Ундецимаккорды и терцдецимаккорды образуются аналогично путём дальнейшего надстраивания терций и не имеют общепринятых названий.

Обращением называется такое положение звуков аккорда, когда самым нижним из них (басом) является не основной, а какой-либо другой тон аккорда. Если в басу находится основной тон, говорят, что аккорд взят «в основном виде», в ином случае — «в обращении». При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Обращения трезвучий и септаккордов имеют свои названия:

  • трезвучие с терцовым тоном в басу — секстаккорд
  • трезвучие с квинтовым тоном в басу — квартсекстаккорд
  • септаккорд с терцовым тоном в басу — квинтсекстаккорд
  • септаккорд с квинтовым тоном в басу — терцквартаккорд
  • септаккорд с септимой в басу — секундаккорд

Обращения более сложных аккордов не имеют общепринятых названий.

Тон аккорда, соответствующий самому высокому звуку аккорда, определяет «мелодическое положение» аккорда. При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Например, аккорд «ля-до-ля-ми» находится в мелодическом положении квинты.

Различают мелодию и её аккордовое (гармоническое) сопровождение, аккомпанемент. По отношению к одновременно звучащему аккорду каждый звук мелодии может быть аккордовым или неаккордовым. Аккордовый звук является основным тоном, терцией, квинтой и т.д. того аккорда, который в данный момент звучит (или должен звучать). Неаккордовым является любой другой звук.

Задержание — неаккордовый звук, «оставшийся» от предыдущего аккорда и часто разрешающийся в аккордовый звук настоящего аккорда. Проходящий — неаккордовый звук, заполняющий интервал между аккордовыми звуками (иногда и двух разных аккордов) мелодическим движением по какой-либо гамме. Вспомогательный — это «проходящий» между повторениями аккордового звука. Предъём — неаккордовый звук, предвосхищающий звук следующего аккорда.

В музыкальных произведениях часто применяется четырёхголосное изложение, т.е. аккорды берутся в виде сочетаний из четырёх звуков. На гитаре, например, на правой руке используются для звукоизвлечения чаще всего четыре пальца. В четырёхголосии самый нижний звук аккорда называется басом, далее по порядку — тенор, альт и сопрано (мелодия). Тенор, альт и сопрано называются «верхними голосами».

Аккорд может иметь тесное, смешанное или широкое расположение. При тесном расположении каждый из трёх верхних голосов отстоит от своего соседнего на терцию или кварту (т.е. между ними нельзя вставить другие аккордовые звуки). При широком — на квинту, сексту или октаву. При смешанном — эти интервалы сочетаются. Как при тесном, так и при широком или смешанном расположении бас может находиться от тенора на любом расстоянии. Иногда аккорды в тесном расположении, у которых бас находится достаточно далеко от тенора, называют аккордами в широком расположении. Строго говоря, это не совсем верная терминология.

Обозначения звуков и названий аккордов:

  • A — ля
  • B — си или си-бемоль
  • C — до
  • D — ре
  • E — ми
  • F — фа
  • G — соль
  • H — си

Остальные звуки и названия аккордов обозначаются буквами с добавлением знаков альтерации, например: A b — ля-бемоль, A # — ля-диез. Исторически есть некоторая путаница с обозначением си, т.к. «B» в различной литературе может означать как си, так и си-бемоль. Однако, H — это всегда чистое си, а B b — это всегда си-бемоль (последнее обозначение будет верным признаком того, что «B» будет использоваться для обозначения чистого си). В принципе, использовать «B» для обозначения чистого си удобнее, и чаще всего так и делают.

Буквенно-цифровые обозначения аккордов довольно разношёрстны и разнообразны в различных изданиях и странах, часто встречаются различные неточности. В общих чертах принципы обозначения следующие: мажорное трезвучие обозначается просто буквой без дополнительных пометок, минорное — с добавлением буквы «m». Остальные аккорды образуются как бы путём повышения или понижения тонов этих трезвучий и/или добавления дополнительных тонов, что обозначается в виде индекса соответствующими цифрами со знаками альтерации. Знаки альтерации могут заменяться на знаки «+» и «-«. Например, если к ля-минорному трезвучию добавить малую септиму (взятую от основного тона), а квинтовый тон понизить на полтона, получится полууменьшенный септаккорд, который может быть обозначен как Am 7b5 и т.п.

Вместо цифр могут использоваться специальные символы или сокращённые слова, сразу определяющие интервальный состав аккорда. Значения цифр следующие:

  • 2 — большая секунда
  • 4 — чистая кварта
  • 5 — чистая квинта
  • 6 — большая секста
  • 7 — малая септима
  • 9 — большая нона
  • 11 — чистая ундецима
  • 13 — большая терцдецима

Встречающиеся обозначения, для примера взят аккорд «ля»:

A мажорное трезвучие
Am минорное трезвучие
A #5 , A 5+ , A + , A aug увеличенное трезвучие
Adim, Averm уменьшенное трезвучие
A 7 доминантсептаккорд
Amaj 7 , A #7 , A 7+ , AM большой мажорный септаккорд; иногда для обозначения этого аккорда используется символ «приращения» (похожий на треугольничек или греческую букву «дельта») в виде индекса рядом с самой буквой аккорда
Am 7 малый минорный септаккорд
Am #7 , Am 7+ , Am(maj 7 ) большой минорный септаккорд
Am 7b5 полууменьшенный септаккорд; часто для обозначения этого аккорда используется символ перечёркнутого по диагонали кружочка в виде индекса рядом с самой буквой аккорда
Ao, Adim 7 , Averm 7 уменьшенный септаккорд
A 6 мажорное трезвучие с большой секстой
Am 6 минорное трезвучие с большой секстой
A 7b5 , A 7/5- доминантсептаккорд с пониженной квинтой
A 7#5 , A 7/5+ доминантсептаккорд с повышенной квинтой
A 6/9 , A 6(add 9) мажорное трезвучие с секстой и ноной
A 9 большой нонаккорд
A 7b9 , A 7/9- малый нонаккорд
Amaj 9 нонаккорд на основе большого мажорного септаккорда
A 11 ундецимаккорд на основе доминантсептаккорда
Am 11 ундецимаккорд на основе малого минорного септаккорда
A 13 терцдецимаккорд на основе доминантсептаккорда
Amaj 13 терцдецимаккорд на основе большого мажорного септаккорда
Asus, Asus 4 трезвучие с чистой квартой вместо терции
Asus 2 , A 5(add2) трезвучие с большой секундой вместо терции
Aomit 3 , A5 трезвучие с пропущенной терцией

Некоторые применяемые сокращения:

  • verm — нем. «vermindert», уменьшенный
  • dim — англ. «diminished», уменьшенный
  • aug — англ. «augmented», увеличенный
  • maj — англ. «major», больший
  • add — англ. «add», присоединять
  • sus — англ. «suspension», задержание
  • omit — англ. «omit», пропускать

В аккордах сложнее септаккорда (нон-, ундецим- и терцдецимаккордах) указывается цифра, обозначающая «самую дальнюю» ступень аккорда, т.е., например, в терцдецимаккорде присутствие септимы, ноны и ундецимы специальными цифрами не помечается, а как бы подразумевается само собой. При этом подразумевается, что эти тона берутся так, как они были бы обозначены просто цифрами без знаков альтерации, если не оговорено иное. Например, в аккорде A 13b9 надо брать малую септиму, малую нону (b9), чистую ундециму и большую терцдециму. Впрочем, многие тона часто пропускаются. В основном, могут быть пропущены без особого ущерба для звучания квинта (но только если она чистая) и тона, лежащие между септимой и «самым дальним» тоном аккорда, если они специально не альтерированы. Например, в аккорде A 13b9 можно не брать квинту и ундециму. Пропуск этих тонов не страшен потому, что они не несут в данном случае особой «смысловой нагрузки». Например, терцию нельзя пропускать потому, что от этого сразу потеряется миноро-мажорная окраска звучания, аккорд станет нейтральным, невыразительным (поскольку минорное трезвучие отличается от мажорного только терцовым тоном). Нельзя пропускать специально альтерированные тона, поскольку ради них аккорд как бы и «задуман». Вообще, нельзя пропускать тона, отсутствие которых изменит вид (класс) аккорда или сделает этот вид (класс) неопределённым. Самыми важными в этом плане являются терция и септима аккорда.

Обращения аккордов обозначаются с помощью дроби, в знаменателе которой указывается нота, лежащая в басу аккорда. Например, Am/C — это ля-минорный секстаккорд. Таким способом могут быть формально обозначены далеко не только обращения. Например, Am/F# — абсолютно то же самое, что и F#m 7b5 .

Иногда миноры также обозначаются просто строчной буквой. Например, «а» будет означать то же самое, что и «Am».

В рок-музыке часто используются чистые квинты, лишённые мажоро-минорной окраски. Такие аккорды обозначаются с помощью цифры 5. Например, аккорд A5 будет состоять из двух звуков — «ля» и «ми» (возможно, с октавными удвоениями). Такие аккорды иногда называют «квинт-аккордами», и их можно представить себе как трезвучия с пропущенными терциями.

Аппликатурные формы различных аккордов вы можете найти в огромном количестве источников, поэтому здесь подробно рассматривать этот вопрос нет смысла. Однако, имеет смысл подумать о том, как удобнее запоминать аппликатурные формы, которых существует довольно много (слишком много, чтобы пытаться их запомнить бессистемно). Для начала следует уяснить, что некоторые аккорды используются значительно чаще других — их и будет полезно запомнить в первую очередь. В популярной, рок- и классической музыке чаще всего используются: мажорные и минорные трезвучия, доминантсептаккорд, малый минорный, уменьшенный и полууменьшенный септаккорды. Остальные созвучия используются ощутимо реже.

Имеет смысл хорошенько запомнить три основные универсальные аппликатурные формы мажорных и минорных трезвучий (эти формы можно легко двигать по грифу, получая разные по фактической высоте созвучия), т.к. эти формы используются чуть ли не в каждом произведении огромного количества музыкальных жанров:

На первом рисунке изображено минорное трезвучие с основным тоном на пятой струне. Терция этого трезвучия расположена на второй струне. Если повысить эту терцию на полтона, получится мажорное трезвучие, которое также широко используется в этой аппликатурной форме.

На втором рисунке изображено мажорное трезвучие с основным тоном на шестой струне. Терция этого трезвучия расположена на третьей струне. Если понизить эту терцию на полтона, получится минорное трезвучие, которое также широко используется в этой аппликатурной форме.

На третьем рисунке изображено мажорное трезвучие с основным тоном на пятой струне. Терция этого трезвучия расположена на первой и четвёртой струне (она удвоена). Если понизить эту терцию на полтона, получится минорное трезвучие, которое также широко используется в этой аппликатурной форме, но не буквально, т.к. формально взять все ноты такого аккорда будет уже нельзя из-за слишком большой растяжки (на практике некоторые ноты в этом случае просто выкидываются).

Вообще, следует понимать, что на практике эти три приведённые аппликатурные формы часто используются не буквально, а «частично». Например, в первой аппликатурной форме первая и четвёртая струна представляют собой интервал октавы, и брать оба этих звука одновременно вовсе не обязательно. Таким же образом звук на третьей струне представляет собой октавное удвоение звука на пятой струне. Тщательно исследуйте самостоятельно эти три аппликатурные формы на предмет октавных удвоений и составьте множество вариантов аккордов, которые «вытекают» из них. Не забудьте, что «избавляться» можно не только от октавных удвоений, но даже и от квинтового тона трезвучия полностью. Таким образом, эти трезвучия могут быть взяты даже в двухзвучном изложении. После такого самостоятельного исследования эти формы должны стать для вас визуально узнаваемыми даже в сильно «обрезанном» виде, что и послужит прочной основой для запоминания аппликатурных форм аккордов в принципе. Ну, и не забудьте, что важное значение имеет то, каким получается самый нижний тон аккорда (бас), т.к. это определяет, взято ли трезвучие в основном виде или в обращении (и в каком именно обращении).

Далее модифицируйте эти формы так, чтобы получить не только трезвучия, но и аккорды других классов. Например, если в первой форме основной тон аккорда, расположенный на третьей струне, понизить на тон (на два лада), получится септима аккорда, что в результате даст малый минорный септаккорд. Если после этого повысить на полтона терцию, расположенную на второй струне, получится доминантсептаккорд, и т.д. Подобный способ исследования будет хорошим методом запоминания большого количества самых разных аппликатурных форм: воспринимайте аккорды других классов как «модифицированные» трезвучия, и через некоторое время вы начнёте хорошо визуально ориентироваться на грифе. Проверяйте и подкрепляйте свои исследования готовыми таблицами аппликатур аккордов, которые можно найти в Интернете и различной литературе.

Далее будет интересно сказать о некоторых свойствах довольно часто встречающегося созвучия — уменьшенного септаккорда. Поскольку уменьшенный септаккорд равномерно «заполняет» октаву малыми терциями, за его основной тон может быть формально принят любой из его звуков. Например, аккорд Ao может быть записан как Co, Ebo, Gbo — все эти аккорды будут состоять из одних и тех же по названию звуков (или энгармонически равных). Таким образом, получается, что формально существует только три разных (по составу звуков) уменьшенных септаккорда, а не двенадцать (по количеству звуков в хроматической гамме). Отсюда следует ещё один интересный вывод: если повысить или понизить все звуки уменьшенного септаккорда на малую терцию, мы получим тот же самый аккорд. Иными словами, если вы передвинете любую аппликатурную форму уменьшенного септаккорда на грифе на три лада в любом направлении любое количество раз, вы получите функционально тот же самый аккорд.

Ещё немного о «визуальной связке» различных аппликатурных форм. Уменьшенный септаккорд полезно представить себе как доминантсептаккорд с повышенным (на полтона) основным тоном. Таким образом, если вы возьмёте на грифе уменьшенный септаккорд, а затем понизите на полтона поочерёдно каждый из его звуков, вы получите четыре разных доминантсептаккорда, основным тоном каждого из которых будет пониженный в данный момент звук. Экспериментируйте и ищите такие «визуальные связки» между аккордами различных классов. Хорошая визуальная ориентация на грифе полезна для любого музыканта, независимо от его сферы деятельности (солист, аккомпаниатор, аранжировщик, композитор) и поможет даже при простом разучивании произведений по нотам (то, что хорошо понимаешь, на порядок легче и быстрее запомнить).

Некоторый интерес представляют аккорды, которые можно каким-либо способом взять с открытыми струнами. Например, это может быть важно при выборе тональности для переложения какого-либо произведения для классической (акустической) гитары.

С открытыми басами (Ре, Ля, Ми) можно взять (учитывая обращения):

  • любой уменьшенный септаккорд (все двенадцать, а точнее — все три);
  • полууменьшенные септаккорды: #C, D, #D, E, #F, #G, A, #A, B;
  • мажоры C, D, E, F, G, A, bB (трезвучия, доминантсептаккорды и большие мажорные септаккорды), а также #F 7 , B 7 , bBmaj 7
  • миноры #C, D, E, #F, G, A, B (трезвучия и малые минорные септаккорды).

Аккорды, которые можно формально взять с двумя-тремя открытыми струнами: С (С 7 , Cmaj 7 ), #Cm 7 , #Cm 7b5 , D (D 7 , Dmaj 7 ), Dm (Dm 7 ), bEmaj 7 , E (E 7 , Emaj 7 ), Em (Em 7 ), Em 7b5 , Fmaj 7 , #Fm 7 , #Fm 7b5 , G (G 7 , Gmaj 7 ), Gm (Gm 7 ), A (A 7 , Amaj 7 ), Am (Am 7 ), Am 7b5 , bBmaj 7 , B 7 , Bm (Bm 7 ), Bm 7b5 , два из трёх уменьшенных септаккордов (кроме Ao).

Аккорды, которые можно формально взять с открытой струной (кроме уже перечисленных выше): Cm, Cm 7 , #C 7 , #Cm 7 , bE, bE 7 , Fm 7b5 , #Gm, #Gm 7 , #Gm 7b5 , #Gmaj 7 .

Хроматический звукоряд состоит из 12 различных звуков: «до», «до-диез», «ре», «ре-диез» и т.д. Однако в мелодиях чаще всего используются не все из этих звуков, а только некоторые. Совокупность этих «некоторых» звуков с их взаимосвязями, отношениями и иерархией является ладом, который использует данная мелодия. Таким образом, звуки лада являются «кирпичиками», из которых строится мелодия.

В музыке различных времён и народов сформировались разнообразные лады с разным количеством и взаимоотношениями звуков. В современной музыке получили наибольшее распространение так называемые натуральный минорный и натуральный мажорный лады. Необходимо заметить, что одна и та же мелодия может в процессе своего развития менять лады, переходя из одного лада в другой.

Натуральный мажорный лад состоит из 7 звуков (ступеней) и выглядит следующим образом: «до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до». Натуральный минорный лад состоит также из 7 звуков (ступеней) и выглядит следующим образом: «ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля». Как видно, в натуральном мажорном ладу между парами ступеней 3-4 и 7-1 по полтона, а между всеми остальными — по тону. В натуральном минорном ладу между парами ступеней 2-3 и 5-6 по полтона, а между всеми остальными — по тону.

Если взять за первую ступень натурального мажорного лада ноту «до», то мы получим звукоряд (гамму), состоящий из звуков «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» без диезов и бемолей. Если наша мелодия использует этот звукоряд в качестве лада, то говорят, что мы играем в тональности «до-мажор». Таким образом, тональность — это фактическая конкретная высота звучания («мажор» — сокращённое условное название натурального мажорного лада). Если же взять за первую ступень натурального мажорного лада ноту «ре», то мы получим звукоряд (гамму), состоящий из звуков «ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез» (чтобы соблюсти интервалы между ступенями этого лада). Как видно, при ключе придётся выставить два диеза, фа и до. Если же взять за первую ступень натурального мажорного лада ноту «ми», то мы получим четыре диеза при ключе (фа-до-соль-ре). Отсюда ясно, что количество знаков альтерации при ключе и то, к каким нотам они относятся, возникает далеко не случайно. Если диезов два, то это обязательно фа-до, если три, то это обязательно фа-до-соль и т.д.

Аналогично, если взять за первую ступень натурального минорного лада ноту «ре», мы получим один бемоль (си) при ключе в тональности «ре-минор». Иногда говорят, что тональности бывают «диезные» и «бемольные» (стоять вперемешку диезы и бемоли при ключе никогда не могут).

При составлении гамм (звукорядов) описанным выше способом названия нот идут всегда строго по порядку, а для получения необходимых интервалов между ступенями лада используются знаки альтерации.

Если в натуральном мажорном ладу назвать 6 ступень первой, 7 — второй, 1 — третьей и так далее, оставив все интервалы между ступенями неизменными, мы получим натуральный минорный лад. Отсюда ясно, что, например, гамма до-мажор состоит полностью из тех же самых звуков, что и гамма ля-минор (т.е. все все звуки будут без диезов и бемолей), только в другом порядке. Таким образом, по знакам при ключе тональности до-мажор и ля-минор отличаться не будут (знаков нет в обоих случаях). Такие пары мажорных и минорных тональностей называются параллельными тональностями. Ещё один пример: тональности ре-мажор и си-минор параллельны.

Тональности, отличающиеся только наклонением лада (минор или мажор), называются одноимёнными. Например, это ре-мажор (два диеза при ключе) и ре-минор (один бемоль при ключе).

Существуют две важные разновидности натурального минорного лада: это так называемый «гармонический минор», возникающий при повышении на полтона 7 ступени, и «мелодический минор», возникающий при повышении на полтона 6 и 7 ступеней. Существует также «гармонический мажор», возникающий при понижении на полтона 6 ступени. Если мелодия использует такие лады, это всегда отражается только случайными знаками альтерации в нотном тексте, и никогда — знаками при ключе.

Аккорды, сопровождающие мелодию, составляются чаще всего из звуков того лада, который использует мелодия. При составлении аккорда от какой-либо ступени лада (или при «построении» аккорда на этой ступени) звуки лада выбираются по терциям, начиная от этой ступени. Например, трезвучие на первой ступени натурального мажорного лада окажется обыкновенным мажорным трезвучием. Можно построить трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д. от любой ступени любого лада, и каждый аккорд будет принадлежать к определённому виду (классу). Т.е., например, если строить септаккорды, где-то получится большой мажорный, а где-то — доминантовый септаккорд и т.д.

Для построения аккордов в миноре часто используется гармонический минорный лад, о чём и говорит его название. Если в музыкальном произведении какой-то аккорд где-то «выбивается» из структуры лада (состоит как бы «не из тех» нот), то это может говорить о временной смене лада или тональности, либо о специальном украшении гармонии.

Лад — это система взаимосвязей звуков, обусловленная тяготением части из них (неустойчивых) к другим звукам (устойчивым). Во всех выше рассмотренных ладах устойчивыми являются 1, 3 и 5 ступени, из них абсолютно устойчивая — 1. Остальные ступени являются неустойчивыми. Каждый неустойчивый звук тяготеет к соседнему устойчивому (к соседним устойчивым, если их два). Сила тяготений различна: 1 ступень обладает наибольшей силой притяжения как самая устойчивая; чем меньше интервал, отделяющий неустойчивый звук от устойчивого, тем сильнее тяготение. Ладовые тяготения определяют динамику развития мелодии.

Подробную информацию о различных ладах вы можете найти в Интернете, например, в Википедии.

Тональности, в которых можно интенсивно использовать открытые струны, считаются «гитарными»: до-мажор, ре-мажор, ми-мажор, соль-мажор, ля-мажор, ре-минор, ми-минор, ля-минор, си-минор.

Источник

Читайте также:  Мультифантазия с грибков ноты
Оцените статью