- Голосоведение
- «Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение.» учебно-методический материал по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий
- Соединение главных трезвучий, виды соотношений аккордов, гармоническое и мелодическое соединение
Голосоведение
Переход одного аккорда в другой (смена аккордов) называется соединением аккордов. Соединение аккордов появляется с помощью мелодических ходов каждого голоса. Движение голосов называется голосоведением.
Голосоведение – ОСНОВА гармонии!
Существует два вида движения голосов:
- Плавное – движение на приму (1), секунду (2), терцию (3), и иногда кварту (4) в рамках одной функции.
- Скачкообразное – движение на кварту (4) при разных функциях и на все остальные большие интервалы.
- Наиболее естественным является плавное движение голосов.
- Скачки не возникают произвольно, они должны быть оправданы (написаны по правилам)
- Если в одном из голосов возник скачок (лучше в сопрано), то далее он должен быть уравновешен плавным движением в противоположном направлении.
- Запрещено мелодическое движение на увеличенные интервалы.
Виды совместного движения голосов:
- Прямое – движение голосов в одном направлении
Параллельное – движение голосов одинаковым интервалом в одну сторону
Противоположное – движение голосов в разные стороны
Часто в четырехголосии бывает соединение одновременно нескольких видов движения голосов. Ведь каждая из шести пар голосов создает свой вид движения и все они сочетаются в одновременности.
Правила движения голосов:
- Лучше всего использовать косвенное и противоположное движение.
- Запрещено полностью прямое и параллельное движение.
- Запрещено движение параллельными квинтами и октавами.
- Запрещено перекрещивание голосов.
Источник
«Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение.»
учебно-методический материал по теме
Лекция по гармонии «Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение.» Используется в качестве лекционного материала в педагогическом колледже на первом курсе обучения гармонии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soedinenie_glavnyh_trezvuchiy.docx | 154.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение
Соотношение аккордов.
Два соседних аккорда имеют определенный интервал между своими примами. Этот интервал определяет, в каком соотношении между собой находятся оба созвучия.
Художественная практика выработала определенные правила соединения аккордов. Основа соединения аккордов — голосоведение, которое образуется от различных видов совместного движения голосов.
Соединяя аккорды разных функций, нужно помнить правила удвоения в трезвучиях и секстаккордах.
Соединение аккордов, при котором общий звук для двух аккордов остается на месте, в том же голосе, называется гармоническим соединением.
Аккорды тоники и доминанты находятся в кварто-квинтовом соотношении. В трезвучиях кварто-квинтового соотношения всегда имеется общий для двух аккордов звук (пятая ступень лада — это квинтовый звук тоники, а для доминанты — основной тон). Общий звук остается на месте, бас идет скачком в бас нового аккорда в любом направлении, остальные два голоса идут плавно в звуки нового аккорда (плавным движением называется движение голоса на интервал не больше терции)
Аккорды тоники и субдоминанты находятся между собой также в кварто- квинтовом соотношении. Между ними тоже есть общий звук, это первая ступень лада, что делает возможным создавать гармоническое соединение.
Кроме гармонического, существует и мелодическое соединение аккордов. При мелодическом соединении все голоса имеют подвижную мелодическую линию, соответствующую нормам плавного голосоведения. Технология соединения таких аккордов такова: а) бас ведется на кварту, б) три верхних голоса движутся плавно противоположно басу на соседние звуки второй гармонии, например:
Гармоническое соединение применяется для связи 3х звуков кварто-квинтового соотношения, у которого есть всегда один общий звук (T-S, T-D).
Мелодическое соединение применяется для связи не имеющих общих звуков (S-D).
Для соблюдения правильного голосоведения необходимо следить за правильностью голосоведения каждой пары голосов. В гармонии запрещены параллелизмы (пример5)— движение пары голосов параллельными квинтами, примами или октавами, а так же движение всех четырех голосов в одном направлении(пример 6). Необходимо избегать перекрещевания — такого соединения при котором один из голосов оказывается выше соседнего голоса (пример 8). Нежелательная передача хроматического хода из одного голоса в другой, которая называется переченьем. (пример 9)
Источник
Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий
Расположение и мелодическое положение трезвучий. Удвоения в трезвучиях.
Расположение аккордов в 4-х-голосном изложении определяется интервалами между соседними верхними голосами (S., A., T.), расстояние между басом и тенором при этом не учитывается, (бас может быть удалён от тенора на расстояние от унисона до двух октав, иногда – больше).
В тесном расположении верхние голоса расположены подряд по ближайшим тонам аккорда, при этом в трезвучии между соседними верхними голосами образуются интервалы терции и кварты, а расстояние между S. и T. меньше октавы.
В широком расположении верхние голоса расположены с пропуском очередного тона аккорда, при этом в трезвучии между соседними верхними голосами образуются интервалы квинты и сексты, а расстояние между S. и T. больше октавы.
Мелодическое положение аккордов определяется тоном аккорда, который находится в верхнем голосе (в S., в мелодии). Трезвучие может быть изложено в 3-х мелодических положениях: основного тона (примы), терцового тона (терции) и квинтового тона (квинты). [В септаккордах возникает возможность мелодического положения септимы].
Удвоения в трезвучиях. В трезвучиях обычно удваивается основной тон. В некоторых аккордовых соединениях необходимо удвоение терцового тона трезвучия, например, при разрешении V53 и V7 в VI (прерванный оборот) и при разрешении VII7 в Т.
Иногда трезвучие используют в неполном виде. В неполных трезвучиях пропускается квинта или терция. Например, при разрешении полного V7 в неполное Т53 с утроенным основным тоном пропускается квинтовый тон.
[При ненормативных удвоениях и пропусках тонов в трезвучиях может получиться смешанное расположение– между соседними верхними голосами чередуются интервалы тесного и широкого расположений].
Интервальное соотношение трезвучий. Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий. Типы голосоведения.
Типы голосоведения.
По характеру мелодического движения в одном голосе различают голосоведение:
плавноеи со скачками (скачковое)
При плавном голосоведении каждый голос движется плавно – остаётся на месте или движется на секунду или терцию (т.е., на интервал не шире терции).
При голосоведении со скачками голос совершает скачки, т.е. движется на кварту и шире (т.е. на интервал шире терции).
[Нужно избегать движения голоса на ув. интервал – ув. интервалы надо заменять на ум., например, ув.2 на ум.7, ув.4 на ум.5. Нельзя использовать в басу интервалы септимы и ноны, образованные движением по квартам или квинтам в одном направлении (2 кварты = септима, 2 квинты = нона). Скачки в верхних голосах желательно компенсировать противоположным плавным движением].
По соотношению направления движения в любой паре голосов 4-х-голосного сложения различают 4 типа голосоведения:
противоположное – 2 голоса движутся в противоположные стороны: ↑↓ или ↓↑;
косвенное – один голос остаётся на месте, а другой движется ↑ или ↓;
прямое – 2 голоса движутся в одну сторону: ↑↑ или ↓↓;
параллельное (разновидность прямого) – оба голоса движутся в одну сторону на один интервал, при этом образуется движение параллельными интервалами.
В строгом 4-х-голосии запрещается движение параллельными ч.1, ч.8 и ч.5.
[в 4-х-голосном сложении образуется 6 пар голосов:
– 3 пары соседних голосов – S и А, А и T, T и В;
– 2 пары через голос – S и T, А и В;
– 1 пара крайних голосов – S и В]
Интервальное соотношение трезвучий определяется интервалом (расстоянием) между основными тонами трезвучий. Различают 3 типа интервальных соотношений трезвучий:
1. кварто-квинтовое – между основными тонами интервал кварты или квинты, например, I–V, V–I, I–IV, IV–I, II–V; трезвучия в кварто-квинтовом соотношении имеют 1 общий тон;
2. секундовое – между основными тонами интервал секунды или септимы, например, IV–V, V–VI, VII–I; трезвучия в секундовом соотношении не имеют общих тонов;
3. терцовое – между основными тонами интервал терции или сексты, например, I–III, I–VI, II–IV; трезвучия в терцовом соотношении имеют 2 общих тона.
Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий.
Различают 2 типа соединений аккордов: гармоническоеи мелодическое.
Гармоническое соединение– это соединение аккордов, при котором общий тон (тоны) остаётся на месте в том же голосе (голосах). Гармоническое соединение возможно при соединении трезвучий в терцовом соотношении (2 общих тона) и трезвучий в кварто-квинтовом соотношении (1 общий тон). Общий тон (тоны) остаётся на месте в том же голосе (голосах), остальные голоса переходят плавно в ближайшие тоны следующего аккорда, при этом расположение сохраняется.
Мелодическое соединение аккордов – это соединение аккордов без общего тона. Мелодическое соединение обязательно возникает при соединении трезвучий в секундовом соотношении (нет общих тонов), а также возможно при соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении. При соединении трезвучий в секундовом соотношении (например, IV→V) бас идёт на секунду ↑, остальные голоса плавно ↓ (противоположно басу) в ближайшие тоны следующего аккорда, (расположение сохраняется). При мелодическом соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении, если бас движется на ч.4 – остальные голоса нужно вести противоположно басу плавно в ближайшие тоны следующего аккорда, если бас движется на ч.5 – остальные голоса нужно вести в одну сторону с басом (расположение сохраняется). Предпочтительнее противоположное движение голосов, поэтому при мелодическом соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении по возможности лучше вести бас на ч.4, а не на ч.5.
Общее правило мелодического соединения – если бас идёт на меньший интервал (из двух возможных, например, на ч.4 вместо ч.5), то остальные голоса движутся плавно противоположно движению баса.
Источник
Соединение главных трезвучий, виды соотношений аккордов, гармоническое и мелодическое соединение
Челябинский педагогический колледж № 1
Преподаватель музыкальных дисциплин
Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение
Два соседних аккорда имеют определенный интервал между своими примами. Этот интервал определяет, в каком соотношении между собой находятся оба созвучия.
Художественная практика выработала определенные правила соединения аккордов. Основа соединения аккордов — голосоведение, которое образуется от различных видов совместного движения голосов.
Соединяя аккорды разных функций, нужно помнить правила удвоения в трезвучиях и секстаккордах.
Соединение аккордов, при котором общий звук для двух аккордов остается на месте, в том же голосе, называется гармоническим соединением.
Аккорды тоники и доминанты находятся в кварто-квинтовом соотношении. В трезвучиях кварто-квинтового соотношения всегда имеется общий для двух аккордов звук (пятая ступень лада — это квинтовый звук тоники, а для доминанты — основной тон). Общий звук остается на месте, бас идет скачком в бас нового аккорда в любом направлении, остальные два голоса идут плавно в звуки нового аккорда (плавным движением называется движение голоса на интервал не больше терции)
Аккорды тоники и субдоминанты находятся между собой также в кварто — квинтовом соотношении. Между ними тоже есть общий звук, это первая ступень лада, что делает возможным создавать гармоническое соединение.
Кроме гармонического, существует и мелодическое соединение аккордов. При мелодическом соединении все голоса имеют подвижную мелодическую линию, соответствующую нормам плавного голосоведения. Технология соединения таких аккордов такова: а) бас ведется на кварту, б) три верхних голоса движутся плавно противоположно басу на соседние звуки второй гармонии, например:
Гармоническое соединение применяется для связи 3х звуков кварто-квинтового соотношения, у которого есть всегда один общий звук (T-S, T-D).
Мелодическое соединение применяется для связи не имеющих общих звуков (S-D).
Для соблюдения правильного голосоведения необходимо следить за правильностью голосоведения каждой пары голосов. В гармонии запрещены параллелизмы (пример5)— движение пары голосов параллельными квинтами, примами или октавами, а так же движение всех четырех голосов в одном направлении(пример 6). Необходимо избегать перекрещевания — такого соединения при котором один из голосов оказывается выше соседнего голоса (пример 8). Нежелательная передача хроматического хода из одного голоса в другой, которая называется переченьем. (пример 9)
Источник