- Мензура гитары
- Мензура гитары. Примеры разных видов мензур с описанием и инструкциями по настройке
- Мензура гитары. Общая информация
- Мензура гитары – что это?
- Мензура акустической гитары
- Мензура электрогитары
- На инструментах Fender
- На инструментах Gibson
- На баритон-гитарах
- На бас-гитарах
- Уменьшенная мензура
- Мультимензура
- Настройка гитарной мензуры
- Настройка без машинки Floyd Rose
- Настройка с машинкой Floyd Rose
- Заключение
Мензура гитары
Мензура – это расстояние от верхнего порожка гитары до нижнего. Или от нижнего до верхнего – без разницы. Мензура – это длина колеблющейся части открытой струны. Звукообразующей ее части. (Мензура есть не только у гитары, но еще у скрипки, виолончели, балалайки, мандолины и проч.) Это не все гитаристы знают. Я сам очень долго не знал. Я видел, конечно, что гитары разными бывают, маленькими и большими, и еще средними – но понятие мензура мне оставалось неизвестным. Потом мне объяснили, Терцев объяснил. Я запомнил. Самая большая мензура у гитары – 650 мм. Самая короткая – 610. А 640, а также 630 – это средние.
У гитары-бас мензура значительно длиннее – там от 863 до 760 мм. После того, как поиграешь на басу, обычная гитара кажется карликовой.
Когда я начал делать гитары, я увлекся мензурой 630. Мне казалось, что на ней играть мне легче, потому что пальцы у меня короткие, и всякие растяжки, которые я с трудом брал на 650, здесь получались без особого труда. И сами струны были мягче, их прижимать было легче. Правда, мне не совсем нравился звук, но я утешал себя тем, что я еще не придумал свой фасон гитары, а когда придумаю, там будет и звук хороший, и легкость игры.
Свой фасон постепенно сложился, двухдырочный, я уже рассказал как именно. Самая первая такая гитара была с мензурой 610. А вторую, уже мастеровую, я стал делать с мензурой 650. Нормальная получилась гитарка, неплохой звук. А третья двухдырочная вырвалась у меня из рук и пошла своим путем, и мензура там получилась 670. Я не хотел. Правда.
Это была фанерная фабричная гитара. Совсем фанерная. Обечайки из фанеры, дно из фанеры. Гриф тоже из фанеры. Прессованной. Дека, правда, была из дерева, из елки, но была настолько покоцанная. я ее починил, конечно, но все равно смотреть было страшно… и я решил ее, деку, поменять. Это была туристская гитара, я брал ее в походы и на пикники,- не жалко. Я даже хотел, чтоб кто-нибудь нечаянно на нее сел и проломил деку – это даст мне повод сделать новую. Никто не сел. Куда было мне деваться? Это была первая моя гитара, с которой я сознательно сорвал работоспособную деку. Звук мне не нравился и я надеялся, что двухдырочная дека мне поможет. Мензура там была 650.
Я снял струны, снял гриф, зажал гитару между колен и рванул деку за дырку обеими руками. За ее единственную дырку. Дека так и отвалилась. Потом я пытался таким же способом срывать свои же устаревшие однодырочные деки на других гитарах – неа! Вот вам разница между мастеровой гитарой и фабричной. Мастеровая на порядок прочнее. Я был вынужден выпиливать эти деки электролобзиком и потом доламывать плоскогубцами… но это к слову. А самое интересное с этой гитарой оказалось в другом. Я ошибся в расчете. Я определил место, где должна стоять подставка, рассчитывая на старый фабричный гриф с мензурой 650, но когда я гитару собрал, когда изменить было уже ничего нельзя, оказалось, что гриф этот короткий. Я сделал мензуру ровно на 20 мм длиннее. Как я мог так лопухнуться? Где были мои глаза, руки, и, что самое главное – голова. Я мерял свою глупость не семь раз, а значительно больше – все равно получалось одно и то же — 670.
И что было мне делать?
Выход был только один – сделать новый гриф. И самому рассчитать его на 670. Потому что готовых таблиц на такую длину не было.
Я привыкал к этой мысли месяца два или три. Привык. Занялся расчетами. Юра Кочетов дал мне формулу. Я сделал один расчет. Потом для гарантии еще один – результаты оказались разными. Где-то я ошибся. Ну, тогда я стал повторять процедуру до тех пор, пока не получил стабильные результаты. И то я не сразу им поверил. Потому что уже обжегся.
Еще меня занимал вопрос – а как я буду управляться на таком грифе? Для меня и 650 – много! Получается, что я делаю гриф, на котором заведомо не смогу играть.
Ну и пусть! Сделаю, чтоб больше не хотелось.
Я даже еще усугубил ситуацию, решил делать гриф под 7 струн. Меня уже тогда интересовала семиструнка. Вот: – эксперимент, так чтоб сразу и наповал. Ну, это все равно будет туристская гитара, неужели я десять штатных аккордов не смогу взять на этом грифе? Быть такого не может… И в качестве аварийного выхода из возможного тупика я решил делать гриф с порожками таким образом, чтобы там можно было поставить с одинаковым удобством и 7 струн и 6. Этакая гитара-перевертыш. Гитара-трансформер. Я слегка исхитрился и придумал, как это можно сделать. Нормально получилось, сработало.
Готовый гриф у меня был. Сын подобрал его где-то улице, он там валялся, наверное, об чью-то голову разбили гитару, да так и бросили… он был покалечен, но починить можно было без особых усилий. Во всяком случае, проще, чем с нуля делать новый гриф. Тем более, что мастеровой гриф на фанерной гитаре будет смотреться как на корове седло. Ну не положено.
Ладовые пластины я выковырял отверткой, они там еле держались, сострогал старую накладку, приклеил новую, из ореха, да еще и слегка мореного, подремонтировал головку, пятку – получилось вполне приемлемо.
И вот поставил струны.
А звук-то оказался ничего! Даже вполне, вполне…
Ну, там и дека была двухдырочная, и подставка-куриная нога. Так еще и удлиненная мензура!
И играть на ней можно было, вот что самое приятное. Даже моими маленькими пальцами. Тяжеловато, конечно, на растяжках, особенно на семиструнных, там некоторые варианты D7, F, E7 выглядят просто пугающе! Но постепенно я привык. Мне это даже понравилось – брать неберущиеся растяжки… Единственное, что огорчало – она струны рвет. Немного износилась струна, на обычной мензуре она бы еще служила, а здесь нет. Хрусь – и все. Ставь новую.
Следующим шагом было, само собой понятно, сделать мастеровую сверхмензурную гитару. Но я слегка побаивался и решил для начала сделать 660. Тем более, что в литературе такая мензура описана. Так делают. А самая большая мензура, которая упоминалась – 665! И делал такие мензуры наш русский мастер Федор Иванович Архузен (у него корни в Дании) еще при царе-батюшке. Сохранилась его уникальная двугрифая гитара от 1890 года, там аж четыре деки! (Остальные не сохранились – Швондер с Шариковым в печке пожгли.) У меня только две деки, к третьей я лишь начал подбираться… На большую мензуру не пошел даже он. Я бы тоже не пошел, я просто ошибся. Я очень часто ошибаюсь. Иногда такое сморозишь… Сталин за такие вещи сажал. Ну не поверил бы он, что такое может быть добросовестной ошибкой – ну явное же вредительство! Вот хотя бы вчера – три дня обдумывал и вымерял гриф, и отпилил заготовку на 20 мм короче, чем было нужно! Ну не сажать. Как Я мог это сотворить?! А ведь сотворил…
И я сделал гитару на 660. Шестиструнку. Из груши. Получилось очень даже ничего. Я показывал ее разным людям, в том числе и тем, которые умеют играть, причем изрядно умеют – так вот: ни один из них даже не заподозрил, что играет на увеличенной мензуре. А когда я сам сказал – еще и не сразу поверили. Никакой разницы. Разница только в звуке. Увеличена звукообразующая часть струны.
Ну-с? А если я прибавлю еще один сантиметр?
Но я не сразу на это решился. Я играл на своей сверхмензурной семиструнной фанере-трансформере и дозревал. Звук-то у нее ничего. А если бы это была не фанера? Если из дерева? И если корпус чуть поболее сделать? Да еще и с выпуклым дном – вот как у Анны Иоанновны (Брунхильды).
Такой корпус у меня был. С одной дыркой. Из груши. Груша из моего сада, волнистая, красивая. И гриф там был маломерный, на шесть струн. Звук мне не нравился… А не сорвать ли мне с нее деку? И сделать по новому. Как хочется. И пусть это станет семиструнка.
О семиструнке будет особый разговор. Я расскажу о ней подробно, что уже знаю. А сейчас я рассказываю о мензуре.
И вот, когда я дозрел, я снял с той гитары струны, снял гриф… и попытался руками сорвать деку. Хе — не вышло. На совесть присобачил, однако. Пришлось выпиливать и потом доламывать.
И сделал как хотел. Гриф получился великоват. Не только длинный, на 670, но еще и на 1 мм шире самого широкого. На семиструнке полагается делать ширину грифа на уровне верхнего порожка в пределах 54 – 58 мм. Я сделал 59. Даже еще и с десятыми долями какими-то. Чтобы пальцам тесно не было. Этого не должно быть с моими маленькими пальцами, но это есть – мне тесно. Неудобно. Вот я и прибавил 1 мм.
Это уже называется гигантомания.
Но я привык. Я адаптировался. И я не ощущаю неудобства. Наоборот, мне теперь неудобно на узком и коротком грифе. А когда я беру свою же старую гитару с мензурой 630 мне неинтересно на ней играть. И гриф мал, и звук совершенно не тот. Не радует он меня. 40 мм разницы!
Я только на ней, сверхмензурной семиструнной груше, теперь и играю. На шестиструнке почти перестал. Не то, чтобы я ее бросил, вовсе нет. Но вот написал Ф.Сор прекраснейшее произведение для шестиструнки – «Фолья». Я его и играл на шести. Пока не попробовал на семи. Все! Теперь я эту вещь на шести больше не играю. Или взять «Калитку», романс. У меня есть ноты для шестиструнки, написано – шестую струну перестроить в ре. Зачем?! Ее просто нужно играть на семиструнке. Не сравнить шестую в ре и седьмую, пусть это тоже ре. Ну и не только это…
Я уже и шестиструнку на 670 сделал. Но людям пока не говорю. Даю играть и смотрю, что будет – догадаются, что мензура велика или нет? Не догадался пока ни один. Но я все равно помалкиваю. Наблюдаю. Накапливаю информацию. Думаю. Тут есть над чем подумать. Недавно к нам приезжал с концертом знаменитый гитарист, фамилию не буду называть, чтоб чего-нибудь там не нарушить… иди знай? Я в зале стал его снимать на видео, ко мне подошли и культурно попросили прекратить – нельзя. Так и с фамилией может получиться – назовешь и окажешься ему по гроб жизни должен, потащат в суд, присудят моральный вред на миллион долларов… ну его. Я бы и на концерт не пошел, если бы знал, что так будет – лучше подальше держаться. В гробу я видал такие публичные зрелища. Так вот – мы потом к нему в гримерную прошли, хоть нас и не сразу пустили… жалею, что напросились, не следовало – но уже не вернешь… Короче, у него гитара с мензурой 655. И еще есть гитара на 660 – и он жаловался, что на ней ему играть тяжеловато. Вот я и чешу в затылке – а если 670? А вдруг я погорячился? Архузен-то дальше 665 не пошел!
Надо наблюдать и думать. Я, конечно, рванул за край. Но не следует мне все же бежать пруду изменившимся лицом. Утопишься, а потом окажется, что ты был прав. Обидно будет. Ведь сто лет назад мензуры были вообще смешными. 590. Скажи им тогда про 650! Решат, что ты псих! Все ведь знают, что нужно 590… Ну разве это мензура? А ведь играли. Еще как. У самого Высотского, Махаила Тимофеевича, мне говорили, была гитара с мензурой 610. Я этого никогда не пойму. Эта мензура не звучит. Она – для детей, которым пока не до звука, им бы пальцы по струнам как-нибудь переставлять. А Высотский на этой мензуре производил фурор. Мне сейчас даже 650 – неуютно! А у Сергея Орехова именно 650 и было.
Не буду спешить с выводами. Буду наблюдать. И думать.
Источник
Мензура гитары. Примеры разных видов мензур с описанием и инструкциями по настройке
Мензура гитары. Общая информация
Гитарная мензура – неочевидная, но очень важная вещь для понимания устройства инструмента и развития музыкальной грамотности. Знание, что это такое, и как ее отстраивать, поможет самостоятельно исправить ряд гитарных проблем, например – когда гитара не строит по всему грифу. В этой статье мы подробно расскажем, что такое мензура гитары, как с ней работать, а также какая она бывает.
Мензура гитары – что это?
Говоря простым языком, мензура – это длина играющей части гитарной струны. Обычно она обозначается в миллиметрах или в дюймах. В случае с гитарой, это длина струны от верхнего порожка до бриджа.
Чем мензура меньше – тем выше будет звучать инструмент. Наверняка вы знаете, что гриф акустической гитары короче басового. Это связано именно с тем, что звук баса должен быть намного ниже. По сути, зажимая лады, вы уменьшаете мензуру инструмента. И из-за этого возникает ряд нюансов.
Во-первых, зажимая лад, и дергая струну, мы заставляем ее колебаться и формировать волну. Частота этой волны соответствует определенной ноте. Чем меньше мензура – тем больше частота. Когда мы увеличиваем частоту волны ровно в два раза относительно другого диапазона – то слышим октаву. Поэтому очень важно, чтобы при взятии ноты мензура гитары так же уменьшалась ровно в два раза. Если это не происходит – то инструмент не строит – то есть, не дает правильно настроенную ноту. Поэтому от длины мензуры зависит также и длина грифа, а также диапазон гитары.
Для того, чтобы этого не происходило, вам нужно заниматься настройкой мензуры. Чаще всего, для этого вам понадобятся только отвертки или ключи нужной формы, поскольку производитель гитар предусматривает необходимый для этого функционал в самом инструменте. Если не сделать этого – у вас будет плыть строй, а ноты не будут звучать точно. Из-за этого могут возникнуть проблемы при игре в ансамбле или самостоятельно записи – партии просто не будут звучать друг с другом.
Мензура акустической гитары
Главное отличие мензуры акустической гитары от электроинструментов заключается в том, что ее нельзя отстроить. Она уже изначально задана производителем, и ее никак нельзя поменять. На классических гитарах, как правило, ее длина – 650 мм. На акустике все зависит от производителя. Как правило, она может быть либо 648 мм – стандарт Fender, либо 629 мм – стандарт Gibson.
Кроме этого, существуют советские инструменты, мензура на которых – 630 мм. Такие уже не выпускаются, но могут найтись в кладовой, где лежат еще с советских времен.
Мензура электрогитары
На инструментах Fender
Как уже было сказано выше, мензура электрогитары Fender является одним из стандартов. Он составляет 647.7 мм, или 25,5 дюймов. Типичные представители – модели Stratocaster, Telecaster.
На инструментах Gibson
Легендарная фирма также задала еще один стандарт. Эта мензура немного уменьшена относительно Фендероидов. Ее длина – 628.7 мм, или же 24,75 дюймов. Типичные представители – гитары моделей Les Paul, SG, Explorer.
На баритон-гитарах
Баритон-гитары – это инструменты с увеличенной мензурой. Как правило, ее длина – 27 дюймов, но она может варьироваться и до 30 – все зависит от производителя. Обычно такие гитары используют для игры в пониженных строях. Увеличенная мензура дает более глубокий и низкий звук.
На бас-гитарах
Для бас-гитар точно так же существует определенный стандарт – 34 дюйма, или 863,6 мм. Такая длина свойственна практически всем фабричным бас-гитарам, независимо от производителя. Пятиструнные и шестиструнные басы в этом плане точно так же не отличаются, за исключением мультимензурных инструментов.
Уменьшенная мензура
Представленные выше примеры того, какой может быть длина мензуры – это стандарт. Многие производители отходят от них, пытаясь создать что-то уникальное. Например, существуют бас-гитары с уменьшенной мензурой, которые звучат выше обычного баса. Отличить их можно по грифу меньшего размера. Такие инструменты более редкие, и стоят, как правило, дороже, поскольку изготавливаются на заказ.
Мультимензура
В последнее десятилетие очень широкое распространение получили гитары с так называемой мультимензурой, или веерным расположением ладов. Как правило, они изготавливаются на заказ. Преимущество подобной отстройки состоит в том, что звучащая длина подбирается для каждой струны индивидуально, что обеспечивает более четкую настройку и взятие нот.
Настройка гитарной мензуры
Как правило, во время изготовления гитар производитель не занимается отстройкой мензуры, поэтому эта обязанность ложится целиком на покупателя. Сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд, особенно, если у вас гитара без встроенной машинки. После покупки нужно заняться этим в первую очередь. Для этого потребуются гитарные инструменты – комплект отверток или ключей, которые будут подходить под ваш бридж.
Настройка без машинки Floyd Rose
- Дерните открытую струну и настройте ее точно по тюнеру.
- После этого зажмите эту же струну на 12м ладу. Дерните ее. Если мензура не отстроена – то скорее всего тюнер покажет погрешность.
- Если струна звучит выше – то седла бриджа надо подвинуть дальше от грифа.
- Если ниже – то ближе к грифу.
- После каждой отстройки седел проверьте, как струна звучит на открытой позиции.
- После того, как отстройка будет завершена, снова проверьте шестую струну.
Настройка с машинкой Floyd Rose
Если у вас нет специального приспособления для отстройки гитары с машинкой – то перед тем, как регулировать мензуру, вам понадобится полностью ослабить струну. Дело в том, что во флойдах есть специальное седло, куда вставляется струна, и при ее ослаблении оно становится достижимо без инструментария. В целом, процесс не отличается от обычной настройки, но он усложняется постоянной потребностью ослаблять и перенастраивать струны.
Еще один вариант – заблокировать машинку. Дело в том, что если настроить ее в неправильную позицию, то строй будет плыть точно так же, как и при ненастроенной мензуре. Чтобы лучше понимать, в чем дело – возьмите небольшой деревянный брусок, или что угодно, подходящее по форме и размеру, и расположите его между флойдом и корпусом гитары.
Заключение
Мензура – очень важная вещь, на которую начинающие гитаристы не обращают внимания. Из-за этого происходят нелепые ситуации, когда при игре в ансамбле он вроде бы зажимает нужные лады, однако инструмент не звучит в унисон со всеми остальными. Именно для того, чтобы избежать этого, научитесь настраивать мензуру, и перепроверьте ее на всех своих инструментах. В крайнем случае – отнесите гитару мастеру, который точно поможет сделать это.
Источник