Мелодичные соло для гитары

Специальный рок >Как сделать гитарное соло мелодичным?

Самые запоминающиеся гитарные соло — это те, которые производят впечатление «композиции внутри композиции». Это соло, звучащие как самостоятельное произведение, имеющие собственную музыкальную целостность.

Иными словами, если соло можно пропеть, это хорошее соло! Классические примеры таких мелодичных соло — это “Hey Joe”, “Purple Haze”, “All Along the Watchtower”, “Sweet Child O’ Mine”, “Stairway to Heaven”, “Comfortably Numb”, “Wish You Were Here”, “Hotel California,” “Smoke on the Water” и “Something.” Сегодня мы посмотрим, как можно создать мелодичную фразу и на ее основе развить соло, передающее ощущение течения музыки.

Читайте также:  Духи с базовой нотой ириса

Примеры мелодичных соло

Все фразы из этой статьи сыграны на фоне фанкового фона в E7 (умеренный темп). Смена аккордов не подразумевается, поэтому мы просто потренируем фразы на фоне тональности Е7. РИС. 1 — это двухтактовая фраза, напоминающая игру великого блюзмена Альберта Кинга (Albert King).

Соло основано на пентатонике Е минор (E G A B D). Я начинаю с бенда к пятой ступени, ноте В, отпускаю бенд и прихожу к малой терции G, за которой следует тоника Е. В такте 2 основными нотами вновь являются В и G. Три ноты (E, G и B) звучат «сильно», потому что они являются аккордовыми тонами Em, что делает их отличным выбором для начала или завершения фразы или для расстановки акцентов. В тактах 3 и 4 я смещаю фразу на октаву вниз и играю ее практически без изменений. В тактах 5-8 фраза играется в той же октаве, но со смещением к восьмой позиции, а затем к третьей. На РИС. 2 я постепенно сдвигаю фразу вниз на две октавы, переходя на низкие струны.

Здесь на первый план выходит идея «развития фразы». Возьмем фразу из такта 2 РИС. 1 и сделаем ее открывающей: на РИС. 3 я повторяю эту идею снова и снова, проходя по разным октавам и позициям. Это помогает взглянуть на однотактовую фразу как на самостоятельный элемент.

Эту идею можно развивать и дальше, добавив мелодический поворот на третьей и четвертой долях, как показано на РИС. 4 : здесь я начинаю на первой струне и после повтора фразы на первой и второй долях РИС. 3 добавляю новый ход, основанный на комбинации восьмых и шестнадцатых нот на третьей и четвертой долях. Эта новая мелодическая идея затем сдвигается вниз и проходит по разным октавам и позициям.

Думаю, вы поняли смысл. Попробуйте применить этот подход к собственным соло!

Источник

20 лучших гитарных соло в поп-песнях

Некоторые артисты скорее относятся к рок-музыке (точнее поп-рок и т.п.), но мы всё равно решили включить эти песни в наш список.

Но перед тем как мы начнём. Вот соло настолько хорошее что мы не удержались и добавили его в наш список, в качестве приглашённой звезды) Дамы и господа, встречайте, Ник Джонас!
» alt=»»>

20. Linda Ronstadt & James Ingram — Somewhere Out There

Эта песня была написана Джеймсом Хорнером, Синтией Вейл и Барри Манном, который записал гитару. Песня была частью саундтрека написанного для Дона Блута, режиссёра мультипликационного фильм «Американская история» 1986г.
» alt=»»>

19. Savage Garden — To the Moon and Back

Песня «To the Moon and Back» быстро стала хитом после того как дебютировала в 1996 году. В ней звучит гитарное соло сыгранное сессионным гитаристом Рэксом Гохом.
» alt=»»>

18. Roxette — Listen to Your Heart

Шведский гитарист Йонас Исаксон действительно проделал прекрасную работу на этом треке Roxette. Простое и эмоциональное соло для простой поп-песни.
» alt=»»>

17. Shania Twain — Man! I Feel Like a Woman

Одна из самых известных песен канадской певицы Шанайи Твейн была выпущена в 1999 году. И нет, это не те ребята на видео, кто записал гитару для этой композиции, это был Дэн Хафф.
» alt=»»>

16. Janet Jackson — Black Cat

На разных версиях этой песни звучат четыре или пять разных гитаристов, включая Нуно Беттанкура из Extreme. Но основное гитарное соло было записано Дейвом Барри. И по словам самой Джанет, именно она написала главный гитарный рифф.
» alt=»»>

Версия с альбома:
» alt=»»>

15. George Michael — Faith

Несмотря на то, что Джордж Майкл в ролике с гитарой, на самом деле соло играет Хью Бернс, который также играл на гитаре на предыдущем сингле Джорджа «Careless Whisper».
» alt=»»>

14. Tears for Fears — Shout

Легендарная поп-группа Tears for Fears выпустила эту песню в 1984 году. Интересно, что в нее входило длинное гитарное соло Роланда Орзабала, что было необычно для их музыки.
» alt=»»>

13. Robert Palmer — Addicted to Love

Энди Тейлор из Duran Duran поработал над этим треком. Таким образом это были не эти симпатичные девушки из видео, которые играли в технике fingerpicking / fingerstrumming.
» alt=»»>

12. Chris Isaak — Wicked Game

Одна из самых романтичных и наиболее перепеваемых песен включает в себя гитарный вклад Джеймса Кальвина Вилси. Мягкое и тонкое(тёплое ламповое) звучание его Фендера стратокастера 1965-го года — одна из причин популярности этой песни.
» alt=»»>

11. Alannah Myles — Black Velvet

Своеобразное и запоминающееся соло от Курта Шефтера.
» alt=»»>

10. Duran Duran — Ordinary World

Тут без комментариев, слушаем и наслаждаемся)
» alt=»»>

9. Michael Sembello — Maniac

Одна из самых известных поп-песен всех времен имеет простое и точное гитарное соло, сагранное Майклом Сембелло. Трек наиболее известен как саундтрек к фильму 1983 года «Flashdance».
» alt=»»>

8. Tears for Fears — Everybody Wants to Rule the World

Первое соло в песне исполнил Роланд Орзабал, а второе Нил Тейлор. Удивительная музыка в исполнение удивительных музыкантов.
» alt=»»>

7. David Bowie — Let’s Dance

Наверное лучший способ сделать вашу поп-песню потрясающей — это пригласить блюз-рокового гитариста. В этой песне Дэвида Боуи с одноименного альбома звучит легендарный Стиви Рэй Вон.
» alt=»»>

а вот альбомная версия:
» alt=»»>

6. Gerry Rafferty — Baker Street

Песня была выпущена еще в 1978 году, и она быстро поднялась на верхние позиции чартов. В ней есть соло гитариста Хью Бернса, которому удалось идеально вписать его в стиль трека.
» alt=»»>

5. Michael Jackson — Give in to Me

Нужно хорошее гитарное соло к вашей поп-песне? Просто позвоните Слэшу, и дело в шляпе.
» alt=»»>

4. Prince — Purple Rain

Немного прекрасной гитарной магии от Принца. Он был не просто отличным певцом и «поэтом-песенником», он был также блестящим мульти-инструменталистом.
» alt=»»>

3. Kenny Loggins — Danger Zone

Соло Дэнна Хаффа из группы Giant. Сама песня была написана Джорджо Мородером.
» alt=»»>

2. Santana — Smooth (feat. Rob Thomas)

Карлос Сантана создал соло таким, каким оно и должно быть, не слишком длинным, экзотическим и «вкусным». В общем полностью в стиле песни.
» alt=»»>

1. Michael Jackson — Beat It

И абсолютным победителем становится соло Эдди Ван Халена для хита Майкла Джексона «Beat It». Когда Ван Халену позвонил продюсер Куинси Джонс, с предложением написать это соло, он подумал что это шутка. Но в конце концов он был так воодушевлён, что написав соло отдал его Майклу Джексону совершенно бесплатно. Это одна из лучших гитарных работ в современной музыке.
» alt=»»>

Источник

Специальный рок >Как сделать гитарное соло мелодичным?

Самые запоминающиеся гитарные соло — это те, которые производят впечатление «композиции внутри композиции». Это соло, звучащие как самостоятельное произведение, имеющие собственную музыкальную целостность.

Иными словами, если соло можно пропеть, это хорошее соло! Классические примеры таких мелодичных соло — это “Hey Joe”, “Purple Haze”, “All Along the Watchtower”, “Sweet Child O’ Mine”, “Stairway to Heaven”, “Comfortably Numb”, “Wish You Were Here”, “Hotel California,” “Smoke on the Water” и “Something.” Сегодня мы посмотрим, как можно создать мелодичную фразу и на ее основе развить соло, передающее ощущение течения музыки.

Примеры мелодичных соло

Все фразы из этой статьи сыграны на фоне фанкового фона в E7 (умеренный темп). Смена аккордов не подразумевается, поэтому мы просто потренируем фразы на фоне тональности Е7. РИС. 1 — это двухтактовая фраза, напоминающая игру великого блюзмена Альберта Кинга (Albert King).

Соло основано на пентатонике Е минор (E G A B D). Я начинаю с бенда к пятой ступени, ноте В, отпускаю бенд и прихожу к малой терции G, за которой следует тоника Е. В такте 2 основными нотами вновь являются В и G. Три ноты (E, G и B) звучат «сильно», потому что они являются аккордовыми тонами Em, что делает их отличным выбором для начала или завершения фразы или для расстановки акцентов. В тактах 3 и 4 я смещаю фразу на октаву вниз и играю ее практически без изменений. В тактах 5-8 фраза играется в той же октаве, но со смещением к восьмой позиции, а затем к третьей. На РИС. 2 я постепенно сдвигаю фразу вниз на две октавы, переходя на низкие струны.

Здесь на первый план выходит идея «развития фразы». Возьмем фразу из такта 2 РИС. 1 и сделаем ее открывающей: на РИС. 3 я повторяю эту идею снова и снова, проходя по разным октавам и позициям. Это помогает взглянуть на однотактовую фразу как на самостоятельный элемент.

Эту идею можно развивать и дальше, добавив мелодический поворот на третьей и четвертой долях, как показано на РИС. 4 : здесь я начинаю на первой струне и после повтора фразы на первой и второй долях РИС. 3 добавляю новый ход, основанный на комбинации восьмых и шестнадцатых нот на третьей и четвертой долях. Эта новая мелодическая идея затем сдвигается вниз и проходит по разным октавам и позициям.

Думаю, вы поняли смысл. Попробуйте применить этот подход к собственным соло!

Источник

Как придумать гитарное соло?

Очевидно, что сыграть полнометражное произведение технически гораздо сложнее, чем какие-либо короткие фрагменты (при приблизительно равной степени сложности материала). В свою очередь, неоспорим тот факт, что сыграть музыкально осмысленный фрагмент существенно сложнее, чем продемонстрировать под клик отдельные виды техник, используемых в нем, хотя многие этого не понимают.

Однако, если речь идет о творчестве, то зачастую придумать короткое и при этом музыкально содержательное соло под конкретный минус бывает сложнее, чем написать полнометражную композицию. Мало того, что разные минусовки «обязывают» подстраиваться под них стилистически, так еще и никто не отменял ограничения во времени. Вот есть, к примеру, 40 секунд — хоть тресни, надо уложиться и «сказать» все, что хотел за эти 40 секунд, если конечно, есть, что «сказать».

С моей точки зрения, лучшее соло на гитаре в составе композиции — это своего рода песня в песне. За примерами далеко ходить не надо: соло Brian May из Bohemian Rhapsody, Jimmy Page из Stairway to Heaven, Randy Rhoads из Crazy Train, Slash из Sweet Child O’ Mine и др. Думаю, никто не будет спорить с тем, что вышеперечисленные гитаристы сыграли одни из лучших гитарных соло всех времен. И все эти соло представляют из себя вполне сформированную запоминающуюся композицию. Пусть небольшую, но композицию, находящуюся при этом в составе песни.

В этой статье я хочу поделиться тем, как я придумываю соло на электрогитаре. Для этого в качестве примера возьмем абстрагированный от какого-либо произведения, довольно симпатичный, но при этом совершенно обыкновенный минус (желающие могут его скачать):

Такого рода минусовки я обычно делю на две части: «мелодическую» и «шредовую». Названия, конечно же, носят символический характер, в той же «шредовой» части абсолютно не обязательно безбашенно нарезать пассажи 32-ми нотами, свиповать, тэппить и пр.

«Мелодичная» часть гитарного соло

В основе «мелодичной» части, по логике вещей, должна лежать слушабельная, запоминаемая и напеваемая мелодия. На мой взгляд, лучшие гитарные соло отвечают этим требованиям. Послушайте, к примеру, соло John Petrucci из песни Another Day (Dream Theater) — невероятно красивое соло, слушая которое так и хочется подпеть. Поэтому лично я являюсь сторонником того, что мелодия должна придумываться именно голосом, т.к. это существенно повышает вероятность ее соответствия трем вышеназванным требованиям. Если же придумывать гитарой, то существует риск оказаться в ловушке ранее выученных фраз. Эти фразы совсем не обязательно «не в кассу», но они, совершенно точно, не будут новыми. А придумывание голосом увеличивает шансы на изобретение каких-то нестандартных для себя (собственноручно ранее не использованных) мелодических ходов.

Именно поэтому, работая над «мелодичной» частью, я откладываю гитару в сторону, включаю минусовку и просто напеваю на нее, что в голову взбредет. Появилась какая-то идея — беру в руки гитару и «перекладываю» на нее то, что только что напел голосом. После этого насыщаю фразу мелизматикой, характерными для гитары фишками (форшлаги, рывки, бенды, слайды, вибрато и пр.) и развиваю ее. В качестве примеров, приведу несколько своих соло, мелодии которых были придуманы именно голосом (в разных соло «мелодичная» часть располагается по-разному, как правило, либо в начале, либо в середине).

«Шредовая» часть гитарного соло

В «шредовой» же части в первую очередь эксплуатируется «словарный запас» гитариста, в который входят разученные им в ходе съема различных произведений фразы или же собственные «изобретения». Однако «шредовая» часть, конечно же, не должна превращаться в наглую и бездумную эксплуатацию выученных когда-то фрагментов. Сами клише ни в коем случае не возбраняются, но их обязательно надо адаптировать под конкретную ситуацию, а не пихать в одном и том же варианте, где попало.

В качестве примера использования «словарного запаса», основывающегося на различном материале, могу привести мое Reason Solo. Оно записано в 2012 году и на тот момент я вдоволь заслушивался Andy Timmons, снимал партии Nuno Bettencourt из композиции Extreme — Comfortably Dumb и кайфовал от одного из соло May Lian, которое было для меня отчасти эталоном. Влияние всех вышеперечисленных музыкантов можно услышать в Reason Solo не вооруженным ухом.

1. Фраза Andy Timmons из Cry For You (0.00 — 0.09 в Licks from Reason Solo) присутствует и в моем соло (0.06 — 0.11 в Reason Solo)

2. Фраза May Lian в одном из его соло (0.10 — 0.17 в Licks from Reason Solo) также использовалась в Reason Solo, правда, в несколько ином контексте (0.19 — 0.22 в Reason Solo)

3. Нисходящий пассаж Nuno Bettencourt из песни Comfortably Dumb (0.18 — 0.24 в Licks from Reason Solo) можно встретить в видоизмененном варианте в Reason Solo. Пассаж сыгран в другой позиции, кроме того, в отличие от Нуно, я не использовал блюзовую ноту. Тем не менее, сразу видно, откуда брошен камень (0.35 — 0.37 в Reason Solo) Не смотря на то, что все три вышеназванных гитариста довольно разноплановые, деликатное использование полученных от них фраз способно существенно скрасить гитарную партию. Само собой разумеется, чем больше различных произведений различных авторов да еще и в различных жанрах снял гитарист, тем больше у него «словарный запас». А следовательно и больше вариантов для построения интересных и красивых музыкальных конструкций.

Золотая середина в технике и теории

Но на мой взгляд, самое сложное в написании соло на гитаре — поиск золотой середины между «мелодичной» и «шредовой» частями. Например, если сильно увлечься построением мелодии, то в условиях ограниченного времени можно банально не успеть «сказать» все, что хотел. Минус подходит к концу, а развитие только начинается. В этом случае соло может получиться скучным и нудным. Не редкость и обратная ситуация — человек слету берет и начинает поливать гаммы-пентатоники вверх-вниз туда-сюда. Даже если он это делает технически безупречно, вряд ли это понравится кому-то, кроме его «единомышленников».

Кроме того, золотую середину надо соблюсти и в теоретическом плане. Бывает, что гитаристы настолько сильно привязываются к натуральному мажору/минору или же просто гоняют пентатонику, будто шаг влево-вправо будет караться расстрелом на месте. Или же некоторые музыканты слишком увлекаются экспериментами с ладами, не замечая, как их соло теряет свою привлекательность и тонет в потоке сомнительных созвучий.

Конечно же, все вышеизложенное не является истинной в последней инстанции, а лишь отражает мое субъективное мнение по данному вопросу. И чтобы не быть голословным, прилагаю видео со своим соло на прикрепленный выше минус. Здесь также «мелодичная часть» придумана исключительно голосом, в «шредовой» части присутствуют адаптированные в данный контекст фразы из моего «словарного запаса», а с точки зрения теории могу сказать, что в этом соло на электрогитаре используется натуральный минор, фригийский доминантный лад и дорийский минор с добавленной блюзовой нотой (тоника — ре).

Еще несколько моих соло

Источник

Оцените статью