Тема 3.2. Методика чтения нот с листа
Продолжительность лекции: 2 академических часа.
Материальное обеспечение лекции: наглядные пособия, таблицы, схемы по развитию навыка чтения нот с листа.
Первый Чтение с листа как возможность освоения музыкальной литературы;
Вторая Основные методические принципы знакомства с нотным текстом;
Третья Методика быстрого чтения нотного текста;
Четвёртое Типичные ошибки при чтении с листа
Цель лекции: Усвоить алгоритм чтения нот с листа и познакомить с современными методиками развития быстрого чтения нотного текста.
Первый Чтение с листа как возможность освоения музыкальной литературе
Многие известные исполнители и преподаватели в нашей стране в за рубежом, говоря о первоначальном знакомстве с музыкальным произведением, придают первостепенное значение быстрому ознакомлению с материалом. Это связано с тем, что чем более сознательно и быстро читает музыкант с листа, тем быстрее и легче формируется в его идеальный образ произведения и исполнительский план его интерпретации.
Чтение классических произведений отечественных и зарубежных композиторов, а также обработок и переводов образцов народной музыки — важнейший акт творческой деятельности исполнителя, связанный с его «начитанностью» и профессиональным интеллектом музыканта. Именно поэтому умение правильно и быстро читать с листа может рассматриваться как одно из средств повышения уровня профессиональной сознании музыканта.
Обычно в учебном процессе учащиеся демонстрируют чтение в медленном темпе, который не соответствует данному произведению и не обеспечивает полноценного восприятия отдельных художественных образов и содержания произведения в целом. Медленное чтение, как правило, связано с фиксацией внимания на отдельных нотах, мелодических рисунках и мотивам, их повторным воспроизведением и с большими энергетическими и временными потерями, снижением интереса к чтению нотного текста и утомление.
Под быстрым чтением понимается чтение в темпе, необходимом для создания звукового и художественного образов данного произведения.
К разработке методики быстрого чтения, формирования навыков чтения нот с листа обращались многие известные музыканты.Сегодня не без основания считается, что появление звукозаписывающей аппаратуры и снижение интереса к домашнему музицированию значительно снизила темпы и качество формирования навыка быстрого чтения нот с листа. Все реже встречаются музыканты, которые без напряжения читают нотные тексты любой сложности, как это делал, например, в конце XIX в. известный музыкант Ф.Блуменфельд. В мемуарной литературе встречаются воспоминания его современников, которые отмечают поразительно умение Блуменфельда читать из письма в темпе сложные партитуры, при том не только печатные, но и рукописные.
Нотная запись открывает для вдумчивого исполнители безмерную красоту и содержательность музыкального искусства. Именно нотный текст становится главным и неоспоримым источником знаний. Все остальное — знания о композиторе, его творчество, методические советы, исполнительские традиции — это только дополнение к тому, что воспринято с нотного текста. Чтение его — не перевод «видимого в подвижное», но всегда раскрытие внутреннего смысла через проникновение в значение каждого элемента ткани, каждой «музыкального события», через глубоко эмоциональное переживание его драматургии, содержания.
Ученик, который овладел техникой чтения нот с листа играя, как будто бы видит не ноты, а глазами «слышит» зашифрованы «в их звуковой образ. Нотные знаки воспринимаются не сами по себе, а звучат, оживают по мере того, как перед ними раскрывается богатый мир эмоциональных образов. Поэтому сформировать умение быстрого чтение — раскрытие ученику беспредельного мира музыки разных эпох и народов, музыки разных стилей и жанров, музыки, без которой невозможно представить полноценную жизнь.
Первый Основные методические принципы знакомства с нотным текстом
В исполнительской практике существует два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения — разбор и чтение с листа. Под разбором понимается медленное воспроизведение произведения, которое допускает прекращение для более детального и тщательного анализа текста. Под игрой с листа — выполнение незнакомого произведения в темпе и характере, близком к требуемого, без предварительного, даже фрагментарного воспроизведения на инструменте. Такое исполнение должно быть неразрывным: оно предполагает сознательную фразировки и выполнение тех авторских указаний, которые в наибольшей степени обусловливают характер выполняемой музыки.
При чтении с листа все действия музыканта вступают в неразрывную связь, объединятся в сложный динамический процесс, который протекает с высокой интенсивностью. Игра с листа требует в основном синтэзуючай деятельности, в то время, как в разбирательстве преобладает аналитический начало.
Взятый в последовательности процесс игры с листа представляет собой сложный цепь действий, которые можно условно разбить на три группы:
— Действия, которые предупреждают игру: определение по авторским ремарках названия, жанровой и стилевой основы, характера, темпа, основной лада, тональности и размера; быстрый просмотр текста с целью выделения господствующего метра ритмического рисунка (уже в этот момент рождается общая моторная установка поведения рук) .
— Действия, которые принадлежат непосредственно к чтению и связано с работой зрения и слуха: зрительный обзор и умственная дешифровка ритмической и звуко высотной графики, «опознание» в тексте знакомых элементов, осмысление структурной логики и построение гипотезы о ее продолжении.
— Действия по реализации, «озвучивании» воспринятого текста, которая требует сложной координированной деятельности всего исполнительского аппарата.
Часть этих действий протекает автоматически и существует как будто бы вне тебя. Для этого музыкант должен уметь предвосхищающая ближайшее развертывание музыкального текста, на что обратил внимание еще И.Гофман, который говорил: «Чтение с листа в значительной мере сводится к прадугадвання, как вы можете впевницца, проанализировав чтение книг» [2] .
Возможность с той или иной вероятности предугадать вать продолжение нотного текста, предсказывать него зависит, в свою очередь, от двух взаимозависимых факторов: самого нотного текста (степени его сложности, степени упорядочения его элементов и т.д.) и уровня профессионального образования музыканта, г . е. степенью его «начитанности». По этому поводу И.Гофман писал: «. скорость успеха зависит от уровня вашего образования, чем оно шире, тем более легко предугадать логическое продолжение начатой фразы» [3] .
Говоря о предсказуемость мы имеем в виду не только зрительно-слуховое представление того, что произойдет в ближайших тактах, но и представление игровых движений. Отсутствие или неточность моторной двигательной готовности — весьма распространенная причина плохого чтения с листа.
Таким образом, основная задача методики сводится чтения с листа — максимально обеспечить субъективная сторона предсказуемости через освоение всевозможных «алгоритмов», «моделей», «формул», по которым строятся произведения разных жанров и стилевых направлений.
Третья Методика быстрого чтения нотного текста
Основной практический метод чтения с листа наиболее лаконично описан И.Гофманам, который под крэсливав: «Лучший способ научиться читать с листа — это как можно больше читать», — и продолжал, — «Много читать с листа, причем как можно скорее, хотя бы на первых парах и вкрались какие-то мелкие неточности. При быстром чтении будет развита способность зрения . «схватывает во», а это, в свою очередь, облегчит вам чтение деталей » [4] .
В исполнительской практике вырабатывается комплексность восприятия и комплексные ответные действия на них. Нотный рисунок перестает быть только зрительным восприятием. Графическое изображение нотной записи по мере выработки навыка чтения нот ассоциируется все больше с «топографическим» изображением музыки в звуко высотной пространстве: движение вверх — вниз, плавным или скачкообразно, быстрым чередованием многих звуков или медленной их последовательностью, движением линейным, единогласным, или шматгучным и т.д.
Именно так бывает, когда исполнитель читает с листа знаком произведение, язык и круг образов которого нам известно. По легкому намеку нотного рисунке музыкант на предвосхищающая содержание сложных аккордов, длинных пассажей. Достаточно схватить глазом контурную линию мелодии, почувствовать характерность ритма, особенности гармонии, поймать ход баса, чтобы почти создавать музыку вместе с композитором. «Плох тот музыкант, — говорил Р.Шуман, — который растеряться или остановиться, когда ему перевернуть страницу на половину такт позже, чем нужно» [5] .
Четвёртое Типичные ошибки при чтении с листа
Методический анализ процесса чтения с листа позволил определить ряд типичных ошибок, описание которых целесообразно с целью их профилактики. Сразу отметим, что наибольшую сложность представляет собой чтение с листа произведений, написанных для многоголосные инструментов и партитур.
Первый Одной из типичных ошибок является установка [6] музыканта исполнителя на максимальное сэнсорнае насыщение при зрительном восприятии текста. Наибольшая эффективность достигается при выработке установки на использование минимального количества сигналов, которые необходимы для раскрытия художественно-звукового образа произведения.
Вторая Вторая ошибка — установка на Поэлементный восприятие нотного текста, преодоление которой достигается формированием навыков апярэжваючага логического поиска («пре слыханне»).
Третья Третий и распространенной ошибкой является а установка на потом Доуни восприятие отдельных строк многострочного текста. Чтобы избавиться от этой ошибки, нужно развивать периферийных зрение.
Четвёртое Ошибочная установка на замедленное и повторное восприятие нотного текста. Необходимо, наоборот, в один миг воспринимать текст во время его восстановления и быстро переключаться на следующую дозу текста. Нужно избегать повторений, потому что из-за них теряется целостное восприятие музыкального произведения.
Пятый Неэффективная установка на корректировку звучания, на поиск зрением пальцев на клавиатуре. Необходимо уверенная ориентация рук, пальцев, всего исполнительского аппарата.
Избежание этих ошибок может рассматриваться как предпосылка к овладению умения быстрого чтения с листа музыкальных произведений.
— Развитое умение чтения нот с листа облегчает профессиональную работу музыканта, расширяет его музыкальный кругозор, позволяя ему самостоятельно знакомиться с исчерпывающими миром музыки.
— Игра с листа представляет собой сложный цепь действий, которые объединятся в три группы: предварительный просмотр текста и авторских ремарок; зрительный обзор, дешифровка нотной графики и прадугадванне дальнейшего; озвучивание воспринято текста.
— Предсказуемость нотного текста зависит от степени его сложности и степени упарадкаванняи его элементов, а также от уровня профессионального образования музыканта.
Ключевые понятия: чтение с листа, быстрое чтение, нотный текст, нотная графика.
Вопросы для самопроверки:
Первый Охарактеризуйте, в чем принципиальная разница между разбором незнакомого текста и чтением с листа.
Вторая В чем заключается предсказуемость, как необходимый навык при чтении с листа?
Третья Перечислите типичные ошибки, встречающиеся при чтении нот с листа.
Первый Брянск Ф. Формирование и развитие навыков игры с листа д. Первые годы Обучение пианиста. — М. : Классика, 2005 — 68 с.
Вторая Брянск Ф., Ефимова Л., Ляховицкая С. Пособие по чтения но т с листа: В 2 ч. Ч.1. — Л., 1963, 1964; ч.2. — Л., 1969.
Третья Бюзен Т. Учебник быстрого чтения. — М.: Попурри, 2001. — 255 с.
Четвёртое Верхолаз Р. Вопросы методики чтения нот с листа. — М.: Госмузиздат, 1960. —
Пятый Гофман И.. Чтения с листа / / Гофман И.. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. — М.: Госмузиздат, 1961. — С.176 — сто семьдесят седьмой
Шестой Жилины В. Занимательные игры для чтения с листа (для любого инструменты). — М.: Музыка, 2005. — 56 с.
Седьмой Серебровский И. К вопросы О развитии навыков чтения нот с листа / / Труды ин-та культуры им. Н.К, Крупской. Т.13. — Л., 1963. — С.161 — сто шестьдесят восьмой
Восьмой Часов В. психологические принципе быстрого чтения. — Л.: Знание, 1978. — 29 с.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Методическая работа на тему «Навык чтения нот с листа»
методическая разработка на тему
В работе говориться о развитии у начинающих музыкантов такого важного навыка ,как навык чтения нот с листа,который необходим для дальнейшего успешного обучения детей и быстроого освоение нотного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navyk_chtenie_s_lista_pedagog_dopolnitelnogo_obrazovaniya_dundina_yu.s._cvr_centranogo_rayona.odt | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы Центрального района
на тему «Навык чтения с листа в классе гитары»
Выполнила педагог дополнительного образования Дундина Юлия Сергеевна
Основным педагогическим принципом известного музыканта Л.А.Баренбойма была последовательность «человек—музыкант—исполнитель-пианист», согласно которой он строил вою педагогическую работу.
Действительно, прежде всего важно воспитание музыканта, а владение музыкальным инструментом-это совокупность тех качеств, которые дают возможность выразить исполняемую музыку. Поэтому педагог по специальности должен не только учить тому, как исполнять тот или иной прием, как добиваться качественного звучания инструмента, но и заботиться о формировании у ученика музыкального кругозора, слухового опыта, чувства музыкального вкуса.
Навыки и специфические знания о музыке формируются незаметно в процессе обучения, а на первый план выдвигается развитие таких способностей, которые создают возможность овладения этими навыками. Навык «чтения нот с листа» является одним из способов становления музыканта-исполнителя, а для музыканта-педагога главной задачей является развитие этого навыка у своих учеников. Умение хорошо и быстро «читать с листа» важно не только в процессе обучения, но и в дальнейшей, профессиональной деятельности музыканта: в педагогической-это необходимость сыграть пьесу или произведение заданное ученику, показать пример нужного исполнения, в исполнительской деятельности-это работа в ансамбле и оркестре.
«Чтение с листа» представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. «Чтение с листа»-это один из кратчайших путей к общему музыкальному развитию учащихся. Среди различных форм работы, используемых в классах по специальности, много таких, которые направлены на осуществление обучения искусству игре на инструменте, ставятся задачи для формирования профессионально-исполнительских навыков и умений. Однако, именно в процессе «чтения нот с листа» происходит собственно музыкальное развитие ученика. Хорошее владение этим навыком способствует увеличению объема используемого в обучении музыкального материала, а также к ускорению темпов его прохождения. Умение хорошо «читать с листа» возможно при хорошо развитых способностях и умениях. выработанных в период всей деятельности музыканта-исполнителя, такие как: развитый слух, чувство ритма, память, внимание, высокая исполнительская техника, способность предугадать развитие музыкальной ткани, развитое умение формировать музыкально-слуховые представления при восприятии и воспроизведении нотной записи.
Важно отметить что при скоростной переработке информации, которая характерна в процессе «чтения с листа», необходимо хорошее развитие каждого из указанных выше компонентов, которые формируются с начального этапа обучения музыке и на протяжении всей деятельности музыканта-исполнителя.
Итак, что же такое «чтение с листа»? «Чтением нот с листа» является умение исполнять по нотам незнакомого произведения. Это исполнение должно быть художественным, то есть при первом же прочтении должно произойти постижение характера произведения, его структуры, эмоционального и образного плана. Исследования, в которых затрагиваются вопросы об «игре с листа», направлены на разработку методических положений и рекомендаций, либо внимание авторов направлено на психологический анализ этого процесса.
В диссертации Лали Ильиничны Горелашвили, преподавателя Тбилисткой консерватории, процесс «игры с листа» рассматривался как способ приема и переработки информации. При этом внимание заостряется на том обстоятельстве, что в ходе этого процесса время приема и переработки информации строго ограничено темпом исполнения, поэтому может возникнуть ситуация дефицита времени по приему и переработке информации.
«Этот дефицит времени в процессе «игры с листа» предъявляет серьезные требования к скорости восприятия нотного текста, к скорости двигательной и моторной реакции, к умению оперативно переработать воспринятую информацию, немедленно сформировать музыкально-слуховое представление, принять решение о характере произведения и реализовать в звучании инструмента. Согласно этим требованиям строго ограниченное время приема и переработки информации стимулирует формирование специфических психологических приспособлений, обеспечивающие успешное протекание процесса «игры с листа»
В проблеме зрительного восприятия нотного текста при «чтении нот с листа» особое место занимает вопрос о методе «забегании глазами вперед». Эта возможность опережения взглядом озвучиваемого текста опирается на работу оперативной памяти».
Но существуют два способа исполнения по нотам незнакомого произведения-это «чтение с листа» и разбор. Под разбором подразумевается медленное проигрывание пьесы, при котором допускается остановка движения для более тщательного и точного изучения нотного текста. А под «чтением с листа», о котором уже много сказано, предусматривается исполнение незнакомой пьесы в нужном темпе и характере, без предварительного проигрывания на инструменте. Такое исполнение должно быть непрерывным, оно предполагает выполнение авторских указаний,осмысленную фразировку.
При «чтении с листа» все действия, осуществляемые музыкантом, вступают в тесную взаимосвязь. Игра с листа требует напряженной синтезирующей деятельности, где взаимно связываются: мышление, анализ, в то время, как в разборе преобладает только аналитическое начало. «Игра с листа» представляет собой процесс, в котором осуществляется цепь сложных действий.
Первое, что должен сделать «читающий» перед самой «игрой с листа»:1.Определить характер, темп произведения, лад, тональность и размер.2.Беглый просмотр текста, чтобы выявить господствующий тип изложения и основной ритмический рисунок (предварительная моторная установка рук).
Второе-это действие, которое связано с работой зрения и слуха, то есть «зрительный охват». Эта работа заключается в том, что слух вынужден обрабатывать одновременно два различных фрагмента текста: тот, который исполняется в данный момент и тот, который еще предстоит сыграть, при этом формируется приблизительный звуковой образ.
Третье-это озвучивание воспринимаемого текста, его реализация. Это действие представляет собой сложную скоординированную деятельность всего двигательного аппарата.
Как пишет Ф.Брянская: «музыкант, свободно играющий с листа,подобно тренированному стрелку, видит перед собой цель-художественное исполнение. Прежде всего музыкант должен владеть умением предвосхищать развертывание музыкального текста. Зрительное восприятие должно непосредственно вызывать соответственные движения («вижу-слышу-совершаю движения»)».
При развитом навыке «игры нот с листа» для работы оперативной памяти характерно непрерывное запоминание фрагментов читаемого нотного текста, например: исполнитель «смотрит вперед». Музыкант, «забегая глазами вперед», воспринимает больше информации, чем он может запомнить в своей оперативной памяти до момента воспроизведения. Одним из способов увеличения объема оперативной памяти в процессе «чтения нот с листа» является запоминание крупных смысловых фрагментов нотного текста на основе их ускоренного восприятия. Развитию оперативной памяти способствует разучивание гамм и арпеджио в различных тональностях, а также различные упражнения для развития техники правой руки. Существуют целые комплексы упражнений, в которые входит не только исполнение гамм, но и игра этих же гамм разными приемами (терциями, секстами, октавами), игра аккордов и арпеджио, а так же такого приема, как флажолеты и т. д.
Таким образом, при «чтении с листа» будут опознаваться уже знакомые, освоенные ранее обозначения нотной графики, фрагменты, что облегчает само чтение. Если проанализировать весь процесс визуального восприятия нот при «чтении с листа», то становится понятным, что это сложная психологическая деятельность, сочетающая ознакомительные и опознавательные действия. Ознакомительные действия в процессе зрительного восприятия нот представляют собой усваивание тех новшеств, которые находятся в контексте данного произведения, а опознавательные действия являются узнаванием уже знакомых обозначений.
На первом этапе «чтения нот» происходит опознание единиц нотной графики: интервал, аккорды, построения по гамме, скачки, ритмические формулы и т. д. На втором этапе происходит опознание сложных структур музыкальной ткани, синтетических единиц: мотивов, фраз, предложений.
Итак, быстро принимать и перерабатывать информацию в процессе «чтения нот с листа» требует развития специфических механизмов: оперативного мышления, оперативной памяти, ускоренного восприятия нотного текста, овладения навыком «забегание глазами вперед», выработки умения один и тот же отрезок времени иметь в обработке несколько последовательных структурных единстве нотного текста, оперативности моторной и аппликатурной приспособляемости, умение играть не глядя на руки.
Как сказал Л. Маккиннон: «запоминание-это осмысливание, и ни один
хороший музыкант не может обойтись без этого».
Музыкальная память связывает в единстве различные виды памяти, так, к примеру: музыкант-исполнитель опирается своей практической деятельностью на образно-слуховую, эмоциональную, зрительную, оперативную, логическую и двигательную, моторную («пальцевую») память. В самом действии этого важного навыка необходимы такие нужные звенья, как техника ускоренного чтения нотной графики (что можно сравнивать с умением хорошо и быстро, без запинок читать словесный текст), умение свободно ориентироваться на грифе инструмента, не глядя на руки быстро выбрать удобную аппликатуру.
Одно из главных условий, обеспечивающих правильное протекание процесса «чтения с листа», заключается, как уже было сказано, в зрительном и мысленном опережении читающим того, что непосредственно играется в данный момент (умение «смотреть вперед»).
Современники Ф. Листа свидетельствовали что великий пианист,исполняя незнакомое произведение, пробегал глазами нотный текст за восемь тактов вперед. Нечто подобное имело место у С.В.Рохманинова.
Еще одним из условий является ориентация исполнителя в нотном тексте незнакомого произведения, то есть, какова стратегия поиска наиболее важных фрагментов нотной записи, и также какова характеристика движения глаз при восприятии нотной записи: фиксаций, скачков, возвратов и т.д.
Л. И. Горелашвили пишет: «маршрут движения глаз слагается из последовательности фиксаций и скачков. Основное направление движения глаз-это перемещение взгляда вдоль строки справа налево. Во время фиксации воспринимается информация, которая содержится в соответствующем фиксационном поле. Это поле включает нотную запись двух нотоносцев одной и той же строки по вертикали. По горизонтали величина фиксационного поля колеблется в пределах, охватывающих фрагмент нотного текста длительностью от одной четвертой до трех четвертных, причем не в зависимости от количества элементов нотного текста в диапазоне этих длительностей, а в зависимости от их сематической значимости».
Переработка информации, воспринятой во время фиксаций, продолжается во время скачка, то, есть, регистрируется «забегание глазами вперед».
Видя ноты, исполнитель при помощи внутреннего слуха превращает их в звуковую картину, затем воплощает эту картину в цепи соответствующих движений, то есть, воспроизводит нотный текст, так расшифровывается формула «вижу-слышу-играю».
«У лиц с высоко развитым внутренним слухом»,-пишет Б. М. Теплов в книге «Психология музыкальных способностей»,-«имеет место быть непосредственное «слышание глазами», превращение зрительного восприятия нотного текста в зрительно-слуховое восприятие. Сам нотный текст начинает переживаться слуховым образом. Иначе говоря, внутренний слух музыканта характеризуется не просто яркостью музыкально-слуховых представлений, но своеобразным «сплавом» этих представлений со зрительным образом нотного текста. И тогда такой «сплав» образовался, человек приобретает способность «слышать» читаемые глазами ноты».
В процессе чтения нот с листа имеет место еще одно существенное значение, которое выражается в том, что играющий с листа не должен отрывать взгляд от нотного текста (но это следует понимать буквально). Неотрывность взгляда от текста читаемой музыки тесно связана с умением играть, не глядя на гриф (т. е. на руки). Если музыкант не умеет хорошо ориентироваться на грифе инструмента, то это ведет к тому, что, отыскивая пальцами, нужные комбинации и сочетания звуков нужной аппликатурой, читающему приходится постоянно обращать внимание на руки и на гриф. Отрываясь взглядом от нотного текста, исполнитель, естественно, легко теряет нужный фрагмент, исполняемый в данный момент. Следовательно, теряется зрительно-слуховой контроль над музыкальным материалом,отсюда-задержки и запинки.
Прежде чем «читать с листа» непосредственно за инструментом, желательно ознакомиться с текстом произведения посредством мысленного прочтения, т. е. Проиграть в уме. При этом, «читающий с листа» на время освобождается от реальных игровых действий, ему дается возможность сконцентрироваться на содержании музыки, и форме и строении, ее интонационных, гармонических и ритмических свойствах. Это способствует выработке внутренних музыкально-слуховых представлений.
Еще Шуман в своих «Советах молодым музыкантам» выдвигал этот вопрос на одно из первых мест. «Ты должен»,-писал он,-«дойти до того, чтобы понимать всякую музыку на бумаге. Если перед тобой положат сочинение, чтобы ты его сыграл, прочти его предварительно глазами. Если ты можешь на инструменте связать несколько маленьких мелодий вместе, то это уже хорошо; но если они приходят к тебе сами без помощи инструмента, радуйся еще больше: это значит, в тебе проснулся внутренний слух». Практикой доказано, что вслед за зрительным обзором произведения, за инструментом оно читается значительно легче и точнее: проигрывание становится уверенным, уменьшается число ошибок и запинок.
Формирование навыка чтения с листа
Это предварительный слуховой, или донотный, метод обучения начинающих музыкантов. Сейчас он уже не является новшеством, но к этому методу обращаются большинство педагогов. В течении нескольких недель ученик знакомится с инструментом. Задача педагога рассказать ученику историю инструмента, показать на личном примере звучание инструмента. Ученик начинает усваивать первоначальные навыки звукоизвлечения. И только после этого можно приступить к извлечению нот. Предполагается, что к этому времени ученик приобрел необходимый запас динамике громкости извлечения звука, темпа: громко-тихо; быстро—медленно,некоторые жанры: марш, вальс и др. Педагогу следует показать ученику звучание инструмента на собственном примере. Чтобы его заинтересовать, вызвать стремление и желание научиться играть на инструменте так же, как педагог. И все же донотный период необходим, но он мало сказывается на развитии навыка «чтения нот с листа». То есть, накопленный запас слуховых впечатлений в этого период «не работает» на технику чтения. А дело в том, что, когда ученик переходит к игре по нотам, работа над развитием слуха в классе специальности ослабевает, а не редко и прекращается.
Чтобы подготовить ученика к «чтению нот с листа», требуется действия, при помощи которых тренируются различные стороны формируемого навыка-это работа зрения, слуха и моторики.
Эти действия должны проходить в форме игры. Развивающие действия могут быть направлены на формирование и развитие одного умения. Например,считалок, собственных имен, стихотворений. К декламации затем присоединяются хлопки или постукивания, то есть движения,которые потом потребуются при игре на инструменте.
Формировать и развивать можно одновременно ритм и моторику. Ф.Брянская предлагает игру в «дирижера», где активизируется чувство, то есть дается возможность ученику ощутить и «двигательно» пережить равномерную пульсацию музыки.
Запись простейшей мелодии из нескольких тактов содержит как минимум три взаимосвязанных элемента, которые требуют мгновенного восприятия, осознания и выполнения. Это ритмический рисунок, соотношение звуков по высоте и синтаксис музыкальной речи (разделение на мотивы и фразы).
С самого начала нотный текст должен восприниматься не по отдельным нотам, а по группам нот, которые обладают выразительным значением.
Перед тем, как преступить к изучению нотной графики, следует изначально освоить ритмическую графику.
Итак, внимание ученика фиксируется на ритмических структурах песен, которые он слушает и поет в классе с педагогом. И первым элементом нотной графики становится запись ритмического рисунка этих песен.
Как предлагает Ф. Брянская, можно пользоваться условными знаками,
линиями, различающимися по временной протяженности (четверть_______, восьмая __ ) Например:
___ __ __ ___ __ __
выгляни в окошко
__ __ __ __ ___ ___
Потом эти линии «становятся на ноги» (длинные), а короткие «переворачиваются»друг к другу и берутся за руки» .Получаются длительности.Так можно задавать ученику домашнее задание, записать ритм стихов или песенок.
Для закрепления и развития зрительно-слуховых связей вводится дополнительные знаки-звуковые символы. Это могут быть слоги « та» (это четверть) и «ти»(это восьмая), а позже « тири» (это шестнадцатые).
К подобным звуковым символам ритмических длительностей обращались в разное время педагоги Франции, Англии, Германии, а такж музыкальные деятели России-А. Доргомыжский, А. Серов, Н. Рубинштейн и другие.
Музыкально—ритмическое воспитание-один из самых важных моментов в развитии ребенка.
И только потом следует переходить к ознакомлению нотной графики. При работе с детьми более раннего возраста, как предлагает Т.Б.Юдовина-Гальперина в своей книге «За роялем без слез», можно использовать следующий метод изучения нот. У каждой ноты может быть свой цвет .Из истории музыки известно, что многие композиторы обладали «цветным слухом» (например Скрябин), но также известно, что цвета воспринимаются учениками неодинаково, то есть можно ориентироваться на индивидуальные предпочтения ученика.
«Дети,-пишет Т. Ю. Юдовина—Гальперина,-с легкостью запоминают и усваивают, что до-зеленый, ре-желтый, ми—синий,соль—красный, си—белый , фа—оранжевого, ля—может быть фиолетового, розового, но дети лучше всего реагируют на коричневый цвет».
Формирование двигательных умений необходимых
для «чтения с листа».
Точность и быстрота действий рук (игрового аппарата) в ответ на «символы» нотного текста требуют тщательного, направленного развития. Прежде всего должна быть сформирована свободная, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением, ориентировка рук и пальцев на грифе инструмента.
Формирование такого умения ориентироваться на грифе в процессе начинается с исполнения различных гамм и упражнений. Ребенок выучивает одну гамму не глядя на руки. Так же важную роль выполняют все возможные технические упражнения в одной позиции. А на начальном этапе, еще в «донотный» период, можно играть упражнения в одной позиции, с той же самой аппликатурой, но с разных ладов, чтобы научиться ориентироваться пальцами по грифу инструмента. Теплов также пишет, «в музыкальной педагогике процесс игры на инструменте вполне может осуществляться без всякого участия слуховых представлений. Поэтому приступать к планомерному обучению игре на музыкальном инструменте следует не раньше, чем заложены основы «внутреннего слуха», не раньше, чем игра «по слуховым представлениям» перестанет быть для ученика «путем наибольшего сопротивления» в сравнении с игрой по нотным знакам или по двигательной памяти. ». А при переходе к игре по нотам ориентировка рук без помощи глаз облегчается, так как ведущую роль выполняет слух. Быстрота и точность моторной реакции на читаемый и одновременно исполняемый текст зависит от аппликатурной техники, то есть от доведенного до автоматизма умения выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной игровой ситуации. Такие аппликатурные упражнения вводятся в период изучения ритмической графики.
Таких упражнений может быть множество. Далее следуют гаммы и этюды.
Уровень развития навыка «чтения нот с листа» проверяется на технических зачетах, в которые вводится задание по прочтению с листа» определенного нотного фрагмента или целого произведения.
«Чтение с листа» представляет собой возможность для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Читая музыкальное произведение «с листа», учащийся имеет дело с сочинением, которое не обязательно в дальнейшем разучивать, совершенствовать в техническом отношении.
«Чтение с листа» является перспективным путем, ведущим в направлении обще-музыкального развития. Это увеличение объема музыкального материала, который используется в классе в процессе обучения, а так же быстрое разучивание этого материала. «Чтение нот с листа» очень важно на первом этапе работы над музыкальным произведением, то есть на этапе разбора пьесы. Разбор-это медленное проигрывание пьесы с допуском остановок, а педагоги зачастую задают ученикам разобрать и выучить какой то отдельный фрагмент пьесы, или определенное количество тактов. Конечно же , пьеса должна проигрываться целиком, чтобы понять ее содержание. А вот сама работа может проходить фрагментарно: заучивать наизусть по «кусочкам», отрабатывать различные технические приемы.
«Чтению с листа» необходимо уделять небольшую часть от урока по специальности. Чтобы ученику интересно было заниматься этим в классе. Можно читать те пьесы, которые ему хотелось бы сыграть, которые он слышал в исполнении своих коллег, других учащихся, а так же те пьесы, которые знакомы на слух. Это своего рода музыцирование в классе сделает урок интересным и динамичным. «Читать с листа» на инструменте можно и в ансамбле. Так «чтение с листа» превратиться в интересную и полную форму работы. Начинать «читать с листа» можно, да и нужно с первого года обучения.
Потому что возраст 7—12лет является периодом обучения детей основным навыкам. Это период усиленного обучения. И в зависимости от окружения и преподавания у детей формируется вкус к труду, они самоутверждаются. В этом возрасте ребенок делает то, что ему интересно. Поэтому развивать такой навык, «как чтение с листа» необходимо с раннего возраста. На первом году обучения можно использовать для «чтения» пьесы, состоящие из небольшого количества тактов, диапазон которых не выходит за пределы одной позиции левой руки на грифе.
Источник