Метнер упражнения для фортепиано

Метнер упражнения для фортепиано

____________________________________________
Н. К МЕТНЕР
Повседневная работа пианиста и композитора
Страницы из записных книжек
ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «МУЗЫКА»
МОСКВА 1979
____________________________________________

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Николай Карлович Метнер во время занятий композицией или игрой на фортепиано обычно вел краткие записи. Он записывал, над какими пьесами работал, сколько времени занимался, на что следует обратить особое внимание. Записи эти разного характера. Иногда они имеют принципиальное, обобщающее значение, но чаще всего представляют собой краткие напоминания самому себе, сделанные на определенном этапе разучивания той или иной пьесы. Метнер настойчиво рекомендовал и своим ученикам сразу записывать соображения, возникающие во время занятий, Он считал, что не нужно излишне обременять свою память, так как простые и, казалось бы, очевидные истины нередко забываются в процессе работы.

Такой крупный музыкант и пианист, как Метнер, признавал необходимым постоянно напоминать себе: «слушать и слушать, не смотреть на клавиши»; «погружение в тишину, и все из тишины»; «закрывать глаза»; «долой акценты, острые удары и вообще какое бы то ни было напряжение.>; «локти врозь и на свободу»; «не насиловать пальцевого рычага» и т. п.
Заметки сугубо интимны, они предназначались Метнером только для себя. Поэтому некоторые записи глубоких мыслей отличаются такой лаконичностью, что смысл их не сразу может быть понят, требуя медленного, вдумчивого чтения. Например: «все должно быть под рукой»; «помнить о темпах в связи со звуком данного рояля»; «давать то, что дается»; «помнить о широких линиях, волнах, перспективах» и т. п.
Как в работе с учениками, так и в своих личных занятиях Метнер всегда творчески искал новых путей, отвергая догматический подход. Поэтому его указания иногда кажутся противоречивыми, на самом же деле это лиши гибкое приспособление к тем или иным особенностям психического склада исполнителя и строения его рук, к требованиям интерпретации различных произведений в зависимости от этапов подготовительной работы.
Записные книжки Метнера дают редкостную возможность заглянуть в творческую лабораторию выдающегося композитора и исполнителя, глубоко анализирующего и превосходно организующего процесс своей работы. Именно последнее позволило Метнеру создать 62 опуса сочинений и при этом добиться необычайного исполнительского совершенства, хотя он уделял игре на фортепиано не больше четырех часов в день (по два часа утром и вечером).
Многие мысли из записей могут помочь нашим молодым музыкантам
найти продуктивные методы работы.
В приложении приведены упражнения, частично имеющиеся в записных книжках, частично продиктованные Метнером его ученикам.
Кроме упражнений Метнер постоянно пользовался для тренировки некоторыми этюдами Крамера, сонатами Д. Скарлатти, прелюдиями и фугами из «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, 32 вариациями Л. Бетховена, почти всеми этюдами Ф- Шопена, некоторыми этюдами Ф. Листа.

Читайте также:  Задать ноты для пианино

В концертный репертуар Метнера, помимо собственных сочинений, включались, как это видно из записей, следующие произведения:
И. С. Б а х. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавиpa»: c-moll, Cis-dur, B-dur из I тома и d-moll из II тома;
Д. Скарлатти. Сонаты B-dur, d-moll, F-dur; B.А. Моцарт. Концерт A-dur;
ор. 10, Л. Бетховен. Концерт G-dur, 32 вариации, сонаты D-dur C-dur, op. 53, c-moll, op. 90, f-moll, op. 57, «Турецкий марш» в переложении А. Рубинштейна, «Хор дервишей» в переложении К. Сен-Санса; Р. Шуман. Токката; Ф. Шопен. Все этюды ор. 10 и 25, фантазия f-moll, баллады F-dur и f-moll, полонезы es-moll и fis-moll, прелюдии (особенно G-dur, Des-dur);. Ф. Лист. Полонез, «Feux follets», «Gnomenreigen»;
C.Рахманинов. Этюды-картины и прелюдии.

Источник

Метнер Н.К. «Повседневная работа пианиста и композитора»

Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста.pdf

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Николай Карлович Метнер во время занятий композицией или игрой на фортепиано обычно вел краткие записи. Он записывал, над какими пьесами работал, сколько времени занимался, на что следует обратить особое внимание. Записи эти разного характера. Иногда они имеют принципиальное, обобщающее значение, но чаще всего представляют собой краткие напоминания самому себе, сделанные на определенном этапе разучивания той или иной пьесы. Метнер настойчиво рекомендовал и своим ученикам сразу записывать соображения, возникающие во иремя занятий. Он считал, что не нужно излишне обременять свою память, так как простые и, казалось бы, очевидные истины нередко забываются з процессе работы.
Такой крупный музыкант и пианист, как Метнер, признавал необходимым постоянно напоминать себе: «слушать и слушать, не смотреть на клавиши»; «погружение в тишину, и все из тишины»; «закрывать глаза»; «долой акценты, острые удары и вообще какое бы то ни было напряже-ше>; «локти врозь и на свободу»; «не насиловать пальцевого рычага» и т. п.
Заметки сугубо интимны, они предназначались Метнером юлько для себя. Поэтому некоторые записи глубоких мыслей отличаются такой лаконичностью, что смысл их не сразу может быть понят, требуя медленного, вдумчивого чтения. Например: «все должно быть под рукой»; «помнить о темпах в связи со звуком данного рояля»; «давать то, что дается»; «пэп-нить о широких линиях, волнах, перспективах» и т. п.
Как в работе с учениками, так и в своих личных занятиях Метнер всегда творчески искал новых путей, отвергая догматический подход. Поэтому его указания иногда кажутся противоречивыми, на самом же деле это лишь гибкое приспособление к тем или иным особенностям психического склада исполнителя и строения его рук, к требованиям интерпретации различных произведений в зависимости от этапов подготовительной работы.
Записные книжки Метнера дают редкостную возможность заглянуть в творческую лабораторию выдающегося композитора и исполнителя, глубоко анализирующего и превосходно организующего процесс своей работы. Именно последнее позволило Метнеру создать 62 опуса сочинений и при этом добиться необычайного исполнительского совершенства, хотя он уделял игре на фортепиано не больше четырех часов в день (по два часа утром и вечером).
Многие мысли из записей могут помочь нашим молодым музыкантам найти продуктивные методы работы.
В приложении приведены упражнения, частично имеющиеся в записных книжках, частично продиктованные Метнером его ученикам.
Кроме упражнений Метнер постоянно пользовался для тренировки некоторыми этюдами Крамера, сонатами Д. Скарлатти, прелюдиями и фугами из «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, 32 вариациями Л. Бетховена, почти всеми этюдами Ф. Шопена, некоторыми этюдами ф. Листа,
В концертный репертуар Метнера, помимо собственных сочинений, включались, как это видно из записей, следующие произведения:
И. С. Б а х. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира»: c-moll, Cis-dur, B-dur из I тома и d-moll из II тома;
Д. Скарлатти. Сонаты B-dur, d-moll, F-dur;
B. А. Моцарт. Концерт A-dur;
Л. Бетховен. Концерт G-dur, 32 вариации, сонаты D-dur, op. 10, C-dur, op. 53, e-moll, op. 90, f-moll, op. 57, «Турецкий марш» в переложении А. Рубинштейна, «Хор дервишей» в переложении К. Сен-Санса;
Р. Шуман. Токката;
Ф. Шопен. Все этюды ор. 10 и 25, фантазия f-moll, баллады F-dur и f-moll, полонезы es-moll и fis-moll, прелюдии (особенно G-dur, Des-dur);
Ф. Лист. Полонез, «Feux follets», «Gnomenreigen»;
C. Рахманинов. Этюды-картины и прелюдии.
Записные книжки сохранились в виде разрозненных листков, которые не всегда датированы. Самые ранние заметки относятся к 1916 году, наиболее поздние — к 1940 году.
В настоящей публикации записи объединены в разделы, где по возможности собраны мысли, относящиеся к отдельным вопросам исполнительства или композиции. Сборник состоит из четырех разделов: I. Общие установки в работе пианиста II. Работа над основными элементами музыкального исполнительства
III. Об упражнении
IV. Мысли о работе композитора
Своеобразие авторского языка полностью сохранено. Примечания и комментарии к упражнениям сделаны составителями: М. А. Гурвич и Л. Г. Лукомским, вступительная статья «О записных книжках Н. К. Метнера» и текст приложения написаны П. И. Васильевым.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Источник

Метнер Н.К.. Книги онлайн

Николай Карлович Метнер (24 декабря 1879 (5 января 1880), Москва ― 13 ноября 1951, Лондон) ― русский композитор и пианист.

Предки Метнера имели скандинавское происхождение (отец ― датское, мать ― шведско-немецкое), но ко времени его рождения семья уже на протяжении многих лет жила в России.

Первые уроки игры на фортепиано он получил в возрасте шести лет от матери, затем учился у своего дяди, Фёдора Гедике (отца Александра Гедике). В 1892 Метнер поступил в Московскую консерваторию, где обучался в классах Анатолия Галли, Пауля Пабста, Василия Сапельникова и Василия Сафонова, и в 1900 окончил её с большой золотой медалью.

Композицией Метнер занимался самостоятельно, хотя в студенческие годы брал уроки теории у Николая Кашкина и гармонии ― у Антона Аренского.

Один из последних композиторов-романтиков, Метнер занимает важнейшее место в истории русской музыки, наряду с Александром Скрябиным, Сергеем Рахманиновым и Сергеем Прокофьевым, в чьей тени он оставался в течение всей своей карьеры.

Фортепиано занимает доминирующее место в творчестве Метнера ― у него нет ни одного сочинения, в котором не был бы задействован этот инструмент.

Стиль музыки Метнера отличается от большинства его современников, в нём русский дух гармонично сочетается с классическими западными традициями ― идеальным структурным единством, мастерством полифонического письма, сонатной формой.

В наследии Метнера особое место занимают четырнадцать фортепианных сонат. Это разнообразные по масштабу сочинения, от небольших одночастных сонат из Триады до эпической e-moll’ной сонаты, соч. 25 № 2, которая в полной мере раскрывает мастерство композитора во владении крупномасштабной структурой и глубиной тематического проникновения.

Среди других сочинений Метнера для фортепиано соло выделяются тридцать восемь разнообразных по характеру, изящных и мастерски написанных миниатюр, озаглавленных автором как «Сказки». Три фортепианных концерта ― единственные произведения, в которых Метнер использует оркестр.

Камерные сочинения Метнера включают в себя три сонаты для скрипки с фортепиано, несколько небольших пьес для того же состава и фортепианный квинтет.

Наконец, ещё одна область творчества Метнера ― вокальные сочинения. Более сотни песен и романсов написаны на стихи русских и немецких поэтов, в основном, Пушкина и Гёте. Фортепиано в них играет не менее важную роль, чем голос.

В 1959―1963 в Москве было издано собрание сочинений композитора в двенадцати томах.

Книги (1)

В настоящем издании впервые публикуется в современной орфографии и без сокращений текст книги выдающегося русского музыканта Николая Карловича Метнера «Муза и мода» (Париж, YMCA-Press, 1935).

Публикацию сопровождают вступительная статья А.Л. Рычкова об истории издания, материалы по истории создания книги в выдержках из переписки С.В. Рахманинова, Н.К. Метнера, Э.К. Метнера и Вяч. Иванова (часть писем публикуется впервые), а также комментарии, которые представляют собой адаптированную в сотрудничестве с автором главу немецкоязычной монографии проф. Высшей школы музыки (г. Любек, Германия) Кристофа Фламма «Русский композитор Николай Метнер» (1995).

Книга «Муза и мода» отражает не только музыковедческие, но также философско-эстетические итоги творческих исканий Н.К. Метнера и может быть интересна как музыковедам, так и всем исследователям и ценителям культуры русского Серебряного века, многие выдающиеся представители которой продолжили свое творчество в эмиграции.

Источник

Зетель И. З. Н. К. Метнер — пианист

Зетель И. З. Н. К. Метнер — пианист (1981)

Время приблизило нас к знаменательной дате в истории русской музыки — столетию со дня рождения Николая Карловича Метнера.

Метнер прожил большую и нелегкую жизнь. И все же при встрече с таким музыкантом эти определения кажутся стандартными, скользящими по поверхности. Метнер весь, без остатка — в музыке. Его влюбленность в искусство была поистине безбрежной. То было священное служение художника музыкальному искусству.

Многие годы, прошедшие с той поры, оберегают нас от скоропалительных суждений и неглубоких выводов. Душевный мир Метнера был сложен, не лишен противоречий. Нельзя забывать, что он был не только большим музыкантом, но в определенной мере и выразителем исторических тенденций. В его искусстве своеобразно преломились особенности жизни — в том числе художественной — в век социальных потрясений, в эпоху острых конфликтов и катаклизмов.

Вот почему пристальное изучение наследия Метнера, как и интерес к его многогранной деятельности композитора и исполнителя, писателя, мыслителя и педагога, представляется велением времени.

Более полувека назад С. В. Рахманинов говорил, что «произведения этого действительно великого композитора» не только заслуживают внимания — «Россия уже начинает понимать, что он занял свое место в ряду наших «бессмертных»».

Метнеру — наряду с Рахманиновым и Скрябиным — принадлежит видное место среди крупнейших русских музыкантов первой половины XX века. Гениальные композиторы. Великие пианисты. Воспитанники Московской консерватории, ярко заявившие о себе еще на студенческой скамье. Их имена украшают мраморную доску выпускников нашей крупнейшей консерватории. Одновременное выдвижение таких гигантов — проявление поразительного богатства отечественной музыки.

Давно утихли споры «рахманистов», «скрябинистов» и «метнеристов», будоражившие музыкальную Москву. Годы не только не стерли характерных различий в искусстве столь своеобразных музыкантов, но и внесли свои коррективы. То, что сравнительно недавно казалось далеким, а в чем-то даже полярным — к примеру, принципы фортепианного творчества Метнера и Скрябина, — ныне представляется разными вершинами одной горной цепи.

Не утратив индивидуальности тембров, «голоса» Рахманинова, Скрябина и Метнера — при всем различии масштабов и почерков — слились в едином звучании.

Ныне, спустя десятилетия, несомненно и то общее, что сближало разные течения и индвидуальности в русской музыкальной культуре, и то особенное, неповторимое, что давало каждому художнику право на свою дорогу в искусстве. Для нас существенно не столько «или», отдающее симпатии той или другой творческой личности, сколько союз «и», объединяющий в границах единой школы плеяду великих музыкантов. След, прочерченный каждым из них в рельефе отечественного искусства, непреходящ.

Николаю Карловичу Метнеру принадлежит одна из вершин, определивших развитие русской музыки XX века. Композитор-гуманист, создавший свой идеальный мир образов, он знал к себе разное отношение. Суждения о его наследии разноречивы: к действительным противоречиям, присущим эстетике Метнера, к преодолению душевных и интеллектуальных порогов, с которыми была связана полнота творческого бытия музыканта, пристало по воле иных критиков немало ложного, даже нелепого. Искусство Метнера нередко недооценивалось, вокруг его имени в разные периоды жизни создавалась атмосфера несправедливой предвзятости, субъективизма.

Глубоко прав был Г. Г. Нейгауз, до конца жизни проявлявший пристальное внимание к искусству Метнера: «…Как бы по-разному ни относились к Метнеру различные музыканты, они не смогут, если только они настоящие музыканты, не проникнуться чувством самого глубокого уважения к его личности, преклонения перед его мастерством большого композитора и несравненного пианиста».

Изучая наследие Метнера, как и любого большого художника, мы не вправе «осовременивать» исторические факты. Необходимо учитывать обстановку, в которой жил и творил музыкант, окружавшую его среду, словом — всю совокупность факторов, так или иначе повлиявших на творчество. Сильные стороны художника тесно, а порой и неразрывно переплетены с его «слабостями», — забывая об этом, мы вольно или невольно можем оказаться в плену схемы, где по заранее сконструированным полочкам раскладываются плюсы и минусы.

В последние годы мы приблизились к более верному пониманию творческого пути Метнера, как и значимости его наследия.

Есть, однако, еще немало белых пятен в биографии музыканта, особенно в пору его зарубежной жизни.

Для того чтобы отделить истину от вымыслов, исследователям предстоит попытаться взглянуть на весь путь Метнера с той уважительностью и объективностью, которых явно недостает подругам и антагонистам метнеровской музы, а порой и ее крайним, пусть немногочисленным, апологетам.

Непреходящая сила и ценность метнеровского искусства прежде всего — в высоте этических идеалов художника, запечатленных в его сочинениях, в обращении к «вечным» темам бытия, в принципиальном отстаивании основ и норм искусства, в философском раздумье мыслителя и литератора-публициста, в натуральности и бескомпромиссности вдохновенного пианиста, в исканиях педагога, стремившегося открыть непроторенные дороги.

Крупнейший композитор, Метнер был и выдающимся русским пианистом. Именно в России, как нигде, в XX веке была сохранена и приумножена традиция совмещения композиции с исполнительской деятельностью. Общность устремлений автора и интерпретатора придает искусству таких музыкантов особую созидательную значимость. Нельзя не усмотреть в этом великой роли Рахманинова, Скрябина, Метнера, Прокофьева, а затем — Шостаковича, открывших перед фортепианным искусством новые горизонты. Читать далее

Источник

Оцените статью