Метапредметность как основа современного урока по классу аккордеона

Метапредметность как основа современного урока.
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования является мыследеятельностная педагогика. В рамках нее разработана уникальная отечественная технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося. Формируя эти способности, педагог организует образовательное движение учащегося в разных полях предметного знания: ученик не заучивает информацию, а присваивает разные культурные способы работы со знанием, «выращивая» у себя соответствующие способности. В рамках мыследеятельностной педагогики разработана и апробирована целая серия курсов, центральным звеном здесь являются метапредметы. Кооперирование усилий учителей различных предметов в формировании у школьников навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности.

Скачать:

Вложение Размер
metapredmetnost-kak_osnova_sovremennogo_uroka.docx 34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметность как основа современного урока.

Пути осуществления «Метапредметности» на уроках физики.

Учитель физики, ГОУ ЦО № 1468

«Метапредметность как основа современного урока»

Для начала несколько слов о современном учителе. Конечно, кроме профессиональной компетентности, одним из главных требований к педагогу сегодня становится владение современными инновациями, а также понимание социального и государственного заказов.

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицирует на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Современные методы они направлены на развитие критического мышления обучающихся, умений самостоятельно контролировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения, разрешать проблемы обучаемого характера.

Одним из самых главных принципов современных методов – обучение в сотрудничестве.

К основным принципам, на которых базируются современные методы, можно отнести:

— ситуативную обусловленность (выбор тем осуществляется с учетом ситуации, проблемы из жизненного опыта);

— самоподготовку и собственную ответственность за выполнение проектов исследования;

— метапредметное обучение в процессе формирования и получения знаний.

Одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования является мыследеятельностная педагогика. В рамках нее разработана уникальная отечественная технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося. Формируя эти способности, педагог организует образовательное движение учащегося в разных полях предметного знания: ученик не заучивает информацию, а присваивает разные культурные способы работы со знанием, «выращивая» у себя соответствующие способности.

Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В.Давыдова. Для нас особенно важно то, что мыследеятельностный подход в образовании помогает сохранять и развивать в российском обществе теоретическую форму мышления. В рамках мыследеятельностной педагогики разработана и апробирована целая серия курсов, центральным звеном здесь являются метапредметы.

Метапредметы — это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Создатели этой новой учебной формы и соответствующей ей новой модели школы исходили из основной мировоззренческой идеи выдающегося психолога В. В. Давыдова, что школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения , несмотря на разное имущественное и социальное положение, а также наследственные задатки детей.

В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. Мышление, как известно, осуществляется на схемах. Но схему того объекта, который ты пытаешься промыслить, исследовать, познать, построить непросто. Далеко не всякое графическое изображение или рисунок является схемой. Поэтому учащиеся на этом метапредмете осваивают специальные техники и приемы, осваивают специальный схематизационный алфавит для того, чтобы научиться работать со схемами на разном предметном материале.

Эта работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (например, на химии – формулы химических соединений и записи химических реакций; на истории – различные таблицы с данными; на геометрии – чертежи фигур и сами фигуры; на физике – формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.

В рамках другого метапредмета – «Знание» – формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность, идеализационную способность (идеализация – это такой идеальный конструкт, который лежит в основе понятия) и т.д.

Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания. Одна из них – техника «знающего незнания». Осваивая ее, школьники научаются выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска, – это решить полдела. Прежде всего, потому, что можно научиться управлять процессом познания. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.

Курс «Знающее незнание» может выстраиваться на любом предметном материале. В учебном пособии по метапредмету «Знание» он выстроен на материале литературы и посвящен теме «Путешествие Одиссея». Базисное задание, которое выполняют дети, связано с тем, что они должны составить карту того пути, который проделал странствующий Одиссей, отплыв от Трои и до прибытия на остров нимфы Калипсо. Выполняя это задание, учащиеся должны расшифровать важнейшие сцены и образы у Гомера, доказывая, что маршрут пролегал именно так. Для этого они должны сформулировать свой маршрут поиска: что именно они не знают и что именно они должны найти в текстах. Рефлектируя на последнем этапе, как осуществлялся ими их маршрут поиска, они овладевают самой техникой знающего незнания, которую затем переносят на другой учебный материал.

На метапредмете «Задача » учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Тип философско-методологического развития учащихся в рамках этого метапредмета связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи и т. д.

Изучая метапредмет «Проблема» , школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. Мы считаем, что именно в этих бездонных проблемах-воронках — тот импульс философско-методологического развития, который учащиеся могут получить на всю жизнь. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

Метапредметные методы – особый вид когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования. (А.В. Хуторской):

  1. Метод смыслового видения;
  2. Метод вживания;
  3. Метод образного видения;
  4. Метод графических ассоциаций;
  5. Метод фонетических ассоциаций, комбинированный;
  6. Метод символического видения;
  7. Метод гипотез (рабочих, реальных);
  8. Метод наблюдений;
  9. Метод сравнений;
  10. Метод эвристических бесед;
  11. Метод ошибок;
  12. Метод регрессии.

Метапредметные технологии – педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся.

  1. Метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, преобразуют сами учебные предметы и педагогический стиль.
  2. Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, значимые для молодежи.

Предполагает новые формы работы с детьми:

  1. Антропологические экспедиции,
  1. Турниры способностей,
  1. Организационно – деятельностные игры,
  1. Проекты.
  1. Отечественная технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося.

Основные идеи метапредметного подхода:

  1. Знания, в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания;
  1. Метазнания, выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое;
  1. Метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и «дидактических дрессировок»;
  1. Мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления.

Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т.д., запоминает важнейшие определения и лежащие в их основе понятия. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает важнейшие понятия, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия . И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного знания, он «переоткрывает» открытие , некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Но это только первый уровень работы ученика.

Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, литературы и химии), ученик предметом своего осознанного отношения делает уже не понятия, но сам способ своей работы . Он начинает рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия (из биологии или из химии, из истории или из физики). И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью – с организованностью знания.

Универсализм метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Отсюда – МЕТАпредметность как принцип, положенный в основу данных учебных предметов нового типа.

Метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача» в настоящее время разработаны, но их список открыт; в настоящее время разрабатываются другие метапредметы: метапредмет «Смысл», метапредмет «Ситуация» и т. д.

От плана урока к сценарию учебной ситуации: Ситуация учения-обучения – это такая ситуация, когда невозможно действовать освоенным способом, и поэтому человек (ученик и учитель) становится восприимчивым к восприятию нового, к изменению привычных форм работы. Педагогу нужно не просто подготовить ребенку «ловушку»; нужно сделать так, чтобы ему было очевидно – он получил неправильный ответ. Нужно так строить ситуацию, чтобы она затянула ребенка.

Пути осуществления «Метапредметности» на уроках физики.

Уроки физики с метапредметным подходом могут быть 2 типов:

  1. уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из смежных предметов (физика, химия, астрономия, география и др.)
  2. обобщающие уроки.

Первые из них проводят с использованием следующих приемов:

  1. Домашние задания по другим предметам. Учащимся предлагают домашние задания по повторению ранее изучаемого материала по смежным предметам, необходимого для понимания вопросов, которые будут рассмотрены на следующем уроке. Задание должно быть конкретным. Организация такого повторения имеет свою специфику. Так, давая задание, нужно предварительно объяснить, как работать с опорным материалом (прочитать и усвоить, сравнить с тем явлением как описано и рассказано в учебнике, выписать в тетрадь определение, дать ответы на вопросы).

— Например, перед изучением теплоты сгорания топлива по «Физике» предлагают домашнее задание: повторить по учебнику «Химия» об энергетике процесса горения.

— При объяснении природы тока в электролитах привлекают знания учащихся об электролитической диссоциации и электролизе из курса химии.

— После объяснения условия плавания тел в жидкости школьникам в качестве упражнения, предлагают задание: объяснить роль плавательного пузыря у рыб с точки зрения физики. Сведения полученные на уроках по другим учебным предметам, чаще всего используются в качестве опорных знаний, либо для выдвижения проблемы, либо для углубления, расширения и закрепления знаний.

В любом из этих случаев используемый материал необходимо повторить, пользуясь по возможности теми формулировками и обозначениями которые были введены в смежном курсе. Если же обозначения иные, то необходимо показать идентичность.

2. Обобщающие уроки обладают большой возможностью систематизации знаний и навыков в отработке программного материала. Повышается роль новой формы занятий – метапредметные семинары.

«Тепловые двигатели и охрана природы».

Подготовку семинаров ведут как правило учителя нескольких предметов (физика, химия, биология, астрономия и др.) (двигатели ветряные, электрические, H 2 – водородные). Семинары готовят учащиеся разбившись на группы, команды, поэтому — 2 урока). Это реально, больше не следует.

Некоторые учителя дают к/р с включением 1 вопроса из другой области.

  1. Развитие общеучебных умений и навыков уч-ся – важная задача модернизации процесса обучения.

Общеучебные умения – это умение работать с учебником, справочниками, составлять план, писать конспект, тезисы доклада, пользоваться различными источниками.

Эти умения нужны не только для успешного обучения в школе, но и для будущей трудовой деятельности в народном хозяйстве, на производстве, умением применять эти знания в незнакомых условиях.

Школьники формируют умения: пересказать содержание учебного параграфа, умело строить рассказ по картинке, сфоктазировать рассказ, устно рецензировать ответ уч-ся, составлять простой план, сложный и т.д.

Общеучебные измерительные навыки – цена деления, округления чисел, пользование весами, приборами для измерения тока – успешным будет формирование этих умений если все учителя будут это восполнять с 1-11 класс.

Кооперирование усилий учителей различных предметов в формировании у школьников навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности.

Источник

Читайте также:  Если не было школ ноты для фортепиано
Оцените статью