Кирк Хэмметт выбрал свои лучшие гитарные соло в песнях Metallica
В недавнем интервью для Metal Hammer Кирк Хэмметт назвал три своих лучших по собственному же мнению соло в песнях Metallica. И его выбор, возможно, удивит многих поклонников группы.
«Hero Of The Day» (альбом «Load», 1996 год)
То, каким образом, сделан переход с минора к мажору, начинается с ритма, а затем в следующей части переходит на совсем иной уровень… Множество людей не согласится, но я не знаю почему. Для меня это одна из моих самых любимых партий, что я записывал.
«Fade To Black» (альбом «Ride The Lighning», 1984 год)
Одно из тех соло, которые я обожаю играть вживую, потому в нем можно импровизировать, все менять и никогда не играть одно и то же соло дважды. Я никогда не знаю, что я собираюсь сыграть в очередной раз, и мне это нравится, нравится, что я балансирую на острие ножа. Это то самое волнение, ради которого и стоит жить.
«One» (альбом «…And Justice For All»)
Ларс позвонил мне и сказал: «Ты можешь спуститься? Нам нужно соло для демо новой песни». Помню, как я вышел со своей гитарой, Ларс пару раз проиграл мне трек, я разобрался в том, что играет в своей партии Джеймс. После чего я сказал: «Окей, давайте записывать». Следующее, что я помню, как моя рука выводит на гитаре нечто, следуя последовательности аккордов, это просто материализовалось из воздуха! «Вот это озарение!» — подумал я после этого.
Источник
Гитарист «Metallica» и его любимая гитара
Более 30 лет прошло с тех пор, как Кирк Хэммет присоединился к тому составу, который позже стал одной из самых крупных и влиятельных металлических групп всех времен. Будучи всё это время основным соло-гитаристом Metallica , Хэммет наработал уникальную технику обращения с шестью струнами, которая помогла покорить сердца любителей металла и создать ударные композиции на «Ride the Lightning » 1984 года и «Master of Puppets» 1986 года, многие из которых называют одними из величайших за всю историю жанра тяжёлого метала. В 2012 году Gibson Custom Shop выпустил Kirk Hammett Flying V , точную копию собственного Flying V Кирка — надежного компаньона на протяжении всей его гитарной карьеры в Metallica.
С чего начиналась эта карьера? Хэммет рассказывал, что у него было мало времени для подготовки к первому прослушиванию с группой Metallica, чтобы заменить оригинального гитариста Дейва Мастейна. У Кирка была неделя на то, чтобы выучить песни и в конце этой недели он присоединился к Metallica , еще неделю они репетировали, а затем уже начали выступать на шоу. Каждый концерт становился все лучше и лучше. И вот пришло время отправиться на студию. Менеджер Metallica Джонни Зи заявил Хэммету, что он должен выучить все соло Мастейна, на что Кирк сказал, что не хочет. Тогда Джонни предложил компромиссный вариант — чтобы Кирк выучил бы начало каждого соло, а дальше продолжил бы уже сам, сохранив стиль. Кирк рассказывал об этом времени, что он чувствовал себя 20-летним ребёнком, который не хочет слишком раскачивать лодку, особенно если учесть, что он тут абсолютно новый человек. Поэтому он ответил: «Ок, я так и сделаю». На первых репетициях перед записью он играл по четыре первых такта из каждого соло, а потом постепенно отказался и от них. В итоге все согласились, что так намного лучше. На ранних альбомах Metallica Кирк, в основном, играл на Gibson Flying V и это стало частью его тогдашнего имиджа. Тогда же он приобрёл себе ещё один Gibson — чёрный Les Paul, который он позднее всегда использовал в живых шоу, исполняя Fade To Black.
Кирк рассказывает, что его первым Gibson был Gibson Flying V , и ему это очень нравилось. Кирк:
«Я думаю, что это Flying V 78 года или 79 года. Я купил его, главным образом, потому, что у Майкла Шенкера был такой, и ещё потому, что у него были хамбакеры (гитара, которая была у меня до этого, имела звукосниматели с одной катушкой — синглы). Я искал более полный звук — звук тяжелого метала, поэтому я купил себе Gibson Flying V, и это была моя гитара».
На первых пяти альбомах Metallica (за которые, в первую очередь, мы и любим эту группу) — Kill ’Em All, Ride the Lightning, Master of Puppets … And Justice For All и The Black Album эта гитара использовалась на записи в ряде песен. Причём Kill ’Em All и Ride the Lightning почти полностью записаны на ней. Кирк:
В 1988 году Хэммет приобрел свой первый Les Paul , а затем следующий — в 1989-м. Позже он начал регулярно покупать Les Paul. Ему очень нравились старые Les Paul , особенно те, на которых стояли звукосниматели PAF , Кирк был восхищён их звуком.
Если в своих партиях на дебютном альбоме группы — Kill ‘Em All — Хэммет должен был учитывать то, что уже было написано Мастейном, то на Ride the Lightning это было уже полностью его собственное творчество. В интервью журналу Guitar World Хэммет рассказал, как он придумал ныне знаменитую гитарную мелодию в инструментальном треке Call of Ktulu из альбома Ride the Lightning . Он тогда записывал весь альбом с усилителями Marshal l и гитарой Gibson Flying V . Кирк:
«Для этой песни я хотел создать что-то очень мелодичное. К этому моменту в песне было уже очень много риффов, много тяжелой динамики. Я подумал: « А ведь было бы неплохо, если бы у нас была в начале соло какая-то мелодичная фраза, которая послужила бы переходом к этому? » Отсюда эта маленькая мелодия, которую я сыграл… Это был наш первый полностью инструментальный опыт, и там было невероятно длинное гитарное соло. Это было что-то вроде: «Как я могу сыграть это соло, не заставляя его звучать так, будто я просто играю кучу нот?»
Поэтому он разбил его на отдельные части, не играя одну непрерывную линию. В первой части соло он использует модальные фразы, а затем переходит к арпеджио в стиле, который придумал Ингви Мальмстин (он же назвал этот стиль broken arpeggios). Кирк рассказывал, что в то время — в 1984 году — Ингви был уже знаменитым человеком в гитарном мире, и повлиял на его стиль использованием разных гамм и разных арпеджио, и действительно заставил его задуматься о таком звуке. Также Кирк использует хроматику почти в джазовом стиле, если представить себе другой звук гитары в начале второй части соло, он играет этот хроматический пассаж вниз по первой струне E, активно нажимая при этом на свою любимую педаль вау.
Хэммет выписал практически всё соло заранее на листах бумаги, используя свои собственные нотные обозначения и придумал конкретные названия для каждой гитарной фразы. Таким образом, примерно 80 % соло было придумано ещё до записи, а остальные 20 сымпровизированы непосредственно в студии. Кирк рассказывал, что когда после 15-летнего перерыва играл эту композицию вновь, чтобы записать её с симфоническим оркестром, ему было очень весело. Возникло ощущение, как будто он пришёл в гости к своей старой технике. Гитарист считает, что со временем он стал играть намного более блюзово, чем в ранние годы Metallica.
Когда дело доходит до его любимого гитарного аксессуара, Хэммет указывает на свою верную педаль вау.
Я бы сказал, что просто не могу перестать играть на этой педали.
Тут сразу вспоминается интервью Боба Рока, данное им после записи альбома Metallica 91-го года, продюсером которого он являлся. Боб рассказывал, что прятал педаль вау от Кирка во время студийных сессий, чтобы тот не использовал её в каждой песне. Хэммет соглашается, что, возможно, слишком много использует педаль, но ему очень нравится на ней играть. «Она для меня- всё!» — сказал он в интервью Gibson в 2012 году. Он придумывает гитарные соло, которые хорошо запоминаются и являются почти песней в песне. Он всегда пытался придумать соло, которые можно просто напевать.
Источник
Гитары рок-легенд: на чем играет фронтмен Metallica
На ритм-гитариста и его музыкальные инструменты публика и даже эксперты традиционно обращают внимания меньше, нежели на персону и оборудование лидер-гитариста. Это совершенно очевидно, но когда ритм-гитаристом оказывается фронтмен Metallica Джеймс Хетфилд (James Hetfield), то уж он-то без любопытства со стороны всего человечества не останется. В этом августе Джеймсу исполнилось 55 лет, и подобная «полукруглая» дата – хороший повод вспомнить, как эволюционировал инструментарий Джеймса и что он представляет из себя сейчас. Этот обзор приводит нас к неожиданному выводу, что звук Metallica обеспечен простотой оборудования отдельных музыкантов состава.
Конечно, все знают, что место Джеймса в Metallica – это больше, чем просто место ритм-гитариста и певца. Без его изобретательных риффов и гармонических партий, особенно ярко продемонстрированных на работах квартета 1984–1988 годов, Metallica никогда не получила бы имеющегося у нее статуса по-настоящему новаторского коллектива и уж наверняка не добилась бы мирового призвания. Если работу ритм-секции всегда можно сравнить с фундаментом музыкального строения, то игра ритм-гитариста – это стены здания. А в случае с изобретательной игрой Джеймса можно говорить даже о несущих стенах, в общей сумме весящих не менее, чем тот самый фундамент.
История Metallica давным-давно разобрана на мельчайшие фрагменты, и тем не менее в ней не всегда упоминается самая первая гитара Джеймса – в 1978 году он приобрёл у своего приятеля, с которым он вместе играл в школьном джаз-бэнде Gibson SG Standard 1969 года выпуска. Судя по всему, эта гитара даже не дотянула до создания Metallica – хотя и не исключено, что она до сих пор хранится дома у Джеймса. Ведь одним из кумиров юного музыканта к моменту создания будущей великой группы был гитарист группы UFO Майкл Шенкер (Michael Schenker), чьи соло Джеймс копировал дома, замедляя для этой цели вращение проигрывателя со стоящей на нём грампластинкой. И в 1980-м основным инструментом Джеймса становится Electra Flying V – довольно бюджетная копия Gibson Flying V его идола. Тем не менее, она прослужила Джеймсу вплоть до 1984 года, когда прямо на сцене он ухитрился поломать гриф. А незадолго до записи альбома “Death Magnetic” (2008) музыкант принял решение восстановить этот инструмент, заменив имевшиеся звукосниматели на свой фирменный набор из двух активных звукоснимателей EMG 81/60 и произведя замену головы грифа. В 80-е годы Джеймс также играл на гитарах Gibson Explorer 1984 года выпуска (основной инструмент с надписью на корпусе “So What” и запасной – с “More Beer”), использовавшихся уже на записи альбома “Ride The Lightning” (1984). В 1987 году на этих гитарах были аналогичным образом заменены звукосниматели, а первая из них была впоследствии также восстановлена и использовалась на записи “Death Magnetic”. На записи альбома “Master Of Puppets” (1986) и в последовавшем за эти турах Джеймс также использовал гитару Jackson King V Custom 1985 года выпуска, прошедшей два годы спустя процедуру замены звукоснимателей и окончательно поломанную ещё через несколько месяцев. А с 1988 года по середину 90-х Джеймс играет практически исключительно на гитарах бренда ESP, в основном на моделях MX 220 и MX 250 с корпусом по образцу Gibson Explorer.
Несмотря на то, что после подписания эндорсерского соглашения с ESP Джеймс использует практически только их электрогитары, иногда он пускается в эксперименты с более традиционными инструментами. Так, при записи альбома “Reload” (1997) для записи части негромких партий использовался Fender Telecaster ’52 Reissue выпуска 90-х годов, оснащённый механической системой перенастройки B-Bender. А при записи альбома “St. Anger” (2003) Джеймс явно решил держаться поближе к корням – основные ритм-партии записывались на чёрном Gibson Explorer 2000-х годов с собственным именем “Rusty” и перекрашенном Gibson Les Paul Custom 1973 года. Обе гитары были представлены и на сцене в ходе мирового турне в поддержку этого альбома – и, конечно же, они также были переоснащены звукоснимателями EMG 81/60.
Все вышеуказанные инструменты использовались Джеймсом более-менее регулярно как в студии, так и на сцене, однако у него имеются и гитары, которые он публично или непублично брал в руки считанное число раз. Говоря, конкретно, это два двухгрифовых инструмента – во-первых, ESP Explorer Double Neck с классической конфигурацией (6 и 12 струн), пару раз использовавшийся в первой трети 90-х на сцене при исполнении номера “Fade To Black” (1984). Звукосниматели на этой гитаре – всё те же EMG 81/60. Вторая подобная гитара – общеизвестная Gibson EDS-1275; толком непонятно, была ли задействована она на записях, но её можно видеть в видеоклипе к балладе “Nothing Else Matters” (1991). Считается, что именно на этой гитаре сыграны 12-струнные партии в припеве данного номера. Ещё один в меру экзотический инструмент Джеймса – электрический ситар Danelectro/Coral 3S19, на котором частично было записано вступление к пьесе “Wherever I May Roam” (1991).
Коль скоро и сейчас Джеймс записывает львиную долю партий акустических гитар на студийных записях Metallica, то было бы несправедливым не упомянуть и его акустические инструменты. Это прежде всего гитара Gibson Chet Atkins Classical с корпусом чёрной расцветки, на которой исполнялись отдельные партии в балладах как минимум на концертах в начале 90-х, а также Martin D-28 1966 года выпуска, использовавшаяся как на концертах, так и в студии для записи как минимум номера “Mama Said” (1996) и не самый традиционный инструмент National Resolectric, с которым Джеймс профигурировал на шоу “Unplugged” телеканала MTV в 1998 году. Кастомная акустическая гитара у Джеймса имеется, и она носит собственное имя “Unforgiven”. На самом деле это доработанный в Италии инструмент модели Line 6 Variax Acoustic 700 с верхней декой чёрной расцветки, на котором методом пирографии, то есть выжигания открытой горелкой по шаблону, нанесена часть текста пьесы “The Unforgiven II” (1997) и изображения из видеоклипа к ней.
Но, как ни были бы важны гитары Джеймса, основным инструментом в получении его примечательного и совершенно индивидуального звучания, являются вовсе не они, а усилители. Поэтому вопрос выбора и правильной работы с усилителями или даже их комбинациями для музыканта неразрывно связан с вопросом использования (вернее – весьма слабого использования) гитарных обработок. Сам Джеймс публично заявляет, что последний раз использовал обработки в сигнальной цепи во время турне в поддержку альбома “Master Of Puppets”, то есть в 1986–1987 годах. Причем это была распространённейшая педаль Ibanez Tube Screamer TS9, которая работала и в студии на записи “Ride The Lightning” – она пришла на смену украденному у музыканта дисторшну ProCo Rat, который был задействован при работе над дебютом Metallica “Kill ’Em All” (1983). Сейчас же гитарные обработки используются Джеймсом исключительно на сцене и только ради того, чтобы воспроизводить студийные гитарные эффекты, слишком яркие для того, чтобы их можно было игнорировать. Основной обработкой в наборе является рэковый процессор TC Electronic G-Major 2, управляемый гитарным техником Джеймса и ориентированный именно на повторение небанальных студийных звуков. В качестве «оперативных» сценических обработок музыкант с большей или меньшей частотой использует шумоподавитель Boss NS-2, педаль экспрессии Digitech Whammy, «квакушку» Dunlop Cry Baby Wah, овердрайв Klon Centaur, дисторшн Line 6 DM4, овердрайв-дисторшн Lovetone Brown Source,обеспечивающий ретро-звучание гитары, и фейзер MXR Phase 100.
Как и следует ожидать, Джеймс не склонен менять единожды найденное звучание гитары – в вопросах выбора именно усилителей он по-хорошему консервативен. На раннем этапе деятельности Metallica Джеймс работал с усилителем Marshall JCM800, но уже на записи “Master Of Puppets” он начал использовать Mesa Boogie, конкретно говоря усилитель Mesa Boogie Mark IIC+, который включался в Marshall JCM800. Парой лет позже состоялся полный переход на Mesa Boogie и комбоусилители Roland JC120, которые музыкант до сих пор использует для игры на чистом звуке. При записи «Чёрного альбома» (1990–1991) были задействованы Mesa Boogie Mark IIC+ и Mark IV плюс предусилитель ADA MP-1 и усилитель мощности Strategy 400. Далее работа с Mesa Boogie была продолжена, в середине 90-х основным усилителем Джеймса был Triple Rectifier, также для студийной работы имелся предусилитель TriAxis. Новый кавер-материал для альбома “Garage Inc.” (1998) записывался в основном с усилителем Wizard Modern Classic (100 Вт). С момент работы над альбомом “St. Anger” (2003) началось освоение усилителей Diezel моделей VH4 и Hagen, а в 2007 пришла пора экспериментировать с усилителями Krank – Krankenstein и Revolution 1, которые можно услышать на альбоме “Death Magnetic” (2008).
Обзор гитарно-аппаратурного арсенала Джеймса необходимо закрыть упоминанием о его гитарных струнах – это струны Ernie Ball Power Slinky калибра .11–.48. Медиаторы – Dunlop Tortex (толщиной 0.88 мм), используемые музыкантом с самого начала карьеры, но в последние годы Джеймс чаще работает с медиаторами Dunlop James Hetfield Black Fang (толщина 1.14 мм).
Мы не должны забывать о том, что Джеймс – это ещё и голос группы Metallica, поэтому о его микрофонах упомянуть совершенно необходимо. Наверное, даже далеко не меломаны и не музыканты знают, что основным микрофоном Джеймса на сцене ныне является суперкардиоидный Shure Super 55, как в основной модификации, так и выпущенный ограниченной серией – с чёрным корпусом и красной сеткой. В студии музыканту доводится работать с микрофоном Shure SM7B. Правда, во второй половине 2000-х в концертной обстановке Джеймс предпочитал микрофон Audio-Technica Artist Elite AE5400, однако именно с него он перешёл на Shure Super 55. Подведя итог всему вышесказанному, можно смело сказать, что уникальный звук Metallica, в котором гитарные и вокальные партии Джеймса играют одну их основных ролей, обеспечен не какими-то невероятными аппаратурными наворотами, а тщательным отбором традиционных инструментов и оборудования и столь же тщательным освоением их возможностей. Это и есть прямое указание группы Metallica каждому начинающему музыканту.
Источник