Метод работы по гитаре

Уроки игры на гитаре

Уроки игры на гитаре. Вводная информация

Как научиться играть на гитаре? Этим вопросом задается почти каждый человек, который решил посвятить часть своей жизни музыке. И это вполне закономерно – поскольку одни говорят, что сделать это можно самому, а другие сразу отправляют в музыкальную школу, на частные уроки преподавателя. Разумеется, при должной сноровке и усердии научиться играть на гитаре можно любыми методами, и эта статья как раз посвящена всему списку возможных способов.

Самоучитель на гитаре, подборка статей для начинающих

Данный раздел содержит в себе список статей и уроков, которые позволят научиться играть самостоятельно. Весь материал написан понятным языком, а для особо проблемных моментов сняты специальные ролики, которые визуально объясняют постановку рук, манеру исполнения и другие важные технические вещи.

Стоит также сказать, что эти уроки «Как научиться играть на гитаре самостоятельно» могут быть полезны не только совсем новичкам, но и опытным музыкантам, которые решили сами подтянуть какие-то пробелы в своих знаниях. Все упомянутые ниже статьи актуальны как для новых людей, так и для уже продвинутых в области гитары.

Читайте также:  Гитара для тойоты королла 120

Мы сняли Бесплатный видео курс игры на гитаре! Все 45 видео уроков скоро появятся на нашем сайте Pereborom.ru в отдельном разделе. Перейти к бесплатному курсу

Основные аккорды для начинающих

В этом разделе представлены уроки, посвященные самым азам игры на гитаре – стандартным «блатным аккордам», как их ставить, менять, и какие песни можно сыграть на них. В целом, эти уроки отлично подойдут для человека, который взял в руки гитару вообще в первый раз, и хочет начать свой путь обучения. Обязательно обратите внимание на этот раздел, если собираетесь учиться самостоятельно.

Виды переборов

Следующий раздел полностью посвящен видам переборов. Сюда входят как классические аккордовые рисунки, так и основы фингерстайл-паттернов, и различные красивые переборы. Если вы увлеклись акустической гитарой и игрой пальцами – обратите внимание на данные уроки.

Виды боя

Этот раздел по большей своей части посвящен освоению различных ритмических рисунков, опять же, начиная с элементарных «четверки» и «шестерки» и заканчивая сложными боями, которые потребуют координации и серьезного чувства ритма.

Постановка рук на гитаре

Этот раздел хоть и стоит четвертым по списку, но по факту является самым важным для каждого музыканта, независимо от его навыков игры. Все уроки тут посвящены важнейшему моменту – технике игры и постановке рук. Статьи и уроки поясняют, как правильно держать гитару, в каком положении должны быть пальцы и прочие нюансы данного вопроса.

Упражнения на гитаре

На этот раздел также рекомендуется обратить пристальное внимание. В нем имеются разборы различных гитарных упражнений, а также советов по развитию техники игры, скорости пальцев, четкости штриха. В основном они состоят из роликов, но также имеются и текстовые варианты статей с подробными объяснениями и разборами.

Настройка гитары

Раздел посвящен тому, какие гитарные строи бывают, какие ноты они содержат и чем отличаются друг от друга. Здесь почерпнуть много информации сможет новичок, который и понятия не имеет о том, как правильно настраивать гитару.

Импровизация и техника игры

В этом блоке уроков подробно рассказываются основы и глубины такой вещи как импровизация. По большей части здесь собраны различные блоки гамм, пентатоник, основы музыкальной и теории, и жанровые стандарты и фразы, на которых строится любая импровизация. Этот комплекс уроков будет полезен не только новичкам, но и опытным гитаристам, у которых имеются проблемы с сочинением песен и гитарных соло.

Помимо этого, ниже вы найдете блок статей, посвященный общим гитарным моментам, которые должен знать каждый – например, замене струн, а также проработке вашей техники игры.

Статьи по классической гитаре

Практика. Учим любимые песни

От теории надо медленно переходить к практике – например, к Разбору песен на гитаре.

В этом разделе составлен список композиций с разбором, по которым можно начать свое обучение – они все играются по-разному, но хорошо подойдут для новичков и уже освоившихся гитаристов.

Три способа обучения игре на гитаре

1. Научиться играть на гитаре самостоятельно

Говоря честно – это самый сложный и долгий способ. Причина одна – вы будете постигать все сами, методом долгих проб и ошибок, и этот процесс может действительно растянуться на долгие годы. Особенно это касается технических моментов – которые очень желательно, чтобы объяснял преподаватель. Тем не менее, для желающих делать всё самим, чуть выше был представлен большой комплекс статей для обучения, а также простые уроки гитары .

2. При помощи платных онлайн-курсов

Это более простой вариант, поскольку, как правило, подобные работы делают опытные гитаристы и преподаватели, и при хорошем выборе курса вы полностью пройдете через все этапы обучения так, словно вы обучились у этого человека лично.

3. С помощью преподавателей музыкальных школ у вас в городе

Самый эффективный вариант – обратиться к преподавателю лично. Именно таким способ можно обучиться быстрее всего – поскольку у вас будет человек, который покажет, как надо и не надо делать.

Минусы и плюсы самостоятельного обучения

Плюсы

— Вам никто не составляет программу, вы полностью предоставлены сами себе. Можете учить то, что хотите, обучаться тому, чему хотите – и в целом предоставлены сами себе;

— Зачастую видеоуроки дают всю ту же самую информацию, что и преподаватели в музыкальных школах, но бесплатно. На самостоятельно обучении вы буквально не потратите ни копейки;

— Многие преподаватели не смогут объяснить вам, как работает тот или иной музыкальный жанр – и это вам в любом случае придется исследовать самому.

Минусы

— При всей своей бесплатности этот процесс займет гораздо больше времени для обучения. Причина проста – вам никто не покажет, как надо и не надо делать, вы до всего будете доходить самостоятельно. Особенно если вы не используете в процессе обучения различные онлайн-уроки и видеокурсы;

— Как правило, подобранная преподавателем программа будет рассчитана на ваш уровень игры, и будет для вас максимально комфортной. Чего не скажешь о самостоятельном обучении, когда вы выбираете что учить самостоятельно;

— Помимо технических моментов, вам постепенно будут давать различную музыкальную теорию – которая также очень важна для грамотного развития навыка игры.

Как добиться успеха в гитаре?

  1. Регулярно упражняйтесь. Постоянно выделяйте хотя бы пару часов на то, что позаниматься – отработать упражнения, вспомнить боксы, гаммы и фразы. Регулярность – один из главных критериев будущего успеха;
  2. Постоянно разучивайте новые песни. И речь идет не только о композиция на акустику – разучивайте различные песни в электричестве, соло, и другое – и постоянно усложняйте разбираемый материал.
  3. Не торопитесь. Всегда начинайте с медленного темпа — и не гонитесь за скоростью. Помните, что главное в данном вопросе – техника является важнейшим критерием. Следите за своей постановкой рук, за чистотой исполнения песни и за правильностью игры. Научитесь играть медленно – и наращивание скорости не станет быть проблемой.
  4. Учите музыкальную теорию. Это важно для того, чтобы не теряться при импровизации и сочинительстве своих собственных песен. Кроме этого, это значительно увеличивает вашу внутреннюю библиотеку музыкальных фраз. Вы не только сможете слушать песни – но и понимать то, как они работают.
  5. Осваивайте разные техники игры. Перебором, боем, если речь об электрогитаре – то теппинг, свип, вертушки. Постоянно обучайтесь чему-то новому, не застревайте на одном и том же.
  6. Запоминайте и учите аккорды и их аппликатуру. Не застревайте на первых трех ладах – уходите дальше, ведь и там можно ставить нужные позиции, меняя звук и гармонию своих композиций. Это очень поможет в сочинительстве песен и импровизации.

Что делать после освоения всех азов?

Ответ очень прост – учиться дальше. Продолжать смотреть уроки, усложнять все упражнения и двигаться. В идеале, если вы начинали обучение самостоятельно – найти себе преподавателя для того, чтобы отточить ваши навыки и вывести их на качественно новый уровень. Постоянно обучайтесь чему-то новому – поскольку в области гитары невозможно достичь вершин, когда двигаться уже некуда.

Источник

Метод работы по гитаре

Автор: Клементьев Виталий Вячеславович

Организация: Филиал МБУ ДО «ДШИ № 2 г. Надыма» в п. Лонгъюган

Населенный пункт: Тюменская область, п. Лонгъюган

Любой начинающий гитарист желает научиться играть на гитаре хорошо, развить исполнительскую технику игры на инструменте. К этой цели нужно идти разными путями, использовать разные школы, специальные упражнения.

Для того, чтобы достичь высокой скорости и частоты исполнения любого вида техники, необходимо развивать технические навыки игры ( как в спорте — натренировать определённые группы мышц рук, выработать чёткую координацию их действий).

Пальцевая беглость, координация движений, умение выбрать удобную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения и др.- приобретаются путем тщательной, систематической работы. С самого начала ребенка надо приучать к сознанию того, что занятия музыкой — трудная работа.
Техническое развитие обучающегося начинается с самых первых занятий, начиная с правильной посадки, постановки игрового аппарата и воспитания двигательной культуры.

Аппарат не должен быть зажатым и скованным, руки должны быть свободными, естественными. Пальцы требуют ежедневной тренировки. Технику следует развивать не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале.

Неоценимую помощь в освоении обучающимися различных двигательных навыков могут оказать разнообразные упражнения.
Многие известные гитаристы и педагоги по классу гитары (напр.: Н.А. Комолятов Э. Пухоль, А. Сеговия, и др.) разработали свои системы упражнений для развития безукоризненной техники игры.

В учебных программах по классу гитары предусматриваются технические зачеты, которые проводятся на протяжении всего курса обучения по два раза в год в I и IV четвертях. Как правило, технический зачет состоит из прослушивания одного этюда и одной гаммы.

Подготовка к сдаче технических зачетов и экзаменов происходит на уроках в школе, где обучающиеся в индивидуальном порядке вместе с педагогом изучают репертуар и в его рамках решают возникшие технические трудности. Полученные в школе знания обучающиеся закрепляют дома самостоятельно. По учебному плану на занятия по специальному инструменту в ДМШ и ДШИ отводится по два академических часа в неделю на каждого обучающегося, так организован учебный процесс по обучению игре на гитаре в современной музыкальной школе.

Работа над техническим развитием обучающихся почти целиком и полностью происходит в рамках изучаемого ими репертуара. Исключение составляют гаммы, освоение которых чрезвычайно важно в музыкально-техническом развитии, они изучаются отдельно от музыкальных произведений.

Время, затрачиваемое обучающимися на работу над исполнительской техникой следует планировать заранее, охватывая все основные ее виды. Но в целом оно не должно превышать 20-30% от общего времени занятий инструментом. В противном случае, техника может начать превалировать над художественным содержанием музыкального произведения и перестать способствовать раскрытию его образа.

Техническое совершенствование гитаристов должно включать в себя работу над исполнением: 1) арпеджио; 2) интервалов и аккордов; 3) гаммообразных пассажей; 4) тремоло; 5) технического легато и мелизматики.

На каждом уроке целесообразно подробно рассматривать какой-нибудь один из специфических исполнительских приемов. А для приобретения устойчивого навыка обучающимся следует отрабатывать его самостоятельно дома минимум до следующего урока, т.е. одну неделю. Очень полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу.

Все упражнения должны проигрываться в различных темпах, громко и четко. Следует избегать механических бесконтрольных повторений. По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это касается правой руки, в случае с левой рукой исключение составляет прием баррэ) при обязательном условии расслабленного состояния всех мышц тела.

Если в процессе занятий в какой-либо части тела (мышце или группе мышц) происходит зажим, то дальнейший технический рост будет замедлен или вообще остановлен. Специфика технически развивающих упражнений для учащихся младших и старших классов имеет существенные различия. Кратко рассмотрим их:

1. Арпеджио – поочерёдное извлечение звуков.

Вся работа над развитием техники начинающих учащихся-гитаристов должна быть направлена на формирование основ исполнительской «школы». Этому способствует изучение и исполнение всевозможных арпеджио. На начальном этапе лучше использовать арпеджио на открытых струнах из сборника А.Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной гитаре». В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Маттео Каркасси предложены 22 упражнения на различные виды арпеджио. Ряд упражнений на восходящие и нисходящие арпеджио предлагает в своей «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоль:

— из трёх звуков №29-32;

— из четырёх звуков №85-90;

— из шести звуков №91-92.

В вышеупомянутых сборниках помимо упражнений существует большое количество Этюдов и Прелюдов на данный вид техники:

М. Каркасси Прелюды (e), (С);

— М. Джулиани Этюд №5, соч.48, «Ручеёк»;

— Э. Пухоль Этюд «Шмель»;

2. Интервалы и Аккорды

Изучение техники игры интервалами и аккордами, рекомендуется вводить на начальном этапе обучения. Ряд упражнений А. Гитмана, М. Каркасси, П. Агафошина предложен в сборнике «Начальное обучение на шестиструнной гитаре» А.Гитмана. В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля – это упражнения с №19 — 28 .Этот вид техники широко используется в Андантино, Аллегретто, Прелюдах и Вальсах Ф.Карулли, М.Каркасси.

3. Гаммы

Далее по мере стабилизации постановки рук и музыкально-технического развития учащихся-гитаристов младших классов можно приступать к работе над гаммами, начинать удобно с хроматических последовательностей на разных струнах. Гаммы лучше всего играть приемом «апояндо» и использовать типовую аппликатуру А. Сеговии, но в аппликатуре стараться не допускать «перекрещивания». Гаммы следует играть в различном ритмическом оформлении( дуолями, триолями, квартолями, пунктирным ритмом).

Цель гамм – выравнивание пальцев, а для этого требуется постоянный слуховой контроль. Играя гаммы нужно научиться извлекать звуки ровной силы. Работа над гаммами играет важное значение в воспитании координации рук, которая является залогом двигательно-технической свободы. Упражнения № 33-36 по подготовке пальцев к исполнению гамм, предложены в «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля. Гаммообразные пассажи широко используются в произведениях как у гитаристов-классиков, так и у современных авторов.

4. Тремоло

Самый яркий приём игры на классической гитаре. Он звучит очень эффектно, потому что кроме основной мелодии на первых струнах одновременно звучит и аккомпанемент на басах — это и главная трудность при работе над ним. Не многие могут сыграть тремоло так, чтобы ясно звучало двухголосие — два инструмента (дуэт).

Технику тремоло лучше всего отрабатывать на коротких упражнениях, чтобы пальцы приобрели начальные навыки. Во 2 части сборника «Художественная техника гитариста» Е.Шилина предлагается двенадцать специальных упражнений. Работать над ними нужно не менее 15 минут ежедневно. Упражнения расположены в порядке возрастания , от простого к сложному, и поэтому тремоло, если работать над ним ежедневно, постепенно будет улучшаться. Брать каждое последующее упражнение нужно только тогда, когда хорошо отработанно предыдущее.

Пальцы правой руки должны научиться извлекать звуки очень экономными, короткими движениями. Очень важная и тонкая роль у большого пальца правой руки. С одной стороны он является участником мелодической линии тремоло и извлекает первый звук в группировке из 4-х нот, а с другой стороны, он — главный и единственный исполнитель аккомпанемента. Поэтому, он должен очень гармонично приспосабливаться и к мелодии и к аккомпанементу.

Когда играешь тремоло, нужно уделять внимание и солисту, который «поёт» красивую мелодию (это пальцы p-a-m-i), и аккомпаниатору — палец (p), который не только помогает звуками аккордов, но и держит ритм пьесы.

Список пьес с приёмом тремоло:

М. Каркасси — Этюд (Am)

М. Высотский — Русская мелодия (Am или Gm)

Х. Виньяс — Фантазия (E)

Фр. Таррега — Воспоминание об Альгамбре (Am)

Фр. Таррега — Грёзы (E)

А. Иванов-Крамской — Грёзы (D).

5. Техническое легато и мелизматика

Упражнения на легато развивают силу пальцев левой руки, но следует помнить, что легато всё же специфический приём. Пальцевые движения при легато более резкие, чем при обычной игре. Легато может иногда применяться для облегчения действий правой руки в гаммообразных пассажах, в некоторых арпеджио, но основное его назначение- колористическое. Игра легато придаёт исполнению неповторимую звуковую окраску.

В отношении изучения в младших классах технического легато и мелизматики педагогу следует особенно внимательно контролировать выполнение восходящего легато, а в работе над мелизмами следует ограничиться исполнением различных форшлагов и коротких трелей на одной струне в стандартной позиции.

Очень подробно разработаны упражнения на разные виды легато в «Школе» Э.Пухоля, №93-98. Этот вид техники встречается в Андантино, Аллегретто, М. Каркасси, Этюде №13 соч.100 М. Джулиани, Этюд (упр. №99) Э. Пухоля.

Фундамент техники закладывается в школе. Этюды для развития техники активизируют пальцы, воспитывают их легкость, четкость, подвижность. Следует сказать, что не только этюды, но и любая пьеса является упражнением и может принести большую пользу, если ребёнок проявляет к нему интерес и любовь.

Основная цель формирования технических навыков — обеспечить условия для лучшего воплощения музыкальных задач. Работа гитариста требует и физического и умственного напряжения, развитию звукового воображения. Удобство движений, их точность, свободная посадка, овладение хорошим звуком, музыкальное исполнение, как правило, прививает обучающемуся любовь к занятиям на гитаре, что уже само по себе является очень важным условием его дальнейших успехов.

Урок специальности – это урок искусства, обращённый к внутреннему миру ребёнка, а творчество — проводник к накоплению богатого личностного потенциала.

Список литературы:

1. Борисевич В.Г. «Оптимизация музыкально-технического развития учащихся — гитаристов на начальном этапе музыкального образования (статья);

2. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1997;

3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970;

4. Каркасси М. Школа игры на гитаре. М., 1988;

5. Пухоль Э. Школа игры на гитаре. М., 1977;

6. Шилин Е. Школа игры на гитаре. Ч.2 «Художественная техника гитариста» М., 2001.

Источник

Оцените статью