Метнер соната воспоминание ноты

Н. К. Метнер, ноты.

Н. К. Метнер

Все сонаты для фортепиано

Почему-то почти у половины концертирующих пианистов в концертном репертуаре присутствует Вторая соната Рахманинова, сочинение, прямо скажем, для Рахманинова не первосортное. Как-то модно стало её играть, особенно на международных фортепианных конкурсах; в исполнении некоторых пианистов она чаще всего достаточно выгодно просто занимает время (вроде масса какой-то сложной и мощно, по рояльному звучащей музыки).

Вот и возникает вопрос, почему сонаты Метнера, большая часть из которых несомненно превосходит по достоинствам Вторую Рахманинова, исполняются на концертной эстраде в сотни раз реже. На наш взгляд, происходит это чаще всего по двум причинам: 1. Люди либо просто не знают о существовании сонат Метнера, либо не достаточно ценят эту музыку и 2. Трудно достать ноты. Первая из этих двух причин, в свою очередь, происходит как раз оттого, что сонаты Метнера почти не исполняются. Получается замкнутый круг: одни не исполняют из-за того, что не знают, другие не знают из-за того, что никто не исполняет… Встаёт вопрос, почему же такая судьба постигла ф-нное творчество Метнера, в отличие от Второй сонаты Рахманинова… Может кто-нибудь объяснит нам, почему так происходит… ОБЪЯСНИТЬ Опомнитесь, пианисты! Как вам не надоело играть одно и то же? Почему вы пропускаете «репертуарную золотую жилу» состоящую из 14 (!) великолепных пианистичных сонат, не уступающих (а то и превосходящих) по музыке большинству произведений романтического периода, стоящих в вашем репертуаре?

Сонаты Метнера поражают своим разнообразием: размер, форма, образное наполнение, типы музыкального изложения (лирика, конфликтный драматизм, эпический тип…). На сколько разнятся размеры сонат: от миниатюрных сонат Сонатной триады ор11 до таких масштабных полотен как любимая Николаем Мясковским соната Ми-минор ор25 №2, за которую Метнер получил Глинкинскую премию! Как сильно различается содержание, здесь можно противопоставить гениальную «Сонату — Воспоминание» с её хрупкой лирической атмосферой элегической грусти и благородной сосредоточенности, и Трагическую сонату, где дорогой сокровенный образ, предстающий нам во втором разделе побочной партии (одна из самых проникновеннейших мелодий в русской фортепианной музыке), буквально сметается неистовым потоком бурного драматического натиска. Несмотря на своё немецкое происхождение, Метнер удивительно органично впитал в себя коренные русские музыкальные традиции, говоря иными словами, Метнер был почвенным русским художником. Его «русскость» также безусловно отразилась в его сонатах, нельзя не вспомнить одну из лучших его сонат «Романтическую» ор53 №1, поражающую по истине русской широтой дыхания, русскими эпическими образами скерцо, в гармонии традиционно русским способом использования диатонических созвучий и плагальных оборотов.

Читайте также:  Акустика своими руками для гитары

Хочется выразить огромную благодарность пианисту Марку-Андре Хамелину, весьма качественно записавшему все сонаты Метнера. Аналогичной записи в русском варианте что-то не припоминается, так что приходится слушать такие замечательные сонаты как 1-ю фа-минор, «Романтическую», «Грозовую», «Сонату-идиллию» в исполнении канадского пианиста, между прочим достаточно тонко почувствовавшего стилистические особенности музыки русского композитора.

Очень хотелось бы надеяться, что помещение у нас на сайте нот всех сонат Метнера поспособствует увеличению исполняемости этих сонат.

Подробнее о Метнере и о его музыке вы сможете прочитать и на нашем сайте (великолепная статья Н. Я. Мясковского).

Все сонаты в формате PDF.

Вторая импровизация для ф-но

Предлагаем вашему вниманию также ноты ещё одного из фортепианных опусов Метнера. Называется произведение «Вторая импровизация в форме вариаций». Этот опус почти не исполняется да и запись удалось найти с трудом (Earl Wild / 1988 ?). Между тем, музыка эта — один из редчайших образцов искренней русской лирики 20-х годов ушедшего столетия.

КАЧАТЬ (формат PDF 3.13 mb.)

Концерт №1

Закончен в 1918 году, посвящен Метнером своей матери.

С первых же звуков своих (вступает солист с короткой колокольной «темой-воззванием») музыка приковывает внимание слушателя. У скрипок на фоне вздымающихся и опадающих аккордов солиста взмывает ввысь русская тема. Начинается одно из интереснейших созданий русской музыки — огромный одночастный концерт, как бы вобравший в себя традиционную схему
многочастного концерта.

В этом концерте очень много мест, поражающих как непосредственной мелодической красотой, так и великолепной полифонической разработкой, обнаруживающейся при ближайшем рассмотрении. Например, ре-мажорная кульминация с ликующим «кликом» трубы. Или медленный печальный до-минорный эпизод — от него сердце замирает, а когда смотришь в ноты и видишь, сколько там идет «линий», то не веришь своим глазам. Сильное впечатление производит довольно тихое заключение концерта, когда сильно взятому солистом До в басу
фортепиано отвечают «обертоны» духовых в оркестре.

Как и большинству других созданий Метнера (если не всем), этому концерту не повезло — его исполняют редко. В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии даже «завсегдатаи» помнят исполнение только Второго (недавно его исполнял Демиденко). Основная претензия к Первому концерту — это, так сказать, «рыхлость формы» (последствия одночастности). Вот как, например, позволил себе написать один из рецензентов концерта, состоявшегося в 2003 году в Москве, где исполнялся в числе прочих произведений и Первый концерт Метнера: «…С агрессивной роскошью лазаревских «Танцев» [«Симфонических танцев» Рахманинова — Георгий.] многословный Метнер конкурировал вполне на равных. Львиную долю успеха ему обеспечил еще один наш знаменитый соотечественник — Борис Березовский, пианист редкого сценического обаяния, сравнимого, пожалуй, с рихтеровским. Изнурительную и часто весьма водянистую сольную
партию он исполнил с удивительной внятностью, будто нет на свете ничего более ясного и совершенного, чем музыка Метнера…» . О да, конечно, Метнера исполнять нелегко; однако смеем надеяться, что дело главным образом заключается в непривычности его музыки — как для исполнителей, так и для слушателей. Хочется верить, что исполнители, — прежде всего те, которые не любят ограничиваться заезженным репертуаром, — все же когда-нибудь начнут широко пропагандировать творчество одного из классиков русской музыки. Да и тем, кто любит демонстрировать свою технику, в конце концов есть где развернуться.

КАЧАЕМ В ДВА ПРИЁМА:

Концерт №2

Второй концерт Николая Карловича был посвящен Рахманинову (который помогал автору с его инструментовкой), а закончен был в 1927 году — незадолго до гастролей Метнера в СССР, во время которых он и был впервые исполнен.

Второй концерт более традиционен и более, если можно так выразиться, «собран», чем Первый. Но эта традиционность ничуть не мешает выявляться характерным чертам музыки Метнера — неподражаемому ритму в сочетании с удивительной мелодичностью всех тем. Начинается он, как и Первый концерт, колокольным «воззванием» — однако ШИРОТА, господствовавшая там уступает место ЭНЕРГИИ, токкатности. Лирические темы первой части (а также остальных частей) более «объективны», уравновешены, в них уже нет «щемящей» ноты. «В чисто техническом отношении концерт является почти пределом технического и тембрового использования фортепиано» — так писал рецензент журнала «Музыка и революция» Ан. Дроздов.

Рубрика: Ноты | Метки: Русская музыка XIX век Опубликовано: 25 января 2012

Источник

Метнер соната воспоминание ноты

Концерты для фортепиано с оркестром

Концерт № 1 c-moll, op. 33 (1914―1918)
Концерт № 2 c-moll, op. 50 (1920―1927)
Концерт № 3 e-moll, op. 60 (1940―1943)

Восемь картин, ор. 1 (1895―1902): Пролог ― Andante cantabile, Allegro con impeto, Maestoso freddo, Andantino con moto, Andante, Allegro con humore, Allegro con ira, Allegro con grazia
Три импровизации, op. 2 (1896―1900): Nixe, Воспоминание о бале («Eine Ball-Reminiscenz»), Адское скерцо («Scherzo infernale»)
Четыре пьесы, ор. 4 (1897―1902): Этюд, Каприс, Музыкальный момент «Жалоба гнома», Прелюдия
Соната f-moll, op. 5 (1895―1903)
Три арабески, ор. 7 (1901―1904): Идиллия, «Трагический фрагмент» a-moll, «Трагический фрагмент» g-moll
Две сказки, ор. 8 (1904―1905): c-moll, c-moll
Три сказки, ор. 9 (1904―1905): f-moll, C-dur, G-dur
Три дифирамба, ор. 10 (1898―1906): D-dur, Es-dur, E-dur
Сонатная Триада, ор. 11 (1904―1907): As-dur, d-moll, C-dur
Две сказки, ор. 14 (1905―1907): «Песнь Офелии» f-moll, «Марш паладина» e-moll
Три новеллы, ор. 17 (1908―1909): G-dur, c-moll, E-dur
Две сказки, ор. 20 (1909): b-moll, № 1, «Кампанелла» h-moll, № 2.
Соната g-moll, ор. 22 (1901―1910)
Четыре лирических фрагмента, ор. 23 (1896―1911): c-moll, a-moll, f-moll, c-moll
Соната-сказка c-moll, ор. 25 № 1 (1910―1911)
Соната «Ночной ветер» e-moll, op. 25 № 2 (1910―1911)
етыре сказки, ор. 26 (1910―1912): Es-dur, Es-dur, f-moll, fis-moll
Соната-баллада Fis-dur, op. 27 (1912―1914)
Соната a-moll, op. 30 (1914)
Три пьесы, ор. 31 (1914): Импровизация, Траурный марш, Сказка
Четыре сказки, ор. 34 (1916―1917): «Волшебная скрипка» h-moll, e-moll, «Леший» a-moll, d-moll
Четыре сказки, ор. 35 (1916―1917): C-dur, G-dur, a-moll, cis-moll
«Забытые мотивы», ор. 38 (1919―1922): «Соната-воспоминание» (Sonata-Reminiscenza), Грациозный танец (Danza graziosa), Праздничный танец (Danza festiva), Речная песня (Canzona fluviala), Сельский танец (Danza rustica), Вечерняя песня (Canzona serenata), Рождественский танец (Danza silvestra), В духе воспоминаний (alla Reminiscenza)
«Забытые мотивы», ор. 39 (1919―1920): Размышление (Meditazione), Романс (Romanza), Весна (Primavera), Утренняя песнь (Canzona matinata), соната «Трагическая» (Sonata Tragica, op. 39 № 5)
«Забытые мотивы», ор. 40 (1919―1920): Danza col canto, Danza sinfonica, Danza fiorata, Danza jubilosa, Danza ondulata, Danza ditirambica
Три сказки, ор. 42 (1921―1924): f-moll («Русская сказка»), c-moll, gis-moll
Вторая импровизация, ор. 47 (1925―1926)
Две сказки, ор. 48 (1925): C-dur, g-moll
Три гимна труду, ор. 49 (1926―1928)
Шесть сказок, ор. 51 (1928): d-moll, a-moll, A-dur, fis-moll, fis-moll, G-dur
Соната «Романтическая» b-moll, op. 53 № 1 (1929―1930)
Соната «Грозовая» f-moll, op. 53 № 2 (1929―1931)
Романтические эскизы для юношества, ор. 54 (1931―1932): Прелюдия (Пастораль), Птичья сказка, Прелюдия (Tempo di sarabanda), Сказка (Скерцо), Прелюдия, Сказка (Шарманщик), Прелюдия (Гимн), Сказка
Тема с вариациями, ор. 55 (1932―1933)
Соната-идиллия G-dur, ор. 56 (1935―1937)
Две элегии, ор. 59 (1940―1944): a-moll, e-moll

Сочинения без номера опуса и неопубликованные

Траурное адажио e-moll (1894―1895), не опубликовано
Три пьесы (1895―1896): Пастораль C-dur, Музыкальный момент c-moll, Юмореска fis-moll, не опубликованы
Прелюдия b-moll (1895―1896), не опубликована
Шесть прелюдий (1896―1897): C-dur, G-dur, e-moll, E-dur, gis-moll, es-moll
Прелюдия Es-dur (1897), не опубликована
Соната h-moll (1897), не опубликована
Экспромт в духе мазурки b-moll (1897), не опубликован
Экспромт f-moll (1898), не опубликован
Сонатина g-moll (1898), не опубликована
Две каденции к Четвёртому фортепианному концерту Бетховена (1910)
Этюд c-moll (1912)
Сказка d

Источник

Метнер соната воспоминание ноты

Концерты для фортепиано с оркестром

Концерт № 1 c-moll, op. 33 (1914―1918)
Концерт № 2 c-moll, op. 50 (1920―1927)
Концерт № 3 e-moll, op. 60 (1940―1943)

Восемь картин, ор. 1 (1895―1902): Пролог ― Andante cantabile, Allegro con impeto, Maestoso freddo, Andantino con moto, Andante, Allegro con humore, Allegro con ira, Allegro con grazia
Три импровизации, op. 2 (1896―1900): Nixe, Воспоминание о бале («Eine Ball-Reminiscenz»), Адское скерцо («Scherzo infernale»)
Четыре пьесы, ор. 4 (1897―1902): Этюд, Каприс, Музыкальный момент «Жалоба гнома», Прелюдия
Соната f-moll, op. 5 (1895―1903)
Три арабески, ор. 7 (1901―1904): Идиллия, «Трагический фрагмент» a-moll, «Трагический фрагмент» g-moll
Две сказки, ор. 8 (1904―1905): c-moll, c-moll
Три сказки, ор. 9 (1904―1905): f-moll, C-dur, G-dur
Три дифирамба, ор. 10 (1898―1906): D-dur, Es-dur, E-dur
Сонатная Триада, ор. 11 (1904―1907): As-dur, d-moll, C-dur
Две сказки, ор. 14 (1905―1907): «Песнь Офелии» f-moll, «Марш паладина» e-moll
Три новеллы, ор. 17 (1908―1909): G-dur, c-moll, E-dur
Две сказки, ор. 20 (1909): b-moll, № 1, «Кампанелла» h-moll, № 2.
Соната g-moll, ор. 22 (1901―1910)
Четыре лирических фрагмента, ор. 23 (1896―1911): c-moll, a-moll, f-moll, c-moll
Соната-сказка c-moll, ор. 25 № 1 (1910―1911)
Соната «Ночной ветер» e-moll, op. 25 № 2 (1910―1911)
етыре сказки, ор. 26 (1910―1912): Es-dur, Es-dur, f-moll, fis-moll
Соната-баллада Fis-dur, op. 27 (1912―1914)
Соната a-moll, op. 30 (1914)
Три пьесы, ор. 31 (1914): Импровизация, Траурный марш, Сказка
Четыре сказки, ор. 34 (1916―1917): «Волшебная скрипка» h-moll, e-moll, «Леший» a-moll, d-moll
Четыре сказки, ор. 35 (1916―1917): C-dur, G-dur, a-moll, cis-moll
«Забытые мотивы», ор. 38 (1919―1922): «Соната-воспоминание» (Sonata-Reminiscenza), Грациозный танец (Danza graziosa), Праздничный танец (Danza festiva), Речная песня (Canzona fluviala), Сельский танец (Danza rustica), Вечерняя песня (Canzona serenata), Рождественский танец (Danza silvestra), В духе воспоминаний (alla Reminiscenza)
«Забытые мотивы», ор. 39 (1919―1920): Размышление (Meditazione), Романс (Romanza), Весна (Primavera), Утренняя песнь (Canzona matinata), соната «Трагическая» (Sonata Tragica, op. 39 № 5)
«Забытые мотивы», ор. 40 (1919―1920): Danza col canto, Danza sinfonica, Danza fiorata, Danza jubilosa, Danza ondulata, Danza ditirambica
Три сказки, ор. 42 (1921―1924): f-moll («Русская сказка»), c-moll, gis-moll
Вторая импровизация, ор. 47 (1925―1926)
Две сказки, ор. 48 (1925): C-dur, g-moll
Три гимна труду, ор. 49 (1926―1928)
Шесть сказок, ор. 51 (1928): d-moll, a-moll, A-dur, fis-moll, fis-moll, G-dur
Соната «Романтическая» b-moll, op. 53 № 1 (1929―1930)
Соната «Грозовая» f-moll, op. 53 № 2 (1929―1931)
Романтические эскизы для юношества, ор. 54 (1931―1932): Прелюдия (Пастораль), Птичья сказка, Прелюдия (Tempo di sarabanda), Сказка (Скерцо), Прелюдия, Сказка (Шарманщик), Прелюдия (Гимн), Сказка
Тема с вариациями, ор. 55 (1932―1933)
Соната-идиллия G-dur, ор. 56 (1935―1937)
Две элегии, ор. 59 (1940―1944): a-moll, e-moll

Сочинения без номера опуса и неопубликованные

Траурное адажио e-moll (1894―1895), не опубликовано
Три пьесы (1895―1896): Пастораль C-dur, Музыкальный момент c-moll, Юмореска fis-moll, не опубликованы
Прелюдия b-moll (1895―1896), не опубликована
Шесть прелюдий (1896―1897): C-dur, G-dur, e-moll, E-dur, gis-moll, es-moll
Прелюдия Es-dur (1897), не опубликована
Соната h-moll (1897), не опубликована
Экспромт в духе мазурки b-moll (1897), не опубликован
Экспромт f-moll (1898), не опубликован
Сонатина g-moll (1898), не опубликована
Две каденции к Четвёртому фортепианному концерту Бетховена (1910)
Этюд c-moll (1912)
Сказка d

Источник

Оцените статью