Метнер концерт 1 для фортепиано с оркестром ноты

Н. К. Метнер, ноты.

Н. К. Метнер

Все сонаты для фортепиано

Почему-то почти у половины концертирующих пианистов в концертном репертуаре присутствует Вторая соната Рахманинова, сочинение, прямо скажем, для Рахманинова не первосортное. Как-то модно стало её играть, особенно на международных фортепианных конкурсах; в исполнении некоторых пианистов она чаще всего достаточно выгодно просто занимает время (вроде масса какой-то сложной и мощно, по рояльному звучащей музыки).

Вот и возникает вопрос, почему сонаты Метнера, большая часть из которых несомненно превосходит по достоинствам Вторую Рахманинова, исполняются на концертной эстраде в сотни раз реже. На наш взгляд, происходит это чаще всего по двум причинам: 1. Люди либо просто не знают о существовании сонат Метнера, либо не достаточно ценят эту музыку и 2. Трудно достать ноты. Первая из этих двух причин, в свою очередь, происходит как раз оттого, что сонаты Метнера почти не исполняются. Получается замкнутый круг: одни не исполняют из-за того, что не знают, другие не знают из-за того, что никто не исполняет… Встаёт вопрос, почему же такая судьба постигла ф-нное творчество Метнера, в отличие от Второй сонаты Рахманинова… Может кто-нибудь объяснит нам, почему так происходит… ОБЪЯСНИТЬ Опомнитесь, пианисты! Как вам не надоело играть одно и то же? Почему вы пропускаете «репертуарную золотую жилу» состоящую из 14 (!) великолепных пианистичных сонат, не уступающих (а то и превосходящих) по музыке большинству произведений романтического периода, стоящих в вашем репертуаре?

Читайте также:  Аккорд гори звезда моя не падай

Сонаты Метнера поражают своим разнообразием: размер, форма, образное наполнение, типы музыкального изложения (лирика, конфликтный драматизм, эпический тип…). На сколько разнятся размеры сонат: от миниатюрных сонат Сонатной триады ор11 до таких масштабных полотен как любимая Николаем Мясковским соната Ми-минор ор25 №2, за которую Метнер получил Глинкинскую премию! Как сильно различается содержание, здесь можно противопоставить гениальную «Сонату — Воспоминание» с её хрупкой лирической атмосферой элегической грусти и благородной сосредоточенности, и Трагическую сонату, где дорогой сокровенный образ, предстающий нам во втором разделе побочной партии (одна из самых проникновеннейших мелодий в русской фортепианной музыке), буквально сметается неистовым потоком бурного драматического натиска. Несмотря на своё немецкое происхождение, Метнер удивительно органично впитал в себя коренные русские музыкальные традиции, говоря иными словами, Метнер был почвенным русским художником. Его «русскость» также безусловно отразилась в его сонатах, нельзя не вспомнить одну из лучших его сонат «Романтическую» ор53 №1, поражающую по истине русской широтой дыхания, русскими эпическими образами скерцо, в гармонии традиционно русским способом использования диатонических созвучий и плагальных оборотов.

Хочется выразить огромную благодарность пианисту Марку-Андре Хамелину, весьма качественно записавшему все сонаты Метнера. Аналогичной записи в русском варианте что-то не припоминается, так что приходится слушать такие замечательные сонаты как 1-ю фа-минор, «Романтическую», «Грозовую», «Сонату-идиллию» в исполнении канадского пианиста, между прочим достаточно тонко почувствовавшего стилистические особенности музыки русского композитора.

Очень хотелось бы надеяться, что помещение у нас на сайте нот всех сонат Метнера поспособствует увеличению исполняемости этих сонат.

Подробнее о Метнере и о его музыке вы сможете прочитать и на нашем сайте (великолепная статья Н. Я. Мясковского).

Все сонаты в формате PDF.

Читайте также:  Midi синтезатор для гитары

Вторая импровизация для ф-но

Предлагаем вашему вниманию также ноты ещё одного из фортепианных опусов Метнера. Называется произведение «Вторая импровизация в форме вариаций». Этот опус почти не исполняется да и запись удалось найти с трудом (Earl Wild / 1988 ?). Между тем, музыка эта — один из редчайших образцов искренней русской лирики 20-х годов ушедшего столетия.

КАЧАТЬ (формат PDF 3.13 mb.)

Концерт №1

Закончен в 1918 году, посвящен Метнером своей матери.

С первых же звуков своих (вступает солист с короткой колокольной «темой-воззванием») музыка приковывает внимание слушателя. У скрипок на фоне вздымающихся и опадающих аккордов солиста взмывает ввысь русская тема. Начинается одно из интереснейших созданий русской музыки — огромный одночастный концерт, как бы вобравший в себя традиционную схему
многочастного концерта.

В этом концерте очень много мест, поражающих как непосредственной мелодической красотой, так и великолепной полифонической разработкой, обнаруживающейся при ближайшем рассмотрении. Например, ре-мажорная кульминация с ликующим «кликом» трубы. Или медленный печальный до-минорный эпизод — от него сердце замирает, а когда смотришь в ноты и видишь, сколько там идет «линий», то не веришь своим глазам. Сильное впечатление производит довольно тихое заключение концерта, когда сильно взятому солистом До в басу
фортепиано отвечают «обертоны» духовых в оркестре.

Как и большинству других созданий Метнера (если не всем), этому концерту не повезло — его исполняют редко. В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии даже «завсегдатаи» помнят исполнение только Второго (недавно его исполнял Демиденко). Основная претензия к Первому концерту — это, так сказать, «рыхлость формы» (последствия одночастности). Вот как, например, позволил себе написать один из рецензентов концерта, состоявшегося в 2003 году в Москве, где исполнялся в числе прочих произведений и Первый концерт Метнера: «…С агрессивной роскошью лазаревских «Танцев» [«Симфонических танцев» Рахманинова — Георгий.] многословный Метнер конкурировал вполне на равных. Львиную долю успеха ему обеспечил еще один наш знаменитый соотечественник — Борис Березовский, пианист редкого сценического обаяния, сравнимого, пожалуй, с рихтеровским. Изнурительную и часто весьма водянистую сольную
партию он исполнил с удивительной внятностью, будто нет на свете ничего более ясного и совершенного, чем музыка Метнера…» . О да, конечно, Метнера исполнять нелегко; однако смеем надеяться, что дело главным образом заключается в непривычности его музыки — как для исполнителей, так и для слушателей. Хочется верить, что исполнители, — прежде всего те, которые не любят ограничиваться заезженным репертуаром, — все же когда-нибудь начнут широко пропагандировать творчество одного из классиков русской музыки. Да и тем, кто любит демонстрировать свою технику, в конце концов есть где развернуться.

КАЧАЕМ В ДВА ПРИЁМА:

Концерт №2

Второй концерт Николая Карловича был посвящен Рахманинову (который помогал автору с его инструментовкой), а закончен был в 1927 году — незадолго до гастролей Метнера в СССР, во время которых он и был впервые исполнен.

Второй концерт более традиционен и более, если можно так выразиться, «собран», чем Первый. Но эта традиционность ничуть не мешает выявляться характерным чертам музыки Метнера — неподражаемому ритму в сочетании с удивительной мелодичностью всех тем. Начинается он, как и Первый концерт, колокольным «воззванием» — однако ШИРОТА, господствовавшая там уступает место ЭНЕРГИИ, токкатности. Лирические темы первой части (а также остальных частей) более «объективны», уравновешены, в них уже нет «щемящей» ноты. «В чисто техническом отношении концерт является почти пределом технического и тембрового использования фортепиано» — так писал рецензент журнала «Музыка и революция» Ан. Дроздов.

Рубрика: Ноты | Метки: Русская музыка XIX век Опубликовано: 25 января 2012

Источник

Н. К. Метнер, ноты.

Н. К. Метнер

Все сонаты для фортепиано

Почему-то почти у половины концертирующих пианистов в концертном репертуаре присутствует Вторая соната Рахманинова, сочинение, прямо скажем, для Рахманинова не первосортное. Как-то модно стало её играть, особенно на международных фортепианных конкурсах; в исполнении некоторых пианистов она чаще всего достаточно выгодно просто занимает время (вроде масса какой-то сложной и мощно, по рояльному звучащей музыки).

Вот и возникает вопрос, почему сонаты Метнера, большая часть из которых несомненно превосходит по достоинствам Вторую Рахманинова, исполняются на концертной эстраде в сотни раз реже. На наш взгляд, происходит это чаще всего по двум причинам: 1. Люди либо просто не знают о существовании сонат Метнера, либо не достаточно ценят эту музыку и 2. Трудно достать ноты. Первая из этих двух причин, в свою очередь, происходит как раз оттого, что сонаты Метнера почти не исполняются. Получается замкнутый круг: одни не исполняют из-за того, что не знают, другие не знают из-за того, что никто не исполняет… Встаёт вопрос, почему же такая судьба постигла ф-нное творчество Метнера, в отличие от Второй сонаты Рахманинова… Может кто-нибудь объяснит нам, почему так происходит… ОБЪЯСНИТЬ Опомнитесь, пианисты! Как вам не надоело играть одно и то же? Почему вы пропускаете «репертуарную золотую жилу» состоящую из 14 (!) великолепных пианистичных сонат, не уступающих (а то и превосходящих) по музыке большинству произведений романтического периода, стоящих в вашем репертуаре?

Сонаты Метнера поражают своим разнообразием: размер, форма, образное наполнение, типы музыкального изложения (лирика, конфликтный драматизм, эпический тип…). На сколько разнятся размеры сонат: от миниатюрных сонат Сонатной триады ор11 до таких масштабных полотен как любимая Николаем Мясковским соната Ми-минор ор25 №2, за которую Метнер получил Глинкинскую премию! Как сильно различается содержание, здесь можно противопоставить гениальную «Сонату — Воспоминание» с её хрупкой лирической атмосферой элегической грусти и благородной сосредоточенности, и Трагическую сонату, где дорогой сокровенный образ, предстающий нам во втором разделе побочной партии (одна из самых проникновеннейших мелодий в русской фортепианной музыке), буквально сметается неистовым потоком бурного драматического натиска. Несмотря на своё немецкое происхождение, Метнер удивительно органично впитал в себя коренные русские музыкальные традиции, говоря иными словами, Метнер был почвенным русским художником. Его «русскость» также безусловно отразилась в его сонатах, нельзя не вспомнить одну из лучших его сонат «Романтическую» ор53 №1, поражающую по истине русской широтой дыхания, русскими эпическими образами скерцо, в гармонии традиционно русским способом использования диатонических созвучий и плагальных оборотов.

Хочется выразить огромную благодарность пианисту Марку-Андре Хамелину, весьма качественно записавшему все сонаты Метнера. Аналогичной записи в русском варианте что-то не припоминается, так что приходится слушать такие замечательные сонаты как 1-ю фа-минор, «Романтическую», «Грозовую», «Сонату-идиллию» в исполнении канадского пианиста, между прочим достаточно тонко почувствовавшего стилистические особенности музыки русского композитора.

Очень хотелось бы надеяться, что помещение у нас на сайте нот всех сонат Метнера поспособствует увеличению исполняемости этих сонат.

Подробнее о Метнере и о его музыке вы сможете прочитать и на нашем сайте (великолепная статья Н. Я. Мясковского).

Все сонаты в формате PDF.

Вторая импровизация для ф-но

Предлагаем вашему вниманию также ноты ещё одного из фортепианных опусов Метнера. Называется произведение «Вторая импровизация в форме вариаций». Этот опус почти не исполняется да и запись удалось найти с трудом (Earl Wild / 1988 ?). Между тем, музыка эта — один из редчайших образцов искренней русской лирики 20-х годов ушедшего столетия.

КАЧАТЬ (формат PDF 3.13 mb.)

Концерт №1

Закончен в 1918 году, посвящен Метнером своей матери.

С первых же звуков своих (вступает солист с короткой колокольной «темой-воззванием») музыка приковывает внимание слушателя. У скрипок на фоне вздымающихся и опадающих аккордов солиста взмывает ввысь русская тема. Начинается одно из интереснейших созданий русской музыки — огромный одночастный концерт, как бы вобравший в себя традиционную схему
многочастного концерта.

В этом концерте очень много мест, поражающих как непосредственной мелодической красотой, так и великолепной полифонической разработкой, обнаруживающейся при ближайшем рассмотрении. Например, ре-мажорная кульминация с ликующим «кликом» трубы. Или медленный печальный до-минорный эпизод — от него сердце замирает, а когда смотришь в ноты и видишь, сколько там идет «линий», то не веришь своим глазам. Сильное впечатление производит довольно тихое заключение концерта, когда сильно взятому солистом До в басу
фортепиано отвечают «обертоны» духовых в оркестре.

Как и большинству других созданий Метнера (если не всем), этому концерту не повезло — его исполняют редко. В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии даже «завсегдатаи» помнят исполнение только Второго (недавно его исполнял Демиденко). Основная претензия к Первому концерту — это, так сказать, «рыхлость формы» (последствия одночастности). Вот как, например, позволил себе написать один из рецензентов концерта, состоявшегося в 2003 году в Москве, где исполнялся в числе прочих произведений и Первый концерт Метнера: «…С агрессивной роскошью лазаревских «Танцев» [«Симфонических танцев» Рахманинова — Георгий.] многословный Метнер конкурировал вполне на равных. Львиную долю успеха ему обеспечил еще один наш знаменитый соотечественник — Борис Березовский, пианист редкого сценического обаяния, сравнимого, пожалуй, с рихтеровским. Изнурительную и часто весьма водянистую сольную
партию он исполнил с удивительной внятностью, будто нет на свете ничего более ясного и совершенного, чем музыка Метнера…» . О да, конечно, Метнера исполнять нелегко; однако смеем надеяться, что дело главным образом заключается в непривычности его музыки — как для исполнителей, так и для слушателей. Хочется верить, что исполнители, — прежде всего те, которые не любят ограничиваться заезженным репертуаром, — все же когда-нибудь начнут широко пропагандировать творчество одного из классиков русской музыки. Да и тем, кто любит демонстрировать свою технику, в конце концов есть где развернуться.

КАЧАЕМ В ДВА ПРИЁМА:

Концерт №2

Второй концерт Николая Карловича был посвящен Рахманинову (который помогал автору с его инструментовкой), а закончен был в 1927 году — незадолго до гастролей Метнера в СССР, во время которых он и был впервые исполнен.

Второй концерт более традиционен и более, если можно так выразиться, «собран», чем Первый. Но эта традиционность ничуть не мешает выявляться характерным чертам музыки Метнера — неподражаемому ритму в сочетании с удивительной мелодичностью всех тем. Начинается он, как и Первый концерт, колокольным «воззванием» — однако ШИРОТА, господствовавшая там уступает место ЭНЕРГИИ, токкатности. Лирические темы первой части (а также остальных частей) более «объективны», уравновешены, в них уже нет «щемящей» ноты. «В чисто техническом отношении концерт является почти пределом технического и тембрового использования фортепиано» — так писал рецензент журнала «Музыка и революция» Ан. Дроздов.

Рубрика: Ноты | Метки: Русская музыка XIX век Опубликовано: 25 января 2012

Источник

Метнер концерт 1 для фортепиано с оркестром ноты

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 273 002
  • КНИГИ 640 648
  • СЕРИИ 24 364
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 602 383

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

имени М. И. ГЛИНКИ

Творчество Николая Карловича Метнера — композитора и пианиста — одно из интереснейших явлений в музыкальном искусстве конца XIX и первой половины XX веков. Наряду с Рахманиновым и Скрябиным Метнер принадлежит к ведущим фигурам русской музыкальной культуры.

Судьба этих трех крупнейших современников сложилась, как известно, по-разному: если Рахманинов и Скрябин безоговорочно вошли в когорту русских музыкальных классиков, Метнер и его творчество еще, видимо, ждут приговора истории. Это вызвано различными причинами. Нельзя утверждать, что три названные творческие фигуры вполне равноценны: одаренность их все же разных масштабов, талант Метнера более скромен.

На поприще композиторской деятельности Метнер выступил в эпоху, когда Скрябин и Рахманинов приобрели уже мировую известность. Новаторская музыка Скрябина особенно покоряла слушателей страстным порывом и яркой патетикой, сочинения Рахманинова привлекали своей глубокой эмоциональностью и какой-то особой открытостью чувств. Музыка Рахманинова и, в особенности, Скрябина звала вперед, в неизвестное, и это оказывалось удивительно созвучным настроениям публики в ту предгрозовую эпоху.

Углубленно-сосредоточенное, гораздо более «закрытое» творчество Метнера с большим трудом пробивало себе дорогу к широким кругам русской публики. Но уже в начале 10-х годов нашего века имя Метнера начинает звучать как имя третьего крупнейшего композитора русской музыкальной культуры на рубеже двух столе-

тий. И в среде русской публики, наряду со «скрябинистами» и верными поклонниками музыки Рахманинова, постепенно формируется определенный, пусть и небольшой круг приверженцев Метнера.

В статье, написанной в связи с десятилетием со дня смерти Н. К. Метнера, Г. Нейгауз отмечал: «Быть может, кой-кому покажется неправомерным составление такого терцета: «Скрябин, Рахманинов, Метнер», но думаю, что если вспомнить эпоху, в которой они или и творили, то здесь никакой ошибки нет. Рассуждая о символизме в русской поэзии, мы непременно назовем в первую очередь Блока, Брюсова и Белого, хотя бы Блок и высился над русским символизмом, как Эльбрус высится над всем Кавказским хребтом» [1].

Творческое наследие композитора значительно — оно содержит свыше шестидесяти опусов. Перу Метнера принадлежат три фортепианных концерта, фортепианный квинтет, три цикла характерных пьес «Забытые мотивы», четырнадцать фортепианных и три скрипичные сонаты, около сорока сказок, около ста романсов и песен, а также ряд мелких пьес для скрипки и фортепиано.

Деятельность Метнера не получила широкого освещения ни в зарубежном, ни в отечественном музыкознании, хотя еще при его жизни увлекала внимание русской музыкальной критики. О Метнере-пианисте писали видные деятели русской музыкальной культуры: Н. Мясковский, Б. Асафьев, Гр. Прокофьев, Н. Кашкин, Ю. Энгель, чьи статьи и очерки содержали немало ценных и тонких наблюдений [2]. Однако их высказывания о Метнере, основанные главным образом на ранних сочинениях композитора, естественно, не могут дать исчерпывающей характеристики его стиля.

На протяжении тридцати лет жизни за рубежом Метнер почти не удостоился внимания западной прессы — его музыка стояла слишком далеко от главных направлений современного ему европейского искусства. Вышедший в Лондоне сборник «Памяти Метнера» [3], в ко-

[1] Г. Нейгауз. Современник Скрябина и Рахманинова. «Советская музыка», 1961, № 11, стр. 72.

[2] Список литературы о Н. К. Метнере см. на стр. 187-190.

[3] «Nicolas Medtner». A memorial volume edited by Richard Holt (A Tribute to his art and personality). London, 1955.

торый вошли и воспоминания музыкантов разных стран, очень неравноценен: наряду с интересными и глубокими статьями американского музыковеда Йозефа Яссера, Альфреда Суана, в него включен ряд статей, написанных критиками белоэмигрантского толка — Л. Сабанеевым, И. Ильиным, К. Климовым.

Советские и зарубежные музыкальные словари и энциклопедии [1], изданные за последние пять-десять лет, содержат лишь краткие статьи, касающиеся, как правило, самих общих фактов музыкальной деятельности Метнера.

В большинстве статей настойчиво проводится мысль о несвоевременности и определенной ретроспективности метнеровского искусства, уходящего своими корнями (по мнению большинства критиков) в классическую и позднеромантическую немецкую музыкальную культуру [2].

Таким образом, до сих пор не создана монография о жизни и творчестве художника, а его богатейший архив — письма, записные книжки, черновые рукописи сочинений — еще ждет своего опубликования.

Автор брошюры ставит перед собой скромную цель: попытаться показать, что почти неизученное творчество Метнера — большое и интересное явление музыкального искусства, что оценка его творчества не вполне справедлива, подчас прямолинейна и однопланова, и истинный, справедливый приговор композитору еще, видимо, не вынесен — он впереди.

Брошюра создавалась в основном по материалам архива Метнера, хранящегося в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени M И. Глинки (фонд 132). Архив композитора значительно дополнился после приезда в СССР его вдовы — Анны Михайловны Метнер, передавшей в дар музею неизвестные в своем

[1] The international cyclopedia of Musik and Musicians, edited by Oscar Thompson (1939); Grove’s Dictionary of Music and Musicians, edited by Eric Blom (1954); Encyclopedie de la musique, tome II, Fasquelle (1961); Riemann. Musiklexikon (1961).

[2] В зарубежных работах о Метнере неизменно присутствует линия: Бах — Бетховен — Брамс — Метнер.

большинстве документы, относящиеся к зарубежному периоду жизни К. Метнера.

Сейчас архив располагает огромным эпистолярным наследием композитора: это его письма к родным, близким и к различным деятелям культуры (С. В. Рахманинову, А. Б. Гольденвейзеру, Ф. Гедике, А. Суану, А. Лялиберте, Э. Прену и другим), записные книжки, конспекты книги «Муза и Мода», записи мыслей о работе пианиста, тезисы выступлений (в Русском музыкальном издательстве, в консерватории) и другие материалы. Но, пожалуй, самая значительная часть метнеровского наследия — это черновики и наброски многих его сочинений. Сохранившиеся автографы относятся в основном к произведениям русского периода жизни композитора; из поздних опусов сохранилось очень немногое.

В настоящем монографическом очерке по возможности привлекаются материалы эскизов, позволившие в ряде случаев проследить путь от замысла сочинения к его реальному воплощению. Сравнение черновых набросков и печатных экземпляров таких сочинений, как первый концерт, соната op. 22, сказки op. 14, дало возможность глубже заглянуть в творческую лабораторию художника.

Автор выражает искреннюю благодарность профессорам Московской консерватории Н. В. Туманиной, Ю. В. Келдышу, Б. М. Ярустовскому, сотруднику Научной библиотеки имени С. И. Танеева при Московской государственной консерватории И. А. Адамовой, ценные советы и указания которых помогли в работе над брошюрой.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Николай Карлович Метнер родился в Москве 5 января 1880 года (24 декабря 1879 года по старому стилю). Его мать, Александра Карловна, происходила из семьи Гедике, насчитывавшей несколько поколений музыкантов, и в молодости выступала как певица. Она первая оказала влияние на судьбу своего сына, начав учить его фортепианной игре. Горячая поклонница А. Г. Рубинштейна, Александра Карловна стремилась побывать на всех его концертах и обязательно брала с собой детей. Отец композитора, Карл Петрович Метнер, уроженец города Пярну (Эстония), в молодости увлекался философией и поэзией Человек начитанный, он был большим почитателем русской и немецкой литературы и особенно творчества Гете, любовь к которому он стремился привить и своим детям. Позднейшее увлечение Н. К. Метнера творчеством Гете возникло, вероятно, не без влияния литературных склонностей своего отца.

Источник

Оцените статью