Металлический резонатор для гитары

Резонаторные гитары, Dobro и National, «spider» и «biscuit»

Поиски громких гитар начались задолго до того, как Les Paul, Leo Fender и множество других новаторов придумали работоспособные электрогитары и усилители. Поскольку относительно тихие гитары XIX века с их небольшим корпусом обслуживали лишь небольшие гостиные в противовес большим общественным местам, им нужно было стать громче, чтобы сопровождать такие инструменты как скрипка, фортепиано или духовые.

Это привело к тому, что гитара превратилась из изысканного, деликатного инструмента, все еще привязанного к «европейской модели», в ещё одну стереотипно «американскую» вещь — большую и громкую. Когда XX век набирал обороты, несколько американских производителей начали фундаментально менять гитару, чтобы удовлетворить потребности игроков, которые хотели, чтобы их услышали на эстраде, в баре или на оживлённом тротуаре в центре города.

В этой «гонке вооружений» увеличения громкости и презентабельности производители гитар начали создавать всё большие и большие инструменты и экспериментировать с различными концепциями конструкции, такими как новые системы пружин и механическое усиление. Из всех этих инноваций резонаторная гитара выделяется своим решением использования алюминиевого конуса (или конусов).

За последние два десятилетия такой резонатор пережил возрождение: инструменты стали более доступными благодаря массовому производству и в то же время более инновационными, поскольку мелкие производители продолжают совершенствовать основную концепцию, которой почти 100 лет.

Видео: «Black Raven.mpg», Андрей Шепелёв (b. 1958), лидер группы «ГрАссМейстер».

История

Всё началось в конце 1920-х годов, когда американский гитарист George Beauchamp (1899 — 1941) поручил словацкому мастеру по имени John Dopyera (1893 — 1988) создать достаточно громкую гитару, чтобы на ней можно было играть мелодические партии на эстраде.

Читайте также:  Как настроить шестиструнную гитару самостоятельно

Как изобретатель, у которого уже было несколько патентов, Dopyera придумал способ сделать гитару громче, используя три очень тонких алюминиевых конуса, реагирующих на колебания струн, с Т-образным бриджем. Конусы работают почти так же, как диффузоры колонок в вашем домашнем стерео или гитарном усилителе.

В 1927 году успех этого инструмента привел братьев Dopyera, Beauchamp и группу инвесторов к созданию «National String Instrument Corporation» в Лос-Анджелесе.

Эти первые трёхконусные инструменты назывались «tricone» и сразу же завоевали популярность в то время у гавайских гитаристов, таких как Sol Hoopii (1902 — 1953). Звук этих гитар был прозрачным, со сложными обертонами, реверберацией и большим сустейном. Инструменты пользовались популярностью у таких разных игроков, как например, Tampa Red (1903 — 1981) или Oscar Alemán (1909 — 1980), который считался главным конкурентом Джанго Рейнхардта, пока не вернулся в свою родную Аргентину, спасаясь от нацистов.

В ответ на Великую депрессию появился менее сложный проект National Guitars, который был более экономически эффективным для производства. Эти более доступные гитары использовали один большой конус, который назывался «biscuit». Резонаторы с одним конусом или «бисквит-стайл» стали популярным дизайном в среде кантри-, фолк-, блюз- и госпел-музыкантов, которые нашли способы извлечь выгоду из сильной атаки инструмента, идеально подходящей для таких стилей, как пьемонтский блюз и рэгтайм.

Список исполнителей, которые использовали такие инструменты, большой: это Rosetta Tharpe (1915 — 1973), Blind Boy Fuller(1907 — 1941), Bukka White (1906 — 1977), Son House (1902 — 1988), Bennie Nawahi (1899 — 1985), Scrapper Blackwell (1903 — 1962) и другие.

Разработка одноконусных инструментов вызвала много внутренних трений в National Guitars, и братья Dopyera ушли, чтобы создать новую компанию «Dobro». Название отсылало к фамилии братьев, и одновременно — к слову «хороший» на словацком языке.

Системы Dobro и National объединяют одну и ту же основную идею — использование металлического резонатора, но с одним важным отличием. Новый дизайн Dobro использовал конус, обращенный наружу, от гитары, что потребовало «паукообразного» бриджа. Всё это производит более слащавый звук и более длительный сустейн, чем резонатор «biscuit», но не настолько богатый, как «tricone». Эти инструменты обрели популярность сначала в кантри, а затем у музыкантов блюграсс.

Подъём электрогитары и начало Второй мировой войны фактически положили конец производству резонаторных гитар, хотя они оставались популярными среди артистов, которые продолжали сочинять музыку на них, пока интерес к их уникальному звучанию снова не начал расти в 1980-х годах.

В наши дни

Поскольку резонаторная гитара является нишевым инструментом в мире акустических гитар, многие современные производители, как правило, являются узко специализированными и делают исключительно этот тип инструмента.

Очарование винтажных инструментов неоспоримо, а классические Dobros и Nationals относительно доступны. Но в большинстве случаев современные резонаторные гитары более «играбельны» и звучат даже лучше, чем старинные, вследствие развития технологий производства, не упоминая уже разрушительные последствия времени.

National Guitars , основанная в 1989 году и базирующаяся в San Luis Obispo, штат Калифорния, является лидером, интегрируя современные технологии производства, такие как ЧПУ, со значительным количеством ручной работы. Компания не только воссоздала многие из самых привлекательных винтажных моделей, но и улучшила удобство использования резонатора, предложив уникальную отделку и украшения, которые помогли переосмыслить, каким может быть инструмент.

А недавно, приобретя популярный бренд Scheerhorn, National теперь предлагает и модели типа добро. Цены на эти гитары американского производства начинаются с 3100 долларов США и легко увеличиваются при различных вариантах отделки, материала корпуса и электроники.

Гитаристы часто жаждут уникальных инструментов, что заставляет некоторых из них обращаться к мелким производителям за нестандартными изделиями. Можно найти высококачественные резонаторные гитары от John Morton , Mule , Ron Phillips и Trussart , а также других американских производителей. Аналогичным образом, некоторые мелкие производители концентрируются на гитарах в стиле добро, например, Beard .

Исполнители, желающие потратить менее 1000 долларов на новую или подержанную резонаторную гитару, могут выбирать из множества вариантов типа «spider» и «biscuit». Здесь доминируют инструменты, сделанные в Китае и продаваемые в США под знакомыми брендами. В этом ценовом диапазоне работают некоторые производители с историческими корнями, такие как Dobro , Regal и Gretsch , а также другие компании — Dean , Recording King и Washburn — у которых не было резонаторов в то время, но которые сейчас предлагают аппетитный «шведский стол» на выбор по ценам, недоступным для гитар американского производства. Другие относительные новички, такие как Republic и Royall , создают уникальные модели, отвечающие современной эстетике, например, в стиле стимпанк.

Большинство конструкций резонаторных гитар подпадают под два традиционных варианта: стиль «biscuit» из стали, латуни или дерева, смоделированный по образцу National, или деревянная гитара типа Dobro.

Источник

Резонаторные гитары – от создания до современности

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Плохи те музыканты, которые не знают максимально глубоко все возможные инструменты и их значение. Даже тем, кто не собирается играть непосредственно на резонаторных гитарах, следует разобраться, какова их история от создания до современности, и каковы особенности музыкального инструмента «Добро». Тем же, кто собирается их осваивать, нужно будет ещё ознакомиться с перечнем производителей и с описанием техники игры.

Особенности

Резонаторная гитара появилась в далёком 1925 году. Её создатели решали всего лишь одну актуальную тогда задачу — как сделать инструмент погромче. Как раз в «ревущие двадцатые» набрали популярность биг-бэнды, в которых гитару объединяли с духовыми инструментами. Конечно, громкая и звонкая медь легко подавляла струнную «напарницу». Электрогитары находились тогда ещё в зачаточном состоянии, были большой и дорогой редкостью, а конструкторы не умели поначалу справляться со многими проблемами.

Поэтому пришлось искать альтернативный выход, и он был найден в использовании уже тогда прекрасно известного инженерам явления резонанса. В отличие от электрифицированной генерации звука, отсутствовали:

другие паразитные шумы, бывшие неизменными спутниками ранних электрогитар.

Резонаторные системы не просто делали звучание громче – они кардинально влияли на его тембр. Ничего удивительного — такие инструменты сначала делали частично из металла, а потом и вовсе перешли на цельнометаллические варианты.

Подобное решение быстро оценили профессиональные исполнители из самых разных жанров. Впервые они получили столь удобный, громкий и универсальный инструмент.

А вот изготовители не могли существовать в мире и согласии. Они старались делить образовавшийся перспективный рынок, скупали и «поглощали» друг друга. Не обошлось дело и без скандальных судебных процессов относительно авторства отдельных усовершенствований. И всё же за минувшие 95 лет резонаторная гитара на деле доказала своё право на жизнь; она послужит ещё не одному поколению музыкантов.

Виды и их звучание

Самый ранний музыкальный инструмент с резонирующим компонентом относился к типу «Трикон». На подобных гитарах, выпущенных в конце 1920-х, уже можно было регулировать бридж. Характерная особенность — три конусовидных резонатора, производившихся из качественного алюминиевого сплава. Всё изменилось, когда в 1928-м на рынке появляется новая фирма «Добро». Её организатор Джон Допиера раньше работал в другой гитарной компании, и название своего проекта выбрал не случайно.

Оно было сокращением от слов Dopreya Brothers – и именно вместе со своим братом основатель подготовил модернизированное изделие. Кроме понятного для англоязычных смысла, тут содержится отсылка к словацкому слову «добро», которое имеет то же толкование, что и в русском языке. Вскоре братья представили гитару с одним резонатором выгнутой формы. Позже их компания и только что оставленная ими National слились в одну и объединили производство. В это время и позднее появился целый ряд оригинальных конструктивных решений.

Визуально отличить резонаторную гитару от простой акустической, особенно неспециалистам, вряд ли получится. Она обеспечивает не слишком широкий разброс тональностей — максимум 3 октавы.

Но всё же возможности инструмента достаточны даже для сложных отыгрышей. Количество резонаторов варьируется от 1 до 5, причём однорезонаторная схема — классическое исполнение «Добро». Отверстий, расположенных по обе стороны грифа, всегда 2; гитары различают по материалу корпуса, но всё же это в основном комбинация дерева и пластика, длина инструмента в среднем около 1 м, иногда чуть крупнее.

Производители

Сейчас одним из лидеров в этом сегменте рынка является компания National Guitars, появившаяся в 1989-м. Эта калифорнийская фирма активно применяет станки с числовым управлением. Однако в её производственном процессе содержится большое количество тонких ручных операций. Изготовитель успешно воссоздал целый ряд моделей, выпускавшихся в прошлые десятилетия. При этом модели существенно модернизированы, улучшено их звучание по сравнению со старыми прообразами.

Теперь в линейке National Guitars присутствует и ряд производимых по лицензии изделий типа «Добро». Стоимость начинается примерно от 3000 условных единиц. Она увеличивается в зависимости:

от типов отделки;

Качественные резонаторные гитары также поставляют бренды:

Экономия возможна, если выбирать модели:

знаменитой фирмы Dobro;

Как играть?

Резонаторная гитара подразумевает игру как и на других металлических гитарах — её держат на коленях. Если гриф имеет квадратную форму, инструмент настраивают на высокий строй. Модификации с круглым грифом имеют несколько меньшее разнообразие настроек, чем их квадратные аналоги. Дело в том, что они не могут обеспечить столь же сильного натягивания струн. В музыкальном подходе мятлика на резонаторной гитаре нужно играть жёстким синкопированным способом; манипулируют при этом тремя пальцами.

В музыке кантри такой инструмент тоже проявляет себя неплохо.

Гитаристы, увлечённые блюзом, используют стандартную гитарную позицию. Гриф при этом ориентируют в сторону от музыканта. Гитары классического типа «Добро» позволяют играть кантри и блюграсс. Для этого предназначен открытый строй Open G.

Настроить струны можно:

как у простого шестиструнного инструмента;

по методике E-Dur;

на классический слайдовый формат G-Dur.

Придавливать струны к поверхности грифа придётся при помощи слайда – так называют стальную трубочку, которая нанизывается на палец правой руки. Другие пальцы используют для медиаторов. Любопытно, что стандартный строй идеально соответствует строю семиструнной гитары, принятой в России. Наиболее толстые струны принято настраивать на ноты G, B.

Источник

Оцените статью