3.4. «Мёртвые» ноты
«Мертвые» ноты — это приглушенные ноты, не имеющие конкретной звуковысотности, т. е. фактически, это просто приглушенные струны [4, с. 25]. Они обозначаются крестиками и показывают место на грифе, в котором должны быть сыграны. Хочу заметить, что не всегда обязательно четко придерживаться этого места. «Мертвые» ноты на бас-гитаре используются как дополнительный перкуссионный эффект, их назначение — подчеркивание акцентов в грувах («грув – это всегда тщательным образом выверенная комбинация ритмов, которая с одной стороны акцентирует основной метр (что заставляет топать ногой слушателя), а с другой создает ритмические рисунки противоречащие метру. Соответственно возникает “натянутое, как тетива” звучание» [8]) и при игре соло. Они могут извлекаться несколькими способами как правой рукой, так и левой. Ниже рассмотрим эти способы подробнее.
Первый способ извлечения «мертвых» нот осуществляется за счет глушения струны левой рукой, то есть правая рука извлекает звук, а левая глушит струну над определенным ладом. Необходимо учитывать, что амплитуда удара при игре на бас-гитаре больше, чем на других инструментах, родственных ей, поэтому глушить ноты необходимо несколькими пальцами (минимум два) (Приложение 3, рис. 23), чтобы в качестве звука мы слышали только щелчок, не имеющий звуковысотных характеристик и обертонов. При одинаковом ударе «мертвая» нота звучит несколько тише, чем обычная, которая извлекается на неглушенных струнах, поэтому атака на них должна быть немного больше. Следует уточнить что при игре слэпом атака достаточно велика, поэтому чрезмерно больших усилий прикладывать не нужно.
Существует ряд упражнений позволяющих добиться необходимого звучания «мертвых» нот в различных ситуациях. Рассмотрим вариант их извлечения при игре тройных ударов приемом thumb(ритмический рисунок – восьмая + две шестнадцатые). В этом случае возможно глушение каждой из трех нот, а также комбинации по две ноты в любом порядке (Приложение 2, упражнение 28). В процессе игры упражнений ритмический рисунок можно варьировать, исполняя тройной удар от любой доли (первой, второй, третьей или четвертой шестнадцатой ноты в четверти). Игра «мертвых» нот в приемахthumbupиthumbdownосуществляется аналогичным способом. При их отработке следует рассматривать различные комбинации глушения по одной, две, три или четыре ноты в доле, играя шестнадцатые. При этом вовсе необязательно, чтобы глушенные ноты располагались друг за другом, возможны варианты, когда «мертвые» и обычные ноты чередуются между собой. Полное количество этих комбинаций составит 15 (Приложение 2, упражнение 29).
«Мертвые» ноты в приеме pluckчаще всего используются вкупе сthumb, к чему мы вернемся чуть позже. Сейчас рассмотрим исполнение базовых элементов – двойных и тройных ударов. Как и в предыдущих приемах возможно глушение абсолютно любой ноты в двойном (и первой, и второй) или тройном ударе. В процессе занятий также следует использовать различные ритмические комбинации с перемещением двойных или тройных ударов в доле, исполняя шестнадцатые (Приложение 2, упражнение 30).
«Мертвые» ноты при игре hammeronслужат дополнением к игре приемомthumb. В этому случае первая нота извлекается правой рукой (thumb), в это время струна глушится пальцами левой руки, а затем средний и безымянный пальцы левой руки бьют по струне перпендикулярно грифу (Приложение 3, рис. 24). Выполняя эту комбинацию ударов необходимо сохранять одинаковую атаку, добиваясь одинакового звучания «мертвых» нот. Для сохранения атаки последний удар может наноситься не по одной а по нескольким струнам. Отработка данного приема требует некоторого времени, играя его шестнадцатыми нотами следует избегать появления обертонов (Приложение 2, упражнение 31). Аналогичным путем осуществляется игра двойных ударов: вместо одногоthumbбольшим пальцем исполняется «двойка», затем средний и безымянный пальцы также выполняютhummeron. При этомhummeronможет находиться на любом месте в трех ударах: на первом, как описывалось только что, втором или третьем (Приложение 2, упражнение 32). Тот же алгоритм можно применить и к тройным ударамthumb. В занятиях также следует уделить время вариациям размещенияhummeronкак в качестве первой ноты, так и в конце или середине (Приложение 2, упражнение 33).
Все вышеуказанные способы актуальны как для левой руки, так и для правой, например, в то время, как левая глушит струны, правая на грифе может выполнять hummeronодним пальцем или всей кистью (Приложение 3, рис. 25). При помощи чередования ударов кисти и всех пальцев правая рука может исполнять любые ритмические рисунки. Невзирая на то, что «мертвая» нота сама по себе не имеет звуковысотной характеристики, аналогично перкуссионным инструментам при перемещении правой руки по всей длине струн можно достигать различных по высоте звуков. Один из наиболее ярких примеров применения этого способа – импровизации Виктора Вутена, где он имитирует игру барабанов.
Источник
Призрачная записка — Ghost note
В музыке , призрак нота является музыкальная нота с ритмическим значением, но не различимы тона при воспроизведении. В нотной записи , это представлено буквой «X» для ноты головы вместо овала, или круглых скобок вокруг головы ноты. Его не следует путать с X-образным обозначением, повышающим ноту до двойного диеза .
На струнных инструментах это звучание приглушенной струны. «Приглушен до такой степени, что звучание звучит скорее ударно, чем очевидно и чисто по высоте. Высота, конечно, есть, но ее музыкальная ценность более ритмична, чем мелодическая или гармоническая . они добавляют импульс и драйв любой басовой линии . » Встречаясь в ритмической фигуре , они намеренно преуменьшаются, часто вплоть до почти полной тишины . В популярной музыке барабанами, эти ноты играются «очень мягко между„основными“отмечает, что » (выкл в такт на шестнадцатые ноты ) чаще всего на малом барабане в барабанную . Призрачные ноты часто используются электрическими басистами и контрабасистами в ряде популярных музыкальных стилей и традиционных музыкальных стилей. В вокальной музыке он представляет собой слова, которые произносятся в ритме, а не поются.
Содержание
Терминология
Призрачные ноты также называют «мертвыми нотами», «приглушенными нотами», «заглушенными нотами» или «ложными нотами».
Инструментальная музыка
Призрачные ноты — это не просто безударные ноты в паттерне. Считается, что неакцентированные ноты в таком паттерне, как клаве , представляют средний уровень акцента — они не являются ни абсолютно подчеркнутыми, ни лишенными акцента. Если в дальнейшем сделать акцент на одной из этих неакцентированных нот до такой же или подобной степени, в которой подчеркнуты акцентированные ноты в паттерне, то эта нота будет «призрачной». В случае, когда призрак нота deemphasized к точке молчания, что нота затем представляет собой ритмичный заполнитель почти таким же образом , как это делает отдых . Это может быть очень тонкое различие, и способность инструменталиста различать то, что является призрачной нотой, и тем, что является отдыхом, во многом определяется акустической природой инструмента.
Духовые инструменты , включая человеческий голос, и гитары являются примерами инструментов, обычно способных воспроизводить звуки, не делая их синонимичными паузам, в то время как пианисту или перкуссионисту будет сложнее создать это различие из-за ударной природы инструментов, что затрудняет разрешение градиента громкости по мере приближения к тишине. Однако в таком случае, когда призрачные ноты были отчетливо слышны, будучи гораздо менее заметными, чем безударные ноты, которые представляют собой среднюю степень акцента в примере, тогда можно сказать, что перкуссионист создает то, что мы можем определить как призрачные ноты. .
Частое заблуждение состоит в том, что благодатные ноты и призрачные ноты являются синонимами. Благодатная нота по определению явно короче основной ноты, которую она « украшает », но во многих примерах благодатная нота получает большую степень акцентирования (акцента), чем сама основная нота, даже если она намного короче, чем главный. Другими словами, в то время как тонкая нота может быть призрачной, двоение нот зависит от громкости, а не от продолжительности.
Перкуссия
При игре на барабанах призрачная нота играет на очень низкой громкости, обычно на малом барабане . В нотной записи призрачные ноты указываются в скобках вокруг ноты. Согласно Библии барабанщика: как играть на всех стилях ударных, от афро-кубинского до Zydeco , цель призрачной ноты состоит в том, чтобы «. быть услышанным под основным звуком грува . Это создает тонкое ощущение 16-й ноты. сильный удар или определенные акценты «.
Таким образом, термин « призрачная записка» может иметь разные значения. Термин « анти-акцент» более конкретен. Кроме того, существует набор знаков, предотвращающих акцент, для более точного отображения градации. В перкуссии, в частности, используются следующие знаки, препятствующие акценту:
- немного мягче, чем окружающие ноты: ◡ (бреве)
- значительно мягче, чем окружающие ноты: () (заголовок в скобках)
- намного мягче, чем окружающие ноты: [] (заголовок в квадратных скобках)
Примеры можно услышать в игре на барабанах Харви Мейсона , Майка Кларка , Бернарда Пурди , Брэда Уилка , Дэвида Гарибальди и Чада Смита . Игра на барабанах с призрачными нотами — отличительная черта музыки R&B . Особенно узнаваемыми примерами этой техники являются барабанная партия Грегори К. Коулмана в » Amen Brother » The Winstons , бит Клайда Стабблфилда в » Cold Sweat » Джеймса Брауна и Джефф Поркаро, играющий бит для хита Toto » Rosanna » .
Струнные инструменты
Гитарист желая призрак примечания может уменьшить давление фреттинга руки оказывающая на струны , не снимая руку от грифа (что привело бы к зондирующему открытой полем этим строкам). Иногда это называют «царапиной» и считают призрачной нотой, если только все неакцентированные ноты в шаблоне были «поцарапаны» (в этом случае царапины являются нотами без акцента).
На контрабасе и электрическом басе , как и на гитаре, призрачные ноты могут быть исполнены путем приглушения струн либо рукой, либо щипающей / выбирающей рукой, что создает ноты неопределенной высоты, которые обладают перкуссионным качеством. На электрическом бас-гитаре призрачные ноты широко используются в стиле шлёп-баса как способ создания перкуссионного барабанного звука в фанке и латиноамериканской музыке . На контрабасе перкуссионные призрачные ноты иногда исполняются путем ударов струн по грифу, что создает перкуссионный «клацкий» звук. С контрабасом, призрачные ноты в стиле шлепка используются в рокабилли , блюграсс , традиционном блюзе и свинг-джазе .
Басисты Джеймс Джеймерсон (из Motown ), Кэрол Кэй (из Motown), Рокко Престиа (из Tower of Power) и Чак Рэйни (из Steely Dan , Aretha Franklin и других) все включают в свои «тонны призрачных нот, сделанных правильно». играет.
Вокальная музыка
В вокальной музыке, особенно в музыкальном театре , призрачная нота означает, что текст следует произносить, а не петь, сохраняя отмеченный ритм, но с неопределенной высотой звука. В нотах с номиналом менее половины ноты в качестве заголовка используется символ «X» вместо овала. Иногда половина или целая нота представлена открытой ромбовидной головкой, часто представляющей крик или ворчание.
В качестве крайнего примера, призрачные ноты используются почти исключительно в «Rock Island», первом номере The Music Man .
Это обозначение может также указывать на Sprechstimme или рэп .
Источник
«Мертвые» ноты
Какую бы гитару ни брал в руки, я всегда обращал внимание на такой, так скажем, недостаток, как «мертвые» ноты. Это ноты на гитарном грифе, которые звучат сильно короче соседних, иными словами, громадный провал по сустейну. Большинство гитаристов, думаю, скажут, что как ни крути, а ноты на гитарном грифе отличаются по сустейну. Ну скажем, открытая струна явно звучит дольше, чем зажатая на 14 ладу. Тут же разговор про явные провалы по сустейну, т.е. к примеру струна на 12 ладу звучит нормально, а на 13 ладу очень быстро затухает.
В местном музыкальном магазине, на вновь приехавшей недешевой электрогитаре, так же была найдена «мертвая» нота. Мечты «сейчас найду гитару без «мертвых» нот и стану счастливым её обладателем» быстро разлетелись по осеннему Чебоксарскому ветру…
Прочитав статьи Андрея Бронникова, решил написать ему вопрос, какова же причина «мертвых» нот. Ответ был однозначным: резонансы конструкции.
Было решено провести исследование и устранение «мертвой» ноты на подопытной электрогитаре. Гитара была изготовлена в кружке по изготовлению музыкальных инструментов мастера Черняева Владимира Юрьевича в начале 2000-х. Гитара изготовлена в стиле Ibanez RG. На инструменте присутствует явная «мертвая» нота на соль-диез 1 октавы (13 лад 3 струна, 9 лад 2 струна).
Все нижеприведенные спектрограммы были сделаны с помощью ПО Spectralab v.4.32.17. Во вход звуковой карты компьютера была подключена вокальная радиосистема Electrovoice EV RE2. В непосредственной близости около микрофона производились простукивания различных частей гитары фортепианным молоточком.
В своей статье «Волчки» Андрей Бронников дает рекомендации по борьбе с волчками. И самый оптимальный способ – внесение инородных тел. А ведь фурнитура – это тоже инородные тела.
Первым делом на подопытной гитаре были проведены эксперименты с колками, и сразу же был получен промежуточный результат.
— Снимаем 1 струну и убираем с грифа колок 1 струны. Результатов нет. «Мертвая» нота на месте.
— Снимаем 2 струну и убираем с грифа колок 2 струны. Результат! Соль-диез (3 струна 13 лад) звучит как надо, не выделяясь сустейном с рядом находящимися ля и соль первой октавы.
Таким образом, практически сразу была локализована точка причины. На данной гитаре – это гриф, и скорее всего, его голова.
Посмотрим, какие резонансы присутствуют на грифе. Снимаем гриф, снимаем колки, простукиваем:
Спектрограмма 1. Гриф снят с корпуса, без колков.
Хорошо! Сразу видим пик на 409 Гц, а это совсем близко к 415 Гц, где находится проблемная соль диез. А что будет, если поставить колки?
Спектрограмма 2. Гриф снят с корпуса. Установлены все 6 колков.
А вот тут странно. Проблема наблюдается со всеми установленными 6-ю колками, а на 415 Гц ничего нет… Хорошо, смотрим, что происходит со снятыми колками 1 и 2 струны (это когда «мертвая нота исчезла»)
Спектрограмма 3. Гриф снят с корпуса. Установлены 4 колка (3-6 струны).
Хм, ну и здесь на 415 Гц ничего… Так, а если попробовать простучать конструкцию в сборе? Привинчиваем гриф к корпусу, ставим все колки, тремоло с пружинами на месте:
Спектрограмма 4. Гриф привинчен к корпусу, установлены все 6 колков, тремоло.
Сразу видим пик на 409 Гц. Полагаю, это он нам портит сустейн на соль диез. Дальше убираем колки 1 и 2 струны на конструкции в сборе:
Спектрограмма 5. Гриф привинчен к корпусу, установлены 4 колка (3-6 струны), тремоло.
Рядом с 415 Гц пиков нет.
Ну вот? кажется мы и нашли причину мертвой ноты.
Как теперь избавится от «мертвой» ноты? Мы получили результат снятием двух колков, а это извлечение инородного тела из конструкции, что влечет за собой повышение частот резонансов. За счет дерева мы можем повысить частоты резонансов путем укорачивания детали. На готовом грифе свободы работы с деревом практически нет, только голова. Результат со снятием двух колков подсказал решение. Колки 1 и 2 струны – переставить вниз, а то место, на котором они находились – отрезать, тем самым повысив частоты резонансов грифа в надежде приблизится к частотам резонансов со снятыми колками 1 и 2 струны.
Изначально колки стояли в ряд, форма головы была следующей (к сожалению, не нашлось фото лучшего качества, а до начала экспериментов просто забыл сделать фото нетронутой головы):
Рис.1 Форма головы, колки в ряд.
Дальше был эксперимент с удалением небольшого количества дерева нижней части головы:
Рис.2 Форма головы, колки в ряд, нижняя часть головы обрезана.
Дальше два колка отправились вниз, голова приняла следующий вид:
Рис.3. Форма головы, 2 колка переставлены вниз.
Ну и простукиваем гриф на полностью собранной конструкции:
Спектрограмма 6. Голова обрезана. Гриф привинчен к корпусу, установлены все 6 колков, тремоло.
Видим, что резонанс с 409 Гц уехал на 454 Гц. Это хорошо еще и тем, что 454 Гц находится аккурат между хроматическими ступенями (ля и ля диез первой октавы), тем самым мы не «задели» соседние ноты.
Надеваем все струны, слушаем. Соль-диез первой октавы звучит нормально, не выделяясь сустейном от соседних!
Логично закончить исследование выводами:
— Перенос готового дизайна на иные материалы не может пройти незамеченным. В данном случае гриф с головой Ibanez был изготовлен из березы. При изготовлении гитары резонансы грифа не были учтены.
— Любая конструкция требует настройки резонансов. Полагаю, что именно из-за того, что на любом серийном инструменте никто не заморачивается настройкой резонансов, эти самые недешевые серийные инструменты имеют косяки. Определенный дизайн перенесен на определенный материал – всё. Скорее всего, есть определенный процент серийных гитар, где перенос дизайна на материал работает, и резонансы оказываются на местах, но далеко не на всех.
— При настройке резонансов нужно учитывать конструкцию в сборе, а не отдельных её частей. В данном исследовании практика показала, что на резонансы конструкции влияет не только древесина, но и установленная фурнитура, а также место ее расположения.
Источник