Мендельсон соната альта фортепиано

Ф. Мендельсон. Соната для альта и фортепиано c moll. Разбор тематического материала.

специалист в области арт-терапии

Ф. Мендельсон (1809-1847)

Соната для альта и фортепиано c moll

Мендельсон написал огромное количество сочинений в самых различных жанрах. Среди них немало произведений крупных форм: оратории, симфонии, концертные увертюры, сонаты, концерты (фортепианные и скрипичные), много инструментальной камерно-ансамблевой музыки: трио, квартеты, квинтеты, октет. Есть духовные и светские вокально-инструментальные сочинения, а также музыка к драматическим пьесам. Значительную дань отдал Мендельсон популярному жанру вокального ансамбля; им написано множество сольных пьес для отдельных инструментов (преимущественно для фортепиано) и для голоса.

Камерные сочинения: семь струнных квартетов; струнный октет; две сонаты для скрипки и фортепиано; две сонаты для виолончели и фортепиано; два фортепианных трио; три фортепианных квартета; соната для альта и фортепиано.

Соната c moll , хоть и написана композитором романтиком, вбирает в себя черты классического сонатного цикла. Соната состоит из 4-х частей со вступлением.

2 ч –Menuetto ( Allegro molto) + trio (piu lento)

3ч – Тема с вариациями ( Andante )

4ч – Finale ( Allegro molto )

В Adagio ( вступление) слышны характерные для классической, а в дальнейшем и романтической эпохи сопоставления: судьбы (рока) и человека. В унисон звучит грозный бас, на f , и как ответ, нисходящая мелодия, которая схожа с арией lamento (скорбный, жалобный характер, движение по м2). Хоть в первом предложение и прослеживается движение мелодии на вверх, оно быстро сворачивается и заканчивается нисходящей пунктирной линией, которую подхватывает альт. Если проследить за начальными мотивами предложений, то можно заметить, что все движение плавно спускается по м2 вниз. Вступление как бы зависает на D -вом тоне, и подготавливает нас к 1ч, к главной теме.

Allegro (1 ч) Гл.п. — носит стремительный характер, который создается благодаря восходящим движением восьмых в партии альта( лейтмотив) , которые поддерживаются взволнованными терциями в партии фортепиано. Тематизм носит именно инструментальный характер звучания, т.е. можно воспринимать сонату как жанр (от sonare — звучать), жанр сформировавшийся в 16 в- пьеса предназначенная для инструмента. Поб.п – хоть и переходит в параллельную тональность ( Е s — dur стр. 6), взволнованный характер не теряет. Тема звучит в партии фортепиано, сначала четверти- с постоянно меняющимися штрихами, что предает теме легкость и шутливость( также верхний регистр), а затем небольшой дуэт ( половинные), и имитация мотивов( как диалог). Разработка- все дальнейшее развитие основано на лейтмотиве( восходящей линии восьмых). Своеобразная игра регистров и тембров. В конце разработки – D -вый придыкт, так же основанный на лейтмотиве. Реприза- возвращение основного образа ( гл.п в c moll ), в дальнейшем используется игровая фигура- сопоставление минора и мажора. Т.е. происходит резкая смена c moll — с dur , и поб.п. звучит в тональности до мажора. В конце первой части звучит небольшая кода — возвращение в осн. тональность, три раза звучит каденционный оборот, который закрепляет осн. тональность c moll .

2ч- Написана в жанре менуэта( c moll ) с трио( c dur ). Менуэт основывается на двух контрастных темах. Первая- носит танцевальный характер( 16 т),интересно не характерное для менуэта залигованная 3-я доля. Вторая тема- преимущественно отдана альту- характерное выделение 1й доли, певучая, на legato . Trio — движение крупными длительностями, 4хголосие- хорал, постоянное движение по тональностям, обилие встречных знаков.

3ч- Тема с вариациями ( c moll ) Тема излагается в размере 2/4,начинается из-за такта, характерно залигованная первая доля. В дальнейшем от темы остаются отдельные мотивы, фактура усложняется. Если в начале тема написана восьмыми, то начиная со 2 вариации, изложение проходит шестнадцатыми. 4 вариация- интересна тем, что в партии фортепиано появляются триоли, тема полностью проходит в партии альта. В 5й вариации возвращается тема (ф-но), на фоне тревожных шестнадцатых( альт). 6 вариация- появляются 32-е,у ф-но, в партии альта остались лишь отдельные мотивы темы ( восходящий интервал в начале, залигованная первая доля). 7 вариация- появляется пунктирный ритм, характерные элементы темы сохраняются. 8 вариация- Adagio , смена темпа, появляется новый тематизм, звукоизобразительные пассажи у фортепиано, нежная, плавная тема у альта. В конце вариации появляются речитативы у альта. Четвертая часть вступает сразу ( attacca) .

Финал ( Allegro molto ) c moll характерный финал симфонического цикла, очень стремительный, напряженный. Тематизм проходит шестнадцатыми, построен по типу волны ( нисходящее движение сменяет восходящее).

Источник

Феликс Мендельсон-Бартольди. Соната для альта и фортепиано до минор

Феликс Мендельсон-Бартольди создавал камерно-инструментальные произведения для различных исполнительских составов. В их числе – Соната для альта и фортепиано до минор, которую композитор написал в 1824 г., когда ему было всего пятнадцать лет. Тем не менее, Мендельсон к тому времени уже обладал определенным композиторским опытом, который распространялся, в том числе, и на сонатный жанр – он являлся автором трех фортепианных сонат и одной скрипичной. В то время в доме Мендельсонов возникла традиция воскресных музыкальных утренников: знакомые музыканты собирались для совместного исполнения творений юного композитора – вероятно, для одного из таких домашних концертов и предназначалось это сочинение.

Соната сочетает в себе юношескую пылкость и композиторское мастерство. В ней есть и оттенок трагизма, и беззаботное веселье. Гибкие, пластичные мелодии, исполненные искреннего чувства, развиваются непринужденно, сопровождаемые красочной гармонией.

Создание произведения для солирующего альта не случайно – Мендельсон сам владел этим инструментом и играл на нем в камерных ансамблях со многими музыкантами. В изящной фактуре Сонаты устанавливается равновесие между партиями альта и фортепиано – они одинаково виртуозны, между ними разворачивается очень эмоциональный «диалог».

В кратком вступлении – Adagio – ведущая роль принадлежит фортепиано: его скорбным октавным унисонам, как и дальнейшему изложению тематического материала «отвечают» печальные реплики-«вздохи» альта в диапазоне терции. Возникает характерная и для классицизма, и для романтизма тема противостояния человека жестокой судьбе. Медленному вступлению контрастирует главная партия первой части – Allegro – порывистая, стремительная. В ее изложении главную роль играет альт, повышенная седьмая ступень придает его восходящим пассажам особую остроту. Побочная партия – тоже очень взволнованная – излагается в параллельной тональности (ми-бемоль мажоре). Появляется она в фортепианной партии. Постоянно меняющиеся штрихи в сочетании с высоким регистром придают ей легкость и даже оттенок игривости. Между фортепиано и альтом завязывается «диалог» в имитации отдельных мотивов. В заключительной партии звучание альта и фортепиано приобретает полное единство, придавая тем самым стройность форме экспозиции. Новый «диалог» между инструментами разворачивается в разработке: то у фортепиано, то у альта появляются пассажи и тревожные терцовые мотивы. Важную роль играют нисходящие мелодические фразы. Реприза предваряется страстными «возгласами» на материале вступления. Главная партия в репризе повторяется почти буквально, но ненадолго возникает одноименная тональность – до мажор. Проведение побочной партии у фортепиано сопровождается контрапунктом в партии альта. Небольшая кода возвращает в основную тональность с троекратным проведением каденционного оборота.

Часть вторая – Allegro molto – представляет собой грациозный менуэт с оттенком скерциозности. Танцевальность особенно ярко проявляется в первой теме, но залигованная третья доля, присутствующая в ней, не вполне характерна для менуэта. Четверти и в партии фортепиано, и у альта, предшествующие этой синкопе, исполняются разными штрихами – вторая четверть играется staccato, и это делает интонацию особенно легкой. Эта игривая мелодия сменяется новой темой – кантиленной, в изложении которой главная роль отдается альту. Для трио, излагаемого крупными длительностями в хоральной фактуре, характерна тональная неустойчивость. В сравнении с крайними разделами трио невелико по объему, но его отличает глубина мысли. Его возвышенный характер напоминает о духовных исканиях юного Мендельсона, который уже в подростковом возрасте проявлял интерес к духовным сочинениям.

Часть третья – Andante variazioni – имеет форму темы с вариациями. Задумчивую, светлую тему, состоящую из двух периодов (восьмитактового и десятитактового) проводит сначала фортепиано, затем альт. В вариациях пианист получает возможность продемонстрировать свою виртуозность, а альтист – красоту и насыщенность звука. В первой вариации альт «опевает» опорные звуки темы, украшая их шестнадцатыми, во второй вариации элементы темы распределяются между инструментами. Не менее интересные изменения происходят в последующих вариациях: триоли в фортепианной партии, мелкие длительности у альта, вычленение отдельных мотивов из темы, появление пунктирного ритма, пассажи, инструментальные речитативы.

Четвертая часть – Allegro molto – следует за третьей без перерыва. Это типичный финал – стремительный, напряженный. Фортепианная партия здесь особенно сложна. Примечательно волнообразное построение мелодии – восходящее движение сменяется нисходящим. Кульминация приходится на коду, в которой альт и фортепиано «состязаются» в виртуозности.

Источник

Соната для альта — Viola sonata

Альт соната является соната для альта , иногда с другими инструментами, как правило , фортепиано . Самые ранние альтовые сонаты трудно датировать по ряду причин:

  • в эпоху барокко для альта да гамба было написано много произведений , в том числе сонаты (самая известная из них — три произведенияИоганна Себастьяна Баха , сейчас чаще всего играемые на виолончели )
  • в эпоху классицизма и раннего романтизма было немного произведений, написанных с альтом, специально предназначенным для сольного инструмента, и многие из них, как и произведения семьи Стамиц, могли быть написаны для альта д’амур , как и большинство их альтов. произведения — правда, сейчас их принято играть на альте; это было более характерно для публикации работы или набора, как Джордж Онслоу «S опус 16 виолончели сонаты, или Брамс » S опус 120 кларнета соната в конце 19 — го века, что указанный альт в качестве заместителя. Двумя ранними исключениями были соната для альтаФеликса Мендельсона (1824 г., посмертно опубликована в 1966 г.) и соната из опуса 1 композитора Эрнста Наумана (1832–1910), опубликованная в 1854 г.
  • В ХХ веке альт вернулся к сольной партии. Макс Регер написал три сонаты для кларнета или альта в начале века. Пауль Хиндемит , сам виртуоз альта, сочинил несколько сонат для альта соло и другие для альта и фортепиано, такие как Соната для альта и фортепиано, соч. 11 № 4 в 1919 году. В том же году Ребекка Кларк сочинила Сонату для альта и фортепиано . СонатаБакса для альта , написанная (как и концерт Уолтона) для великого английского альтиста Лайонела Тертиса в 1923 году, является одним из его наиболее исполняемых и часто записываемых камерных произведений. Мечислав Вайнберг в период с 1971 по 1983 год написал четыре сонаты для альта. Соната для альта и фортепиано , соч. 147 — последнее сочинение Дмитрия Шостаковича , завершенное в июле 1975 года и посвященное Федору Дружинину . Дьёрдь Лигети написал свою сонату для альта соло в период с 1991 по 1994 год.
  • В 21 веке Грэм Уотерхаус написал сонату для альта под названием Sonata ebraica , завершенную в 2013 году.

Источник

Соната для альта — Viola sonata

Альт соната является соната для альта , иногда с другими инструментами, как правило , фортепиано . Самые ранние альтовые сонаты трудно датировать по ряду причин:

  • в эпоху барокко для альта да гамба было написано много произведений , в том числе сонаты (самая известная из них — три произведенияИоганна Себастьяна Баха , сейчас чаще всего играемые на виолончели )
  • в эпоху классицизма и раннего романтизма было немного произведений, написанных с альтом, специально предназначенным для сольного инструмента, и многие из них, как и произведения семьи Стамиц, могли быть написаны для альта д’амур , как и большинство их альтов. произведения — правда, сейчас их принято играть на альте; это было более характерно для публикации работы или набора, как Джордж Онслоу «S опус 16 виолончели сонаты, или Брамс » S опус 120 кларнета соната в конце 19 — го века, что указанный альт в качестве заместителя. Двумя ранними исключениями были соната для альтаФеликса Мендельсона (1824 г., посмертно опубликована в 1966 г.) и соната из опуса 1 композитора Эрнста Наумана (1832–1910), опубликованная в 1854 г.
  • В ХХ веке альт вернулся к сольной партии. Макс Регер написал три сонаты для кларнета или альта в начале века. Пауль Хиндемит , сам виртуоз альта, сочинил несколько сонат для альта соло и другие для альта и фортепиано, такие как Соната для альта и фортепиано, соч. 11 № 4 в 1919 году. В том же году Ребекка Кларк сочинила Сонату для альта и фортепиано . СонатаБакса для альта , написанная (как и концерт Уолтона) для великого английского альтиста Лайонела Тертиса в 1923 году, является одним из его наиболее исполняемых и часто записываемых камерных произведений. Мечислав Вайнберг в период с 1971 по 1983 год написал четыре сонаты для альта. Соната для альта и фортепиано , соч. 147 — последнее сочинение Дмитрия Шостаковича , завершенное в июле 1975 года и посвященное Федору Дружинину . Дьёрдь Лигети написал свою сонату для альта соло в период с 1991 по 1994 год.
  • В 21 веке Грэм Уотерхаус написал сонату для альта под названием Sonata ebraica , завершенную в 2013 году.

Источник

Соната для альта (Мендельсон) — Viola Sonata (Mendelssohn)

Соната для альта до минор
на Феликса Мендельсона
Каталог MWV Q 14 Сочиненный 14 февраля 1824 г. ( 1824-02-14 ) Движения три

Феликс Мендельсон сочинил Виолу Сонату в миноре , МКМ Q 14, когда ему было всего 15 лет. Партитура с автографом датирована 14 февраля 1824 года. Произведение не публиковалось при жизни Мендельсона — фактически только в 1966 году — и ему не был присвоен номер опуса . Хотя он повторно использовал одну из тем из движения менуэта в эквивалентной части своей Первой симфонии .

Сам Мендельсон был опытным скрипачом и альтистом , сыграв одну из партий альта в раннем исполнении своего струнного октета ми-бемоль мажор , и полностью осознавал трудности написания для альта. Поскольку соната не публиковалась более 140 лет, первая соната специально для современного альта, которая должна была быть опубликована, могла быть написана Карлом Эрнстом Науманом , который родился в 1832 году, после того, как была написана эта соната.

Движения

Соната состоит из трех частей :

Типичное представление длится чуть менее 25 минут.

Источник

Читайте также:  Звуки гитары для logic pro x
Оцените статью