LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Архитектура — Города мира — Страны (411)
- Пушкин (Царское село) (25)
- Петергоф (20)
- Украина (18)
- Франция (12)
- Гатчина (6)
- Австрия (3)
- Англия (3)
- Ломоносов (3)
- Павловск (3)
- Ораниенбаум (3)
- Выборг (2)
- Беларусь (1)
- Германия (1)
- Испания (2)
- Италия (35)
- Москва (54)
- Россия (90)
- Сан Марино (3)
- Санкт-Петербург (120)
- Япония (6)
- Плейкасты (41)
- Уроки английского (15)
- (1)
- Букеты из конфет (11)
- Винтаж (8)
- Ангелочки (5)
- Сердечки (1)
- Вязание (362)
- Вязание/Ирландское кружево (159)
- Вязание крючком (138)
- Ленточное кружево (10)
- Амигуруми (4)
- Вязание на спицах (21)
- Вязаные мелочи (25)
- Декупаж (5)
- Для моей любимой внученьки (162)
- Дом (73)
- Балкон и лоджия (3)
- Ванная (1)
- Детская (5)
- Интерьер квартиры (23)
- Камины (1)
- Кухня (25)
- Прихожая (6)
- Игры (5)
- Кулинария (2339)
- Кабачки (133)
- Баклажаны (125)
- Блюда и гарниры из картофеля (109)
- Тыква (18)
- Блюда из творога (14)
- Рецепты для диабетикоа (8)
- Фрукты (8)
- Рецепты со всего мира (1)
- Кулинарные традиции (1)
- 1. Говядина (4)
- 3. Свинина (21)
- 4. Домашняя птица (112)
- Блины (21)
- Блюда из мяса, дом. птицы, субпрод. (157)
- Блюда из овощей, грибов и макаронных изделий (152)
- Блюда из рыбы и морепродуктов (92)
- Блюда из яиц (40)
- Гарниры (3)
- Десерты (25)
- Заготовки на зиму (64)
- Закуски 1. Бутерброды (45)
- Закуски 2. Салаты и винегреты (149)
- Запеканки (87)
- Изделия из теста (60)
- Каши (9)
- Лаваш (54)
- Напитки (11)
- Несладкая выпечка (154)
- Первые блюда 2. Холодные супы (6)
- Первые блюда 1. Заправочные супы (25)
- Пицца (13)
- Прочие закуски (54)
- Рецепты для деток (38)
- Селедочка (60)
- Сладкая выпечка (142)
- Соусы (31)
- Украшение стола (9)
- Украшение блюд (139)
- Хозяйке на заметку (123)
- Шашлыки (17)
- Мир вокруг нас (25)
- Животные (10)
- Природа (11)
- Птицы (4)
- Мир прекрасного (1897)
- Дворцы и замки (137)
- История России (104)
- Коты, кошечки, котики (72)
- История (30)
- Энциклопедия моды (29)
- Оружие (21)
- Самовары (9)
- Музеи-Усадьбы (7)
- Театры (6)
- Народный костюм (4)
- Живопись (131)
- Интересное (69)
- Карнавалы (15)
- Книги (18)
- Музеи мира (42)
- Открытки (23)
- Поэзия (802)
- Ремесла (69)
- Сады и Парки (13)
- Соборы и Храмы (85)
- Стекло (3)
- Фарфор (53)
- Фильмы и спектакли (117)
- Фото (4)
- Цветы (35)
- Музыка (1378)
- Аккордеон (37)
- Олег Погудин (29)
- Скрипка (5)
- Барды (15)
- Вальсы (49)
- Гитара (13)
- Классика (278)
- Колокольные звоны (6)
- Народные песни (33)
- Оперетта (19)
- Опера. Балет (306)
- Ретро (26)
- Романсы (142)
- Саксофон (37)
- Сборники (233)
- Советская песня (73)
- Танго (77)
- Поздравления (203)
- Пожелания (47)
- 9 Мая (12)
- Пасха (9)
- Православные праздники (3)
- 23 февраля (2)
- 8 Марта (16)
- День рождения (33)
- Новый год (81)
- Полезные советы, Ваше здоровье, Благополучие и мно (317)
- Рамочки (9)
- Рукоделие (3153)
- Вышивка лентами (96)
- Вышивка монохром (91)
- Ангелы (90)
- Бабочки (54)
- Трафареты (39)
- Обрядовые куклы (28)
- Валяние (27)
- Грелка на чайник (14)
- Мышки (13)
- Мишки (12)
- Птички (11)
- Змея (10)
- Тыквочки (5)
- Ведьмочки (5)
- Лошадки (5)
- Гномики (4)
- Бисер (8)
- Веночки (20)
- Вышивка (189)
- Домовёнок (3)
- Дракончики (24)
- Зайчики (47)
- Игольницы (101)
- Игрушки (132)
- Идеи для кухни (39)
- Идеи для рукоделия (201)
- Изготовление цветов (377)
- К Пасхе (38)
- Клоун (38)
- Коробочки (40)
- Коты (173)
- Куклы (79)
- Лоскутное шитье (231)
- Лягушки (16)
- Маски (11)
- Мастер- классы (28)
- Новогоднее (132)
- Пакетницы (66)
- Поделки из бумаги (36)
- Поделки из фетра (25)
- Подушки (179)
- Прихватки (86)
- Пуговицы (16)
- Сердечки (34)
- Собачки (31)
- Сова (45)
- Солёное тесто (1)
- Тильда (48)
- Украшение из бусин и лент (2)
- Уроки по пошиву кукол (65)
- Цветовая схема (6)
- Шитые игрушки (9)
- Шитье (52)
- Шторы (16)
- Советы для «Чайников» (44)
- Советы по фотографии (128)
- Фотошоп (27)
- Детские рамочки PNG (21)
- Рамочки цветочные (12)
- Уроки итальянського (4)
- Цветоводство (29)
- Чтобы помнили (97)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Романсы уходящего века = 151 романс, тексты, ноты и аудиозаписи
Воскресенье, 03 Января 2016 г. 20:23 + в цитатник
=Романсы уходящего века= 151 романс, тексты,ноты и аудиозаписи.
Давайте знакомиться: Маргарита Корнеева.
По рождению я сибирячка, выросла в городе Калининграде, живу и работаю в Москве.
Более двадцати лет назад мне случайно попала в руки пластинка Изабеллы Юрьевой. Меня покорил её голос и стиль исполнения. Именно она и заронила в мою душу зёрна любви к романсу. С конца 80-х годов я начала собирать пластинки с записями исполнителей романсов, сборники романсов, всё больше и больше увлекаясь этим жанром.
Я окончательно и бесповоротно влюбилась в этот жанр, испытывая настоящий восторг от исполнения романса
Для того чтобы перейти на страницу песни с нотами, текстом и возможностью прослушать запись, нажмите на название песни.
Романсы, отмеченные годом записи можно скачать в формате mp3. Для того, чтобы скачать романс, нажмите правой кнопкой мыши по году записи и выберите команду «Сохранить файл. «
Источник
Меня не греет шаль ноты для
Романс «Меня не греет шаль» в наши дни исполняется крайне редко. Однако попасть в разряд забытых ему не дает довольно поздняя интерпретация все еще популярной в наши дни певицы Аллы Баяновой (CD «Лети, моя песня», 1999) «…Это песня старых московских цыган, — поясняла Алла Николаевна в одном из последних интервью. — Среди них я все время крутилась в Париже… Тогда я была еще совсем малышка. Сидела тихо в уголках и впитывала в себя красоту исполнения цыганского романса и лихость и веселье цыганской плясовой, или таборной, песни».
Странно, однако, что столь красивый и несложный для исполнения романс никто из выступавших во Франции певцов-эмигрантов, работавших в цыганском жанре (Алеша, Валя и Соня Димитриевичи, Володя Поляков, Лида Гулеско, Маня Цыганка, Людмила Лопато и другие), почему-то на пластинках не увековечил. Да и другие певцы-эмигранты, как первой, так и второй волны, «Меня не греет шаль» странным образом не заметили. Может быть, и не звучал там вовсе этот романс в те далекие годы?
Позволю себе утверждать, что отнюдь не цыгане завезли «Шаль» в Париж. Сделала это эмигрировавшая во Францию в конце 1974 года советская певица Евгения Константиновна Разина (Акопян). Романс появился в ее репертуаре в 1970 году — как только она начала в СССР свои сольные выступления в фортепианном сопровождении пианиста-легенды Бориса Мандруса*. Незадолго до ее эмиграции фирма «Мелодия» даже выпустила гигант с записями певицы, на котором указанный романс шел вторым номером программы с пояснением редактора: «Авторы неизвестны». До встречи с Мандрусом Евгения Разина старинные и цыганские романсы не исполняла, пела популярные советские песни и вряд ли могла обладать нотами произведения, которое до этого времени ни разу не издавалось.
Зато у Бориса Яковлевича, с 1930-х годов работавшего с известнейшей романсовой исполнительницей 1920–1940-х годов Екатериной Юровской, ноты вспоминаемого произведения (скорее всего, рукописная копия), безусловно, имелись. Иначе каким образом им удалось в 1940 году записать «Меня не греет шаль» для многотиражной пластинки Апрелевского завода? На этикетке значилось: «Муз. Давыдова». Это позволяет некоторым филофонистам считать автором произведения знаменитого Сашу Давыдова (Александра Давыдовича Карапетяна, 1849–1911) — короля цыганского романса 1880–1900-х годов.
За свою долгую артистическую жизнь Саша Давыдов в самом деле сочинил и переложил на свой вкус музыку к немалому числу подобных произведений, но распространялись они главным образом устно-слуховым способом при участии цыганских хоров и солистов, с которыми артист не только активно сотрудничал, но и состоял в родстве. Так, женой Саши была знаменитая цыганская певица и гитаристка Зинаида Ивановна Хлебникова. Конечно, кое-что из его романсового наследия успели запечатлеть в нотах цыганские дирижеры и композиторы, сотрудничавшие с этими коллективами. Однако при последующих многочисленных переписках имена авторов (как музыки, так и слов) часто терялись.
Когда же в начале 1920-х годов певшая до революции в народных хорах Екатерина Юровская возвратилась на концертную эстраду уже как исполнительница цыганских романсов, многие произведения Саши Давыдова (как сочиненные, так и исполняемые артистом) все еще ходили в рукописях в обеих столицах. Поэтому не было бы ничего удивительного, если бы одна из рукописных копий романса «Меня не греет шаль» с пометкой «муз. Давыдова» попала в руки певицы и оказалась в ее репертуаре.
Но дело в том, что Саша Давыдов, строго придерживавшийся тогдашних традиций, не мог исполнять (а значит, и сочинять для себя) романс с «женским» текстом. Кроме того, он не обладал стихотворным талантом: фактически все изданные в разные годы на его музыку, а также приписываемые ему произведения имеют соавторов-текстовиков. Поэтому можно с уверенностью утверждать: к словам «Шали» Саша Давыдов не имеет отношения.
Это подтверждается нотными изданиями произведений композитора Бориса Фомина, выпущенными в 1929 году. На задней странице обложки этих нотных тетрадей был помещен список, включавший как вышедшие, так и переданные в печать романсы, песни и хореографические эскизы автора. В романсовом списке под последним, 43-м номером стояло: «Меня не греет шаль. Муз. аранж. (Слова Е. Оболенской)». Это означало, что ноты аранжированного Фоминым романса (очевидно, с музыкой Саши Давыдова) и текстом Е. Оболенской находились в типографии, дожидаясь то ли набора, то ли печатного станка.
По причине прекращения в 1930 году деятельности частных издательств и начала ожесточенной антиромансовой кампании подготовленное композитором издание так и не вышло. Рукопись была возвращена автору, а затем, по нашему мнению, передана Фоминым одной из его любимых певиц, Екатерине Юровской, для концертного исполнения. Период 1930–1937 годов был самым трудным для русского бытового и цыганского романсов. Даже такой звезде, как Юровская, редко удавалось спеть больше двух-трех вещей в каком-нибудь сборном концерте, да и то главным образом в провинции. Поэтому «Меня не греет шаль», фирменный номер артистки, нотных копий которого, скорее всего, больше ни у кого не было, получить в эти годы сколько-нибудь широкого распространения не мог.
Романс о шали — не единственное свидетельство сотрудничества Оболенской и Фомина. В архивном фонде композитора до сих пор хранится нотная рукопись романса «Мы недавно знаем друг друга», слова которого принадлежат Борису Ивановичу, а музыка — Екатерине Михайловне. Но это недолго продолжавшееся сотрудничество для ее родных и близких было тайным: высокое общественное положение мужа не позволяло ей открыто заявлять о себе как об авторе текстов «цыганских романсов».
Тема разлуки и роковых расставаний в них неслучайна. Екатерина не была счастлива в любви. Влюбившись в своего будущего мужа, у которого уже была невеста, она отбила его, вышла замуж, родила четверых детей, но долгие годы мучилась из-за его неверности. Она не раз пыталась расстаться с ним и однажды ушла, забрав с собой старшего сына. Однако супруги снова примирились, все опять пошло по-старому, чтобы в 1937-м завершиться трагедией**.
В 1940-м, когда наступившая «репертуарная оттепель» позволила вокалистам идти на ранее недопустимые вольности, Екатерина Юровская и ее новый аккомпаниатор Борис Мандрус решили наконец записать вспоминаемый нами романс на пластинку. Однако указать на ней имя автора текста было уже невозможно: с октября 1937 года Е.М. Оболенская находилась в заключении как жена «врага народа».
Грянувшие в первые послевоенные годы идеологические кампании, к сожалению, коснулись и Бориса Фомина. Повлияли они и на судьбу многих бытовых и цыганских романсов. В 1948 году после продолжительной болезни композитор скончался; на следующий год умерла Екатерина Юровская. Уникальные рукописные ноты «Шали» остались у ее аккомпаниатора Бориса Мандруса. К сожалению, судьба его богатейшей нотной коллекции неизвестна.
Неизвестно также, предлагал ли он впоследствии этот романс для включения в концертный репертуар Клавдии Шульженко, с которой работал почти четверть века. Что-то подсказывает мне: не предлагал, понимая, что «Шаль» звучит слишком по-нэповски, по-цыгански, и поздняя Шульженко ее не примет.
Другое дело — Евгения Разина, эстрадная звезда новой волны, которую сама Тамара Церетели незадолго перед кончиной благословила перейти на романсовую стезю. Ей-то Мандрус и предложил возродить забытый романс, причем, готовя «Шаль» для записи, осуществил новую аранжировку. На гиганте фирмы «Мелодия» певице аккомпанирует квартет: фортепиано, гитара и две скрипки. Замечательная работа, выслушанная автором этих строк десятки раз!
Думаю, именно эта запись 1974 года, а не мифические парижские цыгане, в детстве услышанные А. Баяновой, вдохновила Аллу Николаевну повторить скромный творческий подвиг Евгении Разиной и Бориса Мандруса.
Спасибо им! Но давайте и мы не будем забывать главных героев этой истории: несравненного Сашу Давыдова, выдающегося композитора Бориса Фомина и его «неизвестную» партнершу Екатерину Оболенскую.
Источник