Методическая разработка работа над полифонией для фортепиано

Разработка открытого урока по теме «Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в классе фортепиано в младших и средних классах ДМШ/ДШИ»
учебно-методический материал по музыке

Полифонические произведения — область фортепианного репертуара, всегда предъявляющая максимально высокие требования к слуховой сфере учащегося – пианиста. Правильное полифоническое воспитание на первых этапах предусматривает выработку умения слышать мелодию «по горизонтали», открывая в ней эмоционально – интонационную выразительность.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_razvitie_navykov_polif_slyshaniya.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО СЛЫШАНИЯ

В РАБОТЕ НАД ПОЛИФОНИЕЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В МЛАДШИХ И СРЕДНИХ КЛАССАХ ДМШ/ДШИ»

Тема: «Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в младших и средних классах ДМШ/ДШИ»

Наименование дисциплины : фортепиано

Место проведения урока : ДМХШ «Апрель» им. В.И. Михайлусова г. Димитровграда Ульяновской области, концертный зал.

Цель занятия : Закрепить теоретические знания о полифонии, применить полученные знания, навыки и умения в исполнении полифонических произведений

Тип урока: развивающе-обобщающий

Порядок проведения урока : исполнение полифонических пьес и показ методов работы над ними в процессе изучения

Технические средства: Фортепиано, ноты музыкальных произведений

Литература: А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Москва «Советский композитор» 1985 г.

План урока: 1. Приветствие. Организационный этап.

2. Краткое изложение темы, цели и порядка проведения урока.

3. Порядок исполняемых произведений:

Г.Ф. Гендель Менуэт ми-минор

И. Пахельбель Фугетта До-мажор

К.Эйегес Обработка русской народной песни «Вдоль по улице»

Урок проводится с обучающимися: Уткина Полина (2кл.), Кудряшова Надежда (4 кл.), Казаков Павел (4 кл.).

Наш сегодняшний урок посвящен полифонии, и в начале этого занятия мы поговорим о том, что такое полифония.

Вопросы к ученикам:

1. От слияния каких двух греческих слов произошло слово «полифония»? (poly – много, phone – звук, голос)

2. Что такое полифония? (многоголосье)

3. Сколько голосов может быть в полифонии? (два и более)

4. Есть ли в полифониях аккомпанемент? (нет)

5. Сколько видов полифонии вы знаешь? (три)

6. Перечислите три вида полифонии. (контрастная, имитационная, подголосочная)

Сегодня мы будем говорить о каждом виде полифонии.

КОНТРАСТНАЯ ПОЛИФОНИЯ – что это за вид полифонии? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что такое контраст. Контраст – это резкое отличие между чем-либо. В русском языке контрастными являются слова, противоположные по значению, слова-антонимы: сладкий – горький, горячий – холодный, белый – черный. В музыке так же есть контрасты: регистр: верхний – нижний; длительности: долгие – короткие; штрих: легато – стаккато; динамические обозначения: форте – пиано, крещендо – диминуэндо.

Итак, в контрастной полифонии мы имеем два голоса, каждый из которых ведет свою самостоятельную мелодию, и, при этом, эти голоса контрастируют между собой (сильно отличаются друг от друга).

Вопросы к ученице Уткиной Полине:

1. Какие произведения обычно относятся к контрастной полифонии? (старинные танцы: менуэт, полонез, сарабанда, куранта, жига и др.)

2. Какое произведение из тех, что мы выучили в этом году, относится к контрастной полифонии? (Менуэт Г.Ф. Генделя)

Георг Фридрих Гендель–старинный немецкий композитор, полифонист.

Менуэт – старинный танец, в умеренном темпе, в размере три четверти. Танцевали менуэты во дворцах, на балах, характерные движения – небольшие шаги, поклоны, приседания (иллюстрация на стр.71 А.Атоболевская «Первая встреча с музыкой»)

Характер менуэта – мягкий, плавный. Форма – трехчастная, не репризная. Тональность – ми минор.

(ученица исполняет произведение)

В чем заключается контраст голосов в этом произведении? (регистры, длительности, направление движения голосов, протяженность мелодических фраз, динамические оттенки)

Методы работы над контрастной полифонией (педагогам) :

Основная задача при изучении полифонии – научиться слышать и вести самостоятельные мелодические линии голосов, поэтому каждый голос требует тщательной проработки. Работаем кусочками по четыре такта:

1. Разбор каждого голоса, штриховые и интонационные особенности. (показ)

2. Ученик играет и поет один голос, педагог играет другой голос, затем – наоборот. (показ)

3.Ученик играет верхний голос, педагог – нижний в октавном удвоении. (показ)

4.Ученик играет оба голоса, но увеличивает расстояние между голосами . (показ)

При работе над каждым голосом анализируем построение мелодии, развитие, кульминацию, отрабатываем отдельные элементы.

Второй вид полифонии, о которой мы сегодня будем говорить, имитационная полифония.

Вопросы к ученице Кудряшовой Надежде:

1. Что такое имитация? (подражание) . В основе имитационной полифонии лежит какая-либо тема (мелодия), которая звучит поочередно во всех голосах.

2.Какие произведения относятся к имитационным полифониям? (каноны, инвенции, фуги, фугетты) . Фугетта–полифоническое произведение. Относительно простая по художественно- образному содержанию, композиционным приёмам и фактуре маленькая фуга, с проведением темы в первой части и с сильно сокращёнными второй и третьей частями.

Ученица исполняет Фугетту И. Пахельбеля.

Вопросы к ученице:

1. Сколько голосов в фугетте и сколько раз проводится тема? (четыре)

2. В каких регистрах проводится тема? (средний, нижний, верхний, средний) .

Методы работы над имитационной полифонией (педагогам) :

1. Разбор темы, ее штриховые, интонационные, ритмические особенности (показ).

2. Играем все проведения темы (показ).

3. Разбор противосложения, отрабатываем места, где присутствует двухголосие (показ).

4. Соединяем двумя руками, слушаем вступление и проведения темы. Одна из важных задач – поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном звучании. Какое отличие в звучании двух голосов? Каждый голос имеет свое “лицо”, характер, окраску. Ученице следует добиваться нужного туше: более звонкого, открытого звука в верхнем голосе; более густого, основательного, солидного и благородного звука в басу. Предлагается сыграть темы в разных голосах. Играть голоса с различной динамикой, попеременно выделяя то один, то другой. При игре всех голосов один из них петь.

Третий вид полифонии – подголосочная полифония.

Вопросы к ученику Казакову Павлу:

1. Что характерно для этого вида полифонии? (Здесь главный голос – запевала, остальные – подголоски, делают мелодию более красочной, выразительной)

2. Какие произведения относятся к подголосочным полифониям? (Обработки народных песен)

«Вдоль по улице» — так называется последнее произведение, которое мы сейчас покажем.

(ученик исполняет «Вдоль по улице» обр. К.Эйгеса)- русский композитор, пианист, педагог.

Вопросы к ученику:

1. Сколько частей в этом произведении? (три)

3. Какая рука исполняет главный голос? (правая)

4. Что играет левая рука? (подголоски)

5. Сколько голосов в подголосках?

6. Какая тональность?

Методы работы над подголосочной полифонией (педагогам) :

1.Разбираем и учим главный голос сначала со счетом, затем – с пением нот.

2.Разбираем подголоски, слушаем и поем двухголосие в подголосках («мужские» и «женские» голоса).

3.Соединяем двумя руками. Прорабатываем трудные места.

Подведение итога урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»класс — ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс).

Цель урока:· Развитие полифонических навыков.Задачи урока:· Обучить основным навыкам поэтапного разбора .

Цель урока: Обеспечить условия, при которых техническая оснащенность ученицы будет способствовать воплощению художественного замысла. .

Многие дети, приходя учиться на музыкальное отделение школы искусств, останавливают свой выбор на фортепиано. Богатая звуковая палитра этого инструмента, его темброво-колористические возможности изнач.

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur.

Краткий анализ трудностей, с которыми сталкивается ученик при работе над произведениями крупной формы на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано.Методический анализ работы над первыми Сонатин.

Методическая разработка открытого урока по теме «Создание диаграмм Excel и работа с ними».

Источник

Методическая работа «Формирование полифонического мышления начинающего пианиста (добаховский период)»

Методическая работа посвящена проблеме развития полифонического мышления начинающего пианиста, как одному из основных показателей мастерства музыканта. Научить полноценно воспринимать полифоническое изложение, ощущать его художественный смысл — является одной из главнейших задач преподавателя фортепианного класса.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskiy_doklad.docx 462.19 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение.
  2. Формирование полифонического мышления и навыков исполнения полифонии на начальном этапе обучения.

1. Полифонический слух, его компоненты.

2. Воспитание любви к полифонической музыке.

3. Основные типы полифонии и методы работы над пьесами полифонического склада.

Одним из важнейших условий развития начинающего пианиста является воспитание полифонического мышления, полифонического слуха и навыков исполнения полифонии. Рассмотрение этого вопроса является главной целью моей методической работы.

Фортепиано, в отличие от других музыкальных инструментов, — это многоголосный инструмент, инструмент-оркестр, с богатейшим тембро-динамическим потенциалом. Пожалуй, ни для одного другого инструмента не написано такое огромное количество произведений, как для фортепиано. Практически все композиторы писали фортепианную музыку, а некоторые сознательно ограничивали себя рамками именно этого инструмента, понимая его безграничные возможности. Играя на фортепиано, мы имеем дело не с одной мелодией, как, например, певцы или другие музыканты-инструменталисты, а с разнообразной, интересной и в такой же степени сложной звуковой «картиной». Фортепианная музыка уже в своей основе многослойна, полифонична.

Развитие полифонического мышления необходимо рассматривать как часть музыкального воспитания в целом, воспитания художественного вкуса, любви к музыке, и, в первую очередь, любви к родной, национальной музыке, а, следовательно, и к музыке полифонической. Сложность этих задач требует начинать занятия по развитию у учащихся навыков полифонической техники на более раннем этапе обучения, потому что недостаточное внимание к произведениям полифонического склада на начальном этапе приводит к механическому воспроизведению текста в отрыве от живой музыки.

Начальное обучение является самым главным, самым основным в общем музыкальном развитии ребенка, поэтому я рассматриваю здесь такие вопросы, как первое знакомство маленького пианиста с полифонией, начальные шаги ее изучения, а также как правильно преподнести новый и довольно сложный материал ученику, увлечь его и не допустить ошибок в исполнении пьес полифонического склада.

Мы должны научить своих учеников умению слушать и слышать, прививать им общую культуру, открыть эстетическую и познавательную ценность музыки, воспитать слух, руководить воспитанием исполнительского мастерства. Слушание и, конечно, самостоятельное исполнение полифонической музыки поможет правильно осознать красоту и богатство музыкальной культуры.

Научить ученика осознанно «петь» произведения, содержащие контрастные голоса, подголоски и имитации, а так же полноценно воспринимать полифоническое изложение, ощущать художественный смысл полифонических приемов, является одной из главных задач преподавателя фортепианного класса.

II. Формирование полифонического мышления и навыков исполнения полифонии на начальном этапе обучения.

  1. Полифонический слух, его компоненты.

Для формирования полифонического мышления начинающего пианиста педагог фортепианного класса должен отчетливо представлять, что же такое полифонический слух? Под полифоническим слухом понимается музыкальный слух в его проявлении по отношению к фактуре, образованной, как минимум, двумя голосами. В теоретической литературе этот термин употребляется в обозначении одного из компонентов гармонического слышания. В тоже время это понятие, как самостоятельное, широко распространено в обиходе педагогов-практиков и в первую очередь пианистов, которые постоянно имеют дело со слуховым восприятием и исполнительской трактовкой полифонических сочинений.

Полифонический слух – это комплекс целого ряда различных музыкальных способностей.

Это и мелодический слух, т.к. полифония состоит из мелодий или мелодических линий. Это и гармонический слух, т.к. мелодии выстраиваются в гармонии. Это и тембро-динамический слух, т.к. каждый голос характеризуется своим тембром и отличной от другого динамикой. Это и чувство ритма, т.к. в сочетающихся линиях голоса ритмически различны. Важным компонентом так же является чувство музыкальной логики и способность «охвата формы», т.к. лишь они позволяют услышать и осознать логику горизонтального продвижения и вертикального сочетания линий.

Все эти компоненты полифонического слуха находятся в активном внутреннем взаимодействии и выступают слитно, как целое.

Воспитание полифонического слуха, или, другими словами, способности расчленено, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одноименном развитии звуковых линий, — один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. Г.М.Цыпин писал: «Неверным было бы полагать, что «полифоническое ухо» тренируется лишь при соприкосновении музыканта с собственно полифоническими (в узком понятии) структурами. Практически оно оказывается необходимым всюду, где в фактурных образованиях наличествует хотя бы два контрапунктирующих элемента».

  1. Воспитание любви к полифонической музыке.

Опытным педагогам хорошо известна антипатия многих учащихся, и не только начинающих, к полифонии. Причина этого—восприятие ими полифонических пьес только лишь как трудных и скучных упражнений на соединение различных движений в двух руках. Заметно, что слуховое внимание ученика переключается с одного голоса на другой, выделяя лишь отдельные, наиболее выразительные моменты. Разрыв между слышанием и двигательным воплощением отрицательно влияет на музыкальное развитие ученика. Нередко он обнаруживается и у продвинутых учеников при исполнении сложной полифонии. Для предотвращения этой опасности необходимо воспитывать полифоническое слышание с первых шагов обучения, продуманно подбирать музыкальный материал, постепенно возрастающий по сложности, и неуклонно учить пользованию простыми и рациональными способами работы над полифонией.

Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него сочетанием выразительных мелодий певучего или танцевального склада; поэтому особо важно выбирать для каждого ученика доступные и привлекательные по музыкальной образности полифонические пьесы. Именно в этом проявится искусство педагога. Добавлю к этому, что помимо тщательного изучения немногих характерных полифонических пьес очень важно, чтобы ученик знакомился в общих чертах с разнообразными по складу пьесами, включающими отдельные моменты многоголосия.

Следовательно, подступы к полифонии начинаются с правильного восприятия и умения исполнять один из важнейших компонентов полифонической музыки, впрочем, как и музыки вообще – МЕЛОДИИ. Выполнение этой задачи надо начинать с первых прикосновений к клавиатуре, когда ученик учится брать отдельные звуки. Необходимо понять, что в зависимости от манеры прикосновения извлекаются разные по силе и окраске звуки. Затем уже научить его соединять два-три звука в мелодии. Попутно ученику следует растолковать, что звуки, как и слова, передают содержание, выражают разные чувства. А когда ребенок уже приобрел первоначальные навыки звукоизвлечения и научился играть короткие мотивы-попевки, можно перейти к игре небольших песенок в одну строчку.

Самый доходчивый по своему содержанию учебный материал для начинающих – это мелодии детских и народных песенок в легчайших одноголосных переложениях для фортепиано, которые можно найти в начальном разделе любого учебного пособия по фортепиано для начинающих. Здесь в центре внимания – МЕЛОДИЯ, которую, желательно, чтобы ученик сначала выразительно спел, а затем научился так же выразительно «петь» на фортепиано. Обобщая свой немалый педагогический опыт, могу с уверенностью сказать, что обращение к методу пропевания мелодии голосом очень помогает лучше её почувствовать, выразительнее исполнять на инструменте, более того, это помогает ученику быстрее заучить мелодию наизусть. Научившись исполнять одноголосную песню, ребенок вскоре переходит к игре мелодий с гармоническим фоном и эпизодическими подголосками. А в дальнейшем начинает постигать музыкальную ткань полифонического двухголосия.

3. Основные типы полифонии и методы работы над пьесами полифонического склада.

Полифонию, доступную уже в первые годы обучения, можно разделить на три группы. Первая из них — народно-песенная музыка подголосочного склада, где второй голос (или несколько голосов) не является самостоятельным: он поддерживает, обогащает основной напев. Вторую группу образуют пьесы с простой имитацией (повторение основной темы в другом голосе), а так же стреттной имитацией ( канон). И третья группа – это пьесы с двумя контрастирующими голосами. В большинстве из них основную по выразительности мелодию ведет верхний голос, которому противостоит самостоятельная, но интонационно менее значительная линия баса (контрастная полифония).

Итак, значительную часть репертуара на начальном этапе обучения составляют народные и детские песни в лёгкой обработке для фортепиано. Это даёт возможность воспитывать детей на музыке, в которой сохранены свойственные человеческому голосу живость и теплота. Близкие детям по своему содержанию и простоте музыкального языка, они позволяют педагогу преподнести в доступной форме первые сведения о строении пьес. На примере этих обработок ученик получит первое представление о подголосочной полифонии и простейшей имитации.

Приведу музыкальные примеры из следующих сборников: «Сборник фортепианных пьес» под редакцией С.Ляховицкой, «Юным пианистам» (ред. В.Шульгиной), «Современный пианист», (ред.М.Соколова).

Например, при разучивании обработки русской народной песни «Ах, ты, зимушка-зима» можно показать ученику, как начало мелодии исполняет запевала, а затем к нему присоединяется весь хор, который развивает основную мелодию, усиливает её выразительность:

Разучивая каждый голос отдельно, ученик знакомится здесь с особенностями подголосков в русской народной песне, с их самостоятельностью и вместе с тем – общностью. На уроке педагог может предложить ученику исполнить песню «хоровым» способом, разделив роли: ученик играет выученную дома партию запевалы, а педагог на другом рояле «изображает» хор. Через два – три урока роли меняются. Играя с педагогом в ансамбле попеременно обе партии, ученик не только отчетливо ощущает самостоятельную жизнь каждой из них, но и слышит всю пьесу целиком в одновременном сочетании обоих голосов. Последнее чрезвычайно облегчает наиболее трудный этап работы – переход обеих партий в руки ученика после предварительного запоминания им наизусть каждого голоса. Подобный способ освоения полифонических пьес значительно повышает интерес к ним, а главное, закладывает в сознании ученика живое образное восприятие голосов.

А в сборниках «Путь к музицированию» Л.Баренбойма, «Пианист – фантазер» Э.Тургеневой к пьесам подголосочного склада даются творческие задания, которые я тоже использую в работе с учениками. Например: «подбери до конца нижний голос и определи тональность; «сыграй один голос, а другой спой»; «присочини к мелодии второй голос и запиши подголосок»; «сочини продолжение верхнего голоса» и так далее. Сочинение, как одно из видов творческого музицирования детей необыкновенно полезно. Оно активизирует мышление, воображение, чувства. Наконец, значительно повышает интерес к изучаемым произведениям.

Следующий пример — обработка русской народной песни «А мы просо сеяли». Можно рассказать ученику, что это народная игровая песня, и что её участники делятся на две перекликающиеся группы:

Одна группа поёт: «А мы просо сеяли, сеяли», другая им отвечает: «А мы просо вытопчем, вытопчем».Первая опять задаёт вопрос: «А чем же вам вытоптать, вытоптать?» Вторая: «А мы коней выпустим, выпустим». Здесь очень важно научить ребёнка к ясному, поочерёдному вступлению голосов, чёткости их проведения, точности нюансировки. На этом примере так же он получит первое представление об имитации. В данном случае ученик должен понять, что имитацией является ответ второй группы участников.

А в обработке р.н.п. «На зелёном лугу» ученик услышит имитацию, как «эхо». Ребенок с удовольствием ответит на вопросы педагога: сколько голосов в песне? Какой голос звучит, как «эхо»? И расставит (сам) динамику (f и p), используя прием «эхо»:

В данном случае можно поиграть темы в разных регистрах, или на двух инструментах с педагогом, чтобы ученик отчётливей услышал контраст между двумя голосами.

Встретившись в дальнейшем с имитацией в других фортепианных пьесах или даже этюдах, ученик будет более живо её воспринимать. Так, в «Этюде»№31 из «Фортепианной азбуки» Е.Гнесиной , имея уже какой-то опыт, он обязательно услышит имитационную перекличку:

Важно, чтобы окончания мотивов в одном голосе не заглушались вступающим голосом. На каждом уроке необходимо добиваться контрастного динамического воплощения и различного тембра для каждого голоса отдельно. Играем, например, один голос громко, а другой – тихо, как «эхо». Важно, чтобы с самого начала работы над пьесой, когда ученик учит ее отдельными руками, он слышал на уроках не только сочетание двух голосов, но и их различную окраску. Затем «форте» и «пиано» меняются местами. Так как обычно хуже слышат нижний голос, можно поиграть его в октавном удвоении двумя руками, а педагог одновременно с учеником должен играть верхний голос.

Сосредоточивание внимания на каждом голосе позволяет лучше уяснить себе его развитие в целом и во всех деталях. Необходимо добиться, чтобы ученик смог сыграть каждый голос сначала до конца вполне законченно и выразительно. На это хочется тем более обратить внимание, т.к. значение работы над голосами учениками нередко недооценивается; она проводиться формально и не доводиться до той степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить отдельно каждый голос как самостоятельную мелодическую линию.

При соединении голосов целесообразно играть их первое время не от начала до конца, а отдельными небольшими построениями, возвращаясь к наиболее трудным местам. Весьма эффективный способ работы – пропевание одного голоса, в то время как другой исполняются на фортепиано, а так же некоторые другие способы, например:

– играть оба голоса и один из них поочередно петь;

– оба голоса петь (ученик с учителем);

– оба голоса ученик играет сдержанным звуком «меццо пиано», но внутренним слухом ведет один.

Огромную пользу по формированию основных навыков исполнения полифонии в период начального обучения могут принести сборники Е.Ф. Гнесиной: «Фортепианная азбука», «Маленькие этюды для начинающих», «Подготовительные упражнения».

Вслед за освоением простой имитации начинается работа над пьесами канонического склада, построенные на стреттной имитации. Это такой тип полифонии, когда имитирующий голос вступает до момента окончания своей мысли основным голосом. В пьесах такого рода имитируется уже не одна фраза или мотив, а все фразы или мотивы до конца произведения. В качестве примера можно привести «Маленький канон» А.Гольденвейзера:

Для преодоления новой полифонической трудности полезен следующий способ работы: вначале пьеса переписывается и учится в простой имитации. Под первым мотивом, в нижнем голосе, проставляются паузы, а при имитации его в басу паузы выписываются в сопрано. Так же поступаем и со вторым мотивом. В таком облегченном «переложении» пьеса играется 2-3 урока. Потом эти же мотивы переписываются в стреттной имитации. Разумеется, ансамблевый метод работы должен в это время оставаться ведущим. Его значение ещё больше повышается, когда весь нотный текст играется двумя исполнителями так, как он написан автором. Только после этого оба голоса могут быть переданы в руки ученика.

Необходимо подчеркнуть, что сам процесс переписывания полифонических произведений очень полезен: ученик быстрее привыкает к полифонической фактуре, лучше разбирается в ней, более ясно осознает мелодию каждого голоса, их соотношение по вертикали. Эффективность данных упражнений возрастает во много раз, если их играть затем по слуху от разных звуков и в разных регистрах (вместе с педагогом). Так как стреттная имитация в полифонии И. С. Баха является очень важным средством развития, то педагог, заботящийся о судьбе дальнейшего полифонического образования ученика, не может не сделать акцента на этом разделе.

Значительное место в репертуаре начинающих пианистов занимают пьесы старинных композиторов, написанные в стиле контрастной полифонии. Исполнение двух голосов на различных мануалах создавало само собой, без каких-либо усилий исполнителя тембровый контраст между ними. При исполнении же этих пьес на фортепиано необходимо позаботиться о различной окраске двух голосов. Почти всегда основную мелодию, разнообразную по интонациям, ритму, штрихам, ведет верхний голос; нижний же голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, лишь изредка включающую отдельные моменты имитации. Пьесы такого рода часто исполняются с различной артикуляцией двух голосов.

Мне в моей педагогической работе очень помогает сборник «Старинная музыка для маленьких пианистов» (ред. И.Лебедева). Здесь собраны пьесы таких композиторов, как Д.Тюрк, Г.Телеман, Ж.де Сен-Люк, Г.Перселл, Л.Куперен и т.д. Почти все пьесы имеют программное название, что очень помогает в работе над образным содержанием произведения. Например: «Приятное настроение», «Весёлый Ганс», «Тихо и нежно, как дуновение ветерка», «Противные октавы! Ну вас!», «Охотничьи рога и эхо» и т.д. Так же в сборник включена музыка различных танцевальных жанров: менуэт, бурре, марш, сарабанда. Играя такие пьесы, ученик знакомится с музыкальным языком эпохи барокко, что служит основой для накопления интонационного словаря юного музыканта и помогает ему понять музыкальный язык последующих эпох. Ведь именно в эту эпоху складывались риторические основы музыкального языка – музыкально-риторические фигуры, связанные с определенной смысловой символикой (фигуры вздоха, восклицания, вопроса, умолчания, усиления, различных форм движения и музыкальной структуры).

Так, постепенно, от урока к уроку ученик преобретает навыки самостоятельности работы над полифоническими произведениями.

И только после такой кропотливой, очень важной работы можно переходить к следующей ступеньке развития полифонического мышления – произведениям И.С.Баха («Нотной тетради А.М Бах» и «Маленьким прелюдиям»). Если первокласснику привили интерес к полифонии, то встретившись с произведениями И.С Баха, он не сможет остаться к ним равнодушным. Легкие полифонические пьесы из «Нотной тетради А.М Бах» — ценнейший материал, который воспитывает чувство стиля и формы, дальше развивает звуковую палитру полифонического мышления начинающего пианиста.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что фортепианное обучение каждодневно и целенаправленно ведет учащегося в направлении формирования, развития и совершенствования его полифонического слуха. Фортепианная педагогика накопила значительное количество методических приемов тренировочного характера, способных в ходе работы над полифонической музыкой ускорить и тонизировать этот процесс. К важнейшим из них могут быть отнесены следующие:

  • Разучивание пьесы по голосам, выразительное исполнение партии каждого голоса, осмысление их мелодической самостоятельности.
  • Игра в ансамбле с педагогом (или другим учеником), когда партию одного голоса исполняет ученик, а другого – учитель, и наоборот.
  • Игра в ансамбле с перенесением партий голосов в разные регистры (для развития тембрового воображения, а так же ощущения ясности звучания каждого голоса).
  • Игра в ансамбле с педагогом с применением контрастной динамики звучания голосов.
  • Игра в ансамбле на двух фортепиано с октавным удвоением голосов.
  • Пение одного голоса и исполнение партии другого на фортепиано.
  • Оба голоса петь (ученик с учителем).
  • Проигрывание всей пьесы с концентрацией внимания на каком-либо одном голосе, подчеркнуто экспрессивном исполнении его, при намеренном затушевывании другого голоса.
  • Знание учеником каждого голоса наизусть.
  • Исполнение двумя руками, вслушиваясь в сочетание голосов.

Овладение полифонией много дает учащимся не только в приобретении навыков исполнения полифонической музыки, но и для музыкально-исполнительской подготовки в целом. Особенно значительна роль работы над полифонией в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в умении вести мелодическую линию, в развитии технического мастерства и т.д.

Достижение определенного уровня полифонической зрелости возможно лишь при условии постепенного, плавного наращивания знаний и полифонических навыков. Всякий перебой, нарушение этого режима ломает естественную логику развития учащихся, а подчас лишает их базы в дальнейшей работе над более сложными произведениями. Поэтому перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией и полифонической техникой, всегда стоит серьезная задача: научить ребенка любить полифоническую музыку (а также полифонию в любой другой музыке), понимать ее и с удовольствием работать над ней.

В заключение приведу слова известного пианиста и педагога Натана Перельмана: «Люби полифонию смолоду, тогда и в старости она будет тебе верна».

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.,1971.

2. Калинина Н.П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. 2-е изд., испр. – Л.; Музыка, 1988. – 160с.

3. Ройтерштерн М.И. Полифония. — М., Академия, 2002.- 192с.

4.Теория и методика обучения игре на фортепиано, под общей ред. А.Г.Каузовой, А.И.Николаевой. — М., Владос, 2001. – 368с.

5. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано.- М., Просвещение, 1984. – 176с.

Источник

Оцените статью