Наши новости могут транслироваться, используя rss.
Разогнанный «Урал»
на 19.09.2007 Составитель: Я-Ха категория Статьи > Гитары басовые 9.7 — 9 голосов —
ВАРНИНГ! НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ!
Уважаемые форумчане! Данная статья была создана ещё до того, как в мою пустую башку пришло осознание некоторых азбучных истин, краткая суть которых сводится к нехитрому
НЕ ТРОГАЙ СТАРУЮ ГИТАРУ, СРАНЫЙ ПИОНЕР!
С тех пор много воды утекло, я исправился, восстановил в оригинал то, что можно было восстановить, и до кучи спас с помощью гитарных мастеров и друзей по форуму некоторое количество инструментов, уже, казалось бы, пригодных лишь для растопки каминов.
Более подробно с моими печальными размышлениями на эту тему можно (и нужно!) ознакомиться в ПОКАЯННОМ СЛОВЕ.
Сразу оговорюсь: то, что последует дальше, никоим образом не стоит воспринимать как некое пособие по вочеловечиванию этого непобедимого и легендарного инструмента, и, соответственно, разочаровываться в крайне неглубоком раскрытии темы. Скорее, это просто попытка поделиться, кое-каким личным опытом в данной области (хотя, ничего нового и интересного я в этом деле, понятно, не открыл).
Для начала, вероятно, имеет смысл разобраться в причинах, толкающих людей на подобные заведомо обречённые подвиги. Есть два основных типа персонажей, общающихся с советской и околосоветской техникой, постепенно превращающейся в раритеты и артефакты: это либо безденежные молодые (или не очень молодые, но безденежные) музыканты, которым играть – ох как хочется! – а денег нету даже на китайские макеты, либо люди, избравшие себе вот такую вот странную форму коллекционирования (зачастую, исходя из неизбывной ностальгии по ушедшей юности). В моём случае имеет место быть плавная эволюция от первого типа ко второму, потому, что первоначальной причиной глумления над, допустим, Луначарской полуакустикой, было нехитрое желание, «чтоб, блинн, на этом полене (из чистой пластмассы) хоть как-то лабать можно было!» С тех пор много воды и водки утекло, данная мотивация давно уже не актуальна, но привычка к апгрейдам осталась. До скрупулёзного восстановления инструментов ушедшей эпохи во всём их аутентичном блеске с поиском оригинальных шурупчиков и проводков я, каюсь, ещё не дошёл, но вот азарт постараться навязать-таки истории нелюбимое ею сослагательное наклонение, попытаться понять, каким мог бы быть этот инструмент, делайся он не поточно-молоточным методом перевыполнения социалистических обязательств, а вдумчиво и с любовью – азарт этот разгорается во мне всё сильнее и сильнее.
Кароче! 1990-й год. Просуществовав всего одну репетицию, наша Военмеховская группа с пижонистым названием БЕРЛИНСКАЯ ЛАЗУРЬ стремительно распадается, поскольку из всего кагала, хотящего играть в BAUHAUS, один только я знаю, как зажимать три блатных аккорда в первой позиции. При разделе сковородок (мы предусмотрительно запаслись инструментами загодя, в складчину купив пару гитар) мне достаётся чехол от АЭЛИТЫ (который потом дивным образом подойдёт к моей достаточно крупной МАРИИ-Лидер). Сама АЭЛИТА достаётся нашему несостоявшемуся вокалисту и вскоре улетает за долги в неизвестном направлении. Бас УРАЛ, простояв пару лет без малейшего движения в кладовке у несостоявшегося басиста, выкупается мною за какую-то довольно смешную денежку – в виду полной и тотальной ненадобности хозяину. Это вот краткое содержание первой серии. Краткое содержание второй серии. Все 90-е УРАЛ верой и правдой служит мне. Поскольку сравнивать было не с чем, то и вопросов касательно удобства, звука и т.д. – не возникало. Ну да, на DEEP PURPLE не очень похоже, так ведь и я – не ГЛОВЕР, и просто играть, значит, не умею (да и с чего бы мне уметь, если я басистом никогда и не хотел быть?). Только в начале нового тысячелетия постепенно пришло осознание того, что, я-то, положим, не ПАСТОРИУС, но и УРАЛ – не FENDER. И вот тут-то и началась серия третья.
Поскольку эксплуатировался бас не очень интенсивно, то и выглядит он довольно прилично, порукой тому – бронебойный полиэфирный лак: я несколько раз криворуко ронял инструмент, бил грифом люстры, и ничего ему не делалось – никаких вмятин, царапин и сколов. Респект и уважуха свердловчанам. Разглагольствования на тему секрета лака Страдивари – отставить! Я, правда, так и не смог понять, из чего сделан корпус, но, судя по всему, стандартный для совка мебельный сэндвич из двух фанерок, между которыми – чёрте что. А раз так, то говорить о каком-то влиянии толстенного слоя полиэфира на звук – смешно.
Первым делом было решено разобраться с темб-блоком. Штатный варитон с тремя радиокнопками изначально был выше моего понимания: какие бы комбинации я не нажимал, как бы не крутил ручки – пристойного звука добиться было невозможно, поэтому я его варварски снёс (простите, коллекционеры!), а всю распайку содрал с банального Jazz Bass’а. Потенциометры были восстановлены по методу Олега ОЛИЯНЧУКА
(Справедливости ради, отмечу, что через полгода демпфирующие свойства смеси канифоли с машинным маслом почти сошли на нет, а вот треск так сквозь слой вазелина и не восстал.) Попутно были заменены ручки потенциометров и крышка блока варитона – из сугубо эстетических соображений.
Два здоровенных белых звукоснимателя с возможностью подстройки по высоте и раздельной регулировкой винтиков-сердечников (установленных на одном, впрочем, общем магните) по конструкции, на мой взгляд, вполне тянут на звание какого-нибудь «изделия для преобразования механических колебаний струн в электрический сигнал» – настолько замороченное и самобытное решение. Из всех звучков, которые мне попадались, эти имели максимальный микрофонный эффект, поскольку катушки совершенно свободно болтались в корпусе, поэтому я впервые в жизни рискнул проварить звукосниматели в парафине. Вопреки ожиданиям, трюк удался, пластмасса не расплавилась, а чувствительность датчиков к ударам медиатором изрядно снизилась («изрядно», понятно, по сравнению с изначальным уровнем).
Затем было выполнено стандартное экранирование «по Клубкову»
:разводка «звездой», микрофонные кабели, граничащая с токсикоманией оклейка полостей фольгой и экранировка звукоснимателей по периметру катушки. Фон (который, впрочем, и до этого не был каким-то запредельным), изрядно снизился.
Самая сложная проблема, с которой мне пришлось столкнуться – замена «пятака» на стандартный джек. Насколько я знаю, не меня одного это парило, я видел несколько решений, и ни одно из них мне не понравилось – ни врубленные в корпус стратовские «ferrule», ни здоровенные металлические шайбы, ни врезанные с торца и, прости Господи, посаженные на эпоксидку приборные джек-мамы. Я использовал обычное длинное гнездо для акустики, пропустив его сквозь штатное отверстие в деке, а с обратной стороны заюзав в качестве упора для гайки металлический ободок с ушками от DIN’овского гнезда. Контактные лепестки пришлось, правда, загнуть, поскольку длина джека – 3,1 см, а толщина корпуса УРАЛа всего 3,5.
Колки на моём басу – классические, единственного на весь совок типа. В силу щадящего режима эксплуатации – почти нулёвые, поэтому менять я их не стал, а просто подкрутил и смазал. Мысль о замене на что-то более модерново-фирмовое отпала сама собой, когда я приложил к грифу колок а ля FENDER – большущие бутоны смотрелись бы слишком гротескно на такой узкой и длинной голове.
Кстати, как и на большинстве отечественных гитар, головка грифа – не отдельная деталь, а просто его продолжение, поэтому наклона фактически не имеет (а на моём экземпляре и вовсе имеет слегка отрицательный), вследствие чего наличие ретейнера вполне оправдано. Менять его на другой не захотелось, поскольку, в отличие от стрёмных штатных крутилок, есть в этом трогательном треугольничке какой-то шарм.
Гриф, банально прикрученный к деке четырьмя винтами, у доставшегося мне экземпляра слегка повело, поэтому пришлось нести его к мастеру, который, сострогав часть накладки. А, кстати, хрен его знает – накладка ли это, или часть целикового бруска: гриф за исключением ладовой части полностью выкрашен в чёрный цвет и залит всё тем же полиэфирным стеклом. Как бы то ни было, при помощи рубанка и полностью затянутого анкера (гайка его расположена у пятки и при натянутых струнах для регулировки почти недоступна) его удалось привести в надлежащее состояние. Профиль – довольно жёсткое U, толстое такое. (Хотелось бы, кстати, найти какого-нибудь варвара, из числа убеждённых хулителей УРАЛов, который бы не пожалел такой инструмент и устроил ему показательную расчленёнку «с разоблачением», на предмет поперечных срезов корпуса и грифа: очень хочется доподлинно узнать, из чего они состоят и как вставлялся анкер – под накладку или в пропил.) До кучи поменяли лады.
Струнодержатель долгое время казался мне крайне ненадёжным, пока я не выкрутил крепящие его шурупы – они здоровенные и проходят деку почти насквозь, так что теперь я больше не боюсь, что он, оторвавшись, сделает меня инвалидом Бридж тоже вполне устраивает – весьма добротная и работоспособная вариация tune-o-matic’а, для отечественных производителей – маленький шедевр. На удивление, после отстройки мензуры, проблем со строем (для достаточно глухого меня) нет. Ура-ура!
Ну и, напоследок, растрескавшиеся от старости пластмассовые держатели ремня заменены на металлические. (Кстати, к вопросу о ремне. Нафига козе баян? Каждый, кто хоть раз держал УРАЛ в руках, несомненно, отметил, что с балансом у гитары – форменный катаклизьм: гриф настолько сильно перевешивает, что играть стоя на ней практически невозможно. Однако, при игре сидя, особого дискомфорта не возникает, из чего напрашивается довольно забавный вывод: бас-гитара УРАЛ изначально проектировалась как инструмент, наподобие классической гитары или, скажем, гуслей. Думаю, что не стоит предаваться конспирологии, видеть всюду происки КГБ и считать, что это КПСС сознательно стремилась к заданию инструментам «антироковых» свойств – просто в понимании безвестного разработчика в Свердловском КБ, музыку можно было играть только сидя.)
Источник
Как я познавал советский бас «Урал»
«Орудие империи зла«, «средство защиты от гопников«, «чудо советской промышленности» — всё это и многое другое можно услышать о семействе гитар «Урал». Все шутки на эту тему можно прочесть встатье на Лурке. Именно бас-версия однажды попало в мои относительно прямые руки и поскольку полноценный инструмент я еще не мог себе позволить, то решил довести до ума этот. В данной статье я расскажу как это было, чем обернулось и правдиво-ли мнение о безнадежности «Урала» как инструмента.
Данное творение, созданное смелыми инженерами Страны Советов попало мне в руки окольными путями. В небольшом провинциальном городе, котором я жил, музыкальная тусовка имела огромное количество групп. По сей день даже существует этакий «Зал славы», в котором перечислено свыше 30 коллективов разных жанров и составов. Вероятно, четырехструнный «Урал» пришел ко мне именно оттуда.
Это была самая распространенная модель » Урал 510Л «. Черный монолитный корпус был почти лишен своих составных частей, в работе осталось лишь несколько регуляторов громкости и один звукосниматель. Зато в наличии были уставшие от своей нелегкой жизни струны и вполне рабочий колковый механизм. Мне с товарищем предстояло заново собрать систему звукоснимателей, грамотно спаять её вместе с новыми регуляторами и вывести всю эту историю на новый input-вход. Для этого мы использовали представленную ниже схему.
На помощь нам пришел самый опытный и авторитетный специалист — батя. Отец моего друга работал на механическом заводе и помог собрать данную схему целиком, без замен и аналоговых деталей. Это было еще одним открытием — музыкальный инструмент содержал те же составные части и конденсаторы, которые использовались в обыкновенных станках и пускателях. Этакий конструктор » Lego » масштабов СССР: много разных деталей, а уж что ты соберешь из них — гитару или фрезерный станок, дело твое.
Один из звукоснимателей был куплен, другой оставлен от оригинальной конструкции. Накладка была выпилена заново и вполне удачно закрыла всё необъятное нутро прессованных фанер. Отдельно стоит описать звук. Сначала нам казалось, что непрерывный фон является результатом не совсем профессиональной пайки. Как выяснилось позже, ни её проверка, ни экранирование в этом вопроса не помогли. Бас действительно фонит, что новый, что старый. Струны так и норовят издавать треск (нет, не у как Филди из » Korn «), но в целом звук был приемлемым. К сожалению, его записей у меня не сохранилось, но о звучании «Урала» почти всегда говорят именно так — «нормально для своего уровня». Это был именно тот случай, посмотреть что у нас получилось можно ниже.
Через некоторое время я стал испытывать неудобства из-за слишком большого расстояния между грифом и струной, туда почти можно было просунуть палец. Было принято решение регулировать анкерный болт, который был уже не способен двигаться — дерево просто согнуло его в нужное ему положение и оставалось лишь принять другое решение — терпеть. Через месяц у меня стала неметь тыльная сторона руки и мы отдали инструмент на выпрямление местному умельцу, ему удалось поправить ситуацию.