Список методической литературы по специальностям фортепиано
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.
2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М., 1985.
3. Коган Г. Работа пианиста. – М., 2004.
4. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося. – М., 2003.
5. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой – М., 1995.
6. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. – М., 1990.
7. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М., 2002.
8. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1961.
9. Сборник (Грохотов С.) Как научить играть на рояле. – М., 2008.
10. Сборник (Гусева О.) Творческие портреты композиторов. – М., 1990.
11. Седракян Л.М. Техника и исполнительские приемы фортепианной игры. – М., 2007.
12. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Аллегро. Методические рекомендации. – М., 1992.
13. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М., 1989.
14. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л., 1971.
15. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. – М., 1985.
16. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М., 2004.
17. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слёз, или я – детский педагог. – СПб., 1996.
1. Гайдамович Т. Инструментальные ансамбли. – M.: Музгиз, 1960.
2. Гаккель Л. Ансамбль // Муз. энциклопедия. Т.1. – М., 1973.
3. Гаккель Л. Камерная музыка: явления и проблемы // Гаккель Л. Декабрьские лекции. – М., 1991.
4. Гинзбург Л. Камерная музыка в современной музыкальной практике. – М., 1978.
5. Готлиб А. Заметки о чтении с листа // Сов. музыка, № 3, 1958.
6. Готлиб А. О преподавании камерного ансамбля // Сов. музыка, № 5, 1960.
7. Готлиб А. Искусство ансамбля // Сов. музыка, № 2, 1967.
8. Готлиб А. Основы техники совместного исполнительства. – М.: Музыка, 1971. — 94 с.
9. Гусев В. Психология коллективного творчества // Содружество наук и тайны творчества. Под. ред. Б.С.Мейлаха. – М., 1968.
10. Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. Сб. статей. Сост. К.Х. Аджемов. – М., 1979.
11. Кучакевич К.В. Формирование музыканта в классе камерного ансамбля // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 3. – М.: Музыка, 1991. – С. 50-59.
12. Мильман М. Мысли о камерно-ансамблевой педагогике и исполнительстве. – М., 1978.
13. Переверзев Н. Исполнительская интонация. – М.: Музыка, 1989.
14. Раабен Л. Камерная инструментальная музыка первой половины ХХ века (1890-1917, 1917-1945). – Л.: СК, 1986.
15. Ступель А. В мире камерной музыки. Изд. 2-е. – Л., 1970.
16. Бялый И.Е. Жанровые истоки и пути формирования классического типа фортепианного трио. – Л., 1981.
17. Бялый И.Е. Из истории фортепианного трио: Генезис и становления жанра. – М.: Музыка, 1989.
18. Гайдамович Т. Виолончельные сонаты Бетховена.
19. Бондурянский. Фортепианные трио Брамса: дис. – М., 1989.
20. Крейн Ю. Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля. – М., 1970.
21. Раабен Л.Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. – М.: Музгиз, 1961.
22. Раабен Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке. – М.: Музгиз, 1961.
23. Гайдамович Т. Русское фортепианное трио. – М.: Музыка, 1993.
24. Доброхотов Б. А.А. Алябьев. Камерно-инструментальное творчество. – Л.: 1948.
25. Раабен Л. Камерно-инструментальные сочинения // Глазунов. Т. 1. – Л., 1959.
Азархин Р.М. «Контрабас». (Музыкальные инструменты). – М., 1978.
«Контрабас. История и методика». Редактор-составитель Доброхотов Б.В. – М., 1974.
Раков Л.В. Учиться, знать, уметь. Об исполнительстве и обучении игре на смычковом контрабасе. – М.: Издательство «Композитор», 2009.
Готсдинер А. Слуховой метод обучения и работа над вибрацией в классе скрипки. – М., 1963.
Мострас К. Интонация на скрипке. – М., 1962.
Мострас К. Система домашних занятий скрипача. – М., 1956.
Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. – Л., 1969.
Сапожников Р. Обучение начинающего виолончелиста. – М., 1978.
Сапожников Р. Основы методики обучения игре на виолончели. – М., 1967.
Сапожников Р. Первоначальное обучение виолончелиста. Методика развития первоначальных навыков игры на виолончели. – М., 1962.
Струве Б. Вибрация как исполнительский навык игры на смычковых инструментах. – М.-Л., 1933.
Струве Б. Типовые формы постановки рук инструменталистов, (смычковая группа). – М., 1934.
1. Вопросы совершенствования преподавания игры на оркестровых инструментах: Учебное пособие по курсу методики. – М., 1978.
2. Готсдинер А. Слуховой метод обучения и работа над вибрацией а классе скрипки. – М., 1963.
3. Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. Классика XXI, 2006.
4. Мострас К. Интонация на скрипке – М., 1962.
5. Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача. – М., 1951.
6. Мострас К. Система домашних занятий скрипача. – М., 1956.
7. Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. – Л., 1969.
8. Степанов Б. Основные принципы применения смычковых штрихов. – Л., 1971.
9. Струве Б. Вибрация как исполнительский навык игры на смычковых инструментах. М.-Л., 1933.
10. Струве Б. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов. – М., 1952.
11. Струве Б. Типовые формы постановки рук инструменталистов, (смычковая группа). – М., 1934.
1. Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. – М., 1980.
2. Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне. – М., 1960.
3. Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. – М., 1978.
4. Говорушко П. Об основах развития исполнительских навыков баяниста. – В кн.: Методика обучения игре на народных инструментах. – Л., 1975.
5. Говорушко П. Основы игры на баяне. – М.-Л., 1966.
6. Дмитриев А. Позиционная аппликатура на баяне. (Правая клавиатура. Одноголосие). – СПб, 1998.
7. Крупин А., Романов А. Новое в теории и практике звукоизвлечения на баяне. – Новосибирск, 1995.
8. Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М., 1998.
9. Максимов В. Баян. Основы исполнительства и педагогики. (Психомоторная теория артикуляции на баяне). – СПб., 2003.
10. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. – М., 1999.
11. Ризоль Н. Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне. – М., 1977.
12. Ризоль Н., Яшкевич И . Школа двойных нот для баяна. – Киев, 1989.
13. Семенов В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово-выборном баяне. – В кн.: Баян и баянисты. Вып. 4. – М., 1978.
14. Фейгин М. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. – М., 1973.
15. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М., 1968.
16. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. – М., 1987.
17. Ястребов Ю. Основы баянной аппликатуры. – Дальневосточный университет. Владивосток, 1984.
Андрюшенков Г. Школа-самоучитель игры на балалайке. Учебное пособие с хрестоматией. СПб.: Композитор, 2002.
Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке – Л., 1983.
Пересада А. Справочник балалаечника. – М.,1977.
Нечепоренко П, Мельников В. Школа игры на балалайке. – М., 1991.
Цветков В. Школа игры на балалайке. – М., 2000.
Шалов А. Основы игры на балалайке. – Л., 1970.
Александров А. Азбука домриста. – М., 1963.
Александров А. Школа игры на трехструнной домре. – М., 1990.
Александров А. Способы извлечения звука, приемы игры и штрихи на домре. – М.,1975.
Вольская Т., Уляшкин М. Школа мастерства домриста. – Екатеринбург, 1996.
Круглов В. Искусство игры на трехструнной домре. – М., 2001.
Ставицкий 3. Начальное обучение игре на домре. – Л., 1984.
Чунин В. Школа игры на трехструнной домре.
Андреева Л. Методика преподавания хорового дирижирования, 1969.
Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. – М., 1957.
Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. – М., 1967.
Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М., 1951.
Живов В. Теория хорового исполнения. – М., 1998.
Краснощёко в В. Вопросы хороведения. – М., 1969.
Левандо П. Проблемы хороведения. – JL, 1974.
Пигров К. Руководство хором. – М., 1964.
Птица К. Очерки по технике дирижирования. – М., 1948.
Соколов В. Работа с хором. – М., 1961.
Струве Г. Хоровое сольфеджио.
Хазанов А. Как разучивать произведения с хором. // Работа в хоре. – М., 1960.
Чесноков П. Хор и управление им. – М., 1952.
Шамина Л. Работа с самодеятельным коллективом. – М., 1998.
Снегирев В. Школа игры на двухрядном ксилофоне. – М., 1983.
Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. – М., 1971.
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. – М., 1952.
Купинский К. Школа игры на литаврах. – М., 1948.
Галоян Э. Практический курс методики игры на литаврах. – М., 1974.
Стойко В. Школа игры на ударных инструментах. – Краков, 1966.
1. Должиков Ю. Техника дыхания флейтиста.
2. Должиков Ю. Артикуляция и штрихи при игре на флейте.
3. Келлер. Школа игры на флейте.
4. Моиз М. Техническое мастерство флейтиста–виртуоза.
5. Платонов Н. Школа игры на флейте.
6. Фюрбенау А. Школа беглости.
7. Цыбин В. Основы техники игры на флейте.
1. Блажевич В. Школа для раздвижного тромбона в ключах.
2. Зейналов М. Развитие нижнего регистра на басовом тромбоне.
3. Маджио Л. Основной курс для трубы и медных духовых инструментов.
4. Томпсон Дж. «Базинг» для медных духовых инструментов.
1. Александров Н. Оркестровые трудности 1,2 части.
2. Диков Б. Школа игры на кларнете.
3. Розанов С. Школа игры на кларнете 1,2 части.
1. Назаров Н. Школа игры на гобое.
2. Оленчик И. Школа игры на деревянных духовых инструментах.
3. Пушечников И. Школа игры на гобое.
4. Слонимский П. Оркестровые трудности для гобоя. 1 часть.
Источник
Методическая литература для преподавателей фортепиано
Список самой лучшей литературы по методике игры на фортепиано:
1. Теплов Б. Психология музыкальных способностей.
2. Н. Голубовская. О музыкальном исполнительстве.
3. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано
4. Д.К. Кирнарская. Музыкальные способности
5. Г.Г.Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры.
СКАЧАТЬ
6. Е.Либерман. Работа над техникой
СКАЧАТЬ
7. Г.Коган. Работа пианиста
8. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики
9. Асафьев. Б Музыкальная форма как процесс
( Скачать с Deposit, Скачать с Turbobit )
10. Г.Коган. О фортепьянной фактуре.
( Скачать с Deposit, Скачать с Turbobit )
11. Н. Голубовская — Искусство педализации. 1974 год
( Скачать с Deposit, Скачать с Turbobit )
12. Коган Г. — У врат мастерства — 1977
13. А.Вицинский- Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением-2004
14. И.П.Равчеева Настольная книга музыкального руководителя
15. Л. Маккиннон – Игра наизусть
16. А.П.Щапов – Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. 2002 год
Раздел постепенно будет пополняться!Если у Вас имеются отличные книги по исполнительству??оставляйте в комментариях ссылку,мы опубликуем книгу на сайт!
Источник
Методическая литература для преподавателей фортепиано
Автор: Н. Крючков
Год: 2017
Издательство: Лань
Страниц: 112
Формат: PDF
Размер: 3,6 МВ
Язык: русский
Настоящая работа представляет собой систематизированные методические заметки по обучению искусству аккомпанемента.
Обычное воспитание пианиста-солиста не обеспечивает музыкально-технической подготовки, необходимой для специфической деятельности пианиста-аккомпаниатора. В данной книге автор освещает важные вопросы этой специальности: как быстро и грамотно ориентироваться в фактуре, определять общую гармоническую основу нотного текста; как бегло справляться с партией рояля, изложенной на трех и более нотных станах; как важно уметь транспонировать; как разучивать с певцом концертный репертуар и т.п.
В Приложении содержатся выдержки из книги Ф.-Э. Баха «Опыт изложения правильного способа игры на клавикорде» в переводе Н. А. Крючкова.
Издание адресовано педагогам и студентам-пианистам, практикующим концертмейстерам и аккомпаниаторам.
Автор: О. Рафалович
Год: 1963
Издательство: Музгиз
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 2,0 МВ
Язык: русский
От редактора: Настоящая брошюра посвящена методу транспонирования, разработанному педагогом Первой детской музыкальной школы Фрунзенского района Ленинграда О. В. Рафалович. Метод этот дал поистине блестящие результаты: дети в возрасте 7—8 лет свободно транспонируют музыкальные пьесы средней трудности в любую предложенную им тональность, причем делают это не только индивидуально, но и в ансамбле — в 4, 8, 6 рук. Система занятий транспонированием, предложенная Рафалович, базируется на развитии музыкального слуха, развивает музыкальное мышление учащихся, а также включает в себя чисто технологические приемы. Сказанное заставляет рекомендовать метод Рафалович к широкому внедрению в практику ДМШ.
Автор: А. Шмидт-Шкловская
Год: 1985
Издательство: Музыка
Страниц: 70
Формат: PDF
Размер: 3,2 МВ
Язык: русский
Автор книги обобщает многолетний опыт работы в ДМШ в области воспитания естественных пианистических навыков, развития техники и лечения профессиональных заболеваний рук пианистов.
Автор: С. Савшинский
Год: 1963
Издательство: Советский композитор
Страниц: 117
Формат: PDF
Размер: 4,7 МВ
Язык: русский
Отвечая назревшей потребности, за последние годы появился ряд книг, посвященных вопросам гигиены умственного труда. Многое из сказанного в них может быть использовано и музыкантом-исполнителем. Однако в работе последнего имеется своя специфика, требующая особого рассмотрения. Об этом говорит хотя бы то, что в его деятельности совмещаются умственный и физический труд. Я попытался восполнить пробел в этой области.
Изложение общих положений книги строится на примерах работы пианиста, но устанавливаемые закономерности большей частью сохраняют свое значение и для представителей других музыкально-исполнительских профессий.
Книга обращена к студентам и преподавателям всех ступеней музыкального образования, к представителям всех видов музыкально-исполнительской деятельности — солистам, ансамблистам, оркестрантам и т.д. Особое значение она приобретает для учащихся-заочников, которые не имеют повседневного контролера и советчика в лице педагога. Читатель не найдет здесь «сборник рецептов» на случай той или иной пианистической «болезни». Моей задачей было исследование условий, необходимых для того, чтобы работа была радостной, плодотворной и не угрожала здоровью даже при большой нагрузке.
Автор: Н. Метнер
Год: 1979
Издательство: Музыка
Страниц: 72
Формат: DJVU
Размер: 1,8 МВ
Язык: русский
Николай Карлович Метнер во время занятий композицией или игрой на фортепиано обычно вел краткие записи. Он записывал, над какими пьесами работал, сколько времени занимался, на что следует обратить особое внимание. Записи эти разного характера. Иногда они имеют принципиальное, обобщающее значение, но чаще всего представляют собой краткие напоминания самому себе, сделанные на определенном этапе разучивания той или иной пьесы. Метнер настойчиво рекомендовал и своим ученикам сразу записывать соображения, возникающие во время занятий. Он считал, что не нужно излишне обременять свою память, так как простые и, казалось бы, очевидные истины нередко забываются в процессе работы.
Такой крупный музыкант и пианист, как Метнер, признавал необходимым постоянно напоминать себе: «слушать и слушать, не смотреть на клавиши»; «погружение в тишину, и все из тишины»; «закрывать глаза»; «долой акценты, острые удары и вообще какое бы то ни было напряжение»; «локти врозь и на свободу»; «не насиловать пальцевого рычага» и т. п.
Заметки сугубо интимны, они предназначались Метнером только для себя. Поэтому некоторые записи глубоких мыслей отличаются такой лаконичностью, что смысл их не сразу может быть понят, требуя медленного, вдумчивого чтения. Например: «все должно быть под рукой»; «помнить о темпах в связи со звуком данного рояля»; «давать то, что дается»; «помнить о широких линиях, волнах, перспективах» и т. п.
Как в работе с учениками, так и в своих личных занятиях Метнер всегда творчески искал новых путей, отвергая догматический подход. Поэтому его указания иногда кажутся противоречивыми, на самом же деле это лишь гибкое приспособление к тем или иным особенностям психического склада исполнителя и строения его рук, к требованиям интерпретации различных произведений в зависимости от этапов подготовительной работы.
Записные книжки Метнера дают редкостную возможность заглянуть в творческую лабораторию выдающегося композитора и исполнителя, глубоко анализирующего и превосходно организующего процесс своей работы. Именно последнее позволило Метнеру создать 62 опуса сочинений и при этом добиться необычайного исполнительского совершенства, хотя он уделял игре на фортепиано не больше четырех часов в день (по два часа утром и вечером).
Многие мысли из записей могут помочь нашим молодым музыкантам найти продуктивные методы работы.
В приложении приведены упражнения, частично имеющиеся в записных книжках, частично продиктованные Метнером его ученикам.
Кроме упражнений Метнер постоянно пользовался для тренировки некоторыми этюдами Крамера, сонатами Д. Скарлатти, прелюдиями и фугами из «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, 32 вариациями Л. Бетховена, почти всеми этюдами Ф. Шопена, некоторыми этюдами Ф. Листа.
Автор: О. Мамзикова
Год: 2009
Издательство: Тольятти: ДШИ «Форте»
Страниц: 56
Формат: PDF
Размер: 9,3 МВ
Язык: русский
Данное учебно-методическое пособие представляет собой сборник этюдов для учащихся младших классов фортепианного отделения музыкальных школ и школ искусств и создан с целью технического развития учащихся.
Сборник открывает методическое предисловие «от составителя», в котором изложены общие положения по проблеме освоения технических навыков юными пианистами. Он состоит из двух разделов, соответственно для первого и второго годов обучения. Каждый раздел предваряется предисловием, в котором автор делает необходимые методические рекомендации и пояснения к представленному далее нотному материалу.
Предлагаемый репертуар включает произведения русских, зарубежных и советских композиторов.
Используемый в сборнике прием ритмодекламации диктует сопровождение этюдов небольшими стихотворениями, сочиненными автором-составителем пособия, призванными помочь ученику справиться с метроритмическими трудностями. Сборник ярко иллюстрирован рисунками учащихся второго класса художественного отделения ДШИ «Форте».
Пособие адресовано прежде всего педагогам фортепианных отделений детских школ искусств и музыкальных школ, а так же может быть интересно для всех, интересующихся данной тематикой.
Автор: Г. Садыхова
Год: 2015
Издательство: Владимир: ВлГУ
Страниц: 168
Формат: PDF
Размер: 1,6 МВ
Язык: русский
Издание является фундаментальным трудом, охватывающим материал по проблемам исполнения национальной музыки на уроках фортепиано. Раскрывая характернейшие черты, присущие национальным композиторским школам Российской Федерации, Украины, Закавказья, Туркмении, Казахстана, Эстонии, Молдовы, автор даёт одновременно методические рекомендации, объясняющие не только основы музыки каждого народа, но и выбора правильного подхода и соответствующей трактовки избранных сочинений, написанных в классической форме.
Предназначено для студентов музыкальных учебных заведений очной и заочной форм обучения направлений 073100 «Музыкально-инструментальное искусство», 050100 «Педагогическое образование», изучающих курс «Фортепиано», и исполнителей других специальностей, а также для преподавателей и учащихся музыкальных школ, колледжей, вузов, всех интересующихся проблемами методики музыкального исполнительства.
Рекомендовано для формирования профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС 3-го поколения.
Автор: В. Черемушкина
Год: 2014
Издательство: Челябинск: ДШИ №8
Страниц: 38
Формат: PDF
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский
В данной разработке представлены различные методы работы над гаммами на разных этапах воспитания пианиста. Автор рассматривает развитие фортепианной техники в связи с задачами художественно – исполнительского мастерства. Представленные упражнения являются как авторскими, так и из указанных методических источников.
Автор: А. Ксенжик
Год: 2013
Издательство: Смоленск: МБОУДОД ДМШ №1 имени М.И. Глинки
Страниц: 30
Формат: PDF
Размер: 3,2 МВ
Язык: русский
Работая в ДМШ, каждый ищущий педагог находится в постоянном процессе освоения и осмысления огромного материала, а также разнообразных педагогических методик. Особенности работы педагога–инструменталиста, и в частности, в классе специального фортепиано таковы, что дети приходят к нам в возрасте 5-7 лет, и мы ведѐм их до выпуска из школы. А начальный этап имеет свою специфику, учитывающую как возрастные психологические способности, так и индивидуальные творческие способности и возможности ребёнка.
В этой работе мне хотелось поделиться опытом одной из сторон своего подхода к проблеме обучения маленьких детей в подготовительном классе, так как, общаясь с молодыми коллегами, видела их интерес к методике донотного периода и особенностям работы с малышами. Безусловно, пособий и методик много. Их необходимо тщательно изучать. Но порой обмен опытом в откровенных беседах тоже очень помогает нам, а особенно молодым педагогам, в поиске своего творческого педагогического пути.
Автор: С. Кривоплясова
Год: 2013
Издательство: Пермь: —
Страниц: 36
Формат: PDF
Размер: 1,0 МВ
Язык: русский
Данная тетрадь объединяет в себе теоретические и ритмические задания, творческие упражнения и легкие пьесы для фортепиано. Идея создания возникла в связи с тем, что на начальном этапе обучения занятия на инструменте должны быть совмещены со знакомством с элементарными теоретическими понятиями, которые в дальнейшем будут изучаться на предмете сольфеджио.
Материал в пособии расположен от простого к сложному, так, как он обычно изучается на занятиях: знакомство с нотами проходит одновременно с изучением длительностей и пауз. Музыкальный материал составляют в основном детские песни, которые даны со словами для развития также вокально-интонационных навыков. Предложенные мелодии удобны для запоминания даже для тех учеников, у которых нет инструмента дома.
В конце тетради имеются чистые нотные строчки для записи дополнительного материала для изучения.
Рабочая тетрадь предназначена для первого года обучения в классе общего фортепиано и для учащихся подготовительного класса специального фортепиано ДШИ.
Автор: С. Неволина
Год: 2013
Издательство: Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского
Страниц: 122
Формат: PDF
Размер: 4,1 МВ
Язык: русский
Данная работа посвящена следующим аспектам обучения и развития начинающего музыканта: знакомству с музыкальной грамотой и формированию первоначальных игровых и слуховых навыков юного пианиста, выразительным возможностям фортепианного звука и вырабатыванию слуховой восприимчивости, воспитанию полифонического мышления и развитию навыка чтения с листа. Систематизация приобретения юными музыкантами знаний и умений по представленным вопросам апробирована на практике и дает положительные результаты, поэтому данное пособие может быть использовано преподавателями ДМШ и ДШИ.
Автор: С. Фейнберг
Год: 1969
Издательство: Музыка
Страниц: 608
Формат: PDF
Размер: 11,0 МВ
Язык: русский
На страницах книги выдающегося пианиста, композитора и педагога рассыпаны интереснейшие размышления о фортепианном искусстве, а также бесценные советы и рекомендации, которые помогут педагогам и учащимся избежать «напрасных усилий, даром потраченных часов, кривых дорог и тупиков, уводящих от цели искусства».
Многие из установок Фейнберга уже давно вошли в пианистическую практику — ведь они помогают исполнителю обрести желанную гармонию в решении технических и интерпретаторских задач. Внимание читателей привлекут и рассуждения автора, касающиеся фортепианных стилей, музыкального образа и артистической индивидуальности.
Автор: Ю. Августинов
Год: 1989
Издательство: Музыка
Страниц: 120
Формат: PDF
Размер: 8,3 МВ
Язык: русский
Звучащий мир музыки широк и многообразен. Благодаря развитию телевидения, радио, звукозаписи он все активней проникает в нашу жизнь, вызывая ответное желание не только пассивно воспринимать, но и посильно участвовать в его создании.
Наиболее прямой путь к этому — домашнее музицирование. Этот способ общения с прекрасным дает ни с чем не сравнимую радость, хотя он затруднен выполнением целого ряда условий. И главное из них — умение играть на каком-либо инструменте (чаще всего на самом распространенном и универсальном — фортепиано).
Хорошо, конечно, если обучение игре на инструменте начато еще в детстве: в этот период все усваивается быстрее и прочнее. Но те, кто не смог сделать этого вовремя, не должны отчаиваться: даже в зрелом возрасте можно научиться играть вполне удовлетворительно. Обучение игре на фортепиано взрослого человека имеет свою специфику. Руки взрослых, как правило, менее пластичны, чем руки ребенка, и, следовательно, медленнее приспосабливаются к клавиатуре, мышечные усилия координируются хуже. Но вместе с тем, обладая большим жизненным и музыкальным кругозором, взрослый может быстрее овладеть художественно-смысловой стороной произведения и при достаточной настойчивости и усердии в более сжатые сроки научиться играть на фортепиано. При этом следует иметь в виду, что приобретение даже самых. простых исполнительских навыков требует весьма и весьма длительного времени: период обучения профессионального пианиста составляет около 15 лет.
Предлагаемая 1-я часть Самоучителя предназначена для взрослых, не имеющих никакой музыкальной подготовки, и рассчитана примерно на один год самостоятельной и, подчеркиваю, настойчивой и регулярной работы. Того, кто ждет, что, посидев за инструментом по полчаса два-три раза в неделю, он за месяц-другой овладеет всеми секретами пианизма и заиграет вальсы Шопена или сонаты Бетховена, постигнет разочарование: в лучшем случае он научится лишь бренчать одним пальцем по клавишам.
При серьезной и вдумчивой ежедневной работе за инструментом в течение года самостоятельных занятий предполагается освоение основных приемов игры, овладение необходимым минимумом теоретических знаний. К концу года надо уметь исполнить несложное произведение, помещенное в 1-м разделе хрестоматии, подобрать мелодию и простейшее сопровождение к ней, играть с листа нетрудный нотный текст, приобрести первоначальные навыки аккомпанемента. Чтобы успешно выполнить эту задачу, следует регулярно заниматься не менее одного-полутора часов в день.
В процессе обучения игре на фортепиано большое значение имеет тренировка — в этом отношении исполнительское искусство сродни спорту. Любая же тренировка требует времени и внимания, поэтому надо набраться терпения и решимости в преодолении различных трудностей. Желательно не ограничиваться усвоением лишь сведений, помещенных в данном Самоучителе. Проявляйте инициативу и читайте литературу по всем музыкально-теоретическим вопросам — она поможет быстрее и лучше ориентироваться в сложном мире музыки. Старайтесь также как можно чаще слушать хорошее исполнение (и не только фортепианное) — оно разовьет вкус и расширит музыкальные представления.
Безусловно, автор отдает себе отчет в том, что форма «заочного обучения» — а именно на это и рассчитан данный Самоучитель — имеет свои проблемы, так как любой вид занятий предполагает последующую проверку и контроль квалифицированного специалиста для исправлений тех или иных ошибок. Поэтому при дальнейшем обучении было бы целесообразно воспользоваться консультацией педагога-профессионала или продолжать занятия в соответствующем кружке, студии или ином учебном заведении для взрослых.
Автор: И. Рябов. С. Рябов
Год: 1988
Издательство: Музична Украiна
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 2,5 МВ
Язык: русский
Чтение с листа. Это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманных композитором, без предварительного фрагментарного проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным с осмысленной фразировкой и с выполнением всех авторских указаний. При развитом навыке игры с листа тесно взаимодействуют зрение, слух, моторика при активном участии внимании, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя.
Таким образом, воспитание навыков хорошего чтения с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы преподаватель воспитывал в учениках осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание.
Большое значение для развития учащегося и для его будущей деятельности имеют систематические занятия по чтению нот с листа. Необходимо учитывать, что развитие этих навыков зависит от всего музыкального опыта учащегося, от общего уровня его музыкальной и технической подготовки, от богатства и яркости получаемых им музыкальных впечатлений, от количества проходимых им музыкальных произведений и его теоретических знаний. Особенно тесно навыки разбора и чтения нот связаны с развитием так называемого «внутреннего слуха». Поэтому успешное развитие этих навыков возможно лишь на основе серьезной и разносторонней музыкально-воспитательной работы.
Руководство педагога чтением с листа осуществляется путем подбора музыкального материала и практической помощи учащемуся в процессе работы. Педагог должен продуманно выбирать материал для чтения, учитывая интересы и запросы учащегося. Не следует давать для чтения произведения, которые по своему содержанию и музыкальному языку не могут доставить учащемуся удовлетворения. Материал настоящего учебно-методического пособия является доступным, увлекательным и имеет воспитательное и познавательное значение. Работать с данным пособием можно как в классе, так и дома.
Автор: Л. Шевченко
Год: 2016
Издательство: М.: ДМШ им. Гольденвейзера
Страниц: 12
Формат: PDF + MIDI
Размер: 4,5 МВ
Язык: русский
Развитие музыкального слуха является первоочередной задачей при воспитании музыканта. Для джазового музыканта это имеет особенное значение, так как ему приходится играть музыку не только по нотам, но и по слуху, а также импровизировать. Да и сама специфика джазового исполнительства (что касается ритмики, артикуляции, акцентирования, фразировки) не поддаётся, как известно, точной нотации и осваивается музыкантами на слух.
В сложившейся на сегодняшний день системе музыкального образования развитие музыкального слуха целенаправленно ведётся на уроках сольфеджио. В классе специальности эта способность ученика зачастую развивается самопроизвольно и фактически не управляется преподавателем. Известно, однако, что данная способность поддаётся педагогическому воздействию и «может быть очень сильно увеличена путём специальных упражнений» (Б.М. Теплов). О некоторых таких специальных упражнениях речь и пойдёт в настоящем пособии. Пособие дополняет аудиоприложение.
Автор: Ф. Гюнтен
Год: 1928
Издательство: Музыкальный сектор
Страниц: 125
Формат: PDF
Размер: 9,8 МВ
Язык: русский
Репринтное издание.
Занятия учащегося, на каком бы то ни было инструменте, разделяются на две части. К первой части относятся развитие слуха и изучение знаков, употребляемых для письменного изображения: 1) напева (мелодии); 2) степени силы и мягкости звуков; 3) украшений; 4) движения, от которого зависит характер пьесы, и 5) выражений, оживляющих музыку. Ко второй части относится приобретение механизма для правильного и свободного исполнения.
Чтобы быть исполнителем художником, необходимо изучить обе части.
Излишне было бы доказывать, что изучение механизма не может предшествовать изучению правил. Учить играть на фортепиано того, кто не имеет еще понятия о начальных правилах музыки, будет то же, что учить читать ребенка, который не может выговаривать слова. Все знаменитые преподаватели поставили законом, в самом начале учения, развивать слух учащегося посредством занятия сольфеджио (пением интервалов). К сожалению, это правило редко исполняется в наше время. Надеемся, что эта книга убедит большую часть преподавателей в непреложности этой основы музыкальных познаний. Следуя общепринятой системе, в начале Школы содержится изложение начальных правил музыки, однако значительно большую часть Школы занимают упражнения для развития необходимых пианистических навыков.
Автор: Н. Ишкова
Год: 2007
Издательство: Красноярск: —
Страниц: 76
Формат: PDF
Размер: 1,5 МВ
Язык: русский
Простодушно-наивное детское «почему?» является главным способом мышления и движет мировой прогресс. С этим вечным «почему?» ребенок впервые переживает радость открытия и начинает свой путь освоения окружающей действительности. Именно метод совместных открытий помогает развить в синкретическом мировосприятии ребенка, еще очень зависимом от эмоциональной окраски, умение анализировать.
Учитель не должен забывать, что в возрасте 6-9 лет у ребенка преобладает непроизвольная память. Запоминается, главным образом, то, что ИНТЕРЕСНО, а не то, что надо запомнить! Благодаря потребности в игре и напряженно – эмоциональной насыщенности всей жизни ребенок значительно лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия.
Знания, «добытые» ребенком в игровой форме, при помощи эмоционально-насыщенного аналитического метода, позволяют, в дальнейшем, успешно развивать опосредованную, механическую и другие виды памяти, неразрывно связанные с мыслительным процессом. Именно в игре ребенку все легко и доступно, именно в игре ребенок может освоить абстрактные понятия и приобретает способность к сложным мыслительным процессам анализа и синтеза. И именно в игре ребенок получает необходимую для обучения мотивацию. Музицирование, само по себе, не даст ожидаемого результата, если не будут развиты творческий потенциал ребенка, если в нем не разовьется мотивационная активность в освоении музыкального искусства.
Наиболее перспективным, в этом направлении, автору представляется путь эмоционально-ценностного развития учащихся. Обучение и развитие по этому принципу, означает ориентирование, отбор содержания по эмоционально-смысловым критериям. Именно музыкальное искусство за время своего существования сконцентрировало в себе ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ общества, усвоение которых необходимо начинать с раннего детства.
Понятия «настроения», «эмоции», «состояния», «чувства», составляющие сущность художественного образа музыки, должны стать основополагающими в познавательном процессе ребенка. На этом утверждении и построено представленное читателю методическое пособие.
Автор: Е. Данчина
Год: 2014
Издательство: Саранск: ГУДОД «РДМШИ»
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 0,6 МВ
Язык: русский
Отправным моментом, «пусковым раздражителем» в сложном процессе активизации творческого потенциала школьников является импровизация. Психологическая суть этого явления заключается, прежде всего, в мгновенной психологической реактивности импровизатора, в рождении им непредвиденного и самобытного.
Понятие импровизации очерчивает широкий круг различных музыкальных феноменов, отличающихся друг от друга в разных отношениях. Любая импровизация всегда опирается на огромную предварительную подготовку и изучение музыкального материала.
Автор: Л. Костина
Год: 2015
Издательство: Курск: ДШИ №3
Страниц: 18
Формат: PDF
Размер: 0,5 МВ
Язык: русский
Для мастерства педализации должна быть воспитана быстрота и точная реакция и слуха, и движений ноги на художественную цель. Если движения ноги на педаль неуловимы в подробностях, это не означает, что акт педализации целиком не поддается осознанию. Шопен, единственный композитор, тщательно записывающий педализацию. Но, и он пишет педаль только в легко обозримых сознанием случаях. Рядом с его педальными указаниями пустоты. Это не означает, что в таких случаях Шопен предлагает играть без педали. Просто, педализация слишком тонка и зависит от того, что делают руки. Воспитанное ухо сумеет дать верный приказ ноге и руке.
Нельзя точно отрегулировать гамму педальных оттенков, ровно, как и гамму динамических нюансов. Точная запись учитывает только момент нажатия, а глубина нажатия уже выпадает из поля зрения. С педагогической точки зрения точная запись педали порочна, так как лишает ученика инициативы. Особенно вредно то, что точная запись сосредотачивает внимание на движениях ноги, приучает ногу следовать за приказом зрения, а не слуха. Конечно, для памяти невнимательным ученикам возможно вписывать педальную идею. Ни заучивать, ни переучивать педаль нельзя. Смысл ее нужно понимать, а не запоминать. Выучивать пьесу без педали, а потом прибавлять педализацию – неверно! Нужно сразу ею пользоваться при разборе. Потом от нее следует отказаться в рабочем порядке на время. Если ученик привыкнет играть без педали, то эта привычка не педализировать может укорениться, и он обнаружит, что ноги окажутся помехой для пальцев.
В пособии рассмотрены различные случаи применения педали. К сожалению, ноты не всех рассматриваемых произведений включены в пособие. Однако произведения эти часто встречаются в нотной литературе, поэтому автор надеется, что читателю не составит большого труда найти их.
Автор: Г. Садыхова
Год: 2003
Издательство: Владимир: ВГПУ
Страниц: 378
Формат: PDF
Размер: 3,6 МВ
Язык: русский
Данное пособие является фундаментальным трудом, охватывающим материал по проблемам фортепианного исполнительства и педагогики. В рамках достаточно ограниченного объема читателю предлагается комплексная информация: характеристика основных составляющих фортепианной выразительной техники, их стилистическое оформление и исполнительские задачи в интерпретации сочинений различных авторов. Пособие разделено автором на две части, одна из которых посвящена урокам выдающихся пианистов-педагогов. Пособие предназначено для обучающихся по специальности “фортепиано” в музыкальных училищах и на музыкально-педагогических факультетах.
Источник