Н. К. Метнер, ноты.
Н. К. Метнер
Все сонаты для фортепиано
Почему-то почти у половины концертирующих пианистов в концертном репертуаре присутствует Вторая соната Рахманинова, сочинение, прямо скажем, для Рахманинова не первосортное. Как-то модно стало её играть, особенно на международных фортепианных конкурсах; в исполнении некоторых пианистов она чаще всего достаточно выгодно просто занимает время (вроде масса какой-то сложной и мощно, по рояльному звучащей музыки).
Вот и возникает вопрос, почему сонаты Метнера, большая часть из которых несомненно превосходит по достоинствам Вторую Рахманинова, исполняются на концертной эстраде в сотни раз реже. На наш взгляд, происходит это чаще всего по двум причинам: 1. Люди либо просто не знают о существовании сонат Метнера, либо не достаточно ценят эту музыку и 2. Трудно достать ноты. Первая из этих двух причин, в свою очередь, происходит как раз оттого, что сонаты Метнера почти не исполняются. Получается замкнутый круг: одни не исполняют из-за того, что не знают, другие не знают из-за того, что никто не исполняет… Встаёт вопрос, почему же такая судьба постигла ф-нное творчество Метнера, в отличие от Второй сонаты Рахманинова… Может кто-нибудь объяснит нам, почему так происходит… ОБЪЯСНИТЬ Опомнитесь, пианисты! Как вам не надоело играть одно и то же? Почему вы пропускаете «репертуарную золотую жилу» состоящую из 14 (!) великолепных пианистичных сонат, не уступающих (а то и превосходящих) по музыке большинству произведений романтического периода, стоящих в вашем репертуаре?
Сонаты Метнера поражают своим разнообразием: размер, форма, образное наполнение, типы музыкального изложения (лирика, конфликтный драматизм, эпический тип…). На сколько разнятся размеры сонат: от миниатюрных сонат Сонатной триады ор11 до таких масштабных полотен как любимая Николаем Мясковским соната Ми-минор ор25 №2, за которую Метнер получил Глинкинскую премию! Как сильно различается содержание, здесь можно противопоставить гениальную «Сонату — Воспоминание» с её хрупкой лирической атмосферой элегической грусти и благородной сосредоточенности, и Трагическую сонату, где дорогой сокровенный образ, предстающий нам во втором разделе побочной партии (одна из самых проникновеннейших мелодий в русской фортепианной музыке), буквально сметается неистовым потоком бурного драматического натиска. Несмотря на своё немецкое происхождение, Метнер удивительно органично впитал в себя коренные русские музыкальные традиции, говоря иными словами, Метнер был почвенным русским художником. Его «русскость» также безусловно отразилась в его сонатах, нельзя не вспомнить одну из лучших его сонат «Романтическую» ор53 №1, поражающую по истине русской широтой дыхания, русскими эпическими образами скерцо, в гармонии традиционно русским способом использования диатонических созвучий и плагальных оборотов.
Хочется выразить огромную благодарность пианисту Марку-Андре Хамелину, весьма качественно записавшему все сонаты Метнера. Аналогичной записи в русском варианте что-то не припоминается, так что приходится слушать такие замечательные сонаты как 1-ю фа-минор, «Романтическую», «Грозовую», «Сонату-идиллию» в исполнении канадского пианиста, между прочим достаточно тонко почувствовавшего стилистические особенности музыки русского композитора.
Очень хотелось бы надеяться, что помещение у нас на сайте нот всех сонат Метнера поспособствует увеличению исполняемости этих сонат.
Подробнее о Метнере и о его музыке вы сможете прочитать и на нашем сайте (великолепная статья Н. Я. Мясковского).
Все сонаты в формате PDF.
Вторая импровизация для ф-но
Предлагаем вашему вниманию также ноты ещё одного из фортепианных опусов Метнера. Называется произведение «Вторая импровизация в форме вариаций». Этот опус почти не исполняется да и запись удалось найти с трудом (Earl Wild / 1988 ?). Между тем, музыка эта — один из редчайших образцов искренней русской лирики 20-х годов ушедшего столетия.
КАЧАТЬ (формат PDF 3.13 mb.)
Концерт №1
Закончен в 1918 году, посвящен Метнером своей матери.
С первых же звуков своих (вступает солист с короткой колокольной «темой-воззванием») музыка приковывает внимание слушателя. У скрипок на фоне вздымающихся и опадающих аккордов солиста взмывает ввысь русская тема. Начинается одно из интереснейших созданий русской музыки — огромный одночастный концерт, как бы вобравший в себя традиционную схему
многочастного концерта.
В этом концерте очень много мест, поражающих как непосредственной мелодической красотой, так и великолепной полифонической разработкой, обнаруживающейся при ближайшем рассмотрении. Например, ре-мажорная кульминация с ликующим «кликом» трубы. Или медленный печальный до-минорный эпизод — от него сердце замирает, а когда смотришь в ноты и видишь, сколько там идет «линий», то не веришь своим глазам. Сильное впечатление производит довольно тихое заключение концерта, когда сильно взятому солистом До в басу
фортепиано отвечают «обертоны» духовых в оркестре.
Как и большинству других созданий Метнера (если не всем), этому концерту не повезло — его исполняют редко. В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии даже «завсегдатаи» помнят исполнение только Второго (недавно его исполнял Демиденко). Основная претензия к Первому концерту — это, так сказать, «рыхлость формы» (последствия одночастности). Вот как, например, позволил себе написать один из рецензентов концерта, состоявшегося в 2003 году в Москве, где исполнялся в числе прочих произведений и Первый концерт Метнера: «…С агрессивной роскошью лазаревских «Танцев» [«Симфонических танцев» Рахманинова — Георгий.] многословный Метнер конкурировал вполне на равных. Львиную долю успеха ему обеспечил еще один наш знаменитый соотечественник — Борис Березовский, пианист редкого сценического обаяния, сравнимого, пожалуй, с рихтеровским. Изнурительную и часто весьма водянистую сольную
партию он исполнил с удивительной внятностью, будто нет на свете ничего более ясного и совершенного, чем музыка Метнера…» . О да, конечно, Метнера исполнять нелегко; однако смеем надеяться, что дело главным образом заключается в непривычности его музыки — как для исполнителей, так и для слушателей. Хочется верить, что исполнители, — прежде всего те, которые не любят ограничиваться заезженным репертуаром, — все же когда-нибудь начнут широко пропагандировать творчество одного из классиков русской музыки. Да и тем, кто любит демонстрировать свою технику, в конце концов есть где развернуться.
КАЧАЕМ В ДВА ПРИЁМА:
Концерт №2
Второй концерт Николая Карловича был посвящен Рахманинову (который помогал автору с его инструментовкой), а закончен был в 1927 году — незадолго до гастролей Метнера в СССР, во время которых он и был впервые исполнен.
Второй концерт более традиционен и более, если можно так выразиться, «собран», чем Первый. Но эта традиционность ничуть не мешает выявляться характерным чертам музыки Метнера — неподражаемому ритму в сочетании с удивительной мелодичностью всех тем. Начинается он, как и Первый концерт, колокольным «воззванием» — однако ШИРОТА, господствовавшая там уступает место ЭНЕРГИИ, токкатности. Лирические темы первой части (а также остальных частей) более «объективны», уравновешены, в них уже нет «щемящей» ноты. «В чисто техническом отношении концерт является почти пределом технического и тембрового использования фортепиано» — так писал рецензент журнала «Музыка и революция» Ан. Дроздов.
Рубрика: Ноты | Метки: Русская музыка XIX век Опубликовано: 25 января 2012
Источник
Метнер соната элегия ноты
«Едва ли кто-нибудь из композиторов после Бетховена владел в таком coвервенстве сонатной формой, как Метнер. Метнеру также присуще какое-то врожденное, совершенно исключительное мастерство контрапункта, причем его полифоническая ткань мало похожа по стилю на баховский контрапункт, а скорее перекликается с приемами позднего периода творчества Бетховена. При предельной насыщенности музыкальной ткани также сложными гармоническими оборотами, сочинения Метнера всегда ясны, логичны и отличаются исключительной законченностью формы. Творчеству Метнера при его глубокой серьезности и даже суровости свойственна в то же время непосредственная наивность, песенная напевность и живой юмор танца»
Идея исполнить все 14 сонат Метнера была у меня очень давно, еще с той поры в начале 80-х гг., когда я познакомился и подружился с племянницей Метнера, Верой Карловной Тарасовой, и ее замечательным мужем Николаем Петровичем, профессором математики, который, несмотря на свою профессию, досконально знал творчество Метнера. Мы с женой часто бывали в семье Тарасовых, я познакомился со многими сочинениями Метнера, которые я еще не знал, и влюбился в его сонаты. Я выучил сонату — элегию ор. 11 № 2, несколько других опусов, но другие проекты заслонили эту идею и не позволили мне ее выполнить. И только сейчас, когда я возглавил кафедру фортепианного факультета Московской консерватории, я понял, что этот грандиозный проект можно осуществить силами талантливых студентов нашей кафедры. Клич был брошен, и вот, 21 и 29 марта 2009 года состоялись 2 концерта в Рахманиновском зале Московской консерватории, которые были записаны нашей лабораторией звукозаписи. Перед вами 4 диска со всеми 14 сонатами Николая Карловича Метнера, гениального русского композитора, которые как цикл, никогда не исполнялись и не записывались в России. Исполнители студенты и аспиранты, разных возрастов и судеб, но все они влюблены в музыку Метнера и играют ее с огромным увлечением, страстью и талантом.
Об исполнителях:
Первый диск
Соната фа минор, ор. 5 — исполняет Сергей Неллер, аспирант класса профессора М. Воскресенского. Учился у профессора С. И. Осипенко в Ростове на Дону. Лауреат международных конкурсов пианистов, С. Неллер является также одаренным композитором, написавшим в числе многих сочинений 2 оперы, одна из них была поставлена в Геликон-опере в Москве в 2007 году.
Соната ля бемоль мажор, ор. 11 № 1 — исполняет Екатерина Шишкина, студентка 2 курса класса доцента А. С. Струкова. Окончила ЦМШ (класс преп. Богдановой Н. В.). Участница и лауреат фестиваля романтической музыки имени Шопена в Москве (2005), фестивалей «Новые имена» в Нижнем Новгороде (2003) и Санкт-Петербурге (2007), лауреат 3-х международных конкурсов в Италии в 2000 и 2006 годах (все 3 раза 1 премии), конкурса в Андорре (2002, 3 премия), конкурса Блютнера в Калининграде (2008, 1 премия) и конкурса имени Скрябина в Париже (2009, 1 премия).
Соната-элегия ор. 11 № 2 — исполняет Дмитрий Крутоголовый, студент 4 курса класса проф. М. С. Воскресенского. Окончил ЦМШ (преп. Ф. И. Нуризаде). Лауреат международных конкурсов пианистов в Греции (2001 г., 1 премия), в Риме (2005 г. 3 премия) и Париже (конкурс Н. Г. Рубинштейна 1999 г., 1 премия и конкурс имени А. Н. Скрябина 2010 г., 1 премия).
Соната до мажор ор. 11 № 3 — исполняет Александра Соломина, студентка 2 курса класса и.о. проф. С. Г. Иголинского. Окончила МССМШ имени Гнесиных (Кл. преп. Григорьевой Л. А.). Лауреат всероссийского конкурса в Рузе (2005, 3 премия) и международных конкурсов в Лондоне (2003, 5 премия) и на Кипре (2004, 1 премия). Обладатель премии «Триумф» (2003).
Второй диск
Соната соль минор, ор. 22 —исполняет Антон Микицкий. Антон начал занятия музыкой в Вологде (преп. Е. 3. Шерцовская), в 2002 г. окончил ДМШ имени С. И. Танеева (преп. Юдович И. И.), с 2006 года в классе проф. Кузнецовой Е. И.
Соната-сказка до минор ор. 25 №1 — исполняет Анастасия Журавлева, студентка 2 курса класса доцента А. В. Фоменко. Окончила музыкальный лицей при Новосибирской консерватории имени М. И, Глинки (преп. О. В. Крупина) и колледж при Московской консерватории (преп. Тришкина Н. А.) Лауреат международных конкурсов пианистов «Виртуозы 21 века» в Москве (2000) и конкурса молодых пианистов «Европа-Азия» в Орске (2005).
Соната-воспоминание ля минор ор. 38 № 1 — исполняет Сергей Иоров. Начал занятия музыкой в школе искусств в Великом Новгороде, с 2000 г. в ЦМШ у проф. А. А. Мндоянца, а с 2007 г. в консерватории у него же. В данное время студент 3 курса.
Третий диск
Соната-баллада фа диез мажор ор. 27 — исполняет Григорий Рымко — прекрасный пианист и выдающийся музыковед. Окончил Московскую ДМШ №2 (преп. Нудельман Д. Э.) и колледж при Московской консерватории (преп. Хорошина В. М.) 2 года учился на фортепианном факультете в классе проф. М. С. Воскресенского, затем выбрал своей профессией музыковедение и в данное время заанчивает дипломную работу в классе проф. Т. С. Кюрегян. Много выступает как пианист.
Соната ля минор ор. 30 — исполняет Илья Кайгородов. Начал заниматься музыкой с преп. В. П. Дятловой,окончил ДМШ и музыкальное училище в Брянске (преп. Л. И. Игошина и Л. И. Урусова). В данное время студент 2 курса в классе проф. А. А. Мндоянца.
Трагическая соната до минор ор. 39 № 5— исполняет Александр Шайкин студент 4 курса класса проф. Э. К. Вирсаладзе. Лауреат международных конкурсов.
Соната-романтика ор. 53 №1 — исполняет Михаил Турпанов, студент 2 курса в классе проф. Н. А. Петрова. Окончил ЦМШ (преп Н. Н. Макарова). Участник фестивалей «Новые имена», «Primaveraclassica» и «Возрождение», лауреат международных конкурсов Алексея Наседкина (Ярославль, 2005), 5-го конкурса молодых пианистов имени П. А. Серебрякова (Волгоград, 2006), 1-го конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко (Новосибирск, 2006).
Четвертый диск
Грозовая соната — SonataMinacciosaор. 53 № 2— исполняет Ирина Чистякова, студентка 2 курса в классе проф. М. С. Воскресенского. Окончила ЦМШ (класс доц. А. Я. Рябова). Участница фестивалей в Германии. «музыка, юность, надежда» в Петрозаводске и «Сервантино» в Мексике (2009). Лауреат телевизионного конкурса «Щелкунчик» (2001 г., 2 премия), международных конкурсов в Хорватии (2006 г., 2 премия), имени Артура Рубинштейна в Польше (2007 г., 4 премия) и в Гориции (Италия, 2007 г., 2 премия).
Соната-идиллия ор. 56 — исполняет Варвара Тарасова, студентка 1 курса в классе проф. Е. И. Кузнецовой. Училась в ДМШ в Санкт-Петербурге (преп А. Л. Хазанов) затем в Московских ДМШ (преп И. М. Саравайская и И. И. Юдович) в колледже при МГК у проф. Е. И. Кузнецовой. Участница фестивалей имени С. И. Танеева и имени М. В. Юдиной (Москва), лауреат международных конкурсов имени Блютнера (Калининград, 2007 г.) и конкурса «CamilloTogni» (Италия, 2007 г.).
Соната ми минор «Nightwind» ми минор, ор. 25 № 2— исполняет Юрий Фаворин, аспирант класса проф. М. С. Воскресенского. Окончил МССМШ имени Гнесиных (преп. Л. А. Григорьева). Неоднократный участник фестивалей современной музыки «Московский форум» и «Московская осень» а также фестиваля «Портреты молодых» в Москве. Лауреат международного конкурса пианистов имени О. Мессиана (Париж, 4 премия). За активную концертную деятельность награжден дипломом Центра духовно-нравственного единения «Будущее» — «За служение добру, красоте, справедливости». Обладатель премии имени Дьердя Циффры (Австрия).
Исполнители:
Григорий Рымко, фортепиано (CD3: 1 – 3)
Илья Кайгородов, фортепиано (CD3: 4)
Александр Шайкин, фортепиано (CD3: 5)
Михаил Турпанов, фортепиано (CD3: 6 – 9)
Ирина Чистякова, фортепиано (CD4: 1)
Варвара Тарасова, фортепиано (CD4: 2, 3)
Юрий Фаворин, фортепиано (CD4: 4, 5)
Источник