Мендельсон оратория павел ноты
Felix Mendelssohn Bartholdy (1809-1847)
Paulus (St.Paulus) op.36
Oratorium nach Worten der Heiligen Schrift
Maria Cristina Kiehr, Soprano
Werner Gura, Tenore
Michael Volle, Basso
Kammerchor Stuttgart
Deutsche Kammerphilharmonie Bremen
cond. Frieder Bernius
Оратория «Павел» была первой из запланированного грандиозного цикла из трёх ораторий: «Павел»-«Илия»-«Христос», а также первым опытом Мендельсона в этой музыкальной форме, до этого он с успехом восстановил и исполнил «Страсти по Матфею» Баха и оратории Генделя, поэтому в «Павле» заметно влияние стилей этих мастеров, также отдельные критики отмечали некую «слащавость» музыки относительно выбранной темы. Однако «Павел» имеет свои прекрасные музыкальные моменты, особенно 4 хорала, и поражает глубоким драматизмом. Следующая оратория «Илия», вышедшая спустя почти 10 лет, стала более зрелым произведением композитора и до сих пор пользуется большей популярностью и вниманием. Ораторию «Христос» Мендельсон не успел закончить.
Формат: APE + cue
Обложки: полный комплект
Бонус: клавир оратории PDF
Источник
Оратория `Павел` (1834-1836), op. 36
Сюжет оратории `Павел` основан событиях из Ветхого и Нового Заветов, преимущественно на `Деяниях святых апостолов`, и повествует об Обращении Савла (Павла). Оратория разделена на две части. В первой части повествуется о судьбе гонителя христиан Савле, о побиении камнями Первомученика Стефана, о пути Савла в Дамаск, исцелении христианином Ананием и крещении. Вторая часть повествует о его и его сподвижника Варнавы деяниях и служении. По драматическому накалу преобладает первая часть, вторая часть является более лирической и созерцательной.
1.01 Ouverture
1.02 Chor — Herr, der du bist unser Gott
1.03 Choral — Allein Gott in der Höh` sei Ehr
1.04 Rezitativ — Die Menge der Gläubigen
1.05 Chor — Dieser Mensch hört nicht auf
1.06 Rezitativ & Chor — Und sie sahen auf ihn alle
1.07 Aria — Jerusalem, der du tötest die Propheten
1.08 Rezitativ & Chor — Sie aber stürmten auf ihn ein
1.09 Rezitativ & Choral — Und sie steinigten ihn
1.10 Rezitativ — Und die Zeugen legten ab ihre Kleider
1.11 Chor — Siehe, wir preisen selig die erduldet haben
1.12 Rezitativ & Aria — Saulus aber zerstörte die Gemeinde
1.13 Rezitativ & Arioso — Und zog mit einer Schar gen Damaskus
1.14 Rezitativ mit Chor — Und als er auf dem Wege war
1.15 Chor — Mache dich auf!
1.16 Choral — Wachet auf, ruft uns die Stimme
1.17 Rezitativ — Die Männer aber
1.18 Aria — Gott, sei mir gnädig
1.19 Rezitativ — Es war aber ein Jünger zu Damaskus
1.20 Aria mit Chor — Ich danke dir, Herr, mein Gott
1.21 Rezitativ — Und Ananias ging hin
1.22 Chor — O welch eine Tiefe
2.01 Chor — Der Erdkreis ist nun des Herrn
2.02 Rezitativ — Und Paulus kam zu der Gemeinde
2.03 Duettino (TB) — Und sind wir nun Botschafter
2.04 Chor — Wie lieblich sind die Boten
2.05 Rezitativ & Arioso — Und wie sie ausgesandt
2.06 Rezitativ, Chor — Da aber die Juden das Volk sah`n
2.07 Chor, Choral — Ist das nicht, O Jesu Christe
2.08 Rezitativ — Paulus aber und Barnabas sprachen
2.09 Duetto (TB) — Denn also hat uns der Herr geboten
2.10 Rezitativ — Und es war ein Mann zu Lystra
2.11 Chor — Die Götter sind den Menschen gleich geworden
2.12 Rezitativ — Und nannten Barnabas Jupiter
2.13 Chor — Seid uns gnädig, hohe Götter
2.14 Rezitativ, Aria, Chor — Da das die Apostel hörten
2.15 Rezitativ — Da ward das Volk erreget wider sie
2.16 Chor — Hier ist des Herren Tempel!
2.17 Rezitativ — Und sie alle verfolgten Paulus
2.18 Cavatine — Sei getreu bis in den Tod
2.19 Rezitativ — Paulus sandte hin
2.20 Chor & Rezitativ — Schone doch deiner selbst!
2.21 Chor — Sehet, welch eine Liebe
2.22 Rezitativ — Und wenn er gleich geopfert wird
2.23 Schlußchor — Nicht aber ihn allein, sondern allen
Источник
Мендельсон оратория павел ноты
Композитор: Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Оригинальное название: «Paulus», op.36
Язык оригинала: немецкий
Либретто: пастор Юлий Шубринг (Julius Schubring) на основе Священного Писания.
Форма: 2 части, 45 музыкальных номеров.
Продолжительность: более 2-х часов
Дата создания: 1832-1836
Премьера: 22 мая 1836, Дюссельдорф
Действующие лица:
Павел (бас)
Ананий (сопрано или тенор)
Стефан (сопрано или альт)
Варнава (тенор)
Два лжесвидетеля (басы)
Смешанный хор
История создания оратории «Павел»
«Моя оратория приносит мне всё больше и больше радости. » — писал 25-летний Феликс Мендельсон своей младшей сестре Ребекке в конце ноября 1834 года. Эта «радость» выделялась на фоне того, что он только что ушёл с поста музыкального руководителя нового театра в Дюссельдорфе, поссорившись с театральным режиссёром, по собственной вине, о чём свидетельствуют даже его самые близкие друзья. Заказ на ораторию Мендельсон получил еще в 1832 от своего друга Иоганна Шелбли (Johann Schelble), дирижёра хора «Святой Сесилии» из Франкфурта, с которым был знаком с 13 лет. Незапланированный уход с должности стимулировал творческий процесс и Мендельсон плотно начал работу над ораторией с марта 1834, к этому времени была закончена подготовка текстов, которыми занимались друзья композитора — священник Юлий Шубринг (Julius Schubring) и композитор Адольф Бернард Маркс (Adolf Bernhard Marx) и, конечно, сам Мендельсон. Тем не менее пройдёт ещё полтора года и будет ещё один эмоциональный удар пока произведение будет закончено.
Хотя у Феликса Мендельсона был невероятный дар заводить новых друзей, среди которых были многие из наиболее талантливых людей своего времени, он оставался глубоко предан семье — в частности, старшей сестре Фанни и отцу Аврааму. Не соглашаясь со многими жизненными принципами отца, он проявлял не только сыновье уважение, но в разговорах с другими называл его «мой единственный настоящий друг, мой учитель в искусстве и жизни». Композитор продемонстрировал несколько отрывков из «Павла» отцу в начале лета 1934 и вызвал большой интерес Авраама к этой работе. В марте 1835 года, отвечая отцу на большое аналитическое письмо, Феликс писал: «. я часто теряюсь, пытаясь понять, как вы, не имеея технической подготовки в музыке, можете иметь такие проницательные музыкальные оценки.» Он добавил, что после «одного очень несовершенного звучания» Авраам указал на недостатки, которые он сам пропускал несколько месяцев. И поэтому, когда Авраам скоропостижно скончался в ноябре 1835 года, на Феликса эта утрата наложила ответственность исполнить невыполненные желания отца, в том числе закончить ораторию.
Первым приоритетом было довести «Павла» до успешной премьеры. Это было достигнуто 22 мая 1836 года, но не во Франкфурте, как планировалось в начале, так как Иоганн Шелби был серьёзно болен, а на Нижнерейнском фестивале в Дюссельдорфе. Премьера оратории прошла с ошеломляющим успехом. Шуман, как преданный друг, тепло отзывался об этой работе, но Мендельсон, как это часто бывает, был менее удовлетворен и после премьеры продолжил работу над ней, внеся существенные корректировки.
Ещё одним желанием отца было, чтобы Феликс нашел свою вторую половину и создал собственную семью, что он и сделал, женившись на Сесилии Жанрено, но это другая история.
После доработки оратории и тщательных репетиций, следующее представление обновлённого «Павла» состоялось 16 марта 1837 года в соборе Св.Павла в Лейпциге. Хор состоял более чем из 300 человек и силы оркестра соответствовали ему. Представление также имело огромный успех, и с этого дня началось триумфальное шествие оратории по многим странам Европы и в США.
Оратория «Павел» была первой из запланированного грандиозного цикла из трёх ораторий: «Павел»-«Илия»-«Христос», а также первым опытом Мендельсона в этой музыкальной форме, до этого он с успехом восстановил и исполнил «Страсти по Матфею» Баха и оратории Генделя, поэтому в «Павле» заметно влияние стилей этих мастеров, также отдельные критики отмечали некую «слащавость» музыки относительно выбранной темы. Однако «Павел» имеет свои прекрасные музыкальные моменты, особенно 4 хорала, и поражает глубоким драматизмом. Следующая оратория «Илия», вышедшая спустя почти 10 лет, стала более зрелым произведением композитора и до сих пор пользуется большей популярностью и вниманием. Ораторию «Христос» Мендельсон не успел закончить.
Сюжет и структура
Сюжет оратори «Павел» основан событиях из Ветхого и Нового Заветов, преимущественно на «Деяниях святых апостолов», и повествует об Обращении Савла (Павла). Оратория разделена на две части. В первой части повествуется о судьбе гонителя христиан Савле, о побиении камнями Первомученика Стефана, о пути Савла в Дамаск, исцелении христианином Ананием и крещении. Вторая часть повествует о его и его сподвижника Варнавы деяниях и служении. По драматическому накалу преобладает первая часть, вторая часть является более лирической и созерцательной.
Оратория «Павел» оп.36 ноты
Оратория «Илия» Оп.70 (1846)
Источник
Оратория «Павел» — Феликс Мендельсон Бартольди
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Оратория «Павел» — духовное произведение крупной формы Ф.Мендельсона Бартольди для солистов, хора и оркестра. Либретто для этого сочинения – памятника святому апостолу Павлу, композитор писал сам в течение двух лет. Ему помогал друг детства – пастор Юлиус Шубринг, вместе они собирали отрывки из Нового Завета, главным образом из книги «Деяния апостолов». Оратория охватывает временной промежуток от взятия архидиакона Стефана на суд до отправления апостола Павла в заточение. Действующие лица оратории заслуживают особого внимания – здесь есть, кроме апостола Павла, апостола Варнавы, архидиакона Стефана и «голоса Иисуса Христа», «голос христианства», «хор язычников», «рассказчик».
Оратория состоит из двух больших разделов – первый наполнен драматизмом, он включает сцену суда над архидиаконом Стефаном, сцену побивания камнями, обращение апостола Павла. Вторая часть – лирическая, в ней рассказывается о трудах апостола Павла, цитируются его проповеди, обрисованы главные события, сопутствующие благовествованию.
Композитор создал удивительное сочинение, не имеющее аналогов в мировой музыкальной культуре. Слушатель словно проживает все события вместе с апостолом — все образы художественно выверены, выразительны.
История создания.
Оратория Ф.Мендельсона «Павел» была представлена 22 мая 1836 года в Дюссельдорфе. Это был триумф молодого композитора. Сочинение из 45 движений публика слушала с огромным интересом – впервые в мире музыкальное произведение крупной формы было посвящено святому первоверховному апостолу Павлу. И сегодня оратория остается узнаваемой, записывается лучшими музыкальными коллективами мира. Мендельсону удалось создать музыкальный памятник подвигу апостола на века.
Отношение автора к вере.
Феликс Мендельсон Бартольди имел еврейские корни, но его родители решили не делать обрезания, а крестить мальчика. В возрасте семи лет Феликс принял Крещение и дальше воспитывался, как христианин. Впоследствии, композитор женился на дочери священника. Множество его духовных произведений, здоровый консерватизм в музыкальных вкусах, за который композитор нередко подвергался осуждению, свидетельствуют о желании послужить Богу, открыв миру красоту гармонии. Он возродил для Европы величайшие шедевры христианской музыки И.С.Баха и Г.Ф.Генделя, не стыдился всю жизнь учиться у великого автора кантат и хоралов. Отвергнув многие выгодные предложения из-за требований «свободного искусства», Феликс Мендельсон был счастлив получить пост музыкального директора Лейпцига. Композитор руководил оркестром, театром и школой певчих, стены которой слышали еще великого Баха. В этом он нашел свое призвание и счастье.
Биография.
Родился будущий великий композитор 3 февраля 1809 года в Гамбурге. Отец Феликса был банкиром, дед – знаменитым философом, труды которого впоследствии издаст композитор. Родители стремились дать детям, проявлявшим незаурядные музыкальные способности, самое лучшее образование. Но, в то же время, отец не спешил возлагать надежды на исключительный талант сына, пока не удостоверился в успехе. Когда учитель музыки двенадцатилетнего Феликса Зельтер продемонстрировал мастерство импровизации ученика великому Гете, тот сравнил его с юным Моцартом такими словами: «Музыкальные вундеркинды . они, вероятно, уже не так редки; но то, что этот маленький человек может делать в импровизации и игре на виду, граничит с чудом, и я не мог поверить, что это возможно в столь раннем возрасте.- И все же вы слышали Моцарта на седьмом курсе во Франкфурте?- сказал Зельтер. — Да, — отвечал Гете, — это так. но то, что ваш ученик уже делает, имеет такое же отношение к Моцарту того времени, какое воспитанный разговор взрослого человека имеет к лепету ребенка.» Впоследствии Феликс Мендельсон положит несколько стихотворений Гете на музыку.
Преподаватели Ф.Мендельсона обучали его строгому классическому стилю, и он сам стремился как можно глубже изучить произведения И.С.Баха. Его характеру и вкусам были чужды новаторские современные приемы композиции, поэтому среди музыкантов у него были, как поклонники, так и противники. Самым активным противником считался Рихард Вагнер, рукопись которого Мендельсон имел неосторожность потерять, будучи музыкальным директором Лейпцигского оркестра. К сторонникам и даже защитникам композитора относился П.И.Чайковский, который письменно выступал на стороне консервативного музыканта.
Несомненно, творчество Мендельсона особенно ярко проявилось в Лейпциге, Берлине и Лондоне – после возрождения постановки в 1829 году «Страстей по Матфею» И.С.Баха о молодом композиторе заговорила вся музыкальная общественность. В этом же году состоялся его первый визит в Великобританию, способствовавший признанию его величайшего таланта, затем в течение жизни до 1847 года эти визиты- гастроли помогали композитору творить.
На посту музыкального директора Лейпцига Феликс Мендельсон занимался возрождением музыки композиторов XVIII века, а также исполнял произведения современников. В 1843 году композитор открыл консерваторию в этом городе и пригласил туда преподавать музыкантов-единомышленников Р.Шумана, Й.Йоахима и других. Это консервативное учебное заведение после его смерти возглавил друг и соратник Игнац Мошелес.
Деятельный композитор из-за сильного переутомления чувствовал себя плохо в последние годы, поездка в Англию забрала много сил и оставила его больным и измученным, а известие о смертисестры в 1847 году еще усугубило это состояние. Феликс Мендельсон умер 4 ноября 1847 года в Лейпциге после серии инсультов, от таких же симптомов скончались его сестра, родители и дед. Композитор был похоронен в Троицкой церкви Берлина, а отпевание проходило в Лейпциге. Траурная процессия состояла из выдающихся музыкантов-соратников композитора, в числе которых был Роберт Шуман. Ф.Мендельсон описывал будущую вечную жизнь в письме к неизвестному лицу, как место «где, как можно надеяться, есть еще музыка, но больше нет печали и расставаний».
Автор текста:Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
2. Chor Stimme der Christenheit: Herr, der du bist der Gott, der Himmel und Erde und das Meer gemacht hat. Die Heiden lehnen sich auf, Herr, wider dich und deinen Christ. Und nun, Herr, siehe an ihr Droh’n, und gib deinen Knechten mit aller Freudigkeit zu reden dein Wort.
Allein Gott in der Höh sei Ehr und Dank für seine Gnade,
darum, dass nun und nimmermehr uns rühren kann kein Schade.
Ganz unermess’n ist seine Macht,
nur das geschieht, was er bedacht.
Wohl uns, wohl uns des Herren!
4. Rezit. Erzähler (S): Die Menge der Gläubigen war ein Herz und eine Seele. Stephanus aber, voll Glauben und Kräften, tat Wunder vor dem Volk, und die Schriftgelehrten vermochten nicht zu widersteh’n der Weisheit und dem Geist, aus welchem er redete. Da richteten sie zu etliche Männer, die da sprachen:
Zwei falsche Zeugen (Bässe solo): Wir haben ihn gehört Lästerworte reden wider diese heil’ge Stätte und das Gesetz.
Erzähler (S): Und bewegten das Volk und die Ältesten und traten hinzu und rissen ihn hin und führten ihn vor den Rat und sprachen:
5. Chor Die Juden: Dieser Mensch hört nicht auf zu reden Lästerworte wider Mosen und wider Gott. Haben wir euch nicht mit Ernst geboten, dass ihr nicht solltet lehren in diesem Namen? Und sehet, ihr habt Jerusalem erfüllt mit eurer Lehre. Denn wir haben ihn hören sagen: Jesus von Nazareth wird diese Stätte zerstören und ändern die Sitten, die uns Mose gegeben hat.
6. Rezit. und Chor Erzähler (S): Und sie sahen auf ihn, alle, die im Rat saßen, und sahen sein Angesicht wie eines Engels Angesicht. Da sprach der Hohepriester: «Ist dem also?» Stephanus sprach:
Stephanus: Lieben Brüder und Väter, höret zu: Gott der Herrlichkeit erschien unsern Vätern, errettete das Volk aus aller Trübsal und gab ihnen Heil. Aber sie vernahmen es nicht. Er sandte Moses in Ägypten, da er ihr Leiden sah und hörete ihr Seufzen. Aber sie verleugneten ihn und wollten ihm nicht gehorsam werden und stießen ihn von sich und opferten den Götzen Opfer. Salomo baute ihm ein Haus, aber der Allerhöchste wohnt nicht in Tempeln, die mit Händen gemacht sind. Der Himmel ist sein Stuhl und die Erde seiner Füße Schemel. Hat nicht seine Hand das alles gemacht? Ihr Halsstarrigen, ihr widerstrebt allezeit dem Heil’gen Geist! Wie eure Väter, also auch ihr. Welche Propheten haben eure Väter nicht verfolgt, die da zuvor verkündigten die Zukunft des Gerechten, dessen Mörder ihr geworden seid. Ihr habt das Gesetz empfangen durch der Engel Geschäfte und habt es nicht gehalten.
Die Juden: Weg, weg mit dem! Er lästert Gott, und wer Gott lästert, der soll sterben!
Stephanus: Siehe, ich sehe den Himmel offen und des Menschen Sohn zur Rechten Gottes steh’n!
7. Arie Stimme Jesu: Jerusalem, die du tötest die Propheten, die du steinigest, die zu dir gesandt. Wie oft hab ich nicht deine Kinder versammeln wollen, und ihr habt nicht gewollt!
8. Rezit. Erzähler (T): Sie aber stürmten auf ihn ein und stießen ihn zur Stadt hinaus und steinigten ihn und schrien laut:
Die Juden: Steiniget ihn! Er lästert Gott, und wer Gott lästert, der soll sterben!
9a. Rezit. Erzähler (T): Und sie steinigten ihn. Er kniete nieder und schrie laut: «Herr, behalte ihnen diese Sünde nicht! Herr Jesu, nimm meinen Geist auf!» Und als er das gesagt hatte, entschlief er.
Dir, Herr, dir will ich mich ergeben,
dir, dessen Eigentum ich bin.
Du nur allein, du bist mein Leben,
und Sterben wird mir dann Gewinn.
Ich lebe dir, ich sterbe dir,
sei du nur mein, so g’nügt es mir.
10. Rezit. Erzähler (S): Und die Zeugen legten ab ihre Kleider zu den Füßen eines Jünglings, der hieß Saulus. Der hatte Wohlgefallen an seinem Tode. Es beschickten aber Stephanum gottesfürchtige Männer und hielten eine große Klage über ihn.
11. Chor Stimme der Christenheit: Siehe! Wir preisen selig, die erduldet haben. Denn ob der Leib gleich stirbt, doch wird die Seele leben.
12. Rezit. und Arie Erzähler (T): Saulus aber zerstörte die Gemeinde und wütete mit Drohen und Morden wider die Jünger und lästerte sie und sprach:
Paulus: Vertilge sie, Herr Zebaoth, wie Stoppeln vor dem Feuer! Sie wollen nicht erkennen, dass du mit deinem Namen heißest Herr allein, der Höchste in aller Welt. Lass deinen Zorn sie treffen, verstummen müssen sie!
13. Rezit. und Arioso Erzähler (S): Und zog mit einer Schar gen Damaskus und hatte Macht und Befehl von den Hohepriestern, Männer und Weiber gebunden zu führen gen Jerusalem.
Stimme der Christenheit (S): Doch der Herr vergisst die seinen nicht, er gedenkt seiner Kinder. Fallt vor ihm nieder, ihr Stolzen, denn der Herr ist nahe!
14. Rezit. Erzähler (T): Und als er auf dem Wege war und nahe zu Damaskus kam, umleuchtete ihn plötzlich ein Licht vom Himmel, und er fiel auf die Erde und hörte eine Stimme, die sprach zu ihm:
Stimme Jesu (Chor SSA): Saul, was verfolgst du mich?
Erzähler (T): Er aber sprach: «Herr, wer bist du?» Der Herr sprach zu ihm:
Stimme Jesu (Chor SSA): Ich bin Jesus von Nazareth, den du verfolgst!
Erzähler(T): Und er sprach mit Zittern und Zagen: «Herr, was willst du, das ich tun soll?» Der Herr sprach zu ihm:
Stimme Jesu (Chor SSA): Stehe auf und gehe in die Stadt, da wird man dir sagen, was du tun sollst.
15. Chor Stimme der Christenheit: Mache dich auf, werde Licht! Denn dein Licht kommt, und die Herrlichkeit des Herrn gehet auf über dir. Denn siehe, Finsternis bedeckt das Erdreich und Dunkel die Völker. Aber über dir gehet auf der Herr, und seine Herrlichkeit erscheinet über dir.
«Wachet auf!», ruft uns die Stimme
der Wächter, sehr hoch auf der Zinne,
«Wach auf, du Stadt Jerusalem!
Wacht auf, der Bräut’gam kommt,
steht auf, die Lampen nehmt,
Macht euch bereit zur Ewigkeit!
Ihr müsset ihm entgegengeh’n.»
17. Rezit. Erzähler (T): Die Männer aber, die seine Gefährten waren, standen und waren erstarrt, denn sie hörten eine Stimme und sahen niemand. Saulus aber richtete sich auf von der Erde, und da er seine Augen auftat, sah er niemand. Sie nahmen ihn aber bei der Hand und führten ihn gen Damaskus, und war drei Tage nicht sehend und aß nicht und trank nicht.
18. Arie Paulus: Gott, sei mir gnädig nach deiner Güte und tilge meine Sünden nach deiner großen Barmherzigkeit. Verwirf mich nicht von deinem Angesicht und nimm deinen Heiligen Geist nicht von mir. Ein geängstetes und zerschlagenes Herz wirst du, Gott, nicht verachten. Denn ich will die Übertreter deine Wege lehren, dass sich die Sünder zu dir bekehren. Herr, tue meine Lippen auf, dass mein Mund deinen Ruhm verkündige.
19. Rezit. Erzähler (T): Es war aber ein Jünger zu Damaskus mit Namen Ananias, zu dem sprach der Herr: Stimme Jesu (S): Ananias, stehe auf und frage nach Saul von Tarse, denn siehe, er betet! Dieser ist mir ein ausgewähltes Rüstzeug. Ich will ihm zeigen, wie viel er leiden muss um meines Namens willen.
20. Arie mit Chor Paulus: Ich danke dir, Herr, mein Gott, von ganzem Herzen ewiglich. Denn deine Güte ist groß über mich und hast meine Seele errettet aus der tiefen Hölle.
Stimme der Christenheit: Der Herr wird die Tränen von allen Angesichtern abwischen, denn der Herr hat es gesagt.
21. Rezit. Erzähler (S): Und Ananias ging hin und kam in das Haus und legte die Hände auf ihn und sprach:
Ananias: Lieber Bruder Saul, der Herr hat mich gesandt, der dir erschienen ist auf dem Wege, da du herkamst, dass du wieder sehend und mit dem Heiligen Geist erfüllet werdest.
Erzähler (S): Und alsbald fiel es wie Schuppen von seinen Augen, und er ward wieder sehend und stand auf und ließ sich taufen. Und alsbald predigte er Christum in den Schulen und bewährte es, dass dieser ist der Christ.
22. Chor Stimme der Christenheit: O, welch eine Tiefe des Reichtums der Weisheit und Erkenntnis Gottes! Wie gar unbegreiflich sind seine Gerichte und unerforschlich seine Wege! Ihm sei Ehre in Ewigkeit, Amen!
23. Chor Stimme der Christenheit: Der Erdkreis ist nun des Herrn und seines Christ. Denn alle Heiden werden kommen und anbeten vor Dir. Denn Deine Herrlichkeit ist offenbar geworden.
24. Rezit. Erzähler (S): Und Paulus kam zu der Gemeinde und predigte den Namen des Herrn Jesu frei. Da sprach der Heilige Geist: «Sendet mir aus Barnabas und Paulus zu dem Werk, dazu ich sie berufen habe.» Da fasteten sie und beteten und legten die Hände auf sie und ließen sie gehen.
25. Duettino Barnabas und Paulus: So sind wir nun Botschafter an Christi Statt, denn Gott vermahnet durch uns.
26. Chor Stimme der Christenheit: Wie lieblich sind die Boten, die den Frieden verkündigen. In alle Lande ist ausgegangen ihr Schall und in alle Welt ihre Worte.
27. Rezit. Erzähler (S): Und wie sie ausgesandt von dem Heiligen Geist, so schifften sie von dannen und verkündigten das Wort Gottes mit Freudigkeit. Lasst uns singen von der Gnade des Herrn und seine Wahrheit verkündigen ewiglich.
28. Rezit. und Chor Erzähler (T): Da aber die Juden das Volk sah’n, wie es zusammenkam, um Paulus zu hören, wurden sie voll Neid und widersprachen dem, das von Paulus gesagt ward, und lästerten und sprachen:
Die Juden: So spricht der Herr: Ich bin der Herr, und ist außer mir kein Heiland.
Erzähler (T): Und sie stellten Paulus nach und hielten einen Rat zusammen, dass sie ihn töteten, und sprachen zueinander:
29a. Chor Die Juden: Ist das nicht, der zu Jerusalem verstörte alle, die diesen Namen anrufen? Verstummen müssen alle Lügner! Weg, weg mit ihm!
O Jesu Christe, wahres Licht,
erleuchte, die dich kennen nicht,
und bringe sie zu deiner Herd,
dass ihre Seel’ auch selig werd.
Erleuchte, die da sind verblendt,
bring her, die sich von uns getrennt,
versammle, die zerstreuet geh’n,
mach fester, die im Zweifel steh’n.
30. Rezit. Erzähler (T): Paulus aber und Barnabas sprachen frei und öffentlich:
Paulus: Euch musste zuerst das Wort Gottes gepredigt werden. Nun ihr es aber von euch stoßet und achtet euch selbst nicht wert des ewigen Lebens, siehe, so wenden wir uns zu den Heiden.
31. Duett Barnabas und Paulus: Denn also hat uns der Herr geboten: Ich habe dich den Heiden zum Licht gesetzet, dass du das Heil seist bis an das Ende der Erde. Denn wer den Namen des Herrn wird anrufen, der soll selig werden.
32. Rezit. Erzähler (S): Und es war ein Mann zu Lystra, der war lahm und hatte noch nie gewandelt. Der hörte Paulus reden, und als er ihn ansah, sprach er mit lauter Stimme: «Stehe auf, auf deine Füße!» Und er sprang auf und wandelte und lobete Gott. Da aber die Heiden sah’n, was Paulus getan, hoben sie ihre Stimmen auf und sprachen zueinander:
33. Chor Die Heiden: Die Götter sind den Menschen gleich geworden und sind zu uns hernieder gekommen.
34. Rezit. Erzähler (S): Und nannten Barnabas Jupiter und Paulus Merkurius. Der Priester aber Jupiters, der vor ihrer Stadt war, brachte Rinder und Kränze vor das Tor und wollte opfern samt dem Volk, und beteten sie an.
35. Chor Die Heiden: Seid uns gnädig, hohe Götter! Seht herab auf unser Opfer!
36. Rezit. und Chor Erzähler (T): Da das die Apostel hörten, zerrissen sie ihre Kleider und sprangen unter das Volk, schrien und sprachen:
Paulus: Ihr Männer, was macht ihr da? Wir sind auch sterbliche Menschen, gleich wie ihr, und predigen euch das Evangelium, dass ihr euch bekehren sollt von diesem falschen zu dem lebendigen Gott, welcher gemacht hat Himmel und Erde und das Meer. Wie der Prophet spricht: All eure Götzen sind Trügerei, sind eitel Nichts und haben kein Leben. Sie müssen fallen, wenn sie heimgesuchet werden. Gott wohnet nicht in Tempeln, mit Menschenhänden gemacht. Wisset ihr nicht, dass ihr Gottes Tempel seid und dass der Geist Gottes in euch wohnet? So jemand den Tempel Gottes verderben wird, den wird Gott verderben. Denn der Tempel Gottes ist heilig. Der seid ihr! Aber unser Gott ist im Himmel, er schaffet alles, was er will.
Stimme der Christenheit: Aber unser Gott ist im Himmel, er schaffet alles, was er will.
37. Rezit. Erzähler (S): Da ward das Volk erreget wider sie, und es erhob sich ein Sturm der Juden und Heiden, und wurden voller Zorn und riefen gegen ihn:
38. Chor Die Juden und Heiden: Hier ist des Herren Tempel! Ihr Männer von Israel helfet! Dies ist der Mensch, der alle Menschen an allen Enden lehret wider dies Volk, wider das Gesetz und wider diese heil’ge Stätte! Steiniget ihn!
39. Rezit. Erzähler (S): Und sie alle verfolgten Paulus auf seinem Wege, aber der Herr stand ihm bei und stärkte ihn, auf dass durch ihn die Predigt bestätigt würde, und alle Heiden höreten.
40. Cavatine Stimme Jesu (T): Sei getreu bis in den Tod, so will ich dir die Krone des Lebens geben. Fürchte dich nicht, ich bin bei dir.
41. Rezit. Erzähler (S): Paulus sandte hin und ließ fordern die Ältesten von der Gemeinde zu Ephesus und sprach zu ihnen.
Paulus: Ihr wisset, wie ich allezeit bin bei euch gewesen und dem Herrn gedient mit aller Demut und mit vielen Tränen und habe bezeuget den Glauben an unsern Herrn Jesum Christum. Und nun siehe, ich, im Geist gebunden, fahre hin gen Jerusalem. Trübsal und Bande harren mein daselbst. Ihr werdet nie mein Angesicht wiedersehen.
Erzähler (S): Sie weineten und sprachen:
42. Rezit. Die Gemeinde in Ephesus: Schone doch deiner selbst! Das widerfahre dir nur nicht!
Paulus: Was machet ihr, dass ihr weinet und brechet mir mein Herz? Denn ich bin bereit, nicht allein mich binden zu lassen, sondern auch zu sterben zu Jerusalem, um des Namens willen des Herren Jesu.
Erzähler (T): Und als er das gesagt, kniete er nieder und betete mit ihnen allen, und sie geleiteten ihn an das Schiff und sahen sein Angesicht nicht mehr.
43. Chor Stimme der Christenheit: Sehet, welch eine Liebe hat uns der Vater erzeiget, dass wir sollen Gottes Kinder heißen.
44. Solo Stimme der Christenheit (Sopran solo): Und wenn er gleich geopfert wird über dem Opfer unsers Glaubens, so hat er einen guten Kampf gekämpft. Er hat den Lauf vollendet, er hat Glauben gehalten. Hinfort ist ihm beigelegt die Krone der Gerechtigkeit, die ihm der Herr an jenem Tage, der gerechte Richter, geben wird.
45. Schlußchor Stimme der Christenheit: Nicht aber ihm allein, sondern allen, die seine Erscheinung lieben. Der Herr denket an uns und segnet uns. Lobe den Herrn, meine Seele, und was in mir ist, seinen heiligen Namen. Ihr, seine Engel, lobet den Herrn!
2. Хор голос христианства: Господь, ты Бог небо и землю и море сделал. Язычники восстают, Господи, против тебя и христианина твоего. И ныне, Господи, смотри на нее, и дай рабам Твоим со всей радостью говорить слово Твое.
Только Богу на высоте слава и благодарность за его милость,
о том, что теперь и никогда мы не можем пошевелиться, не жаль.
Безмерна его сила,
только то, что он задумал.
Благо нам, благо нам владыке!
4. Rezit. Рассказчик( ы): толпа верующих была сердцем и душой. Стефан же, полный веры и сил, творил чудеса перед народом, и книжники не могли противиться мудрости и духу, из которых он говорил. И обратились они к нескольким людям, которые говорили:
Два лжесвидетеля (басы Соло): мы слышали, как он говорит богохульные слова против этого места спасения и закона.
Рассказчик (Ы): и двинулись народ и старейшины, и вошли, и привели его перед советом, и сказали:
5. Хор евреев: Этот человек не слышит говорить хульные слова и против Бога. Разве мы не с серьезностью заповедали вам, чтобы вы не учили во имя этого? И смотрите, вы наполнили Иерусалим своим учением. Ибо мы слышали, как он сказал: Иисус из Назарета разрушит это место и изменит нравы, которые дал нам Моисей.
6. Rezit. и хором сказители (Ы): и смотрели на него все сидевшие в совете, и видели лицо его, как лицо ангела. Тогда первосвященник сказал: «так ли это?»Стефан говорил:
Стефан: дорогие братья и отцы, слушайте: Бог славы явился отцам нашим, спас народ от всякой скорби и дал им спасение. Но они не услышали. Он послал Моисея в Египет, когда увидел их страдания и услышал их вздохи. Но они отвергли его и не захотели повиноваться Ему, и оттолкнули его от себя, и принесли жертвы идолам. Соломон построил ему дом, но Всевышний не живет в храмах, сделанных руками. Небо-стул его, а земля-табурет ног его. Разве не его рука все это сделала? Вы, горластые, вы всегда сопротивляетесь спасительному духу! Как и ваши отцы, так и вы. Какие пророки не преследовали ваших отцов, которые ранее возвещали будущее праведника, убийцей которого вы стали. Вы получили закон через ангелов и не соблюдали его.
Евреи: прочь, прочь с этим! Он хулит Бога, а кто хулит Бога, тот должен умереть!
Стефан: вот, я вижу небо открытым, и Сын Человеческий стоит по правую руку от Бога!
7. Ария голос Иисуса: Иерусалим, ты убиваешь пророков, ты побиваешь камнями тех, которых к тебе послал. Сколько раз я хотел собирать ваших детей, а вы не хотели!
8. Rezit. Рассказчик (т): они же набросились на него, и выгнали его в город, и побили его камнями, и громко закричали:
Евреи: побейте его камнями! Он хулит Бога, а кто хулит Бога, тот должен умереть!
9а. Rezit. Рассказчик (т): и побили его камнями. Он опустился на колени и громко закричал: «Господи, не оставь им этого греха! Господи Иисусе, прими мой дух!»И, сказав это, он умер.
Тебе, Господи, я предам себя,
тебе, чьей собственностью я являюсь.
Ты одна, ты моя жизнь,
и смерть тогда принесет мне прибыль.
Я живу тебе, я умираю тебе,
будь ты только моим, так мне будет легче.
10. Rezit. Рассказчик( Ы): и свидетели возложили одежды свои к ногам юноши, которого звали Савл. Он был доволен своей смертью. Но на Стефана напали богобоязненные люди и подняли над ним большой суд.
11. Хор голос христианства: Вот! Мы славим блаженных, которые терпели. Ибо если тело умрет сразу, то душа будет жить.
12. Rezit. и Ария рассказчик (Т): Савл же разрушил общину, и разгневался на учеников угрозами и убийствами, и хулил их, и сказал:
Павел: истреби их, Господи Саваофе, как стерню перед огнем! Они не хотят признавать, что ты называешь своим именем Господа одного, Всевышнего во всем мире. Пусть ваш гнев поразит их, они должны замолчать!
13. Rezit. и ариозо рассказчик( Ы): и пошел с толпой в Дамаск, и имел власть и повеление от первосвященников вести мужчин и женщин, связанных, в Иерусалим.
Голос христианского мира( ы): но Господь не забывает своих, он поминает своих детей. Падите ниц перед ним, гордецы, ибо Господь близок!
14. Rezit. Рассказчик (т): и когда он был на пути и приблизился к Дамаску, внезапно свет с неба осветил его, и он упал на землю и услышал голос, который говорил ему:
Голос Иисуса (хор ССА): Саул, что ты преследуешь меня?
Рассказчик (т): он же сказал: «Господи, кто ты? «Сказал ему Господь:
Голос Иисуса (хор SSA): Я Иисус из Назарета, которого ты гонишь!
Рассказчик(т): и он сказал с дрожью и трепетом: «Господи, что ты хочешь, чтобы я сделал?» Сказал ему Господь:
Голос Иисуса (хор ССА): встань и иди в город, там тебе скажут, что делать.
15. Хор голос христианства: готов ли ты, светись! Ибо Свет твой приходит, и слава Господня восходит над тобой. Ибо вот, тьма покрывает землю и темнит народы. Но над тобой ходит Господь, и слава его появляется над тобой.
«Очнитесь!», зовет нас голос
сторож, очень высоко на олове,
«Проснись, город Иерусалим!
Просыпается, из Bräut’gam приходит,
встаньте, лампы возьмите,
Приготовьтесь к вечности!
Вы должны пойти ему навстречу.»
17. Rezit. Рассказчик( Т): люди же, которые были его спутниками, стояли и застыли, ибо слышали голос и никого не видели. Савл же выпрямился от Земли, и, открыв глаза, он никого не увидел. Они же взяли его за руку и повели в Дамаск, и не видели три дня, и не ели, и не пили.
18. Ария Павел: Бог, помилуй меня, по благости твоей и изгладь мои грехи по Великой милости твоей. Не отвергай меня от лица Твоего и не отнимай от меня Святого Духа Твоего. Испуганное и разбитое сердце Ты, Боже, не презришь. Ибо я научу нарушителей твоим путям, чтобы грешники обратились к тебе. Господи, открой уста мои, чтобы уста мои возвещали славу Твою.
19. Rezit. Рассказчик (т): но был ученик Дамаска по имени Анания, которому Господь сказал: Голос Иисуса: Анания, встань и спроси Саула Тарсийского, ибо вот, он молится! Это мне подобранная броня. Я хочу показать ему, как много он должен страдать ради моего имени.
20. Ария с хором Павел: благодарю тебя, Господи Боже мой, всем сердцем моим вовек. Ибо благость Твоя велика надо мной и спасла душу мою из глубокого ада.
Голос христианскогомира: Господь вытрет слезы со всех лиц, ибо Господь сказал это.
21. Rezit. Рассказчик( с): и пошел Ананий, и вошел в дом, и возложил на него руки, и сказал:
Анания: дорогой брат Саул, Господь послал меня, явившегося тебе на пути, когда ты пришел, чтобы ты снова был видящим и исполненным Святого Духа.
Рассказчик (Ы): и тотчас оно упало с глаз его, как чешуя, и он снова стал видящим, и встал, и крестился. И тотчас он проповедовал Христа в учении, доказывая, что тот-христианин.
22. Хор голос христианства: о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы его суды и неизведанны его пути! Слава Ему во веки веков, аминь!
23. Хор голос христианства: Вселенная теперь Господа и его Христа. Ибо все язычники придут и поклонятся пред Тобою. Ибо слава твоя стала явной.
24. Rezit. Рассказчик( с): и пришел Павел в церковь и свободно проповедовал имя Господа Иисуса. Тогда Святой Дух сказал: «пошлите Мне Варнаву и Павла к делу, к которому я призвал их.»И постились они, и молились, и возложили на них руки, и отпустили их.
25. Дуэт Варнавы и Павла: Итак мы-посланники от имени Христова, а не, потому что Бог увещевает через нас.
26. Хор голос христианства: Как прекрасны ноги их, которые благовествовуют мир. Во все земли разнесся ее звук и во весь мир ее слова.
27. Rezit. Рассказчик (Ы): и как они были посланы Духом Святым, так они пришли оттуда и возвещали слово Божие с радостью. Давайте петь о благодати Господней и возвещать истину Его вовек.
28. Rezit. и хор рассказчиков (Т): когда же Иудеи увидели народ, как он собрался, чтобы услышать Павла, они были полны зависти и противоречили тому, что было сказано Павлом, и хулили, и говорили:
Иудеи: так говорит Господь: Я Господь, и нет Спасителя, кроме меня.
Рассказчик (т): и они последовали за Павлом, и собрали совет, чтобы убить его, и сказали друг другу:
O Иисус Христос, истинный свет,
просвети не знающих тебя,
и приведи их к очагу твоему,
что ваши души тоже блаженны.
Просвети тех,кто ослеплен,
приведи сюда тех,кто отделился от нас,
Соберись, рассеянный иди,
сделай крепче, кто сомневается.
30. Rezit. Рассказчик (Т): Павел же и Варнава говорили свободно и публично:
Павел: Вы должны были сначала проповедовать Слово Божье. А теперь вы отталкиваете его от себя и не уважаете себя вечной жизнью, вот, мы обращаемся к язычникам.
31. Дуэт Варнава и Павел: Ибо так нам повелел Господь: Я положил тебя во свет язычникам, чтобы ты был во спасение до края земли. Ибо кто призовет имя Господне, тот да будет спасен.
32. Rezit. Рассказчик (Ы): и это был человек к Листре, который был хромым и никогда не менялся. Тот услышал, как Павел заговорил, и, глядя на него, сказал громким голосом: «встань, на ноги!»И он вскочил, и ходил, и славил Бога. Когда же язычники увидели, что сделал Павел, они подняли голоса свои и сказали друг другу:
33. Хор язычников: боги являются людям сразу стало быть и они пришли к нам во Христе.
34. Rezit. Рассказчик (Ы): и назвали Варнаву Юпитером и Павла Меркурием. Священник же Юпитера, который был перед городом их, принес скот и венки к воротам, и хотел принести жертвы вместе с народом, и поклонился им.
35. Хор язычников: Будьте милостивы, высокие боги! Посмотрите на нашу жертву!
36. Rezit. и хор рассказчиков (Т): услышав это, апостолы разорвали одежды свои и прыгали среди народа, кричали и говорили:
Павел: вы, мужи, что тут делаете? Мы также смертные люди, как и вы, и проповедуем вам Евангелие, чтобы вы обратились от этого ложного к Живому Богу, который сделал небо, землю и море. Как говорит пророк: Все ваши идолы обманчивы, тщеславны и не имеют жизни. Они должны упасть, когда их преследуют. Бог не живет в храмах, сделанных человеческими руками. Разве вы не знаете, что вы храм Божий и что Дух Божий обитает в вас? Если кто погубит храм Божий, того погубит Бог. Ибо храм Божий свят. — Вы! Но наш Бог на небесах, Он творит все, что пожелает.
Голос христианского мира: но наш Бог на небесах, Он творит все, что хочет.
37. Rezit. Рассказчик (Ы): и возбудился Народ против них, и поднялась буря иудеев и язычников, и были полны гнева, и взывали против него:
38. Хор Иудеев и язычников: Вот храм Господа! Вы, люди Израиля, помогите! Это человек, который учит всех людей во всех концах против этого народа, против закона и против этого места спасения! Побейте камнями его!
39. Rezit. Рассказчик( с): и все они преследовали Павла на пути его, но Господь помог ему и укрепил его, чтобы через него проповедь была подтверждена, и все язычники услышали.
40. Cavatine голос Иисуса (T): Будь верен до смерти, и я хочу тебе венец жизни дать. Не бойся, я с тобой.
41. Rezit. Рассказчик( с): Павел послал и велел позвать старейшин из церкви в Ефес и сказал им.
Павел: Вы знаете, как я всегда был с вами и служил Господу со всем смирением и со многими слезами и засвидетельствовал веру в Господа нашего Иисуса Христа. И вот, я, связанный духом, еду в Иерусалим. Скорбь и узы удерживают меня там. Вы никогда не увидите моего лица.
Рассказчик (ы): они плакали и говорили:
42. Rezit. Церковь в Эфесе: пощади же себя! Только с тобой этого не случится!
Павел: что вы делаете, что вы плачете и разбиваете мне сердце? Ибо я готов не только связать себя, но и умереть в Иерусалиме, ради имени Господа Иисуса.
Рассказчик (т): и когда он сказал это, он опустился на колени и помолился вместе со всеми ними, и они направили его к кораблю и больше не видели его лица.
43. Хор голос христианства: Смотрите, какую любовь дал нам отец Итак, что мы дети Божии должны называться.
44. Соло голос христианства (сопрано соло): И если он сразу будет принесен в жертву над жертвой нашей веры, таким образом он хорошо сражался. Он завершил ход, он сохранил веру. На нем возложен венец праведности, который даст ему Господь в тот день, праведный судья.
45. Заключительный хор голос христианства: но не только ему, но и всем, которые любят его появление. Господь думает о нас и благословляет нас. Хвала Господу, душа моя, и тому, что во мне, святое имя его. Вы, ангелы его, хвалите Господа!
Источник