Мензура гитары 650 мм что это

Мензура гитары

Мензура – это расстояние от верхнего порожка гитары до нижнего. Или от нижнего до верхнего – без разницы. Мензура – это длина колеблющейся части открытой струны. Звукообразующей ее части. (Мензура есть не только у гитары, но еще у скрипки, виолончели, балалайки, мандолины и проч.) Это не все гитаристы знают. Я сам очень долго не знал. Я видел, конечно, что гитары разными бывают, маленькими и большими, и еще средними – но понятие мензура мне оставалось неизвестным. Потом мне объяснили, Терцев объяснил. Я запомнил. Самая большая мензура у гитары – 650 мм. Самая короткая – 610. А 640, а также 630 – это средние.
У гитары-бас мензура значительно длиннее – там от 863 до 760 мм. После того, как поиграешь на басу, обычная гитара кажется карликовой.

Когда я начал делать гитары, я увлекся мензурой 630. Мне казалось, что на ней играть мне легче, потому что пальцы у меня короткие, и всякие растяжки, которые я с трудом брал на 650, здесь получались без особого труда. И сами струны были мягче, их прижимать было легче. Правда, мне не совсем нравился звук, но я утешал себя тем, что я еще не придумал свой фасон гитары, а когда придумаю, там будет и звук хороший, и легкость игры.
Свой фасон постепенно сложился, двухдырочный, я уже рассказал как именно. Самая первая такая гитара была с мензурой 610. А вторую, уже мастеровую, я стал делать с мензурой 650. Нормальная получилась гитарка, неплохой звук. А третья двухдырочная вырвалась у меня из рук и пошла своим путем, и мензура там получилась 670. Я не хотел. Правда.

Это была фанерная фабричная гитара. Совсем фанерная. Обечайки из фанеры, дно из фанеры. Гриф тоже из фанеры. Прессованной. Дека, правда, была из дерева, из елки, но была настолько покоцанная. я ее починил, конечно, но все равно смотреть было страшно… и я решил ее, деку, поменять. Это была туристская гитара, я брал ее в походы и на пикники,- не жалко. Я даже хотел, чтоб кто-нибудь нечаянно на нее сел и проломил деку – это даст мне повод сделать новую. Никто не сел. Куда было мне деваться? Это была первая моя гитара, с которой я сознательно сорвал работоспособную деку. Звук мне не нравился и я надеялся, что двухдырочная дека мне поможет. Мензура там была 650.
Я снял струны, снял гриф, зажал гитару между колен и рванул деку за дырку обеими руками. За ее единственную дырку. Дека так и отвалилась. Потом я пытался таким же способом срывать свои же устаревшие однодырочные деки на других гитарах – неа! Вот вам разница между мастеровой гитарой и фабричной. Мастеровая на порядок прочнее. Я был вынужден выпиливать эти деки электролобзиком и потом доламывать плоскогубцами… но это к слову. А самое интересное с этой гитарой оказалось в другом. Я ошибся в расчете. Я определил место, где должна стоять подставка, рассчитывая на старый фабричный гриф с мензурой 650, но когда я гитару собрал, когда изменить было уже ничего нельзя, оказалось, что гриф этот короткий. Я сделал мензуру ровно на 20 мм длиннее. Как я мог так лопухнуться? Где были мои глаза, руки, и, что самое главное – голова. Я мерял свою глупость не семь раз, а значительно больше – все равно получалось одно и то же — 670.
И что было мне делать?
Выход был только один – сделать новый гриф. И самому рассчитать его на 670. Потому что готовых таблиц на такую длину не было.
Я привыкал к этой мысли месяца два или три. Привык. Занялся расчетами. Юра Кочетов дал мне формулу. Я сделал один расчет. Потом для гарантии еще один – результаты оказались разными. Где-то я ошибся. Ну, тогда я стал повторять процедуру до тех пор, пока не получил стабильные результаты. И то я не сразу им поверил. Потому что уже обжегся.
Еще меня занимал вопрос – а как я буду управляться на таком грифе? Для меня и 650 – много! Получается, что я делаю гриф, на котором заведомо не смогу играть.
Ну и пусть! Сделаю, чтоб больше не хотелось.
Я даже еще усугубил ситуацию, решил делать гриф под 7 струн. Меня уже тогда интересовала семиструнка. Вот: – эксперимент, так чтоб сразу и наповал. Ну, это все равно будет туристская гитара, неужели я десять штатных аккордов не смогу взять на этом грифе? Быть такого не может… И в качестве аварийного выхода из возможного тупика я решил делать гриф с порожками таким образом, чтобы там можно было поставить с одинаковым удобством и 7 струн и 6. Этакая гитара-перевертыш. Гитара-трансформер. Я слегка исхитрился и придумал, как это можно сделать. Нормально получилось, сработало.
Готовый гриф у меня был. Сын подобрал его где-то улице, он там валялся, наверное, об чью-то голову разбили гитару, да так и бросили… он был покалечен, но починить можно было без особых усилий. Во всяком случае, проще, чем с нуля делать новый гриф. Тем более, что мастеровой гриф на фанерной гитаре будет смотреться как на корове седло. Ну не положено.
Ладовые пластины я выковырял отверткой, они там еле держались, сострогал старую накладку, приклеил новую, из ореха, да еще и слегка мореного, подремонтировал головку, пятку – получилось вполне приемлемо.
И вот поставил струны.
А звук-то оказался ничего! Даже вполне, вполне…
Ну, там и дека была двухдырочная, и подставка-куриная нога. Так еще и удлиненная мензура!
И играть на ней можно было, вот что самое приятное. Даже моими маленькими пальцами. Тяжеловато, конечно, на растяжках, особенно на семиструнных, там некоторые варианты D7, F, E7 выглядят просто пугающе! Но постепенно я привык. Мне это даже понравилось – брать неберущиеся растяжки… Единственное, что огорчало – она струны рвет. Немного износилась струна, на обычной мензуре она бы еще служила, а здесь нет. Хрусь – и все. Ставь новую.

Следующим шагом было, само собой понятно, сделать мастеровую сверхмензурную гитару. Но я слегка побаивался и решил для начала сделать 660. Тем более, что в литературе такая мензура описана. Так делают. А самая большая мензура, которая упоминалась – 665! И делал такие мензуры наш русский мастер Федор Иванович Архузен (у него корни в Дании) еще при царе-батюшке. Сохранилась его уникальная двугрифая гитара от 1890 года, там аж четыре деки! (Остальные не сохранились – Швондер с Шариковым в печке пожгли.) У меня только две деки, к третьей я лишь начал подбираться… На большую мензуру не пошел даже он. Я бы тоже не пошел, я просто ошибся. Я очень часто ошибаюсь. Иногда такое сморозишь… Сталин за такие вещи сажал. Ну не поверил бы он, что такое может быть добросовестной ошибкой – ну явное же вредительство! Вот хотя бы вчера – три дня обдумывал и вымерял гриф, и отпилил заготовку на 20 мм короче, чем было нужно! Ну не сажать. Как Я мог это сотворить?! А ведь сотворил…
И я сделал гитару на 660. Шестиструнку. Из груши. Получилось очень даже ничего. Я показывал ее разным людям, в том числе и тем, которые умеют играть, причем изрядно умеют – так вот: ни один из них даже не заподозрил, что играет на увеличенной мензуре. А когда я сам сказал – еще и не сразу поверили. Никакой разницы. Разница только в звуке. Увеличена звукообразующая часть струны.
Ну-с? А если я прибавлю еще один сантиметр?
Но я не сразу на это решился. Я играл на своей сверхмензурной семиструнной фанере-трансформере и дозревал. Звук-то у нее ничего. А если бы это была не фанера? Если из дерева? И если корпус чуть поболее сделать? Да еще и с выпуклым дном – вот как у Анны Иоанновны (Брунхильды).
Такой корпус у меня был. С одной дыркой. Из груши. Груша из моего сада, волнистая, красивая. И гриф там был маломерный, на шесть струн. Звук мне не нравился… А не сорвать ли мне с нее деку? И сделать по новому. Как хочется. И пусть это станет семиструнка.
О семиструнке будет особый разговор. Я расскажу о ней подробно, что уже знаю. А сейчас я рассказываю о мензуре.
И вот, когда я дозрел, я снял с той гитары струны, снял гриф… и попытался руками сорвать деку. Хе — не вышло. На совесть присобачил, однако. Пришлось выпиливать и потом доламывать.
И сделал как хотел. Гриф получился великоват. Не только длинный, на 670, но еще и на 1 мм шире самого широкого. На семиструнке полагается делать ширину грифа на уровне верхнего порожка в пределах 54 – 58 мм. Я сделал 59. Даже еще и с десятыми долями какими-то. Чтобы пальцам тесно не было. Этого не должно быть с моими маленькими пальцами, но это есть – мне тесно. Неудобно. Вот я и прибавил 1 мм.
Это уже называется гигантомания.
Но я привык. Я адаптировался. И я не ощущаю неудобства. Наоборот, мне теперь неудобно на узком и коротком грифе. А когда я беру свою же старую гитару с мензурой 630 мне неинтересно на ней играть. И гриф мал, и звук совершенно не тот. Не радует он меня. 40 мм разницы!
Я только на ней, сверхмензурной семиструнной груше, теперь и играю. На шестиструнке почти перестал. Не то, чтобы я ее бросил, вовсе нет. Но вот написал Ф.Сор прекраснейшее произведение для шестиструнки – «Фолья». Я его и играл на шести. Пока не попробовал на семи. Все! Теперь я эту вещь на шести больше не играю. Или взять «Калитку», романс. У меня есть ноты для шестиструнки, написано – шестую струну перестроить в ре. Зачем?! Ее просто нужно играть на семиструнке. Не сравнить шестую в ре и седьмую, пусть это тоже ре. Ну и не только это…
Я уже и шестиструнку на 670 сделал. Но людям пока не говорю. Даю играть и смотрю, что будет – догадаются, что мензура велика или нет? Не догадался пока ни один. Но я все равно помалкиваю. Наблюдаю. Накапливаю информацию. Думаю. Тут есть над чем подумать. Недавно к нам приезжал с концертом знаменитый гитарист, фамилию не буду называть, чтоб чего-нибудь там не нарушить… иди знай? Я в зале стал его снимать на видео, ко мне подошли и культурно попросили прекратить – нельзя. Так и с фамилией может получиться – назовешь и окажешься ему по гроб жизни должен, потащат в суд, присудят моральный вред на миллион долларов… ну его. Я бы и на концерт не пошел, если бы знал, что так будет – лучше подальше держаться. В гробу я видал такие публичные зрелища. Так вот – мы потом к нему в гримерную прошли, хоть нас и не сразу пустили… жалею, что напросились, не следовало – но уже не вернешь… Короче, у него гитара с мензурой 655. И еще есть гитара на 660 – и он жаловался, что на ней ему играть тяжеловато. Вот я и чешу в затылке – а если 670? А вдруг я погорячился? Архузен-то дальше 665 не пошел!
Надо наблюдать и думать. Я, конечно, рванул за край. Но не следует мне все же бежать пруду изменившимся лицом. Утопишься, а потом окажется, что ты был прав. Обидно будет. Ведь сто лет назад мензуры были вообще смешными. 590. Скажи им тогда про 650! Решат, что ты псих! Все ведь знают, что нужно 590… Ну разве это мензура? А ведь играли. Еще как. У самого Высотского, Махаила Тимофеевича, мне говорили, была гитара с мензурой 610. Я этого никогда не пойму. Эта мензура не звучит. Она – для детей, которым пока не до звука, им бы пальцы по струнам как-нибудь переставлять. А Высотский на этой мензуре производил фурор. Мне сейчас даже 650 – неуютно! А у Сергея Орехова именно 650 и было.
Не буду спешить с выводами. Буду наблюдать. И думать.

Источник

Все, что необходимо знать о гитарной мензуре

Чтобы быть профессиональным гитаристом, мало разбираться только в теории музыки. Нужно понимать, как устроен инструмент, на что влияют различные его характеристики. Сегодня мы поговорим о мензуре акустической гитары, а также электрической, бас и других инструментов. Я расскажу, что это такое и как влияет на качество исполнения.

Мензура гитары – что это

Для любого инструмента мензура – это его рабочая часть. Для тромбона, трубы, валторны – длина и объем воздушного канала. Для фортепиано – линия удара молоточков о струну в сочетании с другими параметрами.

Для большинства струнных это расстояние от верхнего порожка до бриджа, т. е. часть струны, из которой извлекают звук. К этому понятию не относится расстояние от верхнего порожка до колков, а также отрезок струны, намотанный на колок.

Одинаковым образом мензура определяется у гитар, скрипок, виолончелей и прочих подобных инструментов с небольшими различиями. Про особенности гитарного устройства мы поговорим дальше.

Мензура акустической гитары

Как на классике и укулеле, на акустике она неподвижна и настраивается один раз – мастером при выделке инструмента. С классикой проще всего: в цельном нижнем порожке сделаны отверстия, туда продеваются струны.

Мензура акустической гитары устроена чуть сложнее. Если вы присмотритесь, то обнаружите, что заклепки находятся не на одинаковом расстоянии от порожка. Это нужно для идеального попадания в ноты (конечно, при верной настройке).

В среднем мензура акустической гитары варьируется от 630 мм (на советских моделях) до стандартных и распространенных 650 мм. Иногда мензура становится отличительным знаком производителя, например 649 мм на Фендер и 629 мм на Гибсон.

Мензура электрогитары

С электро все сложнее: невооруженным глазом видно, что струнодержатель не представляет собой ровную линию. У каждой гитары этот параметр индивидуален.

Чем больше расстояние от бриджа до порожка, тем ниже звучит инструмент. Сравните виолончель с контрабасом. На гитарах это менее заметно, однако 2 идентичные гитары, отличающиеся только мензурой, не будут звучать одинаково. От этого параметра зависит сила натяжения струн, их твердость или податливость.

Расскажем про несколько стандартных видов, принятых за образец.

На инструментах Fender

На корпусах формы Stratocaster, Telecaster, произведенных компанией Fender, она составляет 25,5 дюймов (47,7 мм).

На инструментах Gibson

На корпусах Les Paul – 629 мм или 24 ¼ дюйма. Этот и предыдущий масштабы называются «идеальными расчетными».

На баритон-гитаре

Баритон называется так же, как тембр голоса. И звучит ниже обычной акустики или электро. Расстояние от порожка до бриджа составляет на нем 27-30 дюймов, т. е. 685-762 мм. Их делают Jackson, Ibanez, часто кастомно. На фотографии восьмиструнная Jackson.

На бас-гитаре

Басовые гитары всех производителей имеют мензуру 34 дюйма (863,6 мм). Здесь уже явно видна связь между этой характеристикой и высотой звучания.

Уменьшенная мензура

Обычно ставится на детские инструменты, не только электронные. Но можно встретить и мини-басы, которые тоже в основном изготавливаются по индивидуальному заказу. Например, на картинке кастомный винтажный Фендер.

Мультимензура

Название говорит о чем-то универсальном, но на самом деле это еще один вид кастомных дорогих инструментов, где каждая струна настраивается отдельно не только снизу, но и у колков. Иначе это называется веерными ладами.

Настройка гитарной мензуры

Если вы играете на электро, то настройку надо проводить при каждой замене струн или в любой момент, когда вы чувствуете, что звучание стало менее чистым. Для этого вооружитесь отверткой или шестигранником и тюнером. Настройка проводится у нижнего порожка.

Настройка без машинки Floyd Rose

Это ручной вариант:

  1. Сыграйте открытую струну, настройте ее так, чтобы она попадала в ноту.
  2. Зажмите 12 лад и проверьте чистоту по тюнеру.
  3. Если звук был выше чистой ноты, седло бриджа надо отодвинуть от грифа.
  4. Если звук оказался ниже нужного, подвиньте седло ближе к грифу.
  5. Повторите эти манипуляции несколько раз, пока не добьетесь чистого звучания.
  6. Проверьте открытое звучание еще раз.

Настройка с машинкой Floyd Rose

Floyd Rose – это система с рычагом тремоло. Если он есть, чтобы добраться до седел, струну сначала нужно полностью расслабить. Дальше процесс идентичен обычному, но становится дольше из-за постоянного расслабления-натяжения струн.

Мы разобрали, как устроена мензура акустической и электрогитар. Вам понадобится этот параметр, только если вы имеете дело с электрикой, а также при покупке. Ориентируйтесь на то, какой звук хотите получить – высокий или низкий? Исходя из этого выбирайте подходящую модель и расскажите в комментариях, на каком варианте вы остановились.

Рекомендуем к просмотру тематическое видео: Мензура музыкальных инструментов, регулировка, припуск косточки.

Источник

Оцените статью