Меркнет слабый свет свечи ноты

Меркнет слабый свет свечи ноты

НОЧЬ

Слова Д. Ратгауза

Меркнет слабый свет свечи,
Бродит мрак унылый.
И тоска сжимает грудь
С непонятной силой.

На печальные глаза
РўРёС…Рѕ СЃРѕРЅ РЅРёСЃС…РѕРґРёС‚.
И с пришедшим в этот миг
Речь душа заводит.

Истомилася она
Горестью глубокой.
Появись же, хоть во сне,
О, мой друг далекий!

Романсы П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.

Антология СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ романса. Серебряный век. / РЎРѕСЃС‚., предисл. Рё коммент. Р’. Калугина. — Рњ.: Изд-РІРѕ Р­РєСЃРјРѕ, 2005

Ратгауз Даниил Максимович (1868-1937)

Источник

Меркнет слабый свет свечи.

Не совсем радостным оказался этот Новый год. Впервые, наверное, я встречал его в семье друга, внезапно умершего несколько лет назад. Бывал я здесь часто, даже очень, только вот Новый год раньше проводил в другом доме, ставшем мне почти родным. . Что же, много чему приходит конец.

Возможно, с тех пор здесь ожидали моего прихода чуть больше. А может быть, так казалось.

Во время новогоднего приветствия я вышел покурить. А когда вернулся, лишь свеча горела на столе в темноте, и начинался бой часов. Шампанское открыли и выпили как неизбежный ритуал; но шипучка быстро, хотя и ненадолго, ударяет в голову, исправляя настроение, и по моей просьбе вдова приятеля запела, а дочка пыталась аккомпанировать на дудке с клавишами:

Those evening bells, those evening bells,
How many a tail their music tells…

Удивительна история стихов песни «Вечерний звон». Рожденные в Грузии, они кружным путем, через Афон, попали в Англию. Слепой поэт Иван Козлов переложил их на русский.

. И много нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых.

И удивительна биография жены моего друга. Родилась она в Германии, в семье перемещенных лиц, через пару месяцев после окончания войны. На ее свидетельстве о рождении стоит немецкая печать еще со всеми атрибутами уже ушедшего тогда времени. Жила она потом в Австралии, и только в двенадцать лет вернулась с матерью на пароходе в Питер. Приняли ее в единственную тогда школу с преподаванием на английском – ее называли «дипломатической» — на Фонтанке недалеко от Невского. Там она и познакомилась с будущим мужем. И дальше всю жизнь считала по-английски, потом переводя результат на русский.

Потом попросили спеть и меня. Как обычно, в голове крутилось по одной строфе из разного, но сейчас повезло – вспомнил целиком:

Меркнет слабый свет свечи,
Бродит мрак уныло,
И тоска терзает грудь
С непонятной силой…

Похоже, романс подошел всем по настроению. Кое-как ковыляя по полутонам, продолжал:

На усталые глаза
Тихо сон нисходит
И с минувшим в этот час
Речь душа заводит…

Слушательницы мои застыли, взирая на меня. Нет, не думаю, чтобы я пел так хорошо – с чего бы? – просто в тон настроению и мыслям попал… И себе тоже…

И все же почувствовал, как заводит исполнителя внимание слушателей. И постарался не очень фальшивить в конце, выходящем за пределы моей скудной «тесситуры»:

Так явись же хоть во сне,
О, мой друг далекий!

Дальше пели по очереди мы с дочкой – кто что вспомнит, а потом больше я один. Хозяйка дома, смотревшая на нас сначала с улыбкой, потом как будто силясь сообразить что-то, потом озабоченно, вдруг сказала:
— А спой-ка ты нам «Старый муж, грозный муж»…

Помнится, этот поворот показался мне тогда несколько неожиданным. Но я не боюсь вызовов судьбы – «Старого мужа» я знал плохо, и вместо него вспомнил дуэт Обуховой и Козловского:

… Ночи, последним огнем озаренные,
Осени мертвой цветы запоздалые…

Трудно было на верхних нотах. Может, и непедагогично – но дочка уже заканчивала университет. Точно в такое же время мой друг женился; очень уважаемая тогда работа, по особому отбору, ждала его далеко отсюда. Но появились родные за границей – и все отменилось. Просто другая жизнь, и кто знает, что лучше.

Мама вскоре отправилась спать, пожелав нам спокойной ночи; мне случалось ночевать там, и места хватало.

Однако остаток ночи мы как-то по инерции пропели на кухне, собрав отовсюду ноты с текстами. То есть пел я, а дочка слушала, изредка вступая. Под утро я вошел в какое-то полуавтоматическое состояние, когда нет сил ни петь, ни остановиться.

Хозяйка, вышедшая к утреннему кофе, была очень удивлена, узнав, как мы провели ночь, и назвала сумасшедшими. На тот момент она ошибалась, но если смотреть в будущее…

Когда я попрощался и вышел, на улице было уже светло, но пустынно. Первое утро нового года всегда грустно и тоскливо – ждали, ждали сказку, а она кончилась. Однако сейчас было интересно. Как бы со стороны, еще не успев поразмыслить над этим, я видел: наступил рубеж времен.

То, что не было высказано, не осуществилось, но было возможно, уже не свершится. А то, что еще не высказано, не обдумано, даже не прочувствовано – вступило в область возможного.

Голос у меня пропал полностью и вернулся лишь через неделю.

Источник

Меркнет слабый свет свечи ноты


Сгорая, плачут свечи

Осенней ночью за окном
Туман поссорился с дождем,
И беспробудный вечер,
И беспробудный вечер.
О чем-то дальнем, неземном,
О чем-то близком и родном
Сгорая, плачут свечи.
О чем-то дальнем, неземном,
О чем-то близком и родном
Сгорая, плачут свечи.

Казалось, плакать им о чем?
Мы, в общем, праведно живем,
Но иногда под вечер,
Но иногда под вечер
Мы вдруг садимся за рояль,
Снимаем с клавишей вуаль,
И зажигаем свечи.
Мы зажигаем свечи.
Мы вдруг садимся за рояль,
Снимаем с клавишей вуаль,
И зажигаем свечи.
Мы зажигаем свечи.

А свечи плачут за людей,
То тише плачут, то сильней,
И позабыть волшебных дней
Они не могут, свечи.
И очень важно для меня,
Что не боится воск огня,
И за тебя, и за меня,
Сгорая, плачут свечи
И очень важно для меня,
Что не боится воск огня,
И за тебя, и за меня,
Сгорая, плачут свечи

Сгорая, плачут свечи

Ночь притаилась за окном,
Туман поссорился с дождем,
И беспробудный вечер,
И беспросветный вечер.
О чем-то дальнем, неземном,
О чем-то близком и родном
Сгорая, плачут, плачут свечи.
О чем-то дальнем, неземном,
О чем-то близком и родном
Сгорая, плачут , плачут свечи.

Казалось, плакать им о чем?
Мы, вроде, праведно живем,
Но иногда при встрече,
Но иногда под вечер
Становится чего-то жаль,
Мы вдруг садимся за рояль
И зажигаем, зажигаем свечи.
Мы вдруг садимся за рояль
Снимаем с клавишей вуаль,
И зажигаем, зажигаем свечи.

А свечи плачут за людей,
То тише плачут, то сильней,
И осушить горючих слёз
Они не успевают,
Воск умирает от огня,
Но память прошлого храня,
И за тебя, и за меня,
Сгорая, плачут свечи.
И очень важно для меня,
Что не боится воск огня,
Что свечи тают так тихо, тают
И очень важно для меня,
Что свечи тают для меня,
Во имя дружбы, тают.

Источник

КОГО БРЮСОВ И ГУМИЛЕВ НЕНАВИДЕЛИ, А ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ СПАС ОТ ЗАБВЕНИЯ

Если вам ничего не говорит фамилия поэта, но вы помните его строки, скорее всего, постарался композитор.

Случай Даниила Ратгауза (1868-1937) именно такой.

Ратгауз культивировал наиболее нетерпимый для меня тип творческого поведения, которое можно охарактеризовать фразой: «Все равно пролезу!» Как верно заметил Евтушенко (представитель ровно такой же стратегии): «Выше всего поэзию Ратгауза ценил сам Ратгауз».

В чем это выражалось?

Начав пописывать стишки, юноша из обеспеченной семейки (отец – директор банка) завалил своими опусами сильных мира сего. Чайковский, Римский-Корсаков, Полонский получили от Ратгауза стихи, с просьбой отнестись снисходительно (с похвалой), написать на стишки музычку, включить в хрестоматию, продвинуть, сделать все возможное.

Особенно бесстыдным выглядело обращение Ратгауза к редактору литературного отдела энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона Семену Венгерову. Мало того, что Ратгауз попросил включить в словарь статью о себе любимом, он же ее и написал, да какими словами: «Стихотворения его выделяются из произведений других современных поэтов мелодичностью, искренностью, безыскусственностью… Поэзия его — поэзия неуловимых ощущений, тихой грусти и неги, и его более, чем кого-либо, можно назвать последователем Фета»

Комплиментарные отзывы предусмотрительный поэт беззастенчиво помещал в сборники вместо предисловий.

Поведение «Без мыла – туда» принесло плоды. Петр Ильич Чайковский сочинил на слова Ратгауза шесть романсов, вписав имя автора в историю популярной музыки. «Мы сидели с тобой у заснувшей реки»; «Меркнет слабый свет свечи»; «В эту лунную ночь»; «Закатилось солнце»; «Средь мрачных дней»; «Снова, как прежде, один» звучат до сих пор.

Выдали песни на его стихи также Рахманинов, Глиэр, Кюи.

В общем, перед нами типичный случай текстовика. Это неплохо и нехорошо. Это просто имеет к поэзии отношение касательное.

Мы сидели с тобой у заснувшей реки.

С тихой песней проплыли домой рыбаки.

Солнца луч золотой за рекой догорал…

И тебе я тогда ничего не сказал.

Загремело вдали — надвигалась гроза.

По ресницам твоим покатилась слеза.

И с безумным рыданьем к тебе я припал…

И тебе ничего, ничего не сказал.

B теперь, в эти дни, я, как прежде, один.

Уж не жду ничего от грядущих годин.

В сердце жизненный звук уж давно отзвучал…

Ах, зачем я тебе ничего не сказал!

Чайковский первым обратил внимание на пышущий здоровьем вид Ратгауза (а он не на шутку занимался спортом, был конькобежцем), который вступал в противоречие с «Песнями любви и печали» (так назывался один из сборников поэта). Однако, Даниил ни капельки не придумывал, живя с пораженной нервной системой. Для Ратгауза были в реале характерны приступы депрессии, маниакальный страх смерти, судорожные попытки отыскать в бытие смысл.

Надо заметить, что появился Ратгауз на литературной арене как нельзя вовремя, еще чуть и ни за что бы ему к славе не пробиться. Во-первых, романсы на его стихи стали лебединой песней Чайковского, вскоре тот умер. Во-вторых, через пару лет после дебюта Ратгауза русские символисты начали «Серебряный век», тогда как Ратгауз культивировал безнадежно унылые чувства под Надсона.

Самоуверенный Ратгауз пытался бороться с ересью символизма, не понимая, что за ней будущее поэзии. Он выступал против Бальмонта и Брюсова, те отвечали ему той же монетой. Брюсов откликнулся на итоговый трехтомник Ратгауза следующей филиппикой:

«Критики нередко обвиняют поэтов в банальности и тем и образов, но до сих пор понятие «банального» оставалось несколько неопределенным. Ныне этой неопределенности приходит конец, ибо издано «Полное собрание стихотворных банальностей», под заглавием «Полное собрание стихотворений Д. Ратгауза». Здесь собраны примеры и образцы всех избитых, трафаретных выражений, всех истасканных эпитетов, всех пошлых сентенций – на любые рифмы (конечно, обиходные) и в любых размерах (конечно, общеупотребительных)…»

Не щадил Ратгауза и Гумилев:

«Есть в деревнях такие лавочники, которые умеют только писать, но не читать. Я думаю, таков и Ратгауз. Потому что иначе у него не хватило бы духу в нудно-безграмотных стихах передавать мысли и ощущения отсталых юношей на шестнадцатом году»

Ратгауз же на всю критику чихать хотел. Он простодушно полагал, что в литературе идет война истинного искусства Пушкина, Фета, Полонского, Ратгауза и штукарей вроде Блока, Брюсова, Ахматовой. В соратники свои Ратгауз пытался привлечь ни много, ни мало как Льва Толстого. В 1908 в газетах появилось сообщение, что великий старец противопоставляет порнографам и декадентам «писателей Чехова и Куприна, а из поэтов — Ратгауза». К несчастью для нашего героя Лев Толстой вел дневник, где записывал: «Никогда никакого мнения не заявлял о стихотворениях Ратгауза»

Кроме декадентов Ратгауз обвинял в падении своей популярности низкий интеллектуальный уровень общества. Постепенно прибежищем поэта стали страницы «Почтово-телеграфного вестника». Ведущие издательства от него отвернулись.

Революцию Ратгауз не принял. Сперва оказался в Берлине, оттуда перебрался в Прагу. Последние годы тяжело болел, был парализован.

Источник

«Пока горит свеча»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты песни группы «Машина времени» из кинофильма «Начни сначала» под названием «Пока горит свеча» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока вы можете вспомнить мелодию этой песни и посмотреть видео с примером ее исполнения.

Слушайте Пока горит свеча — Машина времени на Яндекс.Музыке

Ноты для фортепиано «Пока горит свеча» ниже текста песни

Бывают дни, когда опустишь руки,
И нет ни слов, ни музыки, ни сил.
В такие дни я был с собой в разлуке
И никого помочь мне не просил.

И я хотел уйти, куда попало,
Закрыть свой дом и не найти ключа,
Но верил я – не всё ещё пропало,
Пока не меркнет свет, пока горит свеча…
Но верил я – не всё ещё пропало,
Пока не меркнет свет, пока горит свеча…

И спеть меня никто не мог заставить.
Молчание – начало всех начал,
Но если плечи песней мне расправить,
Как трудно будет сделать так, чтоб я молчал.

И пусть сегодня дней осталось мало,
И выпал снег, и кровь не горяча.
Я в сотый раз опять начну сначала,
Пока не меркнет свет, пока горит свеча…
Я в сотый раз опять начну сначала,
Пока не меркнет свет, пока горит свеча…

«Пока горит свеча» : скачать бесплатно ноты для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты песен группы «Машина времени» для фортепиано, аккордеона и других инструментов. Все ноты песен этого коллектива на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

«Машина времени» – советская и российская рок-группа, одна из старейших существующих групп русского рока. Основана Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагоэ в 1969 году. Жанр творчества группы включает элементы классического рока, рок-н-ролла, блюза и бардовской песни. Автор абсолютного большинства текстов песен и бессменный лидер группы – Андрей Макаревич. Как правило, в «Машине времени» авторы сами поют свои песни, поэтому в группе обычно от двух до четырёх вокалистов одновременно.

Источник

Читайте также:  Детская сюита для аккордеона
Оцените статью