Метод разработка по гитаре
Автор: Клементьев Виталий Вячеславович
Организация: Филиал МБУ ДО «ДШИ № 2 г. Надыма» в п. Лонгъюган
Населенный пункт: Тюменская область, п. Лонгъюган
Любой начинающий гитарист желает научиться играть на гитаре хорошо, развить исполнительскую технику игры на инструменте. К этой цели нужно идти разными путями, использовать разные школы, специальные упражнения.
Для того, чтобы достичь высокой скорости и частоты исполнения любого вида техники, необходимо развивать технические навыки игры ( как в спорте — натренировать определённые группы мышц рук, выработать чёткую координацию их действий).
Пальцевая беглость, координация движений, умение выбрать удобную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения и др.- приобретаются путем тщательной, систематической работы. С самого начала ребенка надо приучать к сознанию того, что занятия музыкой — трудная работа.
Техническое развитие обучающегося начинается с самых первых занятий, начиная с правильной посадки, постановки игрового аппарата и воспитания двигательной культуры.
Аппарат не должен быть зажатым и скованным, руки должны быть свободными, естественными. Пальцы требуют ежедневной тренировки. Технику следует развивать не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале.
Неоценимую помощь в освоении обучающимися различных двигательных навыков могут оказать разнообразные упражнения.
Многие известные гитаристы и педагоги по классу гитары (напр.: Н.А. Комолятов Э. Пухоль, А. Сеговия, и др.) разработали свои системы упражнений для развития безукоризненной техники игры.
В учебных программах по классу гитары предусматриваются технические зачеты, которые проводятся на протяжении всего курса обучения по два раза в год в I и IV четвертях. Как правило, технический зачет состоит из прослушивания одного этюда и одной гаммы.
Подготовка к сдаче технических зачетов и экзаменов происходит на уроках в школе, где обучающиеся в индивидуальном порядке вместе с педагогом изучают репертуар и в его рамках решают возникшие технические трудности. Полученные в школе знания обучающиеся закрепляют дома самостоятельно. По учебному плану на занятия по специальному инструменту в ДМШ и ДШИ отводится по два академических часа в неделю на каждого обучающегося, так организован учебный процесс по обучению игре на гитаре в современной музыкальной школе.
Работа над техническим развитием обучающихся почти целиком и полностью происходит в рамках изучаемого ими репертуара. Исключение составляют гаммы, освоение которых чрезвычайно важно в музыкально-техническом развитии, они изучаются отдельно от музыкальных произведений.
Время, затрачиваемое обучающимися на работу над исполнительской техникой следует планировать заранее, охватывая все основные ее виды. Но в целом оно не должно превышать 20-30% от общего времени занятий инструментом. В противном случае, техника может начать превалировать над художественным содержанием музыкального произведения и перестать способствовать раскрытию его образа.
Техническое совершенствование гитаристов должно включать в себя работу над исполнением: 1) арпеджио; 2) интервалов и аккордов; 3) гаммообразных пассажей; 4) тремоло; 5) технического легато и мелизматики.
На каждом уроке целесообразно подробно рассматривать какой-нибудь один из специфических исполнительских приемов. А для приобретения устойчивого навыка обучающимся следует отрабатывать его самостоятельно дома минимум до следующего урока, т.е. одну неделю. Очень полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу.
Все упражнения должны проигрываться в различных темпах, громко и четко. Следует избегать механических бесконтрольных повторений. По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это касается правой руки, в случае с левой рукой исключение составляет прием баррэ) при обязательном условии расслабленного состояния всех мышц тела.
Если в процессе занятий в какой-либо части тела (мышце или группе мышц) происходит зажим, то дальнейший технический рост будет замедлен или вообще остановлен. Специфика технически развивающих упражнений для учащихся младших и старших классов имеет существенные различия. Кратко рассмотрим их:
1. Арпеджио – поочерёдное извлечение звуков.
Вся работа над развитием техники начинающих учащихся-гитаристов должна быть направлена на формирование основ исполнительской «школы». Этому способствует изучение и исполнение всевозможных арпеджио. На начальном этапе лучше использовать арпеджио на открытых струнах из сборника А.Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной гитаре». В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Маттео Каркасси предложены 22 упражнения на различные виды арпеджио. Ряд упражнений на восходящие и нисходящие арпеджио предлагает в своей «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоль:
— из трёх звуков №29-32;
— из четырёх звуков №85-90;
— из шести звуков №91-92.
В вышеупомянутых сборниках помимо упражнений существует большое количество Этюдов и Прелюдов на данный вид техники:
— М. Каркасси Прелюды (e), (С);
— М. Джулиани Этюд №5, соч.48, «Ручеёк»;
— Э. Пухоль Этюд «Шмель»;
2. Интервалы и Аккорды
Изучение техники игры интервалами и аккордами, рекомендуется вводить на начальном этапе обучения. Ряд упражнений А. Гитмана, М. Каркасси, П. Агафошина предложен в сборнике «Начальное обучение на шестиструнной гитаре» А.Гитмана. В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля – это упражнения с №19 — 28 .Этот вид техники широко используется в Андантино, Аллегретто, Прелюдах и Вальсах Ф.Карулли, М.Каркасси.
3. Гаммы
Далее по мере стабилизации постановки рук и музыкально-технического развития учащихся-гитаристов младших классов можно приступать к работе над гаммами, начинать удобно с хроматических последовательностей на разных струнах. Гаммы лучше всего играть приемом «апояндо» и использовать типовую аппликатуру А. Сеговии, но в аппликатуре стараться не допускать «перекрещивания». Гаммы следует играть в различном ритмическом оформлении( дуолями, триолями, квартолями, пунктирным ритмом).
Цель гамм – выравнивание пальцев, а для этого требуется постоянный слуховой контроль. Играя гаммы нужно научиться извлекать звуки ровной силы. Работа над гаммами играет важное значение в воспитании координации рук, которая является залогом двигательно-технической свободы. Упражнения № 33-36 по подготовке пальцев к исполнению гамм, предложены в «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля. Гаммообразные пассажи широко используются в произведениях как у гитаристов-классиков, так и у современных авторов.
4. Тремоло
Самый яркий приём игры на классической гитаре. Он звучит очень эффектно, потому что кроме основной мелодии на первых струнах одновременно звучит и аккомпанемент на басах — это и главная трудность при работе над ним. Не многие могут сыграть тремоло так, чтобы ясно звучало двухголосие — два инструмента (дуэт).
Технику тремоло лучше всего отрабатывать на коротких упражнениях, чтобы пальцы приобрели начальные навыки. Во 2 части сборника «Художественная техника гитариста» Е.Шилина предлагается двенадцать специальных упражнений. Работать над ними нужно не менее 15 минут ежедневно. Упражнения расположены в порядке возрастания , от простого к сложному, и поэтому тремоло, если работать над ним ежедневно, постепенно будет улучшаться. Брать каждое последующее упражнение нужно только тогда, когда хорошо отработанно предыдущее.
Пальцы правой руки должны научиться извлекать звуки очень экономными, короткими движениями. Очень важная и тонкая роль у большого пальца правой руки. С одной стороны он является участником мелодической линии тремоло и извлекает первый звук в группировке из 4-х нот, а с другой стороны, он — главный и единственный исполнитель аккомпанемента. Поэтому, он должен очень гармонично приспосабливаться и к мелодии и к аккомпанементу.
Когда играешь тремоло, нужно уделять внимание и солисту, который «поёт» красивую мелодию (это пальцы p-a-m-i), и аккомпаниатору — палец (p), который не только помогает звуками аккордов, но и держит ритм пьесы.
Список пьес с приёмом тремоло:
— М. Каркасси — Этюд (Am)
— М. Высотский — Русская мелодия (Am или Gm)
— Х. Виньяс — Фантазия (E)
— Фр. Таррега — Воспоминание об Альгамбре (Am)
— Фр. Таррега — Грёзы (E)
— А. Иванов-Крамской — Грёзы (D).
5. Техническое легато и мелизматика
Упражнения на легато развивают силу пальцев левой руки, но следует помнить, что легато всё же специфический приём. Пальцевые движения при легато более резкие, чем при обычной игре. Легато может иногда применяться для облегчения действий правой руки в гаммообразных пассажах, в некоторых арпеджио, но основное его назначение- колористическое. Игра легато придаёт исполнению неповторимую звуковую окраску.
В отношении изучения в младших классах технического легато и мелизматики педагогу следует особенно внимательно контролировать выполнение восходящего легато, а в работе над мелизмами следует ограничиться исполнением различных форшлагов и коротких трелей на одной струне в стандартной позиции.
Очень подробно разработаны упражнения на разные виды легато в «Школе» Э.Пухоля, №93-98. Этот вид техники встречается в Андантино, Аллегретто, М. Каркасси, Этюде №13 соч.100 М. Джулиани, Этюд (упр. №99) Э. Пухоля.
Фундамент техники закладывается в школе. Этюды для развития техники активизируют пальцы, воспитывают их легкость, четкость, подвижность. Следует сказать, что не только этюды, но и любая пьеса является упражнением и может принести большую пользу, если ребёнок проявляет к нему интерес и любовь.
Основная цель формирования технических навыков — обеспечить условия для лучшего воплощения музыкальных задач. Работа гитариста требует и физического и умственного напряжения, развитию звукового воображения. Удобство движений, их точность, свободная посадка, овладение хорошим звуком, музыкальное исполнение, как правило, прививает обучающемуся любовь к занятиям на гитаре, что уже само по себе является очень важным условием его дальнейших успехов.
Урок специальности – это урок искусства, обращённый к внутреннему миру ребёнка, а творчество — проводник к накоплению богатого личностного потенциала.
Список литературы:
1. Борисевич В.Г. «Оптимизация музыкально-технического развития учащихся — гитаристов на начальном этапе музыкального образования (статья);
2. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1997;
3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970;
4. Каркасси М. Школа игры на гитаре. М., 1988;
5. Пухоль Э. Школа игры на гитаре. М., 1977;
6. Шилин Е. Школа игры на гитаре. Ч.2 «Художественная техника гитариста» М., 2001.
Источник
Методическое пособие «Первые шаги на шестиструнной гитаре»
«Первые шаги на шестиструнной гитаре»
· Глава I. Донотный период обучения.
· Глава II. Знакомство с нотами.
· Глава III. Нотное приложение.
· Глава IV. Формирование основ подбора по слуху.
Данная работа представляет методический материал и музыкальные примеры, применяемые автором в освоении игры на шестиструнной гитаре с учащимися дошкольного и младшего школьного возраста. Классические школы игры на гитаре – М. Каркасси, Э. Пухоль, П. Агафошина, А. Иванова-Крамского рассчитаны на учеников более старшего возраста и на начальном этапе сложны для малышей 6-7лет, которые подчас не умеют читать и писать, а играть на инструменте желают с первых уроков. Существуют более современные сборники для начинающих, как, например, «Букварь гитариста. Пособие для начинающих. (шестиструнная гитара)» под редакцией или «Уроки мастера для начинающих» Дмитрия Агеева. Но они предназначены скорее для взрослых «любителей» игры на гитаре, чем для малышей. Охватывают период с первых шагов до игры в музыкальных группах, имеют объёмный исходный материал различного обучающего характера, в них используется для обучения в основном гитарная табулатура и прочие символы, что неприемлемо для музыкальной школы. Обучение в школе основано на нотной грамоте и учеников с первых уроков стоит обучать культуре обращения с нотным материалом. Исходя из этого, то есть дифицита обучающих нотных примеров облегченного характера, возникла потребность в создании такого рода методического пособия. Сначала рассматривается донотный период обучения, затем по мере постепенного изучения нот – усложнение материала с добавлением всё новых и новых элементов. В обучении используется основной дидактический метод – от простого к сложному через повторение пройденного. В процессе обучения следует постоянно требовать от учащихся точного и правильного выполнения всех помещённых в нотах указаний, а также всемерно развивать самоконтроль, необходимый для успешных домашних занятий.
Нотный материал, упражнения – всё имеет название, так как помогает малышу в развитии образного мышления.
В работе не рассматриваются вопросы посадки, постановки, способы звукоизвлечения на гитаре, так как это имеет место в профессиональной подготовке каждого преподавателя. Подробно, в доступной форме данный
аспект в обучении освещён современными авторами: в сборнике Г. А Фетисова «Первые шаги гитариста», тетрадь №1 в разделе «Методические
указания», в сборнике А. Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной
гитаре» ‑ «Раздел I».
Большое значение в освоении любого музыкального инструмента имеет умение учащегося подбирать понравившуюся мелодию по слуху. Такое умение является дополнительным стимулом заниматься музыкой. В главе «Формирование основ подбора по слуху» представлена попытка как-то систематизировать данный процесс в обучении, чтобы он формировался из изученного материала и стал основой для подбора аккомпанемента к песням и другим видам музицирования на гитаре.
Автор полагает, что данная методическая разработка, пособие, будет полезна молодым начинающим специалистам в начальном обучении юных гитаристов и создании своих методик, так же поможет педагогам-практикам других специальностей, которые в наше время нередко преподают «класс гитары».
Донотный период обучения.
Данный период в обучении юного гитариста ни в коей мере не подразумевает «игру с рук». Предполагается, что учитель записывает нотный материал ученику в нотную тетрадь, а ученик по этим записям играет и выполняет задачи по соблюдению пальчиков в правой и левой руках, ладов на грифе и тому подобное.
При первом ознакомлении с инструментом – гитара шестиструнная – следует объяснить наименование пальцев правой руки:
P ‑ большой палец
i ‑ указательный палец
m ‑ средний палец
а – безымянный палец
мизинец в правой руке – не участвует в звукоизвлечении, и cуществует правило для правой руки – обязательное чередование пальцев: «Мы не имеем права играть одним пальцем!». Для сравнения можно предложить ученику пройтись на одной ноге и спросить его об ощущениях: удобно ли это, много ли можно так проскакать?
Далее объясняю ноту «ми», то есть 1-ую струну:
-где пишется на нотном стане,
-где играется на гитаре.
Затем показываю серию упражнений на чередование пальцев правой руки, записываю графически – играем:
Целесообразно также сразу дать понятие длительностей и с первых уроков приучить ученика считать вслух – это поможет в дальнейшем избежать проблем с ритмом:
Ещё одно гитарное правило:
Одноголосную мелодию исполняют приёмом «апояндо» ‑ пальцы правой руки играют, опираясь на следующую струну.
Далее начинаем освоение различных хроматических последовательностей по 1-ой струне.
Сначала показываю ребёнку чередование пальцев левой и правой рук одновременно, работают одинаковые пальчики – без игры. Мотив, как на качелях – вверх-вниз, вверх-вниз. Затем записываем графически и исполняем на инструменте:
1) хроматическая гамма от ноты «фа» по всему грифу по 1-ой струне,
с 1-ого лада по 13-ый в восходящем и нисходящем движениях,
левая рука – 1-2 пальцы, правая рука – чередование i-m
2) хроматическая гамма от ноты «фа» по всему грифу по 1-ой струне,
с 1-ого лада по 13-ый в восходящем и нисходящем движениях,
левая рука – 1-2-3 пальцы, правая рука – чередование i-m-a
3) хроматическая гамма от ноты «фа» по всему грифу по 1-ой струне,
с 1-ого лада по 13-ый в восходящем и нисходящем движениях,
левая рука – 1-2-3-4 пальцы, правая рука – чередование i-m, причем при восходящем движении, дойдя до 12-ого лада, сдвигаем 4-ый палец на 13-ый лад, а при движении вниз, дойдя до 2-ого лада первым пальцем левой руки, сдвигаем этот палец на 1-ый лад:
Пьеса на хроматизм, где играют четыре пальца левой руки в восходяще-
нисходящем движении, три раза подряд, пальчик левой руки соответствует ладу на грифе. Попутно объяснить: понятие «крещендо-диминуэндо» ‑ усиление-затихание звука, понятие «реприза» ‑ повторение
. Повторение – очень важный элемент в исполнительской практике, так как заставляет ученика мобилизоваться на проигрывание одного и того же момента по нескольку раз, что не всегда получается.
Знакомство с нотами.
По мере освоения упражнений «донотного» периода нужно начинать изучение нот на 1-ой струне в I –ой позиции, с дальнейшим закреплением каждой новой ноты в нотном материале в виде различных попевок:
Считать вслух, при проигрывании обращать внимание на постановку левой руки – все пальцы ставить круглыми, держать над грифом,
в правой руке – большой палец «р» поставить на 6-ую струну, а остальные пальчики играют под ним.
В данном примере по сравнению с предыдущим есть чередование длинных нот – половинных, и коротких нот – четвертных, то есть усложнение ритмического рисунка. Стоит обратить внимание ученика.
Добавилась для изучения нота «соль», которая расположена на 3-ем ладу на 1-ой струне.
До сих пор ученик играл мелодии, подобные друг другу, добавлялись лишь новые ноты. А в данном примере и начинается мелодия не с открытой струны, и ноты играют не по две одинаковых, а последовательно с «соль» ‑ вниз. Обратить внимание ученика на эти нюансы и ещё акцентировать – на чередовании – i-m – в правой руке.
В работе начал принимать участие 4-ый палец левой руки – мизинец. С этого момента участвуют в игре все пальцы левой руки, следует обратить внимание учащегося на точное соблюдение аппликатуры, так как до ноты «ля» пальцы левой руки совпадали с ладами на грифе:
· нота «фа» ‑ 1-ый лад – 1ый палец
· нота «фа-диез» ‑ 2-ой лад – 2-ой палец
· нота «соль» ‑ 3-й лад – 3-й палец
· нота «соль диез» ‑ 4-ый лад – 4-ый палец,
а теперь такое совпадение необязательно.
«Во поле берёза стояла»
Первые уроки – играть простые (в ритмическом отношении) пьески, упражнения на одной струне, чтобы закрепить основные навыки и приёмы игры на инструменте, как-то «апояндо», чередование – i-m ‑. По мере освоения – добавить 2-ую струну и изучить ноты на ней.
С детской песенки «Паровоз» начинаем активно играть по 2-м струнам. Здесь нужно обратить внимание ребёнка, что ноты «до» и «ре» играются
на 2-ой струне на таких же ладах, как ноты «фа» и «соль» на 1-ой струне.
Сложность – поступенное движение пальцев левой руки, а не по 2 одинаковых ноты, как было в примерах ранее. Отрабатываем гаммообразное восходящее движение. В припеве: чередование долгих нот
‑ половинок и относительно коротких нот – четвертных.
Можно одновременно играть и петь со словами, что тоже очень полезно для развития речевой моторики, слуха, координации рук с голосом:
Две трубы и сто колёс,
Две трубы, сто колёс
Машинистом – рыжий пёс!
Две трубы, сто колёс
Машинистом – рыжий пёс!
Пьеса на 3-ий палец левой руки. Здесь имеют место скачки со 2-ой струны на 1-ую. При этом 3-й палец обязательно снимаем с одной струны и ставим на другую. 3-ий палец всегда играет в этой пьесе – m ‑.
Приём игры в правой руке – a-m-i – играют «щипком» последовательно по трём струнам, начиная с 1-ой струны, «р» ‑ стоит на 6-ой струне, при исполнении слушаем мелодию, которая выстраивается на 1-ой струне и выделяем ноту под «а», добиваемся legato в верхнем голосе.
Игра по 3-ём струнам поочерёдно в определённой последовательности пальцев правой руки – i-m-a-m ‑, щипком. Обратить внимание на положение большого пальца правой руки: «р» находится на 6-ой струне, а остальные пальцы играют под ним.
Объяснить длительность «восьмая» ‑ , понятие вольты
Обучающие моменты данной детской песенки:
· игра по двум струнам
· сочетание различных длительностей – четвертных-восьмых-половинных
· есть повторения, которые нужно грамотно исполнять
· существует текст песенки, которые можно петь под свой аккомпанемент.
Гамма «до мажор» в одну октаву.
Начинаем играть в I –ой позиции, со 2-ой струны, с ноты «ля» на 1-ой струне переходим в V – ую позицию и ставим 1-ый палец, то есть приступаем к позиционной игре в левой руке.
«Песенка про кузнечика».
Понятие – «затакт» ‑ объяснить. Во 2-ой части – припеве – аппликатура подобна гамме «до мажор», начиная с ноты «ля» ‑ смена позиции левой руки.
Высчитываем паузу «четверть» и длительности = «восьмым».
Игра с басами: обратить внимание – «р» ‑ всегда на опоре, «апояндо», остальные щипком.
Игра с басами – нужно поиграть разными вариантами чередования последовательностей пальцев правой руки, так называемые «переборы»:
· p-i-m-a-m-i и тому подобное.
Появляется до-# . Обычно дети играют данное упражнение легко и свободно, здесь пальчики левой руки освобождаются от некоторой скованности, возникающей при игре «апояндо», отрабатываем «щипок».
В «Этюде№3» появляются ноты на 3-ей струне ‑‑‑ ля, соль-# ‑‑. Ноту – ля ‑ , то есть 2-ой палец, нужно оставлять на 2-ом ладу, не поднимать, пока пальцы правой руки извлекают другие ноты(1-ый – 2-ой такты, 4-ый – 5-ый – 6-ой такты). Это трудно, но этого нужно добиваться, так как решается несколько технических задач:
· укрепляются пальцы левой руки
· тренируется независимое друг от друга движение пальцев левой руки
· тренируется координация движений обеих рук
· вырабатываются экономные движения для пальцев левой руки.
Здесь нужно обратить внимание ученика, что каждый последующий такт повторяет предыдущий, идёт как бы закрепление каждого такта – это развивает внимание ученика. И тогда он пытается найти подобные вещи при изучении других произведений.
С этой пьесы начинаем играть по двум струнам одновременно – i-m ‑,
«р» ‑ стоит на 6-ой струне. Задача: слушать, чтоб пальцы играли вместе, и под пальцами левой руки отзывались две ноты. С игры по двум струнам одновременно легко усваивается приём «тирандо» ‑ щипок пальцами левой руки.
Здесь и игра с басами, и по две ноты в левой руке, как в «Репетициях».
По освоении этой пьесы у ученика появляется некоторая свобода и с нотным текстом, и с владением инструментом. Можно начать изучать предлагаемый репертуар из «Нотного приложения».
Нотное приложение является дополнением к развитию какой-либо темы из главы «Знакомство с нотами». Здесь представлены «Этюды» и «Пьесы», расширяющие и углубляющие изучаемый в данный момент элемент освоения игры на гитаре.
Предлагаются этюды на развитие различных видов техники правой руки. На первых этапах игры на гитаре ребёнку сложно ориентироваться на инструменте:
· гриф расположен не перед глазами (как, например, клавиатура на фортепиано)
· 6 струн находятся в одной плоскости, а правая и левая руки – в другой
· пальцы в каждой руке имеют своё название, отличное друг от друга
· не сразу разберёшься, когда правая рука играет ‑ «апояндо» ‑ на опоре на нижнюю струну, а когда –«тирандо» ‑ щипком.
Правая и левая руки играют «апояндо». Есть пауза – восьмая, которую необходимо выдерживать, строгое чередование пальцев в левой руке ‑ i-m
Здесь по басовым струнам «р» играет на опоре «апояндо», причём после звукоизвлечения остаётся на месте, на нижней струне. Указать на особенность второго такта: большой палец «р» после игры по басу поднимается вверх, а не остаётся на струне, так как 4-ая струна и 3-я струна расположены рядом.
Пальцы – i-m – играют щипком – «тирандо» ‑ по 1-ой и 2-ой струнам.
В подобного типа упражнениях отрабатывается захват двух струн одновременно, можно сказать, что идёт подготовка к аккордовой технике. Для учеников младшего школьного возраста очень важно количество исполняемых произведений. Произведения, как правило, очень похожи друг на друга, но имеют небольшие отличия, усложнения, что в целом развивает технику владения инструментом.
Данное упражнение имеет многофункциональное значение:
· закрепляет знание нот
· мелодическая линия выстроена октавами
· вырабатывает свободу движения рук в I – ой позиции.
Обратить внимание учащегося на аппликатуру правой руки:
· по 3-ей струне играет палец – i
· по 2-ой струне играет палец – m
· по 1-ой струне играет палец – a
Это правило (в некотором роде) важно, так как способствует развитию логического мышления маленького гитариста.
Способ звукоизвлечения правой руки:
· большой палец «р» играет на опоре – «апояндо»
· i-m-a играют щипком – «тирандо»
Работа на развитие 3-его пальца левой руки. Ученик после этого «Этюда» хорошо соотносит 3-ий лад на гитаре с басовыми струнами. Появились первые трёхзвучные аккорды. Обратить внимание: большой палец правой руки – «р» ‑ играет на опоре, «апояндо», должен двигаться подвижно, легко и свободно.
Развивает навыки пьесы «Зайчик» из предыдущей главы. Мелодия одноголосная. Играют по двум струнам, приём звукоизвлечения правой руки – «апояндо», чередование – i-m. Следить, чтобы после долгой ноты – половинной – в правой руке менялся палец. Особенность этой пьесы – лады на грифе и пальцы в левой руке одни и те же, а струны – разные.
Игра с басовыми открытыми струнами. Закрепляем в памяти учащегося их расположение на нотном стане и на инструменте. Звукоизвлечение правой руки: «р» играет «апояндо», i-m играют щипком. Название пьесы предполагает определённые художественные задачи: «кукольный» ‑ значит «ненастоящий», поэтому нужно исполнять как бы механически, но легко и свободно. Несложный нотный материал позволяет с такими задачами справиться.
Своего рода полифоническая пьеса. Символически можно разбить на две части: I — ая часть ‑ верхняя строчка и II — ая часть – нижняя строчка.
I- ая часть – мелодическая линия гаммообразного характера, на два такта, повторяется на разной высоте звучания. Сначала в 1-ой октаве на трёх верхних струнах, затем на октаву ниже – на трёх басовых струнах. Всё играть «апояндо».
II- ая часть – как бы подражаем голосу кукушки «ку-ку» и слушаем в ответ эхо. «Ку-ку» извлекать щипком, а «р» ‑ с опорой на нижнюю струну. Пьеса достаточно образна и при знакомстве с ней ученика можно представить пьесу в виде музыкальной загадки, исполнив на инструменте. Дети, как правило, с лёгкостью отгадывают название и потом сами с удовольствием играют.
В игре участвуют все струны. В правой руке можно предложить 2 варианта аппликатуры:
I- две ноты одновременно извлекают пальцы – i-m
II- сначала одновременно играют ‑ i-m, затем – a-m – и тому подобное.
Второй вариант звукоизвлечения нужно применять с более подвинутыми учениками.
Новая ступень в обучении:
· Усложняется ритмический рисунок в правой руке.
· Впервые начинаем применять малое «баррэ» на две струны в левой руке.
· Пьеса достаточно большая по объёму.
Звукоизвлечение пальцев правой руки уже знакомо и не вызывает вопросов.
Пьеса на развитие техники большого пальца правой руки – «р». Мелодия построена на басовых струнах. Здесь пальцы левой руки соответствуют ладам на грифе, поэтому ученик может исполнять эту пьесу, не изучив ноты на 6-ой, 5-ой, 4-ой струнах. Достаточно указать на какой струне играть и каким пальцем в левой руке.
Произведение двухчастной формы. Повторяющиеся мотивы.
В I-ой части – элемент хроматической гаммы, репетиции на четыре пальца левой руки. В правой руке – i-m – «апояндо».
Во II-ой части – игра с басовыми струнами, нужно считать вслух, чередование – i-m – целесообразнее исполнять щипком, «тирандо».
Эту пьесу следует дать ученику во втором полугодии, когда сформируется навык чтения нот с листа. Здесь мелодия прослеживается на басовых струнах, а двузвучные аккорды, поддерживающие гармонию, меняются с каждым басом. Ребёнок должен знать достаточно хорошо ноты на гитаре в I-ой позиции, чтобы точно соблюдать аппликатуру, указанную в нотном тексте.
Формирование основ подбора по слуху.
Одним из вспомогательных элементов в обучении на классической шестиструнной гитаре является умение ученика исполнить мелодию по слуху. Подобрать к ней аккомпанемент. Такие навыки помогают учителю в достижении определённых педагогических задач:
· прививают любовь к инструменту
· воспитывают трудолюбие и усидчивость
· расширяют музыкальный кругозор
· воспитывают музыкальный вкус
Данная глава, музыкальные упражнения и музыкальные примеры на популярной, бытовой музыке, по моему мнению, помогут преподавателю воспитывать интерес к обучению и освоению инструмента. Хотя, по моему же мнению, научить «подбирать» на инструменте учащегося самостоятельно, если у него нет музыкальных данных (слуха, ритма, музыкальной памяти) довольно сложно, У ученика должно быть желание подбирать понравившуюся мелодию, музыкальный слух, чтобы петь и аккомпанировать себе.
Обучение, формирование базы для подбора по слуху (свободное владение инструментом, координация рук, теоретическое построение аккордов, аккордовая техника) — дают определенные результаты. Можно показать ученику примеры, осваивать с ним простейшие методы подбора по слуху, учить наизусть конкретные музыкальные обороты и аккомпанементы. При грамотном подходе к предмету музицирования ученик, даже если самостостоятельно не способен «подбирать» по слуху музыкальный материал, то исполнить по нотам известную мелодию, «выдать на публику» — вполне в состоянии, этому можно научить.
В данной ситуации побудительным моментом будут служить
и замечания родителей: «Какая знакомая песня, как ты хорошо её играешь!»,
и окружающих: «Слышал, как ваш ребёнок играет на гитаре, а под него поют одноклассники» — всё это стимулирует интерес и развивает свободу игры на инструменте.
Итак, цель данной работы — совершенствование навыков игры на гитаре.
· освоение простых 3-хзвучных арпеджированных аккордов в I-ой позиции
· применение аккордов, использование в упражнениях
· освоение навыков простейшего аккомпанемента
Итак, с чего, с какого момента обучения на гитаре можно приступать к навыкам игры аккордами и аккомпанемента?
1) когда более-менее освоили нотный стан, гриф;
2) когда выполнены задачи первого этапа обучения:
· началась работа над техникой, беглостью
· выучены основные длительности
· началось знакомство на гитаре с простейшими кадансовыми оборотами в тональностях
· выявлены способности к подбору по слуху вообще и к музицированию в частности.
Примерный план подхода к предмету «подбор по слуху»
1) домашнее задание учащимуся:
Подобрать на гитаре мелодию М. Красева «Маленькой ёлочке»
2) работа над подобранной мелодией:
3) домашнее задание — записать мелодию, оформить графически, играть по своим нотным записям со счётом.
II Этап —упр.1), 2), и «Цыганочка»:
1) записываю 1-ый вариант исполнения, выучиваем
2) домашнее задание — на этом нотном материале — различные ритмические рисунки.
· понятие буквенного обозначения нот
· запись аккордов на нотном стане и вверху — их буквенное обозначение
· понятие «минор — moll», «мажор —dur», графическое изображение
· изучение ступеневого обозначения аккордов.
Изучение простых форм в различных ритмах.
Я предлагаю изучать это на простейшем песенном репертуаре «бардовского», популярного плана, что «на слуху» и у учащихся, и их родителей. Удобнее всего начинать аккомпанемент на гитаре в тональностях ля-минор, ми-минор — где не нужно применять приём «баррэ», пальцы расположены в 1-ой позиции, привычной для начинающих гитаристов.
М. Красев «Маленькой ёлочке»
Мелодия одноголосная. Обычно при подборе дети не дослушивают и, естественно, не досчитывают половинные длительности. В мелодической линии «Припева» нужно соблюдать аппликатуру гаммы «до мажор» одноголосной. Затем можно исполнить песню в ансамбле «учитель-ученик», где ученик играет свою одноголосную мелодию, а учитель – аккомпанемент.
Такого типа мелодий, детских песенок нужно подбирать «по слуху» побольше по количеству, чтобы закрепить простейший навык. Кстати, из практики замечено, что современные дети совсем не знают русских народных песен и мелодий, поэтому лучше всего подбирать «по слуху» песенки знакомые, например, из мультфильмов:
В. Шаинский «Песенка про кузнечика» из м/ф «Приключения Незнайки»
Г. Гладков «Песенка Черепахи» из м/ф «Львёнок и Черепаха»
Е Крылатов «Колыбельная Медведицы» из м/ф «Умка»
Б Савельев «Если добрый ты» из м/ф «День рождения Леопольда»
А Островский «Спят усталые игрушки»
Ю. Чичков «Чунга-чанга»
Упражнения для развития «аккордовой» техники.
Упражнение, основанное на «арпеджированных» ( разложенных) аккордах.
Необходимо над каждым аккордом указывать буквенное обозначение гармонической функции — это позволяет ученику зрительно охватывать аккорд в нотном написании и его буквенном обозначении:
· Данную пьесу изначально можно предложить ученику попробовать подобрать самостоятельно, если он знаком с ней.
· Записать в тетради цифру №1, выучить наизусть.
· А в частях за №2 и №3 указать только ритм и ученик самостоятельно на выученном нотном материале части №1 доделает всю пьесу целиком.
· Записать в тетради части за №2 и №3.
Данное упражнение более сложное, чем упражнение№1. Изменяется последовательность функций, добавляется – А7.
Далее приведены примеры гармонических функций в «ля миноре» (a moll), наиболее используемые в песенных вариантах. Тональность a moll удобна и проста для гитаристов.
Приступаем к извлечению 3-х звучных аккордов. Аппликатура изучена в упражнениях на арпеджио. Сложность для ученика – взять три ноты
одновременно. Нужно обратить внимание ученика, что в такте меняется только бас, а аккорд – один.
Музыкальный материал усложнился:
Каждый раз меняется и бас и аккорд,
К уже известным аккордам добавились новые – С-dur – G-dur, но аппликатуру можно проставить не везде, а только где появляются незнакомые аккорды – в виде сигнальных пальцев.
Функции, аккорды известны учащемуся из предыдущего упражнения, изменился ритмический рисунок.
Усложняем задачу – меняем тональность, ритмический рисунок.
Все упражнения нужно считать вслух, играть по нотам, чтобы моторная, визуальная, слуховая память ребёнка развивались одновременно, тренировалась координация движений, а различные ритмические рисунки доводились до автоматизма. В дальнейшем, по мере освоения, можно сочетать ритмы из разных упражнений в одной тональности: здесь уже простор для фантазии любого преподавателя. Всё это делается для более глубокого изучения возможностей гитары, укрепления игрового аппарата, чтобы вырабатывались лёгкость и свобода в исполнении на инструменте.
Изложенная методика первых шагов на гитаре опробована на практике. Малышам нравится играть на инструменте с первого урока, подобранный материал доступен к пониманию учащихся 6-7 лет, несложен в исполнении на гитаре. Развиваются положительные эмоции на уроках специальности, у ученика возникает чувство лёгкости и свободы, которые нужно умело поддерживать и развивать на протяжении всего периода обучения. Если раньше музыкальная школа должна была готовить будущих музыкантов-профессионалов, осуществлялся жёсткий отбор приёмными комиссиями, был в наличии конкурс среди желающих «учиться музыке», то в наше время музыкальная школа работает со всеми, кто приходит, без отбора на наличие музыкальных данных. И это правильно, человек должен развиваться и совершенствоваться во многих областях, несмотря на то, что природа не наделила его способностями и сверхталантами. Всех желающих детей можно научить играть на любом музыкальном инструменте в объёме мукыкальной школы, преподавателю нужно набраться терпения и помочь в достижении каких-то результатов.
Автор рекомендует пройти с каждым учеником все музыкальные примеры данного пособия.
Попутно педагог решает задачи звукоизвлечения, качества исполняемого музыкального материала. Названия упражнений дают простор детской фантазии. Это подготовит учащихся к освоению репертуарных сборников и пьес уже известных гитаристов-классиков и современных композиторов. Для работы с малышами можно использовать сборник В. Ярмоленко «Хрестоматия гитариста для учащихся 1-7 классов ДМШ». Здесь собрано очень много народных мелодий и наиболее часто исполняемый репертуар для гитары из многих известных сборников.
Гитара. Уроки мастера для начинающих. – СПб: Питер, 2009.
Бочаров гитариста. Пособие для начинающих. ‑ М.: Аккорд, 2002.
Начальное обучение на шестиструнной гитаре. ‑ М.: Престо, 1999.
Иванова . Развитие навыков музицирования в работе с начинающими по классу фортепиано. (ДШИ №1, г. Челябинск). ‑ Челябинск, 2000.
Иванов-Крамской игры на шестиструнной гитаре. ‑ М.: Музыка, 1979.
Колотурская . Аккомпанемент. (ДШИ №5, г. Челябинск).
Михайлусь . Развитие навыков музицирования (подбор по слуху, аранжировка, импровизация) в 1-7 классах ДШИ. (ДШИ №12, г. Челябинск).
Фетисов шаги гитариста. Тетрадь №1. ‑ М.: Издательский Катанского, 2005.
Хрестоматия гитариста для учащихся 1-7 классов ДМШ. – М., 2010.
Источник