Меня не греет шаль ноты для

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Архитектура — Города мира — Страны (411)
  • Пушкин (Царское село) (25)
  • Петергоф (20)
  • Украина (18)
  • Франция (12)
  • Гатчина (6)
  • Австрия (3)
  • Англия (3)
  • Ломоносов (3)
  • Павловск (3)
  • Ораниенбаум (3)
  • Выборг (2)
  • Беларусь (1)
  • Германия (1)
  • Испания (2)
  • Италия (35)
  • Москва (54)
  • Россия (90)
  • Сан Марино (3)
  • Санкт-Петербург (120)
  • Япония (6)
  • Плейкасты (41)
  • Уроки английского (15)
  • (1)
  • Букеты из конфет (11)
  • Винтаж (8)
  • Ангелочки (5)
  • Сердечки (1)
  • Вязание (362)
  • Вязание/Ирландское кружево (159)
  • Вязание крючком (138)
  • Ленточное кружево (10)
  • Амигуруми (4)
  • Вязание на спицах (21)
  • Вязаные мелочи (25)
  • Декупаж (5)
  • Для моей любимой внученьки (162)
  • Дом (73)
  • Балкон и лоджия (3)
  • Ванная (1)
  • Детская (5)
  • Интерьер квартиры (23)
  • Камины (1)
  • Кухня (25)
  • Прихожая (6)
  • Игры (5)
  • Кулинария (2339)
  • Кабачки (133)
  • Баклажаны (125)
  • Блюда и гарниры из картофеля (109)
  • Тыква (18)
  • Блюда из творога (14)
  • Рецепты для диабетикоа (8)
  • Фрукты (8)
  • Рецепты со всего мира (1)
  • Кулинарные традиции (1)
  • 1. Говядина (4)
  • 3. Свинина (21)
  • 4. Домашняя птица (112)
  • Блины (21)
  • Блюда из мяса, дом. птицы, субпрод. (157)
  • Блюда из овощей, грибов и макаронных изделий (152)
  • Блюда из рыбы и морепродуктов (92)
  • Блюда из яиц (40)
  • Гарниры (3)
  • Десерты (25)
  • Заготовки на зиму (64)
  • Закуски 1. Бутерброды (45)
  • Закуски 2. Салаты и винегреты (149)
  • Запеканки (87)
  • Изделия из теста (60)
  • Каши (9)
  • Лаваш (54)
  • Напитки (11)
  • Несладкая выпечка (154)
  • Первые блюда 2. Холодные супы (6)
  • Первые блюда 1. Заправочные супы (25)
  • Пицца (13)
  • Прочие закуски (54)
  • Рецепты для деток (38)
  • Селедочка (60)
  • Сладкая выпечка (142)
  • Соусы (31)
  • Украшение стола (9)
  • Украшение блюд (139)
  • Хозяйке на заметку (123)
  • Шашлыки (17)
  • Мир вокруг нас (25)
  • Животные (10)
  • Природа (11)
  • Птицы (4)
  • Мир прекрасного (1897)
  • Дворцы и замки (137)
  • История России (104)
  • Коты, кошечки, котики (72)
  • История (30)
  • Энциклопедия моды (29)
  • Оружие (21)
  • Самовары (9)
  • Музеи-Усадьбы (7)
  • Театры (6)
  • Народный костюм (4)
  • Живопись (131)
  • Интересное (69)
  • Карнавалы (15)
  • Книги (18)
  • Музеи мира (42)
  • Открытки (23)
  • Поэзия (802)
  • Ремесла (69)
  • Сады и Парки (13)
  • Соборы и Храмы (85)
  • Стекло (3)
  • Фарфор (53)
  • Фильмы и спектакли (117)
  • Фото (4)
  • Цветы (35)
  • Музыка (1378)
  • Аккордеон (37)
  • Олег Погудин (29)
  • Скрипка (5)
  • Барды (15)
  • Вальсы (49)
  • Гитара (13)
  • Классика (278)
  • Колокольные звоны (6)
  • Народные песни (33)
  • Оперетта (19)
  • Опера. Балет (306)
  • Ретро (26)
  • Романсы (142)
  • Саксофон (37)
  • Сборники (233)
  • Советская песня (73)
  • Танго (77)
  • Поздравления (203)
  • Пожелания (47)
  • 9 Мая (12)
  • Пасха (9)
  • Православные праздники (3)
  • 23 февраля (2)
  • 8 Марта (16)
  • День рождения (33)
  • Новый год (81)
  • Полезные советы, Ваше здоровье, Благополучие и мно (317)
  • Рамочки (9)
  • Рукоделие (3153)
  • Вышивка лентами (96)
  • Вышивка монохром (91)
  • Ангелы (90)
  • Бабочки (54)
  • Трафареты (39)
  • Обрядовые куклы (28)
  • Валяние (27)
  • Грелка на чайник (14)
  • Мышки (13)
  • Мишки (12)
  • Птички (11)
  • Змея (10)
  • Тыквочки (5)
  • Ведьмочки (5)
  • Лошадки (5)
  • Гномики (4)
  • Бисер (8)
  • Веночки (20)
  • Вышивка (189)
  • Домовёнок (3)
  • Дракончики (24)
  • Зайчики (47)
  • Игольницы (101)
  • Игрушки (132)
  • Идеи для кухни (39)
  • Идеи для рукоделия (201)
  • Изготовление цветов (377)
  • К Пасхе (38)
  • Клоун (38)
  • Коробочки (40)
  • Коты (173)
  • Куклы (79)
  • Лоскутное шитье (231)
  • Лягушки (16)
  • Маски (11)
  • Мастер- классы (28)
  • Новогоднее (132)
  • Пакетницы (66)
  • Поделки из бумаги (36)
  • Поделки из фетра (25)
  • Подушки (179)
  • Прихватки (86)
  • Пуговицы (16)
  • Сердечки (34)
  • Собачки (31)
  • Сова (45)
  • Солёное тесто (1)
  • Тильда (48)
  • Украшение из бусин и лент (2)
  • Уроки по пошиву кукол (65)
  • Цветовая схема (6)
  • Шитые игрушки (9)
  • Шитье (52)
  • Шторы (16)
  • Советы для «Чайников» (44)
  • Советы по фотографии (128)
  • Фотошоп (27)
  • Детские рамочки PNG (21)
  • Рамочки цветочные (12)
  • Уроки итальянського (4)
  • Цветоводство (29)
  • Чтобы помнили (97)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Романсы уходящего века = 151 романс, тексты, ноты и аудиозаписи

Воскресенье, 03 Января 2016 г. 20:23 + в цитатник

=Романсы уходящего века= 151 романс, тексты,ноты и аудиозаписи.

Давайте знакомиться: Маргарита Корнеева.

По рождению я сибирячка, выросла в городе Калининграде, живу и работаю в Москве.

Более двадцати лет назад мне случайно попала в руки пластинка Изабеллы Юрьевой. Меня покорил её голос и стиль исполнения. Именно она и заронила в мою душу зёрна любви к романсу. С конца 80-х годов я начала собирать пластинки с записями исполнителей романсов, сборники романсов, всё больше и больше увлекаясь этим жанром.

Я окончательно и бесповоротно влюбилась в этот жанр, испытывая настоящий восторг от исполнения романса

Для того чтобы перейти на страницу песни с нотами, текстом и возможностью прослушать запись, нажмите на название песни.

Романсы, отмеченные годом записи можно скачать в формате mp3. Для того, чтобы скачать романс, нажмите правой кнопкой мыши по году записи и выберите команду «Сохранить файл. «

Источник

Меня не греет шаль ноты для

Романс «Меня не греет шаль» в наши дни исполняется крайне редко. Однако попасть в разряд забытых ему не дает довольно поздняя интерпретация все еще популярной в наши дни певицы Аллы Баяновой (CD «Лети, моя песня», 1999) «…Это песня старых московских цыган, — поясняла Алла Николаевна в одном из последних интервью. — Среди них я все время крутилась в Париже… Тогда я была еще совсем малышка. Сидела тихо в уголках и впитывала в себя красоту исполнения цыганского романса и лихость и веселье цыганской плясовой, или таборной, песни».

Странно, однако, что столь красивый и несложный для исполнения романс никто из выступавших во Франции певцов-эмигрантов, работавших в цыганском жанре (Алеша, Валя и Соня Димитриевичи, Володя Поляков, Лида Гулеско, Маня Цыганка, Людмила Лопато и другие), почему-то на пластинках не увековечил. Да и другие певцы-эмигранты, как первой, так и второй волны, «Меня не греет шаль» странным образом не заметили. Может быть, и не звучал там вовсе этот романс в те далекие годы?

Позволю себе утверждать, что отнюдь не цыгане завезли «Шаль» в Париж. Сделала это эмигрировавшая во Францию в конце 1974 года советская певица Евгения Константиновна Разина (Акопян). Романс появился в ее репертуаре в 1970 году — как только она начала в СССР свои сольные выступления в фортепианном сопровождении пианиста-легенды Бориса Мандруса*. Незадолго до ее эмиграции фирма «Мелодия» даже выпустила гигант с записями певицы, на котором указанный романс шел вторым номером программы с пояснением редактора: «Авторы неизвестны». До встречи с Мандрусом Евгения Разина старинные и цыганские романсы не исполняла, пела популярные советские песни и вряд ли могла обладать нотами произведения, которое до этого времени ни разу не издавалось.

Зато у Бориса Яковлевича, с ­1930-х годов работавшего с известнейшей романсовой исполнительницей 1920–1940-х годов Екатериной Юровской, ноты вспоминаемого произведения (скорее всего, рукописная копия), безусловно, имелись. Иначе каким образом им удалось в 1940 году записать «Меня не греет шаль» для многотиражной пластинки Апрелевского завода? На этикетке значилось: «Муз. Давыдова». Это позволяет некоторым филофонистам считать автором произведения знаменитого Сашу Давыдова (Александра Давыдовича Карапетяна, 1849–1911) — короля цыганского романса 1880–1900-х годов.

За свою долгую артистическую жизнь Саша Давыдов в самом деле сочинил и переложил на свой вкус музыку к немалому числу подобных произведений, но распространялись они главным образом устно-слуховым способом при участии цыганских хоров и солистов, с которыми артист не только активно сотрудничал, но и состоял в родстве. Так, женой Саши была знаменитая цыганская певица и гитаристка Зинаида Ивановна Хлебникова. Конечно, кое-что из его романсового наследия успели запечатлеть в нотах цыганские дирижеры и композиторы, сотрудничавшие с этими коллективами. Однако при последующих многочисленных переписках имена авторов (как музыки, так и слов) часто терялись.

Когда же в начале 1920-х годов певшая до революции в народных хорах Екатерина Юровская возвратилась на концертную эстраду уже как исполнительница цыганских романсов, многие произведения Саши Давыдова (как сочиненные, так и исполняемые артистом) все еще ходили в рукописях в обеих столицах. Поэтому не было бы ничего удивительного, если бы одна из рукописных копий романса «Меня не греет шаль» с пометкой «муз. Давыдова» попала в руки певицы и оказалась в ее репертуаре.

Но дело в том, что Саша Давыдов, строго придерживавшийся тогдашних традиций, не мог исполнять (а значит, и сочинять для себя) романс с «женским» текстом. Кроме того, он не обладал стихотворным талантом: фактически все изданные в разные годы на его музыку, а также приписываемые ему произведения имеют соавторов-текстовиков. Поэтому можно с уверенностью утверждать: к словам «Шали» Саша Давыдов не имеет отношения.

Это подтверждается нотными изданиями произведений композитора Бориса Фомина, выпущенными в 1929 году. На задней странице обложки этих нотных тетрадей был помещен список, включавший как вышедшие, так и переданные в печать романсы, песни и хореографические эскизы автора. В романсовом списке под последним, 43-м номером стояло: «Меня не греет шаль. Муз. аранж. (Слова Е. Оболенской)». Это означало, что ноты аранжированного Фоминым романса (очевидно, с музыкой Саши Давыдова) и текстом Е. Оболенской находились в типографии, дожидаясь то ли набора, то ли печатного станка.

По причине прекращения в 1930 году деятельности частных издательств и начала ожесточенной антиромансовой кампании подготовленное композитором издание так и не вышло. Рукопись была возвращена автору, а затем, по нашему мнению, передана Фоминым одной из его любимых певиц, Екатерине Юровской, для концертного исполнения. Период 1930–1937 годов был самым трудным для русского бытового и цыганского романсов. Даже такой звезде, как Юровская, редко удавалось спеть больше двух-трех вещей в каком-нибудь сборном концерте, да и то главным образом в провинции. Поэтому «Меня не греет шаль», фирменный номер артистки, нотных копий которого, скорее всего, больше ни у кого не было, получить в эти годы сколько-нибудь широкого распространения не мог.

Романс о шали — не единственное свидетельство сотрудничества Оболенской и Фомина. В архивном фонде композитора до сих пор хранится нотная рукопись романса «Мы недавно знаем друг друга», слова которого принадлежат Борису Ивановичу, а музыка — Екатерине Михайловне. Но это недолго продолжавшееся сотрудничество для ее родных и близких было тайным: высокое общественное положение мужа не позволяло ей открыто заявлять о себе как об авторе текстов «цыганских романсов».

Тема разлуки и роковых расставаний в них неслучайна. Екатерина не была счастлива в любви. Влюбившись в своего будущего мужа, у которого уже была невеста, она отбила его, вышла замуж, родила четверых детей, но долгие годы мучилась из-за его неверности. Она не раз пыталась расстаться с ним и однажды ушла, забрав с собой старшего сына. Однако супруги снова примирились, все опять пошло по-старому, чтобы в 1937-м завершиться трагедией**.

В 1940-м, когда наступившая «репертуарная оттепель» позволила вокалистам идти на ранее недопустимые вольности, Екатерина Юровская и ее новый аккомпаниатор Борис Мандрус решили наконец записать вспоминаемый нами романс на пластинку. Однако указать на ней имя автора текста было уже невозможно: с октября 1937 года Е.М. Оболенская находилась в заключении как жена «врага народа».
Грянувшие в первые послевоенные годы идеологические кампании, к сожалению, коснулись и Бориса Фомина. Повлияли они и на судьбу многих бытовых и цыганских романсов. В 1948 году после продолжительной болезни композитор скончался; на следующий год умерла Екатерина Юровская. Уникальные рукописные ноты «Шали» остались у ее аккомпаниатора Бориса Мандруса. К сожалению, судьба его богатейшей нотной коллекции неизвестна.
Неизвестно также, предлагал ли он впоследствии этот романс для включения в концертный репертуар Клавдии Шульженко, с которой работал почти четверть века. Что-то подсказывает мне: не предлагал, понимая, что «Шаль» звучит слишком по-нэповски, по-цыгански, и поздняя Шульженко ее не примет.

Другое дело — Евгения Разина, эстрадная звезда новой волны, которую сама Тамара Церетели незадолго перед кончиной благословила перейти на романсовую стезю. Ей-то Мандрус и предложил возродить забытый романс, причем, готовя «Шаль» для записи, осуществил новую аранжировку. На гиганте фирмы «Мелодия» певице аккомпанирует квартет: фортепиано, гитара и две скрипки. Замечательная работа, выслушанная автором этих строк десятки раз!
Думаю, именно эта запись 1974 года, а не мифические парижские цыгане, в детстве услышанные А. Баяновой, вдохновила Аллу Николаевну повторить скромный творческий подвиг Евгении Разиной и Бориса Мандруса.

Спасибо им! Но давайте и мы не будем забывать главных героев этой истории: несравненного Сашу Давыдова, выдающегося композитора Бориса Фомина и его «неизвестную» партнершу Екатерину Оболенскую.

Источник

Оцените статью