Мелодии для свирели ноты

Для продвинутых

Следующий этап в обучении игре на свирели ученической шестидырочной требует хорошего освоения первых пяти уроков. И здесь особенно важно не столько понимание музыкальных терминов (их по-прежнему не много), сколько выработка у обучаемого практических навыков игры. К этому времени необходимо уверенно «владеть» пальцами рук, то есть без ошибочно и надежно закрывать/открывать игровые отверстия на инструменте.

На 6 и 7 уроках будет введен новый метод игры — передувание, который позволит расширить нотный диапазон свирели, а на уроках 8 и 9 будут изучены: хроматическая гамма и многоголосие.

Урок 6. Передувание. Высокий, громкий звук – forte.

Урок 7. Самые высокие звуки свирели.

Урок 8. Знаки альтерации. Диезы и бемоли, зачем они нужны?

Урок 9. Многоголосие. Играете вдвоем — интереснее на каждой свирели сыграть свою мелодию.

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Источник

Урок 1. Берем свирель.

Первый этап для начинающих. Урок 1. Берем свирель правильно.

Свирель ученическая состоит из ствола и мундштука. Мундштук – это свисток, а ствол это часть свирели с отверстиями, которые регулируют высоту звука. Для удобства обучаемого отверстия на стволе окружены бугорками. Всего бугорков с отверстиями ШЕСТЬ, и считаются они от мундштука. На нижней части ствола (противоположной отверстиям) находятся бугорки-подставки для больших пальцев.

Берем свирель ученическую за конец ствола, противоположный мундштуку правой рукой как карандаш. Пока никакие отверстия правой рукой не закрываем. Пальцами левой руки закрываем отверстия 1, 2 и 3 соответственно указательным, средним и безымянным, а большой палец левой руки располагаем на верхней подставке внизу свирели.

Чтобы свирель зазвучала, надо знать несколько правил:

  1. Звуки, которые вы сейчас создадите, – не простые! Они волшебные. Они умеют дружить и ссориться, они могут быть глубокими и поверхностными, легкими и тяжелыми, яркими и тусклыми. Надо только научиться различать их, слышать их голоса. Будьте осторожнее! Звук – он живой. И рождается он только в тишине…
  2. Свирель не любит, когда в нее сильно дуют, – она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно легкого дыхания и она ответит вам также ласково.
  3. Отверстия должны быть плотно закрыты мягкими подушечками пальцев, чтобы в них не проходил воздух. И сила тут не нужна, только сноровка и находчивость. Закройте три отверстия! Прижмите посильнее пальцы… А теперь переверните руку и посмотрите на отпечатки, оставленные бугорками – если у вас на пальцах кружочки, то задание выполнено правильно и звук будет красивый.
  4. Поиграв на свирели, надо ее хорошенько вымыть теплой водой – от воды звук становится красивее, чище. Затем вытереть свирель чистой тряпочкой или высушить ее и сложить в специальный пакет.

Теперь, держа свирель правой рукой, возьмем кончик мундштука зубами и пропоем шепотом:

МА-МА, ПА-ПА, ТЕ-ТЯ, ДЯ-ДЯ

  • одно верхнее отверстие (№ 1) и сыграем: БА-БУШ-КА, ДЕ-ДУШ-КА;
  • два верхних отверстия: ТА-НЯ, ВА-НЯ;
  • три верхних отверстия: ПА-РО-ХОД, СА-МО-ЛЕТ

Одни звуки получились длиннее, а другие короче. В музыке короткие и длинные звуки, которые можно простучать или прохлопать, называются РИТМОМ. Ритм очень легко записывается:

Ровные шаги – та: четвертная длительность
Вдвое быстрее – ти-ти: восьмые длительности
Еще вдвое быстрее – ти-ри-ти-ри: шестадцатые длительности

Более сложные ритмы обозначаются так:

целая длительность
половинная длительность
четвертная с точкой и
восьмая длительности

Ритмы сыгранных вами слов легко можно записать так:

И так можно записать и сыграть любое имя. Попробуйте теперь озвучить свое!
На одном звуке мы с вами можем сыграть любую скороговорку, дразнилку, потешку, поговорку!

А теперь давайте представим, что мы пришли в лес! Слышите, как поют птицы? Высоко на ветке сидит соловей и поет:

А чуть ниже птичка побольше:

А еще ниже?

Будьте внимательнее!
Не забывайте: когда мы играем 2 или 3, все предыдущие отверстия закрыты!
А каких птиц мы еще можем изобразить с помощью свирели? Подумайте!

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Вопросы для самостоятельной работы и закрепления материалов занятия 1.

  1. Что такое свирель? Из какого материала ее делали раньше? А теперь?
  2. Из каких частей состоит свирель? Для чего предназначены мундштук и ствол?
  3. Какой рукой берут свирель? Какой рукой начинают играть?
  4. Перечислите правила звукоизвлечения?
  5. Как нужно брать мундштук – губами или зубами?
  6. Что такое ритм? Как пропеваются эти длительности?
  7. Простучите, а потом сыграйте ритмы:

    Сочините и сыграйте ваши мелодии. Надпишите цифровки этих сочинений над ритмами (от О до 3).
  8. Послушайте, как говорит человек, как произносятся имена ваших друзей и близких. Может ли звук свирели передать слово? Сыграйте и запишите мелодию по цифровой системе и ритм:
    ТА-НЮШ-КА ВА-НЮШ-КА
    ПА-РО-ВОЗ ТЕП-ЛО-ХОД
  9. Проиграйте наизусть все три пословицы, данные в первом уроке.
  10. Как можно сыграть эти русские народные пословицы? Запишите ритм над слогами:
    ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ — СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ
    КТО ВПЕРЕД ИДЕТ — ТОГО СТРАХ НЕ БЕРЕТ
  11. Вслушивайтесь в звуки леса! Как поет кукушка? Можно ли на одном звуке изобразить ее пение? А попробуйте изобразить на свирели ее: «Ку-ку» и записать! И звуки, и ритм!

Пожалуйста поделитесь этой страницей в своей соц.сети:

Вопросы и пожелания по первому занятию оставьте в комментариях:

Источник

«Весенняя свирель»

Здесь будут публиковаться оригинальные произведения и лучшие переложения для сопилки, панфлейты, флояры, жоломыги (конечно, можно будет из сыграть и на блокфлейте и других подходящих по тесситуре и диапазону инструментах).

По возможности предполагается сопровождать ноты звуковыми примерами.

Художественные произведения:

  1. Целая страница произведений прекрасного современного композитора Олега Куренного. Сами играем и всем рекомендуем.
  2. Чаплин Чарли, «Мандолина и любовь», переложение для сопилки-тенор (in F) и фортепиано Шмырева П.В.
    Finale 2009 — [Тенор F, Ч.Чаплин. Мандолина и любовь]
  3. Абрэу З., «Тико-тико», переложение для сопилки и фортепиано
    Finale 2009 — [Тико-тико]
  4. BASSMAN George, «I’m gettin’ sentimental over you», переложение для сопилки-тенор (in F) и фортепиано Шмырева П.В.
    Finale 2009 — [I’m gettin’ sentimental ТЕНОР]
  5. Петербургский Е., танго «Утомленное солнце», переложение для сопилки и фортепиано Шмырева П.В.
    Finale 2009 — [Утомленное солнце]
  6. АЛЬФАНО Ф., «Мучачо» переложение для сопилки и фортепиано Шмырева П.В.
    Finale 2009 — [Ф.Альфано. МУЧАЧО]
  7. «Ant Kalno Murai» («Замок на горе») — патриотическая литовская песня, обработка для трех сопилок Е.Темрук. Увидеть первое исполнение можно здесь .
  8. Клемент М. Дуэты для двух блокфлейт авторов XVII-XVIII веков

Учебная литература для сопилки:

Сборник нескольких очень простых мелодий, песен и простых гамм:

Ссылки на сборники нот в сети:

  1. Несколько балканских мелодий (Босния, Болгария, Венгрия, Македония)
  2. Несколько турецких мелодий
  3. Несколько румынских дойн (рукописный вариант. Спасибо человеку, который их собрал и записал)
    1. http://www.box.net/shared/qthkff0qcrpci4hoz0m3
    2. http://www.box.net/shared/rg79pzcc217d96osdlr4
    3. http://www.box.net/shared/f7yyo14d1u0vs9y1k0yv
    4. http://www.box.net/shared/abt9uemt3mghccy6ly4z
    5. http://www.box.net/shared/cji1l7hqzox69h5jiczg
    6. http://www.box.net/shared/ai4uqbd7m71bidd2i4tj
    7. http://www.box.net/shared/qp8xy73zm47j44j4rdr8
    8. http://www.box.net/shared/4ncim5vjka1tzdxglqy6
    9. http://www.box.net/shared/skj0qfpqvrlass17m0u6
    10. http://www.box.net/shared/32rcyj6qyt4y8tsvrg0e
  4. Старинная традиционная французская музыка, причем конкретно провинции Nice (Ницца).
  5. Сборники сольных мелодий для высоких инструментов, составитель Kimberling Clark (для скачивания надо нажать на надпись «I accept this disclaimer, continue to download file» внизу каждой страницы).
    1. Афро-американские и ямайские мелодии
    2. Кельтские мелодии
    3. Английские мелодии
    4. Женские мелодии (Melodies by Women)
    5. Восточно-европейские и еврейские мелодии
    6. Западно-европейские мелодии
    7. Мелодии американских индейцев
    8. Латино-американские мелодии
  6. 70 избранных русских песен (спасибо Евгению Шилину)
  7. Много разнообразных несложных мелодий, в основном венгерских. Есть интересные! =)
  8. Очень хорошая библиотека нот для флейты. Некоторые вещи играются и на сопилке.

Нотная библиотека: 12 комментариев

Спасибо большое за нотный архив! В комплекте с возможностью прослушать произведение — это просто фантастика!

Спасибо большое за «СПАСИБО». =)) Приятно понимать, что усилия не пропадают даром.
А значит — есть стимул продолжать этот труд.

Просто потрясающе — столько нот, да еще и звуковые примеры. Колоссальный труд. Здорово. и Спасибо огромное за такое щедрое одаривание всех интересующихся нотной библиотекой. И классными переложениями.

спасибо, Наташа! но самое большое спасибо надо сказать Олегу Куренному, ведь именно его ноты и его озвучки легли в основу всей библиотеки.

«Колыбельная Дианы» меня покорила:) Послушал авторское исполнение — красота какая!

Полностью согласен. Очень красивая музыка. и конечно, в нотах не передается и половины ее красоты, которая есть в исполнении Олега.

А где эта «Колыбельная Дианы»? Я её почему-то не нашел. Подскажите подробно где искать как и исполнение так и ноты к мелодии!

И точно, в результате переноса произведений Куренного на отдельную страницу Колыбельная потерялась. Спасибо за замечание, сегодня же исправлю!

Еще раз спасибо за замечание, страничка исправлена, Колыбельная добавлена, и сразу на странице дано видео, где композитор играет свои произведения. Милости прошу — http://sopilkar.ru/notnaya-biblioteka/proizvedeniia-kurennogo/

Спасибо большое за нотную библиотеку и за столь подробное описание произведений. Видно что сайт сделан от души. Огромное спасибо!

Когда «спасибо» сказано от души, это тоже видно. Мы очень рады, что наши труды не бесполезны!

Link in:
Старинная традиционная французская музыка, причем конкретно провинции Nice (Ницца).

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Урок 5. Двумя руками

Начиная с этого урока будем играть на свирели пальцами обеих рук. Диапазон 0–6 самый удобный для большинства песен.

Все песни этого урока надо хорошо выучить наизусть, каждый раз подбирая необходимые штрихи для исполнения.

1. Во саду ли, в огороде. Русская народная песня

2. Вдоль, да по речке. Русская народная песня

3. В погреб лезет Жучка. Чешская народная песенка

4. Я гуляю. Русская народная песня

5. Со вьюном я хожу. Русская народная песня

6. Уж ты, зимушка-зима! Слова народные Музыка Ан. Александрова

7. Пой, малышка, песенку. Эстонская народная песня

8. По малину в сад пойдем. Русская народная песня

9. Веселый музыкант. Слова Т. Волгиной Музыка А. Филиппенко

10. Здравствуй, Родина моя. Слова К. Ибряева Музыка Ю. Чичкова

11. Скворушка прощается. Слова М. Ивенсен Музыка Т. Попатенко

12. Каравай. Русская народная песня

13. Слава. Русская народная подблюдная песня

14. Лягушка. Русская народная песня

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Ритмические трудности

15. Испанский танец «Фарандола» из сюиты «Арлезианка»

16. А я по лугу. Русская народная песня

17. Gaudeamus igitur. Старинный студенческий гимн

Vivat academia!
Vivat professors!
Vivat academia!
Vivat professors !
Vivat membrum quodlibet!
Vivat membra quaelibet!
Semper sint flore!
Semper sint flor

18. Колыбельная медведицы из мультфильма «Умка»
Слова Ю. Энтина Музыка Е. Крылатова

19. Ода «К радости» И.Ф. Шиллера из Симфонии №9, IV часть, финал.
Музыка Л. Бетховена

20. Форель. Слова Х.Ф. Шуберта Музыка Ф. Шуберта

А тут же с длинной, гибкой
Лесой рыбак сидел
И с злобною улыбкой
На рыбок он смотрел.
«Покуда светел, ясен
Ручей, – подумал я, –
Твой труд рыбак напрасен,
Видна леса твоя!»

Но скучно стало плуту
Так долго, долго ждать,
Поток взмутил он, в ту ж минуту
Уж дрогнул поплавок.
Он дернул прут свой гибкий,
А рыбка бьется там;
Он снял ее с улыбкой,
Я волю дал слезам.

Вопросы для проверки

1. Подберите по слуху русскую народную песню «Во поле береза стояла». Запишите мелодию, ритм и слова первого куплета:

2. Составьте композицию из 5–7 наиболее полюбившихся мелодий и играйте их без остановок. Песни должны чередоваться по характеру, темпу и т.д. Перечислите эти мелодии:

1.
2.
3.
4.
5.

3. Сочините и запишите песню на слова С. Есенина «Белая береза».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Урок 5. Играем на свирели двумя руками

Ступень обучения игре на свирели «для начинающих» завершена.

Вы всегда можете пройти её с урок 1 игры на Свирели

или перейти на следующую ступень игры на свирели для продвинутых.

Свирель ученическая. Двумя руками

Свои вопросы, замечания и предложения оставьте в комментариях:

Источник

Читайте также:  Гитара фанте фт 221
Оцените статью